С использованием чего ведется слуховое наблюдение кроме вахтенного матроса наблюдателя на судах

Обновлено: 19.04.2024

13. Надлежащее наблюдение должно постоянно вестись в соответствии с правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с целью:

1 поддержания постоянного состояния готовности путем визуального и слухового

наблюдения, а также всеми другими имеющимися средствами в отношении любого

значительного изменения в оперативной обстановке;

2 всесторонней полной оценки обстановки и риска столкновения, посадки на мель и

других навигационных опасностей: и

3 обнаружения морских или воздушных судов, терпящих бедствие, лиц, потерпевших

кораблекрушение, затонувших судов, обломков и прочих опасностей для судоходства.

14. Наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание надлежащему наблюдению, ему нельзя поручать никаких обязанностей, которые могут помешать ему выполнять эту задачу.

15. Обязанности наблюдателя и рулевого различны: рулевой, стоящий на руле, не должен считаться наблюдателем: это положение не распространяется на малые суда, при условии беспрепятственного кругового обзора с места рулевого, отсутствия ухудшения видимости в ночное время или каких-либо иных помех ведению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии что з каждом таком случае:

1.обстановка тщательно оценена, и установлено без сомнения, что это безопасно;

2. полностью учтены все соответствующие факторы, включая, но не ограничиваясь ими:

— близость навигационных опасностей;

— необходимость повышенного внимания, необходимого при плавании в районах систем разделения движения, или вблизи них:

3. имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка.

16. При определении того, достаточен ли состав ходовой навигационной вахты для обеспечения постоянного надлежащего наблюдения, капитан должен принимать во внимание все соответствующие факторы, включая указанные в данном разделе Кодекса, атакже следующие факторы:

1. видимость, состояние погоды и моря;

2. интенсивность судоходства и другие виды деятельности, происходящие в районе плавания судна;

3. необходимость повышенного внимания при плавании в. или вблизи систем разделения движения или других мер по установлению путей движения судов;

4. дополнительную нагрузку, вызываемую характером функций судна, немедленными эксплуатационными требованиями и предполагаемыми маневрами;

5. годность к выполнению обязанностей любого члена экипажа, назначенного в состав навигационной вахты;

6. знание и уверенность в профессиональной компетентности лиц командного состава и экипажа судна;

7. опыт каждого вахтенного помощника и его знание оборудования судна, процедур и маневренных характеристик судна;

8. работы, совершаемые на судне в любое конкретное время, включая радиосвязь и возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае необходимости;

9. рабочее состояние приборов и органов управления на мостике, включая системы

10. управление рулем и' гребным винтом я маневренные характеристики судна;

11. размеры судна и обзор с места, с которого обычно управляется судно;

12. конфигурация мостика в той мере, в которой такая конфигурация может

препятствовать вахтенному обнаруживать зрительно или на слух любое изменение в окружающей обстановке;

13. любое другое соответствующее требование, процедуру или руководство,

относящиеся корганизации вахты иготовности к выполнению обязанностей, принятые Организацией.

Пройти данный тест онлайн можно по ссылке ниже:

Тест по ОСПС (ISPS)

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующий вас вопрос. Достаточно ввести одно слово или часть его, чтобы фильтр заработал.

Количество отображаемых вопросов: 125 .

Правильные ответы отмечены знаком .

При обнаружении подозрительного предмета отойти на безопасное расстояние 3-5 метров и доложить о находке.

Нести непрерывную радиовахту на дежурном канале УКВ и специальных каналах вызова береговой помощи при пиратском нападении.

Верно ли утверждение, что личный контактный досмотр входящих на судно лиц может осуществляться лицом (лицами), специально указанными в Плане охраны судна, независимо от пола посетителя:

При возникновении конфликта между требованиями безопасности (Safety) и охраны (Security) в ходе судовых операций, каким требованиям капитан должен отдавать приоритет?

В случае, если пираты установили контроль над судном, какая форма поведения представляется Вам наиболее подходящей?

Не позволять пиратам прикасаться к органам управления судовой энергетической установкой и другого оборудования.

При наличии подозрений о наличии наркотических веществ на судне капитану и SSO следует руководствоваться:

По требованиям Конвенции ПДНВ члены экипажа, имеющие специальные обязанности по охране, должны обладать следующими знаниями:

Знание процедур проведения проверок и освидетельствований и по управлению деятельностью, указанной в Плане охраны судна.

Знание планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной, а также процедур ответных действий на угрозы или нарушения охраны.

Если судно подверглось атаке сомалийских пиратов, которые находятся в дистанции более 2-х кабельтовых, рекомендуется:

Послать сигнал бедствия через цифровую селективную систему вызовов (DSC) и, при наличии, через Inmarsat-C.

Активировать Систему судовой тревоги (SSAS), которая подаст сигнал тревоги офицеру по безопасности компании и государству флага.

Постарайтесь сохранять спокойствие, не отвечать на радиовызовы, так как обмен может быть подслушан пиратами.

На 16 канале УКВ подать сигнал «Mayday» (а также на запасном 8 канале, который отслеживается военно-морскими силами).

Объявляется на промежуток времени, в течение которого существует повышенный риск влияющего на защищенность происшествия.

Установить порядок взаимодействия экипажа судна и правоохранительных государственных органов по обеспечению безопасности.

В отношении судна, которое, на основании информации, предоставленной перед заходом в порт, признано несоответствующим требованиям Главы XI-2 SOLAS и части А Кодекса ОСПС, могут быть предприняты следующие шаги:

Является нарушением режима охраны судна, о котором нужно немедленно доложить лицу командного состава судна, ответственному за охрану.

Не должно вызывать подозрений, так как посетителей слишком много, и сопровождать каждого не практично.

На промежуток времени, в течение которого происшествие, связанное с нарушением охраны вероятно или неминуемо.

На судно прибыли технические специалисты для выполнения ежегодного обслуживания гирокомпаса. Укажите действие, которое является нарушением процедур охраны:

Специалистов сопроводили в помещение ходового мостика и показали местонахождение гирокомпаса и распределительного щита, от которого он запитан.

Специалистов оставили в помещении ходового мостика, объяснив, как вызвать вахтенного помощника по окончании работ.

Если судно подверглось атаке сомалийских пиратов, которые находятся в дистанции более 2-х кабельтовых, рекомендуется:

Объявить общую тревогу и, в соответствии с аварийным планом судна, подать объявление «Пиратская атака».

Все члены экипажа, за исключением тех, чье присутствие требуется на мостике, или в машинном отделении, должна собраться в безопасной точке сбора или цитадели, если такая построена, чтобы иметь максимальную возможную защиту от огня, если пираты подойдут на расстояние, пригодное для применения оружия.

Разместить людей на открытых палубах, чтобы продемонстрировать нападающим многочисленность судового экипажа.

Если позволяет состояние моря, попробовать изменить курс так, чтобы подставить приближающийся скиф под ветер/волну.

Является ли обязательным использование УКВ радиостанций вахтенными, осуществляющими патрулирование палубы судна, стоящего на якоре:

Использовать радиосвязь не рекомендуется, так как злоумышленники могут перехватить передаваемую информацию.

Все члены экипажа должны лечь на палубу, закрыть голову руками, держа их на виду; ни в коем случае не делать движений, которые могут быть восприняты, как агрессивные.

Потребовать от членов подразделения предъявить удостоверения личности и сделать запись в журнал посетителей.

Системы охранного телевидения. Укажите, какое из приведенных устройств являются объективами видеокамер:

Наркотики обнаруживаются современными техническими средствами, которыми легко можно оборудовать суда.

Основы знаний необходимости проверок, калибровки и обслуживания систем и оборудования охраны, особенно, при нахождении судна в море.

Основы знаний международной политики в области охраны на море и ответственности правительств, компаний и отдельных лиц.

В случаях единовременной замены более 25 % экипажа лицами, в течение трех последних месяцев не принимавшими участия в каких-либо тренировках (drills) на данном судне тренировка должна проводиться:

Технические средства охраны. Система контроля и управления доступом. Укажите, на какие приборы более всего похож прибор, приведенный на рисунке:

Обычные меры охраны, выполняемые судовым экипажем, во время получения судовых запасов могут включать:

Скорейшую погрузку и безопасное размещение судовых запасов на судне с последующей проверкой того, что запасы соответствуют заказу.

Единовременной замене более 25 % экипажа лицами в течение трех последних месяцев не принимавшими участия в каких-либо тренировках на данном судне.

Квалификацию степени риска того, что будет предпринята попытка нарушить охрану или произойдет любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее обеспечению охраны судна.

Уровень подготовки экипажа судна по вопросам охраны, включая периодичность проведения тревог и учений.

Световые пиротехнические средства сигнализации используют для подачи сигналов бедствия и для привлечения внимания. К ним относятся сигнальные ракеты, фальшфейеры, самозажигающиеся огни и автоматически действующие дымовые шашки для спасательных кругов, а также плавучие дымовые шашки.

Пиротехнические сигнальные средства должны быть влагостойкими, безопасными в обращении и хранении, действовать в любых морских гидрометеорологических условиях и сохранять свои свойства в течение минимум 3-х лет. Они должны гаснуть при снижении на высоте не менее 50м от поверхности моря.

По Правилам Регистра РФ пиротехнические средства 1 раз в 2 года подвергаются периодическому свидетельствованию путём наружного осмотра. Пиротехнические средства пассажирских судов подвергаются освидетельствованию ежегодно.

Маркировку пиротехнических средств осуществляют несмываемой краской. Маркировка включает в себя дату выпуска, срок на само пиротехническое средство, так и на его упаковку.

Звуковая ракета, или граната, взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. В трубке ракеты под воспламенительным устройством расположен взрывной патрон в алюминиевой оболочке, состоящих из 2-х зарядов. Верхний из них выбрасывается из корпуса ракеты нижним. Звуковую ракету запускают из пусковых стаканов, укреплённых на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. Сняв колпачок с хвостовой части ракеты, пропускают шнур с кольцом по пазу в боковой части стакана к его донному отверстию и выдёргивают сильным рывком.

Географические координаты. Разность широт и разность долгот

Географическая широта – это угол при центре Земли, угол между плоскостью экватора и отвесной линии, проведённой через точку наблюдателя

Измеряется широта от экватора до параллели данной точки от 0 до 90 градусов

Географическая долгота – двугранный угол между плоскостью Гринвинческого меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя

Измеряется от данной точки от 0 до 180 градусов

РШ= Фи2 – Фи1

РД= лямба2 – лямда1

Если фиN , то знак + если фи S , то знак –

Если лямбда E , то знак + если ляда W, то знак –

РШ и РД не должна превышать 180 градусов

Рассчитать поправки РШ и РД для перехода от координат широты1 и долготы 1 в первой геодезической системе к координатам широты 2 и долготы 2 во второй геодезической системе

Ширата2=ширата1+ РШ; Долгота2= долгота1+ РД

Использование этих формул обеспечивает вычисление поправок РШ и РД с погрешностями, не превышающих единиц метров, что удовлетворяет требованиям к точности решения навигационных карт.

Изменение осадки при изменении солёности воды

При переходе судна из одного водного бассейна в другой изменяется соленость (плотность) забортной воды. При плавании в воде плотностью ρ и ρ1водоизмещение судна соответственно будет: D = ρ×V и D = ρ1×V1,где V - объемное водоизмещение судна до перехода в воду другой плотности; V1 - объемное водоизмещение судна после перехода. Приравнивая правые части равенств, получим: ρ×V = ρ1×V1или V/V1= ρ1/ρ.

Объемное водоизмещение можно выразить через главные размерения L, В, Т и коэффициент общей полноты (δ- отношение водоизмещения к объёму описанного параллелепипеда): V = δ×L×B×T и V1 = δ1×L1×B1×T1

При малых изменениях объемного водоизмещения, то есть при изменении солености воды, длина, ширина и коэффициент общей полноты практически не изменяются. В этом случае изменение водоизмещения происходит за счет изменения осадки. Таким образом: ρ×T = ρ1×T1или T/T1= ρ1/ρ . Следовательно, при переходе судна из воды одной солености в воду другой солености осадка его изменяется примерно обратно пропорционально плотности воды.

Изменение объемного водоизмещения определяется с помощью выражения:

При переходе судна из пресной воды (ρ = 1,0 т/м 3 ) в морскую (ρ = 1,025 т/м 3 ) судно всплывет, т.е. осадка судна уменьшится. При переходе судна из морской воды в пресную изменение осадки будет положительным, судно погрузится в воду, т.е. его осадка увеличится.

Задачи визуального наблюдения на судне и форма доклада обнаруженной цели вперёдсмотрящим

Ведение непрерывного визуального и слухового наблюдения является важнейшей задачей навигационной ходовой вахты.

Главное требование к организации наблюдения: оно должно быть непрерывным во времени и пространстве. Должно вестись постоянно наблюдение за всей обстановкой вокруг судна (включая не только водную поверхность, но и наблюдение за береговыми и воздушными объектами и даже небесными телами). Например, известны случаи, когда движение судна неверным курсом, из-за ошибки компаса, обнаруживалось по “неправильному” расположению созвездий. Наблюдение является настолько важной задачей, что ПДМНВ 78/95 запрещает возлагать на наблюдателя любые обязанности, которые могут препятствовать наблюдению или затруднить его.

Специально оговаривается, что у рулевого и впередсмотрящего – разные обязанности и рулевой не может считаться наблюдателем. Исключение делается для маленьких судов, на которых с места нахождения рулевого обеспечивается круговой беспрепятственный обзор.

В зависимости от ситуации наблюдение на судне ведут:

· вахтенный помощник капитана (вахтенный офицер);

· дополнительно один из судоводителей, находящийся на мостике для усиления ходовой навигационной вахты (чаще всего капитан (КМ) или старший помощник капитана (СПКМ));

· вахтенный матрос наблюдатель (впередсмотрящий);

· члены экипажа, расписанные в качестве наблюдателей по тревоге.

Вахтенный помощник может быть единственным наблюдателем в дневное время, если ситуация, несомненно, безопасна и состояние погоды, видимости, плотности движения и навигационные условия позволяют это. В этом случае вахтенный матрос может быть отпущен с мостика для выполнения каких-либо других работ или обязанностей при условии, что он будет в немедленной готовности прибыть на мостик. Вызов вахтенного матроса на мостик осуществляется либо по имеющейся у него носимой УКВ-радиостанции, либо подачей одного короткого звонка колоколами громкого боя, предназначенного для подачи тревоги. Услышав такой сигнал, вахтенный матрос должен немедленно прибыть на мостик.

Поскольку наблюдение – это вахта, то заступление на вахту впередсмотрящим, несение вахты и ее сдача должны осуществляться в соответствии со всеми требованиями, предъявляемые к ходовой вахте:

· при заступление на вахту следует испросить разрешение у вахтенного помощника капитана на смену впередсмотрящего, принять от него обстановку (где и что видно, какой был последний доклад, какие были особые инструкции и распоряжения), доложить о заступлении на вахту;

· бдительно нести вахту, непрерывно находясь на посту и проявляя повышенное внимание;

· при появлении сменщика получить разрешения на сдачу вахты, передать ему сведения об окружающей обстановке, последнем докладе, особых инструкциях и распоряжениях, доложить о сдаче вахты, получить разрешение покинуть пост.

Задачи наблюдения.

Согласно ПДМНВ 78/95 надлежащим наблюдением является такое, которое позволяет:

· полностью оценивать ситуацию и риск столкновения, посадки на мель, других навигационных опасностей;

· обнаруживать суда, самолеты или людей, терпящих бедствие, остатки и следы кораблекрушений.

Следует помнить, что в наблюдении нет мелочей. Не опознаваемый первоначальный мелкий плавающий предмет может оказаться поплавком, отмечающим сеть, плавающей миной или головой человека, для которого возможность быть замеченным судовым наблюдателем – единственный шанс спастись.

Для надлежащего выполнения этих задач наблюдения нужно уметь:

· своевременно обнаруживать объекты;

· быстро их опознавать;

· определять глазомерно направления и расстояния;

· контролировать перемещения наблюдаемых объектов.

Формы докладов

К докладу впередсмотрящего предъявляются три главных требования: своевременность, точность и достоверность.

Сразу же после обнаружения объекта должен последовать первый доклад, даже если еще не удалось объект идентифицировать. Не надо ждать дальнейшего сближения для опознания объекта. Лучше своевременно доложить, используя слова “неизвестный предмет”, “непонятный звук”, а в последующих докладах уточнить характеристики объекта.

Доклад должен быть максимально точный как в характеристиках объекта, так и в направлении и дистанции до него. Надо постоянно тренироваться в глазомерном определении направлений и дистанций, особенно в условиях мостика, где есть возможность уточнения позиций целей по радиолокатору.

Доклад должен быть достоверным. Никогда не надо что-то додумывать от себя или что-то предполагать. Главный принцип доклада: ”Что вижу(слышу), то и докладываю”.

Как правило, вахтенный помощник (ВПКМ) докладывает капитану (КМ) об обнаруженных объектах в следующей последовательности: что, где, как. Например: “Рыболовное судно справа 30, дистанция 5 миль, пеленг меняется на нос”.

Однако впередсмотрящий чаще докладывает ВПКМ в другой последовательности: направление, что, дистанция. В качестве направления указывается:

· курсовой угол от 0 до 180 градусов (округляя до 5 – 10 градусов);

· приблизительное направление с использованием слов: на траверзе, впереди траверза, сзади траверза, по носу, по корме.

Если обнаружен летящий объект, то дополнительно докладывается угол места от 0 до 90 градусов (от горизонта вверх).

В качестве характеристики объекта указывается наиболее характерная или наиболее важная для мореплавания его черта.

Задача обнаружения и опознавания встречных судов, плава­ющих мин и других объектов, особенно в темное время и при^ плохой видимости, имеет чрезвычайно важное значение, но представляет большую трудность.

Правило 29 ППСС 1960 г. специально подчеркивает, что ка­питан и экипаж судна несут тяжелую ответственность за послед­ствия, какие могут произойти «. от небрежного наблюдения, или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми об­стоятельствами данного случая».

Наблюдение на морских судах обеспечивается квалифици­рованной организацией службы, умелым применением различ­ных технических средств, высокой теоретической и практической подготовкой судового состава, обслуживающего соответствую­щую технику. Следует, однако, заметить, что и хорошая органи^ зация дела, и вполне надежные технические средства могут ока­заться неэффективными, если на судне не будет достаточно на­тренированных наблюдателей, умеющих оперативно выполнять в процессе обзора простейшие виды анализа и синтеза получен­ных данных.

Визуально-слуховое наблюдение на море — это процесс в своей основе активный: наблюдатель не просто ведет обзор ок­ружающей обстановки, но, обнаружив судно или иной объект, беспрерывно определяет его положение относительно судна и рассчитывает параметры перемещения. Основную часть этих операций на морских торговых судах выполняет вахтенный штур­ман, матрос обычно ведет лишь зрительную или звуковую фик­сацию обнаруженного.

Одно из главных условий надежного наблюдения — высокая бдительность. Наблюдателю в период вахты нельзя ни на мину­ту отвлекаться от своих прямых обязанностей какими бы то ни

было посторонними делами. Он должен только вести наблюде­ние.

Второе условие — наблюдение должно быть действенным, Буквально все, что попадает в поле зрения наблюдателя, сразу фиксируется им как важное для судна и тут же доносится вах­тенному помощнику. Наблюдателю надо твердо усвоить, что доклад, переданный с опозданием, может потерять свое значе­ние или хуже того—создать для судна крайне опасную ситуацию. Не менее важным требованием наблюдения является точность и обстоятельность результатов обзора. Полученные сведения дол­жны быть максимально достоверными. Вместе с обнаружением наблюдатель обязан быстро опознать судно или иной объект и хотя бы приблизительно определить его положение. Матросы, выставляемые в качестве наблюдателей, должны знать, что всякое неполное либо искаженное донесение может ввести ко­мандование в заблуждение и дезориентировать его.

Назначая наблюдателя на вахту, необходимо тщательно его инструктировать, определяя конкретные задачи, стоящие перед ним. При этом надо особо подчеркивать важность обзора вод­ной поверхности. Цель наблюдения за горизонтом и поверх­ностью моря — своевременно обнаруживать плавающие мины, рыболовные сети, различные бочки, буи, вехи, огни, сигналы и, наконец, суда.

Из поля зрения наблюдателей, входящих в состав вахтенной службы на мостике, не должны выпадать ни малейшие измене­ния в окружающей обстановке, включая и те, что происходят на самом судне. Термин «смотреть вперед», употребляемый на су-дах, следует понимать в смысле «смотреть вокруг по всему го­ризонту и водной поверхности». В тумане, при снегопаде, ливнях,, во время дымки, а также в темную ночь условия наблюдения значительно осложняются, и в этих случаях бдительность служ­бы наблюдения должна быть особенно высокой.

На небольших расстояниях от судна, в пределах видимого горизонта, наблюдение обычно осуществляется невооруженным глазом. Для повышения дальности обзора прибегают к помощи оптических приборов, дающих соответствующее увеличение. К ним относятся бинокли, оптические пеленгаторы, дальномеры. Применение этих приборов существенно улучшает наблюдение, дает возможность обнаружить и различить мелкие объекты на дальних расстояниях-

Наблюдение на судне строят по определенной схеме, кото-ую разрабатывают заранее. По этой схеме каждому наблюда-елю отводят один из секторов, в котором он ведет тщательное наблюдение с помощью оптических приборов. Наблюдательные осты распределяют таким образом, чтобы на носовых курсо­вых углах обзор был максимально эффективным.

В обычных условиях плавания главные объекты наблюде­ния — это суда, поэтому в соответствии с положениями ППСС

весь горизонт по значению обзора разбивают на три сектора. Первый сектор (рис. 1) в пределах курсового угла правого бор­та 0—112°,5 называется сектором действия, так как судам, обна­руженным в этом секторе и идущим на пересечение курса, надо уступать дорогу. Второй—в пределах от 112°,5 правого борта до 112°,5 левого борта, считая по часовой стрелке, — называет­ся сектором обгона; третий — в пределах от 0 до 112°,5 левого борта — сектором обычного наблюдения.

"^тюр обгон 0 " Рис. 1

Однако это не значит, что все внимание наблюдателей должно быть сосредоточено на обзоре только сектора дейст­вия. .Водная поверхность и воздушное пространство во­круг судна должны просмат­риваться с одинаково неослаб­ной бдительностью. Приведен­ная выше схема лишь пока­зывает, что, приближаясь к судам, находящимся в секторе действия, необходимо быть го­товым уступить им дорогу. Су­да, подходящие со стороны

сектора обгона, обязаны всегда сторониться пути данного судна. Что касается судов, обнаруженных в секторе обычного наблюде­ния, то они уступают до­рогу, а данное судно со­храняет прежними кур1? и скорость, за исключе­нием случаев, когда об­наруженные суда будут усматриваться под очень острым курсовым углом. Однако, несмотря на это, „„„ оно должно быть гото­вым в любой момент предпринять необходимые действия, предотвращаю­щие столкновение.

Посты наблюдения на судне, как правило, уста­навливают так, чтобы вся окружность по воде и воздуху была в поле

зрения вахтенной службы. Для этого горизонт по азимутально­му кругу делится на четыре рабочих сектора, причем каждый из них должен перекрываться соседними (рис. 2). Секторы выра-46

даются в курсовых углах: 1—от у левого uupia л" «/" "г"-—-, j^ ,— о,т 5° правого борта до 95° левого; III — от 85° правого до. 175° левого; IV — от 85° левого до 175° правого борта.

На ходу судна наблюдательные посты выставляют на откры­тых площадках крыльев мостика с обоих бортов. Наблюдение осуществляется все время, независимо от состояния погоды и времени года.

При ограниченной видимости необходимо выставлять допол­нительный пост наблюдения на баке. Важно, чтобы впередсмот­рящий на баке был обеспечен хорошей связью с мостиком. В ка­честве такой связи обычно применяются судовая командная трансляция. Однако могут использоваться и другие средства:

прямой телефон, простой или малогабаритный электроакустичес­кий мегафон, судовой колокол.

Сигнализация колоколом с бака на ходу судна производится по следующей схеме: один удар — справа слышу сигнал, звук, вижу судно, предмет; два удара — то же слева; три удара — то же прямо по носу или на очень острых курсовых углах обоих бортов порядка 2—3°.

Дальность видимости объекта, как известно, зависит от его возвышения над водой, от высоты глаза наблюдателя и состоя­ния моря и атмосферы. Поэтому наблюдатели обычно разме­шаются как можно выше над главной палубой. Если требуется достичь большей дальности обзора, то впередсмотрящего посы­лают на фок-мачту в наблюдательную бочку («воронье гнез­до»), которая специально для этого оборудована на некоторых судах, например китобойцах, ледоколах, или направляют на са­линг.

В тех случаях, когда туман низко висит над морем, но не достигает его уровня и с высоты нельзя усмотреть дальние объ­екты, поступают наоборот, т, е. выставляют наблюдателя на­сколько возможно ниже к воде, что позволяет обнаруживать суда, огни и предметы значительно раньше, чем с обычных постов.

Чтобы проверить бдительность впередсмотрящих на баке, вахтенный помощник должен через каждые 15—20 мин громко спрашивать «Как видимость?» Матросы должны отвечать «Ви­димость столько-то кабельтовых». Это особенно важно ночью, когда наблюдатели могут задремать или уснуть. Кроме того, такие опросы — способ проверки надежности связи между мо­стиком и баком.

Наблюдение за воздухом организуют так же, как и за водой. Обо всем замеченном матрос немедленно докладывает вахтен­ному помощнику. Наблюдатель, обнаружив объект, обязан сооб­щить курсовой угол, определяющий направление на него, и при­близительную дистанцию. При обнаружении воздушного объек­та надо дополнительно указать угол места цели, т. е. угол воз­вышения объекта над горизонтом.

Положение обнаруженного объекта вахтенный матрос обычно определяет на глаз. Штурман, получив донесение от наблю­дателя, уточняет направление на объект: по картушке компаса фиксирует пеленг, а по азимутальному кругу — курсовой угол. Расстояние проверяют с помощью радиолокатора.

Азимутальный круг компаса разделен на градусы, в большинстве случаев от 0 до 360° по часовой стрелке, но могут быть! деления и от 0 до 180° в каждую сторону. Так как азимутальный индекс пеленгатора расположен у глазной мишени, а у оптиче­ских пеленгаторов— возле окуляра, то нулевое деление круга ;

обычно находится в кормовой части компаса. Несмотря на это, отсчет курсовых углов при определении направлений на объект ведут от носовой половины диаметрали в обе стороны, т. е. от О до 180° вправо и влево. Таким образом, к каждому численному значению курсового угла всегда надо добавлять наименование борта, с которого виден объект, например: «Судно, курсовой угол правого борта 40°». На практике доклады формулируют в более краткой форме, например: «Судно, справа 40» или «Белый огонь, слева 10», или «Мина, прямо на носу, дистанция 7». Обычно дистанцию выражают в кабельтовых, реже — в милях. О самолетах и вертолетах докладывают так: «Самолет, справа 20, дистанция 5 миль, угол места 10».

Как уже упоминалось, курсовой угол на обнаруженный объ­ект и расстояние до него часто определяют на глаз — антретно. Для выработки навыков правильной оценки рекомендуется про­водить специальные тренировки Обнаружив в море при хоро­шей'видимости судно или какой-либо предмет, матросам и штур­манам предлагают определить на глаз курсовой угол и дистан­цию до него. Эти же данные снимают с экрана радиолокатора и, сопоставив их, объявляют результаты наблюдателям и записы­вают в тетрадь. Учет ошибок каждого наблюдателя позволит следить, как быстро приобретаются навыки.

Способность правильно оценивать на глаз, т. е. антретно рас­стояния до берега, причала и т. д., особенно при малых дистан­циях, имеет важное значение для судоводителей. Хороший опыт в этом отношении дает возможность лучше ориентировать­ся во время плавания, при постановке на якорь и швартовных операциях.

В период плавания вблизи берегов, на путях интенсивного судоходства, в обычных районах морского промысла, в проливах и других узкостях, на подходах к портам и рейдовым стоянкам, в зоне ледовых образований, при ограниченной видимости и в темное время суток службу наблюдения необходимо усили­вать, выставляя дополнительные посты и тщательно инструкти­руя людей.

Напряженное визуально-слуховое наблюдение очень быстро утомляет человека и снижает его способность к восприятиям. Поэтому вахта впередсмотрящего или иного наблюдателя не

уожет быть по времени длительной. В умеренном поясе, в теп­лый период года и при хорошей погоде эту вахту несут беспре­рывно в течение не более 2 ч, а в тропиках, полярных зонах, в зимние месяцы средних широт и при ненастной погоде вахту наблюдения необходимо сменять через каждые 30 мин, и во всяком случае она не может продолжаться более 1 ч. В обычной обстановке вахтенные матросы ведут наблюдение поочередно, сменяя друг друга на посту ежечасно в продолжение каждой четырехчасовой вахты.

В тумане и иных условиях, снижающих видимость, большое внимание следует уделять слуховому наблюдению. Чем раньше сумеет вахтенный воспринять любой звук, несущий предостере­гающую информацию, тем больше будет у штурмана шансов избежать опасность. Вахтенная служба на мостике должна знать, что всякого рода надводные звуковые сигналы — лишь фактор предупреждения об опасности, но они ни в коем случае не служат средством для точного определения положения источ­ника звука относительно судна, а тем более средством опреде­ления места судна. Действительное направление на звучащий объект часто не соответствует тому-румбу, с которого он слы­шен. По законам акустики при распространении в воздушной среде звук испытывает на своем пути различные преломления, оопазуя так называемые звуковые арки, мертвые зоны, отра-;!у-|ясь от всяких препятствий в виде эхо и т. д. Поэтому нельзя к'. силе звука судить о расстоянии до его источника.

Матросов, назначаемых на вахту в качестве впередсмотря-

•; ^к, необходимо систематически обучать правилам наблюдения.

•"'•1 должны понимать причины возникновения различных явле-: ? ; , наблюдаемых на море, и их значение для судна. Особенно j ! касается вахты, которую несут при ограниченной видимости '- ;тав такой вахты обязан знать основные признаки близости " •' era или мелководья и уметь отличить их от нормального со-^ яния- окружающей обстановки. К таким признакам, в част- ! •'.W, относятся: резкое изменение силы и направления ветра при сохранении общих синоптических условий в данный момент:

быстрое и четко выраженное изменение характера волнения при сохранении общего направления и силы ветра; изменение |цвета и прозрачности воды; появление необычно большого коли­чества морских птиц и зверя; заметное увеличение количества всяких плавающих на воде предметов: бревен, плавника, гравы, водорослей; обнаружение различных звуков: шума прибоя, кри­ка птиц, и т. д. Следует заметить, что в настоящее время, когда ючти каждое судно вооружено радиолокагором, установить приближение к берегу не составляет труда, тем не менее зна-№е перечисленных признаков при определенных условиях мо-^кет оказать немалую услугу.

Осуществляя наблюдение за обстановкой вокруг судна, не-'^ходимо ясно сознавать, что при плавании нет таких «мело-

чей>\ которые бы не заслуживали внимания. Любые, пусть даже;

на первый взгляд самые мелкие и вроде бы ничего не значащие] явления и изменения в окружающей обстановке не должны! оставаться незамеченными вахтенной службой. Каждое такое явление или изменение, даже взятое в отдельности, а тем более.. в общей взаимосвязи с другими данными, может дать опытному]

ленно и обстоятельно информировать капитана обо всем," что связано с безопасным движением и состоянием судна, — одна из наиболее частых причин аварий.

может дать опытномуД позво~

В апреле 1967 г. теплоход «Ижма», следуя в порт-пункт Посьет, коснул-

ичпг'пячи г ли vi ид"' ^,^.-.—-—, ,, ."я грунта на банке Иванова и получил большие повреждения корпуса. Это В общей взаим " . „ г ^ уточнить положение судна И ПОЗВО- ^изошло потому, что вахтенный старший помощник допустил опасное судоводителю ВОЗМОЖН лчрт'но меиы ДЛЯ избежания угроза сближение с берегом и не только не доложил об этом, но даже не выполнил ПИТ ему Предпринять своеврсмс!» у ^ распоряжения капитана разбудить его в назначенное время.

В отличие от всех предыдущих правил МППСС-72 в части В излагаются наиболее важные из них, касающиеся плавания и маневрирования судов.

Они применяются как при хорошей, так и при ограниченной видимости. Часть В содержит три раздела (рис. 2):

ПЕРВЫЙ носит общий характер, и его правила применяются при любых условиях видимости;

ВТОРОЙ содержит правила, которые относятся к судам, находящимся на виду друг у друга;

ТРЕТИЙ включает в себя только одно правило 19, относящееся к плаванию судов при ограниченной видимости.

По своей сути раздел I отображает порядок (организацию) работы судоводителя на вахте по схеме " наблюдай - анализируй ситуацию-действуй ". Поэтому он и открывается правилом, определяющим основную обязанность судоводителя на ходовом мостике судна, - наблюдать за обстановкой на море.

ПРАВИЛО 5. НАБЛЮДЕНИЕ ( Look - out)

Правило 5 обязывает (применено слово "ДОЛЖНО") каждое судно вести постоянное наблюдение всегда, т.е. независимо от состояния видимости и района плавания.

На морском флоте существует термин "впередсмотрящий" - это человек (один или несколько, включая вахтенного помощника), который уделяет все свое внимание наблюдению и не принимает на себя каких-либо обязанностей, которые снижают эффективность надлежащего наблюдения в ЛЮБЫХ условиях видимости.

В целом наблюдение должно обеспечивать не только своевременное обнаружение судов, но и определение характера их действия.

Если суда находятся на виду друг у друга, то для указания своих действий или намерений они используют определенные сигналы, предписанные правилами 34 и 36 (табл. 1).

Сигналы маневроуказания и предупреждения (на виду друг у друга)


При плавании в условиях ограниченной видимости туманные сигналы подаются в соответствии с правилом 35 (табл. 2).

Сигналы, подаваемые в ограниченную видимость



Рассмотрим один из примеров морской практики, относящийся к неудовлетворительному несению ходовой вахты. Теплоход "Б" следовал из порта о-ва Куба в порт Владивосток с грузом сахара-сырца. Видимость от 3 до 5 миль, которая временами уменьшалась до 1 мили из-за дождя и брызг от встречного волнения моря.

В 12.00 на ходовую вахту заступил 2-й помощник капитана, впередсмотрящим - вахтенный матрос. Капитан находился в каюте. Судно следовало полным ходом 16,5 узлов; управлялось авторулевым; работал радиолокатор левого борта. Вахтенный помощник после заступления вышел на правое крыло ходового мостика и затем периодически заходил в рулевую рубку для радиолокационного наблюдения. Вахтенный матрос вел визуальное и слуховое наблюдение на левом крыле мостика, а с 12.49 находился в рулевой рубке и смотрел вперед через забрызганные дождем иллюминаторы.

В 14.00 вахтенный помощник отправляет вахтенного матроса на правое крыло ходового мостика с целью "отбить склянки", а сам заходит в штурманскую рубку для снятия показаний лага и выполнения записи в судовом журнале. Все идет по отработанной схеме несения повседневной ходовой вахты, за исключением того факта, что судно осталось без наблюдателей.

Возвращаясь на свой пост, вахтенный матрос обнаруживает по правому борту под носовым подзором в непосредственной близости от теплохода небольшое рыболовное судно. Через некоторое мгновение происходит удар в скуловую часть судна почти под прямым углом.

В результате столкновения теплоход "Б" получил вмятину в районе форпика и пробоину в твиндеке трюма №1 размером 1200 х 80 мм на высоте около 1 м от действующей ватерлинии. Через пробоину сахар частично был вымыт водой за борт, частично подмочен.

Что же не выполнил вахтенный помощник капитана, чтобы в полной мере удовлетворить требования правила 5? Таких пунктов несколько: не доложил капитану об ухудшении видимости; не выставил дополнительного впередсмотрящего; не включил ходовые огни; не подавал звуковые сигналы; не предупредил вахтенного механика о возможных реверсах машин; радиолокационное наблюдение вел непродолжительное время и невнимательно. К тому же большую часть времени вахтенный помощник находился в рулевой рубке и наблюдал за обстановкой через мокрые стекла. А с 13.55 визуальное наблюдение вообще не велось, и рыболовное судно было обнаружено совершенно случайно, непосредственно перед столкновением. Все эти "НЕ" отобразились в одном событии, которое и привело к печальному результату.

Теперь рассмотрим термин "на ходу" применительно к огням, знакам и туманным сигналам. Правило 35 (а) предписывает туманные сигналы для судна с механическим двигателем, имеющим ход относительно воды, а правило 35 (b) устанавливает другой сигнал для этого же судна в случае, когда оно в дрейфе. Правила части С устанавливают определенные огни и знаки для судов по характеру выполняемых ими операций как на ходу, так и при отсутствии хода относительно воды. Варианты возможных ситуаций показаны на рис.5 и рис.6.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: