Сбор налогов это законное государственное вымогательство

Обновлено: 24.04.2024

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор - это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

- налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

- организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

- физические лица - это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

- налоговые агенты - это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 - 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается - общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

121004063626-irs-building-sign-monster.jpg

Напрашивается резонный вопрос. И даже не один. Почему все в Америке платят подоходный налог? И на какие средства будет существовать государство, если граждане не будут его платить?
Начнем с конца. Дело в том, что для поддержания госаппарата в рабочем состоянии существуют налоги, предусмотренные Конституцией и Налоговым кодексом. В их числе: налог с дохода иностранных граждан, работающих в США; акцизные сборы с определенных видов деятельности; налоги с импорта; таможенные сборы; прямые налоги со штатов. Для всех этих разновидностей налогов есть соответствующие статьи в Налоговом кодексе, а также инструкции по уплате этих налогов и оформлению надлежащих документов в соответствующих подразделах Правил (CFR). Но из-за того, что правительство США сегодня разрослось, как раковая опухоль, до неимоверных размеров, далеко выходящих за рамки, предусмотренные Конституцией, ему нужны дополнительные средства, которые оно всеми правдами и неправдами пытается выдоить из населения. Под «правдами» следует понимать повышение косвенных налогов и учетной процентной ставки, то есть легальные методы выцеживания денег. Под «неправдами» скрывается создание иллюзии необходимости платить там, где этого нет и быть не может, а также откровенно антиконституционное прямое налогообложение собственности и имущества граждан. В целом сегодня основная цель налогов в США заключается в использовании их Федеральным резервом в роли своеобразного клапана, через который «лишние» деньги изымаются из оборота, тем самым предотвращая или, точнее, отдаляя гиперинфляцию.
Теперь вернемся к первому вопросу: почему же все граждане США платят налоги? Неужели в стране столько идиотов? На самом деле платят далеко не все. В 1986 году управляющий IRS Роскоу Эггер (Roscoe Egger) подал в отставку, публично признав, что 35 миллионов американцев перестали присылать налоговые декларации! Спустя еще 7 лет новая управляющая IRS Ширли Петерсон (Shirley Peterson) на выступлении 26 августа 1993 года отметила:
Один из пяти американцев перестал присылать декларации и платить налоги, и ситуация все больше выходит из-под контроля.

А что же остальные? Оставшееся подавляющее большинство граждан либо не знает своих законных прав, либо не хочет их знать, либо просто боится их отстаивать, даже если и знает их. А ведь нужно всего лишь открыть Налоговый кодекс: в нем все написано доступным английским языком. Однако миссис Петерсон очень не хочет, чтобы граждане в него заглядывали. Поэтому она пытается их убедить в том, что они все равно ничего не поймут:
Восемь десятилетий поправок к [Налоговому] кодексу превратили его в непроходимый лабиринт. Правила абсолютно неразборчивы для большинства граждан. Правила не менее таинственны для многих правительственных работников, в обязанности которых входит приводить этот самый закон в исполнение.
Безусловно, определенная запутанность в Налоговом кодексе присутствует, и логично предположить, что является она отнюдь не случайной. Но, как мы уже видели, стоит только абстрагироваться от всего, что мы «знаем» про налоги, как проследить цепочку терминов и определений становится делом простого умения читать и вникать в суть. Между тем совершенно очевидно, почему IRS не хочет, чтобы граждане страны знали закон: необразованных налогоплательщиков легче держать в повиновении и постоянном страхе перед государством в целом и дядей Сэмом лично.
Страх – это именно та реакция, которую пытается вызвать у населения IRS, действующее откровенно бандитско-мафиозными методами. Поэтому даже многие из тех, кто знает о своих правах, предпочитают не связываться – так спокойнее. Лучше всего на эту тему высказался в свое время Бенджамин Франклин:
Тот, кто готов пожертвовать свободой ради безопасности, не заслуживает и не получит ни того, ни другого.
Отдав часть своих свобод, человек неизбежно отдаст их все, и вернуть утраченное будет чрезвычайно трудно, если вообще возможно. А если у человека есть свобода, то он сам сможет обеспечить себе необходимую безопасность. IRS же делает все, чтобы люди не только никогда не пытались отстоять свои права и свободы, но и вообще отказывались от попыток узнать о них. А не зная своих прав, как можно пытаться их отстаивать?
Публикация IRS № 1 , которая называется «Ваши права как налогоплательщика», заверяет нас:
Служащие IRS защитят Вас и объяснят Вам Ваши права как налогоплательщика в течение всего времени Вашего контакта с нами.
Разумеется, в реальном мире дела обстоят несколько иначе. Допустим, некий законопослушный гражданин, который всю жизнь исправно платил эти несуществующие налоги и не должен IRS на данный момент ни цента, пишет в IRS безобидное письмо приблизительно следующего содержания:

Я не возражаю против налогов как таковых. Я не имею абсолютно ничего против законов о налогах в том виде, в каком они написаны. Но у меня есть всего лишь один вопрос, на который не могут ответить ни мой бухгалтер, ни мой адвокат, ни моя мама, и мне бы очень хотелось получить ответ от вас. Не могли бы вы мне указать статью Налогового кодекса, которая бы облагала налогом доход гражданина США, работающего в пределах 50 штатов?

Автора подобного письма можно сразу поздравить с добровольным получением ярлыка tax protester (о нем чуть ниже), а в случае особого «везения» – с попаданием в черный список IRS. Только на основании такого письма! КГБ мог бы поучиться. Почему IRS не может напрямую ответить на элементарный вопрос? А как же защита и объяснение налогоплательщику его прав?
Здесь необходимо внести ясность по термину tax protester (дословно – «протестующий против налогов»). Из самогО словосочетания можно понять, что в данном случае этот ярлык неуместен. Гражданин не протестует против налогов как таковых: он вполне доволен Налоговым кодексом и платит все налоги, которыми облагается по закону. Все, что он хочет, это чтобы налоговая служба сама следовала Налоговому кодексу. Причина же столь щедрой раздачи подобного эпитета кроется в том, что подавляющее большинство отказывающихся платить налоги делает это именно по причине протеста против якобы неконституционной сути Налогового кодекса и самих подоходных налогов. Tax protester – человек, который признает существование налога, но по тем или иным убеждениям отказывается его платить. А это, между прочим, карается законом!
Проведем аналогию. Если человеку, который раз в неделю говорит по телефону со своей бабушкой в другом районе города, придет счет из телефонной компании, в котором сообщается, что он по 3 часа каждый день разговаривал с Гондурасом или Зимбабве и теперь обязан оплатить счет в размере астрономической суммы, то что этот человек сделает? Позвонит своему адвокату? Попытается любым способом расплатиться? Попросит оформить платежи в рассрочку? Ударится в бега? Покинет страну? Или выступит с открытым заявлением, что брать деньги за телефонные разговоры неконституционно? Конечно же, нет! Он просто сообщит в телефонную компанию, что этот счет не его и что он получил его по ошибке. Он не протестует против оплаты телефонного разговора в принципе, он просто отказывается оплачивать чужой счет. Сам факт наличия счета вовсе не означает, что этот счет верный и подлежит немедленной оплате.

Однако стоит тому же человеку увидеть три магических слова – «Internal Revenue Service», как он сразу же теряет голову и ударяется в панику. Это именно то, чего IRS и добивается. Еще в 1969 году сенатор Генри Бэллмон (Henry Bellmon) признался, что был крайне удивлен, когда один из высокопоставленных чиновников IRS поведал ему буквально следующее:
Если налогоплательщики этой страны когда-нибудь узнают, что 90% действий IRS являются блефом, то вся система рухнет.
Из года в год, пользуясь исключительно тактикой устрашения, IRS тянет из людей их честно заработанные деньги, нарушая закон на каждом шагу. Не оплатил налоги и не хочешь платить? – Мы арестуем твой банковский счет. Нет банковского счета или денег на счету? – Отберем машину. Нет машины? – Отберем дом. Нет дома? – Обанкротим бизнес. Нет бизнеса? – Отберем имущество, любое, какое есть, уничтожим тебя морально, превратим твою жизнь в ад, но сделаем все, что хотим, и вытрясем твои деньги, которые нам нужнее. Именно такими методами руководствуется IRS для достижения своей единственной цели – нажиться; цели, которая для них оправдывает любые средства. Это имеет вполне конкретное название – рэкет: «Хотите, чтобы мы не трогали вас и ваше имущество – извольте платить». Не один раз IRS свои обещания выполняло – естественно, в обход законов. Любой удачный рейд против слабой «жертвы», не знающей своих законных прав, раздувается до неимоверных размеров, обсасывается со всех сторон и красиво подается публике с подтекстом «так будет с каждым».
По закону арестовать банковский счет можно только после определенных административных процедур, но IRS себя не утруждает ни предварительным следствием, ни прочими «мелочами». Да это и незачем: стоит банку услышать три волшебные буквы – IRS, – как тут же все счета, вся личная финансовая информация клиента охотно, с улыбкой и характерным прогибом передаются в руки налоговиков. Чтобы конфисковать имущество, тоже нужны соответствующие документы и ордера, не говоря уже о предварительном следствии. Но, опять же, IRS себя никогда не утруждает такими «глупостями» и действует исключительно по своему усмотрению и, в большинстве случаев, безнаказанно. Люди как таковые для IRS не существуют. По признанию одного бывшего сотрудника IRS, налогоплательщики для них просто «инвентарь».

Еще один популярный, исключительно успешный и хорошо знакомый советскому человеку метод работы IRS – это сбор информации о налогоплательщике у его соседей, коллег по работе, начальства, друзей, знакомых, бизнес-партнеров и вообще кого угодно, кто хоть каким-то образом имеет с ним дело. За предоставление ценной информации IRS платит информаторам денежное вознаграждение (которое, кстати, тоже облагается налогом). Чем значительнее предоставленная информация, тем бОльшую сумму вознаграждения получает информатор. Максимальная – сто тысяч долларов! IRS имеет даже специальный бланк под номером 211, который называется «Заявление на вознаграждение за предоставленную информацию».
Дотошный читатель наверняка спросит: разве весь учет налогов не компьютеризирован? Отличный вопрос! Дело в том, что учет не только компьютеризирован, но и сами компьютеры IRS запрограммированы правильно : если системе указать, что налогоплательщик является гражданином, работающим в США, не имеющим иностранного дохода, и не занимается определенной деятельностью, то система выдаст информацию, что подоходного налога для этого гражданина не существует! Как же работникам IRS удается обманывать компьютеры? Очень просто – путем ввода в него заведомо ложной информации. Акт о свободе информации (Freedom of Information Act) и Акт о личной информации (Privacy Act) от 1974 года дают гражданину право сделать запрос на получение данных о себе в любое государственное учреждение. Запросив из IRS свое индивидуальное дело (Individual Master File, IMF), человек может получить данные и выяснить, кАк он значится в архивах и базах данных налоговой службы – статус, род занятий, место деятельности и массу другой полезной информации. Обычно граждане узнают о себе много нового и интересного – например то, что они, оказывается, работают в Пуэрто-Рико, на Виргинских островах или еще где-то за пределами 50 штатов. Именно эта ложная информация и создает благополучно подтвержденную компьютерами иллюзию необходимости гражданина платить подоходный налог.
В свете всего этого неудивительно, что IRS с треском провалило четыре ревизии подряд, начиная с 1993 года. Аудитор правительственного бухгалтерского отдела мистер Баушер (Bowsher) так оценил ситуацию:
Произвести ревизию оказалось невероятно сложным из-за того, что существующие системы IRS не предназначены для предоставления надежной финансовой информации о своей деятельности.
Представьте себе! Интересно посмотреть на реакцию агентов IRS, нагрянувших к американцу на дом с проверкой, если он им представит такой аргумент: «Вы знаете, мой образ жизни не предусматривает возможности ведения записей о моих финансовых делах». Ирония всей ситуации в том, что агентство, требующее от американцев безупречной отчетности, само не может пройти ни одной финансовой ревизии.
Однако IRS с их федеральными налогами – это полбеды. Большинство штатов начисляют еще и свой подоходный налог, и налоговые управления штатов бывают не менее, а то и более агрессивно настроены, чем IRS.
В каждом штате свое законодательство, а следовательно, и подоходный налог штата должен начисляться вне зависимости от федерального. Для примера обратимся к законодательству штата Калифорния, налоговый кодекс которого называется «Revenue and Taxation Code». Ищем определение налогооблагаемого дохода (taxable income), которое находится в статье 17073:
Для определения налогооблагаемого дохода используется статья 63 IRC .
Не гениально ли? Законодательство штата остроумно обходит деликатный вопрос определения дохода, подлежащего налогообложению, путем обыкновенной ссылки на федеральный закон. А это означает, что если для человека не существует подоходного федерального налога, то для него не может существовать и подоходного налога штата! Большинство штатов избрали именно такой безопасный путь в своем налоговом законодательстве, что, впрочем, не мешает им отдельно от федералов тоже тянуть из своих граждан несуществующие налоги.
1. США — страна без криминального класса, за исключением Конгресса
2. Непростые вопросы удержания налогов с доходов граждан США

НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, представительного органа федеральной территории "Сириус" по установлению налогов и сборов

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в указанной территории в соответствии с настоящим Кодексом.

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Местные налоги и сборы в федеральной территории "Сириус" устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и обязательны к уплате в указанной территории, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать в федеральной территории "Сириус" в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: