С какой целью в демократическом государстве вводится разделение властей на законодательную

Обновлено: 24.04.2024

Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений

Правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.

Примерный ответ:

  • в Конституции Российской Федерации утверждается принцип политического многообразия, многопартийность;
  • в Конституции закреплен принцип идеологического многообразия;
  • в Конституции устанавливается выборность главы государства, законодательных органов власти;
  • в Конституции закреплён принцип свободы слова и запрет на цензуру.

Пояснение.

Демократическое государство – это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Признаки демократического государства:

  • признание народа источником власти, сувереном в государстве;
  • существование правового государства;
  • подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
  • разделение властей;
  • выборность и сменяемость основных органов государства;
  • контроль общества над силовыми структурами;
  • политический плюрализм;
  • гласность,
  • соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства,
  • разделение властей,
  • идеологический и политический плюрализм и др.
Статьи Конституции о РФ – демократическом государстве.

Статья 1.

1.Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Статья 3.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Статья 10.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 13.

  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
  4. Общественные объединения равны перед законом.

Статья 17.

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.

Разделение властей.

Разделение властей – это деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Суть разделения властей:

  • все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции;
  • никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти;
  • никакая власть не может быть устранена другой;
  • все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»);
  • судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

ЦЕЛИ разделения властей в государстве:

  • предотвращение сосредоточения власти в одних руках или в руках группы лиц;
  • недопущение злоупотребления государственной властью;
  • чёткое определение функций, компетенции и ответственности каждого органа государственной власти;
  • ведение к минимуму ошибок в управлении;
  • гармоничное соединение различных противоречивых элементов общественной жизни – государства и гражданского общества.

Разделение государственной власти по горизонтали:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы;
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами;
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов.

Разделение государственной власти по вертикали

(отражает круг полномочий центральной власти и регионов, на которые разделено государство):

  • центральная (общегосударственная) власть
  • региональная власть.

Дополнительная информация.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах английского мыслителя Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»).

Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах французского мыслителя Ш. Монтескье («О духе законов»), а также в работах американских философов А.Гамильтона и Дж. Мэдисона ( XVII – XVIII вв.)

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Компетенция – это круг полномочий какого-либо учреждения или лица.


Демократия как политическое явление появилось еще в Древней Греции. Но тогда, ее не связывали с принципом разделения властей. Почему? Видимо это было связано с особенностями полисного развития греческих государств. Известно, что полисная демократия предусматривала участие всех свободных жителей мужского пола в принятии политических решений. Уже в государствах нового времени такая реализация демократии была невозможна.

Он считал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть — законодательная, которой все должны подчиняться.

Король, как глава исполнительной власти, призван был «употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов». Развил эту теорию, придал ей современный облик, французский мыслитель Ш. Л. Монтескье. Идеализируя английскую систему правления, развивая идею Дж. Локка, Монтескье считал, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить плюралистическое согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства. В отличие от Д. Локка, он не выделяет законодательную власть как основную, а подчеркивает разделение трех властей, каждую из которых образуют различные группы людей.

Идея Ш. Монтескье о разделении властей получила воплощение в Конституции Франции 1791 г., где указывалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей не имеет конституции». Но данная конституция, действовала совсем короткое время и, затем, о принципе разделения властей во Франции было забыто вплоть до конца XIX века. Впервые принцип разделения властей реально был реализован в конституции США 1787 г., которая действует там и по сей день. Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира с учетом исторических особенностей конкретного государства.

Почему именно принцип разделения властей лег в основу современного демократического государства? На мой взгляд, дело в том, чторазделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом.

Истории XX века известны случаи, когда власть сосредотачивалась в руках одного человека. Несмотря на то, что А. Гитлер, пришел к власти абсолютно легитимным путем, концентрация власти в его руках привела к страшнейшей войне в истории человечества. Поэтому, крайне важно, чтобы принцип разделения властей был определяющим в организации власти в современных государствах. Важную роль здесь играет система «сдержек и противовесов», сопутствующая принципу разделения властей. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

В Российской Федерации, как и в любых других современных демократических государствах, реализуется принцип разделения властей. Особенностью российской структуры власти является то, что согласно концепции разделения властей, президентская власть обычно рассматривается как исполнительная, однако, по российской Конституции 1993 года Президент — глава государства, а исполнительную власть осуществляет правительство РФ. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. Полномочия Президента России по Конституции РФ достаточно велики по сравнению с полномочиями других ветвей власти. Они включают такие положения, которые допускают возможность для Президента выходить далеко за рамки Конституции, так как он является ее «гарантом».

Среди проблем реализации принципа разделения властей в РФ, можно отметить,отсутствие четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, ограниченный набор контрольных полномочий парламента. Несмотря на это, система разделения властей в РФ постоянно совершенствуется: осуществляются работы по судебной реформе, введен институт полномочных представителей президента России в федеральных округах с целью повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Таким образом, говоря о разделении властей, как о необходимом атрибуте демократического, правового государства, стоит отметить, что в современных условиях существования конституционного строя принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Основные термины (генерируются автоматически): принцип разделения властей, разделение властей, исполнительная власть, государственная власть, РФ, ветвь власти, глава государства, система разделения властей, власть, государство.


В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы государственного управления.

Ключевые слова: государственное управление, принципы государственного управления, разделение властей, принцип разделения властей, органы государственной власти, ветви власти, президент, прокуратура, органы местного самоуправления, народовластие.

The article presents the significance of the principle, which sets out the main provisions of the practical specifics of its implementation, discloses the problems associated with its implementation, using the example of the Russian public administration system.

Keywords: public administration, principles of public administration, separation of powers, principle of separation of powers, public authorities, branches of government, president, prosecutor's office, local authorities, democracy.

Принцип разделения властей получил широкое распространение в конституционном законодательстве большинства современных демократических государств как непременный атрибут правового государства. Принято считать, что принцип разделения властей, являясь основой функционирования государственного аппарата, способствует сбалансированию политико-правовых интересов, обеспечивает гармоничное взаимодействие высших органов всех трёх ветвей власти, представляет собой одну из гарантий конституционной демократии.

Первоначально идея разделения властей, как основы правового государства, получила отражение в трудах М. М. Сперанского [2], который высказывая мысли о построении конституционной правовой монархии в России отмечал необходимость разделения властей. По его мнению, власть, для того чтобы стать единой и целостной, должна выражаться на трех самостоятельных ветвях: законодательной, исполнительной, судебной.

Разделение властей в России было официально провозглашено после принятия Конституции РФ 1993 года. Суть данного принципа заключается в том, что по горизонтали власть должны быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную, а по вертикали предусматривать несколько уровней государственных органов. При этом, каждая из ветвей должна быть наделена собственной компетенцией, быть самостоятельной, не вмешиваться в компетенцию иных субъектов осуществления власти. В России законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием (ст. 94 Конституции РФ), которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).

Конституционное провозглашение принципа разделения властей как основы организации государственной власти в России стало определяющим в развитии отечественной государственности. Однако формального провозглашения принципа разделения властей недостаточно для его реализации в политико-правовой действительности. Связано данное обстоятельство с тем, что содержание принципа разделения властей не ограничивается указанием на организационное разделение органов власти, а предполагает также и единство власти, источников которой служит многонациональный народ России, а также создание системы взаимодействия и контроля ветвей власти.

Стоит отметить достаточно сложную сущность принципа разделения властей. Он представляет собой политико-правовую доктрину и конституционный принцип, который ложится в основу системы государственной власти демократического общества и предполагает не только разделение, но и взаимодействие различных ветвей власти, обеспечение баланса их взаимодействия [1]. Реализация принципа разделения властей невозможна без соблюдения принципа народовластия, которые обеспечивает единство источника публичной власти, принципа функционального разделения власти, принципа федерализма, принципа единства системы государственной власти, а также системы сдержек и противовесов.

Реализация принципа разделения властей приводит к демонополизации власти, ее рассредоточению, позволяет распределять властные полномочия между органами государственной власти. Распределение властных полномочий необходимо в целях исключения сосредоточения власти в руках единоличного правителя, а также для предотвращения установления авторитарных и диктаторских политических режимов. Принцип разделения властей позволяет создавать дополнительные гарантии эффективного управления, свободы в обществе и защите прав и свобод личности [5].

При этом, важно понимать, что разделение властей не предполагает полной автономности органов государственной власти. Законодательство правового государства, реализующего принцип разделения властей, закрепляет общие полномочия, которые должны реализовываться в рамках определенных направлений государственной деятельности (например, в рамках законодательного процесса), что согласуется с системой «сдержек и противовесов». Существующая система призвана обеспечивать реальное и действительное взаимное уравновешивание властей, при котором ни одна из них не может ущемить или подчинить себе другие ветви, и все ветви власти действуют в условиях взаимного сотрудничества [6]. На необходимость осуществления взаимодействия ветвей власти и их взаимное сотрудничество обращают внимание многие современные авторы, указывая на то, что это требование логично вытекает из единства государственной власти, общего направления государственной политики [4]. Подобное сотрудничество, направлено на то, чтобы все споры и конфликты разрешались только правовыми способами при соблюдении установленных законодательством правовых процедур.

На современном этапе развития юридической науки ведутся активные дискуссии о несовпадении сущности классической доктрины разделения властей на три ветви с ее современным юридическим, и тем более фактическим содержанием. Так, на данный момент сформированы и функционируют органы государственной власти, которые в чистом виде не могут быть отнесены ни к одной из ветвей власти. Дискуссионным вопросом юриспруденции является спор о количественном и качественном составе таковых.

Так, одна из проблем в реализации принципа разделения властей видится в том, что, ставя Президента на первое место среди федеральных органов государственной власти, Конституция РФ не содержит прямого указания на то, к какой ветви власти необходимо относить Президента РФ. Отсутствие выраженной позиции законодателя по данному вопросу приводит к тому, что в научных кругах нет однозначного понимания статуса Президента РФ. Конституция закрепляет, что Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции. Его задачей является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики государства [3]. Фактически, Президент РФ как глава государства наделён полномочиями органа исполнительной власти, но при этом не включён в её структуру. Обширные полномочия Президента РФ свидетельствует о том, что в России принята модель сильного президента, который обладает возможностью влиять на все три ветви власти. К примеру, на законотворческую работу парламента он вправе влиять, реализуя своё право на отлагательное вето, причем законодательно не установлено требований и ограничений в отношении данного действия. Полагается, что подобное отклонение законопроектов лишь по мотивам нецелесообразности их принятия, не способствует конструктивному взаимодействию Президента и Федерального Собрания.

Также нерешенным остается вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. В настоящее время правовой статус прокуратуры не определен, так как законодатель не раскрывает характера связи прокуратуры с другими органами власти, а также не определяет её правовую природу. Ведется острая полемика о том, относится ли прокуратура к какой-либо ветви государственной власти, является ли она вообще органом государственной власти. Две основные позиции, существующие в науке, сводятся к тому, что прокуратура либо принадлежит к одной из ветвей власти, либо образует самостоятельную ветвь власти, либо вовсе не принадлежит к одной из традиционных ветвей власти, занимая особое место в системе государственных органов.

Кроме того, согласно Конституции, власть народа осуществляется не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления, которые не являются элементом системы органов государственной власти. То есть, принцип разделения властей предполагает также разделение власти на государственную и муниципальную. Однако о самостоятельности муниципальной власти можно говорить лишь условно. Как бы ни старались законодательно разграничить предметы ведения и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в практической деятельности есть достаточно много вопросов, которые входят в компетенцию и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления все чаще наделяются органами государственной власти государственными полномочиями, реализуя их согласно предписаниям федеральных органов власти.

Для более полного обеспечения реализации принципа разделения властей в России видится необходимым в дальнейшем минимизировать участие органов исполнительной власти в подготовке законопроектов, обеспечить подлинную независимость органов судебной власти, дополнить Конституцию РФ положениями, которые бы позволили на практике эффективно сдерживать каждую из ветвей власти другими. Качество реализации данного принципа оказывает прямое влияние на гражданско-правовую позицию общества, так как определяет насколько государство соблюдает и защищает права и свободы граждан, формирует у граждан понимание справедливости в деятельности субъектов властных правоотношений.

  1. Бекмурадов К. А. Значение конституционных процедур в системе разделения властей Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 9. — С. 94–100.
  2. Бялт В. С., Демидов А. В. Разделение властей в истории политико-правовой мысли России // Ленинградский юридический журнал. — 2017. — № 3. — С. 36–45.
  3. Дубинина Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы экономики, управления и права. — 2013. — № 5. — С. 95–99.
  4. Молочков А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2018. — № 3. — С. 30–36.
  5. Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России: учебник. — 2-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — С. 53, 54.
  6. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник для бакалавров. — Москва: Проспект, 2016. — С. 557.
  7. Чепурнова Н. М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 2. — С. 86–94.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, ветвь власти, орган, принцип разделения властей, Россия, местное самоуправление, Президент РФ, разделение властей, государственное управление, исполнительная власть.


Принцип разделения властей является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации. Этот принцип фактически закрепляет современный облик политической системы российского общества.

Построение эффективного механизма государственной власти на основе принципа разделения властей предусматривает создание полноценной системы сдержек и противовесов, основанной на разграничении функций и полномочий органов разных ветвей государственной власти, что особенно значимо в свете российских конституционных преобразований 2020 года.

Ключевые слова: государственная власть, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.

The principle of separation of powers is one of the basic, defining principles of any modern democratic state, including the Russian Federation. This principle actually consolidates the modern appearance of the political system of Russian society.

The construction of an effective mechanism of state power based on the principle of separation of powers provides for the creation of a full-fledged system of checks and balances based on the delineation of functions and powers of bodies of different branches of government, which is especially important in light of the Russian constitutional reforms in 2020.

Keywords: state power, separation of powers, legislative power, executive power, judicial power.

Организация государственной власти в современных демократических странах, так или иначе, подразумевает необходимость функционального разделения органов власти. Проблема разделения властей в настоящее время является достаточно насущной для современного государства, так как затрагивает фундаментальные основы жизнедеятельности государства и общества.

Представляет особый практический интерес изучение вопросов нового конституционного подхода к реализации принципа разделения властей в контексте конституционной реформы 2020 г. в России. Очевидно, что внесенные поправки в Конституцию РФ предлагают по-новому взглянуть на реализацию принципа разделения властей, полномочия Президента и Совета Федерации, независимость судейского корпуса и всего правосудия.

Цель научной разработки — представить различные точки зрения на понимание принципа разделения властей и проследить некоторые аспекты практики реализации указанного принципа в построении государственного механизма России с учетом поправок, внесенных в Конституцию РФ.

В российских условиях принцип разделения власти нашел свое отражение в статье 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что является важнейшим признаком демократии, известным еще с античных времен [1].

Важно отметить, что Президент не является представителем ни одной из ветвей власти, хотя нередко его статус ошибочно инициируют с исполнительной властью. Основополагающая задача Президента РФ — проводить балансировку и координацию работы всех ветвей.

Многие правоведы уделяли значительное внимание проблемам формирования принципа разделения властей. Некоторые ученые считают, что разделение властей — это принцип деятельности механизма государства, в соответствии с которым все три ветви государственной власти равны и независимы друг от друга [5, с. 121].

Ряд исследователей отмечает, что разделение властей — основной признак демократии, означающий не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное уравновешивание властей, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества [3, с. 94].

Считаем, что наиболее близко к реалиям российского государства понятие разделения властей, предполагающее принцип организации и осуществления единой государственной власти, выражающийся в ее делении на законодательную, исполнительную и судебную в целях недопущения ее узурпации со стороны какого-либо органа или должностного лица, а также обеспечения эффективности ее осуществления.

В России законодательная власть реализована в лице Федерального собрания (парламента), который в своем составе содержит две палаты: нижнюю — Государственную Думу и верхнюю — Совет Федерации. При этом, Федеральное Собрание РФ является высшим представительным и законодательным органом.

Нижняя палата Федерального Собрания РФ — Государственная Дума РФ и представляет собой в полной мере представительный государственный орган, депутаты которого избираются гражданами России сроком на пять лет.

Верхняя палата — Совет Федерации РФ за свою непродолжительную историю существования Совет Федерации прошел различные варианты в своем формировании. Если до принятия Конституции РФ Совет Федерации формировался путем прямых выборов, то после принятия Конституции закрепился иной порядок формирования, согласно статье 95 Конституции: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти [6, с. 348].

Законодательная власть играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Однако это не даёт ей абсолютизироваться и контролировать другие ветви власти, так как каждая из них независима. Законодательная власть имеет право отказывать в доверии к Правительству РФ, которое в данном случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ. В то же время назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности относится к ведению Федерального Собрания РФ, что говорит об основополагающей роли законодательной ветви власти.

В данных аспектах выражается компетенция Совета Федерации и Государственной Думы. Решения многих вопросов могу быть связаны с конституционными полномочиями других органов государственной власти. Однако в практике осуществления власти по отдельным вопросам решения палаты могут повлечь за собой юридические последствия, не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос. Наиболее важной функцией Совета Федерации является: назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, что также показывает реализацию принципа сдержек и противовесов в федеративных отношениях.

В контексте конституционных поправок 2020 года можно проследить некоторые изменения, которые коснулись законодательной ветви власти. Так, теперь Совет Федерации по представлению Президента прекращает полномочия судей Конституционного суда, Верховного суда, кассационных и апелляционных судов. Ранее Совет Федерации назначал судей Конституционного и Верховного судов. Но отстранять судей Конституционного суда от должности он мог только по представлению самого суда [2, с. 22].

Теперь же Совет Федерации получает право через представления президента влиять на судебную власть. Причем отстранять от должности не только тех судей, которых сам назначает, но и судей кассационных и апелляционных судов.

Также ранее Федеральное собрание в лице Государственной думы и Совета Федерации могло преодолеть вето президента, если за принятие закона повторно проголосуют две трети членов каждой палаты парламента. После вступления в силу поправок депутаты и сенаторы больше не смогут преодолеть вето президента, если Конституционный суд по запросу президента признает закон противоречащим Конституции.

Президент имеет право обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности федерального закона после его принятия Государственной думой и одобрения Советом Федерации, но до вступления в силу.

В случае признания закона неконституционным он возвращается в Государственную думу. Как и в случае с Советом Федерации, Госдума не сможет добиваться вступления в силу закона, если Конституционный суд по запросу президента признает его противоречащим Конституции.

Несмотря на роль законодательной власти, исполнительная ветвь власти также выполняет важные функции в системе разделения властей. Эту ветвь власти представляет и осуществляет Правительство РФ. Данный орган действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом.

К основным полномочия Правительства РФ можно отнести разработку и предоставление Государственной Думе РФ федерального бюджета; проведение в государстве единой государственной политики в области культуры и духовной сферы в общем; осуществляет деятельность по защите законных прав и интересов граждан Российской Федерации.

Однако, в отношении исполнительной власти применяются ограничения делегированного законодательства и нормотворчества.

По действующей Конституции РФ, до внесения поправок 2020 года, не предусматривалась возможность отставки только премьера без всего правительства. В этом случае запускался процесс создания нового правительства: президентом вносилась кандидатура нового премьера в Государственную думу, после утверждения в недельный срок должны были представлены президенту предложения о структуре правительства и кандидаты на посты вице-премьеров и министров [2, с. 23].

Также ранее премьер был уполномочен только представлять президенту кандидатов в члены правительства. Президент же формально не обязан был назначать именно тех кандидатов, которых представил ему премьер. После внесенных поправок 2020 года, президент будет обязан назначить тех министров, которых утвердят депутаты Государственной думы по представлению премьера. Отметим, что премьер может не советоваться с президентом по кандидатурам, что делает его менее зависимым от президента.

Третья ветвь российской власти — судебная власть выполняет важные полномочия в области правосудия в государстве. Она включает в себя федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

Органы судебной власти осуществляют полномочия в области правосудия (деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства); осуществляют контроль за законность федеральных законов и законов субъектов; дают разъяснение по судопроизводству; обеспечивают исполнение наказание и реализуют иные полномочия в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Отметим, что ранее, до внесения поправок 2020 года, Конституционный суд мог проверять на соответствие Конституции РФ только те нормативные акты, которые уже вступили в законную силу. Теперь он получил право по инициативе президента оказывать влияние на принятие законов еще до того, как они начали действовать. Что немаловажно — такое влияние распространяется не только на федеральные законы, но и на законы субъектов Федерации. Другими словами, сейчас Конституционный суд имеет право оказывать влияние на региональное законотворчество [4, с. 41].

Кроме того, поправки дают основание для ликвидации региональных конституционных (уставных) судов. Таких судов немного — всего 15. И, тем не менее, у них есть правовая ценность. Данный институт призван защищать в правовом смысле конституции и уставы субъектов Федерации, и является одним из немногих признаков настоящего федерализма в России.

Что касается в целом органов государственной власти, то в связи с внесенными поправками объединяются органы местного самоуправления и органы государственной власти общим понятием «единая система публичной власти в Российской Федерации» — хотя основы конституционного строя требуют их разделения.

Таким образом, принцип разделения властей представляет собой основу государственного устройства общества, важным аспектом которого является не дать абсолютизироваться ни одной ветви власти. То есть этот принцип необходим для создания системы сдержек и противовесов: при распределении полномочий между различными органами снижается вероятность того, что какой-то орган аккумулирует у себя все полномочия и своими действиями создаст угрозу государству.

В результате проведенного исследования определено, что конституционными поправками 2020 года были внесены значимые изменения в перераспределение полномочий между органами государственной власти, возникли реальные риски нарушения принципа независимости и самостоятельности ветвей власти, что связано с усилением функций Президента РФ по отношению к законодательной, исполнительной и судебной власти. Это дает основание полагать, что в будущем организация государственной власти в стране будет основана на укреплении роли главы государства и повышении его влияния на все ветви власти.

Следствием проведенной конституционной реформы должна стать дальнейшая активная законотворческая деятельность, направленная на сохранение конституционного равновесия между ветвями государственной власти.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Совет Федерации, Государственная дума, Конституционный суд, Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, законодательная власть, Конституция РФ, разделение властей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: