Сенат стал высшей судебной инстанцией при ком

Обновлено: 25.04.2024

Калиниченко А.В., председатель Туапсинского городского суда Краснодарского края.

В статье рассматривается эволюция высшей судебной власти Российской империи. Анализируются основные этапы становления высшего судебного органа - Сената. Исследуется эволюция надзорных и ревизионных функций Сената. Рассмотрена его юрисдикция как высшей апелляционной инстанции и как кассационной инстанции во второй половине XIX века.

Ключевые слова: суд, процесс, законодательство, Сенат, судебные инстанции, апелляция, кассация, департаменты, судебная практика.

In article is considered evolution high judicial authorities to Russian empire. They are analysed main stages of the formation of the high judicial organ - a Senate. The evolution and revisory function of the Senate are Researched. His jurisdiction is Considered as high appellate location, and as locations in the second half XIX age.

Сенат как орган высшей судебной власти Российской империи прошел более чем за 200-летнюю историю (1711 - 1917 г.) достаточно большую эволюцию. Учрежденный Указом Петра I 22 февраля 1711 г. как высший правительственный орган России, Указом от 2 марта того же года он становится и высшим судебным органом. Несмотря на это, мы не можем утверждать, что он в этот период обладал всей полнотой судебной власти. В большей степени Сенат являлся органом надзора за правосудием, однако даже не в качестве высшей судебной инстанции, а в более общем плане - принимая ежемесячные отчеты о разрешенных делах, "начавшихся по доносам фискалов" , в том числе из Расправной палаты.

ПСЗРИ-1. Т. IV. N 2321.
ПСЗРИ-1. Т. IV. N 2330.
ПСЗРИ-1. Т. V. N 2710.

С созданием судебных инстанций произошло некоторое упорядочение судебной системы . Жалобы и челобитные, поступавшие на имя верховной власти, вынудили Петра I учредить в 1722 г. при Сенате должность рекетмейстера , в обязанности которого входила досудебная подготовка дел, в том числе с помощью экстрактов (кратких выдержек по существу дела), отслеживание движения дел.

ПСЗРИ-1. Т. V. N 2787.
ПСЗРИ-1. Т. VI. N 3877.

Несмотря на создание разветвленной сети судов, созданных в эпоху Петра I, Сенат в период петровских реформ, по существу, так и не стал высшим судом, а только высшей апелляционной инстанцией; а по некоторым категориям дел - первой. Однако и здесь его роль была ничтожной. По подсчетам Д.О. Серова, в 1719 г. Правительствующий сенат не вынес ни единого приговора; в 1721 - восемь; в 1722 - шесть; в 1723 - три, в 1724 - шесть. Из 25 вынесенных Сенатом приговоров и решений за 1720 - 1724 гг., 23 составили приговоры по уголовным делам (в качестве суда первой инстанции), и два - по гражданским делам (в качестве апелляционной инстанции) . Здесь вполне можно согласиться с утверждением о том, что "петровский Сенат воспринимал себя в первую очередь как орган управления" .

Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. М., 2009. С. 247 - 248.
Там же. С. 246 - 247.

Не вдаваясь в более подробный анализ судебных преобразований Петра I, являвшийся объектом ряда научных исследований , отметим, что, несмотря ни на что, именно в петровскую эпоху были заложены правовые основы формирования высшего суда в Российской империи.

Кавелин К. Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях. М., 1844; Петровский С.А. О Сенате в царствование Петра Великого: Историко-юридическое исследование. М., 1875; Розенгейм М.П. Очерки истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого. СПб., 1878; Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1899; Филиппов А.Н. Правительствующий сенат в царствование Петра Великого // История Правительствующего сената за двести лет 1711 - 1911 гг. СПб., 1911; Бабич М.В. Вышний суд как высшее учреждение петровской эпохи // Петр Великий и его время: Материалы всероссийской научной конференции. СПб, 1999; Смыкалин А.С. Формирование судебной системы в период абсолютизма // Российская юстиция. 2001. N 1; Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. М., 2009; Хрусталев Л.А. Судебно-правовые реформы Петра I, конец XVII - первая четверть XVIII: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004 и др.

При Екатерине I, с учреждением Тайного Верховного Совета, значение Сената было нивелировано . Небольшие изменения в статусе верховного суда Российской империи произошли при Анне Иоанновне, и касались порядка апелляционного рассмотрения дел, а также усиления значения рекетмейстера .

См.: Указ "О должности Сената" от 7 марта 1726 г. // ПСЗРИ-1. Т. VII. N 4847.
ПСЗРИ-1. Т. VIII. N 5600; Т. IX. N 7003.

При Елизавете Петровне было выработано правило, согласно которому приговоры, по которым преступники приговаривались к смертной казни, подвергались обязательному утверждению Сената . Усиление ревизионных и надзорных функций Сената прослеживаются и в дальнейших законодательных актах елизаветинской эпохи . Но основная заслуга императрицы все же заключалась в том, что она подняла значение Сената как высшей апелляционной инстанции. В соответствии с Указом от 5 июня 1761 г. решения, принятые Сенатом, апелляционному пересмотру не подлежали.

ПСЗРИ-1. Т. XII. N 9312.
ПСЗРИ-1. Т. XIII. N 9586, 10101, 10113 и др.
ПСЗРИ-1. Т. XV. N 11264.

Царствование императора Петра III было настолько скоротечным, что его вклад в развитие отечественного судебного права практически не виден. Единственно, на что можно обратить внимание, так это на Указ от 22 января 1762 г. об учреждении при Сенате особого Апелляционного департамента в связи с умножением "апелляционных и других челобитчиковых нерешенных дел".

ПСЗРИ-1. Т. XV. N 11422.

Судебные преобразования Екатерины II обычно связывают с Учреждением о губерниях 1775 г., создавших в России довольно сложную судебную систему .

См.: Мигунова Т.Л. Административно-судебная и правовая реформы Екатерины Великой (историко-правовой аспект): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Владимир, 2008; Хрусталев Л.А. Судебно-правовые реформы Петра I, конец XVII - первая четверть XVIII: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004; Фетищев Д.В. Судебная система России в XVIII веке // Обозреватель. 2008. N 1 (216) и др.

В целом соглашаясь, что эта реформа действительно в какой-то мере упорядочила судебную систему страны, в то же время и сильно ее усложнив, мы не можем не отметить и то обстоятельство, что с самого начала своего царствования (июнь 1762 г.) императрица обратила пристальное внимание и на деятельность высшего суда. 19 июля 1762 г. выходит именной Указ "О не рассматривании Сенату решенных дел" , согласно которому подтверждался его статус как высшей апелляционной инстанции.

ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11623.

Существенным вкладом в развитие сенатского судебного производства послужил и Манифест от 15 декабря 1763 г. , в соответствии с которым Сенат был разделен на шесть департаментов, двум из которых стали принадлежать только судебные функции. Естественно, что мотивы издания этого Манифеста лежали больше в политической плоскости, особенно учитывая стремление Екатерины II к неограниченной власти. Однако решение, принятое по фактическому отделению судебной власти от иных, было продиктовано, в том числе и стремлением ее упорядочить. В Манифесте, в частности, было указано: "Мы видим, что хотя многие до сего в Империи Нашей для пользы народной и правосудия установлены были разные Государственные и Судебные Правительства, однако оные, по состоянию нынешнего времени, в каком положении Империя Наша находится, весьма недостаточны, что можно наиболее всего усмотреть в Нашем Сенате, в который, не только апелляционные, но и всякого роду дела из всего Государства с требованием резолюции вступают, и который столь отягчен множественным числом оных, что превосходит силы человеческие все оные дела решить в надлежащее время. А как мы все Наше удовольствие единственно в справедливом удовольствии и Пользе Наших верноподданных, то Мы приемля все упомянутые обстоятельства во уважение, за благо рассудили, не только постановить разным Присутственным Судебным правительствам, для скорейшего в делах решения, несколько учредить Департаментов". Из четырех Санкт-Петербургских департаментов апелляционные дела передавались во 2-й, бывший Рекетмейстерский; аналогичные функции возлагались на 6-й департамент, находившийся в Москве.

ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11989.

Сенатское производство в Сенате, пределы его юрисдикции и подсудности стали объектом и последующих Указов: от 26 января, 29 января, 13 февраля 1764 г. ; 15 ноября 1765 г. , 12 февраля 1766 г. , 19 августа 1784 г. , 28 мая 1786 г. , 18 марта 1791 г. и многих других. Последние выходили уже после реформы 1775 г. Но от этого их роль в становлении высшего суда Российской империи нисколько не умаляется.

ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12023, 12024, 12026, 12046.
ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12512.
ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12569.
ПСЗРИ-1. Т. XXII. N 16045.
ПСЗРИ-1. Т. XXII. N 16397.
ПСЗРИ-1. Т. XXIII. N 16949.

Упорядочение сенатского судопроизводства прослеживается и в Указе Павла I от 27 октября 1800 г. . При Александре I устанавливается порядок предоставления на ревизию дел, связанных с расхищением казенного имущества . Кроме того, в его Указе от 8 сентября 1802 г. указывается: "Сенат есть Верховное место Империи Нашей; имея себе подчиненными все Присутственные места, он, как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия. Ревизия Верховного Суда по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит беспристрастному и нелицемерному его правосудию". Для нас же в данном Указе представляет интерес не только определение места Сената как высшего суда империи, но и подтверждение строгой иерархии судебных инстанций, где Сенату определялась роль высшей: "Сенат не входит в дела апелляционные и следственные, прежде нежели оные придут к нему по порядку".

ПСЗРИ-1. Т. XXVI. N 19622.
ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20165.
ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20405.

С учреждением министерств роль Сената была несколько нивелирована. Но это практически не коснулось высшей судебной власти. Проекты ее преобразования прослеживаются со второй половины XVIII века . В начале XIX века реформатор М.М. Сперанский выступил с проектом создания двух Сенатов - Правительствующего и Судебного, который получил одобрение императора Александра I, но так и не был реализован .

ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20406.
Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи: С 4 прил. (доложено в заседании Историко-филологического отделения 14 апр. 1904 г.) / Соч. С.Е. Десницкого. СПб., 1905 // Записки Императорской Академии наук по Историко-филологическому отделению Т. 7, N 4; Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую Г-на С. швецкаго дворянина // Взгляд сквозь столетия: Русская фантастика XVIII и первой половины XIX века. М., 1977; и др.
Ключевский В.О. Император Александр I. М., 1998. С. 41.

Дальнейшие законодательные акты Александра I регулировали: разделение компетенции по производству судебных и следственных действий ; усиление роли апелляционного производства в Сенате ; утверждение императором сенатских приговоров дворянам и чиновникам ; ревизию дел, поступавших из совестных судов ; снижение суммы исков по апелляционным жалобам, подаваемым в Сенат , и другие.

ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20561.
ПСЗРИ-1. Т. XXIX. N 21605.
ПСЗРИ-1. Т. XXIX. N 21991
ПСЗРИ-1. Т. XXIX. N 22279.
ПСЗРИ-1. Т. XXX. N 23405.

Кроме того, в этот период, в связи с расширением Российской империи, стала наблюдаться и тенденция учета в правоприменительной практике Сената традиционных судебных норм народов вновь приобретенных территорий . Эта тенденция продолжалась и в периоды правления Николая I, Александра I.

См., например: ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 26008; Т. XXIX. N 22712, N 29869; Т. XXXVI. N 28039; Т. XXXIX. N 29725, N 29896; Т. XL. N 29371, N 30272, N 30439; Т. XLI. N 28504; ПСЗРИ-2. Т. VII. N 5459; Т. X. N 7560а; Т. XV. N 13368, N 19413; Т. XVI. N 14852; Т. XVII. N 15428; Т. XXIX. N 28264; Т. XXXIII. N 33279; Т. XXXIV. N 34419.

Итак, начиная с эпохи Петра I высший судебный орган - Сенат - являлся высшей апелляционной и ревизионной инстанцией. По некоторым категориям дел - первой инстанцией. Но его значение как действительно верховного суда империи возросло только с введением в России Судебных уставов 1864 года.

Фактически высшими судебными органами стали с этого времени кассационные департаменты Сената, которые были образованы Указом от 19 марта 1866 г. , а в соответствии с сенатским Указом от 16 апреля 1866 г. открыты с 17 апреля этого же года. Возглавил гражданский кассационный департамент первоприсутствующий Бушуцкий Александр Данилович; сенаторами этого департамента стали Войцехович Алексей Иванович, Любощинский Марк Николаевич, Набоков Дмитрий Николаевич. Уголовный кассационный департамент возглавил первоприсутствующий Карниолин-Пинский Матвей Михайлович; сенаторами уголовного департамента были назначены Арцимович Виктор Антонович, Буцковский Николай Андреевич, Зубов Петр Алексеевич .

ПСЗРИ-2. Т. XLI. N 43130.
ПСЗРИ-2. Т. XLI. N 43198.
ПСЗРИ-2. Т. XLI. N 43198.

Большой объем рассматриваемых в кассационном порядке дел потребовал увеличения числа сенаторов, что последовательно происходило в 1867 , 1868 , 1870 , 1873 , 1877 годы.

ПСЗРИ-2. Т. XLII. N 44399.
ПСЗРИ-2. Т. XLIII. N 46066.
ПСЗРИ-2. Т. XLV. N 48515.
ПСЗРИ-2. Т. LVIII. N 51782.
ПСЗРИ-2. ТТП. N 57471.

Дореволюционными исследователями компетенция кассационных департаментов рассматривалась по двум основаниям: 1)по пространству их действия; 2)по роду предоставленных им дел . В соответствии со ст. ст. 4 и 5 Учреждения судебных установлений "ведомство Правительствующего сената в отношении к судебной части распространяется на всю империю" .

См.: Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. III. СПб., 1883.
ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475.

Дела, подведомственные кассационным департаментам, разделялись на три категории: 1) рассмотрение кассационных жалоб и протестов; 2) судебное производство в качестве судов первой инстанции; 3) надзор за судебными установлениями .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475. Ст. 114.

Законодателем была четко определена подсудность кассационных департаментов, которые являлись высшей кассационной инстанцией для общих и мировых судов. Устанавливалось, что для окончательного разрешения спорных вопросов о подсудности, а также для уяснения смысла применяемых норм материального права или обсуждения вопросов, "разрешаемых неоднообразно в разных судебных местах, или же возбуждающих на практике сомнения", составляется Общее собрание Первого и Кассационных департаментов Сената .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475. Ст. 117.

Компетенция уголовного и гражданского кассационных департаментов различалась. В уголовный кассационный департамент поступали жалобы и протесты на окончательные приговоры окружных судов и судебных палат, а также представления о возобновлении уголовных дел .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. ст. 905, 934.

В качестве суда первой инстанции уголовный кассационный департамент рассматривал дела о преступлениях по должности чиновников V и выше класса . Кроме того, сюда же подавались апелляционные отзывы и протесты на приговоры судебных палат, постановленные без участия присяжных заседателей .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1076.
ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1213.17.

С 1868 г. уголовный кассационный департамент, не ограничиваясь рассмотрением отдельных случаев, относящихся к его компетенции, обратился к предоставленному ему законом праву разъяснения особенно важных вопросов для всеобщего сведения путем издания циркулярных указов . В дальнейшем эта практика была распространена на гражданский кассационный департамент, общие собрания департаментов и соединенные присутствия первого и кассационных департаментов Сената.

Сборник циркулярных указов кассационных департаментов, Общего оных собрания и Соединенного присутствия I и кассационных департаментов Правительствующего сената за 1868 - 1880 гг. СПб., 1880.

Компетенция гражданского кассационного департамента была определена Уставом гражданского судопроизводства, которым устанавливались правила отмены в особом порядке: просьбы о кассации решений; о пересмотре решений; просьбы не участвовавших в деле лиц .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41477. Ст. ст. 185, 792.

В определенных законом случаях составлялось общее собрание первого и кассационных департаментов, в которых рассматривались апелляционные отзывы и протесты на приговоры уголовного кассационного департамента по делам о преступлениях по должности ; кассационные жалобы и протесты на приговоры особого присутствия Правительствующего сената по делам о государственных преступлениях ; "пререкания" о подсудности между судами гражданского и военного или духовного ведомства . Кроме того, соединенным присутствием 1-го и кассационных департаментов Сената рассматривались и "пререкания" по подсудности между судебными палатами и мировыми съездами.

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1113.
ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1061.7.
Ивановский В. Государственное право // Известия и ученые записки Казанского университета. 1896. N 8.

Еще одним из направлений деятельности кассационных департаментов Сената являлся надзор за судебными местами и должностными лицами судебного ведомства . В этом плане представляет интерес Указ от 20 мая 1885 г. , в соответствии с которым конкретизировались права высшего дисциплинарного присутствия, устанавливались правила привлечения судейских чиновников к дисциплинарной ответственности, в том числе к отстранению от должности.

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475. Ст. 249.
ПСЗРИ-3. Т. V. N 2959.

Кассационным департаментам Сената принадлежало и право разъяснения законов ; принятые решения публиковались для всеобщего сведения для руководства к единообразному истолкованию и применению законов .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 933; ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41477. Ст. 815.
Ивановский В. Государственное право // Известия и ученые записки Казанского университета. 1896. N 8. С. 53.

Кассационные разъяснения норм процессуального и материального права привели к концу 1870-х гг. к тому, что основная задача кассационного Сената - водворение и упрочение нового судебного строя - была выполнена успешно . Кассационные департаменты Сената, фактически являясь верховным судом, сыграли значительную роль в утверждении новых судебных форм судопроизводства, созданных реформой 1864 г.

Гогель С.К. Правительствующий сенат в XIX столетии. СПб., 1911. С. 192.

В таком практически неизменном виде Сенат как орган высшей судебной власти Российской империи просуществовал до 1917 года.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Все предметы / История России / Правительствующий сенат как высший орган суда и надзора в XVIII-XX вв.

Создание Сената

19 февраля (2 марта) 1711 г. указом Петра I был создан Правительствующий сенат, выступающий в качестве высшего органа государственной власти и законодательства, подчиняющийся напрямую императору.

Необходимость создания такого органа власти была связана с тем, что Петр I нередко покидал страну и поэтому не мог заниматься управлением страной. Управление делами поручалось нескольким доверенным людям. 19 февраля эти полномочия были переданы Правительствующему сенату.

Сенат действовал исключительно от имени императора и был подотчетен только ему.

После принятия Табели о рангах (Закон о порядке государственной службы в Российской Империи, регулирующий соотношение чинов по выслуге лет и порядок продвижения по службе) царь начал назначать членов Сената из числа военных и гражданских чиновников первых трех классов.

В первые годы своего существования Сенат осуществлял контроль за государственными доходами и расходами, отвечал за появление дворян на службе и был «сторожевым псом» бюрократического аппарата. Постепенно по всей стране ввели должность налоговиков, которые сообщали обо всех нарушениях законодательства, взятках, хищениях и других подобных действиях. После создания коллегий (центральных отраслевых органов управления) все руководители коллегий вошли в Сенат, но этот приказ просуществовал недолго, и впоследствии руководители коллегий были отстранены от участия в Сенате. Была введена должность Генерального прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата и канцелярии, контролировал принятие и исполнение всех его приговоров, их обжалование или приостановление их действия. Генеральный прокурор Сената подчинялся только государю. Основная функция прокурорского контроля заключалась в обеспечении соблюдения общественного порядка.

С 1711 по 1714 год резиденцией Сената была Москва, но иногда Сенат заседал в Санкт-Петербурге, который с 1714 года стал его постоянной резиденцией. Часть Сенатской канцелярии осталась в Москве.

Готовые работы на аналогичную тему

В апреле 1714 г. был издан запрет на подачу жалоб царю на несправедливые решения Сената, что было нововведением для России. Этот запрет был повторен в указе от 22 декабря 1718 г., где была установлена смертная казнь за подачу жалоб на Сенат.

Деятельность Сената в XVIII-XIX веках

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменились. Были созданы другие высшие государственные органы, которым были переданы функции Сената.

Верховный тайный совет, учрежденный 8 (19) февраля 1726 г. при Екатерине I и особенно при Петре II осуществлял все права верховной власти, при этом роль Сената значительно уменьшилась. Общее значение Сената в системе государственных институтов изменилось очень быстро после того, как Высший тайный совет стал главенствовать над Сенатом.

При Екатерине II Сенат был отстранен от важнейших политически важных законодательных функций. Формально Сенат был высшей инстанцией, но решения генерального прокурора и прием жалоб на него (несмотря на формальный запрет) оказали большое влияние на его деятельность. Екатерина II предпочла возложить функции Сената на своих приближенных. В 1802 году Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальную ситуацию. Сенат имел формальное право составлять законопроекты, а затем представлять их императору, но не использовал это право на практике. После создания министерств в том же году Сенат сохранил за собой функции высшего судебного и контрольного органа, поскольку основные административные функции остались за Комитетом министров (который стал высшим исполнительным органом).

Административные дела, переданные в Правящий сенат, можно разделить на следующие две категории:

Исполнительные дела. В Сенате редко встречались дела чисто исполнительного характера. Среди них можно выделить следующие:

  • публикация законов;
  • начеты казны и на казну: взыскание задолженности, возврат денег и т.д.;
  • дела казённого управления: торги, споры между министерствами по поводу государственного имущества;
  • утверждение в должности мировых судей, уездных кадиев;
  • подтверждение прав состояния (правопреемство): переходы от одного сословия в другое; свидетельства о принадлежности к определенному сословию, ведение гербовников.

Вопросы контроля законности управления. Сенат разрешал споры между административными органами по поводу власти и передавал дела из одного управления в другое.

Обжалование решений Сената:

  • Указ 1802 г. не отделял решения департаментов от общих собраний сенаторов;
  • В соответствии с Кодексом законов издания 1832 года Генеральной Ассамблеи, жалобы могли приниматься в случаях, когда требовалось освобождение от владения собственника, а также в случаях, когда соблюдался особый императорский приказ;
  • Согласно Издательскому кодексу 1842 и 1857 гг. жалобы могли подаваться в случае защиты прав несовершеннолетних или душевнобольных. В 1872 году при Сенате был учрежден «Особый орган для рассмотрения государственных преступлений и незаконных общин» – высший политический суд России.

Ликвидация Сената

В начале ХХ века Сенат утратил свое значение как высший орган государственного управления и стал органом, контролирующим законность действий государственных чиновников и учреждений, а также высшей кассационной инстанцией в судебных делах. В 1906 году был учрежден Верховный уголовный суд, который занимался в основном преступлениями государственных должностных лиц.

В 1917 г. были упразднены Верховный уголовный суд и Особое присутствие Правительствующего сената.

Постановлением Советского правительства от 22 ноября (5 декабря 1917 г.) Сенат был упразднен.

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге

5 марта 2011 года исполняется 300 лет со дня учреждения Сената – высшего органа государственной власти и законодательства Российской империи.

5 марта 2011 года исполняется 300 лет со дня учреждения Сената – высшего органа государственной власти и законодательства Российской империи.

5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Петр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 5 марта (22 февраля) 1711 г. эти полномочия были возложены на Правительствующий Сенат. Первоначально он состоял из 9 членов и обер‑секретаря и действовал исключительно по поручению царя и отчитывался только перед ним.

После того, как была принята Табель о рангах (закон о порядке государственной службы в Российской империи, регулирующий соотношение чинов по старшинству и последовательность производства в чины), члены Сената назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов.

В первые годы существования Сенат занимался государственными доходами и расходами, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за бюрократическим аппаратом. Вскоре в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других подобных действиях. После создания коллегий (центральных органов отраслевого управления) в Сенат вошли все главы коллегий, однако такой порядок просуществовал недолго, и впоследствии главы коллегий в Сенат не входили. Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Была введена должность генерал‑прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал‑прокурор и обер‑прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка.

С 1711 по 1714 гг. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом составе или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии.

В апреле 1714 г. был издан запрет приносить царю жалобы на несправедливые решения Сената, что являлось для России нововведением. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат была установлена была смертная казнь.

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Создавались другие высшие государственные органы, к которым переходили функции Сената. При Екатерине II Сенат был отстранен от основных, имеющих политическое значение законодательных функций. Формально Сенат был высшей судебной инстанцией, однако большое влияние на его деятельность оказывали решения генерального прокурора и допущение жалоб на него (несмотря на формальный запрет). Екатерина II предпочитала возлагать функции Сената на своих доверенных лиц.

В 1802 г. Александр I издал указ о правах и обязанностях Сената, который, однако, почти не повлиял на реальное положение дел. У Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался. После учреждения в этом же году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора, поскольку основные управленческие функции остались за Комитетом министров (ставшим высшим органом исполнительной власти).

В 1872 г. в составе Сената было создано "Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах" - высший политический суд России.

К началу XX в. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. В 1906 г. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников.

В 1917 г. были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд.

Декретом Советской власти от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. Сенат был упразднен.

В эпоху правления Петра Великого были проведены основополагающие реформы в различных областях и сферах политического и общественного устройства государства. Настала возможность внедрения в систему активно преображающейся страны новых институтов, которые исполняли новые или модернизированные функции. Так появился Правительствующий сенат в России.

Сенат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сенат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Появление Сената

Он создавался как запасной вариант исполнения власти в стране на случай отъезда правителя из столицы страны. Петр I был известен своим вольнодумием и любил наслаждаться свободой и многочисленными поездками. Государственные управленческие службы при его долгом отсутствии не могли принимать насущно необходимых законов и предпринимать каких-либо важных действий. Таким образом проявлялись издержки абсолютной монархии, так как Петр был единственным воплощением государственной власти на просторах всей империи.

Так было до 1711 году, когда на законодательном уровне была обеспечена работа нового органа государственной власти. Он получил название Правительствующего сената. В первоначальный состав органа вошли ближайшие соратники правителя. Эти помощники на протяжении нескольких веков представляли знатные кланы аристократии в российском государстве. Туда вошли Михаил Долгоруков, Григорий Волконский, Петр Голицын, а также некоторые иные высокопоставленные представители общества того времени. Всего изначально Сенат состоял из девяти человек, которым Петр I абсолютно доверял в принятии решений.

Функции Сената при Петре I

В начале 18 века в России еще не сложилось четкого различия между тремя основные ветвями власти, поэтому в зависимости от поставленных в конкретный отрезок времени задач, видоизменялись функции этого органа государственной власти. Сенаторы должны были строго следить за состоянием государственной казны, а также решать возникающие проблемы и вопросы в сфере торговли и судебных решений. Подобное учреждение не должно было никаким образом вступать в любые противоречия с царем и выстраивать оппозицию. Считается, что российский Сенат того времени имел мало общего с подобными органами, что присутствовали в европейских странах, поэтому он нуждался в реформировании и развитии.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными функциями Сената, учрежденного Петром Великим стали:

  • контролирование различных чиновников, министров;
  • назначение на руководящие должности государства;
  • орган исполнял роль судебной инстанции в зависимости от обстоятельств;
  • сенат являлся законосовещательным органов при царе.

Все решения в указанном органе принимались на единогласной основе. При этом сенаторы вплотную с самого начала работали на уровне чиновников местного уровня. Так как Россия обладала огромной территорией, ей постоянно требовалась поддержка из центра для эффективного исполнения своих непосредственных полномочий в регионах. Изначально функционировала огромная система из приказов, однако через какое-то время стало понятно, что такая система не является в полной мере эффективной и не отвечает поставленным задачам и целям. Учрежденный аппарат управления требовал дальнейшего развития и реорганизации на основе оптимизации.

В ходе административно-территориальной реформы, когда на территории страны появились границы губерний, в каждом регионе стали работать по два комиссара, которые непосредственно взаимодействовали с центральным органом власти, что находился в столице государства. Чиновники работали напрямую с членами Сената и решали поставленные вопросы местного управления более эффективно. Через некоторое время список чиновников от Сената расширился. Теперь принимали участие в работе прокуроры и фискалы. Подобные чиновники выполняли функции надсмотрщиков от царя. В их обязанности входило:

  • контролировать работу различных учреждений;
  • выполнять указания императора вплоть до последней ремарки.

Вскоре стало понятно, что такие чиновники могли использовать свою власть в корыстных убеждениях и злоупотреблять своими полномочиями. В связи с неоднозначной службой фискалов в обиходе появился негативный окрас этого слова, смысл которого сводился к доносительству. Однако подобные должности в то время были необходимым явлением и от них не собирались отказываться, несмотря на многочисленные признаки недовольства их деятельностью.

Главный фискал имел полномочия требовать объяснений от любого чиновника в Сенате. Поэтому чиновники всех рангов всегда знали, что за их прегрешения и нарушения по службе могут наступить негативные последствия. Также высшие должности фискалов действовали на региональном уровне, поэтому выстроилась определенная система взаимоотношений.

Реформы Екатерины II

Создание Правительствующего сената обнажило резкие перекосы в системе управления. Нередко по поводу уровня занимаемых должностей между чиновниками возникали различные конфликтные явления. Государственный орган серьезно страдал от распрей чиновников внутри Сената.

В 1722 году к работе приступил генерал-прокурор. Он становился главным лицом в учрежденном органе власти и был своеобразным соединительным звеном между главой государства и остальными чиновниками Сената. Однако после правления Петра I в стране настала очередная череда правительственных переворотов, которую удалось смягчить лишь через несколько десятилетий. Тогда на трон российского государства заступила Екатерина Великая. Она вдохнула новую жизнь в задыхающийся и устаревший орган власти.

В годы неопределенности был создан Верховный тайный совет, который на время смог отодвинуть с лидирующих государственных позиций Сенат, однако вскоре это учреждение было разделено на 6 департаментов. Каждый из них отвечал за конкретную сферу жизнедеятельности государства. Эти мероприятия помогли точнее очертить полномочия Сената.

Первый департамент занимался только внутренними политическими делами. На второй из них были возложены функции судебного порядка. Еще один департамент при Сенате активно занимался губерниями, которые имели особый статус в Российской империи.

Существовал также департамент, целью которого было решение вопросов военного и морского дела. Еще два департамента располагались в Москве и заведовали судом и административными делами. Остальные отделения Сената находились в Санкт-Петербурге.

Императрица смогла усилить влияние генерал-прокурора на работу всех департаментов. Екатерина II смогла восстановить уровень самодержавия петровских времен и предпочитала самостоятельно держат все управление страной в своих руках. Однако после ее смерти Сената вновь потерял былые функции. Орган был упразднен после революции большевиков в 1917 году.

Современный период действия

В настоящее время сенаторами называют членом Совета Федерации Федерального собрания РФ. Совета Федерации является верхней палатой российского парламента и начал действовать после развала СССР и образования современной России, которая переняла часть традиции политического устройства дореволюционного периода. Совета Федерации состоит из представителей от регионов России. Эти представители назначаются президентом страны для исполнения законодательных, исполнительных функций власти. От каждого субъекта Российской Федерации в политическом процессе участвует два человека.

ОСО́БОЕ ПРИСУ́ТСТВИЕ ПРАВИ́ ТЕЛЬ ­ СТ­ВУЮЩЕГО СЕН А́ТА для су­ж­де­ния дел о гос. пре­сту­п­ле­ни­ях и про­ти­во­за­кон­ных со­об­ще­ст­вах (ОППС), су­деб­ная ин­стан­ция в Рос. им­пе­рии. Рас­смат­ри­ва­ло по­ли­тич. де­ла, за ис­клю­че­ни­ем ма­ло­важ­ных и, на­про­тив, ис­клю­чит. слу­ча­ев, для ко­то­рых на­зна­чал­ся Вер­хов­ный уго­лов­ный суд. Об­ра­зо­ва­но при Сенате 7(19).6.1872 по ини­циа­ти­ве мин. юс­ти­ции гр. К. И. Па­ле­на , ко­то­ро­му имп. Алек­сандр II вы­ра­зил не­до­воль­ст­во мяг­ким, по его мне­нию, при­го­во­ром С.-Пе­терб. су­деб­ной па­ла­ты по де­лу о ре­во­люц. ор­га­ни­за­ции «На­род­ная рас­пра­ва» и по­тре­бо­вал от не­го «при­нять ме­ры для пре­ду­пре­ж­де­ния по­вто­ре­ния по­доб­ных, ни с чем не со­об­раз­ных при­го­во­ров». ОППС со­стоя­ло из се­на­то­ров – пер­во­при­сут­ст­вую­ще­го (пред­се­да­тель) и 5 чле­нов, а так­же из 4 со­слов­ных пред­ста­ви­те­лей – од­но­го уезд­но­го и од­но­го гу­берн­ско­го пред­во­ди­те­лей дво­рян­ст­ва, го­род­ско­го го­ло­вы од­но­го из гу­берн­ских го­ро­дов и од­но­го из во­ло­ст­ных стар­шин С.-Пе­терб. губ. (при оп­ре­де­лении ви­ны или не­ви­нов­но­сти под­су­ди­мо­го и оп­ре­де­ле­нии ме­ры на­ка­за­ния их го­ло­са ис­чис­ля­лись на­рав­не с го­ло­са­ми се­на­то­ров). При­сут­ст­вие со­зы­вал и на­зна­чал его чле­нов и со­слов­ных пред­ста­ви­те­лей им­пе­ра­тор. Чле­ны ОППС мог­ли по сво­ему ус­мот­ре­нию су­дить об­ви­няе­мых – в за­кры­тых или пуб­лич­ных за­се­да­ни­ях; в пе­чать по де­лам ОППС до­пус­ка­лись толь­ко ре­ше­ния су­да (под­роб­ные ма­те­риа­лы про­цес­сов пуб­ли­ко­ва­лись из­ред­ка не­ле­галь­но; в Ре­во­лю­цию 1905–07 из­да­ны ма­те­риа­лы 1870–80-х гг.). При­го­во­ры ОППС по де­лам о гос. пре­сту­п­ле­ни­ях об­жа­ло­ва­лись толь­ко в кас­са­ци­он­ном по­ряд­ке и под­ле­жа­ли рас­смот­ре­нию Об­ще­го со­б­ра­ния Гражд. и Уго­лов­но­го кас­са­ци­он­ных деп-тов Се­на­та. Уч­ре­ж­де­ние ОППС (вслед за ука­зом 1871 о про­из­вод­ст­ве след­ст­вия по по­ли­тич. де­лам жан­дар­ма­ми, а не су­деб­ны­ми сле­до­ва­те­ля­ми, как пре­ду­смат­ри­ва­лось су­деб­ной ре­фор­мой 1864 ) зна­ме­но­ва­ло со­бой на­ча­ло су­деб­ной «контр­ре­фор­мы» (за­вер­ши­лась в 1889 с вве­де­ни­ем ин­сти­ту­та зем­ских на­чаль­ни­ков и уп­разд­не­ни­ем ми­ро­во­го су­да).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: