Швартовка судов между собой

Обновлено: 27.03.2024

О швартовке судна и сложностях работы с матросами я рассказывал в этой статье . Сегодня вы узнаете о схеме швартовки, названиях швартовов и как они подаются на берег. А так же в конце статьи, бонусом я покажу, как Техасские пеликаны любят пропиленовые швартовные концы;-)

Схема швартовки

Схем существует не мало и все зависит от размеров судна, а также самого причала и погодных условий.

Для примера, возьмем танкер (на фото выше) дедвейтом 50 000 тонн (длина 183 метра)

Классическая схема швартовки для этого судна при нормальных погодных условиях - это 2х2х2 носом и кормой. Что это значит?

2 носовых шпринга, 2 носовых прижима и 2 носовых продольных. Такое же количество и на корме.

При классической схеме, все швартовы подаются с лебедок, заведены на рабочее (если оно есть) и нет необходимости заводить дополнительные.

Плохая погода может потребовать заведение 1 или 2 дополнительных концов с бака и с кормы, только они уже будут крепится на кнехте "восьмеркой". И тогда схема будет выглядеть 3х2х2 или 4х2х2

Для наглядности и лучшего понимания я проиллюстрировал схему швартовки с названиями и направлениями швартовов.

Как заводятся швартовы?

Заводится они могут в разной последовательности и разными способами. Рассмотрим опять же классику.

Первыми подают носовые и кормовые шпринги по одному или по два (как принято на причале), ими удобно центровать судно в нужную позицию.

Как только судно "в позиции", шпринги разобщаются и крепятся. Далее швартовная команда выдвигается на прижимы, которые лучше всего прижимают судно к причалу.

И последними (как правило) идут продольные - самые длинные концы, длина которых может составлять 150-160 метров. Носовые продольные не дают судну уйти назад, а кормовые наоборот - не дают уйти вперед (носом).

С последовательностью разобрались, хотя вариаций куча. Например, в Читтагонге (Бангладеш), сначала отдается якорь и заводится носовой прижим, который трещит по швам (не один конец так порвало), потом то же самое происходит с кормовым прижимом. После этого подаются продольные, а шпринги - последние. Швартовка там просто безумная и лютое приливное течение.

Как подаются концы на причал?

Способа на самом деле всего два: выброска+проводник(мессенджер) и на катера (завозни).

То есть, швартов с самого судна забирают на причал с помощью проводника или же на завозню (катер со швартовщиками), которая подвозит конец к причалу. Вот так это выглядит:

Швартовка балкера ELEFTHERIA K

Процесс постановки судна к причалу , швартовным бочкам и другим сооружениям, предназначенным для стоянки судов, а также к другому судну называется швартовкой. Отход судна от объекта, к которому оно было пришвартовано, называется отшвартовкой .

Под термином «швартовные операции» следует понимать все действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции - один из самых ответственных и сложных элементов рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и т. д.).

Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко , действия членов экипажа, участвующих в швартовных операциях, должны быть умелыми и слаженными. Для выполнения швартовных операций члены палубной команды расписываются по местам швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме - второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и плотник (старший матрос).

Подготовка к швартовке - необходимое условие качественного ее проведения. О предстоящей швартовке заблаговременно предупреждают вахтенного механика, который готовит машину к работе в маневренном режиме. Подается питание на швартовные механизмы.

За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовным операциям.

На ходовой мостик вызывается старший помощник капитана, в машинное отделение - старший механик.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.

До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.

Растительные или синтетические тросы, уложенные бухтами на банкетки, надо разнести по палубе. Огоны (гаши) тросов провести через швартовные клюзы или киповые планки и завести на палубу поверх фальшборта или релингов. Каждый швартов обнести в полшлага вокруг тумб парных кнехтов ниже приливов (через них трос будет потравливаться при подаче на берег, а в случае необходимости - быстро задерживаться креплением на кнехте); подготовить два-три бросательных конца.

Швартовка танкера в Керчи 25.02.2012

Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Швартовка к причалу лагом осуществляется различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки и т. д., а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала.

Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управление судном и общее руководство швартовкой осуществляет капитан. Рассмотрим действия швартовных партий при самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 45). Маневрируя машиной и рулем, капитан приводит судно в положение, примерно параллельное причалу.

По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Так как при подходе нос судна бывает обычно ближе к причалу, чем корма, и судно продолжает по инерции медленное движение вперед, первыми подают носовые шпринг и продольный. При первой возможности необходимо подать хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания.

рис. 45 Швартовка к причалу лагом

Швартовка к причалу лагом

По команде «Подать носовой шпринг (продольный)!» матрос на баке берет часть бухты бросательного конца с легостью в правую руку, другую часть в левую, удерживая коренной конец за огон рукой или прижав его к палубе ногой. Затем, сделав предостерегающий окрик «Берегись!» , сильным взмахом правой руки снизу вверх бросает на причал бухту с легостью и сбрасывает бухту с левой руки.

Привязав бросательный конец к тросу выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос следует травить свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбрать его на причал за поданный с судна бросательный конец.
После того как береговые матросы закрепят трос на береговом пале, накладывают не менее четырех шлагов троса на турачку брашпиля и выбирают втугую. Швартов переносят на кнехты с помощью стопора (рис. 46). Во избежание обрыва стопора нагрузка на него переносится плавно медленным потравливанием швартова брашпилем.

По окончании швартовки убирают бросательные концы и кранцы, излишнюю часть стальных швартовных тросов наматывают на вьюшки, а растительных и синтетических - укладывают на банкетки. На все швартовы надевают стандартные противокрысиные щиты.

рис. 46 Наложение стопора на швартовный трос

а - растительного; б - цепного

Наложение стопора на швартовный трос

Швартовка лагом с отдачей якоря производится при подходе к причалу в промежуток между судами, при свежем ветре, а также в условиях ограниченной для маневрирования акватории. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, способствует развороту судна, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксиров. Действия матросов при швартовке в этом случае ничем не отличаются от описанных. Швартовка кормой к причалу осуществляется в случае, если для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии. В зависимости от возможности маневрирования на акватории к причалу подходят либо параллельным, либо перпендикулярным курсами.

рис. 47 Швартовка судна кормой к причалу

а - при параллельном подходе к причалу; б - при перпендикулярном подходе к причалу

Швартовка судна кормой к причалу

В первом случае (рис. 47, а) следуют малым ходом параллельно причалу (положение I) и в положении II отдают якорь с противоположного причалу борта. Переложив руль в сторону от причала, потравливают якорную цепь и продолжают движение. Когда судно сделает поворот на 30-60° и корма окажется напротив места швартовки (положение III), отдают второй якорь на малом заднем ходу.
После этого равномерно потравливают обе якорные цепи и, работая машиной назад, подводят судно кормой к причалу (положение IV). По команде с мостика подают и крепят кормовые швартовы, а затем обтягивают якорные цепи. Во втором случае (рис. 47, б) маневрируют так же, как и в первом, но к моменту отдачи второго якоря судно разворачивают на 120—150° перекладкой руля на борт. В сложных условиях швартовка к причалу кормой осуществляется с помощью портовых буксиров.

Постановка судна на швартовную бочку осуществляется по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в местах карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной, двум, трем или четырем бочкам.
Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когда предстоят грузовые операции с использованием плавсредств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения. По команде с мостика «Палубной команде по местам стоять, на бочки становиться!» носовая и кормовая партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подаваться на бочки, заводят швартовные скобы.

Завоз тросов осуществляют , как правило, портовые буксиры или рейдовые катера. Когда судно, следуя малым ходом против ветра или течения, приблизится к носовой бочке, буксир принимает пропущенный через скуловой клюз или киповую планку швартовный трос и завозит его на бочку.
Трос крепится к рыму бочки швартовной скобой или заводится дуплинем (ходовой конец троса пропускают через рым сверху и завозят обратно на судно, где он крепится).
Другой конец троса берется за турачку брашпиля, обтягивается втугую и крепится на кнехте. Крепление дуплинем предпочтительнее, чем скобой, так как при съемке с бочки можно будет выбрать трос, не посылая людей на бочку для его отдачи. В любом случае выбирать трос можно только после того, как люди сойдут с бочки.
Аналогично завозят, крепят на бочках, обтягивают и закрепляют на кнехтах другие швартовные тросы. При отсутствии буксира швартовные тросы завозят на судовой рабочей шлюпке. Шлюпка с матросами подходит под клюз, матросы принимают огон швартова со швартовной скобой и укладывают трос с запасом в 2—3 м в носовой части шлюпки.

Швартов проводят на корму шлюпки чисто по борту, набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такое количество троса, чтобы его длина была не менее расстояния от судна до бочки.
Затем гребцы направляют шлюпку к бочке, а один матрос, находясь со стороны носа шлюпки по отношению к бухте уложенного троса, по мере движения шлюпки сбрасывает за борт шлаги троса.
Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и крепит трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.

рис. 48 Отход судна от причала на шпринге

Отход судна от причала на шпринге

При длительной стоянке в плохих погодных условиях иногда прибегают к креплению судна за бочку расклепанной от якоря цепью. При стоянке на бочке судно поднимает днем черный шар, а ночью включает якорные огни.

Если не усложнять морской терминологией, то это привязывание судна швартовными концами (о них статья здесь ) к опоре (причалу, моно-бую, другому судну и др.) для того, чтобы судно находилось (держалось) в определенной позиции.

Ну на первый взгляд, здесь ничего особенного и вполне рутинная операция для моряков. Да, за один контракт (4-6 месяцев) может быть и 20, и 30, и 50 швартовок. Но каждая швартовная операция уникальна по-своему даже на один и тот же причал (ветер отжимной/прижимной, течение, видимость, лоцман другой, капитан встал не с той ноги, матрос не может выброску докинуть, 3-й помощник на "рабочее" намотал в два слоя и т.д.).

Да, и самое главное, габариты судна очень важны и одно дело, пришвартовать "Волгонефть" (длина 130 метров) или же танкер покрупнее (275 метров, например). Кстати, для швартовки последнего задействовано 4 буксира.

Чем швартовка опасна для моряка?

Начну с элементарного: несоблюдение моряками правил техники безопасности во время швартовки. Это и нахождение в опасных зонах - "зона выстрела швартовного конца" и самое распространенное - многие моряки пренебрегают ношением средств индивидуальной защиты (PPE): каска и особенно ремешок, который держит каску, перчатки, безопасная обувь, очки.

Сейчас явно найдется тот, кто скажет: да нет толку от PPE, это все ни о чем.

Приведу пример. Я был 2-м помощником, а один опытный матрос регулярно отказывался надевать каску и тем более ремешок на подбородок, который реально выручает и не дает каске слететь. Но и на таких "умников" находится управа и я добился того, чтобы он каску все-таки надевал.

На одной из швартовок, он споткнулся о швартовный конец (зазевался), который начали наматывать на лебёдку. А падая, ударился головой о парапет возле лебёдки. Результат - потеря сознания от удара. Очнулся через несколько минут и попытался дальше продолжить швартовные операции (но я отправил его в каюту). От серьезных ушибов и травм спасла та самая каска, которая не слетела с головы, благодаря ремешку.

Главная опасность именно для жизни, это конечно разрыв швартовного конца и последующий его "отскок" с нанесением увечий швартовщикам (морякам).

Когда рвутся пропиленовые концы - мало не кажется никому. И сила удара достаточна даже для летального исхода.

Рекомендации, как этот риск минимизировать

1. Отношение и внимание. Каждая швартовка должна быть "как в первый раз". Нет, не суетиться и бегать по баку или корме. Здесь о другом. Опыт дело хорошее, но часто я стал замечать, что у многих моряков глаз "замыливается" и они перестают обращать внимание на очевидные и простые вещи.

Самое распространенное, это конечно стоим там, где небезопасно: на линии выстрела конца, или же суёмся под швартовные концы (например, шпринги), когда они "под напряжением" и швартовка в разгаре. Не надеваем ремешки на каске, хотя они слетают только так.

2. Коммуникация между штурманом и матросом/мотористом. Очень важно! Встречал 2 типа штурманов: одни вообще не общаются с матросами и даже команды могут не озвучивать, все только жестами: "вира", "майна", "на рабочее" и т.д.

А вторые - наоборот, чрезмерно близкое общение, типа "по-братски", а потом на швартовке куча мнений и споров в стандартных ситуациях, которые только сбивают и мешают сконцентрироваться.

Коммуницировать можно и нужно, только в меру. Я всегда считался (будучи 3 помощником, а потом 2-м) с мнением своей команды, но только в двух случаях, которые я всегда корректно озвучиваю в новом экипаже:

1. Если вы видите, что я "порю горячку" и действую неправильно или небезопасно - сразу скажите мне об этом. Посоветуемся вместе, как лучше завести швартов, как его набить и т.п.

2. Если я буду сомневаться в принятии решения, я сам с вами посоветуюсь ("корона" не слетит). В остальных случаях - работаем тихо, со спокойной и безопасной атмосферой.

Объясню, почему так и не иначе. Однажды я пришел в новый экипаж в должности еще 2-го помощника и встретил там агрессию на первой же своей отшвартовке. Кучу эмоциональных советов, которые были не уместны и только отвлекали. Это было очень странно и после отхода судна я пообщался с ребятами на ужине. Мне объяснили, что мой предшественник постоянно орал и нервничал, поэтому они так привыкли.

Случай, конечно из ряда "истории из детсада", но пришлось выправлять ситуацию. Через швартовок так 5, у нас получилась сплоченная и психологически уравновешенная швартовная команда. Людям было комфортно работать под поим руководством.

Со штурманами все понятно, давайте теперь о матросах, здесь будет поинтереснее))

Матросов я тоже встречал "2х типов". Первые - мегаопытные, не собирающиеся слушать молодого штурмана, все делают по-своему и не всегда вообще на тебя реагируют, любят брать на себя всю работу. С такими можно работать, вполне кстати комфортно, выстроив с ними доверительные отношения. Честно проблем не встречал с ними, всегда получается наладить отношения в экипаже. Эти самые люди становятся твоими главными помощниками на швартовке.

Вторые - здесь все гораздо сложнее. Тоже опытные. НО! Этот самый опыт их научил, что инициатива то на флоте НАКАЗУЕМА (благодаря тем самым начальникам, которые умеют только орать)! Поэтому, эти люди ничего, вот прям ничего не делают без команды. "Так это хорошо же ведь" - подумаете вы. И да и нет, отвечу я))

Швартовка довольно быстрый процесс на принятие решений, и один штурман следит за всей ситуацией, за безопасностью, за тем, кто и где стоит, отвечает капитану по рации, который "заскучал" с лоцманом на крыльях мостика и т.д. Нет, есть капитаны, которые очень кстати помогают и подсказывают на швартовке. но есть просто АТАС! А когда на швартовке все матросы "на опыте", которые стоят и ждут любых команд (возьми выброску, размахнись, кинь и др.. Утрирую конечно) - с ними очень сложно бывает работать.

Мало того, что команды все ждут (хотя каждый должен знать свою роль на швартовке и действовать). Так еще и за своей же безопасностью не следят и как будто ждут, когда им сделаешь замечание. С ними работать гораздо сложнее и беседы проводить бывает бесполезно.

Статья уже подзатянулась, пора наверное завершать. О швартовке в одной статье и не напишешь, очень обширная тема. Кстати, обязательно выпущу публикацию о схеме швартовки и названиях швартовых концов.

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓

Под термином «швартовные операции» понимают действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции - ответственный и сложный элемент рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и др.). Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко, действия швартовных партий должны быть умелыми и слаженными.
Для выполнения швартовных операций членов экипажа закрепляют за определенными местами швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме - второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и старший матрос.

Из опыта швартовки на бочки

Военные корабли стоят на бочках

Военные корабли стоят на бочках


С необходимостью швартовать крупнотоннажные торговые суда на бочки в морской практике сталкиваются не часто. В связи с этим, видимо, в учебной литературе этот вопрос не получил широкого освещения. Развитие в последние годы торговли с Индией, Бирмой, Малазией участило заходы наших торговых судов в.

Состав швартовного устройства

Швартовной устройство на корме судна

Швартовной устройство на корме судна


Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.
В состав швартовного устройства входят: швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них).

Эксплуатация судовых швартовных устройств

Швартовная лебедка на баке судна

Швартовная лебедка на баке судна


1. Швартовное устройство обеспечивает надежную стоянку судна у пирса или около плавучего сооружения (судна, бочки, дебаркадера). Оно должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию.
2. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы.

Техника безопасности при выполнении швартовных операций

Работа экипажа во время швартовки судна

Работа экипажа во время швартовки судна


1. При подготовке к швартовке капитан должен находиться на ходовом мостике и сам руководить маневрами судна.
2. Перед швартовкой к причалу иллюминаторы со стороны борта швартовки должны быть закрыты.

Принципы выполнения швартовных операций

Швартовка контейнеровоза Glasgow Maersk

Швартовка контейнеровоза Glasgow Maersk


Швартовные операции судна можно классифицировать на следующие:
швартовка/отшвартовка судна к причалу (самостоятельная, с буксирами, в различных условиях);
швартовка/отшвартовка судна к другому судну.

Самостоятельная швартовка судна

Заход судна в порт

Заход судна в порт


Процесс швартовки включает в себя три последовательных операции:
1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью погашения инерции уменьшают ход.
2. Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу.

Швартовка судна левым бортом без отдачи якоря

Суда у причала левым бортом

Суда у причала левым бортом


Для выполнения маневра необходимо следующее:
идти по инерции к причалу под углом 20 − 40° (подход к причалу под острым углом считается наиболее безопасным, так как в случае навала судно получит только скользящий удар.

Подход к причалу левым бортом между стоящими судами

Подход к причалу морского судна левым бортом

Подход к причалу морского судна левым бортом


Для выполнения этого маневра необходимо следующее:
идти к причалу под углом 30 − 40° малым ходом или по инерции;
отдать якорь со стороны «морского» борта, не доходя до причала 75 − 100 м,продолжая идти к нему по инерции и потравливая якорную цепь.

Подход к причалу кормой

Подход кормой к причалу итальянского парома

Подход кормой к причалу итальянского парома


Швартовку кормой производят с отдачей одного или двух якорей тогда, когда невозможна или ненадежна стоянка на рейде, или отсутствует достаточная длина причала.
При выполнении швартовки с отдачей двух якорей необходимо следующее.

Швартовка при прижимном ветре

Швартовка сухогруза при прижимном ветре

Швартовка сухогруза при прижимном ветре


Швартовка при прижимном ветре допустима только для небольших судов и при малой силе ветра.Если свободный дрейф судна с расстояния 1 − 1,5 его длины не вызывает опасения поломки причала или повреждения корпуса и имеется свободное место для маневрирования.

Швартовка при отжимном ветре

Швартовка морского судна к причалу при отжимном ветре

Швартовка морского судна к причалу при отжимном ветре


Швартовка при отжимном ветре относительно безопасна.
Наиболее трудной частью маневрирования является прижимание кормы к причалу.
Способы маневрирования левым и правым бортом не имеют принципиального различия.

Швартовка судна при ветре направленном вдоль причала

Швартовка сухогруза Geneve M при ветре

Швартовка сухогруза Geneve M при ветре


Схема швартовки такая же как и без ветра, но необходимо учитывать следующие особенности:
тормозной путь уменьшается (особенно если судно в балласте);
скорость бокового сближения с причалом больше;.

Швартовка судна бортом к причалу на течении

Швартовка пассажирского судна Восход

Швартовка пассажирского судна Восход


Наиболее безопасной является швартовка носом против течения.
В таком случае нет необходимости давать задний ход продолжительное время, и поэтому работа винта не создает сильного отклоняющего воздействия.
Для выполнения этого маневра необходимо: .

Особенности швартовки двухвинтовых судов

Однопалубный двухвинтовой танкер

Однопалубный двухвинтовой танкер


П ри выполнении маневров на двухвинтовом судне необходимо учитывать следующее.
1. Погашение инерции двухвинтового судна при неработающей машине происходит за счет торможения винтов быстрее, чем у одновинтового.

Швартовка судна с помощью буксиров

Швартовка судна с помощью буксиров

Швартовка судна с помощью буксиров


Существуют следующие способы использования буксиров:
буксировка с помощью буксирных тросов;
буксировка лагом;
буксировка способом «пуш-пул» (push-pull).

Расскажу сегодня о швартовке судна. Что для нее нужно и как она происходит.

Со швартовкой судна встречается каждый моряк в своей карьере. Мы во время активных работ могли швартоваться практически каждый день. Самая короткая стоянка в порту была 15 минут.

Что необходимо, чтобы ошвартовать судно?

Подход к причалу.

Сначала стоит попробовать дойти до причала. Это бывает ой как не просто. Ветер буквально сдувает судно. Приходится балансировать мощностями двигателя на гране. Пережмешь — полетишь вперед, недожмешь — сдует. Дойдя до параллельной позиции с причалом, мы разворачиваем движители и идем бортом к причалу.

Сейчас я рассказывал конкретно про наше судно, которое в состоянии обходится без буксиров. Судам, не обладающими такими маневренными характеристиками, как у нас, приходится сложнее. Большие суда могут заказывать 2, а то и 4 буксира, чтобы встать к причалу. Одно дело швартовать маневренное судно, как мы. И совсем другое швартовать танкер 300 метров в длину.

В этом случае первый буксир идет по носу судна, второй по корме, третий с борта. Когда судно дошло до нужного причала, буксиры тормозят судно. Встают «на укол» и начинают толкать судно к причалу. Само судно пытается удержаться от движений вперед и назад.

Подача швартовных концов.

Когда судно касается причала и готово ошвартоваться, швартовые команды начинают подавать концы на берег.

На судне две швартовых команды: кормовая и носовая. В кормовую швартовную команду входит вахтенный помощник и 3 матроса, а в носовую швартовную команду входит 3 вахтенный помощник, боцман и 2 матроса.

В зависимости от погодных условий, швартовая команда может подать концы еще до подхода судна к причалу. Такой подход позволит судну меньше ерзать при сильном ветре или течении.

Есть 3 типа швартовных концов:

  1. Шпринг
  2. Прижимной
  3. Продольный

Продольный конец и шпринг удерживают судно от движений вперед и назад. Прижимной конец не дает судну отойти от причала, как бы прижимая судно к причалу.

Есть несколько нюансов, которые надо учитывать при швартовке судна.

Перед подачей концов убедитесь, что вы в пределах своего причала. Хоть причальная линия не ограждена чем-либо. Сам причал имеет конкретные размеры. Швартуясь мимо этих размеров вы занимаете место соседа и никто не гарантирует, что к вам не прибегут береговые службы и не заставят перешвартоваться. Отмечу, береговой персонал строго следит за швартовкой, но ошибки случаются у всех.

Стоит узнать прогноз погоды на время стоянки. Вполне, вероятно, что стандартного количества швартовных концов вам не хватит. Придется заводить дополнительные концы. Два прижимных конца например.

Учесть своих соседей по причалу. Ведь кнехты на причале общие и возможно ваш сосед соберется уходить раньше вас. От этого никто не застрахован. Стоит быть готовым к тому, что придется «потратить» некоторое время на распутывание швартовных концов на кнехте. Хотя эта забота не ваша, как экипажа судна. Береговой персонал обычно достаточно опытен, чтобы быстро распутать все это. Но стоит понаблюдать за ними.

Закрепление швартовных концов.

Швартовные концы имеют определенную эластичность. Стоит учитывать эту особенность. Она может сыграть как на руку, так и подложить свинью. Перетянув концы, они могут лопнуть, когда подует сильный ветер и судно начнет отходить от причала. С лопнувшими концами судно отправится в неконтролируемое плавание. Ведь у причала судно не стоит «заведенное». Ну и ослаблять сильно нельзя. Никому не хочется сидеть на судне, которое катается из стороны в сторону. Это банально не безопасно. Нужна золотая середина.

Швартовные концы, что на берегу, что на причале, кладутся (крепятся) на кнехты. На берегу кнехты зачастую называют пушками. Швартовные концы кладутся обыкновенной восьмеркой. Ничего сложного. Сложно наложить спорный узел на швартовный конец, чтобы не потерять полученное натяжение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: