Сколько атомных судов в россии

Обновлено: 18.04.2024


Атомный ледокольный флот России — это уникальный потенциал, которым во всем мире обладает только наша страна. С его развитием началось интенсивное освоение Крайнего Севера, так как атомные ледоколы призваны обеспечивать национальное присутствие на территории Арктики, используя передовые ядерные достижения. В настоящее время обеспечением обслуживания и эксплуатации этих судов занимается государственное предприятие "Росатомфлот". В этой статье мы рассмотрим, сколько действующих ледоколов имеет Россия, кто ими командует, какие цели они решают.

Направления деятельности

Атомный ледокольный флот

Атомный ледокольный флот России направлен на решение конкретных задач. В частности, он обеспечивает прохождение кораблей через Северный морской путь в замерзающие порты России. Это одна из главных целей, которую выполняет российский атомный ледокольный флот.

Также участвует в научно-исследовательских экспедициях, обеспечивает проведение спасательных и аварийных операций в неарктических замерзающих морях и во льдах. Помимо этого, в обязанности компании "Росатомфлот" входит проведение ремонтных работ и техническое обслуживание ледоколов, реализация проектов по экологическому восстановлению северо-западной части страны.

Часть ледоколов даже участвуют в организации туристических круизов на Северный полюс для всех желающих, на них можно добраться на архипелаги и острова Центральной Арктики.

Важное направление деятельности атомного ледокольного флота России — безопасное обращение с радиоактивными отходами и ядерными материалами, которые составляют основу двигательных установок судов.

С 2008 года "Росатомфлот" официально входит в состав государственной корпорации "Росатом". Фактически сейчас корпорация владеет всеми судами атомного технического обслуживания и судами, оснащенными ядерной энергетической установкой.

История

Атомные ледоколы России

История атомного ледокольного флота России ведет свой отсчет с 1959 года. Именно тогда состоялся торжественный спуск на воду первого на планете атомного ледокола, который назывался "Ленин". С тех пор 3 декабря отмечается День атомного ледокольного флота России.

Однако превращаться в настоящую транспортную артерию Северный морской путь стал только в 70-е годы, когда можно было говорить о появлении атомного флота.

После спуска на воду атомного ледокола "Арктика" в западном секторе Арктики навигация стала возможной на протяжении всего года. В это время ключевую роль в развитии этого транспортного пути сыграл так называемый Норильский промышленный район, когда на трассе появился первый в этих местах круглогодичный порт Дудинка.

Со временем были построены ледоколы:

  • "Россия";
  • "Сибирь";
  • "Таймыр";
  • "Советский Союз";
  • "Ямал";
  • "Вайгач";
  • "50 лет Победы".

Это список атомных ледоколов России. Ввод их в эксплуатацию на десятилетия вперед предопределил существенное превосходство в сфере атомного судостроения во всем мире.

Локальные задачи

В настоящее время "Росатомфлот" решает большое количество важных локальных задач. В частности, он обеспечивает стабильную навигацию и безопасное мореплавание на протяжении всего Северного морского пути.

Это позволяет осуществлять транспортировку углеводородной и другой разнообразной продукции на рынки Европы и Азии. Это направление — реальная альтернатива действующим транспортным каналам между Тихоокеанским и Атлантическим бассейном, которые сейчас соединены через Панамский и Суэцкий каналы.

К тому же этот путь намного выигрышнее по времени. От Мурманска до Японии по нему предстоит плыть около шести тысяч миль. Если вы решите следовать через Суэцкий канал, то расстояние окажется больше в два раза.

За счет атомных ледоколов России удалось наладить существенный грузопоток на Северном морском пути. В год перевозится около пяти миллионов тонн грузов. Постепенно увеличивается число значимых проектов, некоторые заказчики заключают долгосрочные контракты, вплоть до 2040 года.

Также "Росатомфлот" занимается работами по исследованию морей, оценкой сырьевых и минеральных ресурсов на арктическом шельфе, который прилегает к северному побережью страны.

Осуществляются регулярные операции в районе порта под названием Сабетта. С развитием углеводородных арктических проектов ожидается увеличение потока грузов по Северному морскому пути. В связи с этим в числе ключевых направлений в работе компании "Росатомфлот" становится разработка нефтегазовых промыслов в Арктике. По прогнозам, в 2020-2022 годах объем перевозимой углеводородной продукции может увеличиться до 20 млн тонн в год.

Военные базы

Еще одно направление, по которому ведется работа, это возвращение в Арктику отечественного военного флота. Стратегические базы невозможно восстановить без активного участия атомного ледокольного флота. Задача, которая стоит сегодня, заключается в том, чтобы обеспечить арктические гарнизоны Минобороны всем необходимым.

В соответствии с долгосрочной стратегией развития, в будущем основной упор будет делаться на создание безопасного, надежного и эффективного флота.

Состав атомного флота

В настоящее время в список действующих атомных ледоколов России входит пять судов.

Это два ледокола с 2-реакторной ядерной установкой — "50 лет Победы" и "Ямал", еще два ледокола с однореакторной установкой — "Вайгач" и "Таймыр", а также лихтеровоз с ледокольным носом "Севморпуть". Вот сколько атомных ледоколов в России.

"50 лет Победы"

Ледокол 50 лет Победы

Этот ледокол в настоящее время является крупнейшим в мире. Он был построен на Ленинградском Балтийском заводе. Официально спущен на воду в 1993-м, а введен в эксплуатацию в 2007-м. Такой длительный перерыв связан с тем, что в 90-е годы работы фактически были приостановлены из-за отсутствия денег.

Сейчас постоянный порт приписки судна — Мурманск. Помимо задачи по проводке караванов через арктические моря, этот ледокол принимает на борт туристов для участия в арктических круизах. Желающих он доставляет до Северного полюса с посещением земли Франца-Иосифа.

Капитана ледокола зовут Дмитрий Лобусов.

Ледокол Ямал

"Ямал" был построен еще в Советском союзе, он относится к классу "Арктика". Его строительство было начато в 1986 году, а завершено спустя три года. Примечательно, что поначалу он назывался "Октябрьская революция", только в 1992 году был переименован в "Ямал".

В 2000 году этот действующий атомный ледокол России совершил экспедицию к Северному полюсу, став седьмым судном в истории, которое добралось до этой точки на планете земля. Всего на данный момент Северного полюса ледокол достигал 46 раз.

Судно рассчитано на преодоление морского льда толщиной до трех метров, при этом оно способно поддерживать стабильную скорость до двух узлов в час. "Ямал" способен колоть лед, двигаясь как вперед, так и назад. На борте несколько лодок класса "Зодиак" и вертолет Ми-8. Имеются спутниковые системы, обеспечивающие надежную навигацию, интернет, телефонная связь. Всего на корабле 155 кают для экипажа.

Специально для перевозки туристов ледокол не предназначен, однако все-таки участвует в круизах. В 1994 году на носу судна появилось стилизованное изображение акульей пасти как яркий элемент оформления для детского круиза. Позже его было решено оставить по просьбе туристических компаний. В настоящее время уже считается традиционным.

"Вайгач"

Ледокол Вайгач

Ледокол "Вайгач" относится к мелкосидящим, он построен в рамках проекта "Таймыр". Заложен был на финской верфи, в 1989 году доставлен в Советский Союз, строительство завершалось на Балтийском заводе в Ленинграде. Именно здесь была осуществлена установка атомной установки. Считается введенным в эксплуатацию в 1990 году.

Его главная отличительная черта заключается в уменьшенной осадке, которая позволяет обслуживать суда на Северном морском пути с заходом в сибирские реки.

Основные двигатели ледокола обладают мощностью до 50 тысяч лошадиных сил, что позволяет ему преодолевать толщу льда более чем в полтора метра со скоростью два узла в час. Работа возможна при температуре до -50 градусов. В основном судно применяют для сопровождения кораблей из Норильска, которые перевозят металл, а также судов с рудой и лесом.

"Таймыр"

Ледокол Таймыр

Зная, сколько атомных ледоколов в России сейчас, стоит вспомнить и про судно под названием "Таймыр", построенное в рамках одноименного проекта. В первую очередь, он предназначен для проводки судов по руслам сибирских рек, чем схож с кораблем "Вайгач".

Его корпус был построен в Финляндии в 80-е годы по заказу Советского Союза. При этом была использована сталь советского производства, оборудование также все отечественное. Атомное оснащение было поставлено уже в Ленинграде. Корабль обладает теми же техническими характеристиками, что и судно "Вайгач".

"Севморпуть"

Ледокол Севморпуть

"Севморпуть" — ледокольно-транспортное судно, имеющее на борту атомную установку. Считается одним из крупнейших на планете невоенных атомных судов. Это самый большой лихтеровоз в мире по водоизмещению.

Проектно-сметную документацию первоначально разработали еще в 1978 году. Строительство велось на заводе "Залив" в Керчи. Оно было начато в 1984 г., корабль был спущен на воду через два года. Официально введен в строй в 1988 г.

"Севморпуть" так и остался единственным судном этого типа. На заводе "Залив" планировали создать еще один такой корабль, но из-за развала Советского Союза работы были прекращены.

В первую очередь, корабль предназначен для перевозки грузов в лихтерах в северные районы. Самостоятельно прорезает лед толщиной до одного метра. В отличие от большинства других ледоколов, способен работать и в теплых водах. Например, одно время выполнял грузоперевозки между Мурманском и Дудинкой.

Одно время корабль стоял без работы, возникла даже угроза, что его придется сдать на "иголки", если ситуация не изменится. С 2014 года проводится его дооснащение. Сейчас судно вновь в строю, совершает регулярные рейсы, оставаясь единственным действующим грузовым судном, имеющим атомную силовую установку.



Атомные авианосцы – это корабли новейшего поколения, которые доступны только ведущим державам мира. Однако при этом в составе российского ВМФ они практически не числятся. В чем же проблема? Почему Российская Федерация, которая по многим показателям лидирует в международной гонке вооружений, так сильно отстает в этом показателе? Ведь у Соединенных Штатов в наличии имеется уже довольно приличное количество таких кораблей. Где же атомные авианосцы России? Именно на этот вопрос вы и узнаете ответ в данной статье. Вы поймете, почему этот аспект гонки вооружений у Российской Федерации оказался таким слабым. Также вы узнаете о кораблях такого типа, которые производились на территории России, но по тем или иным причинам не оказались в составе ВМФ. Также вы сможете получить информацию о единственном авианосце, находящемся на службе в ВМФ, а также о том, планируются ли атомные авианосцы России в ближайшем будущем.

Естественно, конкретную информацию о подобных проектах получить нереально – на телевиденье ответственные лица могут говорить одно, на бумаге будет обозначено другое, а на деле может происходить вообще третье. Поэтому информация о будущем атомных авианосцев в России является исключительно предположительной.

Почему в России нет атомных авианосцев?

атомные авианосцы россии

Атомные авианосцы России – это очень интересная тема, так как у одной из сильнейших держав в мире в военном плане практически полностью отсутствует большой и важный сегмент. Как это вышло? Вся проблема заключается в наследии, которое досталось Российской Федерации от Союза Советских Социалистических Республик. Загвоздку можно найти при изучении военной политики СССР – дело в том, что государство полностью отказалось от производства авианосцев, даже не рассматривая их как концепцию несущих авиационную мощь кораблей.

Уже во времена Советского Союза начал закладываться фундамент неравнозначности этого аспекта в будущей России в сравнении, например, с Соединенными Штатами. Как итог – у Российской Федерации в начале ее существования не было авианосцев и никаких планов и программ на их изготовление, новое тысячелетие страна встретила в точно таком же положении, да и на сегодняшний день о том, когда появятся атомные авианосцы России, пока только ходят слухи и разговоры.

Попытка начала производства

новый атомный авианосец россии

Нельзя сказать, что Советский Союз даже не пытался. В начале семидесятых годов СССР на самом деле запланировал строительство первого полноценного атомного авианосца, который мог бы положить начало набору настоящего атомного флота. Был уже даже создан проект, получивший рабочее название "1160". Целью этого проекта было создание к 1986 году целых трех полноценных атомных авианосцев, которые могли бы давать катапультный взлет одним из самых эффективных советских самолетов Су-27 К. Однако, к сожалению, плану не суждено было быть реализованным, так как на тот момент СССР концентрировался на создании тяжелых авианесущих крейсеров, которые нельзя назвать полноценными атомными авианосцами по множеству причин. И именно тогда поступило предложение о создании новейшего тяжелого авианесущего крейсера с вертикальным взлетом. Вот тогда-то проект "1160" был свернут, а первый атомный авианосец отечественного происхождения так и не появился на свет.

К слову, проект авианесущего крейсера, которым был заменен проект "1160", потерпел полнейшее поражение. В 1991 году он был завершен, начали проводиться пробные запуски, которые в итоге привели к тому, что один из самолетов упал прямо на палубу крейсера и там и сгорел. К 1992 году проект был свернут, и Советский Союз остался как без атомных авианосцев, так и без крейсеров с системой вертикального пуска, а Российская Федерация, появившаяся годом позже, – без какого-либо багажа в области разработки атомных авианосцев.

Но что же случилось дальше? Появились ли атомные авианосцы России? История показывает, что они на самом деле появились, но также были скорее авианесущими крейсерами, да и создавались они в основном не для ВМФ России.

Что есть сейчас?

 атомный авианосец россии адмирал кузнецов

Когда речь идет про атомные авианосцы России, классификация играет очень большую роль. Дело в том, что как таковых атомных авианосцев в стране нет вообще. И они никогда не создавались ни в России, ни до того, в Советском Союзе. Но если отбросить дотошность, тогда к авианосцам можно отнести тяжелые авианесущие крейсеры, о которых уже писалось ранее. И тогда можно проследить историю того, как появлялись те крейсеры, которые функционировали уже в России.

Первыми были крейсеры «Киев», «Минск» и «Новороссийск». Они были спущены на воду в семидесятые годы, а списаны вместе в 1993 году. Первый простоял без дела десять лет, пока не был отправлен в Китай, где стал экспонатом тематического музея. Второй уже через два года после списывания был продан в Южную Корею, где его хотели разобрать для получения металла, но затем был перепродан в Китай, где, так же как и предыдущий, попал в тематический музей. Третьему повезло меньше всего - он был продан в Корею на разборку, но его уже никто не выкупил, поэтому крейсер так и был разобран на детали.

Что касается более современных моделей, то здесь стоит обратить внимание на авианесущий крейсер «Варяг», который был спущен на воду в 1988 году. Однако после распада Советского Союза он достался Украине, которая продала его в Китай, где его усовершенствовали, завершили и подготовили к использованию. В итоге он функционирует и по сей день под названием «Ляонин». Еще один крейсер, который действует до сих пор, – это «Адмирал Горшков», который функционировал до 2004 года, после чего был продан в Индию, где был реконструирован, переделан под классический атомный авианосец и до сих пор находится на вооружении ВМФ Индии. Есть еще один авианесущий крейсер под названием «Ульяновск», который мог бы действовать в Российской Федерации – он был заложен относительно недавно, в 1998 году, и планировалось, что он будет завершен к 1995 году. При этом он бы до сих пор мог спокойно служить в ВМФ России, однако проект был свернут еще до его завершения, а то, что было уже собрано, разобрали обратно на металл. Вот так и не попали на вооружение ВМФ первые атомные авианосцы России.

«Адмирал Кузнецов»

первые атомные авианосцы россии

Но все ли это атомные авианосцы России? Обзор на этом не заканчивается, потому что необходимо еще взглянуть на один экземпляр, который единственный остается сейчас на плаву и в составе ВМФ. Что это за корабль? Это атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов» - единственный корабль в ВМФ России, который можно классифицировать как авианесущий. Однако при этом атомным авианосцем его можно назвать только условно, так как он, как и предыдущие модели, является ТАВКРом, то есть тяжелым авианесущим крейсером. Как и все другие авианесущие корабли, он был построен на советском Черниговском судостроительном заводе. Заложен этот корабль был в 1985 году, а в 1988 году был уже спущен на воду – с тех пор он функционирует и успел послужить как Советскому Союзу, так и Российской Федерации. Свое название он получил только после распада СССР, до этого он имел несколько различных имен. Изначально ему было дано название «Рига», затем он был переименован в «Леонида Брежнева», после этого стал «Тбилиси», и только потом появился на свет атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов». Что же это за корабль, который на сегодняшний день является единственным во всем Военно-Морском Флоте России?

Технические характеристики корабля

атомные авианосцы россии технические характеристики

Как вы видите, не имеются в большом количестве в наличии у ВМФ атомные авианосцы России. Технические характеристики единственного тяжелого авианесущего крейсера, однако, могут вызвать интерес. Итак, это корабль с довольно внушительным водоизмещением – более шестидесяти тысяч тонн. Его длина составляет 306 метров, ширина – семьдесят метров, а высота в наибольшей точке – 65 метров. Осадка корабля может составлять от восьми до десяти метров, при максимальном водоизмещении она достигает 10,4 метра. Бронирование этого корабля выполнено из катаной стали, организовано дублирование корпуса дополнительными отсеками. От вражеских торпед корабль защищает 4,5-метровая трехслойная защита – броневой слой способен перенести попадание с зарядом 400 килограмм тротила. Что касается двигателей, то здесь стоит обратить внимание, что использовалась четырехвальная котлотурбинная технология, которая не применяется на полноценных атомных авианосцах. Однако если же говорить о сухих технических характеристиках, то четыре паротурбины дают в сумме 200 тысяч лошадиных сил, турбогенераторы производят 13 с половиной тысяч киловатт, а дизель-генераторы – еще девять тысяч киловатт. Также стоит отметить движитель, который состоит из четырех пятилопастных винтов. Что все это дает в сумме? В сумме получается максимальная скорость 29 узлов, то есть 54 километра в час. Также стоит отметить боевую экономическую и экономическую скорости – первая составляет 18 узлов, а вторая – 14.

Сколько же может проплыть этот корабль без дозаправки? Дальность хода, естественно, зависит от скорости: при максимальной скорости дальность составляет 3850 морских миль, при боевой экономической скорости – чуть больше семи с половиной тысяч морских миль, а при экономической скорости – почти восемь с половиной тысяч морских миль. Независимо от пройденной дистанции считается также и автономность плавания, которая в случае с этим кораблем составляет сорок пять суток. Экипаж такого корабля насчитывает немногим менее двух тысяч человек. Это результат, который могли бы спокойно превзойти современные атомные авианосцы России. Характеристики ведь были заложены около тридцати лет назад, поэтому здесь нечему удивляться. Однако это еще не все, что вы можете узнать о единственном атомном авианосце, находящемся на сегодняшний день в составе ВМФ России.

Вооружение

атомные авианосцы россии характеристики

Учитывая тот факт, что этот корабль является боевым, у него на борту имеется большой набор разнообразного вооружения, именно о нем сейчас и пойдет речь. «Адмирал Кузнецов» может похвастаться навигационной системой «Бейсур», которая позволяет вести максимально прицельный огонь. Прежде чем рассматривать непосредственно орудия, стоит взглянуть также и на радиолокационные приспособления – их на корабле достаточно. На борту имеется семь различных РЛС общего обнаружения, а также две станции управления авиацией. Также стоит обратить внимание на радиоэлектронику – на борту имеется боевая информационно-управляющая система «Лесоруб», комплекс связи «Буран-2» и многое другое.

Что ж, теперь уже можно обратить внимание именно на вооружение – в первую очередь стоит отметить шесть зенитных артиллерийских установок, рассчитанных на 48 тысяч снарядов. Из ракетного вооружения на борту корабля имеются 12 пусковых установок «Гранит», 4 зенитно-ракетных комплекса «Кортик» и четыре пусковые установки «Кинжал». Есть у корабля и способ атаки или защиты против подводных лодок – это два реактивных комплекса, рассчитанных на шестьдесят бомб.

Авиационная группа

атомные авианосцы россии история

Отдельно стоит взглянуть на авианесущую составляющую технических характеристик. «Адмирал Кузнецов» рассчитан на пятьдесят самолетов, которые можно было бы перевозить на борту. Более того, предполагалось, что там будут присутствовать также и вертолеты. Однако на деле все оказалось немного иначе, и на сегодняшний день данный корабль служит базой всего для тридцати самолетов, большую часть которых составляют Су-33 и Миг-29К.

Планы на будущее

Но что же дальше? Появится ли новый атомный авианосец России? Или же еще долгое время «Адмирал Кузнецов» будет оставаться единственным представителем? Еще десять лет назад россияне возлагали надежды на грядущий пересмотр указа, который состоялся в 2009 году. Как и при распаде Советского Союза и образовании Российской Федерации, так и десять лет назад у правительства не было вообще никаких планов на данный сегмент военного рынка. В то же время главный конкурент, Соединенные Штаты Америки, спускал на воду уже десятый полноценный атомный авианосец. Но что же произошло в 2009 году? Был расписан план уже до 2020 года, и атомных авианосцев там по-прежнему не значилось. Так что новый атомный авианосец России пока что не появился даже на бумаге – существует он пока только на словах, да и то в прессе, а не в заявлениях официальных уполномоченных лиц.

Прототипы

Поручение Медведева

Однако надежды людей были возрождены в 2015 году, когда Дмитрий Медведев поручил Министерству обороны заняться разработкой плана внедрения атомных авианосцев. Это будет далеко не самая простая задача по той причине, которую вы уже знаете – полноценные корабли такого типа на территории Российской Федерации и даже бывшего Советского Союза никогда не строились. Атомный авианосец – это не одно и то же, что тяжелый авианесущий крейсер, поэтому и технологии придется использовать совершенно другие. Однако, так или иначе, самые оптимистичные прогнозы сообщают, что к 2020 году может быть предложен план создания первых атомных авианосцев, предназначенных для российского ВМФ.

В последнее время граждане нашей страны все чаще интересуются боеспособностью вооруженных сил РФ. На различных интернет-порталах звучат вопросы, связанные с армией: «Сколько у России подводных лодок и надводных кораблей?», «Сколько танков и ракет?» и т. д. Почему вдруг наши люди стали проявлять подобный интерес, что послужило причиной?


Лирическое отступление

Сегодня уже ни для кого не является секретом, что президент РФ и его команда круто изменили направление внешней политики нашей страны. Они все чаще дают щелчки по носу западным державам. Политика России становится все более твердой, она не прогибается ни под США, ни под Европейский союз, ни под МВФ. Многие западные политики говорят о том, что «Русский медведь» вышел из спячки и скоро заявит о себе в полный голос. Что изменилось в сознании нашего президента и его окружения, сказать трудно. Христиане склонны говорить, о том, что грядет последняя битва Апокалипсиса, и что Россия станет спасителем всего человечества. Поклонники ведического учения утверждают, что закончилась Ночь Сварога, наступил Рассвет, т. е. прошло время лжи и притворства - наступила эпоха воина. Не будем говорить, кто из них прав, а кто заблуждается, возможно, правы все, и говорят об одном и том же, только смотрят на мир каждый со своей колокольни. Вернемся лучше к правительству, которое шаг за шагом укрепляет нашу государственность и суверенитет. Одной из таких программ стала реформа вооруженных сил РФ. В данной статье мы рассмотрим состояние подводного флота нашего государства, перспективы его развития, узнаем, сколько у России подводных лодок и каковы их боевые возможности. Ведь каждый человек понимает, что сильную политику может вести только тот, у кого за спиной стоит отличная армия.


Сколько у России подводных лодок на сегодняшний день?

Несмотря на экономический кризис, постигший нашу страну в 90-х годах прошлого столетия, и появление случайных людей на должности министра обороны РФ уже в новом веке, всеми силами стремившихся уничтожить оборонную мощь государства, отечественный флот до сих пор считается одним из крупнейших в мире, обладающим мощным потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. Одним из главных компонентов ВМФ РФ являются субмарины. Вопрос о том, сколько у России подводных лодок, волнует многих, однако ответить на него довольно непросто. Для начала рассмотрим официальную статистику Министерства обороны. Согласно представленным общественности материалам, ВМФ РФ насчитывает 70 субмарин. Из них:

  • 14 атомоходов с баллистическими ракетами: 10 у Северного флота (СФ) и 4 у Тихоокеанского (ТОФ);
  • 9 атомных лодок с крылатыми ракетами: 4 у СФ и 5 у ТОФ;
  • 19 многоцелевых атомоходов: 14 у СФ и 5 у ТОФ;
  • 8 атомных субмарин специального назначения – все у СФ;
  • 1 дизельная подводная лодка спецназначения – у СФ.
  • 19 дизельных субмарин: 2 у Балтийского флота (БФ), 2 у Черноморского (ЧФ), 7 у СФ, 8 - у ТОФ.

Реальные цифры существенно разнятся со статистикой

70 единиц подводной техники – это довольно внушительно, однако статистика – статистикой, а реальная жизнь – это совсем другое. Вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, что у флота на вооружении 50 атомоходов различных проектов, однако, как оказалось, в состоянии боевой готовности пребывают меньше половины из них. Остальные атомные подводные лодки ВМФ России находятся либо в резерве, либо в ожидании ремонта, и возврат их в строй весьма и весьма сомнителен. Чтобы не быть голословными, давайте рассмотрим состояние подводного флота подробно, так сказать, с переходом на личности.


Наиболее возрастная группа

Самыми «древними» представителями российского подводного флота являются четыре лодки проекта 667БДР. На сегодняшний день две из них (К-223 и К-433) несут службу, К-44 и К-129 находятся в ремонте. Вероятность их возвращения в строй ничтожно мала, ведь даже те, которые задействованы, планируется списать при поступлении новых лодок.

Наиболее многочисленным классом субмарин являются многоцелевые проекты. В общей сложности в ВМФ их 19 единиц пяти направлений. Самые возрастные из них – это четыре лодки 671РТМКК: К-388 и К-414 несут службу, а К-138 и К-448 находятся в ремонте. Списание этих субмарин запланировано на 2015 год.

Основа подводного флота

В составе ВМФ числятся три самые крупные лодки в мире - 941 «Акула»: ТК-17 и ТК-20 поставлены в резерв, а ТК-208 служит для проведения испытаний баллистических ракет типа «Булава». В рядах СФ значатся шесть субмарин проекта 667БДРМ: К-18, К-51, К-114, К-117 и К-407 несут службу, а К-407 должна выйти из ремонтных доков летом этого года.

Кроме того, девять субмарин проекта «Антей» 949А стоят на вооружении СФ и ТОФ, однако всего четыре из них (К-119, К-410, К-186 и К-456) прошли плановый ремонт, а пять числятся либо в резерве, либо в ремонте, и их перспективы весьма туманны.

Основу лодок многоцелевого назначения составляют корабли «Щука-Б» проекта 971. В ВМФ РФ их насчитывается одиннадцать единиц, пять из них (К-154, К-157, К-317, К-335 и К-461) несут боевое дежурство в составе СФ, две - К-295 и К-331 - в ТОФ, а остальные находятся в небоеготовом состоянии, и их ремонт под большим вопросом. Еще четыре лодки относятся к проектам 945 и 945А: «Барракуда» и «Кондор» соответственно. Эти корабли отличаются титановым сверхпрочным корпусом. Два из них - К-336 и К-534 - несут службу в составе СФ, а К-239 и К-276 готовятся к проведению модернизации и ремонта.

Как видите, реальное количество подводных лодок России гораздо меньше, чем предъявлено в отчете МО РФ.


Самые современные субмарины России

Современные подводные лодки России - «Борей» проекта 955 - вошли в состав ВМФ всего лишь в 2013 году. Две из них, К-535 и К-550, несут боевое дежурство где-то в водах мирового океана, К-551 проходит обязательные государственные испытания, а еще одна находится в стадии строительства. Планируется выпустить серию из восьми субмарин этого проекта.

Самой современной субмариной нашего флота является К-560 проекта 885 «Ясень». Она вошла в состав ВМФ 31 декабря 2013 года. Согласно планам МО, будет выпущено десять таких атомоходов. Как видите, новые подводные лодки России продолжают поступать в состав ВМФ, так что есть надежда, что в ближайшие годы ситуация кардинально изменится, причем в лучшую сторону.


Что ждет подводный флот РФ?

Согласно заявлению министра обороны РФ С. Шойгу, ВМФ до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественно новый уровень боевой потенциал флота. Министерство обороны имеет четкий план на развитие подводного ВМФ на ближайшие десятилетия. Он разделен на три этапа, каждый их которых имеет свои цели и особенности. Первый период уже идет полным ходом и завершится в 2020 г., сразу после него начнется второй, который закончится в 2030 г., и последний продлится с 2031 по 2050 гг.

Несмотря на различные планы каждого из этапов, все они имеют общую цель: обновление технической базы подводного флота России и выведение его на уровень мировых лидеров. Рассмотрим вкратце каждый из периодов.

Основная задача – это строительство новых атомоходов, несущих стратегическое вооружение. Ведь у старых лодок уже подходит к концу срок эксплуатации, и в скором времени их необходимо будет сменить. Их планируется заменять субмаринами проекта 955 и 955А. Как уже упоминалось ранее, до 2020 года планируется выпустить 8 лодок этого класса. После принятия в строй они смогут держать одновременно на дежурстве более 200 ракет класса Р-30 «Булава». Кроме того, командование ВМФ приняло решение отказаться от большого количества разнотипных проектов и заменить их многоцелевыми атомоходами четвертого поколения «Ясень» проекта 885.


По причинам секретности подробности этого периода не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревшего парка образцами четвертого поколения и создание новых проектов пятой генерации.

Об этом периоде сведений еще меньше, чем о втором. Известно только о формировании новых требований к субмаринам шестого поколения. Возможно, также будет реализован проект модульной сборки подводного флота, когда, в зависимости от требований заказчика, устанавливается тот или иной модуль, например, с противокорабельными ракетами либо с баллистическими и т. д. В зависимости от поставленной задачи, лодка будет собираться, словно конструктор «Лего».

Историческая справка


Заключение

На сегодняшний день подводные лодки России и США являются основой мирового подводного флота. Чтобы сохранить позиции, отечественный подводный флот необходимо развивать и модернизировать. А закончить данную статью хочется цитатой Российского императора Александра III (1881-1894 гг.): «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас».

Тип ледокола – атомный с турбоэлектрической установкой, четырьмя палубами, двумя платформами, пятиярусной средней надстройкой и двумя мачтами.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕДОКОЛА


  • Длина наибольшая-150 м
  • Ширина наибольшая-30 м
  • Высота корпуса, м-17, 2
  • Осадка, м-11,0
  • Водоизмещение полное-23000 т
  • Толщина корпуса-от 32мм до 48мм по ледовому поясу
  • Скорость во льду, -2,25м-при скорости 2 узла
  • Скорость в чистой воде, узлов-20,8
  • Скорость во льду-от 2 до 20,8 узлов
  • Мощность главной установки-75000 л.с.

Ледокол обладает хорошей управляемостью и маневренностью, имеет плавную качку.

Непотопляемость ледокола удовлетворяет требованиям Правил Регистра при затоплении двух любых отсеков. Корпус ледокола разделен 8 переборками на 9 водонепроницаемых отсеков. По всей длине помещений энергетической установки (ЭУ) установлены продольные водонепроницаемые переборки, образующие второй борт. Отдельные наиболее важные помещения ледокола выделены в самостоятельные водонепроницаемые контуры.


Корпус ледокола выполнен из специальных легированных сталей, для защиты корпуса от коррозии наружная поверхность подводной части покрыта специальной краской "Инерта-160".

Противопожарная защита ледокола выполнена в соответствии с Правилами Регистра и обеспечивается конструктивными мероприятиями по разделению ледокола на четыре вертикальные зоны, а также применением негорючих и трудносгораемых материалов, установкой автоматической пожарной сигнализации, оборудованием комплекса противопожарных систем – водяной, химической, пенотушения и необходимого противопожарного имущества.

Помещения ледокола, относящиеся к категории взрывоопасных (хранилища авиатоплива, ангар, пост выдачи топлива, аккумуляторные, помещения зарядных преобразователей, электрогазосварочных работ) оборудованы взрывобезопасной электроарматурой, системой пожарной сигнализации, средствами пожаротушения и вентиляцией.

Для удовлетворения требований по защите окружающей среды на ледоколе установлены

  • установка для сжигания судовых отходов СП-50 производительностью 50 кг/ч по мусору и 50 кг/ч по нефтеотходам;
  • пять автоматизированных установок для очистки и обеззараживания сточных вод типа ЭОС-5 производительностью по 5 куб.м/сутки и шесть автоматизированных установок типа ЭОС-15 производительностью 15 куб.м/сутки в системе сточных вод;
  • два автоматизированных сепаратора отстойного типа и два сепаратора трюмных вод с предвключенными механическими фильтрами в осушительной системе.

В качестве спасательных средств на ледоколе используются две закрытые спасательные пластмассовые моторные шлюпки и надувные спасательные плоты ПСН-10МК, имеется также рабочий буксирный катер "Орлан". Имеется комплекс систем и устройств, включая ангар, обеспечивающий эксплуатацию вертолета.

Обитаемость экипажа обеспечивается системами кондиционирования воздуха, пресной и забортной воды, вентиляции, сточно-фановой, рефрижерации.

На ледоколе установлены новейшие средства радиосвязи и электрорадионавигации: спутниковые радиотелеграфная и радиотелеграфнотелефонная установки средних, коротких, промежуточных и ультракоротких волн, станция коллективного приема телевидения "Экран-М1", комплекс телевещательной аппаратуры "Глобус-4", РЛС, средство автоматической радиолокационной прокладки, гирокомпас, радиопеленгатор, эхолот, электрический лаг, переносные шлюпочные радиостанции и др. приборы связи.

Ядерная энергетическая установка

Ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) атомного судна состоит из одной или двух автономных атомных паро-производящих установок (АППУ), паротурбинной (ПТУ) и гребной электрической установок (ГЭУ), двух судовых электростанций, вспомогательных механизмов, обслуживающих систем, судовых устройств и оборудования.

Типы АППУ

С 1959 года на атомных судах эксплуатировались 5 типов атомных паропроизводящих установок: ОК-150, ОК-900, ОК-900А,КЛТ-40 и КЛТ-40М.



23 апреля 2020 года подписан Государственный контракт №213/3133-Д на выполнение работ по строительству головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер ».

Государственный заказчик: ФГУП «Атомфлот».

Исполнитель: ООО «ССК «Звезда».

Цена контракта: 127 576 979 000 рублей.

Дата окончания работ: 15 декабря 2027 года.

Головному атомному ледоколу (ГАЛ) проекта 10510 присвоено имя «Россия».

Технический проект ГАЛ «Россия» разработан в 2017 году ПАО «ЦКБ «Айсберг» (г. Санкт-Петербург).

ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» имеет лицензию № ГН-02-102-3965 на сооружение ядерной установки.

Судостроительный комплекс «Звезда» – первая в России верфь, которая выпускает крупнотоннажные морские суда. На территории предприятия размещены и работают блок корпусных производств (БКП), цех сборки блоков (ЦСБ), окрасочные камеры, тяжелый открытый достроечный стапель, крупнейший в стране сухой док (длина 485 м, ширина 114 м, глубина 14 м) с разнообразным транспортировочным и грузоподъемным оборудованием, включая два мостовых крана «Голиаф» (высота 120 м, ширина 189 м, грузоподъемность 1200 т).

(Примечание: г. Большой Камень находится на Дальнем Востоке, разница с московским временем + 7 часов.)

С 1 августа 2020 года открылось Представительство ФГУП «Атомфлот» в г. Большой Камень и начала работать группа наблюдения за строительством ГАЛ «Россия». Основные задачи группы наблюдения: контроль за соответствием строящегося судна техническому проекту, контроль качества работ, рассмотрение и согласование технической документации, учет и контроль расходования финансовых средств.


6 июля 2020 года в блоке корпусных производств состоялась первая резка стали.


На церемонии присутствовали генеральный директор ФГУП «Атомфлот» М.М. Кашка и генеральный директор ООО «ССК «Звезда» С.И. Целуйко

24 ноября 2020 года состоялась закладка киля головного атомного ледокола «Россия».

23 декабря 2020 года получено Свидетельство о праве собственности на судно (строящееся судно).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: