С какого года действует африканский суд по правам человека

Обновлено: 24.04.2024

В апреле 2020 года Африканский суд по правам человека и народов (далее – Африканский суд) убедительно доказал, что решение о применении обеспечительных мер, а точнее – избранная судом мера, может не только спровоцировать государство-ответчика на их неисполнение, но и нанести непоправимый вред самому суду. В ответ на принятые Африканским судом обеспечительные меры по жалобам частных заявителей два государства Западной Африки – Бенин и Кот-д’Ивуар – известили Суд о том, что они отзывают свои декларации о признании компетенции Суда напрямую принимать и рассматривать жалобы частных лиц, лишив тем самым своих граждан прямого доступа в региональный суд по правам человека.

Африканский суд по правам человека и народов, начавший свою деятельность в 2006 году, имеет право рассматривать дела, переданные ему Африканской комиссией по правам человека (по аналогии с Межамериканским судом по правам человека), а также жалобы частных лиц или неправительственных организаций, но только в отношении государств, признавших отдельной односторонней декларацией компетенцию Суда получать и рассматривать такие жалобы. В феврале 2016 года число таких государств достигло 10, но как оказалось, это был исторический пик, после чего начался обратный отсчет. После серии жалоб, поданных частными заявителями и принятых Судом к рассмотрению, свою Декларацию отозвала Руанда, а за ней в ноябре 2019 года последовала Танзания, на территории которой в г. Аруша располагается Африканский суд. После отзыва своих деклараций Бенином и Кот-д’Ивуаром число государств, признавших компетенцию Суда получать жалобы частных лиц, сократилось до 6, и вполне возможно, что этот процесс остановить уже не удастся. При этом рассмотрение жалоб частных лиц составляет явно преобладающую часть дел, переданных на рассмотрение Суда (за все время деятельности Суда от частных лиц получено 256 жалоб, от неправительственных организаций – 12, всего 3 дела от Африканской комиссии и 13 запросов на консультативные заключения).

При этом Африканский суд крайне активен в принятии решений о применении обеспечительных мер, используя полномочия, прямо предусмотренные Протоколом к Африканской хартии о правах человека и народов о создании Африканского суда. Пункт 2 статьи 27 этого Протокола («в случае особой тяжести и срочности, а также если необходимо избежать непоправимого ущерба лицам, Суд может применить такие обеспечительные меры, которые он сочтет необходимыми») предоставляет Суду широкую дискрецию как при формулировании критериев для применения таких мер, так и в выборе формы таких мер.

Принятое в 2011 году решение Суда о применении обеспечительных мер в отношении Ливии стало первым за 5 лет его деятельности. Однако после этого произошел своего рода прорыв – на сегодня такие меры приняты в 42 делах (по этому параметру Африканский суд даже обошел Межамериканский суд по правам человека).

В прошлом месяце Суд принял обеспечительные меры в делах с очень высокими ставками, оказавшись тем самым в эпицентре ожесточенной политической борьбы в двух странах и при этом открыто сыграв прямо накануне выборов в пользу политических оппонентов действующей власти.

В случае с Кот-д’Ивуаром Африканский суд 22 апреля 2020 года распорядился немедленно приостановить действие ордера на арест бывшего премьер-министра Гийома Соро (Guillaume Soro), который до этого заявил о своих планах участвовать в президентских выборах. Правительство Кот-д’Ивуара проигнорировало предписание Африканского суда, приговорив заявителя 28 апреля 2020 года к 20 годам тюрьмы за растрату, исключив его тем самым из президентской гонки.

Ситуация с Бенином получилась еще более скандальная. Решение Суда применить обеспечительные меры в виде запрета на проведение назначенных на 17 мая 2020 года муниципальных выборов было принято по заявлению одного из богатейших людей страны Себастьяна Айавона (Sébastien Ajavon), получившего прозвище «куриный король» за состояние, сколоченное на импорте продовольствия.

Бенин, который всегда считался образцовой и стабильной президентской республикой с традициями мирного перехода власти в результате выборов, начало «трясти» после состоявшихся в 2016 году выборов. По итогам первого тура лидера – нынешнего президента страны Патриса Талона (Patrice Guillaume Athanase Talon) – отделяли от занявшего третьего место «куриного короля» всего полтора процента. Во втором туре «куриный король» поддержал Талона свои ресурсами, задействовав принадлежащие ему радиостанцию и телеканал, но при этом не стал скрывать своих амбиций участвовать в следующих выборах, как оказалось, подписав себе тем самым приговор.

Практически сразу же после выборов в контейнере с импортным продовольствием, адресованном предприятию, принадлежавшему Себастьяну Айавону, таможня обнаружила 18 кг кокаина. Суд общей юрисдикции оправдал подсудимого за отсутствием улик и освободил из-под стражи. Зато созданный в 2018 году Суд по экономическим преступлениям за 20 минут признал «куриного короля» виновным и приговорил к 20 годам заключения. Приговор был вынесен заочно, поскольку Себастьян Айавон к тому времени уже был с семьей в Париже.

Африканский суд по правам человека и народов, рассмотрев в 2018 году жалобу «куриного короля, в своем решении по существу установил 11 случаев нарушения Бенином своих обязательств по Африканской хартии о правах человека и народов и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года. Но чего никто не ожидал, так это щедрости Cуда в вопросах компенсации. Отдельным решением Суд присудил заявителю в общей сложности порядка $68 миллионов, из них около $5 миллионов компенсации морального вреда, а $50 миллионов в качестве компенсации за «упущенные бизнес возможности». На этом фоне $25 тысяч компенсации жене заявителя и $17 тысяч каждому из троих его детей за перенесенные страдания смотрелись уже пустяком.

В ноябре 2019 года Себастьян Айавон, создавший к тому времени свою собственную политическую партию, обратился в Африканский суд c новой жалобой на многочисленные нарушения своих прав в виде принятия нового избирательного законодательства и попросил Суд отменить назначенные на май 2020 года муниципальные выборы. Несмотря на возражения ответчика, Суд заявил, что срочность и серьезность ситуации, а также очевидный риск нанесения лично заявителю непоправимого ущерба диктуют необходимость отмены выборов до вынесения Cудом решения по существу жалобы. Это стало последней каплей для Бенина.

Комментируя эти события, стоит отметить, что было бы чрезмерным упрощением представлять все в черно-белом свете – суд, стоящий на страже прав человека, с одной стороны, и авторитарный режим, с другой. Помимо крайне спорного и вызывающего двоякое чувство решения о компенсации одному из богатейших людей Бенина практика Суда давно вызывает вопросы и обеспокоенность всех заинтересованных сторон.

В обобщенном виде претензии в этой части сформулировал судья Дж. Ньюнгеко (Gerard Niyungeko) в своем особом мнении к решению Суда о компенсации г-ну Айавону: в ряде случае Суд вообще не объясняет (“the Court did not at all explain”) выводы, к которым он приходит; находит нарушение там, где его нет (“the Court finds a violation which does not exist”); Суд включает в резолютивную часть меру, которая не обсуждалась в мотивировочной части (“the Court included a measure in the operative part which was not discussed in the body of the judgement”).

Кроме того, вызывает сомнение безоглядная решимость, с которой Суд бросился отменять намеченные выборы, при этом совсем не постаравшись убедительно и аргументировано объяснить, в чем именно он видит срочность и серьезность ситуации, а также риски непоправимого ущерба непосредственно для заявителя при том, что в выборах участвует не он лично, а его партия. Поэтому далеко не случайно Бенин в своем уведомлении об отзыве Декларации заявил, что Суд вышел за пределы своей компетенции и стал источником правовой и судебной неопределенности.

Помимо этого, запретив выборы, сам Суд лишился куда большего – своей компетенции получать напрямую жалобы частных лиц, оставив тем самым всех жителей Бенина без права на прямой доступ к региональному суду по правам человека. Возникает вопрос о явной недооценке Судом последствий своего решения, о недостаточном просчете рисков для самого Суда, отсутствии умения избегать втягивания Суда в политические конфликты, которые грозят репутации и существованию самого Суда, и о некорректном поиске баланса между интересами заявителя в конкретном деле и миссией Суда в целом.

Африканский суд по правам человека и народов прав , также известный просто как Африканский суд , является международным судом установлены государствами - членов Африканского союза (АС) для реализации положений Африканской хартии прав человека и народов (также известных как Банжульская хартия). Расположенный в Аруше, Танзания , он считается судебным органом АС и является одним из трех региональных судов по правам человека (вместе с Европейским судом по правам человека и Межамериканским судом по правам человека ).

Африканский суд был создан в соответствии с протоколом к Банджульского хартии , принятой в 1998 году в Буркина - Фасо в Организации африканского единства (ОАЕ), предшественник АС. Протокол вступил в силу 25 января 2004 г. после ратификации более чем 15 странами. Первые судьи суда были избраны в 2006 году, а свое первое решение он вынес в 2009 году.

Мандат Африканского суда состоит в том, чтобы дополнить и усилить функции Африканской комиссии по правам человека и народов , квазисудебного органа, который контролирует выполнение Хартии и рекомендует дела в суд. Он обладает юрисдикцией в отношении всех переданных ему дел и споров, касающихся толкования и применения Банжульской хартии, протокола к хартии и любого другого применимого документа по правам человека. Суд может давать консультативные заключения по правовым вопросам и рассматривать спорные дела.

Суд состоит из одиннадцати судей, назначаемых государствами-членами АС и избираемых Ассамблеей глав государств и правительств последнего. Судьи избираются на шестилетний срок и могут быть переизбраны только один раз. Председатель суда постоянно проживает и работает в Аруше, а остальные десять судей работают неполный рабочий день. Регистрационные, управленческие и административные функции выполняет регистратор.

Тридцать одна африканская страна ратифицировала протокол об учреждении Африканского суда, из которых только девять сделали специальное заявление, разрешающее отдельным лицам и НПО подавать дела непосредственно в суд: Буркина-Фасо, Гана, Малави, Мали, Руанда, Танзания, Республика Кот-д'Ивуар, Тунис и Гамбия; в противном случае дела должны быть переданы в Африканскую комиссию, которая затем решает, следует ли передавать их в суд.

По состоянию на сентябрь 2021 года Африканский суд вынес 259 решений, в том числе 131 постановление и 128 постановлений, и имеет 217 нерассмотренных дел.

СОДЕРЖАНИЕ

Члены


Члены Африканского суда по правам человека и народов.
Бордовый - полностью признает компетенцию суда.
Розовый - другие государства, ратифицировавшие протокол.

По состоянию на январь 2019 года девять государств-участников протокола сделали заявление о признании компетенции Суда принимать дела от неправительственных организаций (НПО) и частных лиц. Девять государств - это Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гана, Мали, Малави, Руанда, Танзания, Гамбия и Тунис. Всего протокол ратифицировали 30 государств: Алжир, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Чад, Кот-д'Ивуар, Коморские Острова, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Габон, Гамбия, Гана, Кения, Ливия, Лесото. , Мали, Малави, Мозамбик, Мавритания, Маврикий, Нигерия, Нигер, Руанда, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Южная Африка, Сенегал, Танзания, Того, Тунис и Уганда.

Кот-д'Ивуар объявил о выходе из суда в апреле 2020 года после того, как трибунал приказал правительству приостановить действие ордера на арест Гийома Соро .

Миссия

Африканский суд по правам человека и народов был учрежден для дополнения и усиления функций Африканской комиссии по правам человека и народов (Африканская комиссия, часто именуемая Комиссией Банжула), которая является квазисудебным органом, которому поручено контроль за исполнением Хартии.

Мандат

Задача Суда заключается в усилении защитного мандата Африканской комиссии по правам человека и народов путем укрепления системы защиты прав человека в Африке и обеспечения уважения и соблюдения Африканской хартии прав человека и народов, а также другие международные договоры о правах человека в судебных решениях.

Зрение

Видение Суда - это Африка с жизнеспособной культурой прав человека.

Главные ценности

  • Судебная независимость от любых пристрастий, предвзятости, влияния, будь то со стороны государства, НПО, финансовых агентств или отдельных лиц.
  • Справедливое и беспристрастное применение и толкование положений Африканской хартии, Протокола, Правил и других соответствующих международных документов по правам человека.
  • Прозрачная и этичная подотчетность в работе Суда.
  • Обеспечиваются основные права каждого человека пользоваться основными гражданскими, политическими, социальными, экономическими и культурными правами.
  • Сотрудничество с соответствующими заинтересованными сторонами для достижения цели Суда по защите прав человека и народов.
  • Недискриминация и равенство в работе Суда.
  • Честность судей и персонала, работающего в Суде.
  • Обеспечить равный доступ для всех потенциальных пользователей Суда.
  • Быть отзывчивым к потребностям тех, кто обращается в суд.

Стратегические цели

  • Осуществлять юрисдикцию во всех переданных ему делах и спорах относительно толкования и применения Устава, протокола и любого другого соответствующего документа, касающегося прав человека, ратифицированного заинтересованными государствами;
  • Сотрудничать с субрегиональными и национальными судебными органами для усиления защиты прав человека на континенте;
  • Расширить участие африканского народа в работе Суда;
  • Повышать способность Секретариата Суда выполнять свой мандат; а также
  • Для улучшения рабочих отношений между Судом и Африканской комиссией.

Выборы судей

22 января 2006 г. на восьмой очередной сессии Исполнительного совета Африканского союза были избраны первые одиннадцать судей Африканского суда по правам человека и народов .

Судьи обычно избираются на шестилетний срок и могут быть переизбраны один раз. Президент и вице-президент избираются сроком на два года и могут быть переизбраны один раз.

Первое очередное заседание Суда прошло 2–5 июля 2006 г. в Банжуле, Гамбия.

Место нахождения

Танзания является государством пребывания Суда. Временные помещения Суда расположены в Аруше, Танзания , на втором этапе комплекса заповедника Мвалиму Джулиус Ньерере на Додома-роуд. Планы Танзании по строительству постоянных помещений для Суда неоднократно откладывались, и Суд подчеркнул необходимость специально построенных помещений для надлежащего выполнения своей работы.

Юрисдикция

Суд обладает юрисдикцией рассматривать жалобы против государств-участников Протокола Суда. На сегодняшний день протокол ратифицировали 30 государств: Алжир, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Чад, Кот-д'Ивуар, Коморские Острова, Республика Конго, Габон, Гамбия, Гана, Кения, Ливия, Лесото, Малави, Мали, Мавритания, Маврикий, Мозамбик, Нигерия, Нигер, Уганда, Руанда, Арабская Республика Сахара, Сенегал, Южная Африка, Танзания, Того и Тунис.

Заявление против этих государств может быть подано Африканской комиссией или африканскими межправительственными организациями.

Если государство сделало заявление о принятии права на подачу индивидуальной жалобы в соответствии со статьей 34 (6) Протокола Суда, физическое лицо или НПО со статусом наблюдателя в Африканской комиссии по правам человека и народов может подать заявление. В настоящее время заявление сделали 9 государств: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гана, Малави, Мали, Танзания, Тунис и Гамбия. Руанда сделала заявление в 2013 году, но отозвала его в 2016 году, а Танзания уведомила об отзыве своего заявления (которое вступит в силу через год) в ноябре 2019 года.

Суждения

15 декабря 2009 г. Суд вынес свое первое решение, признав жалобу против Сенегала неприемлемой.

Первое решение Суда по существу дела было вынесено 14 июня 2013 года по делу, касающемуся Танзании. Он обнаружил, что Танзания нарушила права своих граждан на свободное участие в управлении государством напрямую или через представителей, независимо от их партийной принадлежности, и приказал Танзании принять конституционные, законодательные и все другие меры, необходимые для устранения этих нарушений.

28 марта 2014 года суд вынес решение против Буркина-Фасо по делу, возбужденному семьей Норберта Зонго, редактора газеты, убитого в 1998 году. Суд постановил, что Буркина-Фасо не провела надлежащее расследование убийства и провалила его. в своих обязательствах по защите журналистов.

Состав суда

Имя Состояние Позиция Избранный Срок заканчивается
Судья Сильвен Оре Берег Слоновой Кости Президент 2014 г. 2020 г.
Судья Бен Киоко Кения Вице-президент 2012 г. 2018 г.
Судья Рафаа Бен Ачур Тунис Судить 2014 г. 2020 г.
Судья Анджело Васко Матуссе Мозамбик Судить 2014 г. 2020 г.
Судья Нтьям Менге Камерун Судить 2016 г. 2022 г.
Судья Мари Тереза ​​Мукамулиса Руанда Судить 2016 г. 2022 г.
Судья Тужилане Чизумила Малави Судить 2017 г. 2023 г.
Судья Бенсаула Чафика Алжир Судить 2017 г. 2023 г.
Судья Блэз Чикая Демократическая Республика Конго Судить 2018 г. 2024 г.
Судья Стелла Исибхахомен Анукам Нигерия Судить 2018 г. 2024 г.
Судья Имани Дауд Абуд Танзания Судить 2018 г. 2024 г.

Бывшие судьи

Имя Состояние Позиция Избранный Срок закончился
Судья Джордж В. Каньеихамба Уганда Судить 2006 г. 2008 г.
Судья Жан Эмиль Сомда Буркина-Фасо Судить 2006 г. 2008 г.
Судья Гиту Муигай Кения Судить 2008 г. 2010 г.
Судья Хамди Фарадж Фаннуш Ливия Судить 2006 г. 2010 г.
Судья Келлело Хустина Мафосо-Гуни Лесото Судить 2006 г. 2010 г.
Судья София А.Б. Акуффо Гана Президент 2012 г. 2014 г.
Судья Жан Муцинзи Руанда Президент 2008 г. 2010 г.
Судья Жерар Ниюнгеко Бурунди Президент 2006 г. 2012 г.
Судья Бернар Нгёпе Южная Африка Судить 2006 г. 2014 г.
Судья Джозеф Нямихана Муленга Уганда Судить 2008 г. 2014 г.
Судья Фатса Угергуз Алжир Судить 2006 г. 2016 г.
Судья Дункан Тамбала Малави Судить 2010 г. 2016 г.
Судья Августино С.Л. Рамадхани Танзания Судить 2010 г. 2016 г.
Судья Элси Нванвури Томпсон Нигерия Вице-президент 2010 г. 2016 г.
Судья Эль-Хаджи Гиссе Сенегал Судить 2012 г. 2018 г.
Судья Соломе Балунги Босса Уганда Судить 2014 г. 2020 г.

Планируемое слияние с Африканским судом

1 июля 2008 г. на саммите Африканского союза в Шарм-эль-Шейхе , Египет , главы государств и правительств подписали протокол о слиянии AfCHPR с еще несуществующим Африканским судом после решения государств-членов на заседании Июнь 2004 г. Саммит Африканского союза. По состоянию на 18 июня 2020 года только восемь стран ратифицировали протокол из 15, необходимых для его вступления в силу. Новый суд будет называться Африканский суд справедливости и прав человека .

В Африканский суд справедливости и прав человека (ACJHR) является Международный и областной суд в Африка. [1] Он был основан в 2004 году в результате слияния Африканский суд по правам человека и народов и Суд Африканского Союза. Это главный судебный орган Африканский союз. [2] [3]

Суд находится в г. Аруша, Танзания, как и Международный уголовный трибунал по Руанде и, как и его предшественник, Суд Африканского союза.

В суде две палаты, одна для общих юридических вопросов, а другая для вынесения решений по договорам о правах человека. консультативное заключение роль и судебная роль. Суд вправе толковать свои собственные решения в апелляционной палате.

История

Африканский суд по правам человека - это международный суд, базирующийся в Аруша, Танзания. Слияние Африканский суд по правам человека и народов и Суд Африканского Союза был предложен председателем Ассамблеи Африканский союз и глава Федеративной Республики Нигерия, президент Олусегун Обасанджо в 2004 году. Идея объединения двух судов возникла из-за нехватки средств Африканского союза. В январе 2005 г. группа юридических экспертов собралась в г. Аддис-Абеба, Эфиопия сформулировать проект протокола, который уважал целостность двух независимых судов, но в то же время устанавливал способ регулирования приличия теперь объединенного суда. После этого в Нигерии собралась группа экспертов, чтобы предложить проект протокола Исполнительному совету Африканского союза. В марте 2005 г. проект был одобрен и передан экспертам-юристам для вынесения рекомендаций. Рекомендации были представлены на саммите Африканского союза в Сирт, Ливия. Ассамблея глав государств и правительств решила, что операции должны начаться, а штаб-квартира будет располагаться в восточном регионе Африки. [4]

Функции нового суда

Африканский суд по правам человека в конечном итоге рассматривает дела о военных преступлениях, торговле людьми и / или наркотиками, геноциде, преступлениях против человечности, терроризме и пиратстве. [1] Суд по существу разделен на две разные секции: секцию по правам человека и секцию по общим делам. Судьи распределяются поровну между двумя. Если есть дело, ожидающее рассмотрения из предыдущего Африканский суд по правам человека и народов, они перейдут в секцию суда по правам человека и судебные дела из Суд Африканского Союза перейдет в раздел «Общие дела». Поскольку объединение Африканского суда по правам человека и народов и Суда Африканского союза произошло в разгар пятилетних выборов, предыдущие судьи двух судов приводились к присяге до тех пор, пока новые должностные лица не будут избраны и приведены к присяге. . [3] Суд состоит из шестнадцати судей, все из которых являются представителями разных государств-членов. Хотя ожидается, что судьи Африканского суда по правам человека будут придерживаться высоких моральных принципов, им предоставляется полный иммунитет от международных законов на протяжении всего срока службы и после нее. [5]

Принимаю Наш сайт сохранит анонимные идентификаторы (cookie-файлы) на ваше устройство. Это способствует персонализации контента, а также используется в статистических целях. Вы можете отключить использование cookie-файлов, изменив настройки Вашего браузера. Пользуясь этим сайтом при настройках браузера по умолчанию, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и сохранение информации на Вашем устройстве.

Категории

Указатель

Другое

• отдельные лица и НПО могут подавать жалобу в Африканский суд по правам человека только в отношении государств, официально принявшим это факультативное условие в договоре.

Комиссия была создана в 1987 г., в соответствии со статьей 30 Хартии. Комиссия состоит из одиннадцати независимых экспертов, избираемых на Ассамблее глав государств и правительств на шестилетний срок, с возможностью разового переизбрания.

  • Штаб-квартира Комиссии находится в г. Банжуле (Гамбия). Обычно она собирается два раза в году на двухнедельные сессии, место проведения которых меняется от сессии к сессии.
  • На каждой сессии Комиссия представляет Ассамблее глав государств и правительств доклад о своей деятельности.
  • Ее функции определены в статье 45 Хартии. Они включают следующее:

— толкование положений Африканской хартии;

— поощрение прав человека и народов согласно Хартии.

В статье 45 уточнены некоторые из средств, которыми располагает Комиссия для выполнения своей функции по поощрению: подготовка юридических инструментов, относящихся к правам человека, создание общей базы данных, анализ, исследования, распространение информации и привлечение внимания общественности, сотрудничество с различными компетентными организациями и т. д.

— защита прав человека.

Правила процедуры Африканской комиссии по правам человека и народов позволяют Комиссии создавать вспомогательные органы (Глава VI, статьи 28 и 29). В настоящее время Комиссия в своей работе опирается на 5 (пять) специальных механизмов, или специальных докладчиков, занимающихся наиболее острыми вопросами в области прав человека:

  • свобода выражения мнений и доступ к информации в Африке
  • тюрьмы и условия содержания в тюрьмах в Африке
  • беженцы, просители убежища, мигранты и перемещенные лица в Африке
  • правозащитники
  • права женщин в Африке; на Специального докладчика по вопросу о правах женщин в Африке также возложены особые обязанности по контролю соблюдения Протокола к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке, принятого в 2003 году, известного как Протокол Мапуту.

В Комиссию также входят восемь постоянных рабочих групп, представляющих доклад на каждой очередной сессии Комиссии. Они отслеживают и изучают различные вопросы, находящиеся в ведении Комиссии:

Протокол к Африканской хартии прав человека и народов, принятый 9 июня 1998 года Организацией африканского единства (Африканским союзом), вступил в силу 25 января 2004 года. Он предусматривает создание Африканского суда по правам человека и народов, основной задачей которого является рассмотрение дел, связанных с нарушениями прав человека, которые были ему направленны в соответствии с положениями Африканской хартии, а также на основании любых других документов в области прав человека, ратифицированных соответствующими государствами. Компетенция суда распространяется на нарушения Африканской хартии прав человека и народов, Африканской хартии о правах ребенка, подписанной в Аддис-Абебе в 1990 году, и Протокола к Африканской хартии о правах женщин, подписанном в Мапуту в 2003 году.

22 января 2006 года на восьмой очередной сессии Исполнительного совета были выбраны сроком на шесть лет одиннадцать первых судей Африканского суда по правам человека и народов. Они могут быть переизбраны только один раз. Председатель и заместитель председателя избираются на двухлетний период. В первый раз заседания Суда прошли с 2 по 5 июля 2006 года, а свое первое решение Суд вынес 15 декабря 2009 года.

1 июля 2008 года на 11-ом Саммите Африканского союза в Шарм-эш-Шейхе было решено объединить две судебные инстанции в одну: Африканский суд по правам человека и народов и Суд Африканского союза. Протокол об объединении, названный Протоколом о Статуте Африканского суда по правам человека, был принят в 2008 году и еще не вступил в силу. Он заменяет Протокол к Африканской хартии прав человека и народов об учреждении Африканского суда по правам человека и народов (принят 10 января 1998 года и вступил в силу 25 января 2004 года) и Протокол о Суде Африканского союза (принят 1 июля 2003 года и вступил в силу 25 ноября 2005 года). Статут Африканского суда по правам человека находится в приложении к Протоколу. Этот суд, известный как Африканский суд по правам человека, является основным судебным органом Африканского союза. Штаб-квартира суда располагается в Аруше (Танзания). Суд состоит их двух секций: Секция по правам человека и Секция по общим делам. Шестнадцать независимых судей избираются при соблюдении принципа справедливого географического распределения Исполнительным советом путем тайного голосования большинством в две трети голосов государств-членов, имеющих право голоса и назначенных Ассамблеей. Предусматривается, что Суд каждый год будет принимать решение о времени проведения своих очередных сессий, а специальные сессии будут проводиться по запросу, поддержанному большинством судей.

Для простоты номера статей соглашений 1998 и 2008 года будут представлены вместе, чтобы были понятнее компетенции и способы передачи дела в Суд по правам человека в переходный период.

В юрисдикцию Суда входит разбор споров и разногласий, связанных с толкованием и применением Африканской хартии прав человека и всех протоколов к Хартии, а также всех других конвенций о правах человека, ратифицированных соответствующими государствами (1998 ст.3). В компетенцию Суда соглашением от 2008 года были добавлены следующие элементы: толкование и применение Африканской хартии о правах женщины и Африканской хартии о правах ребенка; различные вопросы международного права; различные акты, решения и директивы органов Африканского союза, наделяющие суд компетенцией; существование любого факта, который, будучи установлен, явился бы нарушением какого-либо обязательства по отношению к другому государству-члену Союза; характер или размер репарации в случае нарушения какого-либо международного обязательства (2008 ст. 28).

Суд также может делать консультативные заключения по любому юридическому вопросу относительно различных конвенций о правах человека, за исключением вопросов, которыми уже занимается Комиссия (1998 ст.4; 2008 ст.53).

Таким образом, в юрисдикцию Суда входит: (а) собирать документацию и проводить исследования по вопросам прав человека и народов в Африке; (б) закреплять нормы разрешения юридических проблем, связанных с правами человека и народов; (в) гарантировать защиту прав человека и народов; (д) толковать положения Хартии. Процесс слияния проходит довольно долго. По состоянию на декабрь 2013 года только пять стран ратифицировали вышеупомянутый Протокол, в то время как для его вступления в силу требуется пятнадцать ратификаций.

В силу соглашений 1998 и 2008 года в Африканский суд могут обращаться: Африканская комиссия; государство-участник, обратившийся с жалобой в Комиссию; государство-участник, против которого направлена жалоба; государство-участник, выходцем которого является потерпевший; африканские неправительственные организации (1998 ст.5.1). В 2008 году этот список был расширен: сюда теперь входят Конференция, Парламент и другие органы Африканского союза с разрешения Конференции; Африканский комитет экспертов по правам и благосостоянию ребенка и национальные правозащитные учреждения (2008 ст.29, 30).

Частные лица и НПО, имеющие статус наблюдателей при Комиссии, также могут обратиться в Суд напрямую при условии, что государство, ратифицировавшее Протокол, сделало заявление о признании юрисдикции Суда для данного типа жалоб (1998 ст.5.3, ст. 34.6; 2008 ст.8.3, ст.30f).

Суд уполномочен добиваться мирного урегулирования по переданным ему на рассмотрение делам (1998 ст.9). Если Суд констатирует факт нарушения прав человека, он может принять решение о возмещении ущерба и выплате компенсации (1998 ст.27; 2008 ст.45) или об экстренных временных мерах (1998 ст.27.2; 2008 ст.35). Решения Суда являются обязательными для исполнения для государств (1998 ст.30; 2008 ст.46).

Помимо установленной в рамках Африканского союза системы, существует и другая система защиты прав человека, разработанная африканскими региональными организациями.

Этот суд существует с 1991 года, но начал действовать лишь в 2001 году. Штаб-квартирой суда является Абуджа (Нигерия), а в юрисдикцию Суда входит принимать решения относительно нарушения Африканской хартии прав человека и народов. С 2005 года граждане государств, входящих в ЭКОВАС, могут подавать в Суд жалобы относительно нарушений прав человека, совершенных государственными субъектами. Следует подчеркнуть, что Суд не выдвигает условия, согласно которому до обращения частных лиц в Суд должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это требуется для обращения в большинство аналогичных международных инстанций. Отдельные пострадавшие лица могут обратиться в Суд даже во время разбирательства дела на национальном уровне. Решения Суда обязательны для исполнения государствами. Суд также может приговорить государство к возмещению ущерба пострадавшим. В 2008 году Суд приговорил правительство Нигера к возмещению ущерба лицу, ставшему жертвой рабства. Несмотря на то, что истица пострадала от действий негосударственного субъекта, Суд привлек государство к ответственности, сославшись на несоблюдение государством своих международных обязательств по защите от рабства по причине попустительства, пассивности и бездействия в этом вопросе (Судебное решение, Г-жа Хадижату Мани Корау против Республики Нигер – DameHadijatouManiKoraouc/ RépubliqueduNiger, 27 октября 2008 года).

Суд был создан как судебный орган Восточноафриканского сообщества в 1999 году с временной штаб-квартирой в Аруше (Танзания). У Суда нет четко сформулированного мандата в отношении прав человека в отличие от Суда ЭКОВАС, но он может выносить решения относительно применения или нарушений Африканской хартии прав человека народов. В Суд могут обращаться юридические или физические лица.

  • Трибунал Сообщества по вопросам развития стран юга Африки (САДК)

Трибунал был основан в 1992 году как один из институтов этой региональной организации со штаб-квартирой в Виндхуке (Намибия). Суд обладает юрисдикцией рассматривать жалобы государств-членов сообщества друг на друга, а также жалобы частных лиц, юридических лиц, включая НПО и государства-члены. До обращения в Суд все внутренние средства правовой защиты должны быть исчерпаны.

права человека , индивидуальные жалобы (средства правовой защиты) ; перечень государств-участников международных конвенций по гуманитарному праву и правам человека (№ 12); Африканский союз

Африканская комиссия по правам человека и народов; Аруша, Танзания

Commission africaine des droits de l’homme et des peuples

Kairaba avenue, PO Box 673, Banjul, GAMBIA

Тел.: + 220 39 29 62 / Факс: +220 39 27 64.

Суд ЭКОВАС

N°10, Dar es Salaam Crescent ; Off Aminu Kano Crescent

Wuse II, Abuja-NIGERIA

Факс: +234 09 5240780

Другие африканские региональные механизмы

GUEGUERGOU F., « Les mécanismes continentaux de protection de la personne humaine : gros plan sur la Commission africaine des droits de l’homme et des peuples », Observateur des Nations unies, n° 10, printemps-été 2001, p. 103-139.

DEBOS M. « La création de la Cour africaine des droit de l’homme et des peules. Les dessous d’une ingénierie institutionnelle multicentrée », Culture et Conflits n°60 (2005) pp.159-182

Fédération Internationale des Droits de l’Homme (FIDH), La Cour africaine des droits de l’homme et des peuples : vers la Cour africaine de justice et des droits de l’homme, Guide pratique, avril 2010, 222p.


Анализируются уставные положения о функциях, организационной структуре и деятельности Африканской комиссии по правам человека и народов и трудности, с которыми она сталкивается в своей деятельности.

Д. СИРАБА,

аспирант кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов

Анализируются уставные положения о функциях, организационной структуре и деятельности Африканской комиссии по правам человека и народов и трудности, с которыми она сталкивается в своей деятельности.

Ключевые слова: Африканская хартия, Африканская комиссия, права человека, права народов.

The African Commission on Human and Peoples’ Rights

The article analyses the statutory provisions on functions, organizational structures and activities of the African Commission on Human and Peoples’ Rights and reviews all obstacles facing in its activities.

Keywords: African Charter, African Commission, human rights, peoples’ rights.

В отличие от Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, на базе которой изначально были созданы два органа — Комиссия и Суд по правам человека[1], в ст. 30 Африканской хартии прав человека и народов 1981 года[2] (далее — Африканская хартия) было предусмотрено формирование только одного органа — Африканской комиссии по правам человека и народов в рамках Организации Африканского Единства (далее — ОАЕ) — для развития и защиты прав человека и народов в Африке.

Африканская комиссия по правам человека и народов[3] (далее — Комиссия) состоит из 11 членов, избираемых из числа африканцев, пользующихся самой высокой репутацией, честных и беспристрастных людей, компетентных в вопросах прав человека и народов; предпочтение отдается лицам, имеющим опыт юридической работы (ст. 31 Африканской хартии). В соответствии со ст. 36 Африканской хартии члены Комиссии избираются на шесть лет и могут быть переизбраны.

Каждое государство-участник Африканской хартии может выдвинуть не более двух кандидатов. Кандидаты должны быть гражданами одного из государств-участников Африканской хартии. Когда государство выдвигает двух кандидатов, один из них может не являться гражданином этого государства (ст. 34).

Генеральный секретарь ОАЕ (в настоящее время — Африканский союз[4] (далее — АС)) по крайней мере за четыре месяца до выборов предлагает государствам-участникам Африканской хартии выдвинуть кандидатов. Генеральный секретарь АС составляет в алфавитном порядке список лиц, чьи кандидатуры были выдвинуты, и направляет его африканским государствам по меньшей мере за месяц до выборов (ст. 35).

Члены Комиссии избираются тайным голосованием Ассамблеей глав государств и правительств АС из числа лиц, предложенных государствами-участниками Африканской хартии. В Комиссию не должно входить более одного представителя от каждого государства (статьи 32 и 33).

При избрании членов Комиссии соблюдается принцип справедливого географического (субрегионального) участия государств Африки. Субрегионы Африки в Комиссии представлены следующим образом: Север Африки — 2 места, Восточная Африка — 2, Западная Африка — 3, Центральная Африка — 2, Южная Африка — 2 места.

После избрания первого состава Комиссии Председателем Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ (в соответствии со статьями 35 и 36 Африканской хартии) были определены по жребию имена тех четырех членов Комиссии, полномочия которых истекли через два года, и тех трех членов Комиссии, чьи полномочия истекли через четыре года. Таким образом, изначально были обеспечены периодичность и частичное обновление состава членов Комиссии и соблюдены гарантии того, чтобы полномочия всех членов Комиссии не прекращались одновременно, что позволяет работать Комиссии непрерывно.

Несмотря на выделение субрегиональных квот, на практике не всегда соблюдается принцип справедливого субрегионального представительства в Комиссии государств Африки. Это происходит по причине того, что не все государства африканского континента серьезно относятся к вопросам, связанным с выдвижением, подбором и избранием членов Комиссии: некоторые государства вообще не подготавливают список своих кандидатов, а другие выдвигают больше кандидатов, чем положено. У наблюдателей создается впечатление, что при формировании Комиссии избираются не члены Комиссии, а полномочные представители государств в Комиссии[5].

Следует отметить: весьма важным моментом является соблюдение всех условий, обеспечивающих качественный состав членов Комиссии в соответствии с критериями, предусмотренными в ст. 31 Африканской хартии. В этой связи следует еще раз подчеркнуть: члены Комиссии выступают в личном качестве (п. 2 ст. 31 Африканской хартии). Согласно требованиям ст. 38 Африканской хартии после своего избрания члены Комиссии делают торжественное заявление, согласно которому они будут выполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно.

К сожалению, Комиссия не раз становилась объектом критики за то, что ряд ее членов продолжали параллельно выполнять государственные функции в своем государстве. Были случаи, когда членами Комиссии являлись действующие министры соответствующих государств, послы или уполномоченные государств при ОАЕ. Наблюдатели не раз фиксировали ситуации, когда член Комиссии не был в состоянии независимо осуществлять собственные функции по причине подчиненности правительству[6]. Аналогичные ситуации становились объектом дискуссии в среде самих членов Комиссии и представителей неправительственных организаций. В то же время для исправления сложившейся ситуации до сих пор не сделано ничего существенного.

Очевидно, что в таких условиях непосредственно Комиссия должна быть заинтересована в выработке четких правил и критериев для того, чтобы не допускать возникновения подобных ситуаций. С нашей точки зрения, данная проблема должна стать объектом пристального внимания не только Комиссии, но и Исполнительного совета АС. Более того, к этому процессу следует активно подключиться и самим государствам-участникам Африканской хартии[7].

В целях обеспечения независимости членов Комиссии согласно положениям ст. 44 Африканской хартии оклады и вознаграждение членов Комиссии выплачиваются из регулярного бюджета АС. Согласно ст. 43 Африканской хартии члены Комиссии при исполнении своих обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Общей конвенции о привилегиях и иммунитетах ОАЕ/АС[8].

Комиссия избирает на два года своего Председателя и заместителя Председателя, которые могут быть переизбраны. В случае отставки Председателя Комиссии его функции выполняет заместитель. Председатель Комиссии осуществляет свои функции на основе полномочий Комиссии.

Семь членов Комиссии составляют кворум. В случае равенства голосов Председатель Комиссии имеет право решающего голоса. Комиссия избирает Бюро, в которое входят Председатель и заместитель Председателя. Число членов Бюро Комиссии не ограничено. Избранным членом Бюро считается тот член Комиссии, кто набирает большинство из голосующих двух третей членов Комиссии.

Генеральный секретарь АС может присутствовать на заседаниях Комиссии, однако не имеет права принимать участие в обсуждениях, а также в голосовании. В то же время Председатель Комиссии вправе предоставить Генеральному секретарю АС слово (ст. 42 Африканской хартии).

Хотя принцип паритетного представительства женщин и мужчин в Комиссии не зафиксирован в Африканской хартии, однако этот принцип по возможности соблюдается на практике[9].

В статье 45 Африканской хартии перечислены функции Комиссия, среди которых:

— обязанность способствовать развитию прав человека и народов, прежде всего, при помощи изучения и исследования африканских проблем в области прав человека и народов, организации семинаров, симпозиумов и конференций, распространения информации, поддержания местных организаций, занимающихся правами человека и народов, а также посредством высказывания собственного мнения или выработки рекомендаций правительствам. Данную функцию можно осуществлять путем установления принципов и норм, направленных на решение правовых проблем, связанных с правами человека и народов, на основе которых правительства могут разрабатывать свое национальное законодательство. Данная функция Комиссии предполагает сотрудничество с другими африканскими и международными организациями, занимающимися развитием и защитой прав человека;

— обеспечивать защиту прав человека и народов в соответствии с условиями, установленными в Африканской хартии;

— давать толкование положений Африканской хартии по просьбе государств-участников, любой организации АС или африканской организации, признаваемой АС.

Комиссия может выполнять и другие функции, которые на нее вправе возложить Ассамблея глав государств и правительств АС.

Следует отметить, что в Африканской хартии ничего не говорится о постоянном местонахождении (штаб-квартире) Комиссии. На практике Правовое управление Секретариата ОАЕ в Аддис-Абебе координировало деятельность Комиссии, включая деятельность секретаря Комиссии.

С самого начала деятельности Комиссии ощущалась потребность в размещении Комиссии за пределами страны, где находились политические и административные отделы ОАЕ, чтобы защитить Комиссию от их влияния и давления (т. е. за пределами Аддис-Абебы, Эфиопия). Именно это было рекомендовано участниками коллоквиума, организованного Международной академией прав человека, Международной комиссией юристов и Африканской ассоциацией международного права, который проходил 17—19 июня 1987 года.

Ассамблея глав государств и правительств ОАЕ решила вопрос о постоянном местонахождении Комиссии в г. Банджуле (Гамбия), начиная с ноября 1989 года. Впоследствии Секретариат Комиссии был временно размещен в неподходящем здании, которое не имело необходимого оборудования и достаточных площадей. Комиссия вынуждена была проводить свои сессии в гостиницах, оплачиваемых правительством Гамбии. В 2004 году Секретариат Комиссии переехал в другое временное здание, еще более не подходящее как по площади, так и по месторасположению, чем прежнее. В связи с нехваткой мест документы Комиссии располагались по стеллажам, что осложняло работу Секретариата Комиссии[10]. С 1992 года правительство Гамбии обещает найти подходящее здание для постоянного размещения Секретариата Комиссии, однако этот вопрос до сих пор считается нерешенным.

Таким образом, Африканская комиссия не имеет собственной штаб-квартиры, а ее Секретариату приходится функционировать в неадекватных условиях во временно занимаемых помещениях.

Африканская комиссия является постоянно действующим органом, однако на практике она не работает на долгосрочной основе. В осуществлении деятельности Комиссии оказывает помощь Секретариат, который функционирует постоянно, и возглавляет его секретарь, назначаемый Генеральным секретарем АС.

Генеральный секретарь АС на основе ст. 41 Африканской хартии предоставляет персонал и организует обслуживание, необходимые для деятельности Комиссии. АС также несет расходы за такие услуги.

Для выполнения этих задач Секретариату Комиссии требуются существенные средства. В реальности Секретариат Комиссии испытывает нехватку человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Правовой отдел, который является стержнем Секретариата Комиссии, имеет в своем штате всего трех специалистов и финансируется из внешних источников, как и отдел документации и СМИ. Покупка книг, публикация материалов и компьютеризация документов Комиссии покрываются за счет дополнительных средств бюджета. Например, фонд АС по содействию комиссарам составляет в год около 40 тыс. долларов США, что обеспечивает всего четыре поездки комиссаров и сопровождающих их юристов.

Работа специальных докладчиков и рабочих групп, компьютеры и ксерокс, обеспечивающие ежедневную работу Секретариата, полностью финансируются из внешних источников. Можно привести целый ряд примеров, которые показывают отсутствие необходимых ресурсов, предоставляемых АС Комиссии для осуществления ее функций. Бюджет, выделяемый АС Комиссии, покрывает лишь зарплату тех сотрудников, которые предусмотрены учредительными актами, а также часть текущих расходов, билеты, суточные расходы для экспертов и гонорары членов Комиссии, а также оплату переводчиков во время прохождения двух сессий Комиссии в год.

В целях преодоления финансовых затруднений, вытекающих из нерегулярного и недостаточного финансирования со стороны АС, Секретариат Комиссии активно привлекает внешние источники. Постоянными партнерами являются такие институты, как Датский институт по правам человека, правительство Нидерландов и Швеции, Канадский институт прав человека и демократии. Активно сотрудничает Комиссия с Северным Африканским институтом Швеции. Постоянную помощь оказывают Комиссии Европейского союза и Управления Верховного комиссара по правам человека. Кроме того, функционирует Фонд о добровольных взносах со стороны государств, который был создан по решению Министерской конференции в мае 2003 года[14].

Следует отметить, что расходование бюджетных средств и дополнительных бюджетных средств регулируется в соответствии с финансовыми правилами АС.

Несмотря на важность деятельности Комиссии, часть наблюдателей, которые ожидали многого от нее работы, скоро стали разочаровываться в ее работе. Ради справедливости следует отметить, что Комиссия становится объектом критики прежде всего за то, что от нее не зависит: за отсутствие достаточного финансирования со стороны АС, за плохое снабжение ее Секретариата, который является основой структуры Комиссии, и др.

Комиссии приходится работать в очень сложных условиях (по сравнению с европейской и межамериканской системами защиты прав человека)[15]. Комиссия благодаря привлечению внешних источников финансирования смогла в последнее время заметно улучшить качество своей работы и добилась определенного прогресса в части технического обслуживания Секретариата и систематизации документов. Если не будут предприняты кардинальные шаги в этом направлении, то имеется опасение, что Африканскому суду по правам человека и народов придется преодолевать те же проблемы, что и Африканской комиссии.

Необходимо, чтобы АС взял на себя полную ответственность за исправление сложившейся ситуации в сфере финансирования и технического обеспечения работы Комиссии[16]. Создание и функционирование Фонда по правам человека становится неотложной задачей АС и его государств-членов. Комиссия также должна активизировать свою деятельность, направленную на решение всего комплекса проблем, связанных с размещением и функционированием своей штаб-квартиры.

1 См.: Абашидзе А.Х., Алисиевич Е.С. Право Совета Европы. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. — М., 2007.

2 Текст Африканской хартии прав человека и народов см.: Международные акты о правах человека: сб. документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. — М., 2002. С. 887—899.

3 См.: Ankumah E.A. The African Commission on Human and Peoples’ Rights: Practice and Procedure. The Hague: Martinus Nijhoff, 1996.

4 См.: Magliveras K., Naldi C.J. The African Union and its Predecessor, Organization of African Unity. The Hague: Kluwer Law International, 2004.

5 См.: Amoah P. The African Charter on Human and Peoples’ Rights — An Effective Weapon for Human Rights? // Revue Africaine de Droit International et Compare. 1992. 4.

6 См.: Badawi El — Sheikh I. The African Commission on Human and Peoples’ Rights: Prospects and Problems // Netherlands Quarterly of Human Rights. 1989. 7.

7 См.: Auyangwe C. Obligations of States Parties to the African Charter on Human and Peoples’ Rights // Revue Africaine de Droit International et Compare. 1998. 10.

8 См.: Documents of the Organization of African Unity / ed. by G.J. Valdi. — London, 1992.

9 См.: Beyani C. Toward a more effective guarantee of Women’s Rights in the Africa Human Rights System // Human Rights of Women: National and International Perspectives / ed. by R. Cook. — Philadelphia, 1994.

10 См.: Kufuor K.O. Safeguarding Human Rights: A Critique of the African Commission on Human and Peoples’ Rights // Africa Development. 18. 1993.

11 Согласно правилу 23 Правил процедуры секретарь Комиссии обязан следить за деятельностью Секретариата Комиссии под руководством ее Председателя; секретарь оказывает помощь Комиссии и ее членам в осуществлении ими своих функций и выступает в качестве посредника по всем обращениям к Комиссии; секретарь следит за архивом Комиссии.

12 См.: Gye-Wado O. The Rule of Admissibility under the African Charter on Human and Peoples’ Rights // African Journal of International and Comparative Law. 1991. T. 3.

13 См.: Danielsen A. The State Reporting Procedure under the African Charter. Copenhagen: Danish Centre for Human Rights, 1994.

14 См.: The Report of the First Ministerial Conference of the African Union on Human Rights, Kigali (Rwanda). 2003. May.

15 См.: Obinna Okere B. The Protection of Human Rights in Africa and the African Charter on Human and Peoples’ Rights: A Comparative Analysis with the European and American Systems’ // Human Rights Quarterly. 1984. 6.

16 См.: Региональные системы защиты прав человека: учеб. пособие / под ред. А.Х. Абашидзе. — М., 2012.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: