Шариатские суды подлежат ли пересмотру вынесенные решения

Обновлено: 19.04.2024

В развитых странах, помимо судебной системы государства, защиту прав граждан осуществляют институты гражданского общества. Одним из таких институтов является альтернативное разрешение споров (АРС). Его методы позволяют всем слоям населения, в том числе самым незащищённым, использовать дополнительные, зачастую более удобные и гибкие способы осуществления правосудия. «Альтернативность» означает не только применение негосударственных форм защиты прав, но и указывает на возможность выбора наиболее эффективного и оптимального способа урегулирования конфликтной ситуации из числа возможных.

Если в западном обществе основная причина неэффективности государственной судебной системы – это издержки, связанные с большими временными, финансовыми и другими затратами, то в обществе с традиционно исламскими ценностями есть другие, более важные обстоятельства.

Светский суд

28 апреля в Хасавюрте был убит Магомед Умаханов – сын депутата НС РД Ахмедпаши Умаханова и племянник главы Хасавюрта. Сразу после случившегося по северной столице поползли самые невероятные слухи об исполнителях и заказчиках убийства, а уже через день были задержаны первые подозреваемые, среди которых оказались люди, близкие к главе МО «Хасавюртовский район» Алимсолтану Алхаматову. Это преступление вызвало большой резонанс в обществе, усугубив и без того сложную ситуацию в Хасавюртовском районе.

Подтверждением этого является недавнее перекрытие федеральной трассы «Кавказ» сторонниками Алхаматова, протестовавшими против некоторых обстоятельств расследования дела (см. материал на 1, 5 стр. «ЧК»).

Какое бы решение ни вынес суд, одна из сторон обязательно окажется недовольной и станет его оспаривать. Коррупция, в которой погрязла судебная система, и политическое давление, испытываемое судьями, часто сводят такие процессы к тому же принципу состязательности. Состязательности тухумов, денег, политического влияния.

Не только мусульмане считают закон, придуманный другими людьми, неабсолютным. Так считает каждый, кто проиграл суд. Он (суд) неспособен убедить проигравшую сторону в её неправоте. Потому как суд для человека – это не истина последней инстанции. Это всего лишь соревнование в своей убедительности. В суд не приходят найти истину и подчиниться ей. В суд приходят, чтобы выиграть процесс. Таким образом, судебное решение не ставит точку в конфликте. Зачастую оно его только усугубляет, что особенно вредно для общества, когда сторонами процесса выступают крупные фигуры политического масштаба.

Шариатский суд

Что есть на сегодняшний день для мусульманина суд шариата? Во-первых, это абсолютный, справедливый закон. Во-вторых, это объективный «незаинтересованный» судья, не поддающийся соблазнам. Единственный страх судьи связан с несправедливостью, которую он может допустить в ходе судебного разбирательства и за которую будет отвечать перед Аллахом в Судный день. В-третьих, это полная презумпция невиновности и обвинение, построенное исключительно на объективных доказательствах.

Сегодня в шариатский суд идут не за победой, а за справедливостью, что подразумевает изначальное желание сторон подчиниться решению судьи. Таким образом, шариатский суд ставит точку в конфликте, а в подчинении его решению, как справедливости, нет ничего зазорного, что немаловажно в условиях дагестанского общества. К тому же, согласно нормам шариата, если стороны добровольно выбрали кого-то в качестве судьи, то вынесенное им решение является для них обязательным.

Случай у Абдуллы

Как-то, будучи в гостях у одного из братьев, хорошо знающих законы шариата, я услышал одну интересную и очень показательную историю. К нему пришёл молодой человек, который рассказал, как он, оформив на себя, продал земельный участок, владелец которого около 20 лет назад навсегда покинул Дагестан. Через несколько лет после продажи появились люди, утверждавшие, что перед отъездом хозяина они купили у него участок. У этих людей не было никаких доказательств. Они лишь рассказали, какие работы успели провести на земле. В частности, указали места посадки деревьев и закладки фундамента, от которых к тому времени не осталось никаких следов.

Суд, за неимением доказательств, отклонил претензии этих людей; к тому же у молодого человека имелись на руках все документы. Однако, после услышанного, молодой человек пришёл к однозначному выводу о том, что эти люди действительно владели участком. Признание в этом является достаточным доказательством в шариатском суде, для того чтобы присудить им право владения участком. Это признание автоматически влекло большие проблемы для парня: цена, по которой сегодня оценивается этот участок, в десять раз превышает сумму, за которую он его продал. Несмотря на это, Абдулла (обладатель знания) ответил, что нет никакого сомнения в том, что он должен вернуть участок. Или сумму, по которой он сегодня оценивается, в случае их согласия. Это молодой человек и решил сделать во что бы то ни стало.

Почему решение светского суда не совпало с ответом Абдуллы, который опирался на нормы шариата? Потому, что в светский суд молодой человек, согласно известному принципу состязательности (во многих случаях противоречащему исламской морали), пришёл доказать свою правоту, а к Абдулле – выяснить истину и подчиниться ей.

Некоторые аспекты

Исходные начала правосудия чётко закреплены Кораном и Сунной. К таким началам, в частности, относятся установленные Кораном принципы равенства и справедливости: «Воистину, верующие – братья» (сура «Комнаты», аят 10); «О люди! Воистину, Мы создали вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (сура «Комнаты», аят 13); «…Если же станешь выносить судебное решение, то суди их по справедливости» (сура «Трапеза», аят 42).

Судья должен обладать ясным умом и проницательностью, позволяющими ему беспристрастно разбираться в самых запутанных ситуациях. Более того, в идеале судья должен быть муджтахидом – обладать таким глубоким знанием законов шариата, чтобы осуществлять иджтихад – самостоятельное вынесение правовых норм из Корана и Сунны.

Исламское право придаёт большое значение объективности доказательств, поскольку судебное решение должно основываться не на догадках и предположениях, а на непредвзятой оценке фактов и внешнего поведения человека. Одновременно шариат, допуская возможность принятия ошибочного решения, недвусмысленно предупреждает об ответственности за стремление повлиять на мнение судьи вопреки истине, о чём свидетельствуют слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, вы обращаетесь ко мне за разрешением вашего спора; возможно, один из вас окажется красноречивее другого в изложении своих доводов, и я вынесу решение в его пользу на основе услышанного от него; но если тем самым я присужу ему право, принадлежащее другой стороне, то наделю его языком пламени адского огня».

Интересно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) требовал, чтобы оба участника судебного спора сидели прямо перед судьёй на равном от него расстоянии. А также запрещал судье рассматривать спор при обстоятельствах, негативно влияющих на его уравновешенность: «Не подобает арбитру судить между двумя спорящими, если он находится в состоянии гнева».

В идеале любой спор решается судьёй единолично в течение одного судебного заседания. Причём особенностью исламского правосудия является стремление уладить конфликт без принятия принудительного решения в соответствии с советом Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мировое соглашение между спорящими допустимо, за исключением такого, которое запрещает дозволенное Аллахом либо разрешает запрещённое им».

Примеры из истории

Институт исламского судейства, описанный выше, – это не просто теория. Удивительным примерам шариатского правосудия можно посвятить много томов. Я остановлюсь лишь на нескольких из них: примерах следования закону, неподверженности политическому давлению и примере страха ответственности перед Всевышним Аллахом.

Для мусульманина преданность закону Всевышнего – это поклонение Аллаху. Для мусульманина-судьи оно носит особый характер. Однажды к одному из судей времён Халифата обратился человек, который пожаловался на своего соседа: «Его балкон расположен так низко, что, для того чтобы я мог проскакать под ним верхом на лошади, мне необходимо нагнуться». Поразмыслив несколько минут, судья удалился из места проведения судебного разбирательства. Вернувшись через час, он признал правоту истца и вынес решение, согласно которому его сосед должен был поднять либо снести балкон. Когда люди стали выяснять, для чего он удалялся, оказалось, что перед тем как вынести решение о чужом балконе, судья поспешил разрушить свой собственный, о высоте которого он до тех пор не задумывался.

Во время правления халифа Харуна ар-Рашида (786–809) министр Фадл ибн Раби выступал на суде в качестве свидетеля. Однако судья Абу Юсуф отказался принимать показания министра. Услышав об этом, разгневанный халиф вызвал к себе судью и потребовал немедленных объяснений. Судья спокойно ответил: «Я слышал, как он сказал тебе: «Я твой раб!» Если он сказал правду, то показания раба не принимаются, как и не принимаются показания лжеца, если он солгал». Помолчав немного, халиф отпустил судью.

Халиф Умар Абд аль-Азиз (717–720) отправил письмо Ади ибн Артаа, наместнику Ирака, в котором просил назначать судьёй Басры либо Ияса ибн Муавия, либо Касима ибн Рабиа. Когда наместник пригласил обоих для совещания, первым заговорил Ияс: «Правитель, спроси обо мне и Касиме учёных Басры – Хасана аль-Басри и Мухаммада ибн Сирина». Дело было в том, что упомянутые учёные знали только Касима, который у них обучался. Естественно, они порекомендовали бы Касима – того, о ком у них есть полное представление. Тем самым Ияс, как глубоко верующий человек, хотел уйти от ответственности судебной работы. Поняв уловку Ияса, нерастерявшийся Касим ответил: «Не спрашивай их ни о нём, и ни обо мне. Клянусь Аллахом, Ияс более сведущ в вопросах суда и права. Если я лгу, ты не имеешь права назначать лжеца на это место, а если говорю правду, ты обязан согласиться с моими словами». Наместник Ирака перевёл взгляд на Ияса, и тот промолвил: «Ты захотел поставить этого человека на край ада, а он спас себя, дав ложную клятву, за которую попросит прощения у Аллаха. Зато он спас себя от того, чего опасался». Изумлённый наместник перевёл дух от удивления и подытожил: «Итак, Ияс, судьёй будешь ты».

Заключение

Претворение шариата в жизнь – прерогатива исламского общества. Общества, взаимоотношения между людьми в котором строятся на основе единобожия – веры в Аллаха. Поэтому призыв, который последует ниже, – это скорее попытка обратить читателя, прежде всего, к вере, из полного принятия которой вытекают все нормы человеческих взаимоотношений.

Возвращаясь к непростой ситуации в Хасавюртовском районе, хотел бы отметить, что и районный глава Алимсолтан Алхаматов и мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов – люди, считающие себя мусульманами. Разрешение конфликтных ситуаций весами шариата – лучший способ урегулировать сложные взаимоотношения. В то время как судебное решение содержит элемент государственного принуждения, шариатский суд проходит на основании волеизъявления самих конфликтующих сторон на основе их убеждённости в необходимости именно такого разрешения спора.

Я призываю всех мусульман Дагестана – простых людей и больших чиновников, бедных рабочих и богатых бизнесменов – популяризировать суд шариата. Это будет ваш вклад в исламский призыв. Это будет ваш удел на чаше весов Судного дня. Если сегодня компетентных в области шариатского судопроизводства людей в республике не так много, то уже в очень скором будущем ситуация изменится. ИншаАллах.

шариатский суд

Шариатский суд - орган правосудия, является основным институтом, который применяет исламское право. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кадий.

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

«Шариат» подразумевает под собой совокупность морально-этических, правовых и религиозных норм Ислама, которые распространяются на большую часть жизни верующего мусульманина. В основе Шариата лежат положения, которые содержатся в Священной Книге Коран и Сунне пророка Мухаммада ﷺ (его высказываний и поступков), Шариат охватывает элементы не только конституционного, уголовного или гражданского права, но и права административного, процессуального и семейного, охватывает и этические и моральные нормы, а также нормы поведения, которые установлены в исламском обществе.

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Христиане воспринимают понятие шариатского суда с некоторым опасением, во многом потому, что не мусульмане имеют недостаточное представление о том, о судебной шариатской системе. Шариат - это законодательная система, ниспосланная людям Всевышним Аллахом посредством Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в основе Шариата лежит соблюдение мусульманами исламских морально-этических норм по отношению к предписаниям Аллаха, семье, родственникам, соседям, окружающим людям не смотря на их конфессиональную принадлежность, выраженную в справедливом и беспристрасном отношении. Смотрите нижеприведенном видео отношение Шариата к правам человека и правам собственника земли.

Если рассматривать понятие «фикх», то догматы фикха формулируются как раз на основе положений шариата, и эти нормы регламентируют правоотношения в самых разных сферах как государства и его экономики, так и семьи. В основе фикха лежит не только Сунна и Коран, но также на мнении ученых мусульманской науки, если это мнение согласованно, в том числе и на мнении о рассматриваемом прецеденте известных мусульманских правоведов. За основу берутся школы четырех основных мазхабов: ханафитского имама Абу Ханифы, шафиитского имама аш-Шафии, маликитского имама Малика и ханбалитского имама Ахмада ибн Ханбаля.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Шариатский судья - кади возглавляет шариатский суд как орган правосудия в мусульманском государстве. Кади назначает правитель исламской страны. Кади по своему статусу в должностной иерархии стоит выше, чем имам мечети. Назначает глава государства на должность шариатского судьи специалиста по праву, обладающего высшим религиозным образованием и большим опытом работы с людьми в решении религиозно-правовых вопросов, который должен быть ответственным и беспристрасным человеом, пользующимся авторитетом у народа. Судья в исламском суде представляет собой главу мусульман в округе или городе. Кади имеет полномочие принимать решение единолично в участковом шариатском суде первой инстанции по любому делу, которое рассматривается при нем.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

  • обязанности, которые близки к строго предписанным;
  • действия желательные;
  • действия, которые могут совершаться только изредка;
  • действия нейтральные;
  • действия нежелательные;
  • действия, которые нарушают важное действие или уже начатое религиозное;
  • действия строго запрещенные.

Действия, которые строго запрещены, составляют категорию под названием «харам». К этой категории относятся такие действия, как убийство невинного человека, употребление свинины и алкогольных напитков, воровство или непокорность мужу и родителям.

За разные действия относящихся к категории "харам" установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни. За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

шариатский суд Пакистана

Здание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

шариатские суды

В Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Не отражены важные аспекты, которые очень волнуют любого, кто сталкивался с судами вообще. 1. Являются ли эти суды платными? 2. Есть ли у суда шариата адвокаты? 3. Есть ли в судах шариата экспертизы на научной основе? 4. Есть ли контроль над судьями, или они могут авторитарно судить так, как им вздумается? 5. есть ли кодекс законов, с которыми можно ознакомиться? 6. Одинаковы ли решения шариатского суда разных районов и стран на один и тот же вопрос?

кади - шариатский судья

Кадий или кади - судья в исламе, который судит по законам шариата.

Термин «Кади» в переводе с арабского языка означает мусульманский чиновник, судья, которого назначает правительство для того, чтобы он правильно судил и рассматривал иски, опираясь на законы шариата.

Термином «Шариатский суд» называют такой суд, который выносит свои решения и отвечает на иски в соответствие с шариатскими законами, лежащими в основе Шариата. Шариатский суд функционирует в ряде мусульманских стран. В мусульманских общинах Северного Кавказа в постреволюционный периода России также действовал шариатский суд.

Термин «кади» неразрывно связан с понятием шариатского суда, и судья в шариате – это тот, кто рассматривает иски и тяжбы и выносит решение, опираясь на религиозные законы и положения.

История

Впервые этот термин был введен в обиход во время правления Умара ибн аль-Хаттаба в таких городах, как Медина, Басра и Куфа. С этого момента кади начали назначать в самые крупные из городов, в областные центры. Шариатский судья также назначался в ряды войск, когда проходили военные походы. Назначать кади мог только правитель или халиф.

Верховный кади появился в Арабском государстве со второй половины восьмого века. Эта должность носила название «кади аль-кудат», и тот, кто занимал ее, должен был не только судить, но и назначать всех остальных кади в халифате от лица халифа, а также принимать от граждан апелляции, которые подавались на решения остальных кади.

Должность шариатского судьи существовала во многих государствах. Функции, которые выполняли кади в то время, были крайне разнообразны.

Конец XX века в некоторых мусульманских государствах ознаменовался тем, что шариат стал играть ведущую роль как основа законности, и в этот период снова начала возрастать роль кади и значение вынесенных ими решений.

Статус кади в исламе

Статус должности кади выше, чем статус имама мечети. Он возглавляет судопроизводство города или области, занимается рассмотрением вопросов и тяжб по семейным конфликтам или сделкам, преступлениям, касающихся личных прав, таких, как нанесение телесных повреждений или убийства, только если подал иск на это сам тот человек, чьи права были затронуты. Но рассмотрением прочих дел кади может заниматься как по собственной инициативе, так и по требованию любого лица.

Перед тем, как вынести решение по делу, судье необходимо выслушать все стороны процесса. Решение его не может быть пересмотрено. Это указывает на персональный характер мирового шариатского суда, где на авторитет самого суда влияет авторитет судьи, а также уровень образованности, религиозность и справедливость того, кто осуществляет судебное делопроизводство. На должность судьи в шариате в одних мусульманских государствах назначали правители, а в других избирали старейшины или шейхи.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Ассаляму Алейкум братья ! Я подписал договор с одной компанией по подготовке в топовые вузы. В договоре указано было что: 1) при несвоевременной выплате начисляется пеня, 2) договор находится под юрисдикцией Великобритании, 3) Любые расходы, издержки и юридические расходы, понесенные в результате обеспечения своих прав, указанных в настоящем Договоре, должны быть оплачены Клиентом, включая любые обоснованные адвокатские расходы и гонорары
коллекторских агентств. Насчёт пени мы договорились в устной форме что при не выплате только происходит стоп-сервис и пеня это просто формальность, а насчёт других моментов не знаю что делать. Стоит ли менять условие договора или оставить все как есть? Не хотелось бы лишний раз тревожить людей если все хорошо


На сегодняшний день довольно большое количество людей, у которых возникают спорные ситуации в экономических вопросах, желают разрешать свои проблемы согласно нормам ислама. Вынесенные в рамках шариатского консалтинга решения в подавляющем большинстве случаев претворяются в жизнь без каких-либо соответствующих для этого институтов, как, например, судебные приставы. Люди изначально согласны и готовы подчиниться тому, что они услышат. Решение вопроса стороны получают сразу же на месте без длительных периодов ожидания и взносов, присутствующих в государственных органах.

Форматы разрешения спорных ситуаций согласно нормам ислама

В наших современных условиях (Дагестан, Махачкала) есть два варианта рассмотрения спорных ситуаций согласно шариату:

1. Шариатский суд в форме третейского – когда стороны конфликта совместно на основе обоюдного согласия выбирают судью, уровню шариатских знаний и богобоязненности которого они доверяют. Судья выслушивает стороны, задаёт им вопросы, которые считает нужными, после чего выносит окончательное решение. После вынесения решения в споре ставится точка, стороны соглашаются с ним и претворяют его в жизнь. Обжаловано такое решение согласно нормам ислама может быть лишь в том случае, если оно является однозначно не соответствующим шариату, противоречащим единогласному мнению учёных-правоведов, что должно быть установлено соответствующим образом.

2. Форма консультации – когда стороны обращаются к обладающему знаниями в соответствующей сфере человеку, который выслушивает их и говорит своё мнение по данной ситуации. Его мнение является лишь общей консультацией и не несёт согласно нормам ислама обязательного юридического характера для сторон. То есть после этого они в принципе могут обратиться к другому человеку для разрешения своего вопроса.

На сегодняшний день первая форма, которая, по сути, и является способом реального решения проблемы, сама становится проблемной, поскольку может вызывать вопросы касательно нарушения действующего законодательства. Также она зачастую требует, чтобы человек, взявшийся за разрешение спора, обладал не только шариатскими знаниями, но и определённым общественным статусом, авторитетом, мудростью, умением сделать наставление и найти нужные слова.

Нередко бывает так, что обладающие таким статусом и берущиеся решать спорные ситуации не обладают должными знаниями в той или иной сфере шариатских знаний. Такие, вместо того чтобы разобрать проблему и указать сторонам на их права, в большинстве случаев ограничиваются тем, что призывают к так называемому маслахату (когда одна сторона идёт на уступки другой). Призывать спорящие стороны к мирному разрешению вопроса путём взаимных уступок без юридического разбирательства является правильным подходом. Однако этот подход не должен навязываться человеку, который требует своё право.

С другой стороны, некоторые молодые люди, обладающие определённым уровнем шариатских знаний, который позволяет им разрешать конфликтные ситуации, не имеют соответствующего статуса и авторитета, а также необходимой в этом деле мудрости.

В качестве примера рассмотрения спорной ситуации хотел бы представить вниманию читателя спор относительно требования покупателем квартиры денежной компенсации по причине неисполнения застройщиком своих обязательств в обговоренный срок.

Ситуация

Покупатель купил у застройщика квартиру, которую застройщик должен был сдать покупателю через определённое время. С обеих сторон не были полностью исполнены условия договора: 1) покупатель не выплачивал деньги согласно обговорённому графику; 2) застройщик не сдал квартиру в обговорённый срок. Однако после того как покупатель полностью рассчитался за квартиру, прошло много времени, в течение которого квартира не была сдана.

Покупатель требует от застройщика компенсацию, равную стоимости аренды квартиры, в которой он проживал всё время просрочки сдачи квартиры со стороны застройщика.

Разрешение спора

После рассмотрения ситуации на основе норм ислама, регулирующих торговые отношения, мною было высказано следующее мнение по данному спору:

1. В договоре купли-продажи не было условия о штрафе при просрочке сдачи квартиры. Такое условие дозволено по одному из мнений учёных-правоведов и даёт покупателю право на взыскание денежного штрафа в случае нанесения ему материального ущерба по причине просрочки исполнения обязательств застройщиком.

2. По причине отсутствия в договоре штрафа за неисполнение застройщиком своих обязательств в обговорённый срок покупатель имеет право только на возмещение прямого материального ущерба, который был ему нанесён.

3. Необходимость оплачивать квартиру по причине отсутствия жилья, ставшая следствием неисполнения застройщиком своих обязательств в обговорённый срок, не относится к прямому материальному ущербу, нанесённому застройщиком покупателю.

4. Если квартира не сдана в обговорённый срок у покупателя есть два варианта: он либо расторгает договор и требует вернуть заплаченные им деньги, либо ждёт, пока застройщик предоставит ему квартиру. В данном случае покупатель выбрал второй вариант и придерживался его на протяжении всего времени с момента заключения договора купли-продажи.

5. Если покупатель выбирает расторжение договора и возврат денег, то в таком случае есть два варианта: 1) либо застройщик просрочил сдачу квартиры по причине своей халатности или злоумышленных действий; 2) либо в результате непредвиденных обстоятельств. Если имеет место второй вариант, то покупатель может требовать лишь ту сумму, которую он передал застройщику.

Если же имеет место первый вариант, то ситуация может подпадать под незаконное присвоение застройщиком имущества покупателя. В таком случае, по мнению подавляющего большинства учёных, инфляция всё равно не учитывается, и покупатель также вправе требовать лишь ту сумму, которую он передал застройщику. По мнению некоторых современных учёных в случае незаконного присвоения денег потерпевший имеет право требовать компенсацию ущерба, который был нанесён деньгам инфляцией с момента их незаконного присвоения. Однако в данном случае необходимо определить ряд других важных моментов.

6. Утверждение покупателя о том, что он расторг сделку в ходе исполнения договора, было отвергнуто в связи с отсутствием факта расторжения, который должен был выражаться соответствующей формулировкой. Также было установлено, что причиной желания расторгнуть договор была не столько личная заинтересованность покупателя, сколько отсутствие у него денег. На это указывает то, что он в итоге решил оставить договор в силе, поскольку у него появились деньги, и получение квартиры было для него более выгодным, чем возврат уже заплаченных за неё денег.

7. Даже если бы траты покупателя на аренду квартиры были признаны прямым ущербом, нанесённым застройщиком покупателю, в данном конкретном случае они не могут быть возложены на застройщика. Дело в том, что в ходе разбирательства выяснилось, что покупатель реально за квартиру не платил. Он жил на квартире родственника, который предоставил ему её бесплатно. Однако, как утверждает покупатель, он тратил свои средства на нужды родственника, так как не делал бы этого, если бы не жил на его квартире. Однако подобные траты не были для него обязательными юридически, поэтому они, тем более, не могут быть возложены на застройщика.

8. Также не было принято во внимание требование покупателя выплатить ему компенсацию, равную сумме денег, которую можно было бы выручить, сдавая квартиру в аренду, поскольку это относится к упущенной выгоде, которая не подлежит обязательному возмещению.

Так, если водитель автомобиля сбил пешехода, он обязан оплатить его лечение, поскольку это будет возмещением прямого нанесённого ущерба. Что же касается денег, которые пешеход мог бы заработать за то время, которое он провёл в больнице, то они в обязательном порядке не возмещаются, поскольку не относятся к прямому нанесённому ущербу и относятся к упущенной выгоде.

9. Застройщик объяснил, что отсутствие сдачи дома в срок было вызвано многочисленными не зависящими от него причинами, в том числе несвоевременными выплатами со стороны покупателей квартир, среди которых был и покупатель, выступающий истцом по данному спору.

10. Исходя из озвученного выше застройщик не обязан компенсировать покупателю сумму, равную стоимости аренды квартиры, в которой он проживал весь срок просрочки сдачи квартиры.

Аллах знает обо всём лучше.

Заключение

После оглашения данного мнения сторонам было разъяснено, что юридическое решение может не учитывать моральную сторону дела, поэтому, согласно исламу, всегда лучше, чтобы стороны шли навстречу друг другу, делая определённые уступки.

Стороны согласились с выводами, однако, несмотря на это, застройщик, не желая оставлять в душе покупателя осадок от взаимоотношений с ним и чувствуя перед ним определённую моральную ответственность, согласился выплатить покупателю требуемую им сумму. Пусть Аллах воздаст ему благом. ]§[

женщина, побитая камнями за измену мужу в соответствии с предписанием шариата. Кадр хроники.

Шариатские суды, как органы правосудия в мусульманских государствах, скоро могут стать нормой законодательства ведущих стран мира, включая США, Европу и даже Россию. Именно об этом можно судить по многочисленным высказываниям различных должностных лиц и влиятельных СМИ этих стран. Количество мусульман во всех этих странах устойчиво растет из года в год, поэтому не случайно политики уже всерьез обсуждают вопрос о возможностях сочетания процессуальных правил мусульманского и светского мира.

Что такое шариатский суд? Где и когда его нормы и правила де факто уже применяется многие годы в странах ЕС и США? Как изменится мир, если они будут законодательно закреплены в Европе, Америке и России?

  • Что же такое шариат и почему это слово наводит ужас в преимущественно христианской Европе?

Шариат опирается на Коран и фикх, а также включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения, пояснили эксперты землячества Турции Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:

■ шариат. Значение арабского слова "аш-шариа" переводится как "источник, фундаментальные основы веры". Это слово в значении «прямой путь» или «источник веры» встречается уже в первой суре священной книги Коран, которая носит название «аль-Фатиха». В более широком смысле, шариат - это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина. Шариат основан на положениях, содержащихся в Коране и Сунне. Он включает в себя элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие нормы, установленные в исламском обществе;

■ фикх. На основе шариата формулируются конкретные нормы фикха, регламентирующие правоотношения в различных сферах – от семьи до государства и экономики. Он, помимо Корана и Сунны, может также основываться на согласованном мнении наиболее авторитетных мусульманских ученых, а также на суждении известных правоведов о прецеденте. Также он может в себя включать элементы традиционных правовых обычаев некоторых народов. Таким образом, фикх включает в себя всю практику исламского судопроизводства, которая так часто шокирует западного обывателя.

■ цели шариата. Главная задача шариата – это защита:

- человеческой жизни, как бесценного дара и уникальной возможности убедиться в божественной мудрости;

- религии и способов ее исповедания, контроль за тем, чтобы верующий на протяжении всей жизни не откланялся от истинного понимания своей религии;

- права человека на собственную точку зрения;

- имущества, как материального, так и интеллектуального, ибо только оно обеспечивает благосостояние верующего и возможность служения ближнему.

- семьи, семейных ценностей, преемственности поколений, которая позволяет передавать потомкам священное знание и интеллектуальное наследие.

Четкое следование приверженца ислама пяти целям религиозного закона означает лучший способ выразить свое благоговение перед Аллахом.

■ система запретов и наказаний. Как и любая правовая система шариат строится на предписаниях и запретах. Это:

- обязательные, строго предписанные обязанности;

- обязанности, очень близкие к строго предписанным;

- действия, которые совершаются лишь изредка;

- действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие;

- строго запрещённые действия.

Последнюю категорию называют «харам» и к ней относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:

- 100 ударов плетью за прелюбодеяние для женщины (незамужней) или мужчины (неженатого);

- побиение камнями за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины;

- 80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ;

- 80 ударов плетью за ложное обвинение;

- отсечение руки за воровство;

- смертная казнь за вероотступничество.

  • Где в современном мире существует главенство шариатского суда?

До XIX в. шариатские суды занимали основное место в правовых системах мусульманских стран. С середины XIX в. в большинстве этих государств были образованы светские суды, которые начали применять законодательство европейского образца:

■ роль шариатского суда в жизни мусульманина. Постепенно роль шариатских судов начала уменьшаться и свелась исключительно к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п. До революции 1917 года шариатские суды действовали и в мусульманских регионах Российской империи, но они могли применять только те нормы, которые не противоречили действующему законодательству. После 1917 года кое-где (например, на Северном Кавказе) были восстановлены шариатские суды, но в 1920 годах большевики их полностью ликвидировали;

■ шариатские суды в наши дни. Шариат является главной судебной нормой в таких странах, как: Саудовская Аравия, Иран, Иордания, Йемен, Оман и Ливия. В Малайзии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане, ОАЭ, Кувейте, Катаре, Брунее, Бахрейне, Джибути, Египте, Тунисе, Ливии и Мавритании он используется наравне с другими правовыми нормами. В ряде регионов Бангладеш, Нигерии, Судана и Сомали также практикуется шариат. На уровне семейных отношений нормами исламского права вполне официально руководствуются в Марокко, Алжире, Индонезии и на Филиппинах.

  • Шариатские суды в Европе: резонансные высказывания, слухи, предположения

На практике в Европе уже многие годы рассматриваются многие судебные иски между гражданами мусульманского вероисповедания в соответствии с нормами шариата. В таких сферах гражданского права, как бракоразводные процессы и наследование имущества применяется так называемое международное гражданское право. И если речь идет о гражданах Ирана или Саудовской Аравии (где в ходу шариат), то суд в Германии учитывает в отношении их иранское или саудовское законодательство, прибегая, таким образом, к шариату.

■ Германия. Министр юстиции федеральной земли Рейнланд-Пфальц Йохен Хартлофф в интервью, данному агентству Berliner Zeitung, предложил разрешить в Германии суды шариата. Он считает, что можно применять исламские нормы в спорах, касающихся денежных и семейных отношений. Уголовные преступления он предложил исключить из ведения судов шариата. «Каменный век мы терпеть не будем. Побивание камнями противоречит правам человека» - пояснил свою позицию министр. Его высказывание сразу же вызвало широкую дискуссию в немецком политикуме. Министр юстиции федеральной земли Гессен Йорг-Уве Хан подчеркнул, что правосудием в Германии занимаются немецкие суды и дублировать их функции исламскими не имеет смысла. А один из высокопоставленных представителей блока христианских партий ХДС/ХСС высказался за то, что введение отдельных судов для мусульман поможет их интеграции в германское общество;

■ Великобритания. Фактически так же дело обстоит и в Объединенном Королевстве, где минимум с 1982 года местные суды вынуждены учитывать нормы шариата в имущественных спорах иммигрантов. В прошлом году духовный глава англиканской церкви епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс предположил неизбежность введения в Великобритании некоторых норм шариата,в частности в бракоразводных процессах мусульман и решении финансовых споров.Епископ Кентерберийский объясняет свое высказывание тем, что мусульман Великобритании нужно избавить от выбора или быть лояльным своей стране, или своей вере;

■ в Англии шариатские суды, по сути, играют роль третейских судов. Так если между двумя мусульманами возникает имущественный спор, они могут по обоюдному согласию обратиться не к светскому судье, а к местному имаму. Точно так же уже более века в Британии действует иудейский суд, но пока никто не поднимал панику по поводу наступления еврейской культуры на старую-добрую Англию;

■ Нидерланды. В Голландии судьям разрешено применять нормы шариата, если они не вступают в противоречие с законами страны;

■ Бельгия. В Бельгии осенью прошлого года тоже открылся первый шариатский суд – пока он рассматривает лишь гражданские дела;

■ США. В американском штате Оклахома судам разрешили учитывать при вынесении решений нормы шариата;

■ Российская Федерация. 24 апреля 2012г. в интервью телеканалу РЕН ТВ адвокат Дагир Хасавов заявил о необходимости введения в России шариатских судов. Он сказал, что "мусульмане не хотят ввязываться в судебную систему", что они будут устанавливать свои правила, а "любые попытки это остановить обольются кровью". Высказывание юриста имело мощнейший резонанс, официальные мусульманские организации сразу же постарались дистанцироваться от него. Высокопоставленные духовные лица заявили, что в муллы и так помогают мусульманам разбираться в вопросах, связанных с религией, семьей и наследством, и что исламский суд уже представлен в России религиозными судьями (кадиями), решения которых носят чисто рекомендательный характер и не противоречат светскому суду. Сам же адвокат вынужден был объяснять свои слова, сказав, что его не так поняли.

Однако, вскоре в интервью «Русской службе новостей» председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин неожиданно сказал буквально следующее: «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы.

Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины». Его поддержал Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, считающий, что шариатские суды вполне допустимы в России в качестве третейских судов. Естественно, все это привело к очень оживленной дискуссии.

Как видим, в Европе и России все происходит примерно по одному и тому же сценарию, когда значение вполне привычного и давно интегрированного в общественную жизнь явления вдруг многократно преувеличивается. Тут же возникает новый информационный повод, возможности для спекуляций и скандалов и, как следствие, для приобретения политических очков. Однако особую тревогу вызывает тот факт, что в данном случае затрагивается одна из самых болезненных и взрывоопасных тем – религиозная.

  • Шариатский суд: что можно, а что нельзя мусульманам трейдерам во всем мире?

Исходя из особенностей в каждой стране, и строят свою деятельность брокеры и диллинговые центры. Например, в Малайзии, небольшой восточноазиатской стране с населением всего в 30 млн. человек, Национальный совет по исламу обнародовал фетву (решение по вопросу соответствия каких-либо сторон жизни человека и общества канонам ислама), в которой торговля на международном валютном рынке (Форекс-рынке) объявлена противоречащей шариату. Глава совета доктор Абдул Шукор Хусин пояснил, что в самом механизме международного валютного рынка заложена возможность спекуляций, что противоречит законам ислама. Лично у доктора А. Хусина вызывают настороженность еще два факта, тесно связанные с Форекс-рынком: слишком много вариантов торговли, часть которых явно противоречат исламу, а другая часть просто сомнительна, а также то, что на валютном рынке торговля идет через Интернет (подробнее Ислам: в чем особенности брокерских услуг Forex в мусульманских странах?).

Форекс брокеры нашли выход из даной ситуации, предлагая своим трейдерам исламские счета Форекс, так называемые счета Swap-free, согласно которым проценты за перенос позиций не платятся. Так что, мусульмане могут торговать валютами легко и без всякого беспокойства относительно нарушения законов шариата. Как правило, эти счета предлагаются только для мусульман, чтобы свести к минимуму злоупотребления на замене счетов. Есть небольшой недостаток в том, что большинство брокеров берут плату за эту услугу, чтобы заменить доходы, которые они могут потерять при наличии замены бесплатных аккаунтов, объяснил представитель компании Manors Group Broker, которая входит в ведущий рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V.

Редколлегия журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме трейдеров форекс: как вы думаете, существует ли реальная возможность учреждения шариатских судов за пределами исламского мира?

· да, ислам распространяется по миру, нужно уважать нормы и правила религиозных концессий;

· нет, введение шариатского суда за пределами стран ислама обострит межнациональные и межрелигиозные взаимоотношения граждан;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: