Сенат это высший судебный и законодательный орган

Обновлено: 19.04.2024

Во многих странах есть законосовещательное собрание, которое называется сенат, состоит оно соответственно из сенаторов. Последние получают свои полномочия в результате избрания, назначения, унаследования титула или по иным основаниям в зависимости от страны. Современные сенаты, как правило, служат для обеспечения так называемой трезвой второй мысли, которая означает возможность рассмотреть закон, принятый нижней палатой парламента. Что такое сенат?

Понятие

Сенат - это совещательное собрание, часто верхняя палата двухпалатного законодательного органа или парламента. Значение слова «сенат» (лат. senatus) в древнеримской этимологии означает «собрание старших». В Древнем Риме наиболее мудрые и опытные члены общества или правящего класса осуществляли самые важные функции в государстве. Само слово произошло от латинского слова «senex», что означает «старый». Сенат – это очень древняя форма социальной организации, в которой консультацией по различным вопросам и принятием решений занимались самые старшие в племени люди.

Сенат - это

Сенат сегодня

Современные демократические государства с двухпалатными парламентскими системами в некоторых случаях имеют в качестве верхней палаты сенат. Он часто отличается от нижней палаты, которая может иметь различные названия: палата представителей (Соединенные Штаты Америки), Национальное собрание (Франция) и другие органы.

В зависимости от государства, могут устанавливаться различные требования к сенаторам и избирателям. Это может быть минимальный возраст, необходимый для избирателей и кандидатов, пропорциональная, мажоритарная или смешанная избирательная система, база избирателей или коллегия выборщиков. Как правило, сенат имеет меньшее число членов, чем нижняя плата парламента.

Значение слова сенат

В федеративных государствах

В некоторых федеративных государствах сенаты также существуют на субфедеральном уровне. В Соединенных Штатах Америке, например, все штаты, за исключением Небраска, чье законодательное собрание является однопалатным парламентом, имеют свои сенаты. Существует также Государственный сенат США. Аналогичным образом в Аргентине на федеральном уровне восемь провинций страны (Буэнос-Айрес, Катамарка, Корриентес, Энтре Риос, Мендоса, Сальта, Сан-Луис и Санта-Фе) имеют двухпалатные законодательные парламенты с сенатом в качестве верхней палаты.

Что такое сенат

В Австралии и Канаде только верхняя палата федерального парламента является сенатом. Все остальные штаты, кроме Квинсленда (в Австралии), имеют в качестве верхних палат своих парламентов законодательные советы. Несколько канадских провинций также имели некоторое время назад сенаты. Но они все были отменены, и вместо них были введены законодательные советы, последний из которых был создан в Квебеке в 1968 году. В Германии последний данный орган власти был на федеральной земле Бавария, однако был отменен после того, как в 1999 году состоялась реформа сената.

Сенаторы

Членство может быть получено либо путем выборов, либо через назначение. Например, выборы проходят каждые три года для половины членов австралийского сената при сроке полномочий сенаторов 6 лет. Аналогичный порядок в США. В отличие от этого, члены канадского сената назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра Канады и находятся при исполнении своих полномочий, пока не уйдут в отставку, не будут удалены из состава или не отправятся в отставку в обязательном порядке в возрасте 75 лет.

Реформа Сената

Что такое сенат в других странах?

Любопытно, что не во всех случаях сенат – это именно законодательный или совещательный орган. Дело в том, что на протяжении истории данными терминами обозначались органы и должностные лица с иными полномочиями.

Государственный сенат

Например, в Финляндии был сенат до 1919 года и совмещал в себе роли главного исполнительного и судебного органов власти в государстве.

В Федеративной Республике Германия существуют города со статусом земель, которыми являются Берлин, Бремен и Гамбург (аналогично российским городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). Сенаты в них являются органами исполнительной власти, а сенаторами считаются держатели министерских портфелей.

В ряде городов, которые были бывшими членами Ганзы (средневековой конфедерации портовых городов, располагавшихся главным образом на берегу Балтийского моря и Северного моря), таких как Грайфсвальд, Любек, Росток, Штральзунд или Висмар; сенат – это городское правительство. Тем не менее в Баварии сенат был второй законодательной палатой вплоть до ее отмены в 1999 году.

В Шотландии судьи Высокого суда Правосудия носят звания Сенаторов колледжа юстиции.

Сенаторы в однопалатных парламентах

В некоторых в основном федеративных государствах с однопалатным законодательным органом депутаты избираются разными способами, однако называются сенаторами. В таких странах сенаторы, как правило, представляют территории, которые являются субъектами государства, в то время как остальные члены представляют народ в целом (это устройство используется для создания федерального представительства без необходимости создания двухпалатного законодательного органа). К таким странам относятся Сент-Китс и Невис, Коморские острова и Микронезия.

В других унитарных государствах использование термина «сенатор» означает некоторые различия между такими членами и остальными законодателями (например, по методу назначения или избрания). Такая ситуация характерна для Джерси, Доминиканы и Сент-Винсента и Гренадины.

1. В первые годы правления Петра I приказная система:
а) подверглась незначительным изменениям
б) была отменена, а вместо нее создана система коллегий +
в) была сильно модернизирована, старые приказы было упразднены, создано много новых

2. Петр I создавал мануфактуры в основном для:
а) обеспечения нужд армии +
б) пополнения казны
в) создания купечества в качестве опоры экономики

3. Даты царствования Петра I:
а) 1675-1724
б) 1672-1725
в) 1682-1725 +

4. Важнейшими коллегиями были:
а) Военная, Мануфактур-коллегия, Синод +
б) Военная, Адмиралтейская, Иностранная
в) Военная, Коммерц-коллегия, Иностранная

5. Прокурорский контроль введен Петром I для:
а) противодействия Сенату
б) политического сыска
в) контроля Сенатом коллегий +

6. Петербург стал столицей в:
а) 1701
б) 1712 +
в) 1707

7. Основу российской армии составляли:
а) стрельцы и дворянское ополчение
б) иностранные наемники и иррегулярная армия
в) принудительно набранные рекруты +

8. Сенат – это высший:
а) законодательный и законосовещательный орган +
б) судебный и законодательный орган
в) судебный и исполнительный орган

9. В области внешней торговли Петр I:
а) покровительствовал импорту
б) проводил умеренную покровительственную политику
в) ввел большие ввозные пошлины +

10. Первым крымским походом в 1682 году руководил:
а) Долгорукий
б) Голицын +
в) Хованский

11. Указ о посессионных крестьянах:
а) разрешал помещикам покупать крестьян к заводам +
б) приписывал часть государственных крестьян к заводам
в) освобождал часть крестьян для работы на мануфактурах

12. В 20 годы 18 века подушная подать была:
а) понижена для облегчения ее уплаты крестьянами
б) значительно повышена для пополнения казны +
в) незначительно повышена

13. К какому образу жизни Петр I проявлял интерес:
а) Западному +
б) Славянскому
в) Восточному

14. Завоевание какой крепости открыло Петру пути к южным морям:
а) Турецкой
б) Османской
в) Азовской +

15. Чего не хватало русской армии для сражений с Турцией в 1695 году:
а) полноценного флота +
б) стратегии
в) ресурсов

16. Основная цель “великого посольства”:
а) расширение границ на Запад
б) поиск союзников против Османской империи +
в) поиск новых продуктов питания

17. Какому делу Петр уделял особое внимание при путешествии по Европе:
а) правовой системе
б) сельскому хозяйству
в) кораблестроению +

18. Какое восстание случилось в период отсутствия Петра в Москве:
а) Московское
б) Стрелецкое +
в) Утреннее

19. С каким государством велась Северная война:
а) Швейцария
б) Дания
в) Швеция +

20. С осады какого города началась Северная война:
а) Дерпт
б) Нарва +
в) Рига

II вариант.

1. Сколько лет длилась Северная война:
а) 21 +
б) 16
в) 12

2. Какой титул принесло Петру завоевание Прибалтики:
а) Царя
б) Императора +
в) Короля

3. Петр I стал единовластным правителем в:
а) 1682г.
б) 1689 г.
в) 1696 г. +

4. Азовские походы Петра I:
а) 1696 г., 1698г.
б) 1695 г., 1696г. +
в) 1694г., 1695г.

5. Главной целью Северной войны была:
а) борьба за выход в Каспийское море
б) борьба за выход в Черное море
в) борьба за выход в Балтийское море +

6. Санкт – Петербург был заложен в:
а) 1708 г.
б) 1703 г. +
в) 1705 г.

7. Полтавская битва состоялась:
а) 1709 г. +
б) 1705 г.
в) 1704 г.

8. Ближайшим сподвижником Петра 1 был:
а) Толстой
б) Ягужинский
в) Меншиков +

9. В 1708 году страна была поделена:
а) на губернии +
б) на волости
в) на станы

11. Основной налог с податных сословий, введенный Петром I в начале XVIII в. назывался:
а) выкупные платежи
б) оброк
в) пожилое
г) подушная подать+

12. Согласно принятой в 1722 г. Табели о рангах продвижение по службе зависело от:
а) знатности рода
б) личных заслуг +
в) богатства
г) выслуги лет

13. Петр Первый учредил:
а) приказы
б) коллегии +
в) комиссии
г) департаменты

14. Петербург начал строиться в:
а) 1703 г. +
б) 1725 г.
в) 1712 г.
г) 1700 г.

15. Новый орган власти, созданный Петром I, назывался:
а) Боярская дума
б) Земский собор
в) Государственный совет
г) Сенат+

16. Прокурорский контроль введен Петром I для:
а) надзора за соблюдением законов +
б) противодействия Сенату
в) политического сыска
г) контроля Сенатом коллегий

17. Основу российской армии составляли:
а) иностранные наемники и иррегулярная армия
б) принудительно набранные рекруты
в) стрельцы и дворянское ополчение
г) нет правильного ответа

18. Петр I создавал мануфактуры в основном для:
а) для пополнения казны
б) обеспечения нужд армии +
в) создания купечества в качестве опоры экономики
г) нет правильного ответа

19. Сенат–это высший
а) законодательный и законосовещательный орган
б) судебный и исполнительный орган+
в) судебный и законодательный орган
г) нет правильного ответа

20. Даты царствования Петра I:
а) 1672-1725
б) 1675-1724 +
в) 1682-1725
г) нет правильного ответа

2. В России 1711 - 1917 гг.: высший законодательный и судебно-административный орган. // О Совете Федерации (верхней законодательной палате России).

3. В Бельгии, Бразилии, Ирландии, Италии, Канаде, Мексике, США, Франции и других странах: верхняя законодательная палата парламента.

◁ Сена́тский, -ая, -ое. С. указ. Восстание 1825 года на Сенатской площади (ист.; восстание декабристов в Петербурге на площади перед зданием Сената).

(лат. senatus, от senex — старик), 1) в Древнем Риме республиканского периода — верховный орган власти. 2) В России в 1711—1917 — Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчинённый императору. Учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX в. как высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 высшая кассационная инстанция. 3) Название верхней палаты парламента в ряде современных государств (в США, Италии и др.).

СЕНА́Т (лат. senatus), высший государственный орган в Древнем Риме (см. ДРЕВНИЙ РИМ) ; возник из совета старейшин патрицианских родов около 4 века до нашей эры. Члены сената делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами. Постановления сената (сенатус-консульты) имели силу закона. Во времена Римской империи сенат утратил реальную власть, став собранием представителей знатных семейств. (Подробно смотри Сенат в Древнем Риме (см. СЕНАТ в Древнем Риме) ).
В России сенат был учрежден в 1711 году Петром I Великим в качестве высшего государственного органа , подчиненного императору. Официально он назывался Правительствующим сенатом. В течение 18 века функции сената менялись. С первой половины 19 века за сенатом закрепились полномочия высшего судебного органа и органа по надзору за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 года сенат получил права высшей кассационной инстанции.
Сенатом называют верхнюю палату парламентов в США, Франции, Италии, Казахстане, Бразилии, Польше, Румынии, Чехии, Австралии, Бельгии, Канаде, Испании, Венесуэле, Колумбии, Доминиканской Республике. По аналогии верхнюю палату российского парламента — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 1994 года неофициально называют сенатом, а его членов — сенаторами.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Сенат" в других словарях:

СЕНАТ — (лат. Senatus от senex старик). Совет старейшин; у римлян, высшее совещательное собрание, вообще высшее государственное учреждение, под ведением которого находится судебная власть. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Сенат — (senate) Буквально: совет старых людей . Законодательный орган в Древнем Риме. В настоящее время – верхняя палата законодательных органов ряда стран, включая США. Минимальный возраст сенатора США – 30 лет, члена Палаты представителей – 25.… … Политология. Словарь.

СЕНАТ — (латинское senatus), 1) в Древнем Риме республиканского периода верхновный орган власти. 2) В России в 1711 1917 Правительствующий Сенат высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1 й половины 19 в. высший судебный… … Современная энциклопедия

СЕНАТ — муж., лат. верховное правительственое место, в разных государствах, неодинакового устройства; наш сенат высшее распорядительное, исполнительное и судебное место, с почетом правительствующего. Суди меня сенат да канат (при Петре I). | Здание… … Толковый словарь Даля

сенат — См … Словарь синонимов

Сенат — (римский). Римская община искони слагалась из трех основныхорганов: народа, как суверенного распорядителя судьбами государства,магистратов, как носителей народной воли, и С., как носителя народногоразума, хранителя государственных традиций,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сенат — (латинское senatus), 1) в Древнем Риме республиканского периода верхновный орган власти. 2) В России в 1711 1917 Правительствующий Сенат высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1–й половины 19 в. высший судебный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СЕНАТ — (лат. senatus от senex старик),1) в Др. Риме республиканского периода верховный орган власти.2) В России в 1711 1917 Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам… … Большой Энциклопедический словарь

СЕНАТ — СЕНАТ, сената, муж. (лат. senatus). 1. В древнем Риме аристократический совет, высший орган государственного управления (ист.). 2. Высшее судебно административное учреждение в царской России (ист.). Правительствующий сенат. 3. Верхняя… … Толковый словарь Ушакова

СЕНАТ — (латинское senatus, от se пех старик), Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчинённый императору. Учреждён Петром I в 1711 как высший орган по делам законодательства и государственного управления, проводил сенаторские ревизии … Русская история

в Древнем Риме, один из высших государственных органов. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около 6 в. до н. э.); являлся государственным советом при царе. В период республики в ходе сословной борьбы 5—3 вв. до н. э. плебеев (См. Плебеи) с патрициями власть С. была несколько ограничена в пользу комиций (См. Комиции) (народные собрания). В 3—1 вв. до н. э. С. предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д.

Обычно Цензорами составлялся список член С. (до 88 до н. э. 300 член, затем 600) из лиц, занимавших или занимающих магистратуру (См. Магистратура), с определённым имущественным цензом [например, при Августе (в 1 в. н. э.) в 1 млн. сестерциев (См. Сестерций)] В период империи власть С. всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально С. продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. При Диоклетиане (конец 3 в.) С. был превращен в городской совет г. Рима, при Константине (4 в.) был учрежден С. в Константинополе, уравненный в правах с С. Рима.

название верхней палаты Парламентов многих буржуазных стран (Бельгии, Ирландии, Италии, Франции, США, Канады, Мексики, Бразилии, Ирана, Малайзии, Турции, Лесото, Либерии и др.). В некоторых странах С. формируются путём прямых выборов (США, Италия) или многостепенных (Франция), в других — назначаются главой государства целиком (Канада, Иордания) или частично (Ирландия, Иран, Турция). Во многих странах С. переизбирается не полностью (в отличие от нижней палаты), а частично (на 1 /3 каждые 2 года в США и Турции, на 1 /2 каждые 3 года в Иране, на 1 /3 каждые 3 года во Франции).

К началу 20 в. С. состоял из 6 департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2 кассационных), Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, 3 общих собраний и 5 соединённых присутствий департаментов. В 1906 при С. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников. После падения самодержавия в 1917 были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд. Остальной аппарат С. остался без изменений. С. упразднён декретом Сов. власти от 22 ноября (5 декабря) 1917.

Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .


Высший орган управления в Российской империи, совмещавший в себе три властных аспекта: законотворчество, исполнительную и судебную функции. Таково общее определение Правительствующего сената.

Несмотря на широкий спектр полномочий, эта инстанция находилась в полном подчинении императора, назначалась им, контролировалась и была перед ним ответственна.

На протяжении веков функции ее менялись в соответствии с указаниями царствующих особ. Об учреждении Правительствующего сената, его работе и трансформации и будет рассказано сегодня.

Этапы развития. При Петре Великом

Правительствующий сенат

Создатель Правительствующего сената – Петр I. По причине своих постоянных разъездов, которых требовала кипучая деятельность царя-реформатора, он был вынужден таким образом наладить работу государственной машины, чтобы она функционировала и в периоды его долгого отсутствия.

Эта причина и явилась стимулом к появлению Правительствующего сената. Дата его образования – 19.02.1711 г. Разделения властей на тот момент не существовало, так как речь идет об абсолютной монархии, поэтому и орган, заменяющий царя, находящегося в отъезде, был «един в трех лицах». Он объединял сразу три ветви власти: писал законы, следил за их исполнением и карал.

После Петра I

После смерти Петра Великого, в период с 1726 по 1730 год, Сенат стал называться Высоким и потерял большую долю имевшихся у него полномочий. Его деятельность в основном распространялась на финансовую и административную сферы.

При царствовании Екатерины II Сенат был поделен на департаменты и лишился законодательных полномочий.

C началом XIX века к функциям этого органа относился надзор за работой различных государственных учреждений. А начиная с 1864 года прибавляется еще один аспект его деятельности – он становится высшей кассационной инстанцией. Некоторые из департаментов Правительствующего сената занимались осуществлением регистрации торговых сделок.

Роспуск этой инстанции произошел 22.11.1917 г., после Октябрьской революции. Однако в ходе событий, произошедших в период Гражданской войны, в южных и восточных районах России его деятельность была возобновлена. Но период работы был недолгим и закончился, когда адмирал Колчак был взят в плен. Место, где заседал Сенат, менялось несколько раз, но основными пунктами его дислокации были Петербург и Москва.

Учреждение Правительствующего сената

Петр с приближенными

Как уже было отмечено, этот орган – детище Петра I. Царь вовсе не горел желанием просто так делиться властью с кем бы то ни было. Создание Правительствующего сената явилось вынужденной мерой. Те грандиозные задачи, которые были поставлены перед страной, требовали совершенствования государственного аппарата.

Но, в отличие от других стран, например таких как Швеция или Польша, Сенат отнюдь не являлся органом, в какой-либо мере ограничивающим самодержавие.

  • Во-первых, это учреждение не было выборным, его членов назначал сам царь. И это были ближайшие сподвижники, облеченные личным доверием государя. Среди них такие имена, как П. Голицын, М. Долгоруков, Г. Волконский и другие именитые вельможи.
  • Во-вторых, Сенат не представлял собой оппозиционную структуру. Он был в полном подчинении у царской особы и контролировался ею. А также нес ответственность перед монархом. Сенат как бы представлял собой «второе я» государя, а отнюдь не защищал интересы аристократической верхушки. И ему должны были подчиняться, как самому царю. Так, в одном из распоряжений Петр предупреждал, что тот, кто посмеет ослушаться указов Правительствующего сената, будет подвержен жестокому наказанию или даже смерти – «смотря по вине».
  • В-третьих, функции этого органа на первом этапе не были четко определены. Поле его деятельности было подвержено постоянным изменениям, в зависимости от той или иной ситуации. И делал он то, что сочтет целесообразным его величество император. В своем указе Петр определяет, что по его убытии Сенат должен: судить нелицемерно, не делать напрасных расходов, стараться отдать соль на откуп, увеличить китайскую и персидскую торговлю, приласкать армян и учредить фискальный орган. То есть перечня обязанностей у сенаторов не было, они лишь получали от царя инструкции.

Тайная слежка

Фасад здания Сената

Образование новой управленческой структуры диктовало необходимость создания новых должностей. В марте 1711 года учреждается новая должность – фискал. В его обязанности входило:

  • «Тайно надсматривать» над всеми делами.
  • Узнавать о различных преступлениях.
  • Обличать на суде взятки, казнокрадство и другие «безгласные дела».

А также была учреждена должность обер-фискала, состоящего при Сенате. Позже она стала звучать как генерал-фискал. У него имелось четыре помощника. В каждой из губерний был провинциал-фискал, к которому были приставлены три помощника. А в каждом городе, в зависимости от его величины – один-два фискала городовых.

Существование таких тайных доносчиков на государственной службе не прошло без ряда злоупотреблений и сведения счетов. Тем более что вплоть до 1714 года даже за ложный донос никаких санкций не предусматривалось. С другой стороны, в определенном положительном влиянии на наведение порядка в учреждениях местного уровня институту фискалов отказать нельзя.

Система прокурорского надзора

Статуя на фасаде здания Сената

Первоначально главой Правительствующего сената был обер-секретарь. Его Петр I был вынужден назначить из-за раздоров, постоянно наблюдавшихся на заседаниях. В 1720 году им стал А. Щукин, который оказался непригодным для исполнения обязанностей такого рода. После того как Щукин скончался в 1721 году, за порядком на заседаниях было поручено следить гвардейским штаб-офицерам, которые сменялись каждый месяц.

В 1722 году на смену офицерам приходит прокуратура, которая не только наблюдала за Сенатом, но и являлась системой надзора за другими учреждениями – в центре и на местах – осуществлявшими административные и судебные функции.

Во главе этой системы находился генерал-прокурор. Он был одновременно начальником канцелярии Сената и надзирал за этим органом. И не только в аспекте, касающемся порядка на заседаниях, но и с точки зрения законности его решений.

У генерал-прокурора был помощник – обер-прокурор. Учреждение должности генерал-прокурора сыграло двоякую роль в развитии Сената. С одной стороны, надзор с его стороны способствовал наведению порядка в производстве дел. А с другой – независимость этого органа сильно уменьшилась.

Связь с местным управлением

Огромная территория России всегда нуждалась в разветвленной и эффективной управленческой системе. Петр I тоже уделял особое внимание этому вопросу. Именно при нем произошло деление государства на губернии, а также постепенная замена устаревших органов управления – приказов – на коллегии.

Сигналом к их формированию послужило учреждение Сената. Все президенты вновь созданных коллегий стали его членами. Таким образом просматривалась непосредственная связь сената с регионами.

Метаморфозы

Анна Иоанновна

После смерти Петра Великого функции Правительствующего сената подверглись серьезным изменениям в сторону их урезания. При Екатерине I и Петре II был сформирован, по сути, альтернативный орган – Верховный тайный совет. Его членами стали фавориты императрицы.

Этот совет шаг за шагом перетягивал одеяло на себя, перенимая сенатские полномочия. С течением времени Сенат почти полностью утратил свои права и занимался разбором мелких дел. Однако при Анне Иоанновне тайный совет был ею упразднен, а Сенат восстановлен в его прежнем статусе.

Но при правлении императрицы Анны возникает еще одно учреждение – Кабинет, который становится своеобразной прокладкой между Сенатом и монархом. Со временем это негативным образом отразилось на работе Сената. После упразднения Кабинета Елизаветой Петровной последний вернул себе статус кво по ее указу.

Реформирование при Екатерине II

Екатерина Великая

Придя к власти, Екатерина II решила провести реформу Правительствующего сената. Она разделила этот орган на 6 департаментов. За каждым из них была закреплена та или иная сфера государственной деятельности. Это позволило императрице сделать более четким понимание полномочий Сената. Сферы деятельности между департаментами распределялись следующим образом.

  • 1-й департамент – внутренняя политика.
  • 2-й – судебная деятельность.
  • 3-й – надзор за губерниями с особым статусом – Лифляндией, Эстляндией, Малороссией, Нарвой и Выборгом.
  • 4-й – решение военных и морских вопросов.
  • 5-й – административные дела.
  • 6-й – ведение судебных дел.

При этом первые 4 департамента работали в Санкт-Петербурге, а два последних – в Москве.

Кроме этого, было расширено влияние на каждый из департаментов генерал-прокурора. В короткий период правления Павла I Сенат вновь лишился широкого круга своих полномочий.

При Александре I

Император Александр I

В том виде, в каком Сенат существовал перед его упразднением, он был создан императором Александром I. Ему досталось государство с устаревшим управленческим аппаратом, который он и взялся переделывать.

Понимая ту важную роль, которую сыграл Правительствующий сенат, молодой царь отдавал себе отчет в том, что по прошествии времени его значимость резко снизилась. Вскоре после восшествия на трон Александр своим указом обязал сенаторов представить ему для рассмотрения проекты, касающиеся проведения реформы этого учреждения.

Работа по обсуждению пакета необходимых улучшений в работе велась на протяжении нескольких месяцев. В ней принимали живое участие члены вновь созданного Негласного комитета – неофициального органа с совещательными функциями. В него входили сторонники Александра I в его начинаниях либерального характера: Строганов П. А., Кочубей В. П., Чарторыйский А. Е., Новосильцев Н. Н. В результате были проведены преобразования, о которых сказано ниже.

Регламент работы

Как и при Петре I, сенаторов назначал сам император. Претендовать на членство в этом органе могли исключительно чиновники, принадлежавшие к первым трем классам. В определенных случаях сенаторскую должность можно было совмещать с какой-то другой. В частности, это касалось военных.

Конкретные решения по тому или другому вопросу должны были приниматься в стенах того департамента, который был уполномочен на их решение. Но периодически проводились и общие мероприятия, предполагающие присутствие всех без исключения членов Сената. Указы, принятые этим органом, могли быть отменены только императором.

Новые функции

В 1810 году Александром I было принято решение о создании Государственного совета – высшего законодательного органа. Тем самым эта часть функций Правительственного сената упразднялась.

Но за ним оставлялась прерогатива законотворчества. Проекты законов могли представляться им для рассмотрения министром юстиции. Начиная с XIX века он одновременно являлся и генерал-прокурором.

В этот же период коллегии были заменены министерствами. Хотя на первых порах имела место путаница между Сенатом и вновь созданными исполнительными органами. Привести все в соответствие удалось лишь к 1825 году – к концу правления Александра.

Одной из основных функций сената была финансовая. Департаменты были обязаны контролировать исполнение бюджета и сообщать высшей власти о выявленных недоимках.

Еще одним важным направлением работы было решение межведомственных имущественных споров. А также Сенат занимался регулированием торговли, назначением мировых судей и ведением имперского гербовника. Как уже было сказано выше, этот орган прекратил свое существование после революционных событий в конце 1917 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: