Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия

Обновлено: 28.04.2024

Ржевская Л.В., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД РФ.

Проблема роста преступлений в Российской Федерации, совершаемых несовершеннолетними, в последнее время приобретает все большую остроту и актуальность. По данным Министерства внутренних дел, ежегодно подростками или при их соучастии совершается более 150 тыс. преступлений. Особую тревогу вызывают многочисленные случаи вовлечения несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп. Преступность несовершеннолетних - комплексная проблема в обществе, требующая пристального внимания со стороны государства.

Правовой статус несовершеннолетнего, гарантии его основных прав должны соответствовать принципам и нормам Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

К международно-правовым актам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними осужденными, относятся следующие:

Нормы перечисленных международных актов фактически сформировали политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя профилактические меры, социальную реинтеграцию, обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей, применение альтернативных лишению свободы мер, осуществление ареста, задержания или тюремного заключения ребенка лишь в качестве крайней меры и на максимально короткий срок, отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения. Главная идея вышеуказанных международных актов заключается в том, что "в работе с несовершеннолетними первоочередной задачей является профилактика правонарушений" .

Папкова Т.П. Международные стандарты и нормы ООН в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. 2004. N 10. С. 30.

28 сентября 2005 г. Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел на своем заседании очередной (третий) периодический Доклад Российской Федерации "О мерах по выполнению Конвенции о правах ребенка". 30 сентября 2005 г. Комитет принял Заключительные замечания, в которых, в частности, "призывает государство-участник в приоритетном порядке гарантировать всем детям право на соответствующую правовую помощь и защиту" (п. 86) .

Заключительные замечания Комитета по правам ребенка. М., 2006. С. 39.

По мнению кандидата педагогических наук Н.Н. Савиной (из ее личного опыта работы в комиссии), большинство заседаний комиссии носят формальный характер. Как правило, они проводятся один-два раза в месяц и длятся несколько часов с рассмотрением 10 - 15 дел о правонарушениях несовершеннолетних и их родителей. В большинстве случаев при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссии ограничиваются применением к правонарушителям мер ответственности и крайне редко решают вопросы, связанные с оказанием им необходимой государственной и общественной помощи. Воздействие комиссии на окружающий несовершеннолетнего социум выражается лишь в привлечении родителей или лиц, их заменяющих, к административной ответственности, хотя чаще всего материалы дел свидетельствуют о неэффективности этой меры .

Савина Н.Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 5. Ноябрь.

Комиссии - одни из основных субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, ее ключевое звено. В самом деле, если исходить из нормативной регламентации (Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 г.) , именно комиссии должны обеспечивать функционирование единой комплексной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, определять профилактический аспект деятельности входящих в нее органов и учреждений, выполнять по отношению к ним контролирующие функции. Однако комиссии не наделены властными полномочиями, которые могли бы способствовать их реальному осуществлению. Их решения воспринимаются другими субъектами профилактики только как рекомендательные.

Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" // Свод законов РСФСР. Т. 8.

В настоящее время комиссии превратились в своеобразные административные суды. Отсутствие специальной подготовки у членов комиссий приводит к тому, что проблемы социально-правовой реабилитации несовершеннолетних остаются без внимания. Практика показывает, что комиссии не могут оказывать должного влияния на состояние подростковой преступности.

В случае становления в России ювенальной юстиции работа комиссий не утратит своей актуальности. Реализуя правозащитную, координирующую и контролирующую функции, они смогли бы проводить полное и объективное исследование условий жизни подростков, разрабатывать индивидуальные программы профилактики, осуществлять психологическую диагностику личности несовершеннолетних, содействовать их трудоустройству или получению образования.

Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних правонарушителей заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных и специфических мер воздействия с целью недопущения избыточной репрессии.

Согласно уголовному законодательству Российской Федерации несовершеннолетние правонарушители могут быть помещены в воспитательные колонии или в специальные учебно-воспитательные учреждения (профессиональные училища и общеобразовательные школы) закрытого типа либо к ним применяются иные меры воспитательного характера. Такая принудительная мера воспитательного воздействия применяется в целях исправления несовершеннолетнего преступника, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

В учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (п. 4 ст. 15) . Помещение несовершеннолетнего в указанное учреждение формально уголовным наказанием не является и не влечет судимости. Учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов управления образованием. Данные учреждения являются местами принудительного содержания по двум причинам. Во-первых, эти учреждения осуществляют "принудительные меры воспитательного воздействия" (ч. 2 ст. 92 УК РФ). Во-вторых, несовершеннолетние не имеют права покидать учреждение по своему желанию.

СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Содержание несовершеннолетних в спецучилищах и спецшколах закрытого типа является (де-факто и де-юре) лишением свободы. Режим в учреждении обеспечивает строгую изоляцию от общества; объем ограничений основных прав близок к объему ограничений в воспитательных колониях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Негативные явления криминальной субкультуры в учреждениях обоих видов имеют много общего.

Количество несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях России, в течение последних 10 лет колеблется в пределах 12 - 18 тыс.; количество несовершеннолетних, содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, - 4 - 5 тыс. Итого в детских пенитенциарных учреждениях содержится в среднем около 20 тыс. несовершеннолетних. Всего в России более 60 воспитательных колоний и около 60 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа .

Зубенко В.М. Юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в местах лишения свободы // Адвокат. 2007. N 11. Ноябрь.

В Российской Федерации функционирует 20 подведомственных Федеральному агентству по образованию государственных специальных профессиональных училищ закрытого типа, из них 4 для девочек, 1 смешанное по полу (далее - училища).

Сеть училищ размещена следующим образом: Центральный федеральный округ - 3 училища, Северо-Западный - 4, Южный - 3, Приволжский - 4, Уральский - 2, Сибирский - 4.

За последние три года в училища для применения принудительных мер воспитательного воздействия помещено 3096 несовершеннолетних правонарушителей, направляемых из всех субъектов РФ:

  • по постановлению судьи - в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности к моменту совершения общественно опасного деяния (11 - 13 лет);
  • по приговору суда - в отношении лиц, осужденных за совершение преступления и освобожденных судом от наказания (14 - 17 лет) .

Как видно из вышеприведенной статистики, такие учреждения существуют далеко не в каждом субъекте РФ. А ведь в соответствии с ч. 1 ст. 73 УИК РФ даже совершеннолетние, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в которых они проживали или были осуждены. Соответственно для реализации требований ч. 2 ст. 92 УК РФ необходимо создание специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием в каждом субъекте РФ.

В противном случае несовершеннолетние, освобожденные от наказания, в части связи с родственниками оказываются в худшем положении, чем совершеннолетние, осужденные к наказанию в виде лишения свободы. К тому же из-за отсутствия мест в подобных учреждениях возникают проблемы с исполнением приговора. Несовершеннолетний может длительное время ожидать освобождения места в спецучреждении закрытого типа, что зачастую вызывает у подростка ощущение безнаказанности и ставит его на путь повторного совершения противоправных деяний.

Следует отметить, что судебная практика, несмотря на усилия законодателя в части сокращения возможности направления несовершеннолетних в места лишения свободы, пассивна к применению альтернативных мер.

Так, за первое полугодие 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. число лиц, освобожденных от наказания с применением мер воспитательного воздействия районными судами, увеличилось с 885 до 960 человек. Число лиц, направленных в специальные учреждения закрытого типа, уменьшилось с 325 до 289 человек .

Вышеуказанный Федеральный закон N 120-ФЗ устанавливает, что несовершеннолетние, находящиеся в спецучилищах и спецшколах закрытого типа, "имеют право на обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом".

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" устанавливает: юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26) . О несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, Закон вообще умалчивает.

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением устанавливает: "Воспитанники имеют право на получение юридической консультации за счет средств учреждения, предусмотренных сметой расходов по оплате внештатных работников" (п. 55). Представляется, что указанное положение ограничивает субъективное право на получение юридической помощи. Источником реализации конституционных положений (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48) должны быть, по-видимому, средства из федерального бюджета.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1681.

Осужденные, признанные злостными нарушителями режима, подлежат переводу из обычных условий отбывания наказания на строгие условия на срок шесть месяцев (ч. 3 ст. 132 УИК РФ). При таком переводе дополнительно ограничиваются основные (конституционные) права несовершеннолетних; значительно ухудшаются условия их содержания, существенно изменяется правовое положение. В строгих условиях они проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Запрещаются длительные свидания (ст. 133 УИК). Телефонный разговор и в этом случае может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.

Таким образом, несовершеннолетний, содержащийся в строгих условиях, не имеет права позвонить адвокату. Не имеет он также права позвонить, например, в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в РФ, регионального уполномоченного по правам ребенка, а также родителям или в правозащитную организацию.

Положение несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях зачастую не соответствует положениям Конституции РФ, федеральному законодательству и международным стандартам. В пенитенциарных учреждениях зачастую имеет место правовой нигилизм, а иногда и правовой цинизм, безответственность персонала и должностных лиц, а иногда и произвол должностных лиц.

Таким образом, очевидно, что существующая система мер, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, нуждается в реформировании и внедрении новых механизмов социальной реабилитации.

Учитывая практику деятельности законодательных, правоохранительных органов, судебную практику, а также опыт зарубежных стран, необходимо внести некоторые изменения в существующую систему мер и способов социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей:

  1. с целью повышения эффективности работы специальных учреждений закрытого типа необходимо передать их в ведение правоохранительных органов. Поскольку данные учреждения, отнесенные к ведению органа управления образованием, в первую очередь должны выполнять не образовательную, а социально-реабилитационную, воспитательную, исправительную функции;
  2. ввести как меру социальной реабилитация несовершеннолетних правонарушителей программу примирения жертвы и правонарушителя, также известную как программу посредничества. Такие программы уже действуют во многих странах. Они включают в себя организацию встреч правонарушителя и жертвы лицом к лицу. Помощь опытного ведущего, педагогов и психологов позволяет пройти этим встречам конструктивно. В условиях подобных встреч правонарушитель обнаруживает конкретные, человеческие последствия своих действий, учится принимать на себя ответственность за них;
  3. создать в каждом субъекте Российской Федерации специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и одновременно следует повысить ответственность воспитательного учреждения за результаты своей деятельности, в частности - ответственность за криминальный рецидив бывших воспитанников, имевший место после их освобождения;
  4. разработать региональные программы реабилитации несовершеннолетних, возвратившихся из спецшкол, спец. ПТУ, ВТК;
  5. разработать механизмы социально-трудовой реабилитации для установления социально-полезных связей, взамен связям внутри девиантных групп и общностей.

Таким образом, введение подобных изменений в систему реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в целом позволит повысить эффективность работы правоохранительных органов, а также сократить число преступлений, совершаемых подростками, в том числе их рецидив.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Настоящий документ называется «Руководящие принципы касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений». Руководящие принципы являются официальными рекомендациями и объясняют, что необходимо делать и как люди должны действовать в некоторых ситуациях.

Настоящие руководящие принципы подготовлены для того, чтобы помочь детям, которые пострадали от преступлений или видели, как пострадали от них другие, обеспечив им защиту и справедливое обращение в суде, когда они рассказывают о том, что с ними произошло. Этот документ также поможет защитить детей при их общении с полицией, адвокатами, социальными работниками и любыми другими людьми, которых они встречают до и после суда.

Преступление — это акт нарушения закона. В качестве преступления может также рассматриваться невыполнение того, что требует закон.

Жертва — это тот, кто пострадал или кому был причинен вред человеком, нарушившим закон.

Свидетель — это человек, который рассказывает в суде о том, что он знает или видел.

Когда человек идет в суд, чтобы рассказать правду о том, что произошло, этот человек дает показания в суде. Все сказанное в суде записывается, чтобы никто ничего не забыл, и эти записи называются свидетельскими показаниями.

Люди из самых разных стран мира вместе занимались выработкой этих руководящих принципов. Они изучили положительный опыт и законы, которые уже защищают детей, ставших жертвами или свидетелями преступлений, и помогают им. Они также учитывали обязательства, которые взяли на себя страны с целью защитить детей от страданий. В 2005 году эти руководящие принципы были приняты Организацией Объединенных Наций. Они должны использоваться правительствами и всеми людьми, которые работают с детьми, пострадавшими от преступлений или видевшими, как пострадали другие.

В конце настоящего документа вы найдете список слов и их значения. Это поможет вам лучше понять слова, которые могут оказаться новыми для вас.

Не стыдитесь, если вам страшно идти в суд. Это естественно.

Данный документ, который называется «Руководящие принципы», подготовлен как раз для того, чтобы все у вас прошло как можно лучше и чтобы во время разбирательства в суде вам оказали всю необходимую помощь.

КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВОСУДИЯ В ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С УЧАСТИЕМ
ДЕТЕЙ-ЖЕРТВ И СВИДЕТЕЛЕЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(22 июля 2005 года)
I. Цели
1. В настоящих Руководящих принципах, касающихся правосудия для детей-жертв и свидетелей преступлений, изложены оптимальные виды практики, основанные на согласованности современных знаний и соответствующих международных и региональных норм, стандартов и принципов.

2. Руководящие принципы должны осуществляться в соответствии с надлежащим национальным законодательством и судебными процедурами, а также с учетом правовых, социальных, экономических, культурных и географических условий. Тем не менее государствам следует постоянно прилагать усилия по преодолению практических трудностей в применении настоящих Руководящих принципов.

3. Руководящие принципы обеспечивают практическую основу для достижения следующих целей:

a) содействовать обзору национального и внутреннего законодательства, процедур и практики, с тем чтобы они обеспечивали всеобщее соблюдение прав детей-жертв и свидетелей преступлений и способствовали осуществлению Конвенции о правах ребенка участниками этой Конвенции;

b) оказывать помощь правительствам, международным организациям, публичным учреждениям, неправительственным и общинным организациям, а также другим заинтересованным сторонам в деле разработки, осуществления и применения законодательства, политики, программ и практики, которые касаются ключевых вопросов, связанных с детьми-жертвами и свидетелями преступлений;

c) служить руководством для специалистов и, при необходимости, добровольцев, которые в своей повседневной практической деятельности в области отправления правосудия в отношении взрослых и несовершеннолетних на национальном, региональном и международном уровнях работают с детьми-жертвами и свидетелями преступлений в соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью;

d) оказывать помощь и поддержку лицам, работающим с детьми, с тем чтобы они проявляли внимательное отношение к проблемам, связанным с детьми-жертвами и свидетелями преступлений.

4. Для тех случаев, когда характер виктимизации затрагивает разные категории детей различным образом, например в случае сексуального насилия над детьми, в особенности девочками, в каждой правовой системе при осуществлении Руководящих принципов должны быть предусмотрены надлежащие методы подготовки и отбора кадров и процедуры защиты детей-жертв и свидетелей преступлений и учета их особых потребностей.

5. Руководящие принципы охватывают область, знания и практику в которой расширяются и совершенствуются. Они не являются исчерпывающими и не исключают возможности дальнейшей доработки при условии соблюдения их основополагающих целей и принципов.

6. Руководящие принципы могут также применяться к процедурам в рамках неформальных и обычных систем правосудия, таких как реституционное правосудие, и в неуголовных областях права, включая законодательство, регулирующее вопросы опеки, развода, усыновления, защиты детей, психического здоровья, гражданства, иммиграции и беженцев, но не ограничиваясь им.

II. Особые соображения
7. Руководящие принципы разрабатывались с учетом следующих соображений:

a) сознавая, что миллионам детей во всем мире причиняются страдания и ущерб в результате преступлений и злоупотребления властью, и что права таких детей не находят достаточного признания, и что дети могут испытывать дополнительные трудности, когда они принимают участие в процессе отправления правосудия;

b) признавая, что дети уязвимы и нуждаются в специальной защите, соответствующей их возрасту, степени зрелости и особым индивидуальным потребностям;

c) признавая, что девочки особенно уязвимы и могут сталкиваться с дискриминацией на всех этапах системы правосудия;

d) подтверждая необходимость принятия всех возможных мер для предупреждения виктимизации детей, в том числе в рамках осуществления Руководящих принципов для предупреждения преступности;

e) сознавая, что дети, являющиеся жертвами и свидетелями, могут испытывать дополнительные трудности, когда их ошибочно принимают за правонарушителей в то время, как они фактически являются жертвами и свидетелями;

f) отмечая, что в Конвенции о правах ребенка содержатся требования и принципы, призванные обеспечить эффективное признание прав детей, и что в Декларации основных принципов для жертв преступлений и злоупотребления властью изложены принципы предоставления жертвам права на информацию, участие, защиту, компенсацию и помощь;

g) ссылаясь на международные и региональные инициативы по осуществлению принципов, содержащихся в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, включая Справочник по вопросам правосудия для жертв и Руководство для лиц, разрабатывающих политику по Декларации основных принципов, которые были выпущены Управлением Организации Объединенных Наций по контролю над наркотиками и предупреждению преступности в 1999 году;

h) признавая усилия Международного бюро по правам детей по созданию основы для разработки руководящих принципов в отношении правосудия для детей-жертв и свидетелей преступлений;

i) исходя из того, что улучшение обращения с детьми-жертвами и свидетелями преступлений может повысить готовность детей и их семей сообщать о случаях виктимизации и оказывать более значительное содействие процессу отправления правосудия;

j) напоминая о необходимости обеспечения правосудия для детей-жертв и свидетелей преступлений при одновременном соблюдении прав обвиняемых и осужденных за преступления лиц;

k) учитывая многообразие правовых систем и традиций и отмечая, что преступность все чаще принимает транснациональный характер и что необходимо обеспечить одинаковую защиту детей-жертв и свидетелей преступлений во всех странах.

III. Принципы
8. В целях обеспечения правосудия для детей-жертв и свидетелей преступлений специалистам и другим лицам, отвечающим за благополучие таких детей, надлежит соблюдать изложенные ниже межсекторальные принципы, провозглашенные в международных документах, в частности в Конвенции о правах ребенка, и отраженные в деятельности Комитета по правам ребенка:

a) достоинство. Каждый ребенок - это уникальная и имеющая большую ценность человеческая личность, индивидуальное достоинство, особые потребности, интересы и частная жизнь которой должны пользоваться уважением и защитой;

b) отказ от дискриминации. Каждый ребенок имеет право на справедливое и равное обращение независимо от расовой или этнической принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств;

c) наилучшее обеспечение интересов ребенка. С учетом необходимости гарантий прав обвиняемых и осужденных за преступления лиц, каждый ребенок имеет право на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению своих интересов, включая право на защиту и возможность гармоничного развития:

i) защита. Каждый ребенок имеет право на жизнь и дальнейшее существование, а также на защиту от любого вида лишений, злоупотреблений или отсутствия заботы, в том числе от физических, психологических, умственных и эмоциональных злоупотреблений и небрежного отношения;

ii) гармоничное развитие. Каждый ребенок имеет право на возможность гармоничного развития и поддержание уровня жизни, необходимого для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального роста. В случае ребенка, подвергшегося травмированию, следует принимать все меры, позволяющие ребенку развиваться в нормальных условиях;

d) право на участие. Каждый ребенок, с учетом процессуальных норм национального законодательства, имеет право свободно выражать в своих собственных словах свои взгляды, мнения и убеждения и участвовать, в частности, в принятии решений, затрагивающих его жизнь, в том числе в ходе любого судебного разбирательства, и добиваться принятия своих мнений во внимание сообразно его возможностям, возрасту, интеллектуальной зрелости и развивающимся способностям.

IV. Определения
9. В тексте настоящих Руководящих принципов применяются следующие определения:

a) "дети-жертвы и свидетели" означают детей и подростков до 18 лет, которые являются жертвами или свидетелями преступлений независимо от их роли в соответствующем преступлении или в процессе преследования предполагаемого преступника или группы преступников;

b) "специалисты" означают лиц, которые в контексте своей работы вступают в контакт с детьми-жертвами и свидетелями преступлений или отвечают за удовлетворение потребностей детей в системе правосудия и в отношении которых применяются настоящие Руководящие принципы. Этот термин охватывает таких лиц, как адвокаты детей и жертв и лица, оказывающие им поддержку, работники службы защиты детей, сотрудники учреждений по вопросам благосостояния детей, сотрудники органов прокуратуры и, в надлежащих случаях, адвокаты ответчиков, сотрудники дипломатических и консульских учреждений, сотрудники программ по борьбе с насилием в семье, судьи, работники судов, сотрудники правоохранительных учреждений, медицинские работники и психологи, а также социальные работники, но не ограничивается ими;

c) "процесс отправления правосудия" охватывает такие аспекты, как выявление преступлений, подача жалобы, расследование, преследование и судебные и послесудебные процедуры независимо от того, рассматривается ли соответствующее дело в рамках национальной, международной или региональной системы уголовного правосудия в отношении совершеннолетних или несовершеннолетних или в рамках обычной или неформальной системы правосудия;

d) "учет интересов ребенка" означает подход, предусматривающий сбалансированный учет права ребенка на защиту и его индивидуальных потребностей и пожеланий.

V. Право на достойное обращение и сочувствие
10. Обращение с детьми-жертвами и свидетелями должно основываться на проявлении заботы и учета их интересов в течение всего процесса отправления правосудия, учитывая их конкретное положение и непосредственные потребности, возраст, пол, состояние здоровья и уровень зрелости, и при полном уважении их физической, психической и нравственной неприкосновенности.

11. С каждым ребенком следует обращаться как с личностью, имеющей собственные потребности, пожелания и восприятия.

12. Вмешательство в личную жизнь ребенка должно ограничиваться требуемым минимумом при одновременном поддержании высоких стандартов сбора доказательств для обеспечения справедливого и равноправного завершения процесса отправления правосудия.

13. Во избежание создания для ребенка дополнительных трудностей опрос, допрос и другие формы расследования должны проводиться подготовленными специалистами, предпринимающими такие действия в условиях учета, уважения и всестороннего изучения интересов ребенка.

14. Все действия, рассматриваемые в настоящих Руководящих принципах, должны предприниматься на основе учета интересов ребенка в благоприятных условиях, отвечающих особым потребностям ребенка, и сообразно его возможностям, возрасту, интеллектуальной зрелости и развивающимся способностям. Такие действия должны также предприниматься с использованием языка, применяемого и понимаемого ребенком.

VI. Право на защиту от дискриминации
15. Дети-жертвы и свидетели должны иметь доступ к процессу отправления правосудия, обеспечивающему их защиту от дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

16. В рамках процесса отправления правосудия и предоставления услуг по поддержке детям-жертвам и свидетелям, а также их семьям должны учитываться возраст, пожелания, представления, пол, сексуальная ориентация, этническое, культурное, религиозное, языковое и социальное происхождение, кастовая принадлежность, социально-экономические условия ребенка и его иммиграционный статус или статус беженца, а также особые потребности ребенка, включая состояние его здоровья, возможности и способности. Специалисты должны проходить соответствующую подготовку и быть осведомлены о таких различиях.

17. В некоторых случаях для обеспечения учета соображений, связанных с полом ребенка, и различного характера конкретных правонарушений в отношение детей, таких как сексуальное насилие над детьми, необходимо создавать специальные службы и предусматривать меры защиты.

18. Возраст не должен препятствовать осуществлению ребенком права в полной мере участвовать в процессе отправления правосудия. Обращение с любым ребенком должно происходить как с дееспособным свидетелем, который может быть допрошен и показания которого не должны считаться недействительными или недостоверными лишь по причине его возраста, если возраст и степень зрелости ребенка позволяют ему давать ясные и заслуживающие доверия показания с использованием или без использования вспомогательных средств общения и других видов помощи.

VII. Право на получение информации
19. Дети-жертвы и свидетели, их родители или опекуны и законные представители с момента первого контакта с процессом отправления правосудия и в течение всего этого процесса должны безотлагательно получать надлежащую информацию в той мере, в которой это практически возможно и уместно, в частности по таким вопросам, как:

a) наличие медицинских, психологических, социальных и других соответствующих служб, а также средств доступа к таким службам в сочетании с юридическим или иным консультированием или представительством, компенсацией и чрезвычайной финансовой поддержкой, если это применимо;

b) процедуры отправления уголовного правосудия в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних, включая роль детей-жертв и свидетелей, значение, сроки и способ дачи показаний, а также порядок "допроса", применяемый в ходе расследования и судебного разбирательства;

c) существующие механизмы поддержки ребенка в процессе подачи жалобы и участия в расследовании и судебном разбирательстве;

d) конкретные сроки и место проведения слушаний и других соответствующих мероприятий;

e) наличие мер защиты;

f) существующие механизмы обжалования решений, затрагивающих детей-жертв и свидетелей;

g) соответствующие права детей-жертв и свидетелей согласно Конвенции о правах ребенка и Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью.

20. Кроме того, дети-жертвы, их родители или опекуны и законные представители должны безотлагательно получать надлежащую информацию


Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство России опирается на международные стандарты и общепризнанные принципы. Среди важнейших международных актов, касающихся производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, можно назвать следующие:

  1. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») [3];
  2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) (далее — Конвенция) [1];
  3. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы») [2].

Международные акты призваны гарантировать обеспечение минимальных гарантий при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, включая разумный срок производства, право на защиту, неразглашение данных о несовершеннолетнем, беспрепятственное расследование уголовного дела и его рассмотрение и др. Также значение международных актов состоит в том, что они в целом направляют политику государств той или иной области.

«Пекинские правила» закрепили понятие несовершеннолетнего в п. а ст. 2.2: Несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому.

Также «Пекинские правила» провозглашают, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе. Таким образом, каждое государство должно развивать свое законодательство, касающееся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, что будет направлено на поддержание правопорядка в стране.

С данным утверждением сложно не согласиться, преступность несовершеннолетних актуальная проблема для всех государств, в связи этим государство через свое законодательство, привлекая несовершеннолетних к уголовной ответственности, должно оказывать положительное влияние на их поведение, вызывать уважение к правосудию и правопорядку в стране.

В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних должна «являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе» (правило 1.4 Пекинских правил). Основная цель социальной политики в отношении несовершеннолетних должна быть направлена на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних и уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще [5].

«Пекинские правила» закрепляют такие принципы как беспристрастность, недискриминация, соразмерности мер воздействия на несовершеннолетнего, презумпция невиновности и др. при этом соразмерность мер воздействия на несовершеннолетнего закреплена как одна из целей отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (ст. 5). В Пекинских правилах закрепляются основные права несовершеннолетних, в т. ч. право на защиту, на присутствие законного представителя, право обжалования в апелляционную инстанцию. Запрещены применение телесных наказаний и смертной казни.

Также «Пекинские правила» предусматривают создание специальных подразделений в полиции, сотрудники которой должны пройти специальную подготовку, аналогом таких подразделений в Российской Федерации служат подразделения по делам несовершеннолетних, в компетенцию которых входит выявление административных правонарушений и их профилактика, выявление случаев безнадзорности и беспризорности.

С уверенностью можно сказать, что основные положения Пекинских правил соблюдены в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. Так, например, закрепленные в ст. 14.1 принципы «справедливого и беспристрастного суда» включают такие гарантии как: презумпцию невиновности, представление и изучение доказательств, право на отказ давать показания, право на последнее слово во время слушания дела, право на апелляцию и т. д. Безусловно данные гарантии обеспечиваются в нашей стране.

Конвенция содержит положения общего характера, например, закреплено неотъемлемое право на жизнь ребенка, право на имя, право на свободу мысли, совести и религии, право на образование, право на отдых и досуг. Запрещены любые формы эксплуатации детей, причинение физических страданий и пытки.

В Конвенции также закреплен принцип недискриминации; право свободно выражать свое мнение, в связи с этим гарантируется предоставление возможности быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган (ст. 12). Конвенция так же, как и «Пекинские правила» предусматривает запрет назначения смертной казни в отношении несовершеннолетних, а также назначение пожизненного лишения свободы лицам, совершим преступления в возрасте до 18 лет (ст. 37).

Гарантируется лишенным свободы несовершеннолетним право на переписку и свидания со своей семьей, за исключением особых обстоятельств; право на незамедлительный доступ к правовой помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы.

Ст. 40 Конвенции закрепляет гарантии, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: так же, как и в «Пекинских правилах» гарантируются презумпция невиновности, разумный срок, право на защиту, свобода от принуждения к признанию вины, право на апелляционное рассмотрение дела и др. При этом также гарантируется право на изучение показаний свидетелей обвинения самостоятельно или при помощи других лиц и бесплатная помощь переводчик.

В этой же статье содержится положение об установлении минимального возраста, по достижению которого может быть привлечен несовершеннолетний к уголовной ответственности. При этом в ст. 4.1 отмечено, что минимальный возраст должен быть установлен с учетом эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.

В целом можно сказать, что Конвенция и «Пекинские правила» дополняют друг друга, хотя и некоторые положения дублируются. При этом Конвенция содержит положения общего характера, а не только тех, которые касаются отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, «Пекинские правила» же обращены именно на регламентацию данного вопроса.

«Эр-Риядские руководящие принципы» направлены в отличие от Конвенции и «Пекинских правил» не на регламентацию общих положений, касающихся несовершеннолетних, в т. ч. закрепление основных прав и гарантий, а на предупреждение преступлений. При этом в «Эр-Риядских руководящих принципах» закреплено, что политика государства должна быть направлена на обеспечение возможностей для удовлетворения различных потребностей молодежи, в частности возможностей в области получения образования; должны разрабатываться специальные теории предупреждения преступности среди молодежи.

В руководящих принципах обозначены все основные направления организации профилактической работы. Определяются функции и задачи семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, государственных органов, законодательной и исполнительной власти [4, с. 153].

Важным является также положение о том, что необходимо учитывать, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста (п. е ст. 5). Это положение тесно взаимосвязано со всей системой отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: учет возрастных, психических и умственных особенностей несовершеннолетних.

В качестве основы профилактики совершения преступлений несовершеннолетними должны быть приняты различные государственные программы и стратегии, созданы специализированные органы для работы с несовершеннолетними, подготовлен персонал с соответствующей профессиональной подготовкой. При этом также закрепляется необходимость участия самой молодежи в профилактике.

В «Эр-Риядских руководящих принципах» обращено внимание на то, что предупреждение преступлений должно происходить через все институты общества, а особенно через семью, общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации (ст. 10).

Большое внимание уделяется семье: признается приоритетным воспитание в благополучной и стабильной семье, а иным семьям государство должно оказывать необходимую поддержку. Значение также придается информационному просвещению, т. е. необходимости создания программ для обеспечения семьям возможности получать информацию о роли и обязанностях родителей в отношении развития ребенка и ухода за ним, с целью формирования позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

Положения об образовании касаются гарантированности доступа всей молодежи к нему, приобщения к духовным ценностям, признанным в обществе, содействия развитию личности и таланта, недопущение психологического давления, особого внимания к лицам группы риска.

Правительства и община должны также оказывать содействие при взрослении несовершеннолетних: оказывать финансовую помощь и организовывать досуг детям, находящимся в опасном положении, соответственно.

Средства массовой информации должны сводить к минимуму показ информации, которая может неблагоприятно повлиять на несовершеннолетних, при этом должен быть гарантирован доступ несовершеннолетних международным и различным национальным источникам информации.

В положениях, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, закреплен запрет применения грубого или унижающего достоинство наказаний в семье, школе или в других учреждениях. Рекомендуется принимать соответствующие специальные законы и создавать процедуры для содействия осуществлению и защите прав и благополучия несовершеннолетних.

Отдельно отмечено, что государствам следует разработать законодательство, ограничивающее и контролирующее доступ детей и молодежи ко всем видам оружия, и обеспечить соблюдение такого законодательства (ст. 55).

Можно сделать вывод, что данные «Эр-Риядские руководящие принципы» носят обобщающий характер, большое внимание уделяется различным институтам общества, при этом уделяется внимание защите несовершеннолетних от отрицательно влияющей информации, в т. ч. о злоупотреблении несовершеннолетними наркотических средств и алкогольной продукции.

В целом нужно отметить, что международные акты оказали существенное влияние на уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, на их основе в нашей стране закреплены и гарантируются основные принципы уголовного судопроизводства, такие как: принцип недискриминации, презумпция невиновности, запрет применения пыток и унижающего человеческое достоинство обращения, а также принцип уважения чести и достоинства личности, принцип справедливости и другие.

1. Конвенция о правах ребенка — принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 44/25 от 20.11.1989 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР от 07.11.1990 г. № 45. Ст. 955.

2. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы») — приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г.

3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») — приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. // «Советская юстиция», 1991 г. № № 12–14.

4. Лелеков В. А. Ювенальная криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. А. Лелеков, Е. В. Кошелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 311 с.

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, правило, Конвенция, презумпция невиновности, касающееся отправление правосудия, положение, принцип, Российская Федерация, всестороннее обеспечение, массовая информация.

Похожие статьи

Соотношение презумпции невиновности, изложенной.

При реализации принципа презумпции невиновности существуют проблемы теоретического и практического значения, как в международном праве, так и в национальном. В данной статье рассмотрена одна из главных теоретических проблем презумпции невиновности.

Международные стандарты правосудия по делам.

Базовые принципы правосудия в отношении несовершеннолетних закреплены в Конвенции о правах ребенка 1989 г. [1], Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Понятие международных принципов в уголовном судопроизводстве

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем

Принципы, закрепленные в Конституции РФ и применяемые в уголовном судопроизводстве

В силу п. 1 статьи 46 Конвенции эти постановления в отношении Российской Федерации.

Неотъемлемость презумпции невиновности в современном.

Принцип презумпции невиновности, вместе с многочисленными

В России впервые принцип презумпции невиновности был сформулирован А. Н. Радищевым, а затем идею

Правовые презумпции, взаимодействуя с иными положениями права и процесса, влияют не только на.

Презумпция невиновности в уголовном процессе

В современном законодательстве Российской Федерации принцип презумпции невиновности основывается в числе других принципов уголовно-правового судопроизводства на Конституции РФ и “Декларации прав и свобод человека и гражданина”.

Развитие принципа презумпции невиновности в советский.

Статья посвящена анализу правовых аспектов, применения презумпции невиновности в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации и СССР. В уголовно-процессуальном праве присутствует множество проблем и пробелов.

Допустимые условия ограничения свободы массовой.

Общие условия ограничения свободы информации (свободы массовой информации).

Принцип соразмерности можно считать ключевым для определения допустимости ограничений.

Развивая вопрос отправления правосудия, стоит напомнить о проблеме.

Досудебное соглашение о сотрудничестве и принцип презумпции.

Принцип презумпции невиновности существовал не всегда.

Поэтому ключевым положением презумпции невиновности является факт признания лица виновным

Завершая анализ особенностей реализации принципа презумпции невиновности при применении норм.

Презумпция невиновности в современном праве: подходы.

Ключевые слова: презумпция невиновности; российское право; принципы уголовного

Далее, некоторые авторы считают, что презумпция — это такое положение закона, которое

− презумпция невиновности действует только в отношении подозреваемого или обвиняемого

К вопросу о международных обязательствах РФ по созданию.

Помимо Конвенции ООН о правах ребенка Российская Федерация в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних должна учитывать Минимальные Стандартные Правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.


Создание судебной системы по делам несовершеннолетних прямо вытекает из обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

Российская Федерация, как правопреемница СССР, взяла на себя обязательства по исполнению Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для РСФСР 2 сентября 1990 года, и предоставлению Комитету ООН по правам ребенка периодического доклада об исполнении Конвенции, осуществляющему контроль за его соблюдением [4, с. 6].

Комитет по правам ребенка чаще всего подвергает критике именно политику и практику отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Учет зарубежного и российского исторического опыта, первых результатов экспериментов по специализации отдельных судов свидетельствуют в пользу необходимости специализации судов и создания системы правосудия по делам несовершеннолетних [5, с. 35].

Государства-участники обязаны соблюдать международные обязательства в отношении правосудия для несовершеннолетних, в том числе, обязательства по созданию всеобъемлющей системы правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, а также детей-свидетелей и потерпевших.

Российская Федерация не является исключением, поскольку создание судебной системы по делам несовершеннолетних прямо вытекает из обязательств России по применению общепризнанных принципов и норм международного права, и, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка.

Непосредственно правосудию в отношении несовершеннолетних посвящены статьи 37 и 40 Конвенции, однако при их реализации также должны учитываться и статьи 2-4, 6, 12 и 39 Конвенции.

Государства-участники Конвенции признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитываются возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе [3].

Помимо Конвенции ООН о правах ребенка Российская Федерация в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних должна учитывать Минимальные Стандартные Правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила» 1985 г.), Руководящие Принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы») и другие.

Статья 40 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства должны создать для детей, оказавшихся в конфликте с законом, отдельную систему правосудия, в рамках которой обеспечивалось бы соблюдение их прав [7, с. 30]. Согласно п. 3 ст. 40 Конвенции государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении [3].

Кроме того, в 2009 году состоялось принятие Федеральным Собранием РФ и подписание Президентом России Федерального закона «О ратификации Европейской социальной хартии» [10]. Россия подписала Хартию 14.09.2000 (Распоряжение Президента РФ от 12.05.2000 N 151-рп), ратифицировала (Федеральный закон от 03.06.2009 № 101-ФЗ). Ратификационная грамота передана на депонирование Генеральному секретарю Совета Европы 16.10.2009. Хартия вступила в силу для России 01.12.2009. Это событие явилось также одним из главных аргументов актуализации проблемы ювенальных судов.

При этом в печати наблюдаются противоречивые оценки данного документа. Одни воспринимают ее как благо для повышения авторитета нашей страны на международной арене. Другие расценивают как посягательство на нравственные устои и традиции российского общества, которое основано на принципах вседозволенности.

Представляется закономерным обсуждение данного документа в контексте проблем ювенальной юстиции, поскольку на его основе состоится легализация ряда институтов в ее системе. Ратифицировав хартию, Россия приняла на себя обязательства по созданию специальных органов по защите детства, которые должны быть включены в структуру ювенальной юстиции. Между тем предлагаемые защитные механизмы воспринимаются и применяются неоднозначно.

Особое внимание аналитиков обращается на статьи 11 и 17, реализация которых может обернуться непоправимыми последствиями для семьи и других институтов воспитательного характера, поскольку, согласно пункту 2 статьи 11 сексуальное просвещение школьников в рамках учебного плана практически становится обязательным, а статья 17 предусматривает создание специальных органов по защите детства, которые должны быть включены в структуру ювенальной юстиции. В соответствии со статусом страны, ратифицировавшей международный документ, Российская Федерация теперь обязана создать соответствующие механизмы по реализации указанных и иных положений Европейской социальной хартии [1, с. 17-67].

Поскольку ратификация Европейской социальной хартии произведена Россией без каких-либо оговорок, реализация ее статей вполне может обернуться последствиями, подобными приведенным выше. При этом надо учитывать не только текст Хартии, а в том содержании, которым наполняет ее Совет Европы. Совет Европы рассматривает Хартию как декларативный документ. Есть Хартия, а есть еще механизмы ее реализации и методы, которые предписываются странам.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Пекинских правил в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних[6].

В ст. 38 Руководящих принципов, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений от 22 июля 2005 г. указано, что в дополнение к профилактическим мерам, которые должны быть предусмотрены для всех детей, дети-жертвы и свидетели, являющиеся особо уязвимыми с точки зрения рецидивной виктимизации или совершения преступлений, нуждаются в специальных стратегиях[9].

Руководящие принципы ООН в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия 1995 г. в п. «а» ст. 14 закрепляют, что должны быть приняты такие процессуальные нормы по делам несовершеннолетних, которые комплексно учитывают интересы ребенка[8].

П. « d » ст. 14 данного документа указывает, что государствам следует создавать суды по делам несовершеннолетних, обладающие главным образом юрисдикцией над несовершеннолетними, совершившими преступные акты, и разрабатывать специальные процедуры, учитывающие особые потребности детей. В качестве альтернативы обычные суды должны применять, как это требуется, такие процедуры.

Исходя из вышеизложенного, термин «система правосудия в отношении несовершеннолетних» (ювенальная юстиция) употребляется применительно к законам, процедурам, руководящим принципам, нормам уголовного и уголовно-исполнительного, материального и процессуального права, специалистам, учреждениям и методам (технологиям) воздействия, специально предназначенным для работы с детьми, преступившими закон .

Для оценки эффективности системы правосудия по делам несовершеннолетних, соблюдения прав детей в конфликте с законом, в результате продолжительного процесса изучения общемировых показателей качества правосудия в отношении несовершеннолетних, во исполнение положений Конвенции ООН о правах ребенка (в части положений Конвенции, которые устанавливают принципы обращения с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом и обеспечения их прав при отправлении правосудия), группой специалистов ООН подготовлено «Руководство по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних».

Показатели в области правосудия в отношении несовершеннолетних обеспечивают основу для определения и представления специальной информации о положении детей, преступивших закон. Эта информация касается как количественных показателей – таких как число детей, находящихся в заключении на момент проведения конкретной переписи, - так и наличия соответствующей политики. Основные показатели представляют собой базовый набор данных и инструмент сравнительного анализа, который обеспечивает основу для оценки, исследования и разработки услуг и политики. Описанная в «Руководстве» методология помогает каждой стране начать и поддерживать национальный процесс сбора данных о правосудии в отношении несовершеннолетних, который ведет к оценке показателей. Оно служит практическим руководством, предоставляет процедуры и инструментарий для сбора информации, систематизации данных, расчета показателей и показывает – какие необходимо принять меры на местном и федеральном уровнях по созданию всеобъемлющей системы правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом.

«Руководство» конкретно и чётко определяет «границы» правосудия в отношении несовершеннолетних – это правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, а также детей-свидетелей и потерпевших. При этом «Руководство» не содержит прямых указаний, какие органы должны входить в систему правосудия в отношении несовершеннолетних, оставляя этот вопрос на усмотрение государств. «Не важно, является ли система преимущественно административной, или судебной, или носит смешанный характер, – она должна так или иначе быть способной определить орган или органы, несущие ответственность за принятие окончательного решения по делу ребенка с учетом полного набора обстоятельств, при которых ребенок переступает закон» [7, с. 40].

Комитет по правам ребенка указывает, что для обеспечения полного осуществления принципов Конвенции ООН о правах ребенка и прав детей, оказавшихся в конфликте с законом, необходимо наличие всеобъемлющей системы правосудия по делам несовершеннолетних [2, с. 36].

Всеобъемлющая система правосудия по делам несовершеннолетних требует наличия специализированных подразделений в полиции, прокуратуре, судебной системе (например, эффективная организационная структура для отправления правосудия по делам несовершеннолетних – специализированный суд либо специализированные судьи), адвокатуре или иных представителей, которые оказывали бы правовую помощь ребенку [2, с. 36].

Следует создать специализированные службы, например, службы пробации, консультационных услуг или надзора, а также специализированные учреждения, включая, например, дневные центры ухода и, если это необходимо, учреждения для размещения детей – правонарушителей и ухода за ними по месту жительства. В системе правосудия по делам несовершеннолетних следует постоянно поощрять эффективную координацию деятельности всех специализированных подразделений, служб и учреждений [2, с. 37].

Комитет ООН рекомендует добиваться более активного участия неправительственных и общественных организаций в разработке и осуществлении комплексной политики в области правосудия по делам несовершеннолетних и предоставлять им необходимые ресурсы для такого участия [2, с. 37]. При этом Комитет прямо не указывает, что специализированные службы, неправительственные организации должны входить в систему правосудия для несовершеннолетних.

Таким образом, анализ международных документов подтверждает, что создание ювенальных судов вытекает из международных обязательств, которые приняла на себя Российская Федерация.

Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года / Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. - 17 – 67 с.

Замечания общего порядка №10 (2007) «Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» /Комитет ООН по правам ребенка, 44 сессия, Женева, 15 января - 2 февраля 2007 г. ст. 90, 92, 94-95. – 36 - 37 с.

«Конституция детства» / Сборник. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2009. – 6 с.

Марковичева Е.В. Некоторые аспекты дифференциации уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних// Российский судья. 2007. № 10. - 35 с.

Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних // - М.: ЮНИСЕФ, 2010. - 30, 40 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Российская Федерация, отношение, Россия, всеобъемлющая система правосудия, дело, система правосудия, ювенальная юстиция, Европейская социальная хартия, судебная система.

Похожие статьи

Ювенальная юстиция в России: советский период.

Ключевые слова: суд, Российская Федерация, судебная система, РСФСР, ювенальная юстиция, ювенальный суд. После свержения монаршеской власти и закончившейся революции взгляд на существовавшую модель правосудия в отношения несовершеннолетних у новой.

Сравнение моделей ювенальной юстиции и систем пробаций.

Ключевые слова: суд, Российская Федерация, судебная система, РСФСР, ювенальная юстиция, ювенальный суд.

Ювенальная юстиция как способ международно-правовой. Ювенальная юстиция — это правосудие по рассмотрению дел с участием.

Разнонаправленность восприятия феномена ювенальной.

Ювенальная юстиция как способ международно-правовой. ювенальная юстиция, Россия, суд, Российская Федерация, Франций, дело, общая юрисдикция, законодательное закрепление, дело семьи, ювенальный суд присяжных.

Модели ювенальной юстиции в странах континентальной.

Ювенальная юстиция — система воспитательно-юридическая, государственно-общественная».

‒ воспитательной направленностью системы правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Ювенальная юстиция как способ международно-правовой.

ювенальная юстиция, Россия, суд, Российская Федерация, Франций, дело, общая юрисдикция, законодательное закрепление, дело семьи, ювенальный суд присяжных.

Международные стандарты правосудия по делам.

В соответствии c п. 1.4 Пекинских правил, система правосудия в отношении несовершеннолетних должна быть интегрирована в процесс развития национального законодательства и должна быть в числе его приоритетных направлений.

Актуальные проблемы осуществления правосудия в отношении.

несовершеннолетний, судебная защита, правосудие, ювенальная юстиция.

Ключевые слова: суд, Российская Федерация, судебная система, РСФСР, ювенальная юстиция

несовершеннолетний, ювенальная юстиция, права и свободы ребенка, законные интересы.

Осуществление правосудия в современных судебных системах.

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации. Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть.

Вопросы становления ювенальной юстиции в России

ювенальная юстиция, Россия, суд, Российская Федерация, Франций, дело, общая юрисдикция

Ювенальная юстиция в России: советский период. Ключевые слова: суд, Российская Федерация, судебная система, РСФСР, ювенальная юстиция, ювенальный суд.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: