Санбенито облачение которое использовалось как одежда осужденного во время суда инквизиции

Обновлено: 28.03.2024

I. Исполнение приговора начинается, как я сказал, на том же аутодафе, где он прочтен и объявлен. Я не стану останавливаться на описании частностей публичного и общего аутодафе, потому что все эти подробности находятся во многих трудах и даже изображены там в гравюрах. Я скажу только о санбенито.

II. Время производит величайшие изменения в костюмах народов вследствие нововведений, появляющихся на свет, и поэтому бывает, что, хотя никакой специальный закон не устанавливал реформ в этом отношении, мы не находим более никакого сходства между прежними и новыми формами одежды. Поэтому, когда теперешняя инквизиция была учреждена в Испании, одежда кающегося не имела формы кафтана, застегнутого спереди, хотя он и носил имя освященного мешка (saco bendito).

III. Эта одежда была вроде нарамника, тесно облегавшего тело и спускавшегося до колен, чтобы его не смешивали с платьем, которое носили многие монахи. Последнее обстоятельство побудило инквизиторов предпочесть для санбенито шерстяную ткань желтого цвета и рыжий цвет для крестов, что вскоре уничтожило всякое сходство между инквизиционной одеждой кающихся и одеждой, принятой в некоторых монашеских орденах. Таково было положение санбенито в 1514 году, когда кардинал Хименес де Сиснерос заменил обыкновенные кресты крестами св. Андрея.[626] Впоследствии инквизиторы постарались умножить типы санбенито, чтобы предоставить отдельный вид каждому разряду кающихся. Я укажу самые заурядные.

IV. Когда какое-либо лицо объявлено слегка заподозренным в ереси и присуждено к произнесению отречения, если оно просит условного освобождения от церковных наказаний, на него надевали санбенито, которое испанцы XV века называли самарра (zamarra) и которое было нарамником из желтой шерстяной ткани без андреевских крестов. Если осужденный произносил отречение как сильно заподозренный, он носил половину этого креста. Если он произносил отречение как формальный еретик, то носил целый андреевский крест. Все это относилось к тем, кто после примирения с Церковью сохранял жизнь.

V. Но были другие санбенито — для осужденных на смертную казнь. Тот, кто, будучи однажды прощен в преступлении формальной ереси и примирен с Церковью, снова впадал в ересь, назывался рецидивистом (relapsus) и подлежал смертной казни. Участь его была неизбежна, как бы сильно ни было раскаяние и несмотря на примирение. Единственное преимущество, доставляемое этим последним актом, состояло в том, что его не сжигали живьем: его удушали или заставляли погибнуть менее ужасным образом, чем в пламени, а затем предавали огню труп.

VI. И подобно тому, как было три типа санбенито для трех разрядов осужденных, которых не следовало передавать в руки светской власти, инквизиторы придумали три вида для тех, которым была предназначена смерть.

VII. Первый вид назначался для обвиняемых, которые покаялись до суда. Он состоял из простого желтого нарамника, полного андреевского креста рыжего цвета и круглого пирамидального колпака, известного под именем короса (coroza), из той же ткани, что и санбенито, и с одинаковыми крестами, но без всякого изображения языков пламени, потому что раскаяние, вовремя обнаруженное этими обвиняемыми, позволило получить амнистию от огненной казни.

VIII. Второй вид предназначался для тех, которые окончательно были присуждены к выдаче в руки светской власти для огненной казни и которые покаялись после осуждения, до того, как были приведены на аутодафе. Санбенито и короса были сделаны из той же ткани. На нижней части нарамника был изображен человеческий бюст над пылающим костром, остальная часть вся была разрисована огненными языками с обращенными вниз острыми верхушками, чтобы показать, что они не сжигают осужденного, потому что он не должен подвергаться сожжению, но будет брошен в огонь после удушения. Те же изображения были на коросе.

IX. Третий вид санбенито был предназначен для тех, кого считали виновными в окончательной нераскаянности. Он был из той же ткани, что и другие. Внизу был нарисован бюст среди костра, окруженный пламенем. Остальная часть одеяния была усеяна огненными языками в их естественном направлении, чтобы дать понять, что носитель такого санбенито должен быть действительно сожжен. На нем были также нарисованы причудливые и карикатурные фигуры чертей, чтобы показать, что эти духи лжи вошли и овладели душой виновного. Короса была снабжена подобными же изображениями.

X. В большом числе произведений можно видеть изображения шести видов санбенито. В первое время их сохраняли в церквах, где осужденные подвергались епитимьям. Впоследствии, заметив, что они изнашивались и раздирались, их заменили разрисованными лоскутами полотна, носившими обозначение имени, страны, вида ереси, наказания и времени осуждения виновного. Надпись сопровождалась андреевским крестом или огненными языками, смотря по обстоятельствам.

XI. Мне кажется, ничто не доказывает лучше, до какого безумия может довести фанатизм, чем это извращение понятий, зашедшее так далеко, что одежда, придуманная для засвидетельствования огорчения раскаявшихся грешников и освящаемая епископским благословением в первые века Церкви, могла сделаться знаком позора, даже вечного мучения, по воле и решению инквизиторов. Так страшно влияние суеверия, когда ему покровительствуют невежество и лживая политика.

Глава шестнадцатая

Глава шестнадцатая 1. Когда Исаку было около сорока лет, Аврам задумал дать ему в жены Ревекку, внучку брата своего Нахора, и отправил просить ее руки старшего из слуг своих, связав его наперед торжественною клятвою. Последние совершаются таким образом: положив друг другу

Глава шестнадцатая

Глава шестнадцатая 1. Сказав это, Моисей повел евреев на глазах египтян к морю. Последние не теряли евреев из виду, но так как были утомлены тягостями погони, то сочли уместным отложить решительный бой до следующего дня. Когда же Моисей достиг берега моря, то схватил свой

Глава шестнадцатая

Глава шестнадцатая 1. Между тем Александре удалось взять крепость, и затем она обратилась к фарисеям сообразно указанию своего покойного мужа; передав им труп последнего и бразды правления, она успокоила гнев фарисеев на Александра и вместе с тем окончательно

Глава шестнадцатая

Глава шестнадцатая 1. Свадьба эта была уже справлена, как через Финикию двинулся Сосий, выславший вперед часть своего войска изнутри страны, а сам во главе многочисленного конного и пешего отряда следовавший за ним. Тогда явился из самарянской области и царь, ведя с собой

Глава шестнадцатая

Глава шестнадцатая Переход русского войска на правый берег Ворсклы. — Приготовления шведов к сражению. — Ночь накануне битвы. — Утро. — Нападение шведов на русские редуты. — Неудача у русских. — Выступление Меншикова на поле битвы. — Плен шведских генералов

Глава шестнадцатая

Глава шестнадцатая IРокка был озабочен.Он ходил вдоль позиции своего взвода из конца в конец, взад и вперед. Точнее сказать, это уже был не его взвод, ибо сегодня из тыла прибыл прапорщик, которого и назначили командиром третьего взвода. Тем не менее на Рокке лежала тяжелая

Глава шестнадцатая

Глава шестнадцатая Отъезд автора. — Штурман прокладывает неверный путь. — Беспокойство экипажа по этому поводу. — Он плывет прямо и счастливо отправляется. — Описание Четырех-Бугров. — Необыкновенно высокий тростник на этом острове. — Блестящий песок. — Татарская

Глава шестнадцатая

Глава шестнадцатая 1 мая 1937 г. страна в двадцатый раз отмечала праздник военным парадом и демонстрацией трудящихся в Москве, на Красной площади. Особенность данного дня в краткой, общедоступной форме традиционного приказа выразил нарком обороны К.Е. Ворошилов. Говорил

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ ГОРОД СТАНОВИТСЯ НА ЗИМОВКУСЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ.СОБРАНИЕ В ФИЛАРМОНИИ.ВО ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОНХОЗЯЙСТВО ТЕЛЕФОННОЙ СТАНЦИИ.ХОЗЯЙСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА No 5В ДЕРЕВНЕ КУЙВОРАВ ДЕРЕВНЕ СЕЛЬЦЫ.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.ДВА СЛОВА О БЮРОКРАТАХНАСТРОЕНИЕ НАШЕ(Москва,

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Тем временем скандал в партии продолжался, и теперь он выразился уже в откровенном конфликте между Москвой и вотчиной Зиновьева — Ленинградом. И огромная страна с громадным интересом следила за развернувшимсямежду московской и ленинградской прессой

Шестнадцатая армия

Шестнадцатая армия Всего двадцать дней тому назад в далеком Забайкалье, на маньчжурской границе, он оставил свою 16-ю армию. Командующим этой армией Михаил Федорович был назначен в начале 1940 года, когда только что было принято решение о ее создании. Армия должна была

Глава шестнадцатая

Глава шестнадцатая Год 1913-й крепко врезался в мою память — переход в последний, выпускной класс средней школы, передача музея Академии и приобретение родителями Подмосковной были событиями, в корне изменившими привычный ход нашей жизни. Для меня лично близкое

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Засвiт встали козаченьки В похiд з полуночi. Украинская народная песня Семьсот рек и четыре — все они впадают в Днепр, а одна речушка, совсем маленькая, всю правду Днепру поведала… Ой да подул ветер низом, да обдал мачты кедровые, паруса белые и разнес

буквально: «святой мешок», особенный саван желтого цвета с красным андреевским крестом, надевавшийся на осужденных инквизицией, на нем изображался человек, сжигаемый на костре и окруженный дьяволами.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

(исп., от лат. saccus benedictus ). Одежда, в которой сжигали осужденных инквизициею, которую также должны были носить, некоторое время, клятвенно отрекшиеся еретики.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Смотреть что такое "САНБЕНИТО" в других словарях:

санбенито — сущ., кол во синонимов: 1 • одежда (297) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Санбенито — (исп. Sanbenito, сокращен. Sacco benito), или замарра (Zamarra) одеяние осужденных инквизицией, из желтого полотна; спереди и сзади красный Андреевский крест; часто тело разрисовано пламенем и дьяволами. С., вероятно, подражание мешку, какой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

САКБЕНИТО — САНБЕНИТО или САКБЕНИТО (исп., от лат. saccus benedictus). Одежда, в которой сжигали осужденных инквизициею, которую также должны были носить, некоторое время, клятвенно отрекшиеся еретики. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

Аутодафе — (исп. Auto de Fé; порт. Auto da Fé; лат. actus fidei) так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Такая процессия происходила, обыкновенно, в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Инквизиция в римско-католической церкви — (Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) учреждение римско католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кароча — (португ. Carocha, испан. Coroza) высокая, в виде цилиндра, шапка еретиков, из бумаги или папки, с изображенными на ней фигурами дьяволов, надевавшаяся во время аутодафе на приговоренных инквизициею к смерти на костре. См. Санбенито … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Инквизиция, в римско-католической церкви — (Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) учреждение римско католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Святая инквизиция — … Википедия

Инквизитор — Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

Инквизиция — Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

(исп. Sanbenito, сокращен. Sacco benito), или замарра (Zamarra) — одеяние осужденных инквизицией, из желтого полотна; спереди и сзади красный Андреевский крест; часто тело разрисовано пламенем и дьяволами. С., вероятно, — подражание мешку, какой носили в первые века христианства кающиеся. Кроме С., веденному на казнь одевали карочу (см.). С. называлась также доска, на которой под Андреевским крестом выставлялось имя осужденного инквизицией.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Санбенито" в других словарях:

САНБЕНИТО — буквально: «святой мешок», особенный саван желтого цвета с красным андреевским крестом, надевавшийся на осужденных инквизицией, на нем изображался человек, сжигаемый на костре и окруженный дьяволами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

санбенито — сущ., кол во синонимов: 1 • одежда (297) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

САКБЕНИТО — САНБЕНИТО или САКБЕНИТО (исп., от лат. saccus benedictus). Одежда, в которой сжигали осужденных инквизициею, которую также должны были носить, некоторое время, клятвенно отрекшиеся еретики. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

Аутодафе — (исп. Auto de Fé; порт. Auto da Fé; лат. actus fidei) так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Такая процессия происходила, обыкновенно, в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Инквизиция в римско-католической церкви — (Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) учреждение римско католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кароча — (португ. Carocha, испан. Coroza) высокая, в виде цилиндра, шапка еретиков, из бумаги или папки, с изображенными на ней фигурами дьяволов, надевавшаяся во время аутодафе на приговоренных инквизициею к смерти на костре. См. Санбенито … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Инквизиция, в римско-католической церкви — (Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) учреждение римско католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Святая инквизиция — … Википедия

Инквизитор — Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

Инквизиция — Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

САНБЕНИТО — буквально: «святой мешок», особенный саван желтого цвета с красным андреевским крестом, надевавшийся на осужденных инквизицией, на нем изображался человек, сжигаемый на костре и окруженный дьяволами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

Санбенито — (исп. Sanbenito, сокращен. Sacco benito), или замарра (Zamarra) одеяние осужденных инквизицией, из желтого полотна; спереди и сзади красный Андреевский крест; часто тело разрисовано пламенем и дьяволами. С., вероятно, подражание мешку, какой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

САКБЕНИТО — САНБЕНИТО или САКБЕНИТО (исп., от лат. saccus benedictus). Одежда, в которой сжигали осужденных инквизициею, которую также должны были носить, некоторое время, клятвенно отрекшиеся еретики. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

Аутодафе — (исп. Auto de Fé; порт. Auto da Fé; лат. actus fidei) так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Такая процессия происходила, обыкновенно, в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Инквизиция в римско-католической церкви — (Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) учреждение римско католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кароча — (португ. Carocha, испан. Coroza) высокая, в виде цилиндра, шапка еретиков, из бумаги или папки, с изображенными на ней фигурами дьяволов, надевавшаяся во время аутодафе на приговоренных инквизициею к смерти на костре. См. Санбенито … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Инквизиция, в римско-католической церкви — (Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) учреждение римско католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Святая инквизиция — … Википедия

Инквизитор — Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

Инквизиция — Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия


Санбенито (испанский: Самбенито; [1] [2] Каталонский: грамаллета, самбенет) была покаянной одеждой, которая использовалась особенно во время испанская инквизиция. Это было похоже на лопаточный, либо желтый с красным соленые для кающегося еретики или черный и украшенный дьяволы и пламя для нераскаявшихся еретиков носить авто да фе (что означает «акт веры»). [3]

Содержание

Этимология

«Сан-Бенито» - испанское название Бенедикт Мавр или же Бенедикт Нурсийский. Альтернативная этимология Коваррубиас и бывшие издания Diccionario de la Real Academia Española есть это от сако бендито («благословенный мешок»). Америко Кастро "доказал, что это не из сако бендито". [4]

Описание и использование

Луис Гонсалес Обрегон описывает три основных типа туник, которые используются для различения тех, кого инквизиция наказывает. Это были Самарра, Fuego Revolto, а Самбенито. В Самарра был нарисован драконами, дьяволами и пламенем, среди которых можно было различить изображение узника, что означало, что нераскаявшийся еретик был приговорен к сожжению заживо на костре. В Fuego Revolto был изображен просто с огнем, направленным вниз, что означало, что еретик, раскаявшийся после осуждения, не должен был быть сожжен заживо на костре, но должен был быть удушен до того, как зажжен огонь. Наконец Самбенито показывал красные соленцы, владелец которых должен был только делать покаяние. Со временем все три типа туник стали известны как Самбенито; коническая крышка, именная Corozaкапирота ), из того же материала и мотивов, что и соответствующие Самбенито, также будет носить.

    Три санбенито, выгравированные Корнелис Вермёлен для Габриэля Деллона Relation de l'inquisition de Goa, 1688



В Fuego Revolto


В Самбенито

Еретики, признанные виновными инквизиторы, пришлось ходить в шествие носить Самбенито как Рубашка пламени, то Coroza, веревка на шее, четки, а в их руках желтая или зеленая восковая свеча.

Первоначально покаянные одежды вешались в церквях как напоминания о позоре для тех, кто их носит, и как трофеи Святая инквизиция. Списки наказанных также назывались самбенитос. Носители фамилий перечисленных в церковь Санто-Доминго в Пальма де Майорка подвергались дискриминации как xuetas (местное название евреев-конверсо), даже если эти фамилии также были рождены Старые христиане и фамилии других иудействующих Майорки не сохранились в соборе.

Санбенито не следует путать с желтой мантией, которую носят некоторые монахи; которые также относятся к одежде покаяние и это одна из причин, по которой инквизиция предпочла обычную шерстяную окрашенную в желтый цвет с красными крестами для самбенито. Таковы были покаянные одежды в 1514 году, когда Кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос заменил обычные кресты на кресты Святой Андрей. Впоследствии инквизиторы назначили разные туники для каждого класса кающихся.

В издании 1945 г. Мексика Вьехо, Луис Гонсалес Обрегон показывает изображения из Фелипе А. Лимборчс Historia Inquisitionis, датированные 1692 годом, которые были изображениями Санбенитоса, использованными в инквизиции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: