Санитарные правила и нормы судов

Обновлено: 22.04.2024

"Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами" (статья 3).

"Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.

Должностные лиц и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (статья 27).

1.1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее СанПиН) распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты (далее суда), независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях России.

На проектируемые и строящиеся суда требования СанПиН распространяются с 01.01.99 г. Суда, построенные до введения настоящих СанПиН, должны быть приведены судовладельцами в соответствие с ними (при технической возможности) в сроки, согласованные органами Госсанэпиднадзора.

На частные спортивные, прогулочные суда, не занимающиеся коммерческой деятельностью и не использующие наемный экипаж, а также на суда, плавающие под военно-морским флагом, настоящие СанПиН распространяются только в части, касающейся предотвращения загрязнения водной среды.

На иностранные суда, периодически работающие на внутренних водных путях России, настоящие СанПиН распространяются в части предотвращения загрязнения водной среды и санитарной охраны территории России от заноса и распространения карантинных и других инфекций.

2) при проектировании на новых и переоборудуемых судах судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;

4) к эксплуатации судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;

6) к организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами внутреннего и смешанного плавания.

4) центров Госсанэпиднадзора, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проектированием, строительством (переоборудованием), приемкой и эксплуатацией судов.

1.1.4. Допускается, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора, отступление от требований СанПиН для судов, имеющих одну из следующих характеристик:

1.1.5. Приведенные в настоящих СанПиН требования к перечню, размерам и оборудованию судовых помещений, а также к системам, устройствам и оборудованию, обеспечивающим обитаемость, защиту от вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения окружающей среды, являются минимально необходимыми и обеспечивают допустимые по Р.2.2.013-94 (п. 1.4.9) условия труда и проживания на судне.

1.1.6. Лица, виновные в нарушении требований настоящих СанПиН, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной ответственности в соответствии с законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Об охране окружающей природной среды" (п.п. 1.4.1 и 1.4.2).

1.1.7. Судовладельцы должны обеспечить наличие настоящих СанПиН на каждом судне, кроме эксплуатирующихся без экипажа.

1.2.1. Судно - плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения других работ на водных объектах.

1.2.2. Грузовое судно - судно, предназначенное для перевозки грузов (сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное и т.д.).

1.2.4. Сухогрузное судно - грузовое судно, предназначенное для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, леса, грузов насыпью, автомобилей с грузом и без груза и т.д.), кроме жидких грузов наливом.

1.2.5. Буксир-толкач - судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений.

1.2.7. Разъездное судно - судно, предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров.

1.2.8. Вспомогательное судно - судно, используемое для вспомогательных целей (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).

1.2.9. Паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.

1.2.10. Судно технического флота - судно, предназначенное для дноуглубительных и других работ по поддержанию в эксплуатационном состоянии внутренних водных путей, а также добычи нерудных строительных материалов, перегрузочных работ (черпаковые земснаряды, землесосы, грунтовые шаланды, обстановочные суда, перегружатели, плавкраны).

2.1. К эксплуатации морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

2.1.1. На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту более 7 календарных дней, а также на пассажирских судах, совершающих рейсы продолжительностью более 7 календарных дней от момента посадки пассажиров до момента их окончательной высадки, должны предусматриваться санитарно-бытовые помещения (прачечные, гладильные, сушильные, кладовые чистого и грязного белья).

2.1.2. Расположение и режим эксплуатации санитарно-бытовых помещений организуется с учетом разделения чистого и грязного белья.

2.1.3. Помещения прачечной должны располагаться в отдельно выделенном помещении и оборудоваться не менее чем 2 стиральными машинами для обеспечения условий раздельной стирки специальной одежды и иного белья.

2.1.4. Прачечные оборудуются гидроизоляцией палуб и переборок. Палубы оборудуются шпигатами.

2.1.5. Помещения (выгородки) для хранения чистого белья оборудуются стеллажами, изготовленными из материалов, устойчивых к уборке и дезинфекции.

Хранение чистого белья на палубе судна не допускается.

2.1.6. Смена постельного белья на судах должна проводиться не реже 1 раза в 7 календарных дней.

Тканевые одеяла должны подвергаться стирке не реже 1 раза в месяц.

2.1.7. Для хранения специальной одежды экипажа на судах должны быть предусмотрены отдельные помещения с индивидуальными шкафами по числу членов экипажа, за исключением судом, эксплуатационный режим которых предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту судна менее 24 часов.

2.1.8. Суда, эксплуатационный режим которых предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту судна более 24 часов, для членов экипажа, работающих в машинном отделении, оборудуются раздевалкой, расположенной непосредственно перед входом в энергетическое отделение, и шкафами для специальной одежды.

2.1.9. Для специальной одежды экипажа предусматриваются сушильные помещения, оборудованные обогревательными приборами и приспособлениями для развешивания специальной одежды, белья и сушки обуви.

2.1.10. Для хранения специальной одежды экипажа помещений для приготовления пищи (камбуз), медицинского и обслуживающего персонала оборудуются индивидуальные шкафы.

2.1.11. Для персонала производственно-технологических цехов промысловых судов предусматриваются, отдельные от общесудовых, раздевалки с индивидуальными шкафами для специальной и санитарной одежды и сушильные помещения.

2.1.12. Суда должны быть оборудованы санитарно-гигиеническими помещениями (умывальные, туалеты, душевые помещения) индивидуальными или общего пользования. В случае пребывания членов экипажа на борту судна менее 24 часов допускается отсутствие душевых помещений.

При числе женщин в составе экипажа более 30 человек предусматриваются санитарно-гигиенические помещения, предназначенные для личной гигиены женщин.

2.1.13. Пассажирские суда должны быть оборудованы санитарно-гигиеническими помещениями индивидуальными или общего пользования для пассажиров. При продолжительности рейса до 24 часов душевые могут не предусматриваться.

2.1.14. Санитарно-гигиенические помещения должны иметь санитарно-техническое оборудование с подачей горячей и холодной питьевой воды, соответствующей требованиям гигиенических нормативов факторов среды обитания.

2.1.15. Санитарно-гигиенические помещения должны быть оборудованы системой вытяжной вентиляции, не связанной с вентиляционной системой других помещений.

2.1.16. Уборка помещений должна проводиться не реже 1 раза в день с применением дезинфицирующих средств. Уборка всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств, а также очисткой вентиляционных решеток (генеральная уборка) проводится не реже 1 раза в 7 рабочих дней.

2.1.17. На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает пребывание членов экипажа на борту судна более 24 часов, для приготовления пищи экипажу предусматривается камбуз.

На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает пребывание членов экипажа на борту судна менее 24 часов, предусматривается камбуз или помещение, оснащенное оборудованием, предназначенным для подогрева пищи.

2.1.18. Все производственные помещения камбуза на судах оборудуются раковинами с подачей горячей и холодной питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам.

2.1.19. Через помещения камбуза не должны проходить трубопроводы хозяйственно-фекальных и нефтесодержащих вод.

Прокладка трубопроводов иного назначения и кабеля электрического допускается в зашивке или в кожухах без путевых соединений.

Трубопроводы не должны служить источником теплового излучения.

2.1.20. Помещения камбуза, а также помещения, в которых осуществляется хранение пищевых отходов, оборудуются санитарно-техническими системами и оборудованием, предназначенными для приёма и отвода в канализационную сеть сточных вод с поверхности палубы (сливными трапами), обеспечивающими их беспрепятственный слив.

Сбор пищевых отходов осуществляется в мусоросборники, оборудованные крышкой и педальным приводом.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

2.5.2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

1. РАЗРАБОТАНЫ Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им.Мечникова И.И. (Шляхецкий Н.С., Акметшин Р.Х., Козодой В.М., Кадыскина Е.Н., Кордюков Н.М., Чечура А.Н.) и Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций (Барац В.А.).

2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 года N 16.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения

1.1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее СанПиН) распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты (далее суда), независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях России.

На проектируемые и строящиеся суда требования СанПиН распространяются с 1.01.99 г. Суда, построенные до введения настоящих СанПиН, должны быть приведены судовладельцами в соответствие с ними (при технической возможности) в сроки, согласованные органами Госсанэпиднадзора.

На частные спортивные, прогулочные суда, не занимающиеся коммерческой деятельностью и не использующие наемный экипаж, а также на суда, плавающие под военно-морским флагом, настоящие СанПиН распространяются только в части, касающейся предотвращения загрязнения водной среды. На иностранные суда, периодически работающие на внутренних водных путях России, настоящие СанПиН распространяются в части предотвращения загрязнения водной среды и санитарной охраны территории России от заноса и распространения карантинных и других инфекций.

1.1.2. СанПиН устанавливают гигиенические требования, санитарные нормы и гигиенические нормативы:

1) при проектировании судовых помещений и их оборудования на новых и переоборудуемых судах;

2) при проектировании на новых и переоборудуемых судах судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;

3) к содержанию судовых помещений и их оборудованию в период эксплуатации судна;

4) к эксплуатации судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;

5) к перевозке отдельных видов грузов;

6) к организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами внутреннего и смешанного плавания.

1.1.3. СанПиН являются обязательными для:

1) проектно-конструкторских организаций, разрабатывающих проекты новых и переоборудуемых судов;

2) предприятий, строящих, переоборудующих, ремонтирующих и обслуживающих суда;

3) судовладельцев и судовой администрации (комсостава), осуществляющих эксплуатацию судов;

4) центров Госсанэпиднадзора, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проектированием, строительством (переоборудованием), приемкой и эксплуатацией судов;

5) организаций, проводящих аттестацию рабочих мест на судах, сертификацию и лицензирование.

1.1.4. Допускается, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора, отступление от требований СанПиН для судов, имеющих одну из следующих характеристик:

1) длина менее 25 м,

2) осадка менее 1 м,

3) мощность главных двигателей менее 220 кВт,

4) дедвейт менее 320 т,

5) с динамическими принципами поддержания (СДПП),

6) скоростных водоизмещающих судов с проектной скоростью 30 км/ч и более.

1.1.5. Приведенные в настоящих СанПиН требования к перечню, размерам и оборудованию судовых помещений, а также к системам, устройствам и оборудованию, обеспечивающим обитаемость, защиту от вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения окружающей среды, являются минимально необходимыми и обеспечивают допустимые по Р.2.2.013-94 (п.1.4.9) условия труда и проживания на судне.

1.1.6. Лица, виновные в нарушении требований настоящих СанПиН, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной ответственности в соответствии с законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Об охране окружающей природной среды" (п.п.1.4.1 и 1.4.2).

1.1.7. Судовладельцы должны обеспечить наличие настоящих СанПиН на каждом судне, кроме эксплуатирующихся без экипажа.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Судно - плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения других работ на водных объектах.

1.2.2. Грузовое судно - судно, предназначенное для перевозки грузов (сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное и т.д.).

1.2.3. Наливное судно - грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.

1.2.4. Сухогрузное судно - грузовое судно, предназначенное для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, леса, грузов насыпью, автомобилей с грузом и без груза и т.д.), кроме жидких грузов наливом.

1.2.5. Буксир-толкач - судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений.

1.2.6. Пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.

1.2.7. Разъездное судно - судно, предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров.

1.2.8. Вспомогательное судно - судно, используемое для вспомогательных целей (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).

1.2.9. Паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.

1.2.10. Судно технического флота - судно, предназначенное для дноуглубительных и других работ по поддержанию в эксплуатационном состоянии внутренних водных путей, а также добычи нерудных строительных материалов, перегрузочных работ (черпаковые земснаряды, землесосы, грунтовые шаланды, обстановочные суда, перегружатели, плавкраны).

1.2.11. Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик) - судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.

1.2.12. Специализированное очистное судно - самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их обработки.

1.2.13. Судно с динамическим принципом поддержания (СДПП) - судно на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующие, экраноплан, с закритическими скоростями хода с воздушной каверной.

1.2.14. Скоростное водоизмещающее судно - судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более.

1.2.15. Стоечное судно - судно, постоянно эксплуатирующееся у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег (дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы, общежития, плавучие ремонтные мастерские) или предназначенные для выполнения специальных работ на рейдах (бункеровочные станции и т.п.).

1.2.16. Судно внутреннего плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях.

1.2.17. Судно смешанного (река-море) плавания, судно смешанного плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и в морских районах, имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра.

1.2.18. Новое судно - судно, проект которого представлен на согласование в органы Госсанэпиднадзора после введения в действие настоящих СанПиН.

1.2.19. Переоборудуемое судно - эксплуатируемое судно, которое в результате переоборудования изменяет частично или полностью свои характеристики (назначение, группу по п.1.3., район плавания и т.п.) и его проект представляется на согласование в органы Госсанэпиднадзора после введения в действие настоящих СанПиН.

1.2.20. Судовладелец - владелец судна или любое другое юридическое или физическое лицо, представляющее интересы владельца судна во взаимоотношениях с органами Госсанэпиднадзора.

1.2.21. Экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

1.2.22. Командный состав - администрация судна - капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах).

1.2.23. Рядовой состав - члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.

1.2.24. Пассажир - всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа и других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с эксплуатацией этого судна (специальный персонал).

1.2.25. Пассажировместимость - количество пассажиров, определяемое по числу спальных мест (каютные пассажиры) и числу постоянных мест для сидения (внекаютные пассажиры).

1.2.26. Жилые помещения - каюты экипажа и пассажиров.

1.2.27. Общественные помещения - столовые, кают-компании, рестораны, буфеты, бары, салоны для отдыха, пассажирские салоны.

1.2.28. Помещения медицинского назначения - медицинская каюта, изолятор, амбулатория.

1.2.29. Дежурные помещения - помещения на судах 3-й группы, предназначенные для отдыха экипажа, в которых созданы условия для подогрева и приема пищи.

1.2.30. Служебные помещения - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контроля за работой механизмов.

1.2.31. Машинные помещения - помещения, в которых расположены главные и вспомогательные механизмы, котлы, насосы, генераторы, оборудование для вентиляции и кондиционирования воздуха, пункты для приема топлива, мастерские и другие подсобные помещения, а также шахты этих помещений.

1.2.32. Центральный пост управления энергетической установкой (ЦПУ) - помещение, в котором расположены органы дистанционного управления главными и вспомогательными механизмами, движителями, контрольно-измерительные приборы, приборы аварийно-предупредительной сигнализации и средства связи.

1.2.33. Постоянная вахта - режим труда, при котором персонал осуществляет техническое обслуживание судовой техники, находясь в машинных помещениях в течение всего вахтенного времени.

1.2.34. Периодически безвахтенное обслуживание - режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при периодическом техническом обслуживании судовой техники на ходу и во время стоянки судна.

1.2.35. Безвахтенное обслуживание - режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при техническом обслуживании судовой техники только во время стоянки судна.

1.2.36. Санитарный узел (санузел) - санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз и умывальник.

1.2.37. Санитарный блок (санблок) - санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз, умывальник и душ.

1.2.38. Спецодежда - рабочая одежда экипажа для выполнения судовых работ, связанных с загрязнением и неблагоприятными метеорологическими условиями.

1.2.39. Санодежда - одежда работников пищеблока для работы с пищевыми продуктами.

1.2.40. Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека: стоки от унитазов и писсуаров, из раковин и шпигатов медицинских помещений, из помещений, в которых содержатся животные, прочие стоки, если они перемешаны с указанными выше, в том числе от умывальников, душей, прачечных и камбуза.

1.2.41. Нефтесодержащие воды - воды, скапливающиеся под настилом машинных и котельных отделений, и другие воды, содержащие нефтепродукты.

1.2.42. Мусор - все виды бытовых, пищевых и эксплуатационных отходов, которые образуются в результате жизнедеятельности людей и технической эксплуатации судна.

1.2.43. Судовые установки для приготовления питьевой воды из забортной (станции ППВ) - судовое оборудование, предназначенное для очистки и обеззараживания забортной воды и приготовления из нее воды питьевого качества, соответствующей требованиям ГОСТ 29183-91 (п.1.4.18).

1.2.44. Судовые водоохранные технические средства:

1) установки очистки и обеззараживания сточных вод (станции ООСВ) - судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;

2) установки очистки нефтесодержащих вод (станции ОНВ) - судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;

3) установки для утилизации мусора (печи-инсинераторы) - судовое оборудование для сжигания мусора;

4) сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод - судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей их обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи их на внесудовые водоохранные технические средства;

5) устройства для сбора мусора - емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора.

Внимание! С 1 января 2021 года действует механизм "регуляторной гильотины". По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-.

2.5.2. Водный транспорт

Документ или орган, утвердивший санитарные требования

Внимание! Срок действия документа ограничен 01.01.2027

Об основных положениях вступивших в действие санитарных правил см. Информацию Роспотребнадзора

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44

Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0201-20 "Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для судоходных компаний, осуществляющих деятельность в сфере пассажирских перевозок внутренним водным транспортом"

Главный государственный санитарный врач РФ 10.07.2020

Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19

Минтранс России 25.05.2020

Руководство для рыбопромысловых компаний "Предупреждение распространения COVID-19"

Методические рекомендации МР 3.1/2.5.0172/4-20 "Рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19"

Роспотребнадзор (письмо от 20.04.2020 N 02/7373-2020-32)

Дополнительные разъяснения о порядке изоляции членов экипажей морского (речного) транспорта и водителей грузовых автотранспортных средств

Роспотребнадзор (письмо от 29.04.2020 N 02/8280-2020-32)

Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019

Внимание! При применении постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 также см. >>>

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7

Инструкция по санитарной обработке технологического оборудования на рыбообрабатывающих предприятиях и судах

Минздрав СССР 27.03.1984 N 2981-84, Минрыбхоз СССР 13.02.1984

Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах

Минздрав СССР 24.09.1974 N 1182-74

Главный государственный санитарный врач РФ 29.06.2003

Методические указания по дезинфекции озоном воды и систем водоснабжения судов

Минздрав СССР 22.07.1988 N 4684-88

Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за судовыми установками очистки и обеззараживания сточных вод

Минздрав СССР 05.03.1987 N 4260-87

Методические указания по определению и гигиенической регламентации электромагнитных полей, создаваемых береговыми и судовыми радиолокационными станциями

Методика определения составляющих параметров микроклимата по заданному значению результирующей температуры (°РТ)

Минздрав СССР 21.08.1985 N 3924-85

Методические указания по организации и проведению санитарно-гигиенического надзора при перевозке и перегрузке пылящих навалочных грузов в портах

Минздрав СССР 10.12.1984 N 3169-84

Методические указания по организации и проведению текущего санитарного надзора за эксплуатируемыми судами и другими плавучими средствами

Минздрав СССР 20.12.1982 N 2639-82

Методические указания по предупредительному санитарному надзору при проектировании, строительстве, переоборудовании и приемке в эксплуатацию судов морского, смешанного и внутреннего плавания СССР и других объектов и сооружений, приравненных к ним

Минздрав СССР 30.03.1981 N 2375-81

Методические указания по санитарно-гигиеническому контролю за эксплуатацией судовых плавательных бассейнов

Минздрав СССР 27.12.1979 N 2117-79

Методические указания по гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов

Минздрав СССР 09.04.1979 N 1975-79

Методические указания по проведению санитарно-химических исследований воздушной среды судовых помещений, оборудованных полимерными материалами

Минздрав СССР 28.11.1978 N 1939-78

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания

Минздрав СССР 27.02.1973 N 1006-73

Методические указания по вопросам изучения фактического питания плавсостава на судах и разработке мероприятий по его рационализации

в Министерстве юстиции

25 декабря 2020 года,

регистрационный N 61815

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Главного врача
Российской Федерации
от 16 октября 2020 года N 30

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры"

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья населения, профилактику возникновения и предотвращение распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также обеспечение безопасных условий эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с проектированием, строительством (изготовление), переоборудованием (реконструкцией, модернизацией, ремонтом), эксплуатацией:

морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания (далее - суда), эксплуатируемых в коммерческих целях и (или) используемых наемный экипаж;

судов рыбопромыслового флота, судов, используемых в целях добычи, обработки, приема, перевозки продукции промысла по морским и внутренним водным путям Российской Федерации;

морских и речных портов Российской Федерации, в том числе производственно-перегрузочных комплексов, зданий и сооружений;

подвижного состава железнодорожного транспорта;

подвижного состава метрополитена;

объектов инфраструктуры транспорта.

1.3. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работников транспорта и отдельных объектов транспортной инфраструктуры.

1.4. Настоящие санитарные правила не распространяются на:

военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в государственной собственности;

маломерные суда, не используемые в коммерческих целях и суда, эксплуатируемые без экипажа.

1.5. Настоящие санитарные правила не применяются к транспортным средствам, техническая документация на изготовление, капитальный, капитально-восстановительный ремонт и модернизацию не предусматривает установку или ремонт соответствующих систем, оборудования и материалов и утверждена до 1 января 2021 года, в части санитарно-эпидемиологических требований, установленных в пунктах 4.1.1-4.1.4, 4.2.3, 4.3.1, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.19, 4.4.22, 4.4.35, 4.4.36, 4.4.52, 4.5.13, 4.5.16, 5.1, 5.2 настоящих санитарных правил, а также в следующих пунктах настоящих санитарных правил:

2.1.42 и 2.2.7 в части наличия вкладных резервуаров;

2.1.43 в части наличия документов об оценке (подтверждении) соответствия материалов, используемых в системе питьевого водоснабжения судна;

2.1.34, 4.1.4, 4.3.11, 4.4.13, 4.5.19, 5.1.4, 5.2.7 в части требований к обеззараживанию рециркуляционного воздуха;

4.3.19, 4.4.22, 4.5.13 в части обеззараживания питьевой воды;

4.2.4, 4.3.21, 4.4.30, 4.5.16 в части требований оборудования транспортных средств экологически чистыми туалетными комплексами.

1.6. Требования пунктов 2.5.4, 3.4.4, 4.7.5, 5.3.8, 5.4.1 настоящих санитарных правил в части наличия оборудования, предназначенного для обеззараживания поручней эскалаторов, и пунктов 2.5.2, 3.4.2, 4.7.3, 5.3.3, 5.4.7 настоящих санитарных правил в части оборудования, предназначенного для обеззараживания рециркуляционного воздуха, применяются к объектам инфраструктуры транспорта с 1 января 2022 года.

1.8. Требования к проведению мероприятий по профилактической дезинфекции в зависимости от вида и типа транспортных средств и видов объектов инфраструктуры транспорта приведены в таблице 57 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

Используемые дезинфицирующие и моющие средства, предназначенные для уборки и дезинфекции транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, и их запасы должны храниться в отдельных помещениях (шкафах), исключающих открытый доступ.

Хранение дезинфицирующих средств в жилых и общественных помещениях, помещениях для хранения, приготовления и приема пищи не допускается.

Хранение и использование дезинфицирующих средств осуществляется с соблюдением сроков годности и определенных изготовителем условий хранения.

Не допускается хранение дезинфицирующих и моющих средств в негерметичной и поврежденной упаковке. При замене упаковки дезинфицирующего или моющего средства маркировка производителя этого средства должна размещаться на новую упаковку.

II. Санитарно-эпидемиологические требования к судам, морским и речным портам

2.1. К эксплуатации морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

2.1.1. На судах, эксплуатационный режим которых предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту более 7 календарных дней, а также на пассажирских судах, совершающих рейсы продолжительностью более 7 календарных дней от момента посадки пассажиров до момента их окончательной высадки, должны предусматриваться санитарно-бытовые помещения (прачечные, гладильные, сушильные, кладовые чистого и грязного белья).

2.1.2. Расположение и режим эксплуатации санитарно-бытовых помещений организуется с учетом разделения чистого и грязного белья.

2.1.3. Помещения прачечной должны располагаться в отдельно выделенном помещении и оборудоваться не менее чем 2 стиральными машинами для обеспечения условий раздельной стирки специальной одежды и иного белья.

2.1.4. Прачечные оборудуются гидроизоляцией палуб и переборок. Палубы оборудуются шпигатами.

2.1.5. Помещения (выгородки) для хранения чистого белья оборудуются стеллажами, изготовленными из материалов, устойчивых к уборке и дезинфекции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: