Счетная палата рф кто курирует суды

Обновлено: 22.04.2024

За три года под руководством Алексея Кудрина Счётная палата (СП) стала более заметной в публичном пространстве. Настолько, что превращается едва ли не в главного обличителя неэффективности и недостатков системы власти. Впрочем, результаты работы самой СП вызывают вопросы. «Секрет фирмы» разбирался, как изменилась роль ведомства в экономической и политической жизни страны.

Как устроена система аудита в России

Счётная палата — орган высшего финансового контроля в РФ. Главные действующие лица — 12 аудиторов (плюс руководитель). Шесть из них назначают депутаты Госдумы (то есть косвенно в этом процессе участвует любой гражданин, который ходит на выборы), остальные шесть — Совет Федерации (то есть представители всех регионов).

У СП нет вертикали власти. В каждом регионе есть свои контрольно-счётные палаты, но административно они не подчиняются федеральной СП. При этом между ними заключены соглашения об общих стандартах и методах работы.

У СП РФ есть все основания и полномочия для самостоятельного контроля всех бюджетных средств страны. А учитывая, что действия коммерческих организаций обязательно несут налоговую составляющую как на региональном, так и на федеральном уровне, то при необходимости СП может на законных основаниях проверить любые финансовые действия на территории страны.

Кого и как громит Счётная палата

В медиа регулярно появляется скандальная информация о том, как СП жёстко раскритиковала то или иное ведомство за неэффективность или вскрыла нарушения на сотни миллиардов рублей. Только с начала 2021 года благодаря СП мы узнали, что:

ежегодно в силовых структурах на госзакупках, ошибках бухучёта и коррупции «теряется» около 200–300 млрд рублей.Только на закупках формы для Росгвардии за год украли почти 700 млн рублей;

институт развития «Корпорация МСП» почти не помогает малому и среднему бизнесу (хотя ради этого и создавался). При этом руководство ставит перед собой в качестве целей невысокие показатели, легко перевыполняет планы и выплачивает за это себе неадекватно высокие зарплаты;

почти все проекты, в которые институты развития Северного Кавказа вложили бюджетные деньги, остались хронически убыточными. Работа чиновников не увеличила, а сократила темпы роста экономики кавказских регионов;

в «Роскосмосе» небрежно относятся к деньгами: за 2020 год аудиторы нашли в госкорпорации нарушений больше чем на 30 млрд рублей. Речь идёт о неэффективном использовании выделенных средств, о нарушениях «по нормативам финансирования» и при ведении бухучёта;

программа «Сельская ипотека» в первый год своей работы оказалась недостаточно эффективной и слабо влияет на развитие сёл и деревень;

крабовая реформа вылилась в махинации: на аукционы не пускают «лишних» игроков, а стартовую цену на торгах занижают в 33–60 раз, из-за чего в бюджет поступает меньше денег;

при строительстве «нового Шёлкового пути» за 655 млрд рублей вскрылась коррупция и ошибки, из-за которых могут возникнуть проблемы с качеством автодороги.

До этого Счётная палата вскрыла нарушения на сотни миллионов рублей в Минтруде, Минсельхозе, Минэнерго, и в работе таможни.

При этом СП нередко выступает в несвойственной для себя роли — она не только контролирует финансовые и экономические процессы в государстве, но и старается участвовать в них. Например, в марте аудиторы предупредили, что Россия может столкнуться с повторением топливного кризиса 2018 года, — и даже предложили увеличить минимальный уровень продажи топлива на бирже и скорректировать демпферный механизм. Минэнерго с такими выводами не согласилось.

У аудиторов и чиновников порой расходятся мнения и по другим важным вопросам. Так, в марте представитель СП заявил, что фонд национального благосостояния (ФНБ) в 2021 году нечем пополнить. В Минфине на это ответили, что если цена на нефть и курс рубля не упадут, то в государственную кубышку направят более 2 трлн рублей.

Иногда СП выступает с критикой «линии партии»: в начале года аудиторы указали, что государственное сдерживание цен на продукты, которым правительство РФ занимается по инициативе президента, может спровоцировать их дефицит. Минсельхоз позже опроверг такую вероятность.

Зыков Кирилл/Агентство «Москва»

Роль Кудрина

Глава Счётной палаты Алексей Кудрин также активен в публичном пространстве — и тоже регулярно выступает с критическими замечаниями. Во время пандемии он неоднократно призывал власти активнее использовать деньги из ФНБ на борьбу с кризисом. По мнению Кудрина, в 2020 году можно было бы потратить половину или даже больше средств фонда на помощь бедным слоям населения, но этого так и не сделали.

Кудрин вообще стал одним из главных спикеров по проблеме бедности в России. Осенью 2020 года он сокрушался, что ситуация усугубится — и надолго. Полгода спустя он предложил правительству изменить подход к поддержке малоимущих. По мнению Кудрина, пособия надо распространить не только на семьи с детьми, а ещё и на граждан с низким доходом.

Алексей Кудрин находится в высших эшелонах власти с девяностых годов. В нулевые он был заместителем главы правительства и министром финансов. В 2011 году он поссорился с президентом России Дмитрием Медведевым, ушёл из Белого дома и даже поучаствовал в протестном митинге несистемной оппозиции. Затем возглавлял дискуссионные площадки («Комитет гражданских инициатив» и «Центр стратегических разработок» (ЦСР) и другие), активно и открыто полемизировал с руководством страны.

Роль Счётной палаты в социально-экономическом развитии страны характеризуется не только формальным статусом и полномочиями аудитора, но и личностью Алексея Кудрина, констатирует доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Соколов.

Он напоминает: ранее Кудрин руководил ЦСР, который писал стратегию долгосрочного развития российской экономики на 2018–2024 годы. В документе перечислялись ключевые вызовы для страны, в том числе снижение качества госуправления. «Программа Кудрина» сформулировала три приоритета — технологическое развитие, человеческий капитал и современное государство. На нынешнем посту Кудрин ориентируется на эти направления, отмечает экономист.

Несмотря на то, что должность главы Счётной палаты не подразумевает публичности, свойственной членам кабмина, этот орган системно погружён во все ключевые направления долгосрочного развития государства, по сути, обеспечивая их аудит, мониторинг и координацию. Такая позиция позволяет Кудрину позиционировать своё отношение к реализуемой государственной политики по широкому спектру направлений.

При Кудрине СП стала фокусироваться на проведении так называемого стратегического аудита, когда проверяется не только целевое использование средств, но и ставится более глобальный вопрос: насколько определённые госпрограммы вообще эффективны и достигают ли они заявленных целей, отмечает экономист, ректор Российской экономической школы (РЭШ) научный сотрудник Центра исследований экономики и политики (CEPR) и Международного центра роста (IGC) Рубен Ениколопов.

Если раньше выбор государственных программ никогда явно не ставился под вопрос, то сейчас Счётная палата больше внимания уделяет тому, какие проекты более эффективны, какие менее. Это очень важное изменение, которое принципиально меняет подходы к оценке госпрограмм и которое потенциально может повлиять на выбор того, в какие из них стоит вкладывать деньги, а в какие — нет.

Насколько эффективна Счётная палата

Сразу после назначения Кудрина (возглавил ведомство в мае 2018 года) заметно упало число выявленных нарушений и возвращённых в бюджет средств. По итогам 2018 года СП провела 419 проверок (ровно на 100 больше, чем годом ранее), но обнаружила нарушений лишь на 772 млрд рублей — в 2,4 раза меньше. На следующий год объём возвращённых в казну средств упал до минимума за пять лет (4,5 млрд рублей).

В ковидный 2020 год аудиторы поставили новый антирекорд: совокупный объём выявленных бюджетных нарушений упал до минимума за шесть лет и составил 355 млрд рублей. СП объясняла это сокращением числа выездных проверок.

Приход Кудрина сопровождался обещаниями, что СП усилит борьбу с коррупцией, в том числе в высших эшелонах власти и крупнейших госкорпорациях. Однако этого не произошло: по итогам проверок аудиторов в 2018 году возбуждено 40 уголовных дел, в 2019-м — 25 дел, в 2020-м — 32.

Впрочем, опрошенные «Секретом» эксперты не спешат упрекать СП за это. «Реакция на выявленные СП нарушения — это сфера ответственности других органов, поэтому это не может быть критерием оценки её работы», — считает управляющий партнёр BMS Group Алексей Матюхов.

То, что в последние годы СП возвращает в бюджет меньше денег, также сложно рассматривать в качестве критерия оценки её работы, полагает Рубен Ениколопов. СП — не карательный орган, и её задача не в том, чтобы просто возвращать деньги в казну, говорит ректор РЭШ. Эксперт задаётся вопросом: если деньги потратили на полезную и эффективную программу, но в которой аудиторы обнаружили какие-то чисто формальные нарушения, стоит ли требовать их возврата?

Иногда проверки и СП, и, например, Генпрокуратуры, сводятся к тому, что, придираясь к каким-то несущественным формальностям и «бумажным» нарушениям, не имеющим отношения к сути проекта, от исполнителей требуют возврата государственных денег в бюджет. Это серьёзно увеличивает риски для тех, кто участвует в реализации госпрограмм, так что многие компании отказываются от работы над такими проектами в принципе или требуют для себя дополнительную «премию» за то, чтобы взять на себя эти риски. СП должна разобраться в сути проекта, и, если он показывает высокие результаты и доказывает свою эффективность, то отклонения от бюрократических формальностей не должны служить причиной для наказания исполнителей.

Даже если проверки не заканчиваются наказаниями, они бывают чрезвычайно выматывающими и сами по себе приводят к тому, что проверяемые чиновники работают менее эффективно, чем могли бы. На это в конце 2019 года жаловался на тот момент министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

Министр посетовал, что его сотрудники каждую неделю пишут справки по нацпроектам. Дополнительно СП направляет по пять-шесть нерегулярных запросов в месяц. Орешкин заявил, что такая излишняя отчётность перед аудиторами мешает достигать запланированных в нацпроектах целей. И даже предложил, что СП ведёт таким работает на «врагов» — и посоветовал Кудрину поискать в своих рядах шпионов. Диверсантов не нашли, зато один из аудиторов стал фигурантом дела о растрате: Михаила Меня обвинили в хищении 700 млн рублей из бюджета Ивановской области в 2011 году — на тот момент чиновник был губернатором региона. В мае уголовное дело в отношении него закрыли из-за истечения срока давности.

Статья 9. Аудиторы Счетной палаты

1. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты.

2. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Аудиторы Счетной палаты не могут состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд.

5. Кандидатуры для назначения на должность аудитора Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе, Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. В случае, если какая-либо из внесенных Советом Государственной Думы или Советом палаты Совета Федерации кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее соответственно в Государственную Думу или Совет Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты.

6. Постановление Совета Федерации о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

7. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

8. Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

9. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

10. Аудитор Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением той палаты Федерального Собрания, которая его назначила, в случае:

1) нарушения им законодательства Российской Федерации, совершения злоупотреблений по службе либо систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных (должностных) обязанностей, входящих в его компетенцию, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) личного заявления об отставке;

3) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;

4) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

5) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

10.1. В случае выявления оснований для досрочного освобождения от должности аудитора Счетной палаты Председатель Счетной палаты информирует об этом Президента Российской Федерации.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)

11. Решение о досрочном освобождении от должности аудитора Счетной палаты оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации.

Статья 7. Председатель Счетной палаты

1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

2. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты.

3. Постановление о назначении на должность Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Председатель Счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом;

2) представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты.

7. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

8. Председатель Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Государственной Думы в случае:

1) нарушения им законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа депутатов Государственной Думы;

2) личного заявления об отставке;

3) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;

4) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

5) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

9. Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Государственной Думы по представлению Президента Российской Федерации.

В частности, аудиторы обратили внимание на то, что департамент, будучи госзаказчиком Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», не проследил за своевременным вводом объектов капитального строительства.

Счётная палата (СП) проверила, как в 2019 году расходовали бюджетные средства Конституционный и Верховный суды, Судебный департамент при ВС и Московский городской суд.

«Нарушения и недостатки отмечены у всех ведомств, за исключением Верховного суда», – отметили в СП.

Основная доля нарушений и недостатков – на сумму свыше 5,2 млрд руб. – пришлась на Суддеп и Мосгорсуд. В частности, аудиторы выяснили, что в рамках выполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» не был обеспечен своевременный ввод 12 объектов капитального строительства (здания районных и городских судов в регионах), расходы по которым на 1 января 2020 года составили 4,2 млрд руб. По семи объектам не разработали и не утвердили проектную документацию. «Эту проблему мы уже многократно отмечали в Судебном департаменте», – отметила аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова (цитата – сайт СП).

Также выяснилось, что департамент неэффективно распоряжался имуществом, которое находится в пользовании его подведомственных структур. Кроме того, аудиторы обратили внимание на низкий уровень исполнения субвенций, выданных Суддепом регионам на исполнение полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели.

Другие замечания касаются диспансеризации госслужащих центрального аппарата департамента. Суддеп использовал не все деньги, выделенные на эти цели, а обследование прошли не все сотрудники.

Нарушения, связанные с искажением годовой бюджетной отчётности на 4,8 млрд руб., в Мосгорсуде устранили в ходе проверки. Аудиторы обратили внимание в том числе на то, что суд превысил годовой объем закупок на сумму до 300 000 руб. у единственного поставщика. Кроме того, в 2019 году суд выплатил компенсационные вознаграждения присяжным заседателям за дни, в которые не было слушаний.

Счётная палата — высший независимый орган финансового аудита в России. Её основная задача — контролировать эффективность расходования бюджетных средств.

Аудиторы Счётной палаты могут проверить любые госорганы, предприятия, банки, страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица, которые заключили договор на оказание работ или услуг и получили от государства деньги, — насколько те соблюдают условия договоров о предоставлении бюджетных средств или использовании госимущества.

Когда аудиторы обнаруживают нарушения, они выдают различные предписания, постановления, уведомления, а при выявлении нарушений, имеющих признаки состава преступления, передают материалы в правоохранительные органы.

В своей стратегии развития до 2024 года Счётная палата формулирует свою миссию так: «. содействовать справедливому и ответственному госуправлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека».

Чтобы добиться этого, СП намерена добиться «развития подотчётности органов власти и персональной ответственности руководителей ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач».

А в гражданах руководство СП хочет развивать «чувство налогоплательщика». Для этого аудиторов уже заставляют писать отчёты простым языком, создали портал — агрегатор информации о государственных финансах «Госрасходы» и с мая 2021 года стали публиковать свою базу рекомендаций. «Любой гражданин, обеспокоенный вопросами расходования бюджетных денег, может увидеть, что предлагает СП, и, сформировав запрос, уточнить у ведомств, что они предприняли для более эффективной работы», — говорится в описании проекта.

Пример употребления на «Секрете»

«Если раньше выбор государственных программ никогда явно не ставился под вопрос, то сейчас Счётная палата больше внимания уделяет тому, какие проекты более эффективны, какие менее. Это очень важное изменение, которое принципиально меняет подходы к оценке госпрограмм и которое потенциально может повлиять на выбор того, в какие из них стоит вкладывать деньги, а в какие — нет».

(Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов — о том, как Счётная палата помогла в оценке госпрограмм.)

Нюансы

Главные действующие лица — 12 аудиторов, а также председатель и его заместитель. Шесть аудиторов назначаются депутатами Госдумы (то есть косвенно в этом процессе участвует любой гражданин, который ходит на выборы), остальные шесть — членами Совета Федерации (то есть представители всех регионов). Председатель назначается Госдумой, а его заместитель — Советом Федерации, в обоих случаях — по представлению Президента РФ. Деятельность палаты не может быть приостановлена даже в случае роспуска парламента, который её сформировал.

Официально итоги работы самой Счётной палаты никто не оценивает, однако ежегодно глава ведомства и его заместитель отчитываются перед депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. При этом она независима от всех госорганов и её решения, кроме предписаний, невозможно оспорить даже через суд.

Практика

Под руководством Алексея Кудрина (возглавил ведомство в 2018 году) Счётная палата стала более заметной в публичном пространстве. Настолько, что превращается едва ли не в главного обличителя неэффективности и недостатков системы госуправления. В медиа регулярно появляется информация о том, как аудиторы жёстко раскритиковали то или иное ведомство за неэффективность или вскрыли нарушения на сотни миллиардов рублей. Также часто Кудрин регулярно публично оспаривает те или иные аспекты «линии партии».

Критика

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: