Система государственных органов призванных осуществлять государственную власть задачи и функции это

Обновлено: 25.04.2024

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе , что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица должны нести персональную ответственность за эффективность своей работы.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой

    • под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а
    • в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

    Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

    В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

    Характерные черты механизма государства:
      1. он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой;
      2. его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;
      3. его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
      4. он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

      Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

      Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

      В механизм государства входят

        • законодательные органы (парламент),
        • президент со своей администрацией,
        • исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.),
        • судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды),
        • прокурорские и иные надзорные органы,
        • силовые структуры (полиция, налоговая полиция, вооруженные силы) и т.д.
        Структура механизма государства включает:
          1. государственные органы (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
          2. государственные организации (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
          3. государственные учреждения (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
          4. государственные предприятия ;
          5. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;
          6. организационные и финансовые средства , а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

          Государственные органы находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.).

          Государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.).

          Государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.).

          Государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность , производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

          Государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением, различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

            1. лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);
            2. лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);
            3. лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);
            4. лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета).

          Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

          Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

          Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

          Признаки данного органа:

          1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

          2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на оощество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

          3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

          4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

          5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

            • в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);
            • в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

          6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

          7. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

          По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

          По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

          По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

          Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

          -эта система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства это тот реальный механизм, та организационная структура, располагая которой государства проводит ту или иную политику.

          Механизм государства является универсальным, не зависит от государственного устройства и политического режима, но проявление этого механизма его использование неразрывно связано с политическим режимом и государственным устройством. Проявляется через функции и сущность государства.

          Понятие механизма тесно связано с государственным аппаратом. Государственный аппарат принято толковать в двояком смысле:

          Государственный – это совокупность всех государственных органов, совпадающих с понятием механизма государства.

          Государственный аппарат в узком понимание - это аппарат конкретных органов государственной власти, характеризуется совокупностью исполнительно-распорядительной, управленческой, контрольной функцией, присущих конкретному аппарату.

          Государственный аппарат – это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством основные цели и задачи.

          Построение государственного аппарата как механизма государства, механизма конкретных государственных органов осуществляется на основе определённых принципов, имеющих объективные характер, всесторонний учёт которых как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом на основе принятия решений органами государственной власти.

          Принципы функционирования государственного аппарата в социальном государстве:

          1. принцип широкого участия масс в управлении государством

          2. принцип интернационализма

          3. принцип законности

          4. принцип учёта и контроля

          5. принцип ответственности за принятые решения

          1. Принцип представительство понимается как принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. обеспечивается демократической избирательной системой, гарантией социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, в том числе с применением конкурсной системы принятия на госслужбу.

          2. Принцип разделения властей формирует механизмы, исключающие произвол (исходя из собственной воли) со стороны властных органов и должностных лиц.

          3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата – электронное правительство.

          4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов заключается в их способности на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах всего населения.

          5. Принципы демократизма формирования и деятельности государственных органов позволяет учитывать разнообразные интересы как большинства населения, так и социальных меньшинств, их религиозных воззрений, особенности национальной культуры, уровень цивилизации, их традиций обычаев.

          Выяснение понятия механизма государства и соответственного понятия государственного аппарата связано с раскрытием его характерных черт (признаков), позволяющих ограничить его как от не государственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых других государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем:

          это система может быть открытой и закрытой, проникнутой единством принципов его организации и деятельности, закреплённых в конституции РФ, в законе РФ «об основах государственной службы РФ» и «о государственной и гражданской службе РФ»;

          механизм характеризуется сложной структурой (как системе), отражающей определённое место, которое занимает в ней различные виды и группы (подсистемы государственных органов), их соотношение и взаимосвязи;

          этот механизм неразрывно связан с функциями государства, между ними существует тесная обратная связь, заключающаяся в том , что функции государства осуществляются при помощи государственного механизма и государственного аппарата;

          этот механизм для обеспечения возложенных на него задач, связан с управлением, то есть принятием решений, контролем за принятыми решениями; связан с воздействием на сложные социальные процессы и сферы ( социально – экономическая); располагает необходимыми материальными ресурсами ( средствами), на которые и опирается в своей деятельности указанные аппарат.

          Механизм осуществления публичной власти.

          Госаппарат должен существовать в каждой из ветвей публичной власти, то есть

          Все организации и объединения граждан, функционирующие в стране можно разделить на 2 группы:

          1. занятые осуществлением государственных функций

          Первые в совокупности образуют политические организованное общество. Вторые – неполитическое общество, то есть гражданское.

          Политически организованное общество организует механизм осуществления публичной власти.

          1. избрание представительных органов власти

          2. назначение на государственные должности

          3. обучение лиц, назначенных на государственные должности или желающих занять эти должности или по госзаказу в специальных государственных учреждениях.

          Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

          Кардинальные изменения, происходящие в экономической, поли­тической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятель­ности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

          1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической изби­рательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней дея­тельностью всех государственных органов, направленной на удовлетво­рение интересов личности;

          2) принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

          3) принцип гласности и открытости в деятельности государ­ственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

          4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профес­сиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлече­ние же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государствен­ного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе, не могут выполнять возложенные на них обя­занности достаточно квалифицированно;

          5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех со­ставных частей механизма государства в их взаимоотношениях с насе­лением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

          6) принцип демократизма в формировании и деятельности госу­дарственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интере­сы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

          7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субор­динация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В националь­ных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграниче­ние обеспечивает самостоятельность членов федерации в решении внутренних и внешних задач.

          Государственный орган - часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства в установленном законом порядке.

          Высшими государственными органами, осуществляющими государственную власть в РФ, являются:

          - Федеральное Собрание - парламент РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - представительный и законодательный орган РФ (ст. 94 Конституции);

          - Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ (ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", далее - Закон о Правительстве РФ);

          - суды РФ осуществляют судебную власть (ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

          Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, осуществляет Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную централизованную систему органов (ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").

          Статус, функции и полномочия государственных органов определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами.

          Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ на основании представленного Председателем Правительства РФ предложения (ст. 112 Конституции РФ, ст. 24 Закона о Правительстве РФ).

          В настоящее время действует структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (далее - Структура).

          Президент РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет. Распределение функций между иными федеральными органами исполнительной власти осуществляет Правительство РФ (ст.ст. 12 и 32 Закона о Правительстве РФ, Раздел I Структуры). Функции и полномочия определяются в положениях о федеральных органах исполнительной власти, а в некоторых случаях федеральными законами (например, Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке").

          Положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти (службах, агентствах) утверждает Правительство РФ и, соответственно, Президент РФ в отношении органов, руководство которыми он осуществляет (ст.ст. 12 и 32 Закона о Правительстве РФ).

          Гражданско-правовой статус государственных органов устанавливается нормативным правовым актом о статусе конкретного органа. Орган власти регистрируется в качестве юридического лица, если это предусмотрено нормативным правовым актом о данном органе.

          Пример

          Верховный Суд РФ обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться от имени РФ закрепленным за ним федеральным имуществом, правом выступать от имени РФ в соответствии с законодательством РФ учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных Верховному Суду РФ*(1).

          В положениях о министерствах РФ, федеральных службах, федеральных агентствах устанавливается, что они являются юридическими лицами*(2).

          Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ).

          Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

          - законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

          - высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

          - иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

          Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее - Закон N 184-ФЗ).

          В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 17 Закона N 184-ФЗ).

          Законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ обладают правами юридического лица (п. 7 ст. 4, п. 4 ст. 20 Закон N 184-ФЗ).

          Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ).

          Структуру органов местного самоуправления согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ составляют:

          - представительный орган муниципального образования;

          - глава муниципального образования;

          - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

          - контрольно-счетный орган муниципального образования;

          - иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

          Внимание

          Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями , образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ч. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ).

          Особенности правового положения казенных учреждений устанавливаются:

          - Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

          Внимание

          Положения ст. 161 БК РФ, регулирующие особенности правового положения казенных учреждений в бюджетных правоотношениях, распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ). Иными словами, на эти органы положения БК РФ, установленные для казенных учреждений, распространяются только при исполнении бюджетной сметы (см. также письмо Минфина России от 02.06.2014 N 02-01-10/26423).

          Кроме того, перечисленными выше органами могут применяться иные правовые акты, устанавливающие особенности правового положения казенных учреждений. Так, например, согласно письму Минэкономразвития России от 21.06.2011 N 12702-АЛ-Д08 действие Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, распространяется на федеральные органы исполнительной власти и их территориальные управления.

          *(1) ст. 21 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".

          *(2) п. 12 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329); п. 22 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. N 699); п. 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082) и другие.

          Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

          Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

          Информационный блок " Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.

          Материалы приводятся по состоянию на май 2022 года.

          См. содержание Энциклопедии решений.

          Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

          Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

          Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :

          Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

          Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

          Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

          Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

          Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

          Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

          Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

          Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

          Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

          Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

          Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

          Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

          КБК - коды бюджетной классификации

          КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

          КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

          План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

          ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

          ПБС - получатель бюджетных средств

          Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

          Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа

          Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

          Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

          Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)

          Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

          Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

          Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер

          Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

          Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

          Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

          Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

          Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.

          В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: