Система стандартов безопасности труда шум метод контроля на морских и речных судах

Обновлено: 26.04.2024

Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 21 февраля 1996 г.
Опубликован:

    Федеральный закон ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ СП (Санитарные правила) Приказ Роспотребнадзора Письмо Роспотребнадзора Распоряжение Минтранса России Распоряжение Росморфлота Письмо Минморфлота СССР

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ


2.5.2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Уровни шума на морских судах

Noise Levels on Board Marine Ships.
Sanitary Norms

Дата введения - с момента утверждения

1. РАЗРАБОТАНЫ: Центральным Научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (к.т.н. Зинченко В.И. - руководитель темы, к.т.н. Лошаков В.И., Дмитриев Э.М.), с участием Российского учебно-научно-практического Центра Гигиены водного транспорта (д.м.н. Мацевич Л.М.), НИИ Промышленной и Морской медицины (к.м.н. Васильев А.А.); Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии (к.м.н. Кадыскина Е.Н.), Санитарно-Промышленной лаборатории Новороссийского Морского пароходства (к.м.н. Плотников В.А., Куницкий А.В.).

2. ВНЕСЕНЫ Департаментом морского транспорта (начальник управления Просвирнин О.Г.).

3. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 21 февраля 1996 г., N 3

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящие санитарные нормы устанавливают предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в жилых, служебных и общественных помещениях, зонах отдыха и др. на судах морского флота.

1.2. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся, переоборудуемые и эксплуатируемые морские суда, в т.ч. и суда река-море. Нормы не распространяются на военные корабли и войсковые транспорты, а также спортивные и прогулочные суда, не занятые в коммерческих операциях.

1.3. Санитарные нормы являются обязательными для судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного надзора.

1.4. Требования настоящих норм должны быть учтены в нормативно-технических документах, ГОСТах, ТУ и др. документах, регламентирующих конструктивные, технологические и эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.

1.5. Величины, представленные в данных нормах, следует рассматривать как предельно допустимые, а не как желаемые. Там, где это практически осуществимо, уровни шума должны быть ниже указанных допустимых значений.

2. Нормативные ссылки

В настоящих санитарных нормах использованы ссылки на следующие документы.

2.4. Code on Noise levels on Board Ships. Interational Maritime Organization (ИМО), London, 1982 г.

2.5. РД 5.3107-77. KCKK.OMT. "Конструкции звукоизолирующие корабельные. Методы испытаний".

3. Определения

3.1. Энергетическое отделение (ЭО) - помещение или группа помещений, в которых установлены главные, вспомогательные двигатели, котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной энергетической установки и судна в целом.

3.2. Центральный пост управления (ЦПУ) - изолированное помещение, в котором сосредоточены контрольные приборы и органы дистанционного управления главной энергетической установкой, вспомогательными механизмами и системами.

3.3. Производственные помещения - помещения, в которых установлено производственное оборудование, обрабатывающие машины и станки (судовые мастерские, камбуз и т.п.).

3.4. Служебные помещения - рулевая, штурманская, багермейстерская рубки, радиорубка и другие помещения, предназначенные для управления судном и ведения документации.

3.5. Основное рабочее место - место наиболее длительного пребывания вахтенного.

3.6. Общественные помещения - столовые, кают-компании, салоны, клубы, библиотека, помещения для любительских занятий и занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т.п.

3.7. Жилые (спальные) помещения - жилые каюты экипажа и пассажиров и спальные помещения в блок-каютах комсостава.

3.8. Медицинские помещения - помещения для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор и др.

3.9. Зона отдыха - открытые площадки и проходы на всех ярусах надстройки и другие места на открытых палубах, предусмотренные для отдыха плавсостава и пассажиров.

3.10. Эквивалентный (по энергии) уровень постоянного шума - условный уровень, создающий за период времени ту же дозу, что и реальный шум с неодинаковыми уровнями воздействия на члена экипажа, например, при нахождении в помещениях или зонах с разными уровнями постоянного шума во время рабочего периода или в периоды отдыха. Обозначение - , измеряется в дБ или дБА.


3.11. Доза шума - интегральная величина звуковой энергии за время воздействия шума; единица измерения дозы . Суточная доза - воздействие за 24 часа.

3.12. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) органа слуха - противошумные наушники и противошумные вкладыши по ГОСТу 12.4.051-87.


3.13. Индекс изоляции воздушного шума ( ) - одночисловая характеристика звукоизоляции ограждающих конструкций в дБ.

3.14. Постоянный шум - шум, уровень которого меняется в течение 1 мин менее чем на 5 дБА при измерении на характеристике "медленно".

3.15. Энергетическое отделение с периодическим обслуживанием - помещение, в котором, нахождение членов экипажа на ходу судна не более 1 часа за вахту (при наличии дистанционного управления энергетической установкой из ЦПУ и/или ходового мостика).

3.16. Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием - помещение, в котором нахождение членов экипажа на ходу судна не более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации управления энергетической установкой и вспомогательным оборудованием).

4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума

4.1. Нормируемыми параметрами шума на морских судах устанавливаются уровни звукового давления , дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц и взвешенный по характеристике уровень звука , дБА ( - уровень).


Примечание: На эксплуатируемых судах, а также строящихся серийных, допускается в качестве основной измеряемой и нормируемой величины принимать уровень звука , дБА.

4.2. Воздействие постоянного шума с разными уровнями, следует оценивать по эквивалентному уровню звука , дБА, определяемому с помощью дозиметра или расчетом по формуле:


где - число промежутков времени, в которые вахтенный подвергается воздействию уровня звука ;

- продолжительность воздействия звука в часах с уровнем ;


- период времени, за который определяется эквивалентный уровень звука.

4.3. Эквивалентный уровень звука, определенный за непрерывный рабочий период часов в машинном отделении или в производственных помещениях, не должен превышать дБА. В случае превышения нормы, время нахождения работающего в зоне или помещении с наибольшим уровнем шума должно быть сокращено, в соответствии с формулой (1), на величину, обеспечивающую выполнение дБА.

4.4. Допустимые уровни шума устанавливаются в зависимости от назначения помещений, длительности воздействия шума, условий пребывания экипажа на судне соответственно классификации судов в санитарных правилах для морских судов.


4.5. Предельные величины допускаемых уровней шума в октавных полосах частот и по - уровню устанавливаются согласно таблице 1.

Предельные величины допустимых уровней шума на морских судах

Наименование
помещений и мест работы и отдыха

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах частот, Гц

Уровень звука, LA, дБА

1. С постоянной вахтой

2. С периодическим обслуживанием

3. С безвахтенным обслуживанием

4. Центральный пост управления с энергетической установкой (ЦПУ)

Производственные помещения и рабочие места

5. Расположенные в
энергетическом отделении

6. Расположенные вне энергетического отделения

7. Производственные цеха и рабочие места на палубах рыбопромысловых судов

8. Рабочие места в трюмах

9. Ходовой мостик, штурманская рубка, посты управления вне энергетического отделения и др.

10. Крылья ходового мостика и другие посты прослушивания звуковых сигналов

11. Радиорубка (операторная) с включенным оборудованием, не производящим аудиосигналы

12. Кают-компания, столовая, салоны, кабинеты в каютах комсостава, клубы, библиотека

13. Пассажирские салоны, рестораны, буфеты, помещения для любительских занятий и занятий спортом

14. Зоны отдыха на открытых палубах

Жилые (спальные) помещения и помещения медицинского назначения

15. Для судов I и II категории

16. Для судов III и IV категории

* Для вахтенного режима (две вахты в сутки по 4 часа с отдыхом 8 часов между ними).

** Применение индивидуальных средств обязательно.

Примечание: Форма предельных спектров (ПС) в октавных полосах частот принята в соответствии с рекомендациями ИСО R 1996, за исключением ПС в ЭО с периодическим и безвахтенным обслуживанием в октавах 31 и 63 Гц, где допустимый уровень ограничен 115 дБ. Номер ПС оценивается по числу дБ в октаве 1000 Гц.

4.6. Максимальный уровень звука в ЭО и на рабочих местах в других посещаемых помещениях не должен превышать 110 дБА. Запрещается нахождение людей в зонах с уровнями шума 120 дБА и выше даже при использовании СИЗ.

Примечание: Эпизодическая (случайная) работа в помещениях (зонах) с уровнями шума 110-119 дБА, например при устранении неполадок, допускается не более 4-х часов в сутки с применением одновременно противошумных наушников и противошумных вкладышей.

5. Дозная оценка шумового воздействия

5.1. Для оценки степени воздействия шума с разными уровнями следует производить расчет энергетической дозы шума или измерение ее с помощью дозиметров. На практике целесообразно использовать относительное значение дозы шума - в долях от допустимой дозы - доп.


,



где - фактическое значение дозы.


5.2. Среднесуточная доза шума - (24), определяется по трем парциальным дозам, соответствующим трем восьмичасовым периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности плавсостава - труд, внепроизводственное время и сон. (см. приложение 1).

5.3. Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная категория плавсостава, с учетом применения средств индивидуальной защиты, при уровнях свыше 80 дБА, не должна превышать 1.


При должны быть выполнены работы по снижению шума или изменен режим труда за счет сокращения времени воздействия в наиболее шумных помещениях, устанавливаемого расчетом дозы.

6. Защита органа слуха

6.1. Индивидуальные средства защиты должны применяться на рабочих местах во всех случаях, когда член экипажа подвергается воздействию шума с уровнем более 80 дБА.

Применение средств индивидуальной защиты органа слуха не должно рассматриваться при проектировании и строительстве судна как замена конструктивных мер по снижению шума.

6.2. Средства индивидуальной защиты должны отвечать требованиям ГОСТа 12.4.051-87 и обеспечивать в судовых условиях ослабление звука не ниже СИЗ класса "А".

6.3. Члены экипажа должны получить инструктаж относительно применения средств индивидуальной защиты органа слуха в соответствии с приложением 2.

7. Звукоизоляция между помещениями

7.1. Звукоизоляция ограждений между помещениями должна обеспечивать возможность отдыха членов экипажа даже в том случае, если в соседних помещениях идет активная жизнь (музыка, разговоры, просмотр фильмов, телепередач и др.).


7.2. Индекс изоляции по воздушному шуму , дБ, не должен быть ниже:


между каютами ;


между медицинскими помещениями и каютами, а также между каютами и кают-компанией, столовой, спортзалом или другими шумными помещениями, в которых максимальный уровень может достигать 85 дБА, ;


между каютой и коридором .

Примечание: Метод оценки звукоизоляции между судовыми помещениями см. РД 5.3107-77.

8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре

8.2. Измерения шума выполняются по программе, содержащей основные характеристики судна, режимы испытаний на ходу и на стоянке, схемы расположения точек измерений, методические указания по проведению измерений и форму представления результатов в соответствии с ГОСТом 12.1.020-79 и/или Кодексом ИМО по контролю шума на судах, Резолюция А.468 (XII).

8.3. В программе испытаний ледоколов и судов ледового плавания должны быть предусмотрены измерения шума на ходовых испытаниях на чистой воде (спецификационном режиме) и во льдах. При испытаниях во льдах мощность энергетической установки должна быть 0,7-0,9 от номинальной мощности и скорость судна 0,4-0,6 от спецификационного полного хода на чистой воде. Во время измерений должна работать система пневмообмыва, если таковая имеется. При этом уровни шума в жилых, общественных и служебных помещениях не должны повышаться в сравнении с испытаниями на чистой воде более чем на 5 дБА.

9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и снижению
вредного воздействия шума

9.1. На стадии проектирования судов должны производиться расчет ожидаемых уровней шума и среднесуточная дозная оценка шумового воздействия, подтверждающие выполнение требований настоящих норм. Точность расчета проверяется по результатам ходовых испытаний головного судна, результаты проверки вносятся в протокол ходовых испытаний.

9.2. Испытания головных судов должны организовываться верфью-строителем судна, производиться компетентными специалистами лабораторий (центров), аккредитованных Госстандартом, Госсанэпиднадзором и другими организациями, имеющим на это право.

9.3. Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по снижению шума на рабочих местах и в помещениях, где при испытаниях головного судна выявлено превышение санитарных норм, определяются Верфью совместно с Бюро-проектантом и согласовываются с органами Санэпиднадзора. После выполнения согласованных дополнительных мероприятий акустические испытания организовываются верфью повторно по согласованной программе.

9.4. В случае превышения санитарных норм шума после дополнительно проведенных мероприятий по их снижению, вопрос о приемке головного судна и строительства судов серии выносится на согласование в Госкомитет по Санэпиднадзору РФ.

9.5. Все суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на борту копию протокола результатов измерений уровней шума, с которыми судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год, знакомить экипаж судна и инструктировать о возможных неблагоприятных последствиях воздействия высоких уровней шума на организм и необходимости пользования и правильного применения средств защиты органов слуха, см. приложение 2.

9.6. Зоны с уровнями звука выше 80 дБА должны обозначаться знаками безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026-76. Работающих в этих зонах судовладелец обязан обеспечивать средствами индивидуальной защиты по ГОСТу 12.4.051-87 и периодически их обновлять.

9.7. Судовладелец и администрация судна несут ответственность за обеспечение судна средствами снижения шума, содержанием их в исправности и проведение мер по организации снижения вредного воздействия шума таким образом, чтобы удовлетворялись требования санитарных норм, см. приложение 2.

Приложение 1
(справочное)

Расчет среднесуточной дозы шума

В связи с неодинаковыми уровнями шума и периодами его воздействия в различных местах рабочей зоны (например, машинное отделение у главных и вспомогательных двигателей, в котельном отделении, мастерской, сепараторной, ЦПУ), при расчете парциальной дозы производственного шума за восемь часов следует исходить из полученных измерением или расчетом фактических значений эквивалентного уровня звука. В расчете следует принимать во внимание возможные в условиях рейса изменения продолжительности воздействия шума в зависимости от текущих процессов эксплуатации энергетической установки или судна в целом.

При расчете эквивалентного уровня звука за восьмичасовой рабочий период, а также периоды активного отдыха и сна, следует пользоваться поправками на время действия каждого уровня, представленными в таблице 1п, или рассчитываемыми по формуле , где время в минутах.


Время

Серийные суда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора.

Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения.

Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923.

1.3. В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука LA, дБ × А, и уровни звуковых давлений L, дБ, в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука LA экв, дБ А определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86.

На серийных судах допускается в качестве основной измеряемой величины принимать уровень звука LA , дБ × А.

Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со средними геометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.

Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах частот.

1.1-1.3. (Измененная редакция, Изм. № 2).

Допускается применение другой измерительной и регистрирующей аппаратуры при соответствии электроакустической характеристики требованиям ГОСТ 17187-81.

Измерительная аппаратура должна соответствовать 1 или 2-му классу точности.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2.1.2. Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.2. Условия проведения измерений

2.2.1. В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:

режиме полного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95 % от спецификационной частоты вращения);

2.2.2. Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля ± 3°), при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или в балласте.

Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т. п.); уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.

Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1.

2.2.5. В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование.

Допускается проводить измерения с открытым с подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято.

На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.

2.2.1-2.2.5. (Измененная редакция, Изм. № 2).

2.2.6. На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

2.3. Проведение измерений

2.3.1. В машинных отделениях шум измеряют на основных, рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах основных источников шума.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.3.2. В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями

2.3.3. В машинных отделениях площадью до 15 м 2 измерения выполняются не менее, чем в двух точках, расположенных в средней части между двигателем и бортами.

2.3.4. В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений.

2.3.5. В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 м 2 измерения выполняют в центре помещения, а при площади свыше 30 м 2 - в точках с интервалами не более 7 м.

Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ × А особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик.

2.3.6. В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными измерениями уровня звука.

2.3.7. При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения.

Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния.

При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства.

2.3.8. При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30° к оси потока.

2.3.9. При измерениях шумомер должен быть включен в положение «медленно», при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.

2.3.3-2.3.9. (Измененная редакция, Изм. № 2).

3.1. Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.1.1. (Исключен, Изм. № 2).

3.2. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим:

наименование и тип судна;

номер проекта и порядковый номер в серии;

наименование организации-проектанта и завода-строителя;

год постройки судна, порт приписки;

дату проведения испытаний;

наименование организации и фамилии операторов, производивших измерения;

данные о районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря (реки, озера);

информацию о загрузке судна;

сведения о режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения винта, работающие дизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования;

перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки);

оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;

дополнительные данные (отступления от программы, наличие тональных или импульсных шумов и т. п.).

К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатов измерений.

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Метод контроля на рабочих местах и
в жилых помещениях морских и речных судов

Occupational safety standards system. Vibration.
Method of control at working places
and in accommodations of sea and river ships

Дата введения 1987-01-01

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 декабря 1985 г. N 3926

Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95)

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2001 г.

Настоящий стандарт устанавливает метод контроля общей вибрации на рабочих местах экипажа, в жилых и общественных помещениях (далее - жилых помещениях) морских и речных судов всех типов и назначений.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Уровни вибрации контролируют в процессе приемо-сдаточных испытаний на головных и серийных судах, а также на судах, прошедших ремонт или переоборудование, которое могли привести к изменению уровней вибрации в помещениях и на рабочих местах экипажа судна.

1.2. Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней вибрации на рабочих местах экипажа; в жилых и общественных помещениях требованиям санитарных норм Минздрава СССР.

1.3. В качестве измеряемых величин устанавливаются логарифмический уровень виброускорения , дБ, относительно исходного значения мс, или логарифмический уровень виброскорости , дБ, относительно исходного значения мс, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 2, 4, 8, 16, 31,5 и 63 Гц.

Амплитудный диапазон измеряемых параметров - от 1·10 до 1·10 мс для виброускорения и от 1·10 до 1·10 мс для виброскорости.

2. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ

2.1.1. Для измерений вибрации следует применять аппаратуру по ГОСТ 12.4.012-83.

2.1.2. Перед началом и после окончания измерений следует проводить калибровку измерительной системы с помощью калибровочного устройства или внутреннего контрольного электрического напряжения.

2.1.3. Применяемая измерительная аппаратура и используемое калибровочное устройство должны иметь действующие свидетельства метрологической государственной поверки.

2.2. Подготовка к проведению измерений

2.2.1. Измерения вибрации выполняют по программе, разработанной и согласованной в установленном порядке, включаемой в проектную документацию судна и содержащей схемы расположения точек измерения и методические указания по проведению измерений.

2.2.2. В машинном отделении, изолированных постах управления, производственных помещениях, расположенных в машинном отделении и вне его, точки измерений вибрации выбирают на основных рабочих местах и в зонах обслуживания энергетической установки, механизмов и устройств: у главного и вспомогательного двигателей, у поста управления, в мастерских, у фронта котла, в районе сепараторов топлива и масла, у рыбообрабатывающего оборудования и т.п.

2.2.3. В зонах обслуживания главного двигателя точки измерения должны быть расположены на настиле машинного отделения, на расстоянии 0,7-1,0 м от двигателя. У крупногабаритных двигателей (например, малооборотных дизелей) точки измерений располагают на платформах у двигателя. При наличии двух или более рядом расположенных двигателей измерения должны выполнять на настиле между ними.

2.2.4. В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях площадью до 20 м измерения выполняют в центре помещения. В помещениях большей площади число точек измерений должно быть увеличено из расчета одна дополнительная точка на каждые 20-30 м и располагать их должны равномерно по помещению.

На рабочих местах измерения вибрации допускается выполнять также на сиденьях, если основной рабочей позой является положение сидя и субъективно вибрация воспринимается как неприятная

2.2.5. Измерения вибрации проводят не менее чем в 30% жилых и общественных помещений, равномерно расположенных по палубам с обязательным включением помещений, в которых по субъективной оценке наблюдается повышенная вибрация.

На судах с общим числом кают менее десяти измерения следует выполнять во всех каютах.

Число пассажирских кают, в которых следует проводить измерения вибрации, может быть уменьшено до 20%, если их общее число на судне более 30, и до 10% - если более 100.

Измерения выполняют на полу, в центре помещения, а также на сиденьях и койках, в случае их крепления к переборкам и субъективном восприятии вибрации как неприятной.

2.2.6. Измерения вибрации в продольном и траверзном направлениях выполняют в точках, указанных в программе. Эти точки должны быть расположены в машинном отделении (в трюме и на верхней платформе), в центральном посту управления, производственных помещениях, на жилых палубах и на ходовом мостике (в рулевой рубке) - не менее двух точек на каждом измерительном уровне (по высоте судна), и намечаются они приблизительно одна под другой в районе лобовой переборки надстройки в диаметральной плоскости судна и на одном из бортов.

Для измерений в других точках данного измерительного уровня выбирают направление с превалирующей вибрацией или вертикальное, если разница значений измеряемого параметра вибрации по трем направлениям меньше 2 дБ.

2.2.7. На серийных судах контроль уровней вибрации может выполняться в уменьшенном объеме по согласованной программе.

2.2.8. В процессе ходовых приемосдаточных испытаний число точек измерений по решению приемной комиссии может быть сокращено или дополнено.

2.3. Условия проведения измерений

2.3.1. Контроль вибрации проводят на режиме полного хода при номинальной частоте вращения гребных винтов, работе главных и вспомогательных механизмов и другого оборудования, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судна на данном режиме.

На речных судах, кроме того, по решению комиссии по приемке могут быть выполнены измерения на частичных режимах хода судна.

2.3.2. Измерения на ходовом режиме проводят:

в районах моря с глубинами не менее четырехкратной осадки судна (для речных судов глубины не оговариваются);

при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением 5000 т и выше;

на головных судах - в полном грузе и в балласте. При невозможности в период приемосдаточных испытаний обеспечить полную загрузку судна измерения в грузе должны быть выполнены в одном из первых эксплуатационных рейсов по согласованию с заказчиком судна. На серийных судах - в полном грузе или в балласте, о чем делают соответствующую запись в протоколе испытаний. Во всех случаях осадка кормы должна гарантировать полное погружение винта;

при движении судна прямым курсом. Допускается перекладка руля на угол не более 2° на левый или правый борт.

2.3.3. На технических судах и судах промыслового флота измерения выполняют на ходовом и производственном режимах при спецификационных условиях. В производственно-технологических помещениях судов промыслового флота измерения вибрации в период ходовых испытаний выполняют при работе технологического оборудования без рыбообработки.

2.3.4. Измерения вибрации выполняют в оборудованных согласно спецификации и подготовленных к испытаниям помещениях. В каютах, особенно с виброизолированными ("плавающими") полами, кроме операторов, проводящих измерения, может находиться не больше людей, чем предусмотрено спецификацией для данного помещения.

2.4. Проведение измерений

2.4.1. Измерения вибрации выполняют в точках, указанных в пп.2.2.2-2.2.6.

2.4.2. При измерении вибрации в случае необходимости для установки датчика допускается использовать промежуточную металлическую пластину круглой или прямоугольной формы толщиной 4-5 мм, диаметром (или стороной прямоугольника) (200±50) мм. Допускается применение промежуточных элементов с другими размерами, если они не вносят дополнительных погрешностей в измерения. Промежуточную пластину с закрепленным в ее центре вибропреобразователем прижимают к измеряемой поверхности ногами стоящего человека. При наличии на палубе помещений ковровых или других мягких покрытий пластину с датчиком устанавливают поверх покрытия. На сиденьях и койках пластину с датчиком размещают между человеком и измеряемой поверхностью.

2.4.3. При измерении параметров периодической вибрации отсчет проводят по среднему показанию прибора.

В соответствии с ГОСТ 12.1.012-90 время измерений в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 2 и 4 Гц должно составлять не менее 20 с, в октавах 8 и 16 Гц - не менее 2 с, в октавах 31,5 и 63 Гц - не менее 1 с.

2.4.4. При необходимости определения параметров случайной вибрации (при движении во льдах, на земснарядах при дноуглубительных работах) время измерений в октавах от 2 до 63 Гц должно составлять не менее 120 с;

для измерений параметров случайной вибрации следует применять приборы с постоянной времени не менее 120 с или осуществлять магнитную регистрацию с последующим анализом в лабораторных условиях.

3. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

3.1. Результаты измерений вибрации, выполненных в каждой точке в соответствии с пп.2.2.2-2.2.6, с внесенными в них поправками, сопоставляют с соответствующими санитарными нормами.

3.2. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим следующие данные:

наименование и тип судна;

номер проекта и порядковый номер в серии;

наименование организации-проектанта и завода-изготовителя;

год постройки судна, порт приписки;

дату проведения испытаний;

район испытаний, глубину, состояние моря (реки);

данные о загрузке судна;

режим работы судна и энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения гребных винтов, работающие дизель-генераторы);

сведения о применяемой измерительной аппаратуре (наименование, тип, данные о поверке);

наименование организации, должность и фамилии операторов, выполнявших измерения;

заключение по результатам измерений вибрации с оценкой соответствия их санитарным нормам.

К протоколу испытаний прилагают таблицу с обработанными результатами измерений, указанием мест и точек измерений. Форма таблицы приведена в приложении.

3.3. Протокол испытаний передается для принятия решения приемной комиссии и является составной частью приемного акта судна.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

ФОРМА ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ ВИБРАЦИИ

Уровни вибрации в помещениях теплохода "______________"

Наименование помещений и расположение точек измерений

Уровни виброускорения (виброскорости), дБ,
в октавных полосах частот, Гц

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности

Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах, в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее - местах нахождения людей) морских и речных судов всех типов и назначений.

Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. Общие положения

1.1. Контроль уровней шума должен производиться в процессе приемосдаточных испытаний на единичных головных, серийных судах и судах, прошедших ремонт или переоборудование, которые могли привести к изменению уровней шума в местах нахождения людей.

Серийные суда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора.

Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена среднеквадратическим отклонением результата измерения.

1.2. Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующим санитарным нормам.

Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.

1.3. В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука L_A, дБ А, и уровни звуковых давлений L, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука L_Аэкв, дБ А определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86.

На серийных судах допускается в качестве основной измеряемой величины принимать уровень звука L_A, дБ А.

Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.

Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах частот.

1.1-1.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2. Методика измерений

ГАРАНТ:

Приказом Росстандарта от 15 декабря 2011 г. N 1570-ст применение ГОСТ 17187-81 на территории РФ прекращено с 1 ноября 2012 г. и введен в действие ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) "Шумомеры. Часть 1. Технические требования"

Измерительная аппаратура должна соответствовать 1-му или 2-му классу точности.

2.1.2. Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений.

2.1.1, 2.1.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.2. Условия проведения измерений

2.2.1. В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:

режиме полного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% от спецификационной частоты вращения);

2.2.2. Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля +-3°) при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или в балласте.

2.2.3. На судах технического и промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом и производственном режиме при спецификационных условиях. В производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86.

2.2.4. Измерения проводят в полностью оборудованных помещениях (разрешается отсутствие мягкой экипировки, что не должно учитываться при обработке результатов измерений), при закрытых дверях и иллюминаторах, включенных на полную расчетную производительность, системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении, не считая выполняющих измерения операторов, должно быть не более штатного.

Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т.п.); уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.

Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1.

2.2.5. В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование.

Допускается проводить измерения с открытыми с подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято.

На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.

2.2.1-2.2.5. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.2.6. На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

2.3. Проведение измерений

2.3.1. В машинных отделениях шум измеряют на основных рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах основных источников шума.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.3.2. В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями.

2.3.3. В машинных отделениях площадью до 15 м2 измерения выполняются не менее чем в двух точках, расположенных в средней части между двигателем и бортами.

2.3.4. В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений.

2.3.5. В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 м2 измерения выполняют в центре помещения, а при площади свыше 30 м2 - в точках с интервалами не более 7 м.

Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ х А, особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик.

2.3.6. В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными измерениями уровня звука.

2.3.7. При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения.

Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния.

При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства.

2.3.8. При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30° к оси потока.

2.3.9. При измерениях шумомер должен быть включен в положение "медленно", при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.

2.3.3-2.3.9. (Измененная редакция, Изм. N 2).

3. Обработка и оформление результатов измерений

3.1. Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.1.1. (Исключен, Изм. N 2) .

3.2. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим:

наименование и тип судна;

номер проекта и порядковый номер в серии;

наименование организации-проектанта и завода-строителя;

год постройки судна, порт приписки;

дату проведения испытаний;

наименование организации и фамилии операторов, производивших измерения;

данные о районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря (реки, озера);

информацию о загрузке судна;

сведения о режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения винта, работающие дизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования;

перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки);

оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;

дополнительные данные (отступления от программы, наличие тональных или импульсных шумов и т.п.).

К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатов измерений.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.3. Протокол испытаний является составной частью приемного акта судна.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4. (Исключен, Изм. N 2) .

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51401-99.

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51400-99.

*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51402-99.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.020-79 "Система стандартов безопасности труда. Шум. Метод контроля на морских и речных судах" (введен постановлением Госстандарта СССР от 21 августа 1979 г. N 3163)

Текст ГОСТа приводится по официальному изданию ФГУП ЦПП

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 августа 1979 г. N 3163 дата введения установлена 1 июля 1980 г.

Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 17 декабря 1984 г. N 4463

Издание (апрель 2001 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС 10-85, 1-88)

Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 1 июля 1980 г.
Опубликован:

    ГОСТ ГОСТ ГОСТ Р ГОСТ ГОСТ Р ГОСТ Р ГОСТ ГОСТ СП (Санитарные правила) Приказ Госкомэкологии России ГОСТ Р
    ГОСТ СП (Санитарные правила) ГОСТ Приказ Госкомэкологии России ГОСТ Р Приказ НП "ИНВЭЛ" Постановление Госстандарта России НТП Постановление Госкомсанэпиднадзора России

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Метод контроля на морских и речных судах

Occupational safety standards system.
Noise. Method of control for sea and river ships

Дата введения 1980-07-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 августа 1979 г. N 3163

Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 17.12.89 N 4463

ИЗДАНИЕ (апрель 2001 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС 10-85, 1-88)

Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах, в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее - местах нахождения людей) морских и речных судов всех типов и назначений.

Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Контроль уровней шума должен производиться в процессе приемосдаточных испытаний на единичных головных, серийных судах и судах, прошедших ремонт или переоборудование, которые могли привести к изменению уровней шума в местах нахождения людей.

Серийные суда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора.

Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена среднеквадратическим отклонением результата измерения.

1.2. Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующим санитарным нормам.

Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.

1.3. В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука , дБ·А, и уровни звуковых давлений , дБ, в октавных полосах со средне геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука , дБ·А определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86.


На серийных судах допускается в качестве основной измеряемой величины принимать уровень звука , дБ·А.

Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.

Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах част

1.1-1.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51401-99.

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51400-99.

*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51402-99.

Измерительная аппаратура должна соответствовать 1-му или 2-му классу точности.

2.1.2. Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений.

2.1.1, 2.1.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.2. Условия проведения измерений

2.2.1. В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:

режиме полного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% от спецификационной частоты вращения);

2.2.2. Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля ±3°), при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или в балласте.

2.2.3. На судах технического и промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом и производственном режиме при спецификационных условиях. В производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86.

2.2.4. Измерения проводят в полностью оборудованных помещениях (разрешается отсутствие мягкой экипировки, что не должно учитываться при обработке результатов измерений), при закрытых дверях и иллюминаторах, включенных на полную расчетную производительность, системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении, не считая выполняющих измерения операторов, должно быть не более штатного.

Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т.п.); уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.

Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1.

2.2.5. В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование.

Допускается проводить измерения с открытыми с подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято.

На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.

2.2.1-2.2.5. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.2.6. На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

2.3. Проведение измерений

2.3.1. В машинных отделениях шум измеряют на основных, рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах основных источников шума.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.3.2. В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями.


2.3.3. В машинных отделениях площадью до 15 м измерения выполняются не менее, чем в двух точках, расположенных в средней части между двигателем и бортами.

2.3.4. В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений.

2.3.5. В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 м измерения выполняют в центре помещения, а при площади свыше 30 м - в точках с интервалами не более 7 м.

Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ·А, особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик

2.3.6. В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными измерениями уровня звука.

2.3.7. При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения.

Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния.

При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства.

2.3.8. При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30° к оси потока.

2.3.9. При измерениях шумомер должен быть включен в положение "медленно", при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.

2.3.3-2.3.9. (Измененная редакция, Изм. N 2).

3. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

3.1. Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.1.1. (Исключен, Изм. N 2).

3.2. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим:

наименование и тип судна;

номер проекта и порядковый номер в серии;

наименование организации-проектанта и завода-строителя;

год постройки судна, порт приписки;

дату проведения испытаний;

наименование организации и фамилии операторов, производивших измерения;

данные о районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря (реки, озера);

информацию о загрузке судна;

сведения о режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения винта, работающие дизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования;

перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки);

оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;

дополнительные данные (отступления от программы, наличие тональных или импульсных шумов и т.п.).

К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатов измерений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: