С какими трудностями может столкнуться государство при взимании налогов с населения и фирм

Обновлено: 19.04.2024

Налоги - это платежи обязательного характера, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов, частных лиц в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации или в муниципальные бюджеты.

На современном этапе развития без налогов не может обойтись ни одно государство, а появились они после разделения общества на классы и возникновения государства как отдельного общественного института. На сегодняшний день налоги необходимы государству для формирования доходной части государственного бюджета, за счет финансовых ресурсов которого в дальнейшем финансируются расходы на обеспечение экономического роста, проведение различного рода социально-культурных мероприятий, а также содержание аппарата государственного управления. Можно сказать, что в налогах отражена экономическая база существования государства.

Налоговые платежи можно назвать одной из специфических форм финансовых отношений между государством, отдельными экономическими единицами, домохозяйствами, частными лицами и т.д. Подобные отношения могут возникать в связи с перераспределением некоторой доли стоимости национального дохода и формированием государственного фонда централизованных финансовых ресурсов. Стоит отметить, что подобные отношения нельзя назвать равноправными, они в большей степени являются односторонними, так как в этих отношениях государства выступает в качестве основного решающего лица, а налогоплательщики лишь играют роль пассивных исполнителей. Специфичность подобных отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов, так как они принудительно взимаются у определенных групп населения, во-вторых, в безвозвратности, несмотря на то, что большая часть собранных налогов, как правило, направляется на развитие народного хозяйства, проведение различного рода социально-культурных и прочих мероприятий, таким образом возвращаются плательщикам косвенным способом.

Готовые работы на аналогичную тему

Существуют федеральные и региональные налоги, в зависимости от того, на каком уровне происходит взимание налогов.

Региональные налоги на сегодняшний день устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законодательными актами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории данного субъекта. Органы власти субъектов вправе устанавливать обоснованные налоговые ставки по таким налогам, а также предоставлять различного орда налоговые льготы, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в бюджет региона, вносить различного рода изменения и дополнения в законодательство субъекта РФ. Таким образом, реализуя налоговую политику в рамках полученных полномочий, региональные власти способны в случае необходимости оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, реализация которых позволяет решать на текущий момент времени проблемы социально-экономического и финансового развития региона.

Осуществление обоснованной и эффективной налоговой политики можно назвать одним из наиболее важных условий достижения экономического роста. Стимулирование экономической активности должно способствовать увеличению налоговых доходов бюджета, что позволяет решать наиболее приоритетные задачи социально-экономического характера, которые стоят перед властями региона.

Таким образом, реализуемая налоговая политика, которая проводится региональными органами власти, является одним из наиболее эффективных инструментов достижения экономической стабильности субъектов федерации.

Проблемы взимания налогов субъектами РФ и пути их решения

На сегодняшний день действующие законодательные и нормативно-правовые акты в значительной степени ограничивают налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов РФ. Таким образом, региональные и местные налоги способны покрыть только 15 % расходов региональных и местных бюджетов, в то время как уровне федерального бюджета остаются наиболее собираемые налоги, например, НДС и различного рода акцизы.

Регионам остаются трудно контролируемые и собираемые налоги, что и формирует основную проблему взимания налогов в населения

Реформирование регионального налогообложения на современном этапе должно быть реализовано с учетом опыта развитых государства, в которых система региональных налогов в значительной степени, но предусматривает пониженные и дифференцированные ставки. Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в сфере расширения перечня региональных налогов позволит в существенной степени увеличить собираемость налогов на, а более низкие ставки создадут благоприятный режим для налогоплательщиков.

Региональное налогообложение сталкивается с рядом проблем, в том числе:

  • снижение налоговых поступлений в бюджеты субъектов из-за отмены большей части налогов и обязательных платежей регионального уровня;
  • ограниченность полномочий региональных властей;
  • многочисленные затраты, связанные с судебными разбирательствами по вопросам уклонения от уплаты налогов, просрочки платежей и т.д.

Для решения перечисленных проблем необходимо важно поработать увеличения доходности регионального государственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы регионов. Также на законодательном уровне необходимо закрепить следующие положения:


В статье рассмотрены основные проблемы налогового законодательства РФ на современном этапе в различных сферах, определены возможности решения рассмотренных проблем.

Ключевые слова: налоговая система, налоговое законодательство, дивиденды, налоговая база.

Основной проблемой налоговой системы Российской Федерации принято считать противоречивое истолкование норм налогового законодательства, его частые изменения, которые определяют необходимость перестройки бизнес-процессов у хозяйствующих субъектов. Такого рода проблемы ведут к несоблюдению норм налоговой системы РФ, в виде: теневой экономики во всех её видах и проявлениях; незнанию налогового законодательства; использованию лазеек недостаточно проработанной правовой базы законодательства. Все эти проблемы в свою очередь ведут к значительному повышению налоговых рисков, причем не только в отношении государства, но налогоплательщиков. Налоговый гнет одновременно не дает новым, честным малым и средним предпринимателям выйти на рынок и, с другой стороны, позволяет недобросовестным коммерсантам разнообразными методами уходить от уплаты налогов, что в реалиях экономической ситуации РФ весьма объяснимая ситуация. Так, в первую очередь необходимо проработать экономико-правовую базу, законодательную базу по налогам и сборам, которые сейчас нельзя назвать стабильными и четко отлаженными.

Остро стоит вопрос о необходимости пересмотра распределения собираемых в виде налогов ресурсов между уровнями бюджетной системы. Происходит сжатие доходов местных бюджетов и все большая централизация налоговых полномочий в руках федерального центра. Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов — это прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.

Субъекты РФ сталкиваются с проблемой управления обеспечения полноты сбора доходов, администрируемых налоговыми органами, на долю которых приходится 90 % от основа общей управления суммы поступающих доходов. Нормативные правовые акты федерального уровня (Налоговый управления кодекс РФ, постановления Правительства РФ, регламентирующие полномочия налоговых органов) возлагают основа на налоговые органы обязанность средств по контролю за правильностью исчисления, полнотой управления и своевременностью уплаты налогов бюджетов в бюджетов бюджетную систему, в бюджетов том для числе в бюджетов консолидированные бюджеты субъектов бюджетов РФ [1, c. 32]. При этом для внутренние акты налоговых органов бюджетов не предполагают основа ответственности налоговых органов бюджетов за исполнение консолидированных бюджетов бюджетов субъектов бюджетов РФ.

Одной из важнейших проблем налогового законодательства в России является возрастающая передача собираемых финансовых ресурсов на федеральный уровень и угасание доходной части местных бюджетов. Это создает угрозу для развития местного самоуправления в стране.

Также следует отметить высокий уровень налоговой нагрузки на малый бизнес и уклон в сторону косвенного налогообложения в целом.

Следует отметить ряд проблем в сфере налогообложения операций по ценным бумагам. В России есть два основных налога, которыми облагаются операции с ценными бумагами: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, налогами облагаются такие доходы по ценным бумагам, как дивиденды, проценты, доходы от реализации и материальная выгода от приобретения [2, c. 23].

Первая проблема заключается в том, что, согласно российскому законодательству, ведётся раздельный учёт налоговых баз по различным видам доходов ввиду разных ставок налогообложения. Так, если по одной налоговой базе, например, по дивидендам или процентам, была прибыль, а по другой налоговой базе, например, по изменению курсовой разницы, был убыток, то этот убыток никак не может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, по причине разных ставок налогообложения. Расчёт и определение налоговой базы отдельно по каждой операции приводит зачастую к следующим ситуациям: налогоплательщик, получивший дивиденды, в это же время, имеет, как правило, и убыток от падения цены акций компании, которая выплатила доход. Это ведёт к тому, что держатель акций платит налог, не имея фактически дохода [3, c. 61].

Решить данную проблему можно с помощью упрощения расчёта и определения налоговой базы посредством объединения в одну налоговую базу всех доходов по ценным бумагам.

Вторая проблема касается того, что налоговая база исчисляется и по итогам налогового периода, и во время выведения денежных средств со счёта, и при получении дивидендов, и в случае начисления процентного дохода по облигациям. Это приводит к следующим ситуациям: налогоплательщик получает доход в конце налогового периода и платит по нему доход, но в течение следующих нескольких месяцев теряет существенную сумму на изменениях курсовой разницы, таким образом, держатель ценных бумаг терпит убытки, но всё равно должен платить налог на доход.

Хорошим решением данной проблемы будет исчисление налоговой базы и удержание налога на прибыль только в момент выведения средств со счёта, когда можно уже окончательно судить о прибылях или убытках налогоплательщика.

Третьей проблемой является отсутствие отражения в налоговом законодательстве того, что уровень инфляции в некоторых случаях выше роста котировок акций. Тогда налогоплательщик получает номинальный доход, но реальный доход при этом отрицательный. Это ведёт к тому, что инвестору становится не выгодно держать свои сбережения в акциях (в особенности это касается тех акций, дивиденды по которым не выплачиваются), вследствие чего происходит отток капитала из страны.

Решить это несовершенство налоговой системы можно с помощью введения налогового вычета в размере официального уровня инфляции.

Четвёртая проблема — двойное экономическое налогообложение. Компании, прежде чем выплатить дивиденды, отчисляют в бюджет налог на прибыль, после чего выплаченные дивиденды облагаются либо налогом на доходы физических лиц (13 % согласно статье 224 НК РФ), либо налогом на прибыль (согласно статье 284 НК РФ налог на доход организаций в виде дивидендов устанавливается по общему правилу на уровне 13 %). Так общий уплачиваемый налог составляет достаточно высокую долю от прибыли.

Для решения этой проблемы во многих странах уже применяются различные меры. Так, в некоторых странах, например, Дании, Нидерландах и Италии, для налогообложения дивидендов применяется специальная пониженная ставка. В других странах, таких как Швеция, Финляндия и Норвегия, функционируют налоговые системы, в которых ставка налога на доходы в виде заработных плат выше, чем на доходы от капитала. В Италии, где система налогообложения является прогрессивной, ставка подоходного налога для итальянцев со средним доходом (от 28 до 55 тыс. евро в год) установлена на уровне 38 % в то время, как ставка налога на дивиденды равна 26 %. В Швеции при ставке НДФЛ от 30 % до 55 % и при ставке налога на прибыль организаций 21,4 %, ставка налога на прирост капитала для физических лиц составляет 30 %, а для юридических лиц доход от акций и совсем освобождён от налога на прибыль.

Таким образом, хорошим решением этой проблемы может стать снижение ставки налога на доходы в виде дивидендов. Это повысит инвестиционную привлекательность страны и содействует притоку капитала.

Другой проблемой является неэффективность налогового законодательства в борьбе с налоговыми нарушениями. В связи с неуплатой налогов в первом полугодии 2020 года было возбуждено свыше 1700 уголовных дел. В абсолютном значении это на 6 % меньше, чем за аналогичный период в прошлого года. Но при этом если в 2019 году возбуждение уголовных дел совершалось лишь в половине случаев, то на данный момент этот процент увеличился до 55. Кроме того, больше дел было направлено в суд с обвинительным заключением — только за первые шесть месяцев 2020 года их число достигло 510 [4, c. 101]. Несмотря на активную работу по борьбе с налоговыми правонарушениями, эффективной можно назвать ситуацию, когда число налоговых нарушений сокращается, ведется их профилактика, а не отмечается рост уголовных дел. В то же врем я прирост данного показателя характеризует не только увеличение масштабов налоговой преступности, но и повышение эффективности работы налоговых органов, позволяющее получать с недобросовестных налогоплательщиков недоимки, задолженности и штрафы судебным путем. В Следственном комитете утверждают, что такое значительное повышение эффективности в борьбе с налоговыми преступлениями было достигнуто за счет сотрудничества комитета с ФНС и МВД. Во всех федеральных субъектах были введены межведомственные группы, рассматривающие различные вопросы борьбы с налоговыми правонарушениями, а в 12 наиболее крупных (в экономическом плане) регионах были сформированы специализированные следственные подразделения, занимающиеся расследованием налоговых преступлений.

Кроме того, ФНС за последние несколько лет оптимизировала систему отбора организаций для проведения налоговых проверок, что позволило сократить их общее количество, но при этом повысить их результативность. В результате в зону внимания все чаще стали попадать представители крупного бизнеса. Это также стало следствием изменений в уголовном законодательстве, принятых в 2016 году. Основным изменением стало повышение пороговых значений сумм неуплаченных налогов и сборов, с которых административная ответственность переходит в уголовную.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что совершенствование налогового законодательства является важнейшей, необходимой частью механизма налоговой системы РФ. Однако это достаточно долгий процесс, требующий постоянного анализа и выявления слабых мест. Нововведения должны иметь не только фискальную составляющую, позволяющую бесцельно аккумулировать денежные средства в бюджете страны, они должны представлять собой способ исполнения социальных обязательств перед гражданами страны, которые гарантированы им конституцией РФ.

  1. Ефремова Т. М., Кольцова Т. А., Пряхина А. А. Оценка эффективности налогового регулирования специальных налоговых режимов в Тюменской области // Агропродовольственная политика России. 2017. № 7 (19). С. 32–35.
  2. Лесовая Н. В. Уровень собираемости налогов в РФ как показатель качества налогового администрирования страны // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. 2019. С. 23–25.
  3. Маслова О. С., Черноусова К. С. Налогообложение на рынке ценных бумаг: состояние, проблемы, пути решения. Российский и зарубежный опыт// Colloquium-journal. 2019. № 12–8 (36). С. 60–64.
  4. Перов А. В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: Юрайт-Издат, 2021. 800 с.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая база, налоговое законодательство, доход, налог, проблема, ставок налога, налоговая система, прибыль, бюджетная система, Российская Федерация.


В статье рассмотрена проблема деятельности системы налогообложения РФ, которые происходят в наше время, и предлагаются пути совершенствования и развития налоговых проблем.

Наибольшая актуальность данной темы вызвана тем, что российская налоговая система сдерживает развитие рыночных отношений в стране. Считается, что налог -наиболее важный источник пополнения государственных сбережений. От правильности их формирования зависит благополучие экономики страны и жизнь граждан.

Налог — это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоговая система в РФ содержит большое множество налогов, пошлин, сборов и остальных иных платежей на обязательной основе, которые взимаются в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налог, согласно со статьёй 8 НК РФ, понимается как обязательный платеж взимаемый индивидуально и безвозмездно. Он берётся с юридических и физических лиц в форме изъятия денежных средств для финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Порядок, условие взыскания и взимание налоговых сумм с налогоплательщика определяется Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и перечнем федеральных законов (п. 1 ст. 1 НК РФ). Основные черты налоговой системы России описывается в главе 2 НК РФ.

Основу системы налогообложения России составляют налоги (в том числе и акцизы) и сборы (в совокупности с государственными пошлинами). Можно отметить, что таможенные пошлины не входят в состав налоговой системы, так как относятся к сфере таможенного регулирования.

Стоит отметить, что система налогов в России определяется не только как совокупность налогов и сборов и даже не «система налогообложения». К налоговой системе можно отнести, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

‒ нормы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;

‒ положения возникновения, порядок исполнения, изменения и прекращения обязанностей лиц по взиманию налогов и сборов;

‒ права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);

‒ ответственность за нарушение налогового законодательства;

‒ формы, виды и методы надзора за выполнением налогового законодательства;

В РФ действует трехуровневая налоговая система, которая включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. НК РФ также установил специальные налоговые режимы (например, УСН). Они предусматривают особые условия и нормы уплаты налогов. Кроме этого он определил статьи которые могут освободить от необходимости уплаты отдельных разновидностей налогов.


Рис. 1. Налоговая система РФ

Стабильная и устойчивая налоговая система в стране положительно влияет на экономику страны, финансовое обеспечение государства и социальную стабильность. Поэтому, государство должно разработать оптимальную налоговую систему. Однако такая задача трудновыполнима, так как любая деталь может повлечь за собой совершенно разные последствия. Кроме этого, экономика находится в постоянном развитии, поэтому и налоговая система не может быть статичной, она должна совершенствоваться и постоянно достигаться до уровня экономики, в тоже время способствуя дальнейшему её развитию и совершенствованию.

К существенным проблемам системы налогообложения относится способ расчета налога на до ходы физических лиц. Считается, что прогрессивная процентная ставка, которая действует в место пропорциональной, по этому виду налогов заметно бы сгладила границы общества между «бедными» и «богатыми», в тоже время способствуя расширению «среднего класса», численность которого в России очень мала.

Одна из проблем налоговой системы это фискальная направленность, проявляющаяся в установлении жесткого режима базы налога. Это привело к необходимости отделения налогового учета из системы бухгалтерского. В РФ наблюдается сильное налоговое бремя, чем в зарубежных странах. Например — повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26 %, а с 2015 года их ставка возрастет до 34 %). Чтобы поднять промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли страны необходим большой запас денежных средств. Государство берёт их из населения, постоянно повышая налоги. В конечном итоге субъекты налогообложения не могут вовремя уплатить налоги. Это отражается на их производственной деятельности, приводящее к снижению производства. Результатом является сокрытие налогов, появление недобросовестных налогоплательщиков и рост теневой экономики.

В данный момент налоговая система РФ не полностью соответствует потребностям в современном развитии страны. В тоже время, она даже не побуждает к развитию таких областей как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Всё это приводит к необходимости усовершенствования системы налогообложения.

Ещё одной проблемой является постоянные изменения в налоговом законодательстве. Быстрота смены нормативов приводит к путанице и риску для физических и юридических лиц, а также нежелание иностранных компаний сотрудничать с отечественными фирмами. Неясность и нечёткость в определении понятий нормативных актов сильно затрудняет их изучение плательщика налога.Ошибки, проявляемые в исчислении налогов, становятся неизбежными. Не отвечают потребностям налоговой системы наиболее отдалённые от центра регионы страны.

Большое внимание, привлекает проблема малоэффективности некоторых элементов налоговой системы. Многочисленные аппараты налоговых инспекции и действия отдела управления внутренних дел по разрешению проблем с экономическими преступлениями не дают чётких результатов. Вследствие некачественной подготовкой кадров, которые следят за правильностью и своевременностью уплаты налогов, и неспособность грамотно осуществить ревизию многие фирмы с лёгкостью уходят от уплаты налогов.

В России высокий процент операций, проводимых незаконно. Это способствует расширению теневой экономики, которая не всегда положительно влияет на экономику страны в целом. В результате того, как будут решаться данные проблемы, будет зависеть результативность формирования доходов бюджетов на всех уровней, рост деятельности предпринимательства, развитие производства и улучшение экономического состояния нашей страны.

Для решения данных проблем необходимо пересмотреть действие налоговые механизмы, которое сможет преобразовать нынешнюю налоговую систему. Это приведёт к стимулированию инвестиций в развитие в регионах с тяжёлыми природными условиями и возможность развивать высокотехнологичное производство.

Предлагаются следующие пути развития системы налога.

  1. Добиться снижения налоговых изъятий за счет сокращения числа налогов и снижения налоговых ставок.
  2. Сделать налоговую систему менее взыскательной к налогоплательщикам, которые находятся в разных экономических условиях, но учитывать единое экономическое пространство для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.
  3. Система налогообложения должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового норматива как для государства, так и для плательщиков налога.

Кроме этого необходимо решить проблему выбора видов налогов: какие следует оставить, а какие — исключить. Законодательству нужно четко установить налоговые ставки и налоговую базу, которая бы не менялась в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ.

Таким образом, грамотное распределение налоговой нагрузки на экономику обеспечит благоприятные условия для развития экономики и формирование устойчивой бюджетной системы. Главная цель развития налоговой системы РФ в долгосрочной периоде это формирование эффективной налоговой системы, которая будет стимулировать экономический рост и обеспечивать нужный уровень доходов бюджетной системы.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая система, РФ, налог, налоговая система РФ, налоговое законодательство, Россия, лицо, система налогообложения, теневая экономика, экономика страны.

Похожие статьи

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое

налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.

налоговая система, РФ, Россия, налог, налоговая система РФ.

налоговая система, налоги, налоговая нагрузка, налоговые платежи, налоговые отчисления, регулирование экономики.

налог, налоговая система РФ, налоговое законодательство, теневая экономика, система налогообложения, лицо, экономика страны.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Основные недостатки действующей системы налогообложения.

Конкурентоспособность налоговой системы государства.

налоговая система, РФ, Россия, налог, налоговая система РФ, налоговое законодательство, теневая экономика, система налогообложения, лицо, экономика страны. Международные налоговые отношения: проблемы.

Роль системы налогообложения в экономике государства

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики. − система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения.

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

РФ, налог, налогообложение, налоговая база, кадастровая стоимость, лицо, имущество, Российская Империя.

История развития современной налоговой системы Российской.

уплата налогов, теневая экономика, россия, Российская Федерация, отечественная налоговая система, налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговая сфера, Налоговая система.

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство. Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в определенном порядке [6]. В НК РФ не.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое.

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения. налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое.

Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует возможность искусственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости.

При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами.

Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций (фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала.

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции (в России она называется налоговой полицией).

Исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней является распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральными, региональными и местными бюджетами Это должно обеспечивать не только самостоятельность бюджетов, но и активизировать их роль в проведение государственной региональной политики, дать возможность субъектам РФ без вмешательства центра формировать свои бюджеты и разрабатывать прогнозы социально- экономического развития на длительную перспективу. Сегодня речь должна идти о финансовом обеспечении самостоятельности бюджета и на уровне региона, о создании системы доходов каждого уровня власти.

Несмотря на то, что в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям.Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам, за исключением статьи 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином, Госналогслужбой и Комиссией по бюджету и налогам Верховного Совета, которые (Примерные положения) к тому же местными органами власти как правило игнорируются. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству.

Так, Пунктом 1 статьи 39 федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно, а подпунктом 4 пункта 3 статьи 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

Необходимость проведения эффективной налоговой программы и принятие Налогового кодекса признается всеми. Однако работа в этом направлении ведется крайне слабо, а, следовательно, разработка и принятие Налогового кодекса полностью опять становится делом далекого будущего.

Несмотря на то, что в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям.

Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам, за исключением статьи 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином, Госналогслужбой и Комиссией по бюджету и налогам Верховного Совета, которые (Примерные положения) к тому же местными органами власти как правило игнорируются. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству. Но несмотря на это, местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы и т.д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: