Шлюзование маломерных судов что это

Обновлено: 23.04.2024

Пропуск судов через шлюзы

187. Суда , идущие на шлюзование , обязаны сообщать по радиотелефонной связи диспетчеру шлюза не менее чем за 1,5 часа (если это невозможно, то с максимального расстояния установления устойчивой связи) о расчетном времени подхода к границам шлюза.

188. Судоводитель при подходе к границам шлюза, но не менее чем за 1 км, запрашивает по радиотелефонной связи у диспетчера шлюза уточненные данные о порядке судопропуска и докладывает о готовности к шлюзованию.

189. Пропуск судов через шлюзы осуществляется в соответствии с планом-графиком шлюзований, разработанным диспетчерским аппаратом шлюза на основе информации о подходе судов. При составлении графика шлюзований пропуск пассажирских и других судов, работающих по объявленному расписанию, планируется согласно расписанию их движения. Пропуск остальных судов через шлюзы осуществляется в порядке подхода их к шлюзу (месту отстоя).

При наличии очереди судов на подходах к шлюзам в первую очередь пропускаются суда с нефтепродуктами с температурой вспышки паров ниже 60 °С или их остатками, взрывчатыми или отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами и спецобъекты.

190. Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке при совместном шлюзовании заходят в шлюзовую камеру последними и устанавливаются таким образом, чтобы у них на траверзе не было других водоизмещающих судов, кроме маломерных .

Очередность постановки судов в камеру шлюза регулируется диспетчером шлюза (оператором) в соответствии с Правилами пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ.

Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке заходят в камеру шлюза последними, не считая маломерных. Это делается для того, чтобы водоизмещающие суда не заходили позже скоростных и не могли бы повредить их.

191. Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования. Их шлюзование осуществляется совместно с другими судами.

192. Суда, следующие на ликвидацию транспортных происшествий и пожаров, пропускаются через шлюзы вне очереди.

193. При движении в подходных каналах шлюзов обгон судов, кроме обгона скоростными судами водоизмещающих судов, допускается только с разрешения диспетчера шлюза.

194. Суда с взрывчатыми и отравляющими веществами заходят в шлюзы в соответствии с планом-графиком шлюзований без остановки у причальных стенок.

195. На судах, направляющихся на шлюзование, экипажем судна должно быть проверено надежное действие рулевого управления и дистанционного автоматического управления силовыми установками, а также наличие необходимого давления воздуха в пусковых баллонах главных двигателей.

196. На подходе к шлюзу мачты должны быть уложены (если это диктуется высотными габаритами), якоря надежно закреплены в клюзе.

197. Суда должны заходить в шлюз с безопасной скоростью, чтобы избежать повреждения ворот, защитных устройств и других судов, находящихся в шлюзе, и обеспечить остановку судна (состава) в месте, указанном для его швартовки ; при этом на водоизмещающих судах, имеющих два главных двигателя и более, один из них должен быть запущен на режим заднего хода не позднее прохода носовой части судна створа ворот шлюза.

198. Суда длиной более 30 м должны швартоваться не менее чем двумя швартовыми, расположенными по одному борту.

При швартовке за причальные тумбы камер шлюзов персонал шлюза должен выделить необходимое количество швартовщиков. Швартовка за плавучие рымы обеспечивается персоналом судна.

199. При нахождении судов в шлюзе:

  • если на опорных стенках шлюзовой камеры указаны соответствующие границы, суда должны находиться в их пределах;
  • во время наполнения и опорожнения камеры шлюза и до момента получения разрешения на выход суда должны быть ошвартованы так, чтобы они не ударялись об опорные стенки шлюзовой камеры, ворота и защитные устройства или другие суда;
  • с момента ошвартовки и до момента получения разрешения на выход судам, как правило, запрещено использовать движители.

В процессе шлюзования необходимо постоянно следить за положением швартовных тросов и плавучих рымов, на которых они закреплены. При наполнении или опорожнении камеры следует обеспечить беспрепятственное перемещение судна по вертикали у стенки шлюза, при этом можно использовать кранцы-приспособления для смягчения ударов и исключения трения судна о стенку шлюза. В течение всего периода шлюзования мотор судна должен быть готов к запуску.

200. Разрешается совместное шлюзование судов в следующем порядке:

  • танкеры и нефтеналивные составы с грузами (или их остатками) в любом сочетании;
  • сухогрузные суда и составы (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами), а также суда технического флота с танкерами, загруженными нефтепродуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров 60 °С и выше;
  • пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами (составами) (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами) и судами технического флота.

Варианты совместных шлюзований судов различных типов преследуют цель наиболее эффективного использования шлюзов, не подвергая излишней опасности совместно шлюзующиеся суда и экипажи судов. Особенно это относится к пассажирским судам.

Правилами пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ (п. 16г) запрещается совместное шлюзование любых судов с судами, перевозящими отравляющие и взрывчатые грузы.

201. При совместном шлюзовании должны соблюдаться следующие правила:

  • танкеры заходят в шлюз и становятся первыми;
  • сухогрузные суда могут быть поставлены в камере шлюза на траверзе танкера при условии, что расстояние между бортами будет не менее 1 м;
  • судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов обязаны выполнять специальные мероприятия противопожарного режима, предусмотренные действующими правилами для такого случая.

Судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов должны предупредить экипажи и строго контролировать запрет курения на открытых палубах и у открытых иллюминаторов, а также не допускать случайного выброса окурков или использование открытого огня на камбузах, использование зажигалок и т. п. Все виды работ на палубе, связанные с возможностью искрообразования, должны быть прекращены. Указанные требования относятся также к маломерным судам.

202. Распоряжения диспетчера (начальника вахты) шлюза, касающиеся расстановки судов у причальных стенок шлюзов, порядка судопропуска и расстановки в камере шлюза, обязательны для выполнения судоводителями всех судов, которые должны подтвердить получение распоряжений по радиотелефонной связи, а при ее неисправности — подачей звукового сигнала.

Если полученное распоряжение судоводитель считает невыполнимым, то он должен поставить об этом в известность диспетчера шлюза и не предпринимать никаких действий до принятия согласованного решения.

Начало движения судов в шлюз при двухстороннем судопропуске разрешается также при зеленом сигнале промежуточного светофора.

204. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением, соответствующим красному цвету. В этом случае судно может продолжать движение только с разрешения диспетчера шлюза, оформленного записью в судовом журнале и в вахтенном журнале шлюза.

1. Металлическая, пластиковая, деревянная лодка с мотором (надувные не шлюзуют), стоящая на учёте в ГИМС, с номерами и техосмотром.

2. Водительское удостоверение (причём раньше оно требовалось, а сейчас из списка документов исчезло, но я по старинке его прикладываю).

3. Наличие договора с той водной системой, по шлюзам которой вы хотите пройти. Для Канала имени Москвы , например, всё очень просто, идём к ним на сайт, скачиваем рыбу заявления , в разделе "контакты", смотрим е-мейл, и пишем им письмо, в которое прикладываем копию судового билета, копию заявления, копию ВУ. Уже на следующий день или спустя сутки, получите ответ с номером для шлюзования. А вот для Волго-Балта , к примеру, никаких договоров и вовсе не нужно, пропускают так.

4. Речная рация, на 300 МГц. Шлюзы КиМ, (да и не только КиМ), работают на 3м канале речного диапазона. Частота 300,100 МГц.

5. Обеспечение - спасжилеты для всей команды, кранцы (минимум два на борт, но лучше 4-6, а то может и ещё больше, борта у камер бывают очень побитыми), верёвка, хотя бы одна, нож.

Всё, с таким набором, мы уже можем идти в шлюзы. Начинать надо со звонка в центральную диспетчерскую КиМ (если мы идём по КиМ), чтобы по возможности, узнать расписание прохода и не ждать час-два-три около шлюза. Но даже если мы его узнали, всё равно, нужно быть готовым к многочасовым ожиданиям, т.к. маломерки не шлюзуют отдельно от больших, так что вас никто пропускать не будет, если не будет флота. Запаситесь временем, терпением, водой и едой.

Подходя к шлюзам, заранее включите 3й канал, слушайте эфир. Стационарная рация с хорошей антенной позволит вам установить связь километров за 15, при прямой видимости, портативка же, будет "бить", километра на 3, максимум. Подойдя, вызовите шлюз, поздоровайтесь, назовите номер договора, название или номер лодки, сообщите откуда и куда вы идёте, а также сообщите, что на борту всё исправно, команда в жилетах, и что к шлюзованию готовы. Строго следуйте указаниям дежурного и подтверждайте приём его команд!

В самом шлюзе, по сути, нет ничего сложного, главное не идти близко за большими кораблями, струя воды от их винтов, может швырнуть вашу лодку об стену. Ну и уметь нормально подходить к стенкам, т.е. швартоваться. Всё.

Сначала я цеплял верёвки так:

Но потом понял, что это далеко не лучший вариант. Лучше цепляться одной верёвкой, один конец которой закреплён на передней швартовой утке, второй продет через заднюю, и закреплён так, чтобы была возможность его скинуть, даже если вдруг он натянется (это ключевой и очень важный момент!), а середина просто надета на крюк рыма. Вот так:

Это важно, т.к. если плавучий рым вдруг заклинит, то действовать нужно будет очень быстро, т.к. вас либо утащит под воду, либо повесит на стене! Разумеется, это форс-мажор, но нужно быть к этому готовым и вязать верёвку так, чтобы была возможность её сбросить. Учитывайте то, что высота крюков довольно большая для маломера, лучше взять с собой багор, им удобно накидывать и снимать верёвку с крючка рыма.

Причём наконечник у багра должен быть вот такой, чтобы им было удобно набрасывать верёвку:

Собственно, это все основные рекомендации, остальное можно найти в книге " От Москвы до Соловков на катере и яхте ".

Зная как проходить шлюзы, имея регистрационный номер, нет ничего сложного в том, чтобы пройти мимо Кремля. Это не запрещено, нет. Вы же ездите по Кремлёвской набережной на автомобиле, и это никого не удивляет? Главное быть внимательным и не создавать помех "большим" кораблям, их там очень много.

В следующий раз я напишу про то, какими шлюзами перекрыты Канал имени Москвы и Москва-река, и где можно поплавать, не проходя шлюзы, например, на надувной лодке.

По Каналу имени Москвы, стало ещё проще, теперь не нужно ничего скачивать и распечатывать, достаточно в окошки онлайн формы вбить свои данные и вуаля, через минуту корешок извещения на почте.

Статья носит информационный характер для яхтсменов-любителей и водно-моторников. Привожу актуальную и ценную с практической точки зрения информацию из своего личного опыта перехода на яхте в августе 2019 г. Пересказываю по пунктам порядок радиообмена с диспетчером.

1. Перед самим шлюзом (а лучше за 2-3 км) запрашиваем на 3 канале речной радиостанции.

Яхта: шлюз №2, парусной яхте «Макси Лэди».

Диспетчер отвечает: Макси Лэди, шлюз 2, диспетчер на приеме.

Яхта: добрый день, следуем снизу от первого шлюза, находимся в 500 метрах, хотим прошлюзоваться вверх.

Диспетчер: добрый день, яхта, пока нет возможности, ожидайте.

Яхта: подскажите, пожалуйста, примерно сколько по времени ожидать.

Диспетчер: сейчас шлюзуем судно, затем идут суда сверху, а потом возьмем вас с попутным.

Яхта: принято. Подскажите, к причальной стеночке можно встать для ожидания.

Диспетчер: вставайте у краешка стенки.

Яхта: встаю у причальной стенки, у края в самом начале. Принято.

Подходим к стенке, швартуемся.

Причальные стенки шлюзов не приспособлены для комфортной швартовки маломерных судов, стенка ребристая, поэтому кранцев выставляем побольше и располагаем их горизонтально. Чтобы от волны проходящих судов яхту не терло о металлическую стену. Кнехты находятся высоко, иногда просто не дотянуться.

Диспетчер шлюза руководствуется правилами плавания по внутренним водным путям и другими нормативными документами. В приоритете большие суда, их шлюзуют в первую очередь, а маломерки по остаточному принципу. Никто специально готовить камеру шлюза под маломерку не будет. Есть определенный план-график пропуска судов на текущий день. И диспетчер не прыгнет «выше головы». Он не «отодвинет» большие суда, не поставит их на ожидание, чтобы шлюзовать маломеров.

Это нужно понимать и учитывать при радиообмене.

Не следует пререкаться с диспетчером, включать «бычку» или показывать свою крутизну.

Однажды наблюдал такое - скажу точно - нерезультативно.

Вместе с тем, на флоте силен человеческий фактор. Поэтому не нужно стесняться спрашивать у диспетчера, напоминать о себе и даже попросить о чем-то.

Наблюдаем, как вышли два нефтеналивных из камеры шлюза, проследовали мимо нас. А навстречу им идет другая баржа.

2. Прошло минут 40. Я выхожу в эфир, напоминаю о себе.

Яхта: шлюз 2, вызывает парусная яхта «Макси Лэди», уточните по времени, сколько примерно еще ожидаем.

Диспетчер: вот сейчас зайдет «Козьма Минин», за ним «Шлюзовой-72», с ними вас и возьмем.

Яхта: принято, спасибо.

Значит, минут через 10 примерно. Готовимся, завели двигатель.

Ворота шлюза открыты, светофор горит зеленым, значит вход в камеру разрешен. Но мы ожидаем команду диспетчера. Вот на самом малом ходу заходит грузовое судно «Козьма Минин», за ним подтягивается толкач.

3. Диспетчер дает разрешение на вход и определяет порядок захода.

Диспетчер: парусная яхта «Макси Лэди», шлюзу 2.

Яхта: «Макси Лэди» на приеме.

Диспетчер: сообщите ваши размеры.

Яхта: длина 8,5 метра, ширина 3, осадка 1,5 м, высота с мачтой 12 метров.

Дичпетчер: маршрут, откуда куда.

Яхта: следуем из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород.

Диспетчер: фамилия, имя, отчество судовладельца и капитана, бортовой номер судна.

Диспетчер: на борту все исправно?

Яхта: на борту все проверено, исправно, к шлюзованию готов.

Диспетчер: сначала заходит «Козьма Минин», за ним «Шлюзовой-72», за ним зайдете вы. Возьметесь правым за 13.

Яхта: захожу за «Шлюзовым-72», швартуюсь к 13 рыму правым бортом, принято.

Наблюдаем за заходом судов. Когда толкач «Шлюзовой-72» зашел в камеру, мы отвязываемся, отходим и малым ходом идем к воротам шлюза.

Пока предыдущий корабль не отшвартован, входить в камеру шлюза не нужно. Так как во время швартовки, он выравнивает свое положение относительно рымов и достаточно активно работает движителями, чем создает завихрения. А это создаст помехи нам при швартовке. Не подойдёшь к рыму нормально, будет сносить, прижимать, отжимать, зачем нам это все.

Мы подошли практически к воротам шлюза, когда в эфир судно доложило: «Шлюзовой-72 отшвартован».

4. Заходим в камеру шлюза. Определяем свой рым, швартуемся к нему.

Рым, это крюк, который поднимается/опускается вместе с уровнем воды. Перемещается он в шахте — углублении в стене камеры шлюза.

Все рымы пронумерованы, номер указан на табличке наверху камеры. Так как мы идем снизу и будем подниматься, сейчас камера порожняя, то таблички с номерами высоко над нами. Поэтому задираем головы и смотрим.

Нашли наш 13 номер, это самый крайний к воротам шлюза крюк. На малом ходу подхожу к рыму, даю реверс, чтобы остановить лодку. Парни накидывают швартов на крюк и выбирают слабину. С помощью швартовых равняем яхту так, чтобы крюк был примерно по центру корпуса, напротив мачты. Это для того, что краспица (элемент конструкции мачты, торчащий в стороны) была по центру шахты. Для безопасности, если, вдруг, яхту закачает, чтобы краспица не ударялась о бетонную стену камеры шлюза.

Яхта: парусная яхта «Макси Лэди» отшвартована, к шлюзованию готов.

Диспетчер: принято, закрываю.

Это значит, что закрывает ворота шлюза. Светофор над воротами загорелся красным, ворота начали медленно закрываться. Закрываются они в течение 3-4 минут.

Бывают случаи, когда камера наполняется, уровень воды поднимается, плавучий крюк застревает, а потом с силой резко всплывает вместе с крепко привязанной лодкой.

Или, когда, камера опорожняется, а крюк завис, а вода продолжает опускаться. В какой-то момент крюк грохается вниз. Вот если швартовы были заданы (привязаны крепко), то грозит… понятно чем это грозит!

Большим судам такое не страшно, они этот крючок своей гигантской массой сдвигают вверх/вниз. А маломерному судну, даже многотоному веса не хватит.

Существуют разные способы швартовки к рымам в шлюзах. Мне нравится такой: накидываешь на крюк два швартова, один конец держит матрос на носу, другой на корме. Выбирая или травя (выбрать — значит натянуть, травить — отпускать) соотвествующий конец, мы регулируем положение корпуса лодки относительно рыма и стены камеры шлюза. Также можно использовать багор.

Камера второго шлюза Волго-Балтийского канала. Стоим правым бортом у 13 рыма. Перед нами толкач «Шлюзовой-72»

Камера второго шлюза Волго-Балтийского канала. Стоим правым бортом у 13 рыма. Перед нами толкач «Шлюзовой-72»

5. Процесс шлюзования.

Когда ворота закрыты, диспетчер в эфире сообщает всем судам о начале шлюзования.

Диспетчер: «Козьма Минин», «Шлюзовой-72», «Макси Лэди», наполняется камера, следите за швартовыми.

«Козьма Минин», принял».

«Шлюзовой-72», принято, следим за швартовыми».

Отвечаем и мы: «Макси Лэди», принято, следим».

Пошла водичка. Рым медленно по сантиметру пополз вверх. Сначала тихонечко, потом процесс немного ускоряется. Весь процесс на разных шлюзах длится по разному, но, в среднем, около 15-25 минут. Мы двигатель не глушим, работает на холостых.

Фрагмент Волго-Балтийского водного пути. Узкие полоски синим на карте - это 3, 4, 5 шлюзы. Программа Navionics для iPad.

Фрагмент Волго-Балтийского водного пути. Узкие полоски синим на карте - это 3, 4, 5 шлюзы. Программа Navionics для iPad.

В середине шлюзования, минут за 7-10 до окончания, выхожу в эфир:

Яхта: грузовое судно в камере второго шлюза «Козьма Минин» и «Шлюзовой-72», большая просьба от парусной яхты: при выходе из камеры шлюза работайте машинами помягче, а то нас начинает «колбасить». Спасибо заранее.

«Принял, «Козьма Минин».

«Шлюзовой-72», принял, аккуратно выйдем, не беспокойтесь».

Отвечаю им: «Ещё раз большое спасибо всем».

И так, я делал на каждом шлюзе. После того, как на Нижне-Свирском нас жестко покидало в стороны.

Мне сначала такая лояльность казалась чем-то диковатым. Приятно, тебя воспринимают. Ты такой же корабль, как и они ))

6. Выход из камеры шлюза.

Вот мы поднялись на верхний уровень. Диспетчер сообщает о завершении процесса шлюзования, открываются ворота, загорается зеленый свет.

Суда выходят в том же порядке, что и заходили. Первым вышел «Козьма Минин», за ним толкач «Шлюзовой-72». Мы не отшвартовываемся до тех пор, пока предыдущее судно не дойдет до передних ворот шлюза. Так как во время отхода от винтов создается приличный ток воды с самыми разными завихрениями, нужно одерживать яхту. Иногда помогаю движком, даю самый малый вперед.

Мы скидываем швартовы с рыма, отходим и направляемся к выходу из камеры шлюза.

Принято благодарить за шлюзование, все суда делают это при выходе. И мы тоже всегда так делаем.

Яхта: парусная яхта «Макси Лэди» благодарит за шлюзование, всего доброго.

Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на водных путях для обеспечения перехода судов на плаву из одного водного объекта ( бьефа ) в другой с различными уровнями воды в них с помощью наполнения или опорожнения камеры c выравниванием в ней уровня воды с уровнем верхнего или нижнего бьефов.

Бьеф - часть реки, канала, водохранилища или другого водного объекта, примыкающая к гидротехническому сооружению .

Верхний бьеф располагается выше по течению. Верхним бьефом часто является водохранилище.
Нижний бьеф располагается по другую сторону гидротехнического сооружения.
Раздельный (межшлюзовый) бьеф - бьеф, образованный двумя или более водоподпорными сооружениями и расположенный на водораздельном участке водной системы или водотока.

Правила пропуска судов распространяются на:

  • членов экипажей судов, следующих на пропуск через шлюзы;
  • администрации бассейнов внутренних водных путей (далее - АБВВП),
    в границах бассейнов которых осуществляется пропуск судов через шлюзы;
  • физических и юридических лиц при осуществлении ими судоходства на ВВП.

Границы шлюза

Границы шлюза или шлюзованного участка указываются в лоцманских описаниях и обозначаются на навигационных картах.

На местности границы отдельного шлюза обозначены:

  • створами дальних светофоров
    в нижнем и верхнем бьефах, ограничивающих участок водного пути, включающий в себя шлюз с причальными стенками или причальными палами.
    При наличии причальной стенки дальний светофор устанавливается на ее оконечности, а при отсутствии причальной стенки - на берегу подходного канала.

Причальная стенка — стационарный причал, сооружаемый в морских портах для защиты берега или набережной от размывания волной и прибоем, а также для швартовки кораблей (судов).

Причальные палы – это гидротехническое сооружение в виде отдельно стоящей опоры (выступающие над уровнем воды и не связанные с берегом), воспринимающей нагрузки при швартовке и навале судов.

Подходный канал - Искусственное углубление в морском дне или в устье реки на подходах к порту (на участках с недостаточными для прохода судов глубинами), имеющее знаки навигационной обстановки.

  • стоповыми знаками , расположенными в нижнем и верхнем бьефах (при отсутствии причальных стенок или причальных палов, а также дальних светофоров)
  • визуальной границей посередине бьефа (со стороны межшлюзовых бьефов, длина которых не превышает километр)
  • внешней границей головного шлюза шлюзованного участка бассейна ВВП - граница отдельного шлюза, проходящая с внешней стороны (по отношению к шлюзованному участку).

Прохождение (пропуск) судов через шлюзы включает в себя:

  • операции по организации движения судов по подходным каналам в пределах дальних светофоров;
  • заход судов в камеру шлюза и выход из нее;
  • шлюзование;
  • пропуск судов через шлюз:
    в том же направлении (далее - односторонний пропуск);
    во встречном направлении (далее - двусторонний пропуск).

Заявки и пропуска на прохождение шлюза

Пропуск через шлюзы и шлюзованные участки ВВП иных судов осуществляется по заявке, подаваемой судоводителем диспетчеру шлюза не менее чем за 1,5 часа до предполагаемого подхода судна к границе шлюза или шлюзованного участка ВВП.

Требования к судам

  • Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов должны обеспечивать запасы по глубине на порогах шлюзов и фактической ширины их камер не менее разрешенных величин, приведенных в приложении к Правилам.
  • Суда, следующие на шлюзование, должны иметь исправное рулевое устройство, исправное дистанционное автоматическое управление главными двигателями, достаточное давление воздуха в пусковых баллонах главных двигателей, а также втянутые в клюзы и закрепленные якоря.
  • Суда, следующие на шлюзование, не должны иметь утечек нефти и/или нефтепродуктов; посторонних предметов на якорях, а также волочащихся цепей и тросов; выступающих за габаритную ширину поврежденных элементов корпуса, надстройки, а также частей груза или иных предметов.

Применительно к отдельным шлюзам могут быть определены иные нормы, чем установленные Правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей.

Пропуск через шлюз негабаритных судов
Пропуск судов с не удовлетворяющими требованиям к судам габаритами или со сверхгабаритными грузами осуществляются по согласованию с Администрацией БВВП.

Информация о согласовании должна быть доведена Администрацией БВВП до диспетчера шлюза.

Пропуск через шлюз судна, имеющего технические неисправности

Осуществляется при условии:

  • отсутствия иной возможности для безопасного пропуска судна в пункт назначения;
  • необходимости осуществления перехода судна к месту ремонта;
  • соблюдения бесперебойной работы шлюза.

Пропуск неисправного судна возможен после получения необходимых разрешений и согласований:

  1. С разрешения лица, осуществляющим государственный портовый контроль в бассейне ВВП (переход к месту устранения технической неисправности или иного плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений)
  2. При наличии согласования пропуска через шлюз с Администрацией БВВП.
  3. Информация о согласовании должна быть доведена Администрацией БВВП до диспетчера шлюза.

Организация прохода (пропуска) судов через шлюзы и шлюзованные участки внутренних водных путей

Руководство пропуском судов через шлюз осуществляет диспетчер шлюза .

Обязанности капитана (вахтенного начальника) при пропуске судна через шлюз:

  • информировать диспетчера шлюза по УКВ радиосвязи о выполнении требований к судам;
  • на судне, занятом перевозкой наливных грузов:
    - перед заходом в камеру шлюза провести проверку безопасной концентрации паров нефтепродуктов,
    - внести в судовой журнал запись о результатах такой проверки
    - сообщить результаты проверки диспетчеру шлюза;
  • поддерживать постоянную связь по УКВ радиосвязи с диспетчером шлюза;
  • осуществлять заход в камеру шлюза со скоростью, позволяющей обеспечить безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами (безопасная скорость), при этом на водоизмещающих судах, имеющих два и более главных двигателя, один из них должен быть переведен на режим заднего хода не позднее прохода носовой частью судна створа рабочих ворот шлюза;
  • принять дополнительные меры для безопасного прохода через шлюз, где это необходимо из-за ограничения высотного габарита шлюза;
  • принять меры к обеспечению надежной швартовки судна у причальной стенки, у причальных палов или в камере шлюза.

При нарушении капитаном (вахтенным начальником) судна Правил, диспетчер шлюза должен запретить шлюзование судна и/или движение судна в границах шлюза или шлюзованного участка ВВП и сообщить о нарушении в инспекцию государственного портового контроля, входящую в Администрацию БВВП.

В случае повреждения судном гидротехнического сооружения, судно должно прекратить движение и остановиться в месте, указанном диспетчером шлюза.

Диспетчер шлюза должен незамедлительно доложить о случившемся в инспекцию государственного портового контроля, входящую в Администрацию БВВП, а также в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для проведения расследования транспортного происшествия.

Шлюзование судов

Осуществляется выполнением комплекса технологических операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа.
В многоступенчатых шлюзах (камеры которых имеют общие промежуточные головы) шлюзование судов осуществляется на разные уровни, в операции по шлюзованию включаются операции по переходу судов из камеры в камеру.

Маломерные суда заходят в камеру шлюза после судов, совместно с ними шлюзующихся.

Расстановка судов в камере шлюза

Производится на части длины камеры, в пределах которой могут стоять суда и составы при шлюзовании (полезная длина камеры шлюза), ограниченной вертикальными полосами красного цвета шириной 20 - 40 сантиметров и длиной не менее 1,5 метра, наносимыми на парапетах и/или стенах камеры шлюза и причальных сооружений шлюзов и освещаемыми постоянным огнем красного цвета, или вертикальным световым электрическим знаком красного цвета высотой не менее метра над уровнем парапетов и шириной 20 - 40 сантиметров (далее - стоповые знаки). Стоповыми знаками также ограждаются границы зоны швартовки, остановки судов в подходных каналах к шлюзам.

Правила движения

  • Запрещается обгон судов при прохождении судами причальных стенок и палов.
  • Разрешение на подход судна к причальным стенкам и причальным палам шлюзов выдает диспетчер шлюза.
  • Подход судов к причальным стенкам или причальным палам шлюзов разрешается только при наличии зеленого сигнала дальнего светофора.
  • При двустороннем пропуске суда, ожидающие у причальной стенки или у причальных палов, не должны пересекать своим форштевнем створ промежуточного светофора при наличии на нем красного сигнала.
  • При одностороннем пропуске суда, ожидающие пропуска через шлюз, устанавливаются у причальной стенки или у причальных палов не ближе створа стопового знака, проход к которому разрешается при зеленом сигнале промежуточного светофора, при этом входной светофор, расположенный на голове шлюза, несет красный сигнал.
  • В границах шлюза или шлюзованного участка бассейна ВВП судовые УКВ радиостанции должны быть переключены на канал УКВ радиосвязи диспетчера шлюза. На этом канале радиосвязи ведутся переговоры, относящиеся только к пропуску судов через шлюз и обеспечению безопасности плавания.
  • Все переговоры между судами и диспетчером шлюза по УКВ радиосвязи, относящиеся к пропуску через шлюз и обеспечению безопасности плавания в границах шлюза или шлюзованного участка ВВП, должны фиксироваться автоматической звукозаписью. Записи радиопереговоров подлежат хранению в течение трех месяцев.
  • При движении в подходных каналах шлюзов и межшлюзовых бьефах обгон судов, за исключением случаев обгона водоизмещающих судов скоростными судами, допускается только с разрешения диспетчера шлюза.
  • Капитаны (вахтенные начальники) судов до захода в камеру шлюза должны проверить и сообщить диспетчеру шлюза фактическую осадку судна, а в случае осуществления буксировки - наибольшую осадку состава.
  • В границах шлюза или шлюзованного участка ВВП капитаны (вахтенные начальники) судов должны выполнять указания диспетчера шлюза по движению судов в подходных каналах, расстановке судов у причальных стенок, по порядку захода судов в камеру шлюза и выхода из камеры шлюза, а также расстановке судов в камере шлюза. Получение указаний подтверждается капитаном (вахтенным начальником) судна по УКВ радиосвязи. В случае отсутствия или неисправности судовой УКВ радиостанции получение указаний диспетчера шлюза подтверждается капитаном (вахтенным помощником) судна подачей звукового сигнала "Я Вас понял"

Звуковые сигналы судов: "Я Вас понял" = Один продолжительный, один короткий, один продолжительный и один короткий звуки

Звуковые сигналы иные, чем удары в колокол, должны подаваться как один или несколько следующих один за другим звуков, имеющих следующие характеристики:

Интервал между звуками должен составлять примерно 1 с, за исключением "серии коротких звуков", которая должна состоять из ряда по крайней мере пяти звуков продолжительностью в четверть секунды каждый с интервалом такой же продолжительности.

В границах шлюза запрещается:

  • швартовка судов за конструкции и другие предметы, не предназначенные для швартовки судов;
  • использование рымов для уменьшения инерции движущихся судов;
  • заход судов в подходные каналы за створы дальних светофоров и стоянка у причальных стенок шлюза судам, которым не требуется пропуск через шлюз, без разрешения диспетчера шлюза;
  • стоянка судов у причальной стенки или у причальных палов в ожидании встречного пропуска судов через шлюз ближе промежуточного светофора, а при одностороннем пропуске - ближе стопового знака;
  • заход судов в запретные зоны и швартовка судов у напорных дамб;
  • проведение погрузочно-разгрузочных работ в подходных каналах и у причальных стенок без разрешения АБВВП;
  • отдача якорей в границах причальных стенок шлюзов и вблизи бетонных креплений берегов (за исключением случаев, когда остановка судна без отдачи якоря невозможна, а дальнейшее движение судна угрожает безопасности судоходства);
  • проведение швартовных испытаний судов (за исключением швартовных испытаний, проводимых в местах, согласованных с АБВВП);
  • работа винтами судов, находящихся в камере шлюза, при маневрировании рабочими воротами шлюза;
  • выход на территорию шлюза и посадка с территории шлюза пассажиров и членов экипажей судов без разрешения диспетчера шлюза (за исключением аварийных ситуаций);
  • разведение на берегу открытого огня и проведение сварочных работ в непосредственной близости от камеры шлюза при пропуске через шлюз нефтеналивных судов;
  • работа на судах радиовещательных установок (за исключением громкоговорящей аппаратуры, служащей для подачи команд при швартовке судов);
  • освещение рубок судов и помещений пульта управления шлюза судовыми прожекторами;
  • нанесение надписей и иных меток на поверхности камер и голов шлюза, на причальные палы, причальные стенки и другие конструкции шлюза.

В случае утери в границах шлюза или шлюзованного участка ВВП крупногабаритных судовых принадлежностей капитан (вахтенный начальник) судна обязан незамедлительно сообщить об этом диспетчеру шлюза.

Пример шлюзования маломерных судов

Судно идет сверху и если идет ночью, нужно внимательно разглядеть бакены, ограждающие подход к плотине, т. к. у каждого шлюза есть плотина, и подходить к ней очень опасно. Надо иметь в виду, что маломерным судам шлюзоваться ночью не разрешается.

Зеленый светофор дальнего действия сигнализирует о том, что можно подойти к причальным сооружениям входного канала. Нужно обратить внимание на направление ветра. Из шлюза суда выходят очень медленно, руль малоэффективен, и их может навалить ветром на прогулочное судно. Когда камера будет свободна, зеленый светофор даст разрешения на вход в камеру транспортным судам, а малым — диспетчер.

Может быть камера пустая, а горит красный. Скорее всего ждут подходящее судно. Прогулочные суда входят в камеру в последнюю очередь. Золотое правило: как вошел, сразу швартуйся, вперед не ходи. Почему? Судно идет вниз. Когда закроются верхние ворота, начнется выпуск воды. Откроются выпускные водоводы нижних ворот. Вода начнет закручиваться воронкой как в умывальнике. Диаметр водоводов — порядка двух метров, но напротив каждого водовода стоит бетонная стенка, которая разбивает поток, уменьшая его скорость. Имея в виду изложенное, войдя в шлюз, необходимо надежно ошвартоваться.

На швартовом должен быть огонь (петля) диаметром не менее 500 мм. Узлом вязаться нельзя, в случае необходимости не сможете быстро отдать швартовый. Очень полезно иметь багор или отпорный крюк.

Если вы ошвартовались за неподвижные рымы, то по мере опускания необходимо швартовый переносить на следующий рым. Если ошвартовались за плавающий рым, переносить швартовы не нужно, но бывает, что он заклинивается, если под направляющие рыма что-нибудь попадает, например, щепка. Через некоторое время плавающий рым может рухнуть и, если зацепит судно, наделает бед.

Швартовы на судне нужно крепить ближе к кормовой части. Когда начнется выпуск воды, то в нижней части камеры шлюза будет ощутимое понижение уровня, а, следовательно, течение. Если завести швартовый в носовой части, судно начнет разворачивать течением.

Теперь шлюзование вверх. При подходе те же сигналы светофора. Судно вошло в камеру и стало швартоваться. Как только начнется наполнение камеры, у верхних ворот вода закипит огромным ключом. Порядка ста пятидесяти тысяч кубометров наполняются за 15-20 минут. Волна, весьма ощутимая, но пологая, пойдет вдоль камеры, отразится от нижних ворот и пойдет обратно. Здесь ей встретится следующая волна и т. д.

В камере образуется волновая толчея, на которой прогулочные суда будет мотать во все стороны. Швартовы необходимо завести с носа и кормы за плавучий рым. С борта опустить кранцы и держать наготове багор. Судно на стенку шлюза будет наваливать постоянно, если ее не одерживать. Плавучий рым будет перемещаться вверх-вниз, при этом амплитуда колебаний может достигать метра. За плавучим рымом также следует поглядывать. Если его заклинило, то по мере наполнения камеры и увеличения его подъемной силы он может внезапно вынырнуть и наделать немало бед.

Существуют шлюзы с так называемым встречным шлюзованием. Это двухкамерные шлюзы (восьмой и седьмой канала им. Москвы), куда суда заходят сверху и снизу одновременно. Когда вода в обеих камерах сравняется, переходят в соответствующие камеры, а дальше одни поднимаются, другие продолжают опускаться. Экономия воды и времени.

Для прогулочных судов опасным является момент перехода судов из камеры в камеру, в этот момент может произойти навал. Маневрировать можно тогда, когда транспортные суда ошвартуются.

В России шлюзы существуют с петровских времен, через них благополучно прошли миллионы судов. Процедура не сложная, но требует внимания и осторожности, к чему мы и призываем. Существуют Правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних водных путей РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: