Российская федерация как правовое государство

Обновлено: 22.04.2024

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация провозглашена правовым государством.

Правовым является такое государство, которое признает принци­пы разделения властей, независимость суда, законного управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им государственным ор­ганом.

Главное в идее правового государства — связанность государ­ства правом, подчинение государства праву, защита граждан от воз­можного произвола со стороны государства и его органов. Практи­чески это означает, что государство само ограничивает себя действу­ющими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, обще­ственные объединения и граждане. Его важнейшим принципом явля­ется верховенство права.

Основным принципом формирования и существования правового государства является “принцип разделения властей”. Теорию разде­ления властей создал выдающийся французский историк и философ Ш. Монтескье (1689—1755). Ее суть: в правильно устроенном госу­дарстве должны существовать три независимые друг от друга влас­ти — исполнительная, законодательная и судебная. Соединение их в руках одного лица неизбежно ведет к злоупотреблениям, несовмести­мо с политической свободой и в конечном счете может привести к деспотизму, диктатуре.

В большинстве цивилизованных западных стран государство стро­ится на основе этого принципа, который закреплен в конституциях (Франция, Англия, Италия, Германия, США и др.). В начале века прин­цип разделения властей начал реализовываться и в России. Однако после революции 1917 г. отношение большевиков к правовому госу­дарству было резко отрицательным. Как известно, партия большеви­ков выдвинула лозунг: “Вся власть советам”. Реализация его на прак­тике привела к тому, что Советы оказались придатком партийного ап­парата, который на деле осуществлял власть в стране.

“Мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, пре­тендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государ­стве и тем более применяет понятие правового государства к советс­кому государству, то это значит, что он идет иа поводу у буржуазных юристов, это значит, что он отходит от марксистско-ленинского учения о государстве”.

Правящая элита большевиков во главе с И. Сталиным политичес­кую систему приспосабливала не к организации жизни общества на основе и в рамках закона, а главным образом к выполнению волевых решений ЦК партии и указаний высшего руководства. Правам лйч- ности не придавалось серьезного значения. Административная систе­ма широко опиралась на принуждение и страх. Человек рассматри­вался как “винтик” системы. Необоснованным репрессиям подверга­лись миллионы людей.

Неуважение к закону и злоупотребление властью были присущи и застойному времени. Управители всех уровней, в том числе из выс­ших эшелонов власти, действовали так, будто закон для них не писан. Росла преступность, очковтирательство, взяточничество, коррупция, нарушались права граждан, подавлялось инакомыслие. Падал авто­ритет суда и других государственных органов.

Начавшаяся в середине 80-х годов перестройка потребовала пре­образования тоталитарного государства, его командно-административ­ной системы в демократическое правовое государство. Необходимо отметить, что в рамках СССР работа по формированию правового государства проводилась непоследовательно, противоречиво, некомн- лексно и в конечном счете завершилась антидемократическим путчем во главе с ГКЧП.

Активная работа по формированию правового государства начала проводиться в Российской Федерации. Уже в Декларации о государ­ственном суверенитете РСФСР (12.06.1990 г.) было закреплено, что разделение законодательной, исполнительной и судебной власти яв­ляется важнейшим принципом функционирования Российской Феде­рации как правового государства.

Реализация “принципа разделения властей” состоит в том, чтобы четко разграничить сферы влияния государственных органов, опреде­лить их компетенцию и основные функции, обеспечить самостоятель­ность и относительную автономию (независимость) каждой ветви власти. По Конституции РФ этот принцип проявляется также в раз­граничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъек­тами: республиками, краями, областями, автономными округами, а также местным самоуправлением.

Законодательная власть: Федеральное Собрание (Парламент). Ее главная функция — формирование правовой основы общества и госу- 24

дарства на уровне закона. Или иначе: принятие законов, определяю­щих порядок функционирования всех государственных органов и дол­жностных лиц, предприятий и организаций, а также поведение граждан па основе принципа социальной справедливости. Вторая важная фун­кция — формирование бюджета и контроль за расходом финансов. Третья функция — формирование Правительства и контроль за его деятельностью. Компетенция законодательной власти должна ограни­чиваться реализацией названных функций.

Исполнительная власть: Президент, Правительство. Главная фун­кция этой власти — исполнительно-распорядительная деятельность по управлению всеми сферами деятельности общества, обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов граждан.^Правительство должно действовать в рамках принимаемых Федеральным Собрани­ем законов, иметь широкие полномочия и относительную самостоя­тельность в принимаемых решениях, периодически отчитываться пе­ред ним.

Судебная власть — органы правосудия. В демократическом пра­вовом государстве у суда особая роль — быть гарантом надежной защиты прав и законных интересов граждан от посягательств любых государственных органов и должностных лиц, включая Президента.

По своей природе любая власть обречена на то, чтобы командовать, ибо властвовать можно лишь над кем-то или над чем-то.

Главное при этом — пределы власти. Суд и выступает в качестве регулятора пределов власти, ограничителя беспредельных возможностей законода­теля и исполнительной власти. Именно в этом заключается главная функция и предназначение суда как самостоятельной ветви власти.

Механизм реализации судом властных полномочий на первый взгляд прост. Любой суд немыслим без процедур, а главная из них — гласная состязательность сторон. Суд обязан (без этого нет суда) выслушать в споре обе стороны. Командно-административная система всегда стре­милась управлять обществом, людьми односторонне, в приказном по­рядке, что приводило к безответственности должностных лиц. Не слу­чайно во времена расцвета сталинского террора было проведено толь­ко три открытых судебных процесса над “врагами народа”. Боялись гласности! Поэтому всех судили тайно или просто расстреливали по спискам. Так что судебная власть ио природе своей противостоит про­изволу. Сам ио себе закон — лишь свод правил. И только независи­мый авторитетный суд способен защитить законом интересы и права конкретного человека.

В Российской Федерации производится судебная реформа. Ее реализация направлена на превращение суда в третью власть, нарав­не с законодательной и исполнительной. Главный вопрос судебной реформы — реальное обеспечение принципа независимости суда, за­крепленного в Конституции РФ (ст. 167). Для его реализации уже 25

осуществлены следующие меры: введен порядок назначения судей; увеличен срок пребывания судей в должности — при нервом избра­нии на пять лет, а вторично — пожизненно; введена уголовная ответ­ственность за неуважение к суду и препятствование его деятельнос­ти; улучшена материальная обеспеченность судей и т.д.

Принцип независимости суда наглядно и убедительно демонстриру­ет Конституционный суд. Им были приняты решения о неконституци­онное™ Указа Президента об образовании Министерства безопасности и внутренних дел (отменен), порядка увольнения работников, достиг­ших пенсионного возраста по п.

1 — 1 ст. 33 КЗоТ (отменен), отменен ряд постановлений бывшего Президиума Верховного Совета РФ, как противоречащие Конституции и др. Следует отметить, что принятые меры лишь первые шаги на пути к преобразованию суда в независи­мую власть. В дальнейшем для решения этой задачи будут приняты новые законы, в которых будет закреплен правовой статус суда как независимой судебной власти.

Правовое государство — это прежде всего конституционное госу­дарство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном — конституционном уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строит­ся механизм законности в правовом государстве. “Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации” (ст. 15).

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые общественные отно­шения во всех сферах жизни регулируются законами. Всеобщие пра­вовые начала, дух права обеспечивает реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный, гарантированный правовой статус, юри­дическую защищенность.

Согласно Конституции России (ст. 19) в РФ все равны перед за­коном и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан но признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные воз­можности для их реализации.

Правовое государство обеспечивает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

вость — это реальное обеспечение прав человека. В распределительных отношениях — это соответствие между действием гражданина, его трудо­вым вкладом и оценкой их обществом. В отношениях принуждения, юри­дической ответственности справедливость также означает соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления спра­ведливость состоит в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотребления властью.

Для правового государства характерны такие регулируемые за­коном взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосно­венность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого про­извола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государ­ственной власти, а граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

В правовом государстве компетенция органов власти и управле­ния должна ограничиваться принципом “дозволено лишь то, что раз­решено законом”. Государственные органы и должностные лица на­делены властными полномочиями и выступают от имени государства, поэтому для предупреждения с их стороны произвола и беззакония они вправе совершать только такие действия, которые государство (через закон) дозволило или обязало совершить. Власть — это ис­точник опасности, и поэтому она должна четко дозироваться.

В правовом государстве действует еще один принцип, который нуждается в разъяснении. Его суть: “Разрешено все, что не запреще­но законом”. Некоторые понимают это как вседозволенность, акцен­тируя свое внимание на первой его половине “разрешено все”, забы­вая о законодательных запретах. Однако нельзя хулиганить, пьян­ствовать, воровать, нарушать трудовую дисциплину, родительские и сыновьи обязанности, обязательства имущественного характера и т.п.

Формирование правового государства связано с освобождением многих сторон жизни общества от чрезмерного вмешательства госу­дарственных органов и мелочной регламентации поведения людей. Если кому-либо разрешено делать все, что не запрещено (и запретов мало), то гражданину (предпринимателю) предоставляется право выбора вариантов поведения, возможность самореализации. Следует отметить, что такой метод правового регулирования используется в новом Российском законодательстве, в частности, в Законе о занятос­ти населения, Декларации прав и свобод человека и др.

Это правовое государство в идеале. Для его реализации потребу­ются годы и годы. Для формирования такого рода взаимоотношений

потребуются прежде всего знание и понимание гражданами своих нрав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и в общественных интересах. Жизнь и работа в условиях правового государства невозможна без знания законов, выражаю­щих интересы общества, определяющих гарантии прав и свобод граж­дан, дозволенного и запрещенного и т. д. Поэтому все законы должны быть опубликованы. “Закон подлежит официальному опубликова­нию. Неопубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы офици­ально для всеобщего сведения” (ст. 15 Конституции РФ).

Зарождение идеи о российском государстве как о правовом имеет практически тысячелетнюю историю. Но ее становление начинается только в XIX- XXвв. Весь путь развития данной идеологии был довольно сложен и тернист.

Первым шагом вступления на путь развития правового государства в начале XIX века стал переход к конституционной монархии. К сожалению, процесс продлился не долго.

Победа в октябрьской революции 1917 года положила конец развитию правового и начало создания советского государства. Идея правового государства больше не была востребована, ведь «страна советов» стремилась к власти в основе которой лежит понятие диктатуры.

После прихода к власти Сталина, в стране начинается активный рост бюрократизма, а также сосредоточение всей власти в руках одного человека. Таким образом, политический строй поменялся на административно-командную систему партийно-государственного руководства страной, а сама концепция развития правового государства канула в лету.

Для страны наступил тяжелый период. Из-за отсутствия политических и правовых институтов, балом правит беззаконие и произвол, растет число репрессий, учащаются случаи самосуда над инакомыслящими.

После полувековой анархии Россия наконец возвращается к идее организации правового государства. Одним из основных этапов стала корректировка Конституции РСФСР в начале 90х гг. Данный процесс привел к колоссальным изменениям государственных институтов, а также к должному формированию социально-экономических и политико-правовых отношений.

Помимо изменения уже имеющихся органов власти, были созданы новые. Для выполнения конституционного контроля был создан Конституционный Суд РФ, а также произошло разделение форм собственностей на государственные, частные и муниципальные. В процессе происходящих изменений были разделены и полномочия между органами государственной власти РФ и ее субъектами. Реорганизация также предполагала под собой избрание высшего должностного лица для управления государством. Таким образом, было проведено первое народное голосования для избрания Президента Российской Федерации.

Принципы правового государства

С получением нового правового положения в обновленную Конституцию РФ были вписаны и основные принципы правового государства. С этого момента Конституция Российской Федерации начала обладать высшей юридической силой на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), вместе с чем было закреплено верховенство закона.

Российское государство приобрело статус демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, о чем говориться в 1ст. Конституции РФ.

Одной из основных обязанностей государства является соблюдение прав и свобод гражданина, а также их защита. В Конституции этому посвящена целая глава, в которой прописаны и механизмы такой защиты.

Не обходят стороной и экономическую деятельность, провозглашая ее свободу и единство, а также разделяя формы собственности на государственную, частную и муниципальную.

Государственная власть также подверглась разделению на три самостоятельные ветви – исполнительную, законодательную и судебную.Разделение коснулось, в том числе полномочий и ведения органов государственной власти субъектов РФ.

Помимо этого в Конституции прописаны и другие принципы правового государства, а именно политическое, идеологическое многообразие, многопартийность и др.

Российская Федерация, как правовое государство

Но, к сожалению закрепления принципов в Конституции не достаточного для того, чтобы считать цель достигнутой. Существуют весомые различия между теорией правового государства и ее реальностью. В теории идеология правового государства говорит об общественном идеале в праве, тогда как на практике современная Россия этому не соответствует. Понятие идеала очень размыто и путь к нему довольно сложен. С этой стороны идеи правового государства можно рассмотреть как мотивацию к движению вперед, они толкают отношения государства и личности к улучшению и созданию необходимого правового порядка и законности.

Для того, чтобы создать правовое государство, необходимо реформирование всей структуры государственной власти. А точнее довести до ума законодательство, чтобы получить качественное и эффективное право и искоренить неуважение к нему. Необходимо раскрыть социальную ценность права в жизни общества, а также повысить значение суда.

На пути к образованию правового государства необходимо преодолеть ряд трудностей, одной из которых является правовой нигилизм. Ведь суть демократического государства состоит не только в высоком уровне развития политической и правовой культуры, но и в соблюдении Конституции РФ, а также законов всеми членами общества, в том числе и должностными лицами государственной власти.

Формирование правового государства в России, как и в любой другой стране также зависит от развития экономики. В этом случае весь упор идет на средний класс. Владея частной собственностью и высоким уровнем материального достатка, он заинтересован в сохранении существующего порядка, гораздо больше, чем пролетарий, которому в принципе нечего терять. Таким образом, преобладание среднего класса ведет к уверенному сохранению принципов правового государства.

Правовое государство в России провозглашает ст. 1 Конституции.

Российская Федерация — правовое государство, признающее верховенство права и законодательных актов в жизни государства и общества.

Конституционные положения 15 статьи рассматривают обязанность соблюдения положений Конституции РФ для органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, объединений нескольких лиц и др.

Россия как правовое государство устанавливает в качестве верховного акта в системе права Конституцию РФ. Этот документ обладает высшей правовой и юридической силой, прямым действием. Ее использование предусмотрено для всей территории нашего государства. Никакой Закон или правовой акт не должен вступать в противоречие с Конституцией, а любой акт, издаваемый в нашей стране и ее субъектах, должен соответствовать ее идеям и принципам.

Та же 15 статья рассматривает обязанность соблюдения законами всеми субъектами, которые были перечислены выше. В состав актов, которые должны вступать в соответствие с законами, включены правительственные и президентские нормативно-правовые акты, акты, выпускаемые ведомствами, министерствами, агентствами палаты Федерального Собрания, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления и др.

Равенство и правовая осведомленность в правовом государстве

Важнейшим показателем правового государства может являться равенство любого субъекта в отношении закона.

Российская Федерация — федеративное и демократическое государство, дающее гарантию равенства человеческих и гражданских прав и свобод. Это не должно зависеть от полового и расового признака, языка и национальности, имущественного и должностного положения, происхождения и места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям в обществе и др.

В нашей стране под запретом находятся все формы ограничений прав граждан, которые могут проявляться в соответствии с социальными, расовыми, национальными, языковыми или религиозными признаками принадлежности. Лица любого пола обладают одинаковыми свободами и правами, имеют равные возможности в процессе их реализации.

Россия, как и любая другая правовая страна, обеспечивает правовую осведомленность граждан и прочих субъектов правовых отношений, что касается действующего законодательства.

Значение Законов в правовом государстве

РФ — правовое государство, которое проявляет специальную заботу, определяющую формирование развитого правосознания.

В нашем государстве любой Закон подлежит официальной публикации, запрещено использование неопубликованных законов. Одно из важнейших конституционных требований состоит в положении, которое устанавливает, что нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, не должны использоваться, если не произошла их публикация и они не были доведены до общего сведения.

Россия является полноправным участником международного сообщества, признавая составным элементом своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры государства. Конституция устанавливает положение, что если международный договор содержит другие правила, чем предусмотренные законом РФ, то необходимо применять правила международного договора.

Непременным аспектом правового государства является признание норм международного права. Наша страна на достаточно высоком уровне произвела интеграцию собственного законодательства и международно-правовой системы.

Характерная черта современного государства представляет собой существование целостной системы законов, которые, в первую очередь, касаются наиболее важных сфер государственной и общественной жизни.

Для совершенствования и последующего развития Конституции РФ постоянно происходит принятие специальных законов, которые посвящены определенному типу или носителю публичной власти.

Верховное значение закона не значит, что он всесилен, поскольку правовое государство всегда совершенствует законодательство под меняющиеся условия.

Россия как правовое государство. Как уже отмечалось, речь, по сути дела, идет о процессе становления РФ как правового государства, ибо многие предпосылки для утверждения в будущем в России право­вой государственности (развитая рыночная экономика, гражданское общество, высокая общая и политико-правовая культура населения и др.) еще должны быть созданы. Но и сегодня нельзя не видеть в РФ ряд очень важных признаков правового государства: а) конституцион­ное закрепление и гарантирование в соответствии с международными стандартами широких основных прав и свобод человека и гражданина, признание их приоритета и высшей ценности (ст. 2, 17—64 и др. Кон­ституции РФ), хотя в обеспечении их практической реализации пред­стоит еще пройти немалый путь; б) разработка новой, демократической Конституции РФ 1993 г., признание и обеспечение ее верховенства (ч. 1 ст. 15), первые серьезные шаги по демократическому обновлению законодательства и созданию развитой, правовой системы; в) призна­ние верховенства права и необходимости подчинения ему любых форм государственной деятельности и обеспечения ее законности (ч. 2 и 3 ст. 15); г) признание включенности общепризнанных принципов и норм международного права в национальную систему права и приори­тета правил, установленных международными договорами РФ, перед правилами, установленными законом (ч. 4 ст. 15); д) конституционное закрепление независимости судов и их подчинения только Конститу­ции РФ и федеральному закону (ст. 10, 120—122, 124 и др.) как главно­го механизма гарантирования прав и свобод, обеспечения законности. Обо всем этом частично уже шла речь выше, прежде всего в § 5 гл. 3 и в § 6 гл. 4, а также будет еще сказано в дальнейшем (например, в гл. 13).

20) Российская Федерация как светское государство
В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкии с той или иной степенью последовательности установлен в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

Правовое государство - это государство, в котором господствуют конституция и закон. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Понятие правового государства……………………………………….. 4
2. Признаки правового государства……………………………………… 6
3. Построение правового государства в России…………………………. 8
4. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности……………………………….
9
5. Проблемы и перспективы становления правового государства в России……………………………………………………………………….
11
Заключение………………………………………………………………. 20
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.doc

по дисциплине «Политология»

Введение………………………………………………………… …………. 3
1. Понятие правового государства……………………… ……………….. 4
2. Признаки правового государства……………………… ……………… 6
3. Построение правового государства в России…………………………. 8
4. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности………………………………. ..
9
5. Проблемы и перспективы становления правового государства в России………………………… …………………………………………….
11
Заключение…………………………………………………… …………. 20
Список используемой литературы 21

Правовое государство - это государство, в котором господствуют конституция и закон. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Проблема правового государства имеет глубокие исторические корни. На протяжении целого ряда поколений конца XVIII и середины XIV века корифеи отечественной мысли М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, А.И.Герцен поднимали вопрос о реорганизации Российского общества. Первые практические шаги в этом направлении были предприняты во время правления Александра II : 1861 г. отмена крепостного права; 1864 г. начало судебной реформы, результатом которого стало более независимое судопроизводство. Революционные события 1905 года дали толчок реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы. В это время отечественные правоведы Н.М.Коркумов, Г.Ф.Шершеневич, С.А.Котлеровский, обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали более современную концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Теория правового государства занимает достойное место среди достижений человеческой цивилизации, потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол.

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политикоправовые идеи и институты Древней Греции и Рима.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIIIXIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Термин "правовое государство" ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития. Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

2. Признаки правового государства.

В качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- принцип разделения властей;

- реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития;

- взаимная ответственность государства и личности.

Рассмотрим вышеперечисленные черты правового государства подробнее.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не "совершенствовать", не "поправлять", не "изменять" закон.

Основной закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

2. Принцип разделения властей

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Равновесие властей поддерживается специальными организационно- правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность "невмешательства" государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Его реальное проявление охватывается формулой: "Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", и наоборот: "Все, что не дозволено власти, ей запрещено".

4. Взаимная ответственность государства и личности.

Отношения между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

- ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутатов);

- ответственность правительства перед представительными органами;

-дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

3. Построение правового государства в России

Без органического согласования власти, свободы, закона и общей цели правовое государство построить невозможно. Так или иначе, об этом знали и помнили там, где правовое государство в той или иной степени построено, будь то Великобритания или США, Германия или Япония. В этих странах осуществлён принцип господства права и, таким образом, выстроены прочные правовые пирамиды жизни общества и государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: