Скажите а что является символом суда и вообще справедливого судопроизводства

Обновлено: 23.04.2024

Заповедь справедливого судопроизводства

Вс-вышний дал заповедь справедливого суда всему человечеству:

Каков должен быть суд ? Тора однозначно говорит нам:

“Судей и судебных исполнителей поставь себе во всех вратах твоих” (Дварим 16:18)

“чтобы они (судьи) судили народ судом праведным”

“Не покриви судом, не лицеприятствуй и не бери взяток, ибо взятка ослепляет глаза мудрецов и искажает речи правые”

“К правде, к правде стремись”

Судьи ответственны за то, что бы в обществе реализовались 7 законов Ноаха.

Суды должны быть во всех городах, более того заповедь поставить судей и инспекторов во всех вратах, указывает на то что, суды должны быть расположены, в местах откуда приезжие прибывают в город (вокзалы, аэропорты, автостанции и т.д.), так как эти места известны всем приезжающим, и суд в этих местах будет легко найти. Ведь именно приезжие являются самой беззащитной категорией людей, и поэтому именно им прежде всего может понадобиться помощь суда и защита.

(РАМБАН) в своем комментарии на недельную главу Торы Ваишлах пишет, что помимо назначения самих судей народы мира должны также учредить суды по отраслям права - то есть суды, которые будут заниматься разбором дел, связанных с кражами, мошенничеством, притеснением наемного работника, его заработной платой, принятием имущества на хранение, сексуальным насилием и совращением, нанесением имущественного ущерба, спорами между кредитором и заемщиком, сделками о покупке-продаже, как то если украл или удержал чужую зарплату, изнасиловал или совратил дочь своего ближнего и т. п.

Судья должен быть человеком честным и прямым и своим поведением, исключительно на основе заповедей Ноаха, должен показывать личный пример как подобает себя вести человеку перед Вс-вышним.

Суд устанавливает механизмы для проверки, как соблюдаются и исполняются обществом 7 заповедей Ноха. Судьи обладают правом наказывать людей за нарушение этих законов.

Судьям запрещается брать взятки. Запрещено брать деньги или подарок у одной из сторон в любом случае без всяких исключений. Даже если это только признательность судье как уважаемому человеку, и даже если судья собирается все равно судить по правде, и даже если речь идет о чем то чисто символическом.

Самосуд строго запрещен. Любые нарушения закона должны рассматриваться судом, нельзя брать закон в "свои руки".

Нельзя допускать, чтобы в основе судопроизводства лежали другие законы, а не 7 заповедей сынам Ноаха. Каждый обращающийся в суд обязан подчинятся решениям судей.

Фемида — в греческой мифологии богиня правосудия. Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках.
Основа Фемиды - повязка на глазах. Это символ, что правосудие вершится непредвзято и беспристрастно.
А вот статуя Фемиды перед зданием Верховного Суда Российской Федерации почему-то без повязки на глазах, к чему бы это? Мало того, что глаза не завязаны, так еще и на весах почти равновесие. Если у оригинальной Фемиды с завязанными глазами, на весах, очевидно, перевешивает истина, то у этой в глазах читается "Сколько дашь?", и от ответа на этот вопрос зависит то, куда качнется чаша весов.
Кстати, ещё обратите внимание на герб Москвы, изображённый на щите. Это чтобы сразу стало ясно, кого это самое правосудие защищает и на чьей оно стороне. Никто не останется безнаказанным. Фемида — статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой — обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.
Правильная фемида Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, повязка на глазах, причем первые два — главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные.
Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини — левая сторона тела считается воспринимающей.
Меч — символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч богини — обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука — правая: это сторона действия, символ силы, «правого дела».
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.
Вот что я нашел в интернете:
Как выяснилось, подобный имидж богини правосудия — вовсе не какое-нибудь супермодное веяние в ваянии скульптур и даже не плод буйной фантазии автора. В Верховном суде России придумали свою богиню правосудия! Когда готовили программу проектирования, в самом суде сказали, что «наша Фемида не может быть с закрытыми глазами, поскольку она все видит и все знает», — огорошил главный архитектор проекта реконструкции Верховного суда Юрий Милаев. — То есть древнегреческих канонов было решено не придерживаться». И на изумленный вопрос: а как же, собственно, беспристрастие? — архитектор невозмутимо пояснил: «Если вы заметили, наша Фемида без меча, то есть никого не режет и не бьет».
А возможно это вовсе и не Фемида, а Немези;да (Немеси;да, др.-греч. ;;;;;;;) — в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм. Дочь Нюкты и Крона либо (по аттической версии) дочь Океана; или, по другим версиям, Фемиды и Зевса. Иногда считается нимфой. Упоминается в «Одиссее», но не персонифицируется.
Ряд мифов называет Немезиду матерью Елены от Зевса (либо также матерью Диоскуров). Согласно Стасину, ею пытался овладеть Зевс и преследовал её на суше и в воде (где она стала рыбой).
По рассказу же Еврипида, Афродита по просьбе Зевса стала орлом и преследовала верховного бога, превратившегося в лебедя[8] (либо орлом стал Гермес, а укрыла лебедя Леда). Немезида укрыла лебедя, пожалев его, на коленях, и заснула, и во время сна Зевс овладел ею. Согласно мифографам, она стала гусыней и снесла яйцо, а лебедя и орла Зевс сделал созвездиями.
Это яйцо потом или нашла Леда, или оно было принесено ей пастухом, или, наконец, было подброшено Гермесом. Из этого яйца впоследствии и появились Елена и братья Диоскуры.
По некоторым вариантам мифа, по которым Зевс-лебедь разделил ложе с самой Ледой, Немезиду считают обожествлённой Ледой (Леда после смерти стала Немезидой[11]). В мифологической традиции, считающей Немезиду дочерью Фемиды и Зевса, она отождествляется или, по крайней мере, сближается с Адрастеей.
Её храм в Рамнунте, Фидий создал её статую; либо это статуя работы Диодота или Агоракрита.
Изображалась с атрибутами контроля (весы, уздечка), наказания (меч или плеть) и быстроты (крылья, колесница, запряжённая грифонами), а также с согнутой у локтя рукой — мера длины в древние века — синоним неизбежной кары. Атрибут Немезиды весы часто считался прообразом зодиакального созвездия Весы.
В Смирне почитали двух Немезид — дочерей Никты. Ей посвящён LXI орфический гимн. Упоминается в любовных стихах. У Кратина была комедия «Немезида».
В Древнем Риме была почитаема в армии и считалась покровительницей гладиаторов.

Люди честно трудиться обязаны
И законы блюсти непреложно,
Хоть глаза у Фемиды завязаны,
Но мы знаем: подглядывать можно.

На глаза накатила слеза.
Жизнь без веры в добро опостыла,
Развяжите Фемиде глаза,
Пусть посмотрит, чего натворила!

Открытый урок по обществознанию на тему

1. Предметные: ввести термины «закон», «нормативно-правовой акт», «справедливость», сформировать представление о функциях закона в обществе; познакомить с ФЗ «Об образовании», разобрать права и обязанности учащихся.

2. Метапредметные:

· познавательные УУД: развивать умения работы с текстом, находить нужные ответы на поставленные вопросы, воспринимать текст на слух, анализировать, сравнивать и дополнять полученную информацию;

· регулятивные УУД: формировать умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному и индивидуальному выполнению учебной задачи, формировать умение контролировать время при выполнении самостоятельной работы, формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

· коммуникативные УУД: способность формулировать и четко выражать свои мысли, слушать других и вступать в диалог, отстаивать собственное мнение.

3. Личностные: формирование у учеников представлений о справедливости и стойкого законопослушного поведения.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Конспект урока:

1. Орг. момент (2 мин.) Проверка присутствующих, готовности учеников к занятию.

2. Переход к новой теме (3 мин) .

- Вспомните, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках?

- Откройте, пожалуйста, с. 8 учебника, раздел «Обсудим вместе». Помните спор двух учеников. Мы разбирали с вами, кто из них прав, а кто – нет. Теперь, когда мы узнали больше с вами о правилах, узнали об их видах, о том, что они по-разному закреплены и за их нарушение мы несем различную ответственность; о том, что мы наделены конституционными правами и обязанностями и многом другом, давайте вернемся к этому вопросу. В связи с этим предположите, как может называться наш сегодняшний урок?

Учитель корректирует ответы учеников, после формулировки тема записывается. Ставится проблемная задача: в конце урока ученики должны будут ответить на вопрос: зачем вообще нужны законы.

3. Изучение новой темы (30 мин.)

1) Закон устанавливает порядок в обществе.

Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок – это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «закон»?

Ученики отвечают; учитель обращает внимание на наиболее удачные ассоциации. Потом записывается определение:

Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. (На слайде.)

- Вспомните, о каких законах мы уже с вами успели поговорить на предыдущих уроках? Какие законы вы вообще знаете? Что они регулируют?

- Как вы думаете, какой могла бы быть жизнь без законов? Знаете ли вы о периодах в истории, в том числе и нашей страны, когда влияние законов ослабевало или вовсе почти не действовало?

- Чем грозит государству отсутствие законной власти?

- Зачем люди принимают законы?

- Почему важно соблюдать законы?

К сожалению, люди далеко не всегда соблюдают законы, в чем очень легко убедиться.

Практически все стороны нашей жизни, практически вся наша деятельность регулируется различными законами или, как они по-другому называются, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ. Чем мы сейчас с вами занимаемся? Правильно, учимся, и для регулирования вопросов обучения также есть ряд специальных законов, наиболее важным среди которых является Федеральный закон «Об образовании».

Обязанности обучающихся (отрывок из статьи 43):

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Сказать, что это неполный перечень обязанностей. Есть также широкий перечень прав, причем не только у учеников, но и у учителя. Поинтересоваться, как сами ученики оценивают свое соблюдение вышеперечисленных обязанностей.

С. 25 учебника – какие еще у нас есть законы, какие сферы жизни они регулируют.

2. Закон стремится установить справедливость.

Задание: Прослушайте данный текст и постарайтесь по нему определить, какова основная цель существования законов:

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

Люди поняли, что без законов – устанавливаемых государством правил поведения в обществе – невозможно добиться справедливости.

В «Русской правде» – сборнике правовых норм Древнерусского государства – предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит… а будет в коне порча [т.е. конь будет тяжело болен и неспособен трудиться], то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т.е. деньги)».

В «Соборном уложении» 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича – сказано, что «суд царя… должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право – это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

Ответ учеников: основная цель существования законов – установление справедливости.

Спросить учеников, что они понимают под словом «справедливость», как бы они могли сформулировать данный термин. В тетрадях записать:

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

Для проверки понимания термина ученикам предлагается ряд ситуаций; они должны оценить, что является справедливым, а что нет и почему:

1) Два ученика выполняли олимпиадные задания по математике. Один решал честно, другой пронес в кабинет телефон и пользовался интернетом. Победу одержал второй ученик (несправедливо, ученики оказались в неравных условиях).

2) Ваня – староста класса и главный задира – разбил окно в кабинете. Из страха наказания подговаривает одноклассников дружно списать всю вину на тихого двоечника Женю. Но учитель решает не верить детям на слово, а посмотреть записи с камер наблюдения. Настоящий виновник разоблачен (справедливо, виновник обнаружен и понесет наказание).

3) Ученики плохо ведут себя на уроке, переговариваются, отвлекаются, не выполняют домашнее задание, обсуждают учителя у него за спиной.

4) Женщина (без проблем со здоровьем, но в возрасте) требует от молодого человека (на костылях, с больной ногой) чтобы он уступил ей место, так как она намного старше.

Вопрос: Во всех этих историях есть как минимум две стороны: которая поступает по справедливости, и которая справедливость нарушает. Как думаете, а что нужно было, чтобы справедливость восторжествовала. (Ответ учеников: кто-то третий, кто посмотрит на ситуацию со стороны и сможет рассудить, кто прав, кто виноват).

Действительно, зачастую каждая сторона конфликта, включая виновного, считает, что она является правой. Для того, чтобы рассудить людей, т.е. определить, кто же реально прав, необходим кто-то третий, кто сможет посмотреть на ситуацию со стороны. В случаях нарушения закона, установленного государством, существует специальный орган и специальные должностные лица, который выполняют эту функцию. Кто это и что это? (Ответ учеников: Суд, судьи).

Правильно. Во всех государствах с древнейших времен есть такой орган, как суд, чья задача – восстановление справедливости и торжество закона. Судебную деятельность осуществляют судьи – люди, которые очень хорошо знают законы, а также сами являются (в идеале) высокоморальными, честными людьми, пользующимися уважением в обществе. По законам РФ судьи принимают решения, опираясь не только на закон, но и на свои моральные убеждения.

Вопрос : скажите, а что является символом суда? И вообще справедливого судопроизводства? (Ответ учеников: древнегреческая богиня Фемида).

- Почему Фемиду изображают с мечом, весами и завязанными глазами? (Весы – символ справедливости; меч – символ неотвратимости наказания; повязка – символ беспристрастности; неважно, кто перед судом, он понесет наказание согласно своему проступку).

3. Закон устанавливает границы свободы поведения.

(На слайде – изображение Бакунина Михаила Александровича и его цитата: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»).

Перед вами – русский мыслитель и революционер XIX в. Михаил Александрович Бакунин, один из теоретиков АНАРХИЗМА. Знакомо это слово? С чем оно у вас ассоциируется?

Анархизм – это общественно-политическое течение, идеалом которого является отсутствие любого принудительного управления и власти человека над человеком. Бакунин и его последователи были убеждены, что государство, законы, весь аппарат принуждения людей к исполнению закона (в частности, полиция) на самом деле не нужны, и люди в состоянии самостоятельно существовать без внешнего влияния на них, опираясь на свою совесть и понимание общечеловеческой справедливости. Бакунину принадлежит выражение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

- Как вы понимаете данное выражение? (Возможный ответ учеников: у каждого человека есть свои права и обязанности, и все, кто его окружают, должны относиться к ним с уважением.)

- Возможно ли установление такого общества, в котором не было бы внешней силы подчинения, законов, но люди по внутреннему убеждению соблюдали бы совместно выработанные правила поведения в обществе? Если да, то почему?

Может быть, такое общество когда-нибудь и будет построено, но это больше похоже на УТОПИЮ, и если случится, то через много-много лет. По сути, цель существующего закона (в идеале) – это охранять нашу личную свободу, неприкосновенность, устанавливать рамки дозволенного поведения, защищать нас от людей, не соблюдающих закон, считающих возможным посягать на нашу свободу.

4. Закрепление (3 мин.)

- Ребята, давайте попробуем сделать выводы на основе всего услышанного: для чего же существуют законы? Почему необходимо их соблюдать?

Если ученики затрудняются с ответом или дают не слишком точные, размытые ответы, учитель просит пролистать параграф 3 учебника и зачитать названия пунктов. Это и будут функции закона в обществе. Записать:

Функции закона в обществе:

- Закон устанавливает порядок в обществе.

- Закон стремится установить справедливость.

- Закон устанавливает границы свободы поведения.

Вопрос: Что могло бы произойти, если бы все законы вдруг исчезли бы?

Ученики предполагают. Зачем учитель показывает короткое видео с предположением, чтобы случилось с миром, если бы на 24 часа перестали действовать все законы, предварив вопросом: ученики должны подумать, согласны ли они с автором ролика или нет, почему.

Общепринятым символом правосудия издавна стала Фемида. Но у разных народов бытовали свои символы и мифологические персонажи, олицетворяющие суд, право и справедливость.

У северных славян был свой персонифицированный символ правосудия - Прове, или Проно.

В пантеоне славянских божеств Прове занимает скромное место, и ныне мало кто знает о его мифологическом существовании. Но эта фигура весьма характерна.

Свое имя Прове получил от языкового корня (а именно от индоевропейской морфемы) "вед" - знание, видение. Вот такая обратная цепочка: Прове - проведать - ведать - знать.

Истукан Прове стоял на дубовом столбе, держал в одной руке обломок камня, в другой - копье, а на шее у него висела цепь. Прове был крайне длинноух, голову венчал венок. Столб окружали многоликие и "глазастые" идолы.

Принято было совершать у истукана жертвенное волхование, и волхв сообщал собравшимся волю этого божества.

Каково же символическое значение предметов, а также внешности истукана и его идолов?

Дубовый столб символизирует власть, крепость, благородную твердыню положения. Интересно, что родственное латинскому слову lex (закон) illex означало "падуб", "каменный дуб". Возвышенное положение (на столбе) - высота статуса и исполняемой миссии, неучастие в мирской суете.

Длинные уши говорят о том, что Прове все слышит. Его помощники - идолы - многолики и глазасты, ибо они внимательно взирают во все стороны, следя за поступками людей.

Обломок камня символизирует преступление и обвинение (сравни с библейским камнем обвинения).

Копье символизирует наказание. Причем в отличие от меча образ копья в наибольшей степени сочетается с такими понятиями, как цель, точность и неразрушительность. Этой неудачной формулировкой я хотел выразить тот факт, что меч разрубает (это символ возмездия, кары), а копье достигает (простой символ неотвратимости наказания). Кстати, топор символизировал бы здесь мстительное отмщение.

Цепь символизирует, с одной стороны, причинно-следственные связи и "кармические" последствия поступков, а с другой - процесс расследования с его последовательностью в распутывании деяний, ибо, перебирая одно звено за другим, Прове добирается до истины и виновника.

Фемида и атрибуты правосудия

Фемида - общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия, одной из номинаций которой является "Нотариат".

Слово "Фемида" стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи, была первой женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствии Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике. Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако, учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция - усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь.

В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются и персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости Юстиции. Римляне добавили своей "юридической" богине повязку на глаза - это весьма существенное дополнение.

Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты, и притом настолько древние и фундаментальные, что было бы неверным приписывать их открытие в качестве символов древним грекам.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Архетипический образ правосудия в виде женщины с весами и мечом входит в колоду магических карт Таро, содержащих, как принято считать, символы главных действующих сил мироздания. Таким образом, символы правосудия являются очень древними.

В мировой мифологии, а также в современной эмблематике существуют и другие символы правосудия, но их рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Зайцев Олег Александрович, проректор по научной работе Московской академии экономики и права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Рудич Валерий Владимирович, кандидат юридических наук.

В статье раскрываются европейские общепризнанные принципы и стандарты справедливого уголовного судопроизводства. Особое внимание уделено позициям Европейского суда по правам человека по данному направлению деятельности.

Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, принципы, стандарты, уголовное судопроизводство.

International legal principles and standards fair criminal trial

O.A. Zaitsev, V.V. Rudich

The article describes the European universally recognized principles and standards of a fair criminal justice system. Particular attention is paid to the positions of the European Court of Human Rights in this work.

Key words: the European Court of Human Rights, principles, standards, criminal justice.

Общепризнано, что справедливость является базовым международно-правовым требованием к механизму любого национального уголовного судопроизводства. Положения о справедливости, касающиеся в том числе и уголовного процесса, были зафиксированы в Уставе ООН ; в Уставе Совета Европы (принят в г. Лондоне 05.05.1949) ; во Всеобщей декларации прав человека (принята Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) , в Международном пакте о гражданских и политических правах (принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.) , в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) и во многих других документах.

Решающую роль в становлении концепции справедливого судебного разбирательства сыграла Всеобщая декларация прав человека, где было закреплено положение о том, что каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Данное положение в дальнейшем получило развитие в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая закрепила в качестве отдельного элемента надлежащей процедуры уголовного судопроизводства право на справедливое судебное разбирательство.

По мнению судьи Европейского суда по правам человека М. де Сальвиа, справедливое - это добросовестное, надлежащее отправление правосудия . Справедливое судебное разбирательство имеет минимальные стандарты . В содержание рассматриваемого термина Европейский суд, в частности, вкладывает следующее: право на обращение в суд; соблюдение правил о допустимости и оценке доказательств; обоснованность решений; принцип "равенства сил" (предполагает, что каждой стороне должна быть предоставлена разумная возможность представить свою версию по вопросу при условии, что это не ставит ее в значительно менее выгодное положение к ее оппонентам); право быть судимым независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона; рассмотрение и разрешение дела в разумный срок; презумпция невиновности; обеспечение права на защиту; гласность; право на справедливое судебное решение и реальное его исполнение; необходимость установления всех обстоятельств дела и т.д. .

Европейский суд по правам человека толкует эту статью Конвенции в широком смысле. Собственно концепция справедливого уголовного судопроизводства и относимые к нему критерии выкристаллизовались в среде толковательных позиций ЕСПЧ, а также комментариев (мнений) его членов в связи с рассмотрением конкретных дел. Справедливость процесса или решения, подвергнутая сомнению жалобщиком, определяется по степени соблюдения прав участников уголовного процесса, закрепленных в Европейской конвенции и позициях Европейского суда.

Важно подчеркнуть, что ЕСПЧ, уважая особенности национального уголовно-процессуального законодательства, допускает определенные отступления от стандартов справедливости, но лишь до определенных пределов. Существуют минимально необходимые гарантии справедливости судопроизводства, невыполнение которых ведет к признанию процесса или отдельной процедуры несправедливой.

Прежде всего надо указать на то, что в практике Европейского суда был выработан принцип, согласно которому положения о справедливости распространяются на весь уголовный процесс, включая досудебное производство: "требование справедливости относится к процессу в целом и не ограничивается состязательными слушаниями" . Общие требования справедливости, содержащиеся в статье 6 Конвенции, распространяются на любые уголовные процедуры независимо от особенностей конкретного преступления. Публичный интерес не может оправдывать меры, затрагивающие существо прав заявителя на защиту .

Сальвиа М. де. Прецеденты Европейского суда по правам человека. С. 9.
Постановление Европейского суда по делу "Хини и Мак-Гиннесс против Ирландии", § 57 - 58 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 26.01.2013).

Смысл этого положения был развит ЕСПЧ еще в нескольких позициях. В число их в первую очередь входит утверждение о том, что основой справедливого судебного разбирательства служит доступ к процедуре со всеми атрибутами судебного контроля, причем такой доступ должен быть реальным, а не формальным .

См.: Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы // Журнал российского права. 2002. N 7. С. 43.

Не менее важным является признание того, что отдельные недостатки процесса (иногда существенные) могут быть компенсированы предоставлением обвиняемому реальной возможности воспользоваться правами на более поздних его стадиях процесса, что позволяет в целом считать процесс справедливым .

См.: Постановление ЕСПЧ по делу "Быков (Bykov) против Российской Федерации" (Страсбург, 10 марта 2009 года), § 87 - 92 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 26.01.2013).

С другой стороны, по мнению судей Европейского суда, концентрация проблемных элементов в конкретном деле может вести к заключению, что в целом процесс был несправедливым, даже если каждый из этих элементов, взятый в отдельности, не считался бы нарушением статьи 6 Конвенции.

Международно-правовые стандарты справедливого судебного разбирательства распространяются на все стадии процесса, потому их определенно можно считать стандартами справедливого уголовного процесса. Как правильно пишет С.М. Ягофаров, в широком понимании термин "право на справедливое судебное разбирательство" охватывает весь спектр процессуальных правоотношений, включая и реализацию права на неприкосновенность личности . Весь процесс должен оцениваться на основе требований, предъявляемых международным сообществом к справедливому судебному разбирательству . Характер процессуальных решений, выносимых на той или иной стадии, позволяет судить о справедливости хода уголовного процесса по конкретному уголовному делу в целом. Иными словами, невозможно отделить справедливость уголовного процесса в целом от конкретного процессуального действия, которым затрагиваются фундаментальные права личности, признанные неотъемлемыми правами и свободами человека и гражданина.

См.: Ягофаров С.М. Международные стандарты по правам человека и российское уголовное судопроизводство: Учебное пособие / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.П. Гуськовой. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006. С. 33.
См.: Ягофаров С.М. Указ. соч. С. 34.

Для того чтобы определить, соответствует ли процесс стандартам справедливости, судьи используют при толковании положений ст. 6 Европейской конвенции метод так называемой глобальной оценки, основанный на том, что разнообразные гарантии, предусмотренные указанной статьей, такие как презумпция невиновности, основополагающие права обвиняемого, являются лишь гарантиями основополагающей гарантии справедливого судебного разбирательства .

См.: Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под общ. ред. В.А. Туманова и Л.М. Энтина. М. 2002. С. 22.

С учетом вышеприведенных замечаний предварительного характера рассмотрим отдельные положения ст. 6 Европейской конвенции, при истолковании которых мы и получаем представление о том, справедлива или несправедлива данная процедура, институт или процесс в целом.

Пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции гласит, что по делу должно быть проведено публичное разбирательство дела в разумный срок на основе принципа гласности. Гласность, или публичность (открытость), - это один из основополагающих принципов деятельности судебных органов в правовом государстве. Данное требование нормативно закреплено в ст. 123 Конституции РФ, ст. 241 УПК РФ. Открытость, гласность судебного заседания, предметом которого является разрешение уголовно-правового спора по существу или отдельного процессуального вопроса, важна в двух отношениях. Во-первых, мы говорим о гласности в широком смысле, т.е. открытости правосудия для общества в целом. Во-вторых, гласность включает в себя открытость судебных действий для участников судебного заседания, отсюда для них открывается возможность контролировать судью и друг друга, оперативно принимать решения в интересах своего дела. Публичность следственных действий в присутствии судебной аудитории (хотя бы и виртуальной) накладывает особый отпечаток на судебное доказывание, технику представления и исследования доказательств и формирование оснований для вынесения приговора, иного решения по уголовному делу.

В юридической литературе "общая гласность" трактуется как публичность производства по уголовному делу в суде, открытость его для общества, т.е. публики.

В чем фундаментальная роль гласности для квалификации судебной процедуры как справедливой? По этому поводу в литературе отмечается, что судебная речь, как один из трех важнейших видов публичной речи, является важнейшей определяющей устройства и функционирования публичной власти. Публичная судебная речь, открытая для каждого гражданина, есть гарантия для нормального развития гражданского общества и демократического государства . Люди судят о справедливости правосудия по степени его открытости. Закрытость суда от общества порождает недоверие к нему.

Гласность суда поддерживает в судьях живое отношение к делам и препятствует образованию той мертвенности и рутины в делопроизводстве, которые развиваются при порядке канцелярской тайны. Благодаря гласности сохраняется постоянный обмен мнений между судьями и остальным обществом, вследствие чего юстиция не утрачивает связи с жизнью . Публичность судебных заседаний является одной из лучших гарантий правильности судебных действий и одним из главных условий доверия общества к суду .

Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 томах. СПб., 1898. Т. 1. С. 96 - 97.
Там же. С. 100.

В завершение следует отметить, что международно-правовые принципы и стандарты справедливого судебного разбирательства, разработанные Европейским судом, нашли свое развитие в позициях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, в значительной мере определили характер последних изменений уголовно-процессуального законодательства.

Российская Федерация в 2012 году проиграла в Европейском суде 123 дела и выплатила 221 миллион рублей (5,5 миллиона евро) в качестве компенсации за нарушение прав своих граждан. Также следует отметить, что в 2011 году россияне подали в ЕСПЧ 40 тысяч жалоб, а в 2012 - на 11 тысяч меньше. По состоянию на ноябрь 2012 года Россия оставалась лидером по числу жалоб в Европейский суд, которые составляют пятую часть всех дел ЕСПЧ .

Литература

  1. Артамонова Е.А. О необходимости осуществления правосудия по уголовным делам с позиций справедливости // Российский судья. 2011. N 1.
  2. Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы // Журнал российского права. 2002. N 7.
  3. Лукайдес Л.Г. Справедливое судебное разбирательство // Российская юстиция. 2004. N 2.
  4. Подольный Н.А., Урявин Д.А. Справедливость - критерий правосудности // Российский судья. 2011. N 1.
  5. Ягофаров С.М. Международные стандарты по правам человека и российское уголовное судопроизводство: Учебное пособие / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.П. Гуськовой. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: