Севморпуть лихтеровоз список самых длинных судов по типу

Обновлено: 22.04.2024

В середине прошлого века атомная энергетика переживала период бурного расцвета. Про гонку вооружений знают все, однако не меньшая гонка была и в сфере "мирного атома". И это не только система атомных электростанций, которую усердно ковали все ведущие державы. Ядерные установки планировали ставить везде, где только можно, потихоньку заменяя ими остальные виды двигателей. В США и в СССР разрабатывались амбициозные проекты по созданию атомолетов и атомных поездов. Но ни то, ни другое, что называется, "не пошло". А точнее, не поехало и не полетело.

В гражданском флоте атомная "лихорадка" тоже оставила свой след. Советский Союз в 1959 году ввел в эксплуатацию первый надводный атомоход — ледокол "Ленин", — а позже построил целый атомный ледокольный флот. Соединенные Штаты, спустя пять лет после "Ленина", в 1964-м, ответили первым грузо-пассажирским судном "Саванна". В том же году на воду в разных концах планеты сошли два торговых судна — германский "Отто Ган" и японская "Муцу". Но с обоими возникли сложности, и полноценного использования их в роли атомоходов так и не вышло. Американская "Саванна" к 1972 году была выведена из эксплуатации, и на этом идея атомного коммерческого флота, в целом, тоже зачахла.




Путь от лихтеровоза к. буровому судну

То, что происходило потом на протяжении 15 (с небольшим перерывом) лет, похоже на забивание гвоздей микроскопом. Судно, строившееся в качестве арктического лихтеровоза, использовалось как угодно, только не по своему прямому предназначению. Военная активность в северных морях, начиная с позднеперестроечного времени, шла на спад, зафиксировавшись в начале 90-х на точке замерзания. А других задач для "Севморпути" в этом регионе не нашлось.

Сначала судно возило грузы из Владивостока в дружественный социалистический Вьетнам, потом из Владивостока в Северную Корею. С 1993-го его перебросили на линию Мурманск — Дудинка, где использовали как обычный, просто весьма объемный сухогруз. Из Мурманска в Дудинку транспортировали оборудование для Норильского комбината, обратно — контейнеры с продукцией комбината.

5 января 2007 года атомный лихтеровоз вновь "завис" у причала — и, как оказалось, очень надолго, почти на десять лет. Причиной стала успешно развернутая Норникелем программа по созданию собственного грузового флота. Комбинат перестал рассматривать "Севморпуть" в качестве основного транспортного средства, а с 2008 года решил полностью отказаться от его использования. Соответственно Мурманское пароходство лишилось изрядной доли заказов на лихтеровоз, а гонять туда-обратно такое огромное судно с минимальной загрузкой ему оказалось не по карману.

Глава пароходства Александр Медведев объяснял, что атомоход требует постоянных дотаций, а высокотарифных грузов для него нет. Единственный выход он видел в том, чтобы превратить "Севморпуть" в буровое судно, поскольку как раз в это время начала активно муссироваться идея интенсивного освоения арктического шельфа.

Планы сделать из уникального атомохода буровое судно прорабатывались вполне серьезно. Мурманское пароходство даже заказало специалистам ЦНИИ им. Крылова и "родного" для лихтеровоза ЦКБ "Балтсудпроект" подготовить проект соответствующего переоборудования "Севморпути". 23 мая 2007 года на заседании ученого совета Института океанологии им. Ширшова проект был одобрен и передан на утверждение в Морскую коллегию. Выполнить работу должен был завод "Звездочка", срок на все про все отвели — 18 месяцев.


Поворот на 180 градусов


"Руководство Росатомфлота рассматривало все возможные варианты его дальнейшего использования — и как буровое судно, и как плавучую фабрику для рыбаков, и как мощное снабженческое судно для военно-морского флота, и как судно для арктических исследований. В принципе, нам удалось даже достигнуть договоренности об использовании "Севморпути" в качестве балкера для перевозок железорудного концентрата из Мурманска в порты Китая. Но в силу специфики ядерного судна и той ситуации, которая произошла на АЭС Фукусима, мы так и не смогли получить разрешение на заходы в порты Китая, Южной Кореи и Японии", — писал Вячеслав Рукша в 2012 году.



Первый рейс за десять лет

Предварительный этап ремонта — осмотр и подготовка корпуса — начался в Росляково, на базе АО "82 СРЗ" буквально тут же, за несколько дней до конца декабря 2013 года. Однако активная фаза ремонта стартовала лишь 1 октября 2014 года. Специалисты 82-го СРЗ занялись восстановлением эксплуатационных качеств и освидетельствованием подводной части корпуса. Для этого лихтеровоз поставили в плавучий док ПД-50 — единственный в европейской части России, способный принять суда подобного тоннажа и размеров.

Два года спустя после принятия решения о возвращении "Севморпути" в строй, в 2 часа 57 минут 1 декабря 2015 года обновленный атомоход, завершив ходовые испытания, ошвартовался у причала в Мурманске.

Новых возможностей судно не получило. В процессе ремонта были восстановлены его прежние характеристики. "Севморпуть" по-прежнему может перевозить как контейнеры, так и генеральный груз, — рассказывает порталу "Корабел.ру" генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша. — Произведен капитальный ремонт всех систем и механизмов, корпуса и конструкций, а также винто-рулевого комплекса судна, включая винт регулируемого шага, доковый ремонт. К работам были привлечены специалисты различных областей: слесари, трубопроводчики, корпусники, сварщики, электромонтажники. Выделить кого-то сложно, работа шла по всем направлениям.


Какие задачи "Севморпуть" будет решать в текущую навигацию и в ближайшие годы? Имеется ряд соглашений на использование лихтеровоза для обеспечения жизнедеятельности по всему Арктическому бассейну, — говорит Вячеслав Рукша. — В этом году "Севморпуть" совершил свой первый рейс за последние десять лет. Он отправился на остров Котельный для доставки грузов в целях Министерства обороны. В бухте Темп состоялась выгрузка на припайный лед 5,8 тыс. тонн груза: в основном, это строительные материалы и продукты питания. В дальнейшем судно также будет использоваться в качестве основного снабженца. В июле "Севморпуть" выйдет в очередной рейс в район архипелага Новая Земля. Теоретически такое судно может проработать еще минимум 15 лет. Но может и больше. Главное, чтобы для него были задачи.

Севморпуть - это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998 г.) определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.
Плавание по трассам СМП, в тч в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ, другими ФЗ, международными договорами РФ и правилами плавания по трассам СМП, утвержденными Правительством РФ и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».

Размеры Северного морского пути

Северный морской путь ограничен западными входами в но­воземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.

Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (Северный завоз, ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Проблема льда

Главное препятствие для прохода судов - лед.

Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) - самое ледовитое море.

Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед.

Айонский ледовый массив - это наиболее труднопроходимый участок Севморпути.
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.

На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
​Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП .
Современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.

  • Западный сектор Арктики - от г. Мурманска до г. Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота;
  • Восточный сектор Арктики - от г. Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

В 2012 г. В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».

Альтернатива СМП - транспортные пути, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы.
Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то СМП - только 5770 морских миль (порядка 40%).
На глобусе видно, что СМП короче пути через Суэцкий канал, но плоская карта существенно искажает пропорции.

Для любознательных напомним, что есть Северо-Западный путь (СЗП) через Канадскую Арктику ( той же протяженности, что и СМП), по которому можно обеспечить грузопоток с западного на восточное побережье Америки (вместо обходного пути через Панамский канал), но в его западной части (море Бофорта) многолетние паковые льды нередко полностью его блокируют , что делает невозможным транзитный проход в 1 навигацию.

  • была создана развитая система навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, что обеспечивало на высоком уровне безопасность и провозную способность судов в ледовых условиях;
  • работали 7 атомных и 8 дизельных линейных ледоколов, атомный лихтеровоз Севморпуть, порядка 130 судов ледового класса.
  • грузопоток составлял более 6 млн т/год, что в 5 раз превышало общий объем грузоперевозок в зарубежной Арктике.
  • снижение цен на нефть и цен на газ;
  • резкое снижение стоимости судового топлива;
  • движение судов среди льдов Арктики требует повышенного удельного расхода топлива;
  • уменьшение разрыва цен на углеводороды между рынками Европы и Юго-Восточной Азии;
  • высокая стоимость тарифа СМП - до 30 долл США/т (тариф Суэцкого канала - 5 долл США/т);
  • НОВАТЭК ушел из п. Витино в п. Усть-Луга с газовым конденсатом, хотя и увеличивает объемы транспортировки танкерами-газовозами по СМП сжиженного природного газа (СПГ);
  • недостаточное количество танкеров-газовозов ледового класса;
  • отсутствие перегрузочных СПГ - терминалов на границах СМП, которые позколяли бы перегружать газ с ледовых танкеров на конвенциальные (не ледового класса, значит с более экономичными тарифами).
  • СПГ на проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» - до 40 млн т/год; и газового конденсата – 9,2 млн т/год;
  • твердых полезных ископаемых из Норильского региона - 3,2 млн т/год;
  • угля Востокугля - 30 млн. т/ год на месторождениях Таймыра;
  • нефти Нефтегазхолдинга (бенефициар Э. Худайнатов) с Пайяхского месторождения - 7 млн. т/год - ныне проекта Восток ойл Роснефти.
  • в 2014 г. составил 274,3 тыс т/год,
  • в 2015 г. - 39,6 тыс т/год,
  • в 2016 г. - 214,5 тыс т/год,
  • в 2017 г. - 194,4 тыс т/год,
  • в 2018 г. утверждается, что транзит составил 5% от 19,7 млн т/год общего объема перевозок.
  • в октябре 2019 г. Nike, Asos, Bestseller, Columbia, Gap, H&M, Kering, Li & Fung, PVH Corp., океанские судоходные компании CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company отказались от использования арктических водных маршрутов;
  • в январе 2020 г. Ralph Lauren Corporation, Kuehne + Nagel, PUMA, International Direct Packaging, Allbirds, Aritzia, Hudson Shipping Lines, Bureo присоединились к бойкоту арктической доставки.
  • у России нет и не может быть монопольного права на этот маршрут, поскольку согласно нормам международного права РФ не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды;
  • Россия может лишь устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеорологической и иной информацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению;
  • Китай оставляет за собой право обеспечить проводку своих и иностранных судов при помощи собственных ледоколов по СМП.
  • атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
  • необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
  • необходимость пользоваться гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.


Существует идея Polar Sea Line, предполагающая создание морской агентирующей компании, которая создаст и будет эксплуатировать линию, использующую Северный морской путь, но ее реализации мешают откровенно неважные отношения властей Запада и РФ.

Еще в советское время АЛК Севморпуть имел двойное назначение: гражданское и военное.

  • международного Кодекса безопасности ядерных торговых судов, разработанного Международной морской организацией (IMO);
  • Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе;
  • Норм радиационной безопасности;
  • Правил ядерной безопасности;
  • Основных санитарных правил.

Лихтеровоз бодро перевозил грузы на линиях: - Одесса - Вьетнам - Владивосток; - Владивосток КНДР; - Мурманск - Дудинка - Мурманск (1992-2006 гг).

К 2007 г реакторная установка на АЛК Севморпуть выработала назначенный ресурс более 100 тыс часов, но Ростехнадзор, проверив ядерную установку, твердо заключил, что «ядерная и радиационная безопасность обеспечивается и соответствует установленным требованиям».

Из-за отсутствия востребованности и высокотарифных грузов АЛК Севморпуть весной 2007 г. был переведен в режим отстоя, а энергоустановка - в режим длительного хранения с возможностью последующего использования.
В 2007 г Мурманское морское пароходство - оператор АЛК, сообщило о планах переоборудования его в буровое судно для нефтегаза России, но в 2008 г. передало АЛК Севморпуть на баланс ФГУП Атомфлот Росатома.
В 2012 г. судьба атомного лихтеровоза могла сложиться трагически.
Росатом тогда решил вывести ядерную установку атомохода в режим окончательного останова.

таким запомнился НИС Космонавт Юрий Гагарин

Это значит, что АЛК Севморпуть мог повторить судьбу научно-исследовательское судна (НИС), флагмана судов Службы космических исследований СССР «Космонавт Юрий Гагарин».

НИС «Космонавт Юрий Гагарин» воплотил в себе новейшие в 1970 х гг. достижения советской науки и техники, и с НИС «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Виктор Пацаев» могли самостоятельно выполнять задачи обеспечением полетов космических аппаратов, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.
За 20 лет эксплуатации НИС выполнило 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане дотошно управляя полетами искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций.
После развала СССР НИС перешло в ведение Минобороны Украины, приписано к порту Одесса, но по назначению не использовалось.
В 1996 г. НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было продано на металлолом по цене 170 долл США/т и утилизировано.


АЛК Севморпуть счастливо избежал такого конца.
Для любознательных напомним, что еще в советское время АЛК Севморпуть имел двойное назначение: гражданское и военное.
Гражданское предназначение заключается транспортировке грузов:
- 74 лихтеров типа ЛЭШ г/п 300 т каждый в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой судовым лихтерным краном;
- или 1328 морских 20-футовых контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна с погрузкой -выгрузкой контейнеров - береговыми средствами, но частично - контейнерными приставками лихтерного крана.
Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.
Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них:
- загруженных лихтеров массой 450 тонн каждый, установленных в 2 яруса по высоте,
- или 20 и 40 футовых контейнеров - в 3 яруса по высоте с максимально допустимой массой контейнера 20,3 и 30,5 т, соответственно.
Лихтер - это грузовое несамоходное безэкипажное 1-трюмное морское судно типа баржи с водонепроницаемым люковым закрытием.

Военное предназначение гражданского атомохода заключалось в следующем: - доставка различных военных грузов, в тч на необорудованное побережье или ледовый припай; - транспортировать лихтеры или самоходные транспортные и десантные средства, катера и другую военную технику.

Казалось, что судьба очередного советского мастодонта решена - утилизация.
Но сделать это Росатом не успел.
Летом 2012 г. проявился интерес к российской Арктике.
Учитывая рост транспортной активности на Северном морском пути (СМП) и гигантский нефтегазовый потенциал российской Арктики возникла необходимость не только в доставке гражданских грузов, но и развитии военной инфраструктуры, или военных баз, если по-простому.

В. Путин тогда подписал ФЗ о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути» и введении нового определения акватории СМП, а в 2018 г. ФЗ, дающий полномочия по развитию СМП именно Росатому.

Минобороны РФ тем временем, запланировало модернизацию военной базы на острове Котельный, строительство новых баз в районе архипелагов Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, и вдоль СМП.

Теоретически, АЛК «Севморпуть» мог пригодиться и эффективно решать эти и другие задачи:
- Северного завоза,
- участвовать в освоении нефтегазовых участков недр на арктическом шельфа;
- участвовать в разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле;
- обеспечивать развертывание присутствия российских военных в Арктике,
- восстанавливать инфраструктуру аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера.

И хотя летом 2013 г. энергоустановку успели полностью остановить, как сказали бы эскулапы - наступила клиническая смерть корабля, но как в рождественской сказке, в декабре 2013 г. Росатом срочно прекратил подготовку к утилизации, и у лихтеровоза началась 2 я жизнь:
- на ОАО «82 судоремонтный завод» восстановили и покрасили корпус судна;
- ресурс ядерной установки продлили;
- заменили и модернизировали оборудование судна.
Ходовые испытания завершились в ноябре 2015 г., когда АЛК вернулся в г. Мурманск.
Ориентировочный срок эксплуатации 10 лет, то есть до 2025 г.

Кстати, в 2015 г. после отказа французов от поставки в Россию вертолетоносцев типа Мистраль, проявилось новое важное качество АЛК Севморпуть - после небольшой модернизации гражданский атомоход может быть переоборудован в десантный корабль, который может доставить военспецов с военной техникой не только в Арктику, но и любую точку мира.

Только представьте, какая грозная сила - 76 лихтеров с морпехами под прикрытием ТАВКР Петр Великий и авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов! Безопасность страны - это важно! Кстати, энергетическая безопасность - тоже превыше всего.

Во всяком случае, FSRU Маршал Василевский подтверждает это.


А в мае 2016 г. после ремонта АЛК Севморпуть вышел на гражданские морские линии.
Нельзя сказать, что появились высокотарифные грузы, но это сейчас и не важно.
1 м после ремонта рейсом в мае 2016 г. лихтеровоз доставил из г. Мурманска на остров Котельный стройматериалы и продукты питания, а в начале октября 2016 г. - бетонные плиты и генеральный груз на о. Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.

Генеральный груз - это любой упакованный штучный груз, перевозимый на морских судах.

Любопытно, что в 2018 г. в рамках исполнения госконтракта с Минобороны РФ по Северному завозу Оборонлогистика осуществила доставку груза на остров Котельный (архипелаг Новосибирские острова) уже без АЛК Севморпуть.

На 2019 - 2020 г.Оборонлогистика, которая имеет собственный флот, определена единственным исполнителем осуществляемых Минобороны закупок работ и услуг, связанных с доставкой войск и грузов в Арктическую зону и Дальневосточный регион.

Есть мнение, что в 2019 г. АЛК Севморпуть будет не менее 2 раз использован для перевозки рыбной продукции по СМП. До 15 апреля 2019 г. предполагается получить ясность по этому предложению.

Основные характеристики АЛК Севморпуть

  • Главный турбозубчатый агрегат мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.
  • Атомная паропроизводящая установка - производительность 215 т/час пара при давлении 40 атм и температуре 290 о С.
  • Вспомогательная установка:
    • 3 турбогенераторов по 1700 кВт
    • 2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт
    • 2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.

    Высота подъема- 27 м.

    2 контейнерные приставки г/п по 38,0 т и 2 вспомогательных крана по 3,0 т. Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40-футовых морских контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.

    Тип судна «СЕВМОРПУТЬ» – одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.


    Высота борта: 18,3 м

    Водоизмещение: 61 000 т

    Мощность главной установки: 40 000 л.с.

    Скорость хода на чистой воде: 20 уз

    Общие сведения

    Атомный контейнеровоз «Севморпуть» – единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88. Проект судна разработан на основании совместного решения Минморфлота и Минсудпрома № С-13/01360 от 30.05.78 в соответствии с техническим заданием на его разработку. Корпус судна спроектирован и построен на категорию ледовых подкреплений «УЛА» в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР изд.1981г.

    Проектант судна: ЦКБ «Балтсудопроект» (в настоящее время – подразделение ФГУП «Крыловский государственный научный центр»)

    Атомоход «Севморпуть» сдан в эксплуатацию 31.12.88г. С момента подъема флага и начала работ контейнеровоз «Севморпуть« прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.

    Судно предназначено для перевозки 74 единиц лихтеров типа SLS 506309 (ЛЭШ) в трюмах и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном. Предусмотрена возможность перевозки в трюмах и на верхней палубе 1324 единиц контейнеров международного стандарта ИСО.

    Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.

    Атомная энергетическая установка судна не ограничивает дальность плавания. Вспомогательная установка позволяет обеспечить дальность плавания до 6000 миль при приеме полного запаса дизельного топлива. Обводы и прочность корпуса позволяют использовать судно в арктическом бассейне под проводкой ледокола, а также при самостоятельном плавании в ледовых полях.

    Восстановление атомного контейнеровоза «Севморпуть»

    В связи с отсутствием востребованности лихтеровоза по прямому назначению и в целях снижения эксплуатационных затрат на содержание стоянки судна в конце 2013 года была запланирована постановка судна в док для выполнения мероприятий по подготовке к выводу в «холодный» отстой к концу января 2014 года.

    В соответствии с Решением Госкорпорации «Росатом», работы по выводу в отстой были приостановлены, проведено докование судна для подготовки корпуса к дефектации и оценки объема ремонтных работ. Конечная цель – восстановление эксплуатационных качеств судна и его освидетельствование на класс Российского Морского Регистра Судоходства.

    В ремонтно-восстановительных работах контейнеровоза «Севморпуть» приняло участие несколько предприятий. Поставку ядерного топлива осуществило ПАО «МСЗ». Работа, выполненная специалистами АО «ОКБМ Африкантов», позволила обеспечить продление ресурса реакторной установки. АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон» осуществило поставку и формирование комплекса инженерно-технических средств физической защиты. В ремонтно-восстановительных работах были задействованы и региональные предприятия: «КолАЭР» – филиал АО «Атомэнергоремонт», ООО «Промсервис», 82-ой и 10-ый судоремонтные заводы.

    Специалистами были проведены следующие работы:

    • восстановление эксплуатационных качеств и освидетельствование подводной части корпуса «Севморпути›› – выполнено силами АО «82 СРЗ» при доковании в плавучем доке ПД-50;
    • комплекс работ общезаводского характера для восстановления и освидетельствования главных и вспомогательных механизмов, корпуса, систем живучести, выполненных силами судоремонтным производством и привлеченными подрядными организациями;
    • исследовательские работы для продления срока службы ядерной энергетической установки (исполнитель АО «ОКБМ Африкантов»), включающие оценку остаточного ресурса оборудования, восстановление и освидетельствование оборудования, а также устранение дефицитов безопасности, в соответствии с действующей нормативной базой. Итогом работы явилось решение о продлении срока эксплуатации реакторной установки до 150 тыс. часов и срока службы до 35 лет;
    • поставка и загрузка активной зоны, физический пуск и вывод реакторной установки судна на энергетический уровень мощности;
    • ходовые испытания с проверкой работы механической установки на всех спецификационных режимах для подготовки к завершению освидетельствования и переназначению класса РМРС.

    В декабре 2015 года «Севморпуть» успешно прошел ходовые испытания. 6 мая 2016 года атомный контейнеровоз вышел из порта Мурманск в направлении острова Котельный, в свой первый рейс после длительного простоя. В бухте Темп состоялась выгрузка на припайный лед 5,806 тыс. тонн груза.

    На сегодняшний день с пециалисты ФГУП «Атомфлот » производят дооборудование судна: монтаж новых кранов, доставку специальных платформ для транспортировки грузов с судна на берег. Это значительно расширит возможности атомного контейнеровоза. Перед судном стоят задачи по обеспечению Северного завоза, участие в освоении шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, а также операции по завозу снабжения в Арктике.

    Sevmorput croptight.jpg

    Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР. Затем судно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск [1] .



    В августе 2007 года оператор судна Мурманское морское пароходство заявило о намерении переоборудовать лихтеровоз в плавучее буровое судно. Предполагалось, что переоборудование займёт 18 месяцев [3] . План переоборудования объяснялся оператором отсутствием высокотарифных грузов для лихтеровоза. Однако в феврале 2008 года последовало заявление об отмене проекта по переоборудованию «Севморпути» и о предстоящей передаче владельцем всех судов с атомной силовой установкой другому оператору [4] .

    В августе 2008 года Мурманское морское пароходство завершило передачу всего атомного ледокольного флота, включая «Севморпуть», в ФГУП Атомфлот [5] .

    В октябре 2009 года генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша заявил, что «лихтеровоз Атомфлота „Севморпуть“ стоит без работы, и если такая ситуация сохранится и в 2010 году, то придется сдать его „на иголки“. А мог бы прослужить ещё лет 15». [6]

    Официальная страница морского регистра содержит запись «Исключено из регистровой книги судов с 31.07.2012» [7] .

    Ссылки

    Примечания

    • Суда по алфавиту
    • Атомные торговые суда
    • Суда СССР
    • Суда России
    • Атомфлот

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Севморпуть (лихтеровоз)" в других словарях:

    Севморпуть — Севморпуть: Северный морской путь кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике. Севморпуть (лихтеровоз) ледокольно транспортное судно с атомной силовой… … Википедия

    Лихтеровоз — … Википедия

    Атомоход — (атомное судно) общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). Первый в мире гражданский атомоход ледокол… … Википедия

    Ледоколы России — … Википедия

    Атомный ледокол — Основная статья: Ледокол Атомный ледокол морское судно с ядерной силовой установкой, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для… … Википедия

    Атомфлот — Координаты: 69°02′47″ с. ш. 33°04′26″ в. д. / 69.046389° с. ш. 33.073889° в. д. … Википедия

    Росатом — Эта статья о государственной корпорации. О федеральном органе исполнительной власти (2004 2008) см. федеральное агентство по атомной энергии … Википедия

    Росатом (государственная корпорация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Росатом. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Тип Государственная корпорация Деятельность атомная энергетика, ядерное вооружение, прикладная и фундаментальная наука, атомный… … Википедия

    АТОМОХОД — атомное судно, общее назв. судов с ядерной силовой установкой. Существуют гражд. и воен. А. разного назначения: ледоколы, танкеры, подводные лодки, авианосцы и др. Первый гражд. А. атомный ледокол Ленин построен в СССР в 1959. См. рис. Атомоходы … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Атомный ледокольный флот РФ — Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире, необходимость которого обусловлена тем, что все северные границы государства – морские и проходят по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: