Система судебных органов в условиях гражданской войны

Обновлено: 27.04.2024

В октябре 1918 г., по поручению СНК РСФСР, народные комиссариаты внутренних дел и юстиции издали Инструкцию об организации советской Рабоче-Крестьянской милиции. В ведение милиции был, в частности, передан уголовный розыск. В составе народного комиссариата внутренних дел было создано Главное управление Рабоче-Крестьянской милиции, управления Рабоче-Крестьянской милиции создавались на губернском и уездном уровнях.

Наиболее важными правоохранительными функциями занималась не милиция, а органы и подразделения Всероссийской чрезвычайной комиссии В ряде случаев за ВЧК признавалось право внесудебной репрессии. Органы ВЧК создавались также в других советских социалистических республиках (например, на Украине), в частях и соединениях Рабоче-Крестьянской Красной Армии, на железнодорожном и водном транспорте, вдоль государственной границы Советской России.

В ноябре 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР (новая редакция Положения была принята в 1920 г.). Судебным органом являлся народный суд. Судом второй инстанции становился Совет народных судей, состоявший из народных судей данного судебного округа. Народные судьи (судьи народных судов) избирались Советами, ими могли становиться только трудящиеся. При местных Советах создавались коллегии штатных защитников (коллегия защитников ликвидирована Положением 1920 г.), обвинителей и представителей сторон.

Судебные дела особой важности передавались по специальному решению ВЦИК в Верховный трибунал при ВЦИК (с 1918 г.).

44. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

44. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ноябре 1918 г. Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О революционной законности», что было обусловлено тяжелым положением на фронтах Гражданской войны. Порядок

50. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ НЭПА. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

50. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ НЭПА. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЦИК СССР образовывал правительство СССР – Совет Народных Комиссаров СССР. Аналогично Всероссийский центральный исполнительный комитет, по Конституции РСФСР 1918 г.,

Тема 9. Украина в годы первой мировой войны, революции и гражданской войны

Тема 9. Украина в годы первой мировой войны, революции и гражданской войны Первая мировая война и украинский вопрос На переломе XIX–XX веков оформились два мощных военно-политических блока, поставившие своей целью передел сфер влияния в мире. С одной стороны — это

Глава I. Правоохранительные органы России до XVIII в.

Глава I. Правоохранительные органы России до XVIII в. Важнейшим предназначением государства с момента его возникновения является обеспечение упорядоченности общественной жизни, создание необходимых условий для нормального функционирования общества. Этой цели

10.3. Судебная система и правоохранительные органы

10.3. Судебная система и правоохранительные органы Единственной государственной системой, которая не испытала вмешательства при изменении власти, была судебная.Согласно “Законам о временном государственном строе Украины” от 29 апреля 1918 г. высшей судебной инстанцией

12.4. Судебная система и другие правоохранительные органы

12.4. Судебная система и другие правоохранительные органы На первых этапах ЗУНР использует предыдущую судебную систему. Судьям и другим работникам судебных органов предлагалось принести присягу на верность украинскому народу и государству. Те, кто скомпрометировал себя

13.3. Судебная система и другие правоохранительные и репрессивные органы

13.3. Судебная система и другие правоохранительные и репрессивные органы Ликвидация судебной системы и других правоохранительных органов была составной частью большевистской программы полного развала остатков структур государственного аппарата царского режима,

14.4. Судебная система и другие правоохранительные органы

14.4. Судебная система и другие правоохранительные органы Новая экономическая политика требовала перестройки судебной системы. Правовой основой судебной реформы стало постановление ВУЦИК от 16 декабря 1922 г., которое утвердило “Положение о судоустройстве Украинской

16.4. Правоохранительные органы

16.4. Правоохранительные органы 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ “О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий”, которым устанавливался порядок организации военных трибуналов и порядок ведения

17.3. Правоохранительные органы

17.3. Правоохранительные органы В сентябре 1945 г. была восстановлена в полном объеме деятельность гражданских судов всех инстанций.10 октября 1948 г. принимается Положение о выборах народных судей. Отныне они должны были избираться гражданами на три года. Согласно Положению

18.3. Судебная система и другие правоохранительные органы

18.3. Судебная система и другие правоохранительные органы Для рассматриваемого периода характерным было завершение централизации правоохранительных органов. Особо ощутимым это стало после принятия Конституции СССР 1977 г. В ноябре 1970 г. были приняты новые Законы “О

19.3. Судебная система и другие правоохранительные органы

19.3. Судебная система и другие правоохранительные органы Реформирование судебной системы началось, как всегда, на союзном уровне. 20 июня 1989 г. Верховный Совет СССР принял Закон “О статусе судей в СССР”. 13 ноября 1989 г. были приняты новые Основы законодательства СССР и

20.3. Судебная система и другие правоохранительные органы

20.3. Судебная система и другие правоохранительные органы Неотъемлемой составляющей построения демократического правового государства является реформирование судебной системы.В апреле 1992 г. Верховная Рада одобрила Концепцию судебно-правовой реформы.Судопроизводство

Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны

В условиях гражданской войны и иностранной интервенции первостепенное значение приобрели такие функции государства, как подавление сопротивления бывших эксплуататорских классов и обеспечение защиты страны от нападения внешних врагов. Для этого создавались чрезвычайные государственные органы, которые полностью или частично подменяли действовавшие органы власти и управления. Кроме того, предоставлялись широкие полномочия функционировавшим в стране правоохранительным и судебным органам, прежде всего ВЧК. Большое внимание уделялось органам и учреждениям, обеспечивавшим централизованное распределение ресурсов между предприятиями и отраслями народного хозяйства, а также отдельными регионами.

2 сентября 1918 г. ВЦИК принял решение о введении в стране военного положения, в соответствии с которым в армии, на транспорте, в сфере военной промышленности и снабжения продовольствием устанавливался военный режим.

В постановлении ВЦИК от 30 ноября 1918 г. указывалось, что решения Совета рабочей и крестьянской обороны обязаны были беспрекословно выполнять все ведомства, учреждения, организации и граждане. Были также предоставлены широкие полномочия Президиуму ВЦИК. Так, на VII Всероссийском съезде Советов он получил право обеспечивать проведение заседаний ВЦИК, контролировать выполнение его постановлений, утверждать по представлению СНК в должности наркомов, давать методические указания центральным и местным органам власти и управления. На VIII Всероссийском съезде Советов Президиум ВЦИК получил право отменять постановления СНК, а также принимать от имени ВЦИК постановления и законодательные акты общегосударственного значения.

В начале апреля 1920 г. в связи с победами Красной Армии над белогвардейцами и иностранными интервентами, отпала необходимость в широком применении чрезвычайных мер на европейской части страны. Поэтому ВЦИК преобразовал Совет рабочей и крестьянской обороны в Совет труда и обороны (СТО). Приоритетным направлением в деятельности его стали вопросы экономического развития. В состав его вошли наркомы земледелия и труда, председатель Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), а также представитель Центрального статистического управления (ЦСУ). Функции его на местах выполняли Экономические совещания (ЭКОСО).

23 декабря 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов принял постановление «О Совете Труда и Обороны», в котором уточнялись его полномочия. В нем указывалось, что первостепенное значение надо уделить задачам хозяйственного строительства. его функционировал на правах комиссии СНК. Был уточнен также его состав, куда включались председатель СНК, нарком по военным делам, наркомы труда, земледелия и продовольствия, председатели ВСНХ и РКИ, а также представитель Всероссийского центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). его рассматривал вопросы согласования и активизации деятельности ведомств и учреждений в сфере обороны и экономического развития страны. Однако ВЦИК и СНК имели право отменять или приостанавливать постановления СТО.

5 сентября 1918 г. СНК принял постановление «О красном терроре», в котором предлагалось очистить страну от классовых врагов, изолировав их в концентрационных лагерях, а в отношении членов белогвардейских организаций и заговорщиков применять расстрел.

В соответствии с «Положением о ВЧК и ее местных органах», принятом ВЦИК 28 октября 1918 г., ВЧК становилась центральным органом, координировавшим деятельность губернских и уездных Чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией, должностными преступлениями и спекуляцией на территории РСФСР. В нем подчеркивалось, что ВЧК являлась органом СНК и должна была действовать совместно с НКВД и НКЮ.

В «Положении об особых отделах при ВЧК», утвержденном ВЦИК 6 февраля 1919 г., указывалось, что особые отделы создавались для борьбы с контрреволюцией и шпионажем в армии, для руководства деятельностью агентуры за границей и на оккупированных врагом территориях. Было также принято решение создать на железных дорогах железнодорожные ЧК, ставшие затем транспортными ЧК.

17 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановление о правах ВЧК и ревтрибуналов, по которому право вынесения приговоров по делам, рассматриваемым чрезвычайными комиссиями, передавались революционным трибуналам. В нем указывалось также, что срок следствия по таким делам не должен был превышать один месяц. Однако уже в январе 1919 г. в связи с некоторым улучшением внутриполитической обстановки в стране были ликвидированы уездные чрезвычайные комиссии.

6 сентября 1918 г. в связи с постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. о превращении страны в единый военный лагерь был создан Революционный военный совет республики (РВСР), являвшийся чрезвычайным органом. Он руководил армией и флотом, а также всеми военными и морскими ведомствами и учреждениями. 30 сентября 1918 г. ВЦИК принял «Положение о Революционном военном совете республики», в котором ему передавались функции упраздненного Высшего военного совета и полномочия коллегии Наркомата по военным делам. Возглавлял РВСР нарком по военным и морским делам. 30 ноября 1918 г. председатель РВСР был также включен в состав Совета рабочей и крестьянской обороны.

В годы гражданской войны возникла необходимость изменить принцип формирования и уточнить компетенцию милиции с тем, чтобы превратить ее в профессиональный орган по охране общественного порядка в стране. 12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ подготовили нормативный акт «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции (инструкция)». В данной инструкции вводился штатный и классовый принцип организации милиции. Все органы и учреждения милиции получили единое название — рабоче-крестьянская милиция, а ее сотрудники при исполнении своих служебных обязанностей должны были носить соответствующую форму и знак. К компетенции милиции относилась, прежде всего охрана общественного порядка. Кроме того, на нее были возложены функции проведения розыска и дознания по уголовным преступлениям и содействие исполнению судебных приговоров.

В этой инструкции нашли отражение следующие требования, предъявлявшиеся к сотрудникам милиции: они должны были быть гражданами РСФСР, достигшими 21 года; грамотными; признавать Советскую власть; обладать избирательным правом. В губерниях и уездах органы милиции находились в ведении местных советов, но подчинялись НКВД. Таким образом, милицейские учреждения имели двойное подчинение. С одной стороны, они подчинялись соответствующему местному совету, с другой, — вышестоящему органу милиции.

Для общего руководства милицией в стране было образовано Управление советской рабоче-крестьянской милиции, которое возглавил член коллегии НКВД. Затем оно было преобразовано в Главное управление милиции.

В связи с обострением положения в сельских районах страны И июня 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об организации деревенской бедноты и снабжении ее хлебом, предметами первой необходимости, сельскохозяйственными орудиями», в котором Советам рабочих и крестьянских депутатов было поручено создать волостные и сельские комитеты деревенской бедноты.

9 апреля 1919 г. ВЦИК принял декрет «О государственном контроле», в котором подчеркивалось, что его органы должны были обеспечивать незамедлительное претворение в жизнь декретов и постановлений центральных органов власти и управления. 8 февраля 1920 г. ВЦИК издал декрет, в соответствии с которым Государственный контроль был преобразован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), члены которой избирались трудовыми коллективами фабрик, заводов и предприятий, а также на волостных и сельских собраниях. Из этого следует, что в состав органов РКИ широко привлекались рабочие и крестьяне.

В условиях гражданской войны и иностранной интервенции необходимо было создать многочисленную и боеспособную армию. Для общего руководства армейскими частями еще 2 сентября 1918 г. был образован Революционный военный совет республики, а управление армией было возложено на главнокомандующего, правовой статус которого был установлен в декрете СНК от 5 декабря 1918 г. Кроме того, учреждались Революционные военные советы фронтов и армий, члены которых назначались РВСР.

После введения всеобщей мобилизации в сентябре 1918 г. численный состав Красной Армии достиг 1,5 млн человек. Для морального поощрения военнослужащих в сентябре 1918 г. был учрежден орден Красного Знамени, которым награждались граждане РСФСР, проявившие храбрость и мужество на фронтах гражданской войны. В ноябре 1918 г. в Красной армии было введено единое обмундирование, а в январе 1919 г. были установлены знаки различия для командного состава. В апреле 1919 г. Всероссийское бюро военных комиссаров было преобразовано в Политический отдел РВСР, который вскоре получил название Политического управления РВСР.

Важное место в системе чрезвычайных органов власти и управления занимали революционные комитеты (ревкомы). Они создавались для обеспечения обороны и поддержания революционного порядка на местах. 24 октября 1919 г. ВЦИК принял положение «О революционных комитетах». В нем отмечалось, что ревкомы должны учреждаться на освобожденных от оккупантов территориях, в прифронтовой зоне и в тылу противника. Ревкомы подчинялись РВС армий и органам советской власти. Однако после воссоздания местных органов власти революционные комитеты упразднялись.

Таким образом, в РСФСР условиях гражданской войны и иностранной интервенции были созданы следующие чрезвычайные органы: Совет рабочей и крестьянской обороны, Революционный военный совет республики, революционные трибуналы, революционные комитеты, комитеты бедноты и другие. Однако в этот период продолжали функционировать и такие конституционные органы власти, как Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, местные Советы и их исполкомы. Причем Президиум ВЦИК и ВЧК получили в этот период более широкие полномочия.

В годы гражданской войны в судебной системе произошли заметные изменения. 30 ноября 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР, которое вводило единый народный суд. Практика существования окружных судов себя не оправдала. Единый народный суд рассматривал все уголовные гражданские и дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, дискредитации Советской власти и шпионаже. В зависимости от сложности дела народный суд действовал в трех составах.

В составе единого судьи народный суд рассматривал дела о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства, в составе судьи и шести народных заседателей — посягательство на человеческую жизнь, причинение тяжелых ран или увечий, изнасилование, разбой, подделка денег и документов, взяточничество и спекуляция. Остальные дела рассматривались в составе судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели пользовались одинаковыми правами с народными судьями.

Народные судьи и народные заседатели избирались местными Советами или исполкомами уездных Советов из числа лиц, пользовавшихся избирательным правом. Народные судьи должны были иметь либо опыт политической работы в партийных, профсоюзных, советских и иных организациях или учреждениях, либо теоретическую и практическую подготовку для должности советского судьи. Народные судьи могли быть в любое время отозваны избравшими их Советами или исполкомами. Таким образом, последовательно проводился классовый подход к формированию и деятельности народных судов. Программой РКП (б) был сформулирован принцип «выборности судей из трудящихся только трудящимися» и проведен во всей организации суда.

По Положению от 30 ноября 1918 г. судоговорение велось на местных языках, обвиняемому предоставлялось право на защиту. При рассмотрении дел применялись декреты Советской власти, а при их отсутствии — социалистическое правосознание. Ссылки в приговорах и решениях судов на законы свергнутых правительств воспрещались. Таким образом, существенно сужалась правовая база народных судов.

Судом второй, кассационной, инстанции, по отношению к народному суду был Губернский Совет народных судей (Губсовнарсуд). Он состоял из народных сулей и избирался на губернском съезде народных судей.

Защиту обвиняемых и представительство сторон в гражданском процессе осуществляли специальные коллегии. Их члены избирались Советами. Они считались должностными лицами и получали заработную плату.

С учетом накопленного опыта в октябре 1920 г. ВЦИК утвердил новое Положение о народном суде. Народные суды, как и прежде, избирались местными Советами, но теперь подлежали утверждению губернскими исполкомами. По уголовным делам, рассматриваемым судом в составе народного судьи и шести народных заседателей, вводилось обязательное предварительное расследование. Его проводили народные следователи, которые избирались и отзывались исполкомами губернских Советов.

Существенно изменялся порядок обвинения и защиты. Вместо коллегий защитников и обвинителей, избираемых исполкомами местных Советов, обвинение и защиту осуществляли в порядке общественной повинности граждане, назначавшиеся губернскими, городскими, уездными и районными исполкомами из числа лиц, пользовавшихся избирательным правом.

Революционные трибуналы. В условиях Гражданской войны была расширена подсудность революционных трибуналов. По Положению «О революционных трибуналах» от 12 апреля 1919 г., их ведению подлежали дела о контрреволюционных преступлениях, спекуляции. крупных должностных преступлениях, дела о явной дискредитации власти советскими работниками, о злостном дезертирстве. При вынесении приговора революционные трибуналы руководствовались «исключительно обстоятельствами дела и велениями революционной совести».

Революционные трибуналы создавались в губернских городах или городах с населением свыше 200 тыс. Каждый ревтрибунал состоял из председателя и двух членов. В трибунал сроком на один месяц избирались «исключительно ответственные политические работники». Допущение обвинения или защиты зависело от усмотрения трибунала. При участии обвинителя обязательно участвовал защитник.

Вместо кассационного отдела при ВЦИК был учрежден Кассационный трибунал, который рассматривал кассационные жалобы и протесты по делам, разбиравшимися революционными трибуналами.

18 марта 1920 г. новое Положение о революционных трибуналах предусматривало, что они учреждались со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним ЧК, особыми отделами, комиссиями по борьбе с дезертирством. Трибуналам предоставлялось в пределах действующих декретов не ограниченное ничем право определения мер репрессии.

По Положению члены трибунала избирались местными Советами и губернскими исполкомами сроком на три месяца, причем в состав трибунала включался представитель коллегии ГубЧК.

Новым звеном судебной системы стали революционные военные трибуналы. Они были учреждены для рассмотрения преступных деяний, совершенных военнослужащими Красной Армии и военнопленными. Революционным военным трибуналам также предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии». Однако, как видно из доклада председателя Революционного трибунала республики К.Х. Данишевского на X съезде РКП(б), количество смертных приговоров, вынесенных революционными трибуналами за первое полугодие 1920 г., не превышало 4%, а к условным наказаниям было приговорено около 20% общего числа подсудимых 1 См.: Данишевский К.Х. Революционные военные трибуналы. М.. 1920. С. 41-42. .

С первых дней Советской власти важнейшее значение предавалось функции контроля за работой государственных учреждений. Поэтому неслучайным был тот факт, что в числе других наркоматов Конституция РСФСР предусмотрела народный комиссариат государственного контроля. На него были возложены задачи финансового контроля (исполнение государственного бюджета), а также контроль за неуклонным претворением в жизнь всеми государственными учреждениями требований советских законов.

Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде - Декрета № 1 о суде - в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным "революционным правосознанием". Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй.
В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло 22 ноября 1917 г. первый декрет о суде. Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда - для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; революционных трибуналов.
Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей.

Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:
• избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей;
• гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях;
• полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан;
• допущение защиты со стадии предварительного следствия;
• коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса;
• в виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п.

Смертная казнь не входила в число предусмотренных законом наказаний.
Важным этапом в развитии советской судебной системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде.
Декрет № 2 предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, которые отныне стали именоваться местными народными судами. Жалобы на приговоры и решения окружных судов должны были рассматривать областные суды. Кассационной инстанцией для местных народных судов оставался уездный или столичный съезд местных народных судей.

Окружные суды избирались Советами. Декрет закрепил такое принципиальное для многонациональной России положение, как ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается дело. В литературе неоднократно указывалось на двойственность в построении общих судов в соответствии с Декретом № 2. Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы - местные народные суды и окружные суды (каждая с самостоятельной кассационной инстанцией).
Эта двойственность в организации советской судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г.
Декрет № 3 о суде значительно расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам.

Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд.
Окончательное же претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы Советского государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского0 и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе:
народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.);
народного судьи и двух народных заседателей;
народного судьи и шести народных заседателей (в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях).
Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии

В первые месяцы после революции было очень мало законодательных актов, на которых могла основываться деятельность судов по уголовным делам. К апрелю 1918 года имелось 17 специальных уголовно – правовых декретов.

Положением ВЦИК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года устанавливалась уголовная ответственность за сокрытие материалов, продуктов, неправильное ведение отчетности и другие злоупотребления, обнаруживаемые рабочим контролем на производстве. Декреты, принятые в 1917 – 1917 годах были направлены на решительную борьбу с контрреволюционными заговорами и восстаниями. В этот период под преступлением понималось действие или бездействие, опасное для интересов рабочего класса и всех трудящихся.

Цель наказания – подавление враждебных классов, воспитание элементов мелкой буржуазии и неустойчивой части трудящихся. В Инструкции КЮ революционным трибуналом от 19 декабря 1917 года была сделана первая попытка дать общий перечень наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискация имущества, общественные работы. Высшая мера наказания – расстрел – исключалась.

Он официально был введен 16 июня 1918 года. Наиболее часто применяемыми видами наказаний были лишение свободы и штраф. В целом уголовное право в этот период сделало шаг назад, как с точки зрения формально – юридической техники, так и обеспечения неприкосновенности и защиты интересов личности.

Судебная система России претерпела радикальные изменения. Формирование советской судебной системы началось с «Декрета о суде № 1», принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, прокуратура, адвокатура, судебные следователи и т.д.

Основным звеном новой судебной системы становились местные суды. Они состояли из постоянного судьи и 2 очередных народных заседателей. Состав суда избирался местным Советом. Тем самым нарушался принцип отделения суда от администрации. Предварительное следствие осуществляли судьи. Этим нарушался принцип отделения предварительного следствия от суда. Обвинителями и защитниками в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. Тем самым нарушался принцип права обвиняемого на квалифицированную юридическую защиту.

В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения местных судов, выступали уездные и столичные (в Петрограде и Москве) Съезды местных судей. Таким образом, ликвидировалась возможность апелляции, а кассационные жалобы рассматривались теми же людьми, на которых жаловались.

Местные суды решали дела именем РСФСР. Они рассматривали дела с ценой иска до 3 тыс. руб. и уголовные с правом вынесения приговора, не превышавшего 2 лет лишения свободы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК и СНК; положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров; законами «свергнутых правительств», в том случае, если они не противоречили установленным нормам и принципам; революционной совестью и правосознанием. Таким образом, отвергался и принцип неукоснительного следования суда велениям закона.

«Декрет о суде № 2» был принят СНК 15 февраля 1918 г. Для рассмотрения дел, превышавших компетенцию местного суда, в городах и уездах создавались окружные народные суды, избираемые соответствующими Советами. По гражданским делам они выносили решения в составе 3 постоянных судей и 4 народных заседателей. Приговоры по уголовным делам – в составе 1 судьи и 12 народных заседателей, которые принимали решение и о виновности подсудимого, и о мере наказания.

Предварительное следствие теперь проводилось состоявшими при окружном суде следственными комиссиями из 3 человек, избиравшимися Советами. Для поддержания защиты и обвинения создавались избираемые Советами коллегии правозаступников. В судах допускалось судоговорение на местных языках.

Принятый 13 июня 1918 г. «Декрет о суде № 3» расширил компетенцию местных судов и сузил компетенцию окружных судов. Местным судам передавались следственные комиссии и коллегии правозаступников. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных судов рассматривались Советами местных судей, а жалобы на решения окружных судов рассматривались в Кассационном суде Москвы, который избирался ВЦИКом.

30 ноября 1918 г. был принят декрет ВЦИК «О народном суде РСФСР». Согласно ему учреждался единый народный суд. Он действовал либо в составе 1 народного судьи (по наиболее простым гражданским делам); либо в составе 1 народного судьи и 6 народных заседателей (по наиболее опасным уголовным преступлениям, ранее отнесённым к компетенции окружных судов); либо в составе 1 народного судьи и 2 народных заседателей (чаще всего).

Народный суд рассматривал все дела, за исключением дел подсудных революционному трибуналу. Защита и обвинение были возложены на коллегии правозаступников при уездных и губернских исполкомах. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии (если в заседании принимали участие 6 заседателей), милиция (чаще всего) или сами судьи.

Народный суд руководствовался только советскими законами, а в случае их отсутствия – революционным правосознанием. Приговоры и решения народных судов могли обжаловаться в кассационном порядке в Совете народных судей, создаваемом в губернии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: