Штраф за несвоевременную постановку на учет маломерного судна в гимс

Обновлено: 24.04.2024

Давайте для начала вспомним какие маломерные суда подлежат обязательной регистрации в ГИМС.

Маломерное судно (лодка, катер, яхта или гидроцикл) подлежит регистрации, т.е. постановке на учёт в Реестре маломерных судов, если установленный мотор имеет мощность более 10,88 л.с. или масса судна превышает 200 кг. (статья 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Ответственность по КоАП

Судоводитель отстраняется от управления судном до устранения причины отстранения (ч. 1 ст. 27.12 КоАП).

В качестве обеспечительной меры при данном нарушении применяется задержание маломерного судна и помещение его на специализированную стоянку (ч. 1 ст. 27.13 КоАП). Соответственно, хранение судна на специализированной стоянке осуществляется тоже до устранения причины задержания.

Итак, ответственность за отсутствие госрегистрации (если она необходима) вашей лодки — это штраф плюс штрафстоянка, которая, мягко говоря, небесплатна. Но есть ещё и некоторые ньюансы, о которых не все знают или помнят.

Особенности момента

Номера

Если лодка никогда не регистрировалась, то у неё нет номеров, что сразу же привлечет внимание патрульной группы ГИМС. Дальше все ясно.

Если лодка снята с учёта и несет на борту прежний регистрационный номер, то здесь ситуация не такая простая как кажется. Дело в том, что несение на борту регистрационного номера, исключенного из Реестра маломерных судов само по себе является административным правонарушением. Ответственность за это регламентируется статьей 11.7 КоАП РФ Нарушение правил плавания. Несение на борту номеров, которых уже нет в реестре относится к нарушениям правил несения бортовых огней и знаков и по части 2 данной статьи предусматривает следующие виды ответственности:

  • штраф 300-500 руб;
  • лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев;

Если Вы несете на бортах номера, которые не принадлежат (или уже не принадлежат, разницы нет) Вашему судну, Вы вводите в заблуждение инспектора ГИМС.

Техническое освидетельствование

Много вопросов по штрафам за отсутствие технического освидетельствования.

Удостоверение на право управление маломерным судном

Если маломерное судно подлежит государственной регистрации, то судоводитель обязан быть аттестованным на право управление им. Проще говоря, иметь права. Если их нет вообще (а не забыл дома), то это влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 15 000 руб. (Статья 11.8, ч. 2 КоАП РФ).

Итого

Также могут привлечь к ответственности и по поводу старых номеров на бортах, которых уже нет в реестре (300-500 руб. по ч. 2 ст. 11.7, а при повторных нарушениях — вплоть до лишения прав на год).

Пару слов по диапазонам штрафов.

Согласно Ст. 4.6 КоАП лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Т.е. если лицо оштрафовано, ровно год с моменты уплата штрафа данное лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию.

Допустим судоводитель попался на отсутствии регистрации, заплатил штраф(ы) и меньше чем через год снова попался на том же. Вот тогда применяется ст 4.3 КоАП РФ «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность». По п. 1.2. данной статьи к обстоятельствам отягчающим административную ответственность (в том числе) относится

повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения

Поэтому при повторном АПН могут быть применены максимальные штрафы, предусмотренные за это нарушение.

Боцман

Вопрос такого рода у меня моторная лодка Казанка-5м3з мне 68лет инвалид2гр. В судовом билете ещё 20лет назад оформили л.м.ВИХРЬ-30 за это время поменял несколько л.м. так как Вихрь через пару лет сломался и хоть уже много лет я не пользуюсь этим мотором платить налог приходиться за ВИХРЬ.Как показывает практика по многим причинам приходиться менять л.м. и что каждый раз бегать в гимс да и регистрируют только новые с чеком! Как быть…..

Здравствуйте.Подскажите пожалуйста,если катер ПроектС-54 удлинен до 10 метров,стоят два дизезя от Нисана Патрола с Минусинскими щелевыми водометамы,суммарной мощностью 260 л/с.Как мне его зарегистрировать в Гимс?Или можно отделаться написанием на борту Проводятся Испытания?

Согласно Правилам классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (Постановление Правительства РФ от 18.09.2013 N 820) вы должны подать в ГИМС заявление о проведении внеочередного освидетельствования. К заявлению должна быть приложена документация, позволяющая определить сложность и технологию проведенной модернизации.

Добрый день. Подскажите я планировал поездку на рыбалку на одно из озер карельского перешейка, в администрации мне сказали, что на озере хождение на моторе запрещено круглый год, а лодку могу у них взять. Скажите чем чревато подобное нарушение и какая ответственность меня ожидает? Лодка пелла из проката а мотор 3,5 лс, прав никаких у меня нет.

Сколько даётся времени для постановки на учёт в ГИМС после заключения договора купли продажи маломерного судна?

В настоящее время срок, по прошествии которого нужно зарегистрировать приобретенное маломерное судно законодательно не установлен.

добрый день,есть ли изменения по сроку установки на учет лодки после оформления договора купли продажи после июля 2019 года

Нет таких сроков.

Тоесть ходить скажем неделю после приобретения Катера без регистрации нельзя?

Доброе время суток, подскажите осталась от Деда лодка Казанка мка нет не документов ни чего как её можно поставить на учёт?

Только через суд.

А если предоставить договор купли продажи от частного лица?

Лодку с мотором сняли с учёта для продажи.Мотор продали.лодка осталась.Продать не получается.Если будем пользоваться как весельной будут штрафовать?

Какая лодка? Сколько весит? Максимально допустимая мощность мотора?

Не так всё однозначно, как изложено автором грамотным слогом.
Принятие изменений в КоАП, действующих с 2018 года, объяснимо, — слишком много тех сограждан, которые принципиально не хотели и не хотят регистрировать свои те же надувнухи с моторами больше 10 л.с., чтобы платить налоги за весь год, плюс еще регистрационные сборы и прочие возможные поборы при навигационном периоде в 3-4-5 месяцев и выездах 10-15-20 раз за сезон.
Другое дело, что правоприменение и трактовка норм права должны осуществляться в совокупности заложенных юридических смыслов, связанных с пониманием определенной знаковой системы – слов, предложений, их логической связи и т.д., и, безусловно, с учетом реально существующих фактов.

Здравствуйте подскажите как мне быть ,Чтобы зарегестрировать лодку мкм мне нужно вести её за 120км а у меня такой возможности нет что делать ума не приложу,

Либо лодку везти к инспектору, либо инспектора к лодке. Других вариантов сейчас нет.

Недавно увидел ещё один форумный пост, где обсуждается следующий лайфхак: а что будет, если зарегистрировать лодку с малюсеньким мотором, а затем взять и повесить серьезный двигатель лошадей эдак в 60-100 и не регистрировать его?

Отсутствие государственной регистрации или несоответствие того, что есть на транце тому, что записано в судовом билете — это самое распространенное (с большим отрывом) нарушение среди водномоторной братии. Об этом пишут в новостях, в интернете и даже по радио иногда говорят.

Перейдём на популярный юридический.

Состав административного правонарушения

Эксплуатация мотора, не вписанного в судовой билет может быть расценена как отсутствие государственной регистрации, либо как неисправность, при которой запрещена эксплуатация судна.

Рассмотрим оба состава подробно.

Отсутствие государственной регистрации в установленном порядке

Порядок государственной регистрация МС установлен Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС РФ N 340 от 24.06.2016). Согласно пункту 22 данных Правил информация о двигателях, установленных на судне (основных и сменных) должна указываться в судовом билете маломерного судна.

Таким образом, использование двигателя, сведения о котором отсутствуют в судовом билете МС является нарушением установленного порядка государственной регистрации маломерных судов. Что, с свою очередь, означает отсутствие государственной регистрации судна в установленном порядке.

Неисправность с которой запрещена эксплуатация судна

С другой стороны, использование маломерного судна с двигателем, который не вписан в судовой билет, может трактоваться и как неисправность, при которой запрещено пользование маломерным судном. Согласно «Правилам пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» (утв. Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502) пользование маломерными судами запрещается при несоответствии нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете (п. 8 (д) «Правил»).

Административная ответственность за эксплуатацию судна с двигателем, не вписанным в судовой билет

Как видим, для нарушителя нет особой разницы как будет истолковано данное нарушение, — как отсутствие государственной регистрации или как неисправность, при которой запрещена эксплуатация судна. Санкция одна — штраф от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В этом случае у Вас есть три варианта возвращения своего судна в родную гавань:

  1. самый простой и быстрый способ — поднять лодку на прицеп и увезти со штрафстоянки; некоторые стоянки (если не все) возьмут при этом плату за пользование слипом.
  2. вписать в судовой билет мотор установленный по факту после чего получить добро от дежурного инспектора ГИМС и благополучно отчалить;
  3. приехать на штрафстоянку мотором под мышкой, — тем который вписан в судовой и установить его вместо «нелегального» (понятно, что звучит диковато, но подойдет для не тяжелых агрегатов, и при этом нет прицепа и неоткуда его взять, а ГИМС, например, на праздниках и не скоро заработает)

Позиция ГИМС по данному вопросу

Изменения в КоАП от 29.12.2017

В Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены изменения, которые расширяют перечень нарушений, при которых маломерное судно помещается на специализированную стоянку. Также увеличены вдвое штрафы.

Соответствующий закон опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации.

Изменения, внесённые в КоАП данным законом, действуют с 9 января 2018 года.

Суть Закона

Штрафы для судоводителей увеличены вдвое.

В дополнение к нетрезвому состоянию судоводителя и отсутствию прав или судового билета или доверенности (если нужна), судно поставят на штрафстоянку ещё и за отсутствие государственной регистрации (если таковая нужна), а также за неисправности, при которых запрещена его эксплуатация.

Детали и подробности

Данный закон вносит поправки в четыре статьи КоАП.

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Состав нарушения в виде отсутствия государственной регистрации судна, подлежащего такой регистрации, полностью выведен в отдельную часть (третью). Для чего это было сделано сказано немного ниже.

Также, как видим существенно (в 2 раза) возросли штрафы за нарушения, перечисленные в статье 11.8.

Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения.

Надо сказать, к судоводителям маломерных судов эта статья не имеет никакого отношения, — во всяком случае пока судовладельцев МС не обяжут писать судовые роли (а такие планы были). Можно прочитать в ознакомительных целях.

Здесь два раза (было 500-1000 руб., стало 1000-2000 руб.) увеличен штраф за выпуск в плавание судна, у которго имеется:

  • отсутствие государственной регистрации судна (подлежащего регистрации);
  • неисправности судна, с которыми его запрещено эксплуатировать;
  • отсутствие технического освидетельствования (техосмотра);
  • некомплект или недокомплект снаряжения (это относится и к «нерегистратам»);
  • переоборудование судна, без документального оформления;

А так же за допуск к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения.

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Раньше судоводитель маломерного судна отстранялся от управления судном только за управление судном в состоянии опьянения. Это указывалось в числе прочих нарушений в ст. 27.12. Теперь по данной статье от управления отстраняются судоводители, совершившие административные правонарушения, предусмотренные следующими статьями КоАП:

Статья 27.13. Задержание транспортного средства

Для лодок, катеров и прочих маломерных судов задержание всегда означало помещение его на специализированную стоянку или, по-простому, штрафстоянку.

Раньше на штрафстоянку, согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП, маломерное судно могли поставить только за отсутствие у судоводителя с собой прав и необходимых документов на плавсредство (ч. 1 ст. 11.8.1) или нетрезвое состояние (ст. 11.9).

В действующей редакции ч. 1 ст 27.13 (в дополнение двум нарушениям указанным выше), плавсредство уйдет на штрафстоянку за нарушение по составу ч.2 ст. 11.8, т.е. если у судоводителя нет прав «от слова вообще» (впрочем, так было и раньше, просто сейчас это чётко прописали в КоАП). Но самое главное, судно отправится на казенный отстой теперь и за отсутствие государственной регистрации (если таковая должна быть), а также за неисправности, с которыми его нельзя эксплуатировать (ч.3 ст. 11.8).

За такие нарушения как отсутствие ТО и самовольное переоборудование судна пока решили на штрафстоянку не ставить. Именно поэтому их оставили в части 1 статьи 11.8, нарушения, предусмотренные которой, не влекут задержание маломерного судна.

С другой стороны, нарушение в виде пользования судном без его госрегистрации или с неисправностями, при которых запрещена его эксплуатация, по мнению законодателя, кроме штрафа должны повлечь за собой помещение плавсредства на специализированную стоянку. Именно поэтому появилась новая, 3-я часть статьи 11.8, куда эти два нарушения и были вынесены.

Особенности момента

С регистрацией, вернее её отсутствием все понятно – «акция» под условным названием «сними лодку с учёта и катайся на ней без регистрации» рано или поздно должна была закончиться. Вот она и закончилась.

Но вот по поводу неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация маломерного судна, всё не так уж однозначно получается.

Эти неисправности перечислены в «Правилах пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» (утв. Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502). Пользование маломерными судами, согласно «Правилам» запрещается при следующих неисправностях:

а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;

б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;

в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

е) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

Посмотрите на пункты «д» и «е» и вы поймёте за какую, казалось бы, мелочь ваша лодка может теперь уехать на штрафстоянку.

На мой взгляд, это самое главное изменение КоАП в данном Законе, касающееся абсолютно каждого судоводителя, включая судоводителей маломерных судов, не подлежащих регистрации (впрочем, тут единой установки пока нет, и пока их штрафуют в плане обеспечения только за жилеты, но есть смысл, как говорится, следить за новостями).

Так что берегите ходовые огни от случайных повреждений. Лампочки запасные, опять же, к ним возите.

Ну и посмотрите в свой судовой билет, что там у вас должно быть в лодке кроме жилетов и обеспечьте наличие всего перечисленного. В противном случае ваш отдых на воде теперь имеет какую-то вероятность быть «чуть» испорченным.

Штрафы ГИМС для маломерных судов

Штрафы, которые выписывает ГИМС, определяются статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно — КоАП РФ). Это та самая «административка», которая регулирует правонарушения внутри РФ если они не попадают под действие Уголовного Кодекса.

Кодекс действует с 2001 года и периодически в него вносятся изменения. По этой причине всегда полезно знать до выхода на воду актуальные штрафы. Маломерные суда упоминаются в КоАП в 11 Главе — «Административные правонарушения на транспорте» .

Важные статьи 11 Главы в которых прописаны штрафы для владельцев моломерных судов:

  • 11.7 Нарушение правил плавания ;
  • 11.8 Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления ;
  • 11.9 Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения ;
  • 11.10 Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах .

Разберем подробно, какие штрафы по какому поводу, а, главное, в каких размерах могут быть наложены на владельцев лодок и судоводителей с учетом последних изменений.

ВАЖНО!

✓ Штрафы выписываются либо на судовладельца, либо на лицо, которое управляет судном.

✓ Наказание предусмотрено за факт управления судном с нарушением — то есть, за ситуацию возникшую на воде и в тот момент, когда её зафиксировал инспектор ГИМС. Исключение: при обращении в ГИМС (после подачи заявления).

Нарушение правил плавания

Превышение скоростипредупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Несоблюдение требований навигационных знаковпредупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Преднамеренная остановка или стоянка в запрещенных местахпредупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Нарушение правил маневрированияпредупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Нарушение правил подачи звуковых сигналовпредупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года

11.7. Нарушение правил плавания.

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков

— влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Нарушение правил несения номеров или бортовых огней

Нарушение правил несения бортовых огнейпредупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Нарушение правил несения бортовых знаковпредупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года

11.7. Нарушение правил плавания.

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков

— влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Все о правильных размерах бортовых номеров по ГОСТам и требованиям ГИМС здесь! Ни один инспектор «не докопается»!

Штраф за отсутствие техосмотра

11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи,

— влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Штраф за отсутствие бортового номера

Нет бортовых номеров или обозначений 5000-10000 рублей

11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи,

— влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Чтобы не платить штраф. Заказывайте номе прямо сейчас — изготовим по требованиям ГИМС!

Номер на жесткий борт

Номер на лодку ПВХ

Штрафы за переоборудование судна

Судно переоборудовано без разрешений 5000-10000 рублей
Переоборудовано с нарушением норм пассажировместимости 5000-10000 рублей
Переоборудовано с нарушением ограничений по району и условиям плавания 5000-10000 рублей

11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи,

— влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Штраф за управление маломерным судном без прав

Управление без прав 10000-15000 рублей
Передача управления лицу без прав 10000-15000 рублей
Передача лицу не имеющему права управления данным судном 10000-15000 рублей

11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления,

— влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

С 1 марта 2022 года вводится период на регистрацию судна в течение 1 месяца с момента перехода права собственности.

КоАП РФ Статья 19.22. Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок

2. Нарушение правил государственной регистрации строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда, и прав на них либо невыполнение собственником или фрахтователем соответствующего судна в установленный законодательством Российской Федерации срок обязанности по государственной регистрации судна в одном из реестров судов Российской Федерации, если такой срок установлен, или обязанности по информированию органа, осуществившего государственную регистрацию судна, об изменении сведений, подлежащих внесению в реестр судов Российской Федерации,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Штраф за управление судном без регистрации

11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

— влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Штраф за управление неисправным судном

Управление судном с неисправностями при которых запрещена эксплуатация* 15000-25000 рублей

11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

— влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

*Перечень неисправностей с которыми запрещена эксплуатация:

  • повреждения, свищи и пробоины обшивки корпуса (независимо от их местоположения), отсутствие предусмотренных конструкцией корпуса элементов;
  • отсутствие или разгерметизация блоков плавучести или герметичных отсеков (если они предусмотрены конструкцией);
  • неисправности рулевого управления;
  • утечка топлива;
  • вибрация и уровень шума двигателя (в том числе, подвесного мотора) превышающие нормы указанные в документации к нему;
  • неисправность системы дистанционного управления мотора;
  • несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;
  • отстутствие спасжилетов по количеству лиц на борту или неисправность спасжилетов;
  • якорь и швартовые не обеспечивают удержание судна.

Приказ МЧС России от 06.07.2020 N 487 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации»

II. Требования к пользованию маломерными судами
14. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей:

а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;

б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;

в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 45 технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;

г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;

д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);

е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора), превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;

з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;

и) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;

к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;

л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.

Управление судном не имея при себе документов

Если при себе нет прав*предупреждение / либо 100 рублей
Если при себе нет документов на судно*предупреждение / либо 100 рублей
Передача прав управления судном лицу не имеющему при себе удостоверенияпредупреждение / либо 100 рублей

*При пересечении возможно задержание судна.

Статья 11.8.1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном

(введена Федеральным законом от 29.06.2009 N 134-ФЗ)

1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, —

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

2. Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном, —

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Управление судном в состоянии опьянения и отказ от мед освидетельствования

С пьяного судоводителя 1500-2000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Если передать управление пьяному 1500-2000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Уклонение от медицинского освидетельствования на опьянение 1000-1500 р / либо лишение прав на 1-2 года

КоАП РФ Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —

— влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

— влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Нарушение правил безопасности пассажиров

От неодетого спасжилета, до травм при посадке/высадкеграждане 300-500 р / должностные лица 500-1000 р

11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей.

Правила регистрации маломерных судов 2022

Правила регистрации лодок в России меняются последнее время часто. Не сказать, что это сильно влияет на жизнь водномоторников, но руку на пульсе держать приходится. В 2021 году были подписаны 2 важных Документа (ссылки есть в конце статьи):

Оба вступают в силу с 1 марта 2022 года . Разберем подробно, что изменилось к лучшему и худшему.

Дисклеймер!
Изложенное является попыткой пересказать бытовым языком канцеляризм. Делалось человеком без юридического образования, а значит не понимающим, что «творит» и, вообще, «всю глубину глубин», но с чистыми намерениями и желанием разобраться. Получилось как получилось — без ответственности за сказанное. Возмущаться можно в комментариях, предъявлять убытки и требовать за моральный ущерб нежелательно.

Главные изменения 2022 года

  • Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.

В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.

Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:

  • Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
  • Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
  • Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.

По сути, с этого года мы официально и повсеместно переходим на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам теперь жить.

слабый регламент и множество недоработанных моментов, что неизбежно приведет к кривотолкам и спорным ситуациям — ближайшие годы нас ждет череда правок.

21. Реестр ведется в электронном виде. В Реестр в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся записи о маломерном судне, правах собственности на маломерные суда, ограничениях (обременениях) прав на маломерные суда, изменениях в Реестр, исключении маломерных судов из Реестра и иных вещных правах на маломерное судно.

22. Датой внесения записи в Реестр является дата совершения регистрационной записи о государственной регистрации маломерного судна в Реестре, права собственности на маломерное судно, ограничений (обременений) прав на маломерное судно, изменений в Реестр, исключения маломерного судна из Реестра.

23. Номер регистрационной записи присваивается при государственной регистрации маломерного судна в Реестре по результатам внесения сведений, содержащихся в документах, необходимых для государственной регистрации маломерного судна, и результатов его осмотра.

25. При переходе права собственности на маломерное судно в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна в Реестре вносятся изменения о переходе права собственности на маломерное судно.

26. В Реестр в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся записи о следующих изменениях: смена фамилии, имени, отчества физического лица; смена адреса регистрации по месту жительства физического лица; смена наименования юридического лица; смена адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения; смена названия маломерного судна; изменение информации о двигателях маломерного судна; переоборудование маломерного судна.

30. В Реестр в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся следующие записи об ограничениях (обременениях) прав на маломерное судно : об ипотеке маломерного судна; о доверительном управлении маломерным судном; о прочих ограничениях (обременениях) маломерного судна.

Пункт 2 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 18, ст. 2207; 2012, N 18, ст. 2128).

31. При исключении маломерного судна из Реестра запись о государственной регистрации маломерного судна в Реестре аннулируется.

32. Маломерное судно, исключенное из Реестра в связи с гибелью, конструктивной гибелью или утратой маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений, не подлежит повторной государственной регистрации в Реестре.

Как подать заявление о регистрации судна

  • Можно в письменном виде в отделении ГИМС.
  • Можно электронно через портал Госуслуг.

Портала «Госуслуг» бояться не стоит. Это, пожалуй, лучшее, что дало Государство гражданам. Если еще не пользовались, то срочно регистрируйтесь — полное счастье не гарантировано, но время и нервы сбережете.

4. Заявление о государственной регистрации может быть подано в письменном виде по месту нахождения подразделения ГИМС МЧС России, а также в электронном виде через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

  • Более того, если вы подаете электронное заявление, то шансы получить отказ минимальны — главное следовать информации, которая опубликована на официальных сайтах МЧС России и на Едином портале, даже если она ошибочная!
  • И госпошлину вам не придется платить до подачи заявления, как в случае с бумажным вариантом.

37. При предоставлении заявителем заявления в электронной форме не допускается отказ в предоставлении государственной услуги в случае, если заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о предоставлении государственной услуги, опубликованной на Едином портале, официальном сайте МЧС России и официальных сайтах территориальных органов МЧС России.

42. Государственная пошлина уплачивается заявителем до подачи заявления и (или) документов на предоставление государственной услуги либо до подачи соответствующих документов, за исключением случаев подачи заявления в электронном виде.

Куда можно подавать заявление о регистрации судна

Есть и исключения. Если судно в доле, то придется всем дольщикам выяснять вопросы в одном отделении ГИМС (тоже любом, без привязки к чему-то или кому-то). Что тоже логично — страна у нас большая (11 часовых поясов — это не шутки), тут даже у электронной системы нервный тик может начаться от изобретательности граждан при дележе имущества.

5. Государственная регистрация осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения.

6. При наличии оснований возникновения права собственности на маломерное судно у нескольких лиц государственная регистрация права собственности осуществляется в одном подразделении ГИМС МЧС России по заявлениям каждого участника общей долевой собственности либо одного из них при наличии у него доверенности (доверенностей), оформленной (оформленных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В какой срок нужно регистрировать лодку

  • В течение одного месяца с момента, когда стали владельцем.

Купили в магазине новую лодку или подписали договор купли-продажи с прежним владельцем, извольте в течение 30 дней «дойти» до сайта Госуслуг или пешком до отделения ГИМС. Не бог весть какие жесткие требования.

Если продажа была удаленная и лодка шла долго, то срок отсчитывается не с момента подписания договора, а с момента подписания акта приема-передачи с вашей стороны. Желательно этот момент оговорить с интернет-продавцом заранее, чтобы вам прислали и сам акт и оставили возможность вписать в него фактическую дату передачи судна.

Еще интересно, как теперь снимать лодку с регистрации в межсезонье с целью экономии на налогах. По закону получается, что … «не получается», либо через штраф. Напишите в комментариях своё мнение.

7. Собственник маломерного судна обязан обратиться в подразделение ГИМС МЧС России с заявлением о государственной регистрации маломерного судна, права собственности на маломерное судно в течение месяца со дня оформления документов, подтверждающих возникновение, переход прав на маломерное судно.

Какие документы необходимы для регистрации маломерного судна

  1. Заявление.
  2. Документ подтверждающий право на судно.
  3. Документ подтверждающий право на двигатель.
  4. Документ подтверждающий категорию сложности района плавания.
  5. Документ об уплате госпошлины (1600 рублей за регистрацию судна и 200 р за выдачу судового билета, за внесение изменений в реестр 200 р).
  6. Для юрлиц дополнительно — выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на учет в налоговой.

Из нововведений — пункт 4. За ним скрывается сертификат соответствия на судно. Для всех производителей (отечественных) сертификация судна это обязательное условие — без него продажа продукции на рынке невозможна. Соответственно, при покупке нужно получить от продавца копию этого сертификата.

Приказ МЧС РФ от 15.08.2021 N 566

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления

21. Для государственной регистрации маломерного судна и (или) права собственности на маломерное судно заявитель представляет:

1) заявление по форме согласно приложению N 1 (для физических лиц) или приложению N 2 (для юридических лиц) к настоящему Административному регламенту;

2) документ (документы), подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие, возникновение, прекращение, переход прав на маломерное судно;

3) судовой билет, выданный ранее (при наличии);

4) документ, подтверждающий наличие прав на двигатель маломерного судна;

5) документ, подтверждающий категорию сложности района плавания.

Нужно ли менять бортовой номер при смене владельца

  • Нет. Номер присваивается на все время нахождения судна в Реестре. Владельцы меняются, а номер остается. В Реестр теперь просто будет вносится новый собственник лодки, а судно как было, так там и останется, а значит и бортовой номер не меняется.

Наконец-то в ГИМС пришли к той форме, что уже давно и успешно существует в ГИБДД. Номер дается один раз и теперь нет необходимости ломать голову, как удалить старый номер с лодки (привет владельцам ПВХ лодок) и нанести новый.

Нам, как изготовителям номеров, придется теперь отказаться от планов открытия филиалов по стране, но, тем не менее, за водномоторное сообщество рады. Это, безусловно, огромный шаг к упрощению и дебюрократизации и без того запутанного законами пути для маломерщиков и не только. Но рекламу на всякий случай покажем 🙂

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: