Российская государственная система социального обеспечения это

Обновлено: 24.04.2024

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом. Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования. Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты страховых взносов. Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет страховых взносов перечисляемых в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС - индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы. Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджетаохватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других), следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[7].

Государственная социальная помощьв последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.

Система права социального обеспечения. Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.
Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.
Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения. В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм; 2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий). В 70-х годах прошлого века В.С. Андреев обратил внимание на то, что совокупность норм, регулирующих пенсионные отношения, представляет собой более мощное, чем институт структурное образование, и назвал его подотраслью права социального обеспечения.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Государственная система социального обеспечения – это совокупность взаимос.

Государственная система социального обеспечения
– это совокупность взаимосвязанных элементов, направленных
на реализацию мер по социальному обеспечению.

Элементы:
формы и виды социального обеспечения;
финансовые источники;
нормативно-правовые акты;
органы социального обеспечения.

Система социального обеспечения включает в себя следующие подсистемы: Пен.

Система социального обеспечения включает в себя следующие подсистемы:
Пенсионная система. Она включает в себя две подсистемы:

Система социальных пособий и компенсационных выплат (пособие при рожден.

Система социальных пособий и компенсационных
выплат (пособие при рождении ребенка)

Система социального обслуживания: стационарная, полустационарная формы, обслуживание на дому

Система охраны здоровья граждан, выделяют 3 направления

Система государственной социальной помощи (субсидии)

Система социальных льгот и преимуществ
Медицинская помощь
Лекарственная помощь
Санаторно-курортное лечение

Государственное социальное обеспечение представляет собой способ удовлетворен.

Государственное социальное обеспечение представляет собой способ удовлетворения социальных потребностей, а также способ организации социального обеспечения посредством обязательного социального страхования и ассигнований из бюджета.
Виды органов социального обеспечения:
1 – органы государственной власти и органы муниципальных образований.

2 – органы обязательного социального страхования
5 – администрации организаций, учреждений, которые производят выплату отдельных видов социального обеспечения.
3 – негосударственные органы (негосударственные пенсионные фонды)
4 – общественные организации и профсоюзные организации

Основные направления деятельности органов социального обеспечения:Планировани.

Основные направления деятельности органов социального обеспечения:
Планирование деятельности
Работа с обращениями граждан
Работа с общественными организациями
Справочно-кодификационная работа
Планирование деятельности. В районных и городских органах социального обеспечения составляются графики и планы работ.
Планы состоят из разделов, бывают годовые, перспективные и текущие.
Все планы и графики подписываются руководителем органа.

Работа с общественными организациями. Основные направления по работе органов.

Работа с общественными организациями. Основные направления по работе органов социального обеспечения с общественными организациями:
Финансовая помощь
Консультационная помощь
Социальное партнерство

Справочно-кодификационная работа ведется в целях учета и систематизации нормативно-правовых актов.

Существуют 2 формы систематизации законодательства
Электронная -
справочные правовые системы
Бумажная - подшивки нормативно-правовых актов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья, что в вою очередь может привести к частичной или полной потере трудоспособности и снижению уровня благосостояния.

Обозначим характерными признаками, которые позволяют называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском. Это следующие признаки:

- всеобщность (социальным рискам подвержен каждый индивид и само общество в целом);

- неизбежность (социальные риски инициируют проблемы, которые нельзя исключить полностью, их можно только минимизировать, частично компенсировать; управлять ими можно только с той или иной степенью результативности);

- носят исключительно объективный характер (не зависят от человека);

- некоторые социальные риски потенциально закономерны (могут произойти с высокой степенью вероятности – болезнь, старость и пр.);

- ограничивают жизнедеятельность человека, предопределяют его социальную необеспеченность.

Итак, исходя из выше сказанного, какое же определение мы можем дать социальному риску?

Социальный риск – это вероятность наступления случайных, не зависимых от воли человека событий, нарушающих его физиологическую, социальную и экономическую стороны жизнедеятельности. Все многообразие социальных рисков сконцентрировано в едином доминирующем факте – снижение или отсутствие дохода.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Среди социальных рисков выделяют:

- экономические (безработица, экономический кризис),

- физиологические или биологичечкие (рождение, старость, смерть, беременность и роды, инвалидность);

- производственные (несчастный случай на производстве, трудовые увечья, профессиональные заболевания);

- демографические (многодетность, неполная семья, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. Дополнительные расходы в связи с многодетностью могут привести к падению среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на здоровье.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли. Эту задачу выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом . Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения.

2.2. Общее понятие системы государственного социального обеспечения, функции соцобеспечения

Социальное обеспечение всегда являлось и занимало одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Оно непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с политической деятельностью и социальным благополучием человека и неработающего слоя населения.

Социальное обеспечение направлено на материальное обеспечение определенной категории граждан из финансов государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае если произойдут события, которые государство признает социально значимыми с целью выровнять социальное положение граждан по сравнению с остальной частью общества.

[Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России: монография. - М.: Проспект, 2009. - 246 с.]

Изучением социального обеспечения занимались Вигдорчик Н. А., Забелин Л. В., Дурденевский В., Андреев В. С., Иванова Р. И., Астрахан Е. И., Ачаркан В. А., Батыгин К. С. и другие.

Дурденевский В. рассматривал социальное обеспечение как деятельность государства, которая направлена на устранение социальных опасностей, которые угрожают уровню и развитию различных слоев общества, путем предоставления им социальной или денежной помощи.

Андреев В. С. называл проводимую государством или поддерживаемую им совокупность определенных социально-экономических по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по предоставлению социального обслуживания детям, медицинскому обслуживанию.

По мнению Ивановой Р. И., социальное обеспечение – «это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей больных, стариков, иждивенцев, детей, безработных, всех членов общества с целью охраны здоровья и воспроизводства труда за счет специальных фондов, которые создаются в обществе».

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий, в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки:

- объективные осознания, которые вызывают потребность в особом механизме социального обеспечения, которое направлено на поддержание или предоставление необходимых условий жизнедеятельности;

- особые фонды – источники социального обеспечения;

- особые способы предоставления средств к существованию;

- закрепленные правила предоставления социального обеспечения.

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов (частей), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство, целостность.

Сущность социального обеспечения более отчетливо выражается в его функциях: политической, экономической, демографической, реабилитационной и профилактической.

Экономическая функция социального обеспечения основывается на замещение заработка (содержание, доход), который утрачен из-за нетрудоспособности, возраста или потери кормильца, частичном возмещении расходов при возникновении определенного жизненного обстоятельства, а также оказание денежной помощи малоимущим лицам. Источником финансирования в этом случае служат государственные внебюджетные фонды социального страхования, образованные по территориальным принципам. В роли таких фондов выступают: пенсионные, социального страхования, обязательного медицинского страхования, благотворительного народного фонда социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения позволяет поддерживать социальную стабильность в обществе, в котором ярко выражены различия в материальном обеспечении разных слоев населения.

Демографическая функция, как правило, стимулирует воспроизводство народонаселения, которое необходимо для успешного развития государства.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление статуса в обществе нетрудоспособных граждан и прочей социально слабой группы населения, который позволяет чувствовать себя полноценным членом общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении и возникновении определенных социально-рисковых ситуаций (несчастные случаи).

2.3. Субъектный состав, источники финансирования социального обеспечения

Выделяют некоторое количество критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Первый критерий – источник финансирований. На сегодняшний день финансирование социального обеспечения происходит благодаря внебюджетным фондам:

- Фонда социального страхования,

- Фонда обязательного медицинского страхования,

- бюджетов различных уровней.

Второй критерий – это наличие субъекта социального обеспечения, то есть участника правоотношения (физического лицо или организации), обладающего субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Социальное обеспечение за счет общества предназначено не для всех граждан, так установлено государством. Это обеспечение осуществляется для определенной категории граждан, прописанной в законе. В настоящее время в круг лиц, которые подлежат обеспечению, включаются:

- семьи, которые имеют детей;

- ветераны войны и труда;

- нетрудоспособные граждане (инвалиды, престарелые);

- лица, которые потеряли кормильца;

- люди, пострадавшие от радиации;

- лица награжденные медалями, орденами и прочими государственными наградами;

- беженцы и переселенцы.

Другим субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения:

- органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пенсии и пособия, предоставляют услуги и т. п.;

- специальные пенсионные службы отдельных министерств и ведомств (например, прокуратуры, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т. д.);

- органы здравоохранения (предоставление бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т. д.);

- органы народного образования (содержание детей, лишенных родительской опеки и попечительства, учреждения интернатского типа и т. д.)

По поручению государства это может быть и другой уполномоченный орган (например, работодатель, обязанный предоставить работнику в случае его болезни или декретного отпуска пособие либо по временной нетрудоспособности, либо по беременности и родам.

Третий критерий – условия, по которым предоставляется обеспечение. Право на предоставление государством определенного вида обеспечения для определенной группы выше перечисленных лиц возникает только при наступлении определенных обстоятельств, которые определены в законе (смерть, рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста и другое).

[ Челнокова, Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. - М.: Проспект, 2009. - 104 с. ]

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью. В зависимости от специфики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут возникать как одновременно, так и не совпадать по времени возникновения.

В частности, ребенок-инвалид до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по получению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают представители (родители, опекун или попечитель). Если физическое лицо признано недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению также участвует представитель.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения [3] , то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения. Основной целью определенного вида обеспечения является выравнивание социального положения человека с остальным обществом.

2.4. Организационно-правовые формы государственного социального обеспечения

В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем:

- социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета ;

- государственную социальную помощь.

В науке их принято называть организацонно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления .

2.4.1 Обязательное социальное страхование

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица , и другие лица, круг которых определен законом.

Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором , если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования.

Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты ЕСН и страховых взносов. Ставки ЕСН установлены ст. 241 Налогового кодекса РФ, а страховых взносов ст. 22 ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Назначение и выплата трудовых пенсий находится в ведении Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет части ЕСН, перечисляемой в виде страховых взносов в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС – индивидуальным предпринимателям , адвокатам , нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы.

Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

2.4.2. Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих государственные функции :

- государственных гражданских служащих,

- лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей,

- другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности.

Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Минобороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны , гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

2.4.3. Государственная социальная помощь

Государственная социальная помощь в последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований .

Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Рис. 1. Организационно-правовые формы социального обеспечения

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.

В основу такого деления государственной системы социального обеспечения положены формы организации социальной помощи. Однако в основу классификации видов социального обеспечения, кроме форм организации, могут быть заложены другие ее элементы:

- круг лиц, подлежащих обеспечению;

- виды обеспечения и условия их предоставления;

- органы, осуществляющие социальное обеспечение;

- разновидности социального риска;

- источники финансирования социального обеспечения и др.

Наиболее популярна в научной литературе классификация государственной системы социального обеспечения по видам социального обеспечения.

Социальное обеспечение — это организованная государством система помощи законодательно утверждённому кругу лиц, оказываемая им при наступлении определённых юридических фактов с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение характеризуется направленностью на материальное обеспечение определенной категории граждан средствами из специальных внебюджетных фондов и государственного бюджета в случае наступления признанных государством социально значимых событий.

В переводе с латинского термин «socialis» — «социальный» обозначает «общественный». Термин «обеспечить» означает предоставление субъекту всего необходимого и достаточного для его существования. Нуждающиеся лица — это люди, которые не имеют, утратили или не в состоянии приобрести собственные средства для существования, либо те, чей объем имеющихся средств, по мнению государства, недостаточен для их нормального существования.

Признаки, лежащие в основе социального обеспечения:

  • объективное осознание, вызывающее потребность в особом механизме социального обеспечения и направленное на предоставление или поддержание необходимых потребностей и условий жизнедеятельности;
  • наличие особых фондов, как источников социального обеспечения;
  • предоставление средств к существованию особыми способами;
  • наличие закрепленных правил предоставления социального обеспечения.

Право на социальное обеспечение закреплено в Основном законе —Конституции Российской Федерации.

Принципы и функции социального обеспечения

Средства, являющиеся источником финансирования, формируются посредством возложения на работодателей обязанности производить в различные внебюджетные государственные фонды отчисления, которые составляют определенный процент от заработной платы наемных работников.

Принципы социального обеспечения:

  • источники финансирования — внебюджетные фонды финансирования (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, бюджеты различных уровней);
  • законодательно определенный круг лиц, подлежащих обеспечению;
  • предоставление обеспечения по определенным условиям;
  • предоставление обеспечения с целью выравнивания социального положения людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Средства, направляемые из государственного бюджета на цели социального обеспечения, являются достоянием всего общества. Социальное обеспечение, которое осуществляется за счет общества и государства предоставляется по установленным государством правилам и нормам не для всех граждан, а для определенных категорий граждан.

Социальное обеспечение предоставляется следующим категориям граждан: семьям с детьми; ветеранам труда, войны; инвалидам; лицам пожилого возраста; беременным женщинам; лицам, потерявшим кормильца; безработным; лицам, пострадавшим от радиации; лицам, награжденным орденами, медалями, иными государственными наградами; переселенцам и беженцам.

Одним из критериев предоставления социального обеспечения по определенным условиям является наступление определенных в законе обстоятельств, таких как: рождение ребенка, достижение определенного возраста, инвалидность, смерть и другое.

Функции социального обеспечения:

  1. Экономическая функция. Направлена на замещение дохода, утраченного по причине нетрудоспособности, потери кормильца, наступления определенного возраста, возникновения неблагоприятного жизненного обстоятельства, а также на оказание финансовой помощи малоимущим. В этом случае источником финансирования являются внебюджетные государственные фонды социального страхования, созданные по территориальному принципу.
  2. Политическая функция. Направлена на поддержание социальной стабильности при выраженных различиях в материальном обеспечении граждан.
  3. Демографическая функция. Направлена на стимулирование воспроизводства народонаселения.
  4. Социально-реабилитационная функция. Позволяет нетрудоспособным гражданам и другой социально слабой группы населения чувствовать себя полноценными членами общества, так как служит восстановлению их статуса.
  5. Профилактическая функция. Направлена на возникновение и предотвращение несчастных случаев.

Система социального обеспечения в РФ

Государственная система социального обеспечения охватывает три направления:

  1. Обязательное социальное страхование. Рассматривает вопросы застрахованных лиц, работающих по гражданско-трудовому, трудовому договору, индивидуальных предпринимателей и др.
  2. Государственное обеспечение. Рассматривает вопросы, связанные с социальным обеспечением государственных служащих, военнослужащих, приравненных к ним лиц, лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф, участников ВОВ.
  3. Социальная помощь. Предоставление помощи малоимущим лицам и их семьям, инвалидам, беременным женщинам и др.

Система социального обеспечения включает Общую и Особенную части.

Общая часть содержит нормы, разграничивающие компетенции федеральных органов, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области социального обеспечения, нормы, закрепляющие права человека в сфере социального обеспечения; нормы, устанавливающие виды социальных рисков. Общая часть рассматривает субъектов права социального обеспечения, основания такого обеспечения, его виды, принципы права социального обеспечения.

Особенная часть — это нормы, регулирующие предоставление пенсий, пособий, других социальных выплат, предоставление частично платных и бесплатных социальных услуг, бесплатной медицинской помощи. Особенная часть рассматривает вопросы выплаты пенсий, пособий, компенсационных выплат, включает положения о трудовом стаже, социальном обслуживании, предоставлении медицинской помощи и иных льгот.

Выполнение основной цели социального обеспечения по выравниванию положения граждан особой категории включает в себя: оказание помощи лицам, которые определены как нуждающиеся, проведение соответствующих мероприятий, предоставление денежных средств.

Органы, ответственные за управление социальным обеспечением

В юрисдикцию органов, чья деятельность нацелена на социальное обеспечение, входит несколько основных функций. Одна из них, наиболее значимая – это управленческая функция. Она подразумевает, что управление – это неотъемлемая часть осуществления социального обеспечения, и поэтому можно выделить несколько видов деятельности, которая осуществляется органами социального обеспечения:

  1. Общее управление социальным обеспечением;
  2. Оперативное управление социальным обеспечением населения.

Так, наиболее общее управление социальным обеспечением осуществляется в нашей стране Правительством, которое берет на себя ответственность за реализацию государственной социальной политики и ее принципов, которые определяют эффективность данной сферы и позволяют ей развиваться в различные временные периоды, учитывая специфику трансформаций окружающей действительности и сфер человеческой жизни. Также Правительство отвечает за реализацию непосредственных конституционных прав граждан, которые обозначены как часть социальной защиты и системы социального обеспечения населения.

К тому же, государство как орган, который является основным в государственной системе органов социального обеспечения, берет на себя всю ответственность за охрану здоровья населения, содействие в разрешении наиболее актуальных социальных проблем, с которыми сталкиваются отдельные категории граждан, в частности семьи, матери или дети, инвалиды и старики, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Правительство руководит деятельностью федеральных министерств, способно также контролировать иные федеральные органы исполнительной власти, которые обладают полномочиями в сфере социальной защиты или социального обеспечения.

Органы государственной власти в сфере социального обеспечения также обеспечивают оперативное управление. Здесь вся ответственность преимущественно возлагается на такие органы государственной исполнительной власти, как Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации. Сюда же относятся некоторые подведомственные им организации, которые так или иначе связаны с социальной защите и нацелены на реализацию поставленных целей в социальной государственной политике в Российской Федерации.

Готовые работы на аналогичную тему

Оперативное управление также может осуществляться благодаря некоторым органам, которые представлены внебюджетными фондами. Они не являются частью государственной исполнительной власти, относятся к иному крылу системы органов государственного обеспечения, но осуществляют особый вклад в развитие данной сферы. Так, к таким органам и организациям относятся следующие:

  • Пенсионный Фонд Российской Федерации;
  • Фонд Социального Страхования граждан;
  • Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

Фонды организованы в качестве внебюджетных учреждений, которые реализуют свою деятельность в соответствии с теми целями, которые определены федеральным законодательством. Это могут быть такие цели, как обеспечение прав застрахованных граждан на социальное страхование и социальные выплаты в случаях, которые определены законодательства, и считаются опасными для жизни или здоровья гражданина и членов его семьи. К тому же, эти случаи несут риски для дальнейшей жизни индивида, ухудшают его социальное и экономическое положение. Такие ситуации вынуждают гражданина обращаться к органам, которые имеют те или иные полномочия, и могут оказать ему квалифицированную помощь в реализации его интересов и потребностей.

Задачи государственной системы органов социального обеспечения

Безусловно, органы социального обеспечения образуют особую систему, которая следует свои принципам, а также реализует различные цели. Но не стоит забывать о том, что эти органы и их системный комплекс также реализует ряд определенных задач, которые могут помочь в оценке успешности деятельности и обеспечения в целом. Таким образом, необходимо разобрать данные задачи, чтобы более углубленно осознавать значимость системы социального обеспечения.

Во-первых, задача их заключается в том, чтобы обеспечить постоянное поддержание стабильного состояния финансовой системы, а также стабильной обеспеченности пенсионного фонда и бюджета государства. Важно грамотно распределять финансы и материальные средства для того, чтобы в дальнейшем при необходимости сформировать отдельный бюджет, который будет полностью или частично перенаправляться на нужды нуждающихся категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Во-вторых, важно обеспечение прав граждан на получение своевременной адресной помощи в виде социальных выплат. Это значит, что любой индивид вправе получить юридическую консультацию со стороны специалиста в отношении того, что ему необходимо для получения помощи со стороны государственных органов социального обеспечения, и какие трудности он может испытать при обращении в органы.

В-третьих, это своевременные выплаты, которые осуществляются, как правило, в виде пенсионных выплат, пособий, а также предоставляемых государством или отдельными внебюджетными организациями льгот и субсидий. На это имеют право отдельные категории граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и нуждаются в том, чтобы получить данную помощь, поскольку сами они не в состоянии обеспечить себя в силу тех или иных жизненных обстоятельств. Та5же стоит отметить, что задачей является финансирование целевых программ в отношении пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также сюда относятся такие категории, как многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды, пенсионеры, матери-одиночки.

Таким образом, система органов всесторонне охватывает различные сферы жизни, позволяет получить достойную поддержку тем гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации, и нуждаются в разрешении подобных проблем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: