Школа как правовое государство

Обновлено: 18.04.2024

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 11-12 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам.

В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. Он находится в вестибюле школы).

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2 . Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность

- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

- похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

- уничтожение или повреждение имущества

- хищение либо вымогательство наркотических веществ

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор )

Ситуация 1 : В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Ситуация 2 : К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких. Какой с нас штраф? - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Ситуация 4 : В классе идет спор двух учащихся:

– . Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

– А ты сама Гадина.

Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6 : В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣ лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле, в школе и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи родителям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона






А что говорят Мудрые?

Если твои учителя находятся здесь прямо сейчас? Зачем говорить безумолку, не лучше ли тебе – для разнообразия – послушать? Ричард Бах

Учимся всю жизнь праву, не считая, десятка лет, проведенных в школе. Габриель Лауб


Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует. Альбер Камю

Твердо стойте на своем нежелании вникать в формулы алгебры: в жизни никакой алгебры нет, но есть законы.

Фран Лебовиц


Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Жорж Сименон

Ваш мальчик не овладеет дурными привычками, если вы пошлёте его в хорошую правовую школу.

Гектор Хью Монро



В школе, как в маленьком государстве, свои законы и своя конституция. Чётко знай свои права!

Иванцов Владислав Олегович,

ученик 9 класса «Б»

МОУ «СОШ № 11»

Руководитель: Орлова Наталья Олеговна


Самое главное твоё право – право на образование.

«Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных способностей ребёнка в их полном объёме» («Конвенция о правах ребенка», ст. 29)


2. Ты имеешь право на охрану своего здоровья. «Образовательное учреждение несёт в установленном законодательством порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса» («Закон об образовании», ст. 33)


3. Еще у тебя есть право на законный отдых после нелёгкого труда (не забывай пользоваться им, не сиди в душном классе). «Право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни, на предоставление равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха» («Конвенция о правах ребёнка», ст. 13)


4. Ты можешь пользоваться правом на свободу ассоциаций и собраний. . «Осуществление права может подвергаться ограничениям, кроме тех, которые применяются в интересах госбезопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц» («Конвенция о правах ребёнка», ст.15).

5. Ты – свободный человек и гражданин и имеешь право на свободу мысли, совести и религии. «Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, причём взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью » («Конвенция о правах ребёнка», ст. 14)

Познакомься с уставом своей школы – наверняка, выяснишь что-то важное и полезное для себя. Подумай, помнят ли об этих правах твои учителя? Уважают ли твои взгляды на жизнь и мнение, которое ты высказываешь на уроках?

В школах обычно следят за тем, чтобы твои права соблюдались: «Образовательное учреждение несёт ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников» («Закон об образовании», ст. 21).

Бояться тебе не надо, у тебя есть твой собственный закон. Смело иди за помощью к классному руководителю, к завучу по воспитательной работе, к директору. Попроси родителей встать на твою защиту. И не перегибай палку. Кроме прав, у тебя есть и обязанности, помни об этом. Вполне законно учитель может требовать их от тебя.

Школа – территория закона

Школьные драки. Ответственность .


Очень часто дети дерутся. И, как это ни печально, школьные драки кончаются травмами, нарушением здоровья и психики детей. Как бороться с драками в школе? Как родители могут повлиять на ситуацию?

Предотвратить детскую жестокость и драки школьников можно только воспитанием ребёнка с раннего детства, ограничением просмотра убийств, драк и насилия по телевизору и Интернету. Можно повлиять на отношение к своему ребёнку и хулиганов. Ведь чаще всего для побоев выбирают слабых детей. Поэтому не плохо бы заняться физической подготовкой ребёнка. Если уж не бокс, то хотя бы бег. У хулиганов будет меньше желания драться с сильным или быстрым.

Кроме этого необходимо, чтобы и родители, и дети знали об ответственности за нанесение вреда здоровью, причиной которого являются школьные драки.

Законодательством РФ предусмотрены различные возможности для защиты прав потерпевшего.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 летнего возраста , подлежат уголовной ответственности

за убийство (статья 105 УК РФ);

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ);

умышленное причинение средней тяжкости вреда здоровью (статья 112 УК РФ);

похищение человека (статья 126 УК РФ);

насильственные действия сексуального характера (статья 131, 132 УК РФ);

кражу (статья 158 УК РФ);

грабеж (статья 161 УК РФ);

разбой (статья 162 УК РФ);

вымогательство (статья 163 УК РФ).

Если виновному в избиении исполнилось 16 лет, он несет уголовную ответственность по ст. 115 УК РФ – «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью» или по ст. 116 УК РФ – «побои» .


Кроме уголовной ответственности за драки школьников есть ещё и гражданско-правовая. Поэтому необходимо обратиться в суд с гражданским иском о возмещении вреда (ст. 1073-1074 ГК РФ). Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги, и моральный вред. Если виновному меньше 14 лет, то ответственность несут его родители.

Если драки школьников происходят в то время, когда ребята должны находиться под надзором, то ответственность несёт и школа. Поскольку в соответствии со ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, юридические лица отвечают за вред, причинённый действиями (бездействиями) их работников при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Поэтому по вашему иску ответчиками будут родители и школа. Если виновному 14 лет, то ответственность он несёт самостоятельно. Однако если своих средств у него нет, то возмещать вред будут родители.

За совершение противоправных действий (например, школьные драки, а также иное грубое неоднократное нарушение устава учреждения) предусмотрена дисциплинарная ответственность, регулируемая

законом РФ «Об образовании» ;

правилами внутреннего распорядка;

уставом образовательного учреждения.


Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется, если ученику исполнилось 15 лет. Если ему меньше 15 лет, то отчисление из учебного заведения только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.

1. Базовый учебник: Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбовa, Л.Ф. Ивановой - М. : Просвещение, 2018.

2. Цель урока: Сформировать у учащихся представление о правовом государстве, его принципах, условиях становления правового государства, принципе разделения властей.

3. Задачи:

  1. выделять хронологические рамки развития идеи правового государства, которые охватывают эпоху античности, где впервые в трудах мыслителей зародилась идея правового государства, связанная с поиском более совершенных и справедливых форм общественной жизни, и заканчиваются нашими днями;
  2. называть основоположников концепции правового государства;
  3. называть принципы правового государства, такие как: верховенство закона, разделение властей, реальность прав личности, а также их реализация на современном этапе развития России;
  4. соотносить понятия «суверенитет», «государство», «монархия», «республика», «правовое государство», «социальное государство» и их определения;
  5. различать законодательную, исполнительную и судебную ветви власти;
  6. называть государства с различными формами правления и формами государственного устройства.
  1. осознавать, какое содержание вкладывается в идею правового государства, учитывая, что современная концепция правового государства зародилась еще в древности и вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых передовыми мыслителями своего времени;
  2. понимать, что идея правового государства нашла свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в статье первой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство;
  3. анализировать проблемные вопросы – такие, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное;
  4. занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, почему право должно быть выше власти.
  1. уважать права и свободы человека;
  2. получить представление о том, что к началу XXI века человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства.

4. Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами практической направленности.

5. Формы работы учащихся: Работа в группах в форме «Гражданский форум», выполнение интерактивных заданий.

6. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, планшеты или ноутбуки для обучающихся, выход в интернет.

В стране, где понятие «правовое государство» пока еще носит декларативный характер, а большинству населения присущ правовой нигилизм, воспитание в детях знания и уважения законов, формирование навыков законотворчества имеет особую актуальность.

Создание правового пространства образовательного учреждения, которое и защищает каждого ребенка, и воспитывает у него социально-значимые качества.

Повышение уровня правовой культуры, социальной активности школьников;
Формирование навыков законотворчества;
Формирование политико-правовой компетентности.

Совместная разработка неформальных законов и правил школьной жизни, их принятие, реализация и коррекция даст возможность выпускникам сформировать личную активную гражданскую позицию, которая позволит им более легко и безболезненно войти во взрослую жизнь.

Цель:
Развитие правовой культуры, законотворческой деятельности, нравственного самосознания и самореализации школьников.

Задачи
Привлечение к разработке локальных нормативно-правовых актов учащихся, их родителей и работников образовательного учреждения через органы ученического само- и соуправления;
Создание атмосферы сотрудничества, возможности реализации прав и толерантности;
Создание условий для проведения социологических исследований.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся будут знать о правовой системе России, о нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
Учащиеся будут уметь вести дисскусии, логично и доказательно излагать свою точку зрения;
Будут определять и оценивать свое поведение.

Критерии ожидаемых результатов:

Качество обучения учащихся по обществознанию, экономике и основам права;
Уровень сформированности умения социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом;
Степень социализации (социальный статус ученика в школе)

Структурная модель деятельности по разработке неформальных законов школьной жизни

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 957 материалов в базе

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Оставьте свой комментарий

  • 07.09.2020 290
  • PPTX 1.1 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бондарева Лариса Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

86 минут

«Актуальные и современные проблемы системы образования»

62 минуты

«Здоровый образ жизни - залог успеха»

30 минут

«Агрессия и злость: эффективное управление»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели: обобщить знания об основных правах ребенка; способствовать формированию уважения к правам других людей: показать единство прав и обязанностей, объяснить необходимость существования и знания законов; развивать чувство ответственности за свои поступки, стремление к самосовершенствованию.

- упорядочить знания о воспитанников, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитатель:
– Каждый из нас в разные моменты жизни бывает то учеником, то ребёнком, то другом, то зрителем.
– А кто мы по отношению к своему государству, к своему Отечеству? Вот сегодня мы и поговорим о правах и обязанностях гражданина.
Право – это система общеобязательных норм, которая регулирует поведение людей и наиболее важные отношения между ними. За их выполнением следит государство.

Вопрос: Где указаны права и обязанности человека, гражданина?
Ответ:
1. Всеобщая декларация прав человека;
2. Декларация прав ребёнка;
3. Конвенция о правах ребёнка;
4. Конституция Республики Казахстан.

– Все права человека записаны во Всеобщей декларации прав человека. Вспомним некоторые наиболее важные статьи из этой книги:

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами, записанными в этой декларации.
Статья 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению.
Статья 9. Никто не может быть произвольно арестован, задержан или изгнан.
Статья 12. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, на защиту от вмешательства в личную жизнь,

– А есть ли какие-нибудь права у детей? (Да)
– И они записаны в специальном документе, который называется Декларация прав ребенка. Эту Декларацию создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН)
Вот некоторые положения из данного документа:
1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
4. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
5. Каждый ребенок со дня своего рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

– Еще один документ, в котором говорится о правах ребенка, называется Конвенция о правах ребенка. Этот документ был принят 20 ноября 1989 года.

– Для чего необходимо знать свои права? Существуют государственные органы, защищающие права гражданина: суд, прокуратура, адвокатура, полиция и др. Зачем же тогда каждому человеку изучать права, законы? Не стоит надеяться на кого-то, нужно самому знать и отстаивать свои права.

Помни! В Конвенции каждый
Найдёт на вопрос ответ:
Ребёнком считают того,
Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было в мире детишек.
Черных и белых, девчонок, мальчишек,
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы всё лучшее дать.

– У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Немецкий поэт М. Клаудиус говорил об этом так: «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям».
– Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека.
– Какие обязанности у вас в семье? – Какие обязанности у вас как у учеников? – Где перечислены ваши обязанности как у учеников?

– Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки. Послушайте реальную историю, которая произошла с мальчиком примерно вашего возраста.

Витя любил поохотиться на воробьев. Для этого у него была отличная рогатка. Много раз он ловил на себе неодобрительные взгляды прохожих, но он спокойно воспринимал любые замечания и продолжал стрелять в птиц.
Однажды камень, пущенный из рогатки, пролетел мимо воробья и попал в лицо проходящего мимо человека. Срочная операция не помогла – глаз пришлось удалить. Состоялся суд. Виктор не достиг возраста уголовной ответственности. Иначе он был бы осужден к лишению свободы за нанесение тяжкого телесного повреждения. Мальчика отправили в спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей, а родители Виктора выплачивали пострадавшему значительную сумму денег за нанесенный вред. Когда Витя выйдет из спецшколы и начнет работать, то платить пострадавшему он будет уже сам, причем на протяжении всей жизни этого человека. Каждый из вас, возможно, был свидетелем незначительных на первый взгляд шалостей, которые затрагивали бы интересы других людей. Скажите, на ком лежит в этом случае ответственность? (На родителях)

– Поступать плохо проще, чем хорошо, но умный человек предвидит последствия своих поступков, человек с сильной волей владеет собой и, если понимает, что поступит неправильно, может сказать «НЕТ!» в первую очередь самому себе.

Рефлексия. Каждый из воспитанников сделает итог и запишет на плакат по одному предложению.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: