Секретариат конституционного суда рф это

Обновлено: 25.04.2024

Евгений Васильевич Тарибо, начальник Управления конституционных основ административного права Конституционного Суда РФ, к.ю.н.

Предварительное рассмотрение каждого обращения является обязанностью Секретариата КС РФ и составляет отдельную стадию конституционного судопроизводства согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - ФКЗ). На это указал КС РФ в Определении от 17 февраля 2000 года N 125-О.

Основания возврата

Наиболее часто Секретариат возвращает заявителю обращение в случае, когда оно по форме не отвечает требованиям ФКЗ (ст. 37 и 38). При рассмотрении обращения Секретариат учитывает данное Судом истолкование формальных требований Закона, придавая их соблюдению особое значение с процессуальной точки зрения.

Особое внимание Секретариат КС РФ обращает на требование, вызванное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к КС РФ. Если имеет место жалоба гражданина, то требование формулируется как просьба признать акт либо его отдельные положения несоответствующими Конституции РФ, конкретным ее статьям. Это вытекает из толкования ст. 37 в сочетании со ст. 100 ФКЗ, поскольку решение суда всегда есть ответ на требование заявителя.

Согласно ст. 74 ФКЗ КС РФ принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, следовательно, требование должно быть изложено ясно и понятно; если оспаривается весь акт целиком, но очевидно, что не все его положения затрагивают права заявителя или имеют отношения к его делу, необходимо рекомендовать уточнить требование, ставя вопрос о проверке конкретных положений акта.

В отношении других формальных требований к обращению Секретариат подходит не столь строго. Это относится, например, к требованию о необходимости указания в обращении наименования и адреса государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции, точного названия, номера, даты принятия, источника опубликования и иных данных о подлежащем проверке акте. Данное требование актуально в отношении правовых актов субъектов РФ.

Возвращает Секретариат КС РФ обращение и в том случае, когда оно исходит от ненадлежащего органа или лица, а также если обращение не оплачено государственной пошлиной. Несмотря на кажущуюся очевидность названных случаев, Секретариат возвращает обращения по названным основаниям по результатам содержательного анализа обращения и приложенных к нему материалов.

В КС РФ вправе обратиться лица и органы, поименованные в ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ. По буквальному смыслу названных норм к ним юридические лица, например унитарные предприятия, прямо не отнесены, хотя в своих решениях КС РФ признал за ними статус надлежащего заявителя. Не относятся к надлежащим заявителям министерства и ведомства. Хотя в случае, когда указанные органы обращаются с ходатайством об официальном разъяснении решения КС РФ, они могут быть признаны в качестве надлежащих заявителей, которым направлялось решение в порядке официальной рассылки.

Далеко не всегда однозначным является вопрос о том, уплачена ли государственная пошлина как необходимое условие доступа к конституционному правосудию. Из платежного документа (КБК и номер счета получателя) должно быть видно, что пошлина заявителя уплачена за обращение именно в КС РФ, а не в иной орган, поэтому следует обращать на это внимание. Кроме того, государственная пошлина, будучи сбором, носит индивидуальный характер, а потому вносится лично заявителем, а не его представителем.

О правах заявителя

Регламент КС РФ, утвержденный его решением в 1995 году, предусматривает также полномочие Секретариата по борьбе со случаями злоупотребления заявителями своим правом на обращение в КС РФ. В случае повторного обращения заявителя в КС РФ по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление КС РФ либо состоялось решение КС РФ об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения КС РФ с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается. Такое уведомление подписывается руководителем Секретариата КС РФ либо его заместителем. Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в канцелярию КС РФ на хранение (параграф 9).

Статус

Проведенный анализ полномочий Секретариата показывает, что названный орган не является простым техническим придатком Суда. По существу Секретариат задуман как подразделение, которое в рамках конституционного судопроизводства осуществляет квазисудебные функции. Решения, во многом аналогичные тем, которые в рамках иных видов судопроизводства принимают исключительно судьи (например, возвращение искового заявления, оставление заявления без движения в гражданском процессе), в конституционном судопроизводстве принимаются Секретариатом. Подобные решения Секретариата, как указывалось ранее, подлежат контролю со стороны Суда по требованию заявителя.

Помимо особого статуса Секретариата и специфики осуществляемых им функций с точки зрения стадии конституционного судебного процесса - предварительного рассмотрения обращений, необходимо отметить место Секретариата в последующих стадиях, прежде всего в стадии принятия обращения либо его отклонения. Будучи фильтром, пропускающим через себя огромный поток обращений (часть из них поступает через Отдел по приему граждан, сотрудники которого разъясняют формальные требования к обращениям), Секретариат нацелен на постоянный поиск и анализ тех из них, которые содержат вопросы конституционного уровня.

Как устанавливает Регламент, обращения по вопросам, относящимся согласно части первой ст. 3 ФКЗ к компетенции КС РФ, с соответствующими предложениями передаются руководителю Секретариата КС РФ. Поскольку довольно часто обращения, поступающие в КС РФ, имеют межотраслевой характер, предложения по обращению высказываются несколькими отраслевыми подразделениями. Далее обращения руководителем Секретариата передаются Председателю КС РФ для направления их судьям. Мнения отраслевых подразделений по поводу вопросов, поставленных в обращении, нередко не совпадают. В подобном случае заключения управлений выполняют не просто роль вспомогательных материалов: поскольку Секретариат в соответствии со ст. 111 ФКЗ осуществляет научно-аналитическое обеспечение КС РФ, его заключения следует рассматривать как, условно говоря, экспертные. Секретариат обеспечивает организационное сопровождение деятельности КС РФ на стадии принятия обращения либо его отклонения, а также стадии совещания, голосования и принятия итоговых решений (организация заседаний, обеспечение протоколирования и нормального хода совещаний обеспечиваются Управлением судебных заседаний). В названных стадиях осуществляется и аналитическое сопровождение деятельности Суда. Например, по поручению судей сотрудники отраслевых управлений готовят проекты решений.

Необходимо отметить также особую роль Секретариата на стадии исполнения решений. В соответствии с ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае если решением КС РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения КС РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части (ст. 79). В силу специфики конституционного судопроизводства в отношении решений КС РФ не может быть задействован механизм исполнительного производства, предусмотренный для судебных актов судов общей и арбитражной юрисдикции. Таким образом, на завершающей стадии конституционного судопроизводства Секретариат выступает тем органом, который контролирует исполнение решений КС РФ.

Таким образом, анализ полномочий Секретариата, предоставленных ФКЗ, позволяет охарактеризовать его статус как относительно самостоятельного органа, действующего от своего имени практически на всех стадиях конституционного судопроизводства. При этом, в зависимости от стадии конституционного судопроизводства, Секретариат в рамках своего основного предназначения - обеспечение деятельности Конституционного Суда - реализует квазисудебную, аналитическую и организационную функции. За многие годы Секретариат наработал уникальные технологии работы, которые корректируются с учетом принимаемых КС РФ решений. Конституционное правосудие не имеет вертикально интегрированной системы территориальных органов (в отличие, например, от общих судов или арбитражных судов или прокуратуры), полноценное освоение уже наработанных технологий новыми сотрудниками возможно только по принципу вхождения в "новую реку" на основе преемственности опыта. При этом для сохранения нормального хода работы Конституционного Суда важно, чтобы этот опыт не был утрачен.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют финансовое, кадровое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конституционный Суд Российской Федерации определяет необходимую численность работников аппарата, устанавливает структуру аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 02.06.2009 N 2-ФКЗ, от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Права, обязанности, ответственность работников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Численность работников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается на основании представления Конституционного Суда Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

(часть пятая введена Федеральным конституционным законом от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;

3) исходит от явно ненадлежащего органа или лица;

(п. 3 в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не оплачено государственной пошлиной и отсутствуют ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, отсрочке (рассрочке) ее уплаты и документы, подтверждающие основания для такого ходатайства;

(п. 4 в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) не может быть признано допустимым в связи с тем, что на момент подачи жалобы на нарушение конституционных прав и свобод истек предусмотренный статьей 97 настоящего Федерального конституционного закона срок со дня принятия судебного решения, которым исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты, либо явно не исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба, в рамках конкретного дела.

(п. 5 в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

(часть третья в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 N 5-ФКЗ.

1.1. Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации* в соответствии со статьями 40 и 111 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" участвует в конституционном судопроизводстве, рассматривая в предварительном порядке поступающие в Конституционный Суд обращения и осуществляя организационное, научно-аналитическое, информационное и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля.

1.2. В своей деятельности Секретариат руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", другими федеральными законами и иными правовыми актами государственных органов Российской Федерации, Регламентом Конституционного Суда, настоящим Положением и иными решениями Конституционного Суда, приказами и распоряжениями Председателя Конституционного Суда.

1.3. Общее руководство Секретариатом осуществляет Председатель Конституционного Суда, непосредственное - судья-секретарь Конституционного Суда, текущее - Руководитель Секретариата.

2. Функции Секретариата

Секретариат выполняет следующие функции:

рассматривает обращения, поступившие в Конституционный Суд, в порядке и случаях, установленных статьями 40 и 111 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации";

готовит ответы, заключения, аналитические, справочные и другие материалы по обращениям заявителей;

содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

осуществляет организационное обеспечение пленарных заседаний Конституционного Суда, заседаний его палат и совещаний судей;

ведет реестры обращений, принятых Конституционным Судом к рассмотрению, дел, назначенных к слушанию, решений Конституционного Суда; проводит прием посетителей;

готовит материалы к посланиям Конституционного Суда; на основе изучения и обобщения практики деятельности Конституционного Суда и опыта деятельности органов конституционного контроля зарубежных государств осуществляет теоретическую разработку проблем конституционного судопроизводства;

участвует в подготовке проектов законов или законодательных предложений по вопросам, связанным с законодательной инициативой Конституционного Суда, и готовит к ним необходимые материалы;

обеспечивает опубликование решений Конституционного Суда и особых мнений судей;

взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, осуществляющими исполнение решений Конституционного Суда; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда, готовит для Конституционного Суда информацию об исполнении этих решений;

обеспечивает развитие и сопровождение информационной системы Конституционного Суда и специальных средств связи;

обеспечивает Конституционный Суд и его аппарат правовой и иной информацией;

взаимодействует с аппаратами органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации, а также органов конституционного контроля зарубежных государств;

выполняет другие функции в соответствии с решениями Конституционного Суда и по поручению его Председателя.

3. Структура Секретариата

3.1. Секретариат состоит из управлений, отделов, служб и других подразделений.

Структура и штатное расписание Секретариата утверждаются Конституционным Судом по представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

3.2. Основные функции подразделений Секретариата, права и обязанности их сотрудников регламентируются положениями о подразделениях Секретариата и должностными инструкциями, утверждаемыми Руководителем Секретариата.

4. Руководство Секретариата

4.1. Секретариат Конституционного Суда возглавляет Руководитель Секретариата, кандидатура которого утверждается Конституционным Судом по представлению его Председателя. Руководитель Секретариата:

организует, координирует, контролирует деятельность управлений, отделов, других подразделений Секретариата и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Секретариат задач;

обеспечивает взаимодействие Секретариата с другими подразделениями аппарата Конституционного Суда;

представляет Председателю Конституционного Суда материалы по об обращениям, поступившим в Конституционный Суд;

рассылает судьям перечень обращений, поступивших в Конституционный Суд за истекший период;

осуществляет контроль за подготовкой уведомлений о несоответствии обращений требованиям закона и выявлением в таких обращениях вопросов, представляющих интерес для изучения судьями, и их обобщение;

организует подготовку управлениями Секретариата проектов определений Конституционного Суда для вынесения их на пленарные заседания Конституционного Суда в порядке статей 40 и 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации";

направляет в подразделения Секретариата поручения судей и контролирует их исполнение;

осуществляет общее руководство проведением работ по созданию и развитию информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда;

организует подготовку материалов для послания Конституционного Суда Федеральному Собранию Российской Федерации и материалов, связанных с осуществлением Конституционным Судом законодательной инициативы;

осуществляет контроль за организационным обеспечением заседаний Конституционного Суда, его палат и совещаний судей;

организует работу по анализу практики исполнения решений Конституционного Суда и по результатам работы информирует Председателя и судей Конституционного Суда;

анализирует итоги деятельности подразделений Секретариата и периодически докладывает о них судье-секретарю Конституционного Суда;

проводит работу по повышению квалификации сотрудников Секретариата:

представляет Секретариат во взаимоотношениях с аппаратами других . органов государственной власти и средствами массовой информации;

вносит Председателю Конституционного Суда предложения по вопросам структуры и штатного расписания Секретариата, а также приема, увольнения, поощрения сотрудников Секретариата и наложения на них дисциплинарных взысканий;

утверждает должностные инструкций сотрудников Секретариата; решает вопросы, связанные с обеспечением их служебными помещениями, средствами связи, вычислительной и оргтехникой; принимает меры по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также содействует решению социально-бытовых вопросов;

выполняет иные функции и обладает другими полномочиями, предоставляемыми ему федеральным законодательством, решениями Конституционного Суда, приказами и распоряжениями Председателя Конституционного Суда.

Руководитель Секретариата издает приказы и распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.2. Руководитель Секретариата имеет заместителя, кандидатура которого утверждается Конституционным Судом по представлению его Председателя.

Заместитель Руководителя Секретариата замещает Руководителя Секретариата в его отсутствие, выполняет его поручения, а также функциональные обязанности, возложенные на нею в соответствии с распределением должностных полномочий, установленных Председателем Конституционного Суда и Руководителем Секретариата.

5. Права и обязанности сотрудников Секретариата

5.1. Сотрудники Секретариата имеют права и обязанности, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами государственных, органов Российской Федерации, регулирующими порядок и условия прохождения федеральной государственной службы, законодательством о труде, настоящим Положением и должностными инструкциями.

5.2. Руководитель подразделения Секретариата; осуществляет непосредственное руководство подразделением и несет персональную ответственность за выполнение его функций;

распределяет обязанности между сотрудниками своего подразделения;

вносит Руководителю Секретариата предложения по подбору, расстановке, поощрению сотрудников подразделения, наложению на них дисциплинарных взысканий;

обеспечивает соблюдение сотрудниками подразделения служебной, трудовой дисциплины и требований инструкций по охране труда;

вносит Руководителю Секретариата предложения о предоставлении отпусков, об обеспечении сотрудников подразделения служебными помещениями, средствами связи, вычислительной и оргтехникой, о создании здоровых и безопасных условий труда и решении социально-бытовых вопросов;

выполняет иные обязанности, предусмотренные в должностных инструкциях,

7. Взаимодействие Секретариата с аппаратами других федеральных органов государственной власти

7.1. В связи с выполнением стоящих перед Секретариатом задач Руководитель Секретариата и его заместитель осуществляют взаимодействие с Администрацией Президента Российской Федерации, с аппаратами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Прокуратуры Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств.

7.2. По поручению Председателя, заместителя Председателя и судьи секретаря Конституционного Суда Руководитель Секретариата и его заместитель могут обращаться непосредственно к руководителям федеральных органов государственной власти.

8. Участие Секретариата во взаимодействии и обмене опытом работы с аппаратами органов конституционного контроля

8.1. Секретариат осуществляет взаимодействие и обмен опытом с аппаратами органов конституционного контроля субъектов Российской Федераций и органов конституционного контроля зарубежных государств.

8.2. Руководитель Секретариата вносит Председателю Конституционного Суда предложения по вопросам сотрудничества с аппаратами органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации, органов конституционного контроля зарубежных государств и командирования за рубеж сотрудников Секретариата.

9. Заключительные положения

9.1. Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации имеет печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

9.2. Условия социально-бытового, транспортного и медицинского обеспечения сотрудников Секретариата определяются Председателем Конституционного Суда в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами.

9.3. Настоящее Положение является обязательным для подразделений Конституционного Суда, осуществляющих материально-техническое, социально-бытовое, медицинское и иное обеспечение Секретариата Конституционного Суда я его сотрудников.

* Далее по тексту - Секретариат

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации (утв. решением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2000 г.)

  • Раздел первый. Организация Конституционного Суда РФ и статус судей (ст.ст. 1 - 28)
    • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
      • Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля
      • Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации
      • Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса
      • Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства
      • Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 22 (утратила силу)
      • Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 25. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 27 (утратила силу)
      • Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации
      • Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства (ст.ст. 29 - 35)
        • Статья 29. Независимость
        • Статья 30. Коллегиальность
        • Статья 31. Гласность
        • Статья 32. Устность разбирательства
        • Статья 33. Язык конституционного судопроизводства
        • Статья 34. Непрерывность судебного заседания
        • Статья 35. Состязательность и равноправие сторон
        • Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации
        • Статья 37. Общие требования к обращению
        • Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению
        • Статья 39. Государственная пошлина
        • Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению
        • Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
        • Статья 44. Отзыв обращения
        • Статья 45. Созыв заседаний
        • Статья 46 (утратила силу)
        • Статья 47. Назначение дел к слушанию
        • Статья 47.1. Разрешение дел без проведения слушания
        • Статья 48. Соединение дел
        • Статья 49. Подготовка дела к слушанию
        • Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 51. Рассылка материалов к заседанию с проведением слушания. Оповещение о заседании с проведением слушания
        • Статья 52. Участники процесса
        • Статья 53. Стороны и их представители
        • Статья 54. Открытые заседания
        • Статья 55. Закрытое заседание
        • Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
        • Статья 57. Распорядок заседания
        • Статья 58. Председательствующий в заседании
        • Статья 59. Протоколирование
        • Статья 60. Порядок исследования вопросов
        • Статья 61. Отложение заседания
        • Статья 62. Объяснения сторон
        • Статья 63. Заключение эксперта
        • Статья 64. Показания свидетелей
        • Статья 65. Исследование документов
        • Статья 66. Заключительные выступления сторон
        • Статья 67. Возобновление рассмотрения вопроса
        • Статья 68. Прекращение производства по делу
        • Статья 69. Окончание слушания дела
        • Статья 70. Совещание судей по принятию итогового решения
        • Статья 71. Виды решений
        • Статья 72. Принятие решения
        • Статья 73 (утратила силу)
        • Статья 74. Требования, предъявляемые к решениям
        • Статья 75. Изложение решения
        • Статья 76. Особое мнение судьи
        • Статья 77. Провозглашение решения
        • Статья 78. Опубликование решения
        • Статья 79. Юридическая сила решения
        • Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 81. Последствия неисполнения решения
        • Статья 82. Исправление неточностей в решении
        • Статья 83. Разъяснение решения
        • Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст.ст. 84 - 87)
          • Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 85. Допустимость запроса
          • Статья 86. Пределы проверки
          • Статья 87. Итоговое решение по делу
          • Статья 88. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 89. Допустимость запроса
          • Статья 90. Пределы проверки
          • Статья 91. Итоговое решение по делу
          • Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 93. Допустимость ходатайства
          • Статья 94. Пределы проверки
          • Статья 95. Итоговое решение по делу
          • Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 97. Допустимость жалобы
          • Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
          • Статья 99. Пределы проверки
          • Статья 100. Итоговое решение по делу
          • Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 102. Допустимость запроса
          • Статья 103. Последствия внесения запроса
          • Статья 104. Пределы проверки и варианты итоговых решений
          • Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 104.2. Допустимость запроса
          • Статья 104.3. Пределы проверки
          • Статья 104.4. Итоговое решение по делу
          • Статья 104.5. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 104.6. Допустимость запроса
          • Статья 104.7. Пределы проверки
          • Статья 104.8. Итоговое решение по делу
          • Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации
          • Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 108. Допустимость запроса
          • Статья 109. Порядок направления запроса и дачи заключения
          • Статья 110. Заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
          • Статья 110.1. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 110.2. Допустимость запроса
          • Статья 110.3. Срок вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 110.4. Пределы проверки
          • Статья 110.5. Итоговое решение по делу
          • Статья 110.6. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 110.7. Допустимость запроса
          • Статья 110.8. Последствия внесения запроса
          • Статья 110.9. Срок вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 110.10. Пределы проверки
          • Статья 110.11. Итоговое решение по делу
          • Статья 110.12. Юридическое значение постановления Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 112 (утратила силу)
          • Статья 112.1. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
          • Статья 113. Печать Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 114. Символы судебной власти Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 115. Местопребывание Конституционного Суда Российской Федерации

          Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ
          "О Конституционном Суде Российской Федерации"

          С изменениями и дополнениями от:

          8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 12 марта, 4 июня 2014 г., 8 июня, 14 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г., 9 ноября 2020 г., 1 июля 2021 г.

          Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года

          Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года

          ГАРАНТ:

          См. также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: