Сколько парусных судов в мире

Обновлено: 28.04.2024

Итак, парусники России: всего в России шесть больших парусников: четырехмачтовые барки - «Седов», Крузенштерн» (про них расскажу в следующих статьях), и трехмачтовые парусные учебные суда - «Мир», «Надежда», «Паллада» и «Херсонес». Эта «четверка» была построена в Польше, на судостроительной верфи в Гданьске. Как принято говорить у моряков – sistership – суда одного проекта. На этой верфи было заложено шесть однотипных учебных парусников, из них четыре ходят под Российским флагом. Парусники были построены по прототипу парусных судов начала XX века.

Все четыре парусника трехмачтовые. Основные характеристики:

  • длина наибольшая (с бушпритом) - 109 м
  • ширина – 14 м
  • высота грот мачты – 49,5 м
  • осадка – 6,7 м
  • общая площадь парусов – 2700 кв. м
  • суда имеют по два дизельных двигателя мощностью по 450 квт каждый
  • экипаж от 40 до 50 человек
  • количество практикантов на борту – в среднем 140 человек.

После постройки «Мира» и «Паллады» на верфи внесли некоторые изменения в конструкцию парусников, изменили корму, и суда стали чуть длиннее. Я смотрел все регистровые документы этих судов, есть незначительные различия в цифрах габаритов судов и мощности двигателей, поэтому здесь я привел усредненные цифры.

Все парусники имеют парусное вооружение типа «корабль» или «фрегат». В английском варианте - full rigged ship (корабль с полным парусным вооружением, трехмачтовый корабль). А также два двигателя с приводом на один винт.

Парусник "Мир"

"Мир" – первым из российской четверки вышел из судоверфи и 1 декабря 1987 – на кормовом флагштоке парусника был поднят красный флаг Советского Союза. И парусник «Мир» под командованием капитана В. Н. Антонова направился в Ленинград. Кстати, первый капитан – Виктор Николаевич Антонов был бессменным капитаном парусника до 2002 года!

А первым судовладельцем стало Ленинградское Высшее Инженерное Морское Училище имени С. О. Макарова, курсанты знаменитой «Макаровки» проходили на нем практику. Многие мои знакомые – макаровцы с теплом вспоминают морскую практику на этом судне. Потом парусник передали в Балтийское морское пароходство (с 1989 по 1991 годы). Затем снова в морской университет.

Сейчас порт приписки судна – Санкт-Петербург. Судовладелец – федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт». На паруснике проходят практику курсанты морских университетов и мореходных училищ Северо-Запада России.

Очень редкое фото: парусник "Мир" в сопровождении ледоколов выходит в Балтийское море. Год 2005 или 2006.

Очень редкое фото: парусник "Мир" в сопровождении ледоколов выходит в Балтийское море. Год 2005 или 2006.

Парусник «Мир» один из самых активных участников различных регат, количество которых уже сложно подсчитать:

«Мир» победил в международной гранд регате «Коламбус-92», посвященной пятисотлетнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом. Приз экипажу парусника «Мир» вручал лично король Испании Хуан Карлос I.

Еще парусник «Мир» принимал участие в Трансатлантической регате Tall Ship’s Races 2000.

"Мир" единственное судно этого класса парусников (класс "А"), завоевавшее главный приз этой гонки два раза подряд (2003 и 2004 гг.).

Парусник неоднократно был призером в знаменитой регате «Катти Сарк».

А в 2016 году Президент России наградил парусник «Мир» за первое место в Tall Ship’s Races 2016.

Капитанский салон парусника уже с трудом вмещает многочисленные кубки, грамоты и награды международных регат.

Судно принимало участие в Сочинской Олимпиаде, на паруснике постоянно проводились торжественные мероприятия, а курсанты работали волонтерами на Олимпиаде.

Недавно "Мир" отметил свое тридцатилетие.

Парусник «Мир» знают и очень любят в европейских городах. Парусник представляет российский флаг в портах Европы и выступает как символ морского Санкт-Петербурга. А еще в Европе очень любят наших кадетов, как хороших специалистов, воспитанных в лучших морских традициях.

Парусник "Паллада"

«Паллада» - год постройки – 1989. Порт приписки - Владивосток. Судно принадлежит Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету.

Назвали парусник в честь фрегата «Паллада», который в 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил плавание с дипломатической миссией (глава миссии был вице-адмирал Е. В. Путятин), из Кронштадта к берегам Японии.

В 2007 – 2008 г парусник совершил кругосветное плавание, посвященное 190-летней годовщине кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Паруснику «Паллада» принадлежит рекорд скорости 18,7 узлов (35 км/час) для парусных судов этого класса.

Парусник "Херсонес"

"Херсонес" – год постройки – 1989, порт приписки – Сочи. Первое название судна – «Александр Грин», потом был переименован в «Херсонес». Был учебным судном в Керченском государственном морском техническом университете.

До 2006 года использовался как круизный парусник для туристов. Потом долго стоял на отстое в порту Керчь, сейчас судно полностью отремонтировано, судовладелец – «Росморпорт». Уже третий год на паруснике проходят практику курсанты мореходных училищ и университетов.

Парусник "Надежда"

«Надежда» — парусное учебное судно, год постройки – 1991, флаг, уже Российской Федерации, подняли на нем 5 июня 1992 года. Порт приписки – Владивосток. Судовладелец - «Росморпорт». Основное предназначение – обучение курсантов мореходных училищ парусному делу.

В 2003 году парусник побывал в кругосветном походе, посвященному 200-летию первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Кругосветка заняла чуть более четырнадцати месяцев. За это время судно преодолело почти 45 тыс. морских миль (более 83 тыс. км. ), увидело тридцать морских портов в двадцати странах мира. Несколько раз пересекло экватор. Это было первое кругосветное плавание, осуществленное в начале XXI века.

Парусник «Надежда» - постоянный участник международных регат и фестивалей парусных судов, проводимых в Тихоокеанском регионе.

В 2014 году парусник стал победителем регаты «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014», в которой приняли участие 22 учебно-парусных судна из девяти государств, в том числе парусник «Мир», который пришел вторым. Свой длинный путь из Владивостока парусник прокладывал через Индийский океан и Суэцкий канал

На паруснике «Надежда», как и на паруснике «Мир», ежегодно проходят плавательную практику сотни курсантов из различных морских учебных заведений, в основном с Дальнего востока и соседних регионов.

Морские суда – это тот универсальный вид транспорта, которым пользовались наши предки для путешествий между странами и континентами. История кораблестроения начиналось с самых простых видов морского транспорта – с обыкновенной лодки, и практически сразу люди задумались о способах увеличения скорости своих примитивных судов. Тогда же и появились прообразы первых парусов, которые человек мастерил из звериных шкур.

С развитием технического прогресса, уже на кораблях стали появляться мачты и реи, на которых держались паруса – так открылась эпоха парусного морского транспорта.

Какие же наиболее крупные парусники были построены за всю историю человечества?

Club Med 2

Club Med 2 - пятимачтовая шхуна с компьютерным управлением, которая принадлежит и управляется компанией Club Med и используется как круизное судно. Сочетает в себе мощность семи управляемых компьютером парусов с более традиционной дизель-электрической мощностью, имея четыре дизель-генератора, которые приводят в действие два электродвигателя.

Club Med 2 был построен в 1992 году в Гавре, Франция.

Крупнейшее парусное судно в мире (круизное), на борту которого могут находится до 386 пассажиров с экипажем из 214 человек. Летом курсирует по водам Средиземного, Эгейского и Адриатического морей и Карибского моря зимой. Трансатлантические рейсы предлагаются весной (на восток) и осенью (на запад).

  • Длина: 194 м.
  • Ширина: 20 м.
  • Высота: 80 м.
  • Осадка: 5,09 м.
  • Палуб: 7.
  • Клиренс палубы: 6,1 м.
  • Построен: 1992 год.
  • Флаг: Франция.

Preußen (парусный корабль)

«Preußen» ( «Пруссия» ) — пятимачтовый парусный корабль с цельностальным корпусом. Это был самый большой в мире корабль с прямыми парусами и единственный пятимачтовый парусник этого класса мирового торгового флота.

Построено в 1902 году на верфи «Johann C. Tecklenborg» по заказу гамбургской судоходной компании F.Laeisz. Порт приписки Гамбург. «Пруссия» никогда не был оснащен вспомогательными двигателями.

  • Спущен на воду: 7 мая 1902 года
  • Класс и тип судна: Грузовое судно
  • Скорость хода макс. 20,5 узлов
  • Экипаж 45
  • Длина: 147 м
  • Ширина: 16,4 м
  • Высота: 68,0 м

France II

  • Класс и тип судна: линейный корабль 3 ранга
  • Порт приписки: Руан
  • Организация: «Société Anonyme des Navires Mixtes»
  • Строительство начато: март 1912
  • Спущен на воду: 9 ноября 1912
  • Введён в эксплуатацию: октябрь 1913
  • Водоизмещение: 10 710 тонн
  • Двигатели: Паруса, дизель
  • Мощность: 2 × 900 л. с.
  • Скорость хода: 17,5 узлов-под парусами
  • Экипаж: 50 человек

Заложенный на верфях города Бордо он был пущен на воду 9 ноября 1911 года, его длина составила 146,20 метров. «France II» курсировал между Европой и Новой Каледонией (французское островное образование), перевозя уголь, руду, шерсть.

К сожалению, парусник продержался на воде всего 11 лет, в 1922 году «France II».» напоролся на риф, где его и оставили.

Интересно, что в наше время во Франции существует проект возрождения этого парусного судна.

Р.С.Рикмерс

  • Класс и тип судна: барк
  • Изготовитель: Бремерхафен
  • Спущен на воду : 8 февраля 1906 года
  • Введён в эксплуатацию: 1906 год
  • Выведен из состава флота: 27 марта 1917 года — потоплен подлодкой U-66

«R.C.Rickmers» — немецкий пяти мачтовый барк, спущенный на воду в 1906 году в городе Бремерхафен, помимо парусов был оснащён паровой машиной (мощность 1160 л.с.).

По этой причине «R.C.Rickmers» не значился в списках самых больших парусных судов Германии, хотя с 1914 года корабль и занимал по своим размерам и водоизмещению одно из ведущих мест.

Это судно совершало большие торговые плавания, и с началом Первой мировой войны, стоявший на рейде в Уэльсе «R.C.Rickmers» перешёл под британскую юрисдикцию. Довольно казусна гибель парусника: совершавший торговый рейс «R.C.Rickmers» под английским флагом был затоплен немецкой подводной лодкой U-66: так немцы утопили собственное же детище.

Томас У. Лоусон

  • Спущен на воду: 1902 год
  • Водоизмещение: 10860 тонн
  • Высота: 35 м

Некий судовладелец Дэон Кроули мечтал о создании самого крупного парусника в мире, и его мечта осуществилась.

В 1902 году со стапелей города Куинси на воду был спущен «Томас У. Лоусон» — уникальная шхуна, знаменитая тем, что у неё было семь мачт. «Томас У. Лоусон» специализировался на перевозке сыпучих грузов и угля, а в 1907 году был зафрактован нефтяной компанией для перевозки нефтепродуктов через Атлантический океан.

Катастрофа с парусником случилась неподалёку от английских берегов: попавший в полосу шторма корабль выбросило на рифы, корпус судна не выдержал натиска стихии и разломился. Весьма символично, что беда с «Томас У. Лоусоном» произошла 13 числа пятничного дня.

Royal Clipper

  • Класс и тип судна: Круизное судно
  • Водоизмещение: 5061 тонн
  • Высота: 60 м
  • Длина: 134,8 м.
  • Экипаж: 100 чел
  • Материал корпуса: Сталь

Пятимачтовый парусник «Royal Clipper» приняли в эксплуатацию в 2000 году. «Royal Clipper» — самое длинное на данный момент парусное судно (его длина составляет 134,8 метра), и способно вместить на борт 227 человек.

Предназначенный для круизного пассажирского перемещения «Royal Clipper» оборудован дополнительными электрическим и дизельным (для малого, бесшумного хода, до 8 узлов) двигателями.

Парусник летом путешествует по Средиземноморью, зимой же осуществляет туристические круизы через южную часть Малых Антильских островов, трансатлантические же переезды паруснику доступны между сезонами.

Сегодня, в эпоху бурного развития техники, основная масса военных кораблей и гражданских судов всего мира имеет механические двигатели, позволяющие этим плавсредствам передвигаться по водным просторам независимо от силы и направления ветра. Еще в середине 19-го века, с распространением парового двигателя, все военные флоты в течение двух-трех десятилетий перешли с паруса на механический движитель. В гражданском флоте парусники продержались несколько дольше, однако в начале 20-го столетия и торговые парусные суда так же исчезли. Казалось бы, время парусников, очень сильно зависевших от капризов погоды, кануло в далекое прошлое. Но, тем не менее, парусные суда существуют до сих пор. В первую очередь, это учебные парусники, на которых молодые люди, решившие посвятить свою жизнь морю, изучают азы морского дела. Такие учебные парусные суда существуют во многих странах. Среди наиболее известных крупных парусников, на которых и сегодня обучаются курсанты морских училищ, можно назвать итальянский «Америго Веспуччи», норвежский «Стадаат Меркуль», испанский «Элькано», советско-российские «Седов» и «Крузенштерн». Но перечисленные выше суда – это старые парусники, плавающие еще с 20-30х годов 20-го века до сих пор; фактически – они отголоски прошлого. Однако парусные суда строятся и сейчас. Так, в 1967 году аргентинцы ввели в эксплуатацию парусник «Либертад», в 1982 польский флот принял судно «Дар молодежи», в 1987-1992 годах наши моряки получили новые парусники «Мир», «Надежда», «Паллада», «Херсонес», которые плавают под российским флагом и сегодня. Существуют и более новые парусники. Например, с 2000 года под флагом сухопутного (!) Люксембурга совершает пассажирские круизы по Средиземноморью построенный в 1999 году поляками пятимачтовый парусник «Роял Клиппер», а в 2016 году флот Перу получил новейшее учебное парусное судно «Юнион». И это – только большие парусники крупного водоизмещения. А ведь в мире еще широко применяются и разнообразные «разнокалиберные» частные парусные яхты, некоторые из которых тоже достигают весьма внушительных размеров. Малых же прогулочных парусников, размерами с обычную лодку, вообще существует огромное множество. Причины довольно интенсивной даже в 21-м веке эксплуатации парусных судов самые разные: одни используют парусники для экономии энергоресурсов в современных условиях часто повторяющихся энергетических кризисов; другие же таким образом отдают дань романтике старинного способа передвижения по воде под белоснежными облаками парусов, в полной тишине, не нарушаемой гулом работающих двигателей…

Бороздящие воды морей современные парусники весьма разнообразны; они сильно различаются не только размерами, но и количеством мачт, и видами оснастки. Причем и большие, и малые парусные суда современности в видах своей оснастки опираются на старую парусную школу, оттачивавшуюся веками. Однако до сегодняшнего дня дожили далеко не все виды парусников, существовавших ранее. В 21-м веке используются только наиболее удачные образцы прошлого; а все остальные имевшиеся многочисленные типы парусных судов, не соответствующих современным требованиям, остались в истории (и речь о них пойдет отдельно). Сейчас же – разговор только о тех парусных судах, которые используются сегодня. Они в зависимости от вида парусного вооружения различаются на следующие основные типы:

Корабли – крупные плавательные средства, несущие от трех до пяти мачт. Все мачты – с прямыми парусами; косыми являются лишь имеющийся внизу на бизань-мачте традиционный для всех парусников гафельный парус, обеспечивающий повороты судна, а так же кливера (между бушпритом и фок-мачтой) и стаксели (между мачтами), выполняющие вспомогательную роль.

Барки – такие же крупные, как корабли; тоже несут от трех до пяти мачт. Но у них вся кормовая мачта оснащена косыми парусами, а остальные мачты – с прямыми парусами. В сочетании с кливерами и стакселями косые паруса бизань мачты заметно улучшают маневренность судна, при незначительной потере скорости.

БАРКЕНТИНА (шхуна-барк)

Баркентины несколько меньше кораблей и барков; они несут от трех до четырех мачт. Передняя мачта с прямыми, остальные мачты - с косыми парусами. По скорости баркентины отстают от кораблей и барков, зато они значительно более маневренны и способны ходить под острыми углами к ветру.

Шхуны бывают самых разных размеров, но в основном они относятся к среднеразмерным судам. Средние шхуны несут две мачты, более редкие крупные – три; правда, раньше иногда встречались и огромные шхуны, имевшие от четырех до семи мачт (эти суда были преимущественно американского происхождения). Все шхуны подразделяются на два вида: марсельная шхуна и гафельная шхуна. Гафельные шхуны несут на всех мачтах только косые паруса; марсельные шхуны кроме косых парусов на обеих мачтах имеют на фок-мачте вверху один или несколько прямых парусов. Соответственно, гафельные шхуны отличаются высочайшей маневренностью, а марсельные - несколько большей скоростью; при этом оба вида шхун способны двигаться под острыми углами к ветру. По внешнему виду двухмачтовую гафельную шхуну можно перепутать с похожим на нее гафельным кечем; но шхуна, предназначенная для морских плаваний, крупнее прибрежного кеча, и отличается от него тем, что несет фок- и более высокую грот-мачту (кеч же имеет грот- и более низкую бизань-мачту).

Двухмачтовое судно средних размеров; имеет две мачты с прямыми парусами. Для улучшения маневрирования бриг кроме косых кливеров между бушпритом и фок-мачтой несет внизу на грот-мачте (которая является второй и последней) косой гафельный парус, являющийся традиционным почти для всех видов парусников.

Бригантина представляет собой помесь шхуны и брига. Это среднее двухмачтовое судно, у которого одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми. Такое парусное вооружение позволяет судну сочетать приемлемую скорость с хорошей маневренностью. Маневренности и крутым курсам способствуют так же имеющиеся кливера и стаксели.

Все перечисленные выше парусники относится к крупным и средним; эти типы, появившиеся еще несколько столетий назад, являются и сегодня основными видами мореходных парусных судов. Но кроме них существует так же ряд малых парусников прибрежного и речного плавания . Среди этих малых парусников, сегодня (впрочем, как и в 19-м, и в 20-м веках) выполняющих обычно в основном прогулочные или рыболовные функции, встречаются и одномачтовые, и двухмачтовые, и даже трехмачтовые суда. К одномачтовым относятся шлюп, тендер и кэт; к малым двухмачтовым судам - иол и кеч, а малый «трехмачтовик» носит «грозное» наименование люггер (как знаменитый немецкий пистолет).

Люгер относится к старинному виду французских малых парусников, применяемых во Франции до сих пор. Это трехмачтовое небольшое судно вооружено рейковыми парусами (косыми четырехугольными парусами на косых рейках, короткий конец которых смотрит вниз, а длинный – вверх).

Малый «двухмачтовик» кеч имеет передней высокую грот-мачту, а позади - более короткую бизань-мачту. Обе мачты на кече несут только косые паруса; причем на них встречаются паруса двух типов. Суда с гафельными парусами называются гафельными кечами, а с бермудскими – бермудскими кечами. Гафельный кеч внешне очень похож на гафельную шхуну, но он значительно меньше шхуны и, как уже говорилось, его задняя мачта ниже передней (в то время как у шхуны – наоборот).

Иол имеет мачтовое и парусное вооружение идентичное кечу; эти два типа парусников походят друг на друга. Разница заключается в том, что на иоле бизань-мачта вынесена далеко на корму и находится позади рулевого управления, в то время как на кече бизань-мачта стоит перед рулем. Используемый уже несколько веков, сегодня иол в «классическом» старом виде с гафельными парусами встречается очень редко; современные прогулочные иолы обычно оснащены бермудскими парусами, которые обеспечивают более высокую маневренность.

ТЕНДЕР И ШЛЮП

Малые одномачтовые парусники тендер и шлюп по размерам и парусности близки друг к другу; в 19-м и начале 20-го века они различались бушпритом: на тендерах он был длинный выдвижной, а на шлюпах – короткий постоянный. Еще одним различием служило расположение мачты: на тендерах – в середине корпуса, на шлюпах – несколько ближе к носу. Но сегодня бушприты на этих типах судов применяются довольно редко; изменилось и расположение мачт – мачта шлюпа так же переместилась в середину корпуса. Поэтому современные шлюп и тендер различать стало довольно трудно. Правда, в определенной мере нынче различию способствует тип применяемых парусов. Сегодня тендеры с бермудскими парусами практически не строят, а шлюпы – наоборот, обычно вооружают только бермудами; гафельные шлюпы практически исчезли.

Кэт (в некоторых странах Европы его называют «динги») - имеет одну мачту, вынесенную фактически на нос судна. Она вооружена одним бермудским или гафельным парусом (соответственно этому судно называется бермудский кэт, или гафельный кэт).

Самым маленьким парусником является ял - лёгкая гребно-парусная лодка или корабельная шлюпка длинной от 3 до 6 метров. На судах она используется для связи с берегом, работ у борта, перевозки лёгких грузов или людей. Также ялы пользуется популярностью у спортсменов и туристов. Ялы существуют нескольких видов: 3-метровые «двойки» (двухвесельные ялы) являются чисто гребными и не имеют мачт. Четырехвесельные и шестивесельные ялы (длинной 5 и 6 метров) имеют 5-метровую мачту с одним (иногда разрезным) прямым парусом.

Дополнительная информация:

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.

Автор

Собрали краткие биографии самых больших парусников и захватывающие факты из жизни этих морских красавцев. Многие из них до сих пор бороздят морские просторы и готовят из юных курсантов настоящих моряков.

«Пруссия»

Пятимачтовый парусник с цельностальным корпусом. Ранее он был самым большим в мире кораблем с прямыми парусами, а также единственным пятимачтовым парусником этого класса мирового торгового флота. Парусный корабль построили в 1902 году по заказу гамбургской судоходной компании «Лайеш».

Гамбург является портом приписки парусного судна. В отличие от многих других, парусник «Пруссия» никогда не был оснащен вспомогательными двигателями.

Длина корабля – 147 метров, ширина – 16,3 метра, водоизмещение – 11 150 тонн, объем судна – 5 081 рт (регистровых тонн), площадь парусов – 6 806 метров в квадрате, годы эксплуатации – с 1902 по 1910.


«Пруссия»

«Франс II»

Французский пятимачтовый парусный корабль. Этот парусник считается одним из самых больших в истории судостроения. «Франс II» был заложен на верфях Chantiers et Ateliers de la Gironde во французском городе Бордо в 1911 году.

Длина парусника – 146,20 метров, ширина – 17 метров, водоизмещение – 10 710 тонн, объем судна – 5 633 рт, объем парусов – 6 350 метров в квадрате.


«Франс II»

«R.C.Rickmers»

Немецкий пятимачтовый парусный корабль, а также служил в качестве торгового судна.

Длина парусника составляет 146 метров, ширина – 16,3 метров, водоизмещение – 10 500 тонн, объем судна – 5548 регистровых тонн, площадь парусов – 6 045 метров в квадрате.


«R.C.Rickmers»

«Томас У. Лоусон»

Эта шхуна – единственный семимачтовый парусник в мире. Он был спущен на воду в городе Куинси в 1902 году. Известный судовладелец Дэон Кроули очень хотел создать самый большой парусник во всем мире, и посему он стал вдохновителем и автором идеи его строительства.

Длина парусника составляет 144 метра, ширина – 15 метров, водоизмещение – 10 860 тонн, объем судна – 5 218 рт, площадь парусов – 4 330 метров в квадрате, валовая вместимость шхуны составила 5,218 (брт), что на 137 (брт) было в то время больше, чем у пятимачтового барка «Пруссия», которого ввели в эксплуатацию за несколько месяцев до парусника «Томас. У. Лоусон».


«Томас У. Лоусон»

«Ройял Клипер»

Это пятимачтовый четырехзвездочный круизный парусник, который был построен по образу и подобию «Пруссии» (1902 – 1910). Макет парусника разработал Зигмунт Хорен – польский специалист по корабельным устройствам, а сам парусник приняли в эксплуатацию в 2000 году.

Самый длинный парусник в мире вмещает 227 пассажиров. «Royal Clipper» может развивать скорость до 20 узлов. Длина корабля – 134,8 метров, ширина – 16,5 метров, водоизмещение – 5 061 тонна, объем судна – 4 425 рт, площадь парусов – 5 202 метра в квадрате.


«Ройял Клипер»

«Потоси»

Пятимачтовое парусное торговое судно было построено в 1895 году по заказу гамбургской судоходной компании «Лайеш». Маршрут парусника проходил между Германией и Чили.

Длина парусника – 132,1 метр, ширина – 15,1 метр, водоизмещение – 8 580 тонн, объем судна – 4 026 рт, площадь парусов – 4 700 квадратных метров.


«Потоси»

«Кобенхавн»

Последний пятимачтовый барк, который был построен в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене.

Длина барка – 131,9 метров, ширина – 15 метров, водоизмещение – 7 900 тонн, объем судна – 3 901 рт, площадь парусов – 4 644 квадратных метра.


«Кобенхавн»

«Франс I»

Один из самых крупных пятимачтовых барков. Парусное судно было построено в 1890 году. Это был первый французский парусный грузовой корабль и второй в мире в эту эпоху.

Длина корабля – 133 метра, ширина – 14,9 метров, водоизмещение – 7 800 тонн.


«Франс I»

«Вайоминг»

Шестимачтовая 125-метровая двухпалубная шхуна, которая была построена в основном из канадской сосны. В то время это был верх совершенства деревянного судостроения. «Вайоминг» – крупнейшее в мире цельнодеревянное судно.

Длина корабля – 137 метров, ширина – 15 метров, водоизмещение – 8 000 тонн, объем судна – 3 731 рт, площадь парусов – 3 700 метров в квадрате.


«Вайоминг»

«Грейт Рипаблик»

Самый большой деревянный клипер XIX века. Он был построен знаменитым американским судостроителем Дональдом Маккеем. Клиперу “Грейт Рипаблик” не было равных по своим размерам. Большинство американских клиперов XIX века имели длину около 70 метров и считались самыми большими в мире, английские клиперы были в среднем около 60 метров.

Длина «Грейт Рипаблик» составляла 101,5 метров, Ширина клипера – 16,2 метра, водоизмещение – 4556 тонн. Высота грота парусника достигала 70 метров. Общая площадь парусов – 6070 квадратных метров.


«Грейт Рипаблик»

«Викинг»

Четырехмачтовый стальной барк, который был построен в 1906 году в Копенгагене. Это самое большое парусное судно, когда-либо построенное в Скандинавии.

Длина барка – 118 метров, ширина – 13,9 метров, водоизмещение – 6 300 тонн, объем судна – 2 959 рт, площадь парусов – 3 690 метров в квадрате.


«Викинг»

«Седов»

Четырехмачтовый барк был построен в 1921 году под именем Magdalene Vinnen II. С 1936 года название поменялось на Kommodore Johnsen. А в 1945 году барк был передан СССР Великобританией и был переименован в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. На сегодняшний день «Седов» – это один из самых крупных в мире парусных учебных судов.

Длина – 117,5 метров, ширина – 14,6 метров, водоизмещение – 7 320 тонн, объем судна – 3 556 рт, площадь парусов – 4 192 метра в квадрате.


«Седов»

«Крузенштерн»

Четырехмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Построен был в 1925–1926 годах в Германии. При спуске барк носил имя Падуя, но в 1946 году он перешел в собственность СССР и был переименован в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна. Порт приписки судна – Калининград.


«Крузенштерн»

«Юнион»

Это учебное парусное судно Перуанского флота. У парусника – четырехмачтовый стальной корпус. Юнион был построен в 2014 году судостроительной компанией Shipyard Marine Industrial Services в Перу, известной также как SIMA.

Длина барка составляет 115,75 метров, ширина – 13,5 метров, водоизмещение – 3 200 тонн, площадь парусов – 4 324 метров в квадрате.


«Юнион»

«Памир»

Многомачтовое парусное судно. В свое время мировую популярность приобрели многомачтовые парусные суда, которые получили неофициальное название «летающие «П». Эта серия парусников была построена в конце XIX века по заказу германской судоходной компании F. Laeisz. Барк «Памир» – один из них.

Длина судна – 114,5 метров, ширина – 14 метров, водоизмещение – 3 910 тонн, объем судна – 3 020 рт, площадь парусов – 3 800 метров в квадрате.


«Памир»

«Хуан Себастьян де Элькано»

Это учебное судно Военно-морских сил Испании. Оно используется как тренировочная база курсантов Военно-морской академии. Элькано – это крупнейшая из шхун мирового учебного флота. По типу парусного вооружения «Элькано» относится к топсельным (марсельным) шхунам, на фок-мачте он несет четыре прямых паруса и три косых, на остальных трех мачтах – только косые паруса.

Судно было спроектировано и построено на верфи «Эчеварьета и Ларинага» в Кадисе, а спущено на воду 5 марта 1927 года. Шхуна была названа в честь Хуана Себастьяна де Элькано (1476–1526), первого моряка, который совершил кругосветное плавание.

Длина судна – 113 метров, ширина – 13 метров, водоизмещение – 3 670 тонн, объем судна – 2 464 рт, площадь парусов – 3153 метров в квадрате.


«Хуан Себастьян де Элькано»

«Эсмеральда»

Учебное парусное судно чилийских ВМС постройки середины XX века. Оно было заложено на кадисской верфи в 1946 году, и шесть лет спустя испанцы продали судно Чили в счет долга Испании перед этой страной. 12 мая 1953 года судно спустили на воду, а 15 июня 1954 года над ним подняли чилийский флаг.

Длина судна – 113 метров, ширина – 13 метров, водоизмещение – 3 673 тонн, объем судна – 2 400 рт, площадь парусов – 2 935 метров в квадрате.


«Эсмеральда»

Учебный трехмачтовый корабль, фрегат по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению – судно с полным парусным вооружением, который принадлежит Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург), а с 2014 года – «Росморпорту». «Мир» был построен на верфи Гданьска в 1987 году.

Длина судна – 109,6 метров, осадка 6,6 метра, общая площадь парусов 2771 метров в квадрате, высота средней мачты – 49,5 метров. Вмещает до 200 человек.


«Мир»

«Надежда»

Учебный трехмачтовый корабль. Судно с полным парусным вооружением, в регистре значится как фрегат. В настоящее время принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию Дальневосточного бассейного филиала «РОСМОРПОРТ».

Длина судна – 109,4 метра, ширина – 14 метров, водоизмещение – 2 297 тонн, площадь парусов – 2 768 метров в квадрате.


«Надежда»

«Дар Молодежи»

Польский трехмачтовый учебный парусник, фрегат. Он был построен на Гданськой судоверфи имени Ленина и спущен на воду в 1982 году. Наследник легендарных парусников Lwоw («Львов») был спущен на воду в Англии в 1869 году, один из первых стальных парусников.

Длина – 108,8 метров, ширина – 13,94 метра, водоизмещение – 2 946 тонн, объем судна – 2 384 рт, общая площадь парусов – 3 015 метров в квадрате.


«Дар Молодежи»

«Паллада»

Учебный трехмачтовый корабль. Это судно с полным парусным вооружением. В регистре значится как барк, в прессе иногда называется фрегат. Принадлежит Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Владивосток).

Длина – 108,6 метров, ширина – 14 метров, водоизмещение – 2 284 тонн, общая площадь парусов – 2 771 метр в квадрате.


«Паллада»

«Херсонес»

Учебный трехмачтовый фрегат, корабль с полным прямым парусным вооружением. Учебная база Севастопольского филиала Государственного морского университета им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова. Порт приписки – Севастополь.

Длина фрегата – 108,6 метров, ширина – 14 метров, водоизмещение – 2 987 тонн, общая площадь парусов – 2 770 метров в квадрате.


«Херсонес»

«Либертад»

Учебное парусное судно аргентинских ВМС. Он был построен в 1950‑х годах на верфи «Рио-Сантьяго» вблизи Ла-Платы и стал одним из крупнейших парусников мира. Первый выход в море был совершен в 1962 году. Прошел более чем 800 тысяч морских миль. Это 1,5 миллиона километров. Посетил около 500 портов в более чем 60 странах.

Длина судна – 103,7 метров, ширина – 13,8 метров, водоизмещение – 3 765 тонн, общая площадь парусов – 3 652 метра в квадрате.


«Либертад»

«Америго Веспуччи»

Итальянское учебное парусное судно. Трехпалубный парусник «Америго Веспуччи» – реминисценция линейного парохода-парусника 50–60‑х гг. ХIХ века. Оно было спущено на воду в феврале 1931 года в Неаполе.

Длина судна – 100,6 метров, ширина – 15,56 метров, водоизмещение – 4 146 тонн, объем судна – 3 545 рт, общая площадь парусов – 2 580 метров в квадрате.


«Америго Веспуччи»

«Стадсраад Лемкуль»

Трехмачтовый норвежский парусный барк 1914 года постройки. Приписан к порту Берген. Он является самым старым и самым большим парусным судном в Норвегии.

Длина судна – 98 метров, ширина – 12,6 метров, водоизмещение – 1 516 тонн, объем судна – 1 701 рт, общая площадь парусов – 2 026 метров в квадрате.


«Стадсраад Лемкуль»

Трехмачтовая шхуна с бермудским парусным вооружением. Шхуна является одной из крупнейших частных парусных яхт в мире. Она принадлежит медиа-магнату, миллиардеру Барри Диллеру, супругу модельера Дианы фон Фюрстенберг.

Длина яхты составляет 92,92 метров, ширина – 13,47 метров, водоизмещение – 1 500 тонн, общая площадь парусов – 3 600 метров в квадрате.


«Eos»

Парусник МИР — самое быстрое учебное парусное судно, которое впервые в России берет на свой борт тех, кто хочет на неделю стать членом экипажа и совершить переход по Балтийскому Морю из Санкт-Петербурга в Калининград или обратно.

Формат проведения экспедиции

В составе небольшой группы до 12 человек у вас есть возможность обрести уникальный опыт и на неделю стать частью экипажа легендарного парусника.
В этом вам поможет опытный руководитель группы и наставники из числа экипажа.
В некоторых экспедициях будут принимать участие музыканты, фотографы, журналисты и писатели в качестве специальных гостей и руководителей групп.

Вас ждет неделя настоящей морской жизни в компании единомышленников, друзей и настоящих моряков!

Дневники Участников Экспедиций


Парусник Мир

МИР: российское учебное 3‑мачтовое судно или «фрегат» — судно с полным парусным вооружением.

МИР построен на верфи Гданьска (Польша) в 1987 году.

Длина судна — 108,6 метра,
осадка — 6,6 метра,
общая площадь парусов — 2771 м²,
высота средней мачты (1 грот) — 49,5 метров.
Экипаж до 200 человек.

МИР неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах (включая «Катти Сарк»). В 1992 году выиграл большую регату, посвящённую 500-летию открытия Америки.

Регион плавания парусника «МИР» в Балтийском море

Экспедиции будут проходить по трем маршрутам с заходом в порт Санкт-Петербурга и рейдом в порту Калининграда:
1. Санкт-Петербург – Калининград
2. Калининград – Калининград
3. Калининград – Санкт-Петербург

Берингия 2021

Даты экспедиций под парусами «Мира»

Руководитель группы: Николай Абрамов — старший боцман фрегата «Паллада», мастер парусного спорта, капитан I ранга, ходил под парусами в кругосветке, кавалер Ордена мужества

Условия участия в экспедиции под парусами МИРа

Мужчины и женщины старше 18 лет. Специальный опыт или морские документы не требуются. Молодежь от 18 лет до 25 лет идут по особым условиям — уточнять у куратора экспедиций.

Длительность нахождения на борту — в среднем 7 дней. Как показывает наш опыт — это достаточный срок, чтобы почувствовать себя полноценным членом экипажа и освоить азы морского дела.

Группу практикантов (до 12 человек) возглавит опытный руководитель экспедиции. За время плавания вы получите теоретические и практические знания, необходимые для взаимодействия с экипажем. Для всех участников действует сухой закон и единые правила поведения на борту.

Все участники экспедиции (практиканты) являются полноценными членами экипажа, а значит должны исполнять приказы капитана и указания руководителя группы, следовать распорядку дня, нести вахты, по возможности участвовать в палубных работах и парусных авралах.

Большинство практикантов — это люди, которые впервые вышли в море, поэтому будет поэтапное вовлечение в учебный процесс и рост сложности практических занятий. Все практиканты взаимодействуют вместе с опытными членами экипажа — по мере роста своих знаний и навыков повышается сложность заданий. Но безопасность — всегда приоритет № 1.

В море нет связи, поэтому вас ждет полное переключение от забот внешнего мира и приятное общение с интересными людьми. Для вашей безопасности и полного переключения в мир моря, ветра и парусов — на борту действует сухой закон, запрещено обсуждать любые темы, способные расколоть наше дружное морское сообщество.

Практиканты размещаются в 12-местных кубриках (для нашей группы выделено 2 кубрика: мужской и женский), обеспечивается 4‑х разовое питание в море, 3‑х разовое в порту. Комплект специальной экипировки вы получите от руководителя по прибытию на борт.

Паспорт РФ (для входа на территорию порта);
Загранпаспорт (для выхода в нейтральные воды);
Сертификат о вакцинации Спутник V или отрицательный ПЦР тест;
Личная экипировка в соответствии с памяткой по подготовке;
Детальная подготовка начинается за 14 дней до старта экспедиции.

Как будут проходить наши дни на паруснике?

Главный фактор, который определяет нашу жизнь на корабле — это погода. И решение капитана, исходя из погодных условий.

Единственное, что неизменно — это распорядок дня.

Будьте уверены, что вас разбудит судовое радио, по которому вахтенный помощник оповестит о местонахождении судна и погоде на день. Хотя многие к этому времени уже проснутся, чтобы встретить рассвет и сделать зарядку на верхней палубе.

В кают-компании всех участников экспедиции будет ждать завтрак.

Руководитель группы расскажет план активностей на день, который еще с вечера согласован с капитаном.

Как правило, утром проходят лекции по общему устройству судна, теории хождения под парусами, основам навигации. Часто занятия приобретают интерактивный формат — путем погружения в работу команды. Вы познакомитесь с удивительными людьми, которые посвятили всю свою жизнь морю.

Обед в кают-компании.

Начнутся занятия на верхней палубе и учебные подъемы на мачты.

Во время этих занятий вы быстро поймете, чего хотите — работать на палубе или на реях с парусами. Боцман определит, на что вы способны. Руководитель экспедиции будет внимательно следить за вашим прогрессом и помогать там, где нужно. Если позволит погода.

Полдник, затем снова активности на верхней палубе.

Продолжим учебные подъемы, научимся вязать морские узлы, укатывать паруса, позапоминаем названия частей рангоута, если нужно — станем драить палубу и натирать до блеска медь.

В последующие дни сложность заданий будет постепенно возрастать вплоть до самостоятельного управления курсом судна и несения вахт. Особо смелые и способные с разрешения боцмана будут допущены до участия в парусных авралах. А вот те, кого мачты не особо влекут, смогут найти себе занятие на верхней палубе.

Ужин в кают-компании.

Свободное время. Запланированы вечера погружения в историю мест и акватории нахождения парусника, а также встречи с членами постоянного экипажа. Каждый участник экспедиции сможет рассказать о себе и поделиться географией своих странствий — вы приятно удивитесь, в компании каких интересных людей оказались. Скорее всего, здесь вы найдете настоящих друзей, ведь нет дружбы крепче, чем та, что началась в море.

Общий отбой для всей команды судна.

Если свободны от вахты, то можно, поднявшись на учебный мостик, понаблюдать за звездами и за тем, как Луна отражается в бескрайнем морском просторе. В Балтийском море летом очень короткие ночи, и почти не темнеет из-за долгих закатов и ранних рассветов.

Те, кто намерен принимать участие в парусном аврале (это по желанию) — будьте готовы, что авралы случаются и ночью: если ветер изменит свое направление. И тогда у вас есть всего три минуты, чтобы надеть страховочный пояс и оказаться у своей мачты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: