Съезды судей российской федерации как вехи развития судебной власти в россии

Обновлено: 22.04.2024

11 апреля 1991 года совместным решением коллегии Министерства юстиции РСФСР и Президиума Верховного Суда РСФСР в целях реализации решений Третьего (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР об укреплении судебной власти Российской Федерации и обеспечения более широкого участия судей в подготовке проектов законодательных актов судебно-правовой реформы было принято решение о необходимости проведения в сентябре-октябре 1991 года съезда судей Российской Федерации с повесткой дня:
- Концепция и основные правовые акты судебной реформы;
- О правовой и социальной защищенности судей.

Идея проведения съезда судей России возникла не сразу и не сверху. Заработал уже Закон «О статусе судей в СССР», начали собираться конференции, появились квалификационные коллегии. Стали вызревать и условия, диктующие необходимость проведения съезда: во-первых, недовольство судей своим положением (прежде всего, материальным) становилось все более сильным, и все определеннее формировался простой и очевидный вывод – без сильного и организованного нажима надеяться на скорые перемены не приходится; во-вторых необходимость коренного реформирования судебной системы уже ни у кого не вызывала сомнения, но нельзя было допустить, чтобы концепция реформы определялась без учета мнения самих судей; в-третьих, пришло осознание необходимости сформировать целостную систему органов судейского сообщества, вершина которой – съезд как выразитель воли всех судей России.

Вышеназванным совместным решением от 11 апреля 1991 года для подготовки и проведения съезда был определен состав Организационного комитета, в который вошли:
Сопредседатели Оргкомитета:
- Лебедев В.М. – Председатель Верховного Суда РСФСР;
- Федоров Н.В. – Министр юстиции РСФСР.
Заместители сопредседателей Оргкомитета:
- Верин В.П. – заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР;
- Тетюк С.Я. – заместитель Министра юстиции РСФСР.
Члены Оргкомитета:
- Бобров М.М. – председатель Московского областного суда;
- Делок Е.М. – председатель суда Адыгейской автономной области;
- Дементьев А.Н. – начальник отдела Министерства юстиции РСФСР;
- Жеребцов А.В. – председатель Ульяновского областного суда;
- Карцев Г.Н. – председатель Севастопольского райнарсуда г. Москвы;
- Костанов Ю.А. – начальник Управления юстиции Мосгорисполкома;
- Омаров А.С. – председатель Верховного Суда Дагестанской АССР;
- Попцов М.И. – заместитель председателя Красноярского краевого суда;
- Тиводар И.А. – председатель Адлерского райнарсуда Краснодарского края;
- Тлякбирдин Б.Г. – председатель Верховного Суда Башкирской ССР;
- Токарев С.Г. – председатель Ворошиловского райнарсуда г. Волгограда.

15 августа 1991 года коллегией Минюста, которая проводилась с участием членов Оргкомитета, был обсужден ход подготовки к проведению съезда. Коллегией было решено максимально ее активизировать. Но через 4 дня была услышана жутка аббревиатура «ГКЧП» и судьба съезда повисла на волоске.
7 сентября 1991 года началось последнее перед съездом заседание оргкомитета, на котором были окончательно определены дата (17-18 октября) и место проведения съезда – бывший Дом политсовета.

17 октября 1991 года, 10.00 часов утра. В Президиуме появились Б.Н. Ельцин, В.М. Лебедев, Н.В. Федоров. Первый съезд судей начал свою работу….

На съезд судей, в соответствии с нормами представительства и порядка проведения выборов делегатов, которые были разработаны и установлены решением Организационного комитета по подготовке съезда судей Российской Федерации, было избрано 556 делегатов. Прибыли на съезд – 539 делегатов.

Оргкомитетом была разработана программа работы съезда судей, которой был установлен регламент, включающий в первый день - выступления с докладами Председателя Верховного Суда РСФСР, Министра юстиции РСФСР, выступления делегатов съезда. На второй день работы была запланирована работа секций, на заседаниях которых обсуждались проблемы судебной реформы. А именно: судоустройство и судопроизводство, статус судьи в РСФСР, самоуправление судей.

Из выступлений:
Б.Н. Ельцин, Президент РСФСР: нам нужен суд, а не угодное правосудие.
«Предназначение суда – стоять на страже здравого смысла и человечности, а не какого-то ведомственного интереса. Именно поэтому одной из ключевых идей судебной реформы станет возрождение суда присяжных. Введение этого института в 1864 году стало крупным событием в отечественной юриспруденции. Возвращение к нему сегодня, несомненно станет шагом к гласному цивилизованному судопроизводству в России. Вновь, как и прежде, в суде сможет зазвучать голос общественной совести.
Без признания высшей юрисдикции в суде в рамках его компетенции не сможет состояться государственность России. Без сильной и независимой судебной власти не будет действительно сильной и эффективной законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
И поэтому мы принципиальные сторонники укрепления судов и органов юстиции на деле через их решительное и кардинальное реформирование».

В.М. Лебедев, Председатель Верховного Суда РСФСР: судебная реформа – путь к демократии.
«Независимость судей не будет обеспечена, если останутся неурегулированными их отношения с органами юстиции и вышестоящими судами. Существующая оценка деятельности судей по количеству отмененных решений порождает у судей чувство неуверенности, препятствует их творческому развитию. На сегодня отношения между судебными инстанциями в некоторых регионах носят характер административного соподчинения, обязательных указаний, которые даются в непроцессуальной форме.
Нормальными формами взаимоотношений судов различных инстанций должны быть только те, которые предусмотрены процессуальным законодательством; это – рекомендации по практике применения законодательства, которые может давать Пленум Верховного Суда РСФСР, обсуждение обобщений судебной практики».

Н.В. Федоров, министр юстиции РСФСР: главное – вопрос власти.
«Возвращение судебной власти на положенную вершину требует от наших государственных деятелей, чтобы они, наконец, разобрались с тем, что известно во всем мир: единственным носителем этой власти является суд. Все остальные учреждения – прокуратура, следствие, адвокатура – существуют лишь для того, чтобы обеспечить полновластие суда, а вовсе не для того, чтобы делить с ним власть.
Пока мы не разберемся с местом прокуратуры в государстве, в правовой системе, не будет в России подлинной судебной власти. Это означает, что надо отказаться от «высшего» прокурорского надзора, от такого правового атавизма, как надзор прокурора за судом, за законностью судебных актов. Прокурорам придется привыкнуть к мысли, что судьи могут принимать разные решения по праву судебной власти. Разные решения – совсем не обязательно ошибочные. А право контроля за их соответствием закону принадлежит лишь вышестоящим судам».

В прениях на съезде выступили:
- В.И. Полудняков – председатель Санкт-Петербургского городского суда;
- Р.Г. Казаков – председатель Центрального районного народного суда г. Тюмени;
- С.Г. Кияйкин – народный судья Чкаловского районного народного суда г. Свердловска;
- В.В. Кузнецов – член Верховного Суда РСФСР;
- Т.Е. Першина – председателя Московского районного народного суда г. Твери;
- А.С. Акулинчев – председатель Краснодарского краевого суда;
- С.А. Овсейчук – председатель Шиманского районного народного суда Амурской области;
- К.А. Копнин – председатель Диксонского районного народного суда Красноярского края;
- В.А. Зборовский – председатель Таганрогского районного народного суда Ростовской области;
- С.Г. Христофоров – член Верховного Сда Яутской АССР;
- А.И. Савельев – член Ульяновского областного суда;
- Н.И. Каленский – председатель Подольского городского народного суда Московской области;
- В.С. Коннов – член Пензенского областного суда;
- Н.Я. Ванямов – член Верховного Суда Чувашской АССР;
- М.В. Чернов – председатель Иркутского областного суда;
- М.Ф. Волгин – член Волгоградского областного суда;
- Б.А. Золотухин – председатель подкомитета по судебной реформе Комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству;
- А.А. Аслаханов – председатель Комитета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью Верховного Совета Российской Федерации;
- О.Г. Румянцев – секретарь Конституционной комиссии Верховного Совета РСФСР;
- С.М. Шахрай – Государственный советник РСФСР по правовой политике;
- О.Г. Новоселов – председатель районного народного суда г. Перми.

Как было сказано выше во второй день съезда была запланирована работа делегатов на секционных заседаниях, на которых были поставлены следующие вопросы для обсуждения:
Первой секцией рассматривались вопросы:
- Принципиальные изменения судопроизводства. Состязательность процесса. Кассационный и апелляционный суд;
- Структура судебных органов. Межрайонные суды и мировые судьи;
- Формы участия народа в осуществлении правосудия. Суд присяжных. Изжил ли себя институт присяжных заседателей?;
- Суд и прокуратура. Суд и предварительное следствие;
- Верховный Суд и формирование судебной практики. Право и прецедент;
- Этапы осуществления судебной реформы. Что нужно и можно сделать в первую очередь, что является безотлагательным.
На заседании второй секции:
- Формальные требования к кандидату в судьи (возраст, стаж работы и т.п.);
- Профессиональная подготовка к судебной деятельности, ее наиболее эффективные формы;
- Наделение судебными полномочиями. Следует ли совсем отказываться от избрания судей?;
- Аттестация судей: форма проведения и гарантии объективности. Критерии профессиональной пригодности;
- Квалификационные классы – за и против. Как стимулировать работу судьи над повышением своей квалификации.
- Судья и политическая деятельность. Может ли судья быть вне политики? Быть ли судьей народным депутатом?;
- Ответственность за неуважение к суду;
- Материальные гарантии независимости судей.
На заседании третьей секции:
- Судейское самоуправление – каким ему быть, направления и пределы его развития;
- Суд и органы юстиции: проблема взаимоотношений, пути и способы ее решения.
- Квалификационные коллегии судей – плюсы минусы их работы. Расширение полномочий;
- Советы председателей судов – нужны ли они и почему. Взаимоотношения с квалификационной коллегией;
- Всероссийские съезды судей – надо ли их проводить регулярно, нужно ли постоянно действующий орган съезда и если да, то каким ему быть;
- Судьи и профсоюз.

Итоговым документом было принято заявление, которое полномочные представители судей Российской Федерации, собравшиеся на свой первый съезд, посчитали, что если этот документ не принять, то судебная система и судейский корпус в скором времени просто напросто распадутся, лучшая часть судейского корпуса уйдет.

I съездом судей было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества – Совета судей, который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.
Выступлением делегатов, подведением итогов работы секций и принятием документов съезда – завершил свою работу I Всероссийский съезд.

Заявление I Всероссийского съезда судей

«Полномочные представители судей Российской Федерации, собравшиеся на свой первый съезд, считают необходимым заявить, что формирование правового государства в России немыслимо без сильного, независимого и справедливого суда.
Тоталитарной системе такой суд был не нужен и опасен. Поэтому он был отодвинут на периферию общества, а судья низведен до уровня мелкого служащего.
Не последовало заметных изменений в отношении к суду и со стороны новых органов государственной власти. Методы прямого или косвенного давления на суд, стремление подчинить его своей воле и своим интересам, характерные для командно-административной системы, охотно восприняты отдельными народными депутатами и функционерами общественно-политических движений, нередко использующими в своих целях средства массовой информации и стихийное недовольство людей. Под громкими словами и демагогическими заявлениями старательно маскируется желание во что бы то ни стало воспрепятствовать становлению судебной власти.
Если смысл намечаемых программ – в раскрепощении личности, предоставлении ей свободы действия, то самой верной гарантией этой свободы является судебная власть. Необходимо утвердить ее как независимую влиятельную силу, равную по своему значению и месту в обществе власти и законодательной, и исполнительной. Такой подход особенно важен именно сейчас, в переходный период, в условиях аморфности представительных органов и возможности неконтролируемого произвола органов управления.
В борьбе против независимого суда отживающие и вновь возвращающиеся бюрократические структуры используют все средства вплоть до создания обстановки, при которой судья вынужден униженно выпрашивать для себя элементарные условия существования. Нельзя не понимать, что приниженный суд, который нельзя сформировать из числа самых квалифицированных и мудрых юристов, никогда не станет судом истинно справедливым, гарантом гражданского мира, прав и свобод граждан.
Съезд обращается к Президенту РСФСР, парламентариям Российской Федерации, органам исполнительной власти с призывом наполнить многочисленные декларации о необходимости формирования судебной власти реальным содержанием.
Съезд обращается ко всем россиянам с просьбой о понимании и поддержке наших стремлений, ибо это в интересах всего народа.
Съезд обращается ко всем судьям России с призывом осознать всю меру своей ответственности за то, чтобы в это трудное для нее время право и справедливость восторжествовали.

Всероссийский съезд судей – высший орган судейского сообщества, созываемый по решению Совета судей РФ один раз в четыре года. Делегаты на съезд от судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, Суда по интеллектуальным правам, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов - на конференциях судей субъектов Российской Федерации. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

I Всероссийский съезд судей

I Всероссийский съезд судей состоялся 17-18 октября 1991 года. На съезде обсуждались вопросы кардинального пересмотра законодательства о судопроизводстве, создании мировой юстиции и представительных органов судейского сообщества. Было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества – Совета судей, который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти. 26 июня 1992 года принят Закон «О статусе судей в Российской Федерации», закреплявший новые правовые положения о судебной власти, ее месте в государственной системе России, о самостоятельности и независимости от законодательной и исполнительной властей.

От Республики Алтай в работе I Всероссийского съезда приняли участие: Скрипаль Н.Н., председатель Суда Горно-Алтайской автономной области; Соболева В.А., судья Суда Горно-Алтайской автономной области; Айманов В.П.,председатель Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай. Наймушин А.А.,председатель Майминского районного суда, Айманов Василий Петрович был избран в состав впервые созданного органа судейского сообщества – Совета судей РФ.

II Всероссийский съезд судей

II Всероссийский съезд судей состоялся 29-30 июня 1993 года. Совместно с судами общей юрисдикции впервые в нем приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Был сделан еще один шаг к формированию судейского сообщества нашей страны.

Съезд избрал новый состав Совета судей, в который вошли судьи судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.

Съездом было принято Положение «Об органах судейского сообщества», которым были определены органы судейского сообщества. Также впервые в истории судебной системы России тайным голосованием избрана Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации.

По поручению II Всероссийского съезда Совет судей Российской Федерации принял Кодекс чести судьи Российской Федерации, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности.

Информация о принимающих участие в работе II Всероссийского съезда судей от Республики Алтай не сохранилась.

III внеочередной Всероссийский съезд судей

III внеочередной Всероссийский съезд судей состоялся 24-25 марта 1994 года в г. Москве в соответствии с постановлением Совета судей Российской Федерации от 20 января 1994 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 года № 2289, которым рекомендовалось Совету судей провести Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации). На съезде были рассмотрены и другие актуальные вопросы развития судебной системы, в том числе обсуждались поправки к Закону «О Статусе судей».

Информация о принимающих участие в работе III Всероссийского съезда судей от Республики Алтай также не сохранилась.

IV чрезвычайный Всероссийский съезд судей

IV чрезвычайный Всероссийский съезд судей состоялся 3-5 декабря 1996 года. Основным поводом для чрезвычайного Съезда послужило отсутствие надлежащего обеспечения и финансирования судов, что могло негативно отразиться на деятельности российской судебной системы в целом. IV Всероссийский съезд судей поддержал решение Совета судей Российской Федерации о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. На нем был обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Совет судей Российской Федерации получил новые законодательно закрепленные полномочия.

Информация о принимающих участие в работе IV Всероссийского съезда судей от Республики Алтай не сохранилась.

V Всероссийский съезд судей

V Всероссийский съезд судей состоялся 27-29 ноября 2000 года. Пятый Всероссийский съезд судей был посвящен подведению итогов за десять лет проведения в России судебной реформы. Одной из главных задач, поставленных на съезде, стало укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти.

В работе Съезда принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Выступая на открытии съезда, Президент страны В.В. Путин отметил, что судебная власть в России, несмотря на проблемы, состоялась, а Концепция судебной реформы в базовых параметрах реализована. Съезд избрал новый состав Совета судей. В результате работы Съезд принял Постановление «О ходе судебной реформы в РФ и перспективах развития судебной системы».

Совет судей V созыва в своей деятельности руководствовался прежде всего постановлением V Всероссийского съезда судей, в котором были сформулированы задачи органов судейского сообщества.

От Республики Алтай в работе V Всероссийского съезда приняли участие: Делегаты от Республики Алтай:судья в почетной отставке Амургушев В.К.;судья Горно-Алтайского судаОшлыков Н.И.;судья Верховного Суда Республики АлтайСоболева В.И.;судья Верховного Суда Республики Алтай -Кононенко Т.А.

VI Всероссийский съезд судей

VI Всероссийский съезд судей состоялся 30 ноября - 2 декабря 2004года. VI Съезд включал 673 делегата отвсех субъектов Российской Федерации. Открыл Съезд Президент Российской Федерации В.В. Путин. Главой государства особое внимание было уделено вопросам информатизации судов. VI Съездом была отмечена плодотворная работа поосуществлению судебной реформы, принят новый Кодекс судейской этики, определены дальнейшие задачи ицели судебной системы.

Делегаты от Республики Алтай: Ширнин В.П. – председатель Верховного Суда Республики Алтай, Наймушин А.А.- председатель Арбитражного суда Республики Алтай, Сулейманова Н.С. – председатель Горно-Алтайского городского суда, Амургушев В.К. - судья в почетной отставке, член Совета судей РФ, Пупынина Н.А. - мировой судья судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска. На съезд был приглашен начальник Управления Судебного департамента в Республике Алтай Нонуков Р.П.

VII Всероссийский съезд судей

VII Всероссийский съезд судей состоялся 2-4 декабря 2008года. Съезд собрал более 700 делегатов, представлявших федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные, военные суды, а также высшие суды России. В его работе участвовали и мировые судьи.

На Съезде рассматривались текущие вопросы деятельности судебной системы, итоги работы представили Совет судей Российской Федерации и Высшая квалификационная коллегия судей. На съезде приняты решения и поставлены задачи по дальнейшему развитию судебной реформы, требующие осуществления дополнительных мероприятий по организационному обеспечению судов и увеличению финансирования на эти цели. В связи с этим началась разработка концепции новой федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2012-2016 годы» с учетом перспектив дальнейшего совершенствования структуры федеральных судов общей юрисдикции.

VII Всероссийским съездом судей было признано необходимым создание информационного центра по обеспечению эффективного использования и информационной безопасности ГАС «Правосудие» (постановление от 4 декабря 2008 г.).

В составе делегации от Республики Алтай в работе съезда принимали участие: заместитель председателя Арбитражного суда Республики Алтай Л.Я. Микъянец, председатель Майминского районного суда И.Н. Константинова, председатель Улаганского районного суда Г.А. Лубеницкий. В качестве участника съезда также был приглашен начальник Управления Судебного департамента в Республике Алтай Р.П.Нонуков.

VIII Всероссийский съезд судей

VIII Всероссийский съезд судей состоялся 17 - 19 декабря 2012года. VIII Всероссийский съезд судей утвердил новый Кодекс судейской этики, определил текущее состояние судебной системы, вкачестве намеченных целей обозначил повышение качества отправления правосудия, обеспечение доступа граждан кправосудию, открытость игласность судопроизводства, повышение социальных гарантий для судей, дальнейшее совершенствование судебной системы.

Делегаты VIII Всероссийского съезда судей от Республики Алтай: председатель Верховного Суда А.В. Щиренко, председатель Арбитражного суда В.О. Шермер, председатель Онгудайского районного суда А.П. Шургенчинов, мировой судья судебного участка № 1 г. Горно-Алтайска Е.В. Борисова. Также, в работе съезда принял участие начальник Управления Судебного департамента в Республике Алтай Р. П. Нонуков.

IX Всероссийский съезд судей

IX Всероссийский съезд судей состоялся 6 - 8 декабря 2016года. IX Всероссийский съезд судей посвящён вопросам, касающимся функционированию судебной системы заистекший четырехлетний период, перспективам её развития, мерам посовершенствованию деятельности судов.

По результатам работы съезда было принято Постановление IX Всероссийского съезда судей "Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе". В частности, в документе отмечается необходимость взаимодействия с Правительством РФ и Государственной Думой РФ для подготовки и внесения на рассмотрение в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции", проекта федерального закона "О судебной службе в Российской Федерации", а также иных законопроектов, направленных на рассмотрения вопросов о выделении дополнительных денежных средств для развития электронного правосудия, введения обязательной аудио и видеозаписи в ходе судебного разбирательства, для создания надлежащих условий в районных судах, гарнизонных военных судах для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в целях реализации положений федерального законодательства и для решения других проблем судопроизводства.

Республику Алтай на съезде представляли делегаты, избранные на конференции судей Республики Алтай: председатель Верховного Суда Республики Алтай М.В. Алексина, председатель Арбитражного суда Республики Алтай В.О. Шермер, председатель Усть-Канского районного суда Республики Алтай А.М. Битешев, мировой судья судебного участка №3 г. Горно-Алтайска Республики Алтай Т.В. Поленникова, а также члены Совета судей Российской Федерации А.В. Щиренко, судья, пребывающий в почетной отставке, и Е.В. Борисова, мировой судья судебного участка №1 г. Горно-Алтайска Республики Алтай.

X Всероссийский съезд судей

Проведение XВсероссийского съезда судей планируется на ноябрь- декабрь 2022 года.

На внеочередной конференции судей Республики Алтай, состоявшейся 26 мая 2020 года избраны четыре делегата, которые будут представлять интересы судебной системы республики наXВсероссийском съезде судей: А.В. Кокорин, председатель Верховного Суда Республики Алтай, председатель Совета судей Республики Алтай; И.В. Черепанова, исполняющая обязанности заместителя председателя Арбитражного суда Республики Алтай; С.И. Полякова, судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай; М.А. Еркинов, мировой судья судебного участка № 1 Майминского района Республики Алтай.Представителями судейского корпуса Республики Алтай для избрания X Всероссийским съездом судей в члены Совета судей Российской Федерации от Республики Алтай единогласно избраны А.В. Кокорин, по округу № 5 по дополнительным нормам представительства от мировых судей кандидатом в члены Совета судей Российской Федерации – М.А. Еркинов.

В нашей стране каждые четыре года проходит знаменательное событие – Всероссийский Съезд судей, который является высшим органом судейского сообщества. Юбилейный, Х Всероссийский Съезд судей должен был состояться в декабре 2020 года, но из-за пандемии было принято решение перенести его на 2021 год. Что же такое Всероссийский Съезд судей?
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации",
Всероссийский съезд судей (далее также - съезд) является высшим органом судейского сообщества.
Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.
В настоящее время от каждого суда избираются делегаты на Всероссийский Съезд судей, по нормам представительства, указанным в ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Таким образом, на Всероссийском Съезде, на высшем уровне обсуждаются и принимаются решения, касающиеся развития судебной системы в целом, во всех ее аспектах, потому что судебная система очень многогранна, изменчива, но как одна из трех ветвей власти, безусловно, должна функционировать на достойном уровне, в этих целях и созывается Всероссийский Съезд судей.
Вспомним же основные аспекты в истории всех Всероссийских съездов судей Российской Федерации, по итогам работы которых, был принят ряд важных решений, как для судебной системы, так и для всего государства в целом.
Итак, в 1991 году, то есть 30 лет назад по инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедева, Министра юстиции Н.Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей, состоявшийся 17-18 октября 1991 года, на котором было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами и который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.
Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет. В марте 1992 года в Москве состоялось первое заседание Совета судей.
Это были тяжелые 90-е годы, политическая обстановка была крайне сложной, к моменту созыва Совета на первое заседание российская судебная система переживала глубокий кризис, судейский корпус находился на грани развала. Поэтому первое, с чего Совет начал свою работу, была подготовка проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Минюстом России был подготовлен проект закона «О статусе судей в Российской Федерации», но он на заседании Совета подвергся резкой критике. Совет судей разработал принципиально новый проект, который и был внесен на рассмотрение парламента, принят в июне 1992 г., что это стало главным итогом деятельности Совета судей Российской Федерации первого созыва.
Первый состав Совета судей Российской Федерации принял также непосредственное участие в работе над проектом Конституции Российской Федерации по главам о судебной власти.
29-30 июня 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей. Наряду с судьями судов общей юрисдикции в нем впервые приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Был сделан еще один шаг к объединению всех судей страны в единое сообщество.
Таким образом, Совет судей стал единственным органом в стране, объединяющим судей судов всех уровней и всех субъектов Российской Федерации. Объединяющая и координирующая роль – это еще одна из главнейших функций Совета.
Съездом было принято Положение «Об органах судейского сообщества», которым были определены полномочия Совета судей, периодичность пленарных заседаний.
По поручению II Всероссийского съезда Совет судей принял Кодекс чести судьи Российской Федерации, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности.
Принятие Кодекса чести свидетельствует о том, что Совет судей был озабочен не только вопросами социальной защиты судей, сохранением льгот и привилегий, но и состоянием судейского корпуса страны.
Постановлением Совета судей Российской Федерации от 20 января 1994 г. было признано необходимым провести III (внеочередной) Всероссийский съезд судей 24-25 марта 1994 г. в г. Москве, который и состоялся в эти сроки.
Крупными задачами, поставленными перед Советом самой жизнью, стали: сохранение целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей, отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному и кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России к Судебному департаменту – органу, полностью подотчетному судейскому сообществу.
Первоочередной задачей стало сохранение действующих судов как единой федеральной системы. Закон "О судебной системе в Российской Федерации" был одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Так завершились многолетние усилия высших судов и Совета судей трех созывов.
18 октября 1995 года после долгих споров и дискуссий Совет судей принял историческое постановление о необходимости создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Согласно постановлению IV (Чрезвычайного) Всероссийского съезда судей от 5 декабря 1996 г., был обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», окончательно принятый в декабре 1997 года.
В 1997 году также был принят Закон «О судебных приставах». Идея создания этой службы родилась еще в 1992 году в Президиуме Совета судей и была обусловлена проблемами безопасности судов и судей.
В период работы Совета этого созыва 31 декабря 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
27-29 ноября 2000 г. состоялся V Всероссийский съезд судей, избравший новый состав Совета судей, состоящий из 114 человек.
Совет судей принимал активное участие в рабочей группе по разработке предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность судов, адвокатуры, прокуратуры и статуса судей.
Одним из важных вопросов в деятельности Совета в этот период было обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.
Судебная система оказалась в информационной блокаде, что лишило ее возможности публично отстаивать свои интересы, сделало ее уязвимой, и, в известной степени зависимой от интересов как отдельных социальных групп, так и конкретных лиц, что, в конечном счете, противоречит интересам общества, подрывает веру граждан в судебную власть и правосудие.
Советом судей были утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов, перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, обсуждены и иные вопросы.
Особо следует отметить, что в период работы Совета судей этого созыва был принят Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
На состоявшемся 30 ноября - 2 декабря 2004 г. VI Всероссийском съезде судей председатель Совета судей Российской Федерации Сидоренко Ю.И. в своем отчетном докладе отметил: «В процессе судебной реформы проведена большая работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов, сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее квалифицированных юристов.
VI Всероссийский съезд постановил: усилия органов судейского сообщества должны быть направлены на: существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов; укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения; улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов; принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи и на другие важные вопросы.
Была создана уникальная Государственная автоматизированная система «Правосудие», объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента.
Советом судей совместно с Судебным департаментом 27 апреля 2006 г. были разработаны и утверждены Правила поведения работников аппарата суда, которые рекомендованы к руководству.
С 1 по 4 декабря 2008 г. в Москве проходил VII Всероссийский съезд судей. Седьмой съезд был очень спокойным, в отличие от предыдущих. Приехали 725 делегатов. О проделанной работе за два года отчитались Совет судей РФ, Высшая Квалификационная коллегия судей, были избраны новые составы Совета судей и квалификационной коллегии. В работе съезда принял участие Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев. Д.А. Медведев обратил внимание на то, что должно быть больше информации о работе судов. Суды должны быть максимально открыты в своей работе, люди должны знать об их деятельности.
По итогам VII Всероссийского съезда судей вынесено постановление «О состоянии судебной системы в РФ и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования».
VIII Всероссийском съезд судей проходил с 17 по 19 декабря 2012 года. В его работе принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев отметил, что Верховный Суд РФ 23 раза выходил, использовал свое право законодательной инициативы. Было принято 70 постановлений Пленума Верховного Суда, которые оказали существенное влияние на формирование единообразной судебной практики. В работе съезда, принимали участие более 700 делегатов.
По итогам работы съезда было принято постановление от 19.12.2012 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях её развития», Съезд утвердил новый Кодекс судейской этики. Большое внимание съезд уделил развитию социальных гарантий статуса судей, необходимости принятия мер, направленных на повышение привлекательности судейской профессии, и, конечно, совершенствованию законодательной базы правосудия.
IX Всероссийский съезд судей состоялся 6 - 8 декабря 2016 года
IX Всероссийский съезд судей был посвящён вопросам, касающимся состояния судебной системы, перспективам её развития, мерам по совершенствованию деятельности судов. Всего в работе съезда приняли участие 780 делегатов - представители всех судов страны.
В ноябре-декабре 2021 года состоится юбилейный Х Всероссийский съезд судей, по результатам работы которого будет определено дальнейшее направление развития и деятельности всей судебной системы, которая в настоящее время идет по пути цифровизации, отвечая запросам современного общества и государства. Его решения, как и решения всех предыдущих Всероссийских съездов судей, окажут непосредственное влияние на развитие не только судебной системы и представителей судейского корпуса, но и на государство в целом.


Всероссийский съезд судей – важное событие для судейского сообщества.

По истории съездов судей можно судить о ходе судебной реформы, которая продолжается в России на протяжении более 20 лет.

Как высший орган судейского сообщества Всероссийский съезд судей призван защищать права и законные интересы судей, содействовать совершенствованию судебной системы, судопроизводству, утверждению авторитета судебной власти.

На Всероссийском Съезде обсуждаются и принимаются решения, касающиеся развития судебной системы в целом, во всех ее аспектах, потому что судебная система очень многогранна, изменчива, но как одна из трех ветвей власти, безусловно, должна функционировать на достойном уровне.

Согласно статье 6 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества.

Он правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей, утверждает кодекс судейской этики и другие акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. В настоящее время от каждого суда избираются делегаты на Всероссийский Съезд судей, по нормам представительства, указанным в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений. Первостепенные задачи съезда – подведение итогов за прошедший период, обсуждение общих проблем, вопросов совершенствования судопроизводства, статуса судей, организационного обеспечения судейской деятельности.

В нашей стране Всероссийский Съезд судей проходит каждые четыре года. Юбилейный, Х Всероссийский Съезд судей должен был состояться в декабре 2020 года, но из-за пандемии был перенесен.

Идея учреждения независимого и влиятельного судейского коллектива впервые была сформирована в общих чертах на Первом Всероссийском съезде судей (ещё этот съезд называли Первым съездом юристов России, т.к. ни юристы, ни судьи подобных съездов в России не проводили). Инициаторами его созыва была группа судей, возглавляемая Председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедевым и Министром юстиции Н.В. Федоровым. Опираясь на Закон СССР «О статусе судей в СССР» 1989 г., им удалось созвать в 1991 г. I Всероссийский съезд судей, состоящий из делегатов – судей судов общей юрисдикции от всех субъектов Российской Федерации.

I Всероссийский съезд судей (17-18 октября1991 года)

Приняли участие 539 делегатов. Предстоящая судебная реформа в России находится только в стадии обсуждения. В повестке дня съезда: концепция и основные правовые акты судебной реформы; о правовой и социальной защищенности судей.

На съезде обсужден ряд проблем: судоустройство и судопроизводство, статус судьи в РСФСР, самоуправление судей; сформулированы концептуальные положения начинающейся судебной реформы; принято решение о создании представительного органа судейского сообщества – Совета судей.

Первый Совет подготовил положения проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации». Верховный Суд России внес проект Закона на рассмотрение Верховного Совета РСФСР. В июне закон был принят. Это стало главным итогом деятельности первого Совета судей России.

Именно на I Всероссийском съезде сделан первый шаг к независимости судей.

II Всероссийский съезд судей (29 по 30 июня 1993 года)

512 делегатов прибыли на съезд. Впервые в работе съезда наряду с судьями судов общей юрисдикции приняли участие судьи арбитражных и военных судов.

На съезде подведены итоги, определены приоритеты судебной реформы на данном этапе, принято Положение об органах судейского сообщества, решен ряд других важных вопросов.

Концепцией судебной реформы, постановлениями I и II съездов судей России определено, что одним из основных направлений судебной реформы является реформа в области судопроизводства: обеспечение действительной состязательности процесса, введение суда присяжных, подлинной апелляции и кассации.

Съезд принял «Положение об органах судейского сообщества». Положением регламентированы порядок образования, структура, руководящие органы Совета, периодичность пленарных заседаний. Второй съезд отмечен и тем, что он принял концептуальные положения Кодекса чести судьи в Российской Федерации. Правила поведения судей в профессиональной деятельности и во внеслужебной обстановке.

III (внеочередной) Всероссийский съезд судей (24–25 марта 1994 года)

Фактически присутствовало 584 делегата, из них 458 – от судов общей юрисдикции, от арбитражных судов – 82, от военных судов – 44.

На съезде выдвинуты кандидаты на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации. Остро поставлен вопрос о независимости судей. Признано необходимым создание проекта закона «О судебной системе Российской Федерации». Обсуждены проблемы создания мировой юстиции, финансирования судов и безопасности судей.

IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей (3-5 декабря 1996 года)

В стране период экономического спада. Главный вопрос на съезде – о финансировании судов. В работе приняли участие 638 делегатов. Из них: от судов общей юрисдикции – 502; от арбитражных судов – 95; от военных судов – 40 и от Конституционного суда Российской Федерации – 1.

Съезд оценил состояние кадрового финансового и материального обеспечения судебной системы и показал перспективы дальнейшего развития судебной реформы и судебной системы.

31 декабря 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Судейское сообщество заявляло о необходимости учреждения собственного исполнительного обеспечивающего органа – Судебного департамента при Верховном суде. В декабре 1997 года принят Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

В январе 1999 года принят закон «О финансировании судов Российской Федерации», расширивший полномочия Совета судей по контролю за бюджетными средствами.

V Всероссийский съезд судей (27-29 ноября 2000 года)

На съезд избрано 652 судьи, в том числе от судей общей юрисдикции – 508, от арбитражных судов – 96, от военных судов – 45, от Конституционного Суда Российской Федерации – 3. Впервые в работе съезда приняли участие мировые судьи из 20 субъектов Российской Федерации. Среди задач, поставленных на съезде – повышение эффективности судебной системы. С приветственным словом перед судьями выступил президент России. В. В. Путин: «Мы все хотим, чтобы наш суд был скорым, правым и справедливым». Он отметил, что судебная власть в России, несмотря на проблемы, состоялась, а Концепция судебной реформы в базовых параметрах реализована.

В результате работы Съезд принял Постановление «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы». В ноябре 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена целевая программа Развитие судебной системы России на 2002–2006 годы.

В период работы Совета судей созыва 2000–2004 гг. был принят Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Согласно этому Закону, к органам судейского сообщества относятся Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Также на съезде были обсуждены проблемы введения института мировых судей в регионах.

VI Всероссийский съезд судей (30 ноября - 2 декабря 2004 года)

Итоги четырехлетней работы судейского сообщества страны подвели 673 делегата.

На съезде были поставлены те же задачи, что и на первых съездах. А именно – вопросы независимости третьей власти от первой и второй.

Председатель Совета судей Юрий Сидоренко по итогам съезда заявил: «Самым положительным стало то, что главной задачей съезд признал отстаивание независимости судей».

Важным событием стало утверждение Кодекса судейской этики, который установил общие требования, предъявляемые к поведению судей. «Соответствовать высокому званию судьи, сохранять в любой ситуации личное достоинство, исходить из того, что признание соблюдения и защита прав и свобод человека определяют основной смысл и содержание деятельности органов судебной власти», – вот лишь некоторые цитаты из Кодекса.

По итогам съезда была принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы» на 2007-2011 годы.

VII Всероссийский съезд судей (2 - 4 декабря 2008 года)

На Съезде рассматривались текущие вопросы деятельности судебной системы, итоги работы представили Совет судей Российской Федерации и Высшая квалификационная коллегия судей. На съезде были обсуждены, в частности, вопросы повышения эффективности работы судов, а также уровня доверия к судебным органам, повышения качества правосудия, его гуманизация, обеспечение разумных сроков рассмотрения дел и исполнения судебных актов.

В работе Съезда приняли участие 716 делегатов, в том числе 6 делегатов от судейского сообщества Курганской области. Важным результатом деятельности VII Всероссийского съезда судей стало принятие постановления «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования».

За время, прошедшее после VII Всероссийского съезда судей, были приняты и вступили в силу Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный закон «О обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

VIII Всероссийский съезд судей (17 по 19 декабря 2012 года)

Участие в нем приняли более 700 делегатов, в их числе – представители высших российских судов, федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, мировые судьи. От Курганской области в работе форума принимали участие 5 делегатов. Обсуждались темы растущей нагрузки на судей, взаимодействие со средствами массовой информации, предложения об учреждении специального праздника – Дня судебного работника.

VIII Всероссийский съезд судей утвердил новый Кодекс судейской этики, определил текущее состояние судебной системы, в качестве намеченных целей обозначил повышение качества отправления правосудия, обеспечение доступа граждан к правосудию, открытость и гласность судопроизводства, повышение социальных гарантий для судей, дальнейшее совершенствование судебной системы.

По итогам работы съезда было принято постановление от 19.12.2012 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях её развития», в котором в качестве главных направлений деятельности были определены дальнейшее совершенствование судопроизводства, повышение качества правосудия и эффективности защиты прав и свобод граждан, законных интересов организаций, общественных объединений и государства, а также намечены основные перспективы развития судебной системы страны.

IX Всероссийский съезд судей (6 – 8 декабря 2016 года)

В работе съезда приняли участие 780 делегатов, представляющих интересы судов всех уровней: общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.

Судейское сообщество Зауралья на съезде представили 5 судей судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Курганской области: С.А. Кабаньков, председатель Курганского областного суда, В.В. Доставалов, председатель Арбитражного суда Курганской области, Э.А. Куракин, председатель Курганского городского суда, председатель совета судей Курганской области, Ю.Н. Банников, председатель Белозерского районного суда, И.С. Можарцев, мировой судья судебного участка № 6 Звериноголовского судебного района Курганской области.

Делегаты съезда обсудили актуальные вопросы и проблемы деятельности судебной системы за последние четыре года и определили пути ее развития. Был рассмотрен широкий спектр вопросов, касающихся состояния судебной системы, перспектив ее развития, совершенствования деятельности судов. Участники форума приняли изменения в Кодекс судейской этики, утверждённый на предыдущем съезде, а также сформировали новые составы Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей и Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

По результатам работы съезда было принято Постановление IX Всероссийского съезда судей «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе».

Дорошков Владимир Васильевич, профессор кафедры Уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный юрист Российской Федерации

В статье в хронологическом порядке рассматриваются исторические этапы становления судебной власти в России, анализируется ход подготовки и проведения съездов судей России, освещаются конкретные проблемы отечественной судебной системы, обсуждаемые на съезде судей, в том числе проблемы правового и организационного характера при формировании и совершенствовании института мировых судей. Дается оценка работы Всероссийских съездов судей.

Ключевые слова: судебная власть, всероссийский съезд судей, совет судей, реформирование судебной системы, мировой судья, гуманизация уголовного законодательства.

Conventions of Judges of the Russian Federation as Landmarks of the Judicial Power Development in Russia

Doroshkov Vladimir V., Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Proceedings and Criminalistics of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MSIIR of the MFA of Russia), Doctor of Law, Professor, Correspondent Member of the Russian Academy of Education, Honored Lawyer of the Russian Federation

The article considers, in chronological order, the historical stages of the judicial power establishment in Russia, analyzes the course of preparation and holding of conventions of judges of Russia, highlights concrete problems of the domestic judicial system, discussed at the convention of judges, including problems of legal and organizational nature while forming and improving the institute of justices of the peace. It evaluates the work of the all-Russian conventions of judges.

Key words: judicial power, all-Russian convention of judges, council of judges, reforming of the judicial system, justice of the peace, humanization of the criminal legislation.

Сиротюк Анна Зиновьевна,

Сиротюк Анна Зиновьевна, помощник председателя Арбитражного суда Центрального округа, преподаватель кафедры организации и безопасности судебной и правоохранительной деятельности Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия

Статья посвящена исследованию вопросов материального и социального обеспечения правовой защиты судей в Российской Федерации. Актуальность темы работы обусловлена подготовкой к проведению предстоящего IX Всероссийского съезда судей. Рассматриваемые проблемы освещены автором во взаимосвязи с гарантиями правового статуса судей в Российской Федерации. Автор предлагает возможные пути решения проблем, возникающих в работе судов по осуществлению материального и социального обеспечения судей.

Ключевые слова: гарантии статуса судей, материальное обеспечение судей, организационное обеспечение деятельности судов, социально-правовые гарантии судей, независимость судей.

Problem questions of the material providing and social defence of judges are in Russian Federation and way of their decision

Sirotyuk Anna Z., Assistant to the Chairman of the Arbitration court of the Central district, lecturer of the Department of organization and security of the judicial and law enforcement activities of the East-Siberian branch of the Russian state University of the University of justice

The article is devoted to research of questions of the material and social providing, legal defense of judges in Russian Federation. Actuality of theme of work is conditioned by preparation to realization of forthcoming IX of All-Russian Congress of judges. The examined problems are lighted up by an author in intercommunication with the guarantees of legal status of judges in Russian Federation. An author offers the possible ways of decision of problems arising up in-process courts on realization of the material and social providing of judges.

Key words: guarantees of the status of judges, the material providing of judges, organizational providing of court activities, legal and social guarantees of judges, independence of judges

Колоколов Никита Александрович,

Колоколов Никита Александрович, председатель редакционного совета журнала ≪Мировой судья≫, доктор юридических наук

Мировая юстиция — составляющая сильной судебной власти — основа европейской демократии, качество, формально закрепленное в Конституции РФ. Данное качество далеко не всеми правильно воспринято в «постсоветских» обществах. Автор рецензируемого труда — С.В. Лонская — доказывает, что практика мировой юстиции — неформальный индикатор параметров организации власти в обществе, легитимация его тайной идеологии.

Ключевые слова: общество, власть, государство, судебная власть, мировая юстиция, судебная практика.

System of Justices of the Peace: Statement of Particular Basic Elements of the Dissertation Research of S.V. Lonskaya “Institute of the System of Justices of the Peace in Russia: Historical Theoretical Legal Research” (Saint-Petersburg, 2016)

Kolokolov Nikita A., Chairman of the Editorial Board of the Journal “Justice of the Peace”, Doctor of Law

The system of justices of the peace — a constituent element of strong judicial power — is a basis of the European democracy, a property formally fixed in the Constitution of the Russian Federation. This property has been properly perceived far from by all “post-soviet” societies. The author of the work under review, S.V. Lonskaya, proves that the practice of the system of the justices of the peace is a nonformal indicator of parameters of power organization in the society, legitimization of its secret ideology.

Key words: society, power, state, judicial power, system of justices of the peace, judicial practice.

Белоносов Владимир Олегович,

Белоносов Владимир Олегович, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского юридического института ФСИН России, доктор юридических наук, доцент

В статье рассматривается современное состояние уголовно-процессуального законодательства. Анализируется практика его изменения в 2015 г. Делаются выводы об обоснованности вносимых изменений, дальнейших путях его развития, высказывается предложение о недопустимости революционных изменений в современном уголовном процессе.

Ключевые слова: уголовный процесс, законодательство, толкование, разработка нового УПК.

On Modern State of the Criminal Procedure Legislation

Belonosov Vladimir O., Professor of the Department of Criminal Proceedings and Criminalistics of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Law, Assistant Professor

The article discusses the current state of criminal procedural law. There are analized the practice of changing it in 2015. It is concluded about the reasonableness of the changes, the ways of its further development, make suggestions about inadmissibility of any revolutionary changes in current criminal proceedings.

Key words: criminal procedure law, legislation , interpretation, development of a new Criminal Procedure Code.

Сидоренко Элина Леонидовна,

Сидоренко Элина Леонидовна, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), доктор юридических наук, доцент

В статье рассмотрены актуальные проблемы квалификации преступлений против личности, совершенных с согласия потерпевшего. Основное внимание уделено условиям допустимости волеизъявления жертвы, определены критерии противоправности деяний в зависимости от ценности охраняемых объектов.

Ключевые слова: потерпевший, квалификация, согласие потерпевшего, эвтаназия, допустимость волеизъявления.

Qualification of Crimes against Personality Committed with the Consent of Complainant

Sidorenko Elina L., Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Proceedings and Criminalistics of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MSIIR of the MFA of Russia), Doctor of Law, Assistant Professor

The article deals with actual problems of qualification of crimes against the person committed in the victim’s consent. Emphasis is placed on the conditions of admissibility of the victim’s will, the criteria defined wrongful acts depending on the value of protected sites.

Key words: victim, qualification, consent of the victim, euthanasia, the admissibility of expressi

Стоян Елена Валерьевна,

Стоян Елена Валерьевна, судья Брянского областного суда

В статье анализируются порядок назначения мировых судей в субъектах Российской Федерации и полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной власти при определении процедуры наделения кандидатов в мировые судьи соответствующими полномочиями на примере судебной практики.

Ключевые слова: мировой судья, полномочия субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт, начальник управления мировых судей, статус судей.

Law Making Limits of the Subjects of the Russian Federation while Determining the Procedure for Appointment of Justices of the Peace

Stoyan Elena V., Judge of the Bryansk Regional Court

The article analyzes the procedure for appointment of justices of the peace in the subjects of the Russian Federation and authorities of bodies of legislative, executive and judicial power while determining the procedure for granting relevant authorities to candidates to justices of the peace, as exemplified by the judicial practice.

Key words: justice of the peace, authorities of the subject of the Russian Federation, regulatory legal act, head of the directorate of justices of the peace, status of justices.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: