Ролкеры это суда предназначенные

Обновлено: 28.03.2024


Ролкер, или Ро-ро (от англ. roll on - roll off, рус. «закатывать-выкатывать») — разновидность судна-контейнеровоза, рассчитанного на горизонтальную обработку грузов без помощи портального оборудования. Ролкеры широко применяются для морской перевозки автомобилей и другой колёсной техники, способной заехать на грузовую палубу с причала самостоятельно.

Содержание

Особенности конструкции ролкеров

В принципе ролкеры подобны обычному парому: грузы попадают на судно и выгружаются с него по аппарели, опускаемой на причал. Распределение грузов на грузовых палубах также осуществляется за счёт перекатки своим ходом или на колёсных тележках, без участия кранового оборудования - для этого все грузовые палубы связаны между собой наклонными плоскостями (пандусами). Аппарели размещают в носу, по борту или в корме судна; наибольшее распространение получили угловые аппарели в корме. Как правило, современные ролкеры оборудованы подруливающими устройствами для точного подхода к причалу.

Преимуществом ролкеров перед грузовыми судами традиционной конструкции является значительно большая скорость грузообоработки в портах.

Особенности конструкции ролкеров позволяют использовать их в военное время в качестве войсковых транспортов для танков и колёсной техники, а также как вспомогательные авианосцы для СВВП и вертолётов.

История ролкеров



Разгрузка советского ролкера «Капитан Мезенцев» в одесском порту: аппарель опущена на причал, по ней из трюма выезжают погрузчики с грузами на прицепах

Первым судном для горизонтальной обработки грузов стал построенный в 1957 году в Британии паром «Бардик Ферри», на котором были предусмотрены 800-метровые дорожки для размещения колёсных грузов. Уже в 1958 году вступило в строй первое океанское судно такого типа - американский ролкер Comet. Это судно при водоизмещении в 16100 тонн несло одну кормовую аппарель и два грузовых порта по бортам. Угловую аппарель (расположенную в корме под углом к диаметральной плоскости судна) впервые получил японский контейнеровоз «Хокю Мару» дедвейтом в 2300 тонн, построенный в 1969 году.


Ро́лкер (от англ. roll — катить; американское обозначение RORO или ro-ro от Roll-on/roll-off ) — судно для перевозки грузов на колесной базе: автомобили, грузовой транспорт, ж/д вагоны. Принципиальное отличие данного вида судов заключается в горизонтальной загрузке (как правило, с кормы судна) через откидывающийся нос или корму, которая называется «аппарель».

Содержание

Различные типы судов включают паромы, грузовые суда и баржи. Большинство новых автомобилей перевозятся на больших судах типа RORO.

В отличие от судов в других областях перевозок, где количество перевозимого груза измеряется, как правило, в тоннах, на судах RORO этот показатель рассчитывается в метрах длины.

Вариации

  • ROPAX — суда, способные принимать кроме грузов значительное количество пассажиров. Часто имеют гараж.
  • ConRO — гибрид контейнеровоза и RORO. На внутренних палубах перевозят автомобили, а на верхней — ISO-контейнеры.
  • RoLo ( roll-on/lift-off ) — часть грузов доступна через аппарель, а остальные разгружаются при помощи крана.

Катастрофы

В 1980—1990-е годы произошла серия морских катастроф грузо-пассажирских паромов типа «ро-ро» (в т.ч. в Балтийском море). Наиболее частой причиной таких катастроф было то, что в шторм ударами волн повреждались въездные или выездные ворота, из-за чего нарушалась их герметичность, и в трюм судна начинала поступать вода. Когда вода накапливалась, паром тонул настолько быстро, что спастись, как правило, удавалось только пассажирам из кают верхних палуб.

Для решения проблемы катастроф на многих таких паромах были заварены одни из ворот. Так что, если раньше автомобили в порту отправления въезжали через одни ворота, а в порту прибытия выезжали через другие, то теперь въезд и выезд производились только через одни ворота. [1]

Прочее

Одно из судов типа «ролкер», получившее широкую международную известность — теплоход «Фаина», захваченный сомалийскими пиратами в сентябре 2008 года.

Примечания

  1. Белоусов, Роман, «Тайны морских катастроф: Исторические очерки». — М.: "Издательство АСТ", 1997, серия Занимательная история; ISBN 5-7390-0127-7, 5-7841-0176-5

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ролкер" в других словарях:

Ролкер — морское судно для перевозки больших и крупных партий грузов в контейнерах или пакетах. Погрузка и выгрузка на Р. производятся без применения подъемных кранов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

РОЛКЕР — (от англ. roll катить) теплоход для перевозки контейнеров, леса, проката металлов, автомобилей и др. грузов с горизонтальным способом погрузки выгрузки (напр., через откидывающуюся корму) … Большой Энциклопедический словарь

ролкер — сущ., кол во синонимов: 2 • судно (401) • теплоход (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ролкер — См. Ро ро EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

ролкер — а; м. [англ. rollker] Грузовое судно, на которое можно самостоятельно въезжать и съезжать на сухопутных транспортных средствах; ро ро. У причала швартуется р. Палубы ролкера. Автомашина заезжает сразу в трюм ролкера. * * * ролкер (от англ. roll … … Энциклопедический словарь

РОЛКЕР — ро ро (от англ. roll on roll off вкатывай выкатывай), судно с горизонтальной грузообработкой, судно для перевозки грузовых автомобилей, трейлеров и другой колёсной техники, а также любых штучных грузов (контейнеров, пакетов), погрузка и выгрузка… … Большой энциклопедический политехнический словарь

ролкер — р олкер, а … Русский орфографический словарь

РОЛКЕР — судно для перевозки укрупненных партий грузов, размещенных в автоприцепах, контейнерах, пакетах. При этом погрузка и выгрузка осуществляется горизонтальным способом (без применения подъемных кранов), методом наката по специальным рампам через… … Большой экономический словарь

ролкер — а, ч. Судно для перевезення вантажів з горизонтальним (безкрановим) способом навантаження і розвантаження; ро ро (у 2 знач.) … Український тлумачний словник

ролкер — а; м. (англ. rollker) Грузовое судно, на которое можно самостоятельно въезжать и съезжать на сухопутных транспортных средствах; ро ро. У причала швартуется ро/лкер. Палубы ролкера. Автомашина заезжает сразу в трюм ролкера … Словарь многих выражений

60–70-е годы XX века в мировом судостроении были отмечены появлением в торговых флотах новых типов специализированных судов. Разнообразие типов увеличивалось. Среди новинок были корабли с горизонтальной грузообработкой. Всё большую популярность приобретали контейнерные перевозки. ЧСЗ, кроме тяжелых авианесущих крейсеров, строил корабли для нужд народного хозяйства. Среди них такие уникальные суда, как газотурбоходы типа «Капитан Смирнов».

Черноморский судостроительный завод: ролкеры проекта «Атлантика»

Зарождение контейнерных перевозок

Считается, что возникновение компактного и удобного способа транспортировки различных грузов при помощи контейнеров принадлежит американскому бизнесмену Малкому Маклину. Родившись в 1913 году, этот человек в начале своей карьеры работал водителем грузовика в компании «McLean Trucing», где упомянутый грузовик являлся единственным транспортным средством. В 1937 г. Маклину пришла в голову идея о возможности погрузки и выгрузки с корабля автомобиля с его грузом или прицепом. Позже эта идея выкристаллизовалась в транспортировку морем грузового прицепа-трейлера, который можно было отцепить от тягача.

В середине 50-х гг., когда компания «McLean Trucing» стала крупнейшим автоперевозчиком в США, Малком Маклин, сам уже состоятельный человек, основывает собственную компанию. Бизнесмен приобрел для своих целей судоходную компанию и два бывших флотских танкера, построенных в годы Второй мировой войны.

В компании Маклина, называющейся теперь «Mclean Industries Inc», работал талантливый инженер Кит Тантлингер. Обсудив с ним новую концепцию грузоперевозок, бизнесмен поручил ему разработать металлический контейнер для перевозки грузов длинной 35 футов (10,6 м). Этот контейнер должен был быть универсальным и перевозиться как на корабле, так и на автотрейлере. Кит Тантлингер блестяще справился с поставленной задачей. Он не только воплотил в металле идеи Маклина, но и усовершенствовал их. Всего инженер запатентовал более 70 изобретений, связанных с контейнерами.

На переоборудование танкеров в грузовые суда ушло около трех месяцев, и в апреле 1956 г. один из них совершил рейс из штата Нью-Джерси в Техас. На борту «Идеала X» находилось 58 контейнеров и более сотни чиновников, представителей других фирм-перевозчиков и менеджеров. Новый способ был одобрен, принят и стал стремительно набирать популярность – в первую очередь из-за очевидной экономической выгоды. Расходы на погрузку-разгрузку снижались на порядок. Значительно сокращались трудозатраты и время простоя судна.

Уже в следующем 1957 году «Гетевэй Сити» – первое судно, специализированное для перевозок контейнеров, – начало ходить между Флоридой и Техасом. 4 октября 1957 г. оно доставило первые 226 контейнеров. Рост контейнерных перевозок постепенно набирал обороты: в 1958 году судно «Фаирлэнд» вышло на линию Пуэрто-Рико – порты США.

Бизнес господина Маклина процветал – его компания постепенно обрастала новыми отделениями, дочерними предприятиями и поглощенными фирмами. К концу 60-х годов флот компании насчитывал почти 40 судов-контейнеровозов. Это позволило Маклину и его ведущим менеджерам заказать у судостроительных корпораций 5 больших и быстроходных контейнеровозов для быстрой перевозки грузов на дальние расстояния.

Советские ролкеры-газотурбоходы

Советский Союз, располагающий одним из самых больших торговых флотов в мире, разумеется, был заинтересован в строительстве таких судов для грузоперевозок. В начале 1970-х гг. Николаевское Центральное конструкторское бюро «Черноморсудопроект» получило задание на проектирование большого контейнеровоза с горизонтальной грузообработкой. В 1974 г. этот проект, разрабатываемый под руководством главного конструктора В. К. Ивженко, был создан и получил название «Атлантика».

Итогом работы конструкторов и проектантов стало четырехпалубное двухвинтовое судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройкой над ним. Носовая оконечность – бульбообразная для улучшения гидродинамических характеристик. На транцевой корме находилась угловая грузовая рампа. Перспективный контейнеровоз имел водоизмещение 36 тыс. тонн, дедвейт 20 тыс. тонн и был способен перевезти 1231 контейнер. Длина корабля 227,3 метра, ширина – 30 м, осадка – 9,87 м. Высота надводного борта 21 метр. Дальность плавания оставляла 22 тыс. миль при скорости 25 узлов.


Главной особенностью контейнеровозов проекта «Атлантика» являлась их энергетическая установка. Предполагалось оснастить их двумя (по одному на каждый винт) газотурбинными агрегатами «М25» мощностью по 25 тыс. л. с. каждый. Такое техническое решение было изначально заложено в проект: оснастить контейнеровозы мощными двигателями для достижения высокой скорости, сохраняя при этом возможность работы на тяжелых, и следовательно дешевых сортах топлива.

Проектированием энергетической установки для проекта 1609 «Атлантика» занималось расположенное тут же в Николаеве Научно-производственное предприятие «Машпроект», а изготавливались агрегаты на николаевском Южном турбинном заводе «Заря». Предусматривалось дистанционно-автоматизированное управление энергетической установкой из навигационной рубки управления.

Следует заметить, что контейнеровозы проекта «Атлантика» были не первыми газотурбоходами на Черном море. Еще в декабре 1968 г. Херсонский судостроительный завод передал Черноморскому морскому пароходству первый в советском торговом флоте отечественный газотурбоход «Парижская Коммуна». Судно во многом являлось экспериментальным для изучения возможностей газотурбинной установки. «Парижская Коммуна» относилась к судам типа «Ленинский Комсомол», разработанного николаевским «Черноморсудопроектом». Его водоизмещение достигало 22 тыс. тонн, а мощность двигателя составляла 13 тыс. л. с.


Экспериментальная газотурбинная установка ГТУ-20 являлась детищем Кировского завода в Ленинграде. Для достижения лучших скоростных характеристик было решено установить ГТУ-20 на судно с наиболее подходящими обводами корпуса. Выбор пал на сухогруз «Парижская Коммуна». Кроме того, судно впервые в советском торговом флоте было оснащено винтом регулированного шага. «Парижская Коммуна» успешно эксплуатировалась в составе Черноморского пароходства вплоть до сдачи на слом в 1991 году. В качестве питания для ГТУ-2 использовалось дизельное топливо, расход которого оказался повышенным. Поскольку газотурбинный агрегат был изготовлен в Ленинграде в единственном экземпляре, то судно испытывало некоторые трудности с запчастями, которые Кировскому заводу приходилось изготавливать поштучно.

Серийные контейнеровозы решили строить на Черноморском судостроительном заводе. Дополнительным удобным фактором являлось наличие в Николаеве предприятия-изготовителя энергетических установок – ЮТЗ.

5 ноября 1975 года головной контейнеровоз «Капитан Смирнов» был заложен на Черноморском заводе. Как и тяжелые авианесущие крейсера, строящиеся на соседнем нулевом стапеле, корабли типа «Атлантика» являлись сложными и принципиально новыми. Листовой металл для них обрабатывался на машинах «Кристалл» с программным управлением, широко использовались предстапельные площадки для формирования крупногабаритных секций корпуса.


29 июля 1977 г. «Капитан Смирнов» был в торжественной обстановке спущен на воду. Он получил свое название в честь капитана Александра Петровича Смирнова, одного из заслуженных капитанов Балтийского пароходства. В 1941 году, во время знаменитого Таллинского перехода, капитан Смирнов, которому шел уже 67-й год, командовал судном «Иван Папанин». Он погиб от разрыва немецкой авиабомбы на мостике.

Сразу же после спуска «Капитана Смирнова» произошла закладка следующего контейнеровоза – «Капитана Мезенцева». Этот корабль сошел на воду 2 марта 1979 года. Второй корабль серии строился заметно быстрее головного: достройка «Мезенцева» заняла всего 7 месяцев (у «Капитана Смирнова» этот показатель равнялся 17 месяцам), и в конце декабря он был передан заказчику. «Капитан Смирнов» был введен в эксплуатацию в том же 1979 году.

Третий контейнеровоз «Инженер Ермошкин» заложили в марте 1979-го, а спустили 19 апреля 1980 года. Технология строительства судов совершенствовалась: стапельный период постройки «Ермошкина» был на 5 месяцев короче, чем у «Мезенцева». В конце 1980 года его сдали заказчику.


Закладка четвертого контейнеровоза состоялась несколько позже – 1 июля 1983 года. Свое название «Владимир Васляев» он получил в честь первого секретаря николаевского обкома, преподавателя НКИ, участника Великой Отечественной войны Владимира Александровича Васляева. Этот человек, более 9 лет занимавший ответственный пост, много сделал для развития Николаева как города и центра кораблестроения. 5 декабря 1986 года контейнеровоз «Владимир Васляев» был спущен на воду, а к лету 1987-го – достроен.


Все четыре контейнеровоза вошли в состав Черноморского морского пароходства. Их планировалось использовать на дальние рейсы – в Японию и другие государства Восточной Азии. «Капитан Смирнов» после вступления в строй был поставлен на линию Черное море – Вьетнам. За 50 суток он посещал 16 портов. Другие контейнеровозы ходили в Йокогаму, Нагасаки, Владивосток и другие порты.


Корабли вобрали в себя много передовых технологий тех лет. Для удобства швартовки они были оборудованы девятью электрическими автоматическими лебедками. Предусматривалась дистанционная отдача якорей из ходовой рубки. Для маневрирования в акватории порта контейнеровозы были оборудованы специальными подруливающими устройствами. Суда могли перевозить генеральные грузы, колесную технику и контейнеры международного стандарта. Для погрузочно-разгрузочных операций на борту имелось 14–15 высокоманевренных автопогрузчиков производства финской фирмы «Валмет».

Корабли проекта «Атлантика» при всей своей рентабельности отличались большим потреблением топлива на больших скоростях, и борьба за повышение экономических характеристик продолжалась на протяжении всего периода эксплуатации этих контейнеровозов. Был выработан оптимальный режим работы двух газотурбинных турбозубчатых агрегатов: в работе находился газотурбинный двигатель и теплоутилизирующий котел одного борта и паровая турбина другого борта. Подобное решение позволяло поддерживать ход в 19–20 узлов и снизить расход топлива на 25%.

Корабли типа «Капитан Смирнов» успешно справлялись со своими задачами, однако в 1991 году страна, которая создавала их для народного хозяйства, перестала существовать. На всем пространстве бывшего Советского Союза новые власти и сочувствующие начали с азартом делить доставшееся им колоссальное имущество, созидаемое десятилетиями. Некогда огромное Черноморское морское пароходство стремительно разграблялось. Не избежали печальной участи и контейнеровозы, применения которым в новых экономических условиях не нашлось.


В конце 1990-х гг. корабли были проданы по цене металлолома. «Владимир Васляев» ушел за 5 млн. долларов. В начале 2000-х « Капитан Смирнов», «Инженер Ермошкин» и «Капитан Мезенцев» были утилизированы в Индии. Иная судьба ждала контейнеровоз «Владимир Васляев». Новый, в сущности, контейнеровоз заприметило командование военно-морских сил США и приобрело его для своих нужд. Корабль подвергся ремонту и модернизации. В него была врезана дополнительная 36-метровая секция – водоизмещение возросло до 50 тыс. тонн. На палубе установлены дополнительные 60-тонные краны. Корабельная электросеть заменена на американскую – с частотой 60 Гц. В результате переделок скорость снизилась до 20 узлов. Под новым названием «Лэнс-капрал Рой Вит» бывший советский контейнеровоз, а теперь войсковой транспорт Сил Быстрого Реагирования, вступил в состав флота США.

Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США

Давно существует проект, связанный с арендой Ан-124 для нужд НАТО. С 2002 года компания «Волга-Днепр» оказывает услуги по перевозке международных грузов в Афганистан, используя самолеты Ил-76 и Ан-124 «Руслан». В 2006 году командование НАТО заключило договор об аренде шести «Русланов» - трех российских («Волга-Днепр») и трех украинских («Авиалинии Антонова»). После авиакатастрофы в Лашкаргахе в 2006 году стало известно об использовании самолетов Ан-26 в составе подразделений по обеспечению спецопераций ВВС США.
Успех бывшей советской техники закономерен, и подтверждением этому служит наша следующая история.

Что необычного может быть в корабле «Младший капрал Рой Вит»? Всего лишь один из двенадцати ролкеров, принадлежащих Командованию морских перевозок (Military Sealift Command). Как и остальные транспортные корабли ВМС США, большой изящный ролкер-контейнеровоз используется для снабжения американских войск по всему миру. Но главный секрет газотурбинного ролкера USNS LCPL ROY M. WHEAT в том, что изначально это был «Владимир Васляев» - краса и гордость Черноморского морского пароходства.

Он ходил в Игарку, в Рио, в Нагасаки…

В 1979 году в г. Николаеве был спущен на воду уникальный газотурбоход «Капитан Смирнов» - головной корабль проекта 1609 «Атлантика». В течение следующего года со стапелей сошли однотипные «Капитан Мезенцев» и «Инженер Ермошкин». Последним в серии газотурбоходов пр. 1609 стал «Владимир Васляев», 1987 год.

Четыре крупнотоннажных ролкера (англ. roll - катить) предназначались для перевозки грузов на колесной базе (автомобилей, грузовиков, спецтехники и т.д.), а при желании могли быть использованы как контейнеровозы. Технику загоняли на палубу своим ходом – для этого в кормовой части была предусмотрена широкая аппарель (откидывающаяся часть кормы). Три горизонтальных грузовых отсека имели вместимостью 54313 куб. м. Груз располагался на 4-х палубах и на втором дне. Для перемещения грузов внутри судна на борту ролкеров имелись 14 автопогрузчиков производства фирмы "Валмет" (Финляндия) и стационарные внутренние рампы с наклоном 7°, ведущие с одной палубы на другую.



Но главной особенностью газотурбоходов типа «Капитан Смирнов» была высокая скорость хода, невиданная прежде для гражданских судов – на полном ходу огромный ролкер водоизмещением 36 тыс. тонн с легкостью развивал 25 узлов. Судно «Капитан Смирнов» работало на линии Черное море — Вьетнам и за 50 суток посещало 16 портов.

Газотурбоход, как следует из его названия, приводится в движение не обычными экономичными дизелями, а мощными газовыми турбинами. Силовая установка «Капитана Смирнова» выдавала на валу 50 тыс. л. с. Столь неожиданный выбор типа силовой установки для ролкера вызывает некоторые сомнения насчет назначения судна. Дело в том, что газовая турбина, при прочих равных условиях, уступает дизелю по экономичности, а скорость 25-26 узлов для коммерческого судна явно избыточна. Для сравнения: современный контейнеровоз наивысшего ледового класса «Норильский никель» (29 тыс. тонн, построен в 2006 году) приводится в движение винторулевой колонкой типа «Azipod» мощностью около 18 тыс. л. с.

Действительно, «Капитан Смирнов» никогда не ходил на полном ходу – главные газотурбинные агрегаты в основной эксплуатации работали в «перекрестном режиме», при котором в работе находился ГТД и теплоутилизационный котел одного борта и паровая турбина другого борта. Это позволило несколько снизить расход топлива, скорость «уменьшалась» до 19—20 узлов, а расход топлива на милю составлял 210 кг.

Странная конструкция ролкера означает следующее: «Капитан Смирнов» создавался как военный корабль! Поясню свою мысль: ролкер имел двойное назначение – в случае необходимости «мирный советский транспорт» мог быть в кратчайшие сроки переоборудован в быстроходный транспорт снабжения. Да и не могло быть по-другому в СССР, если даже диаметр сигарет и макарон соответствовал калибру боеприпасов.

Быстроходный транспорт снабжения - отличное средство для ведения боевых действий на чужих берегах. Через несколько дней после получения приказа «Капитан Смирнов» опустил бы свою кормовую рампу на причал в порту Тартуса, и с нее под ласковым средиземноморским солнцем на берег бы съехала сотня-другая БТРов с броней, густо покрытой десантниками. Быстроходные ролкеры могут быть с успехом применены для доставки важнейших грузов – на берег вместо БТРов могут съехать, например, несколько дивизионов С-300.


Еще одно подтверждение моих выводов о военном предназначении корабля: нереализованный проект противолодочного вертолетоносца пр. 10200 «Халзан» создавался на основе «гражданского» ролкера «Капитан Смирнов»!

Было ли это эффективным решением: вместо настоящих военных и коммерческих кораблей строить гибриды двойного назначения? Как известно, универсальное средство всегда уступает специализированному, а стандарты военного кораблестроения плохо отражаются на характеристиках коммерческих судов. Тем не менее, ролкеры честно работали в Балтийском и Черноморском морском пароходствах и даже оставались рентабельными благодаря смекалке судовых «рационализаторов», вроде «перекрестного режима» работы ГЭУ. За 12 лет эксплуатации экипаж «Капитана Смирнова» внедрил 100 рацпредложений, что само по себе настораживает. В итоге корабль все более приобретал черты обычного коммерческого судна.

Что касается возможного вопроса о переоборудовании ролкеров типа «Капитан Смирнов» в эрзац-авианосец (вертолетоносец), то это, скорее всего, фантастика. Для базирования авиации на палубе потребуется кардинальная перестройка судна. Где хранить авиатопливо? Где разместить несколько сотен человек личного состава (стандартный экипаж ролкера – 55 чел.)? Несколько месяцев нахождения на верхней палубе прикончит вертолеты – авианосцам обязательно требуется ангар. Монтировать какие-либо съемные конструкции на полетной палубе? – проще заменить испорченную авиатехнику. Обустраивать подпалубный ангар? Скорее всего, вертолет не войдет по высоте – придется резать все судно. Плюс стоимость одного-двух подъемников. И неужели кто-либо отправит абсолютно незащищенное судно в зону возможных боевых действий? Потребуется установка нескольких систем самообороны, замена РЛС и электроники. В итоге у нас получается весьма дорогой гибрид с урезанными характеристиками.

Новая жизнь


После развала СССР все четыре ролкера достались Украине и были приватизированы. Не зная как распорядиться честно нажитым имуществом, их владельцы продали четыре огромных красавца фирмам Global Container Lines и Marianna Shipbuilding Ltd. В 2001-2002 годах три из них оказались на свалке металлолома в Индии. Оставшийся «Владимир Васляев» пополнил ряды ВМС США.

Американцы провели коренную модернизацию корабля: корпус корабля разобрали и удлинили, вставив дополнительную секцию. Полное водоизмещение ролкера увеличилось до 50 тысяч тонн. Была заменена судовая электростанция – американское оборудование рассчитано на частоту тока 60 Гц. В остальном конструкция ролкера не изменилась – его уникальная силовая установка осталась прежней. Даже с увеличенным в 1,5 раза водоизмещением USNS LCPL ROY M. WHEAT сейчас способен развивать 20 узлов. С внедрением большей автоматизации экипаж ролкера уменьшился до 29 человек.

Благодаря своим уникальным характеристикам бывший советский корабль был отобран среди других 30 кораблей в группу сил быстрого реагирования – элитное подразделение Командования морских перевозок.
Что можно сказать в заключение? У адмиралов ВМС США отличный вкус – среди тысяч кораблей брошенного на произвол советского флота они смогли выбрать для себя самое ценное.


Флаг незалежной Украины? Нет, это всего лишь символ группы быстрого реагирования. Форма моряков окончательно развеяла всякие сомнения

Примечание:
Автор имеет некоторые сомнения, насчет успешной разгрузки ролкера типа "Капитан Смирнов" в порту Тартуса. Например, авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" во время визита в 2012 г. не смог пришвартоваться из-за своих колоссальных размеров и стоял на рейде.


Ролкеры — суда для морской перевозки грузов, использующие горизонтальный способ погрузки–выгрузки.

Основные типы таких судов:

  • тип «ро-ро» — только горизонтальный способ погрузки: накатная техника, грузы на европаллетах;
  • тип «ло-ро» — смешанный тип погрузки: горизонтальный и вертикальный (с помощью крана).

Увеличение объемов международных морских перевозок и унификация самих генеральных грузов повлекли за собой необходимость в новых технологиях перегрузки и соответственно, новых судов для этих целей. Это специальные суда ролкеры, с горизонтальным способом погрузки ро-ро (англ. roll on - roll off — вкатывай - выкатывай). Они предназначены для перевозки автомобилей, другой колесной техники, ролл–трейлеров, контейнеров на полуприцепах или площадках, а также грузов на поддонах или европаллетах, которые завозятся на грузовые палубы ролкера вилочными погрузчиками. По конструктивным особенностям, целевым назначениям, районам плавания и видам перевозимых грузов, ролкеры можно условно разделить на следующие виды судов:

  • грузовые ролкеры;
  • автомобильно-пассажирские и железнодорожные паромы, перевозящие грузовые вагоны, учавствующие в железнодорожной перевозке грузов;
  • автомобилевозы;
  • комбинированные и многоцелевые суда.


Суда ролкеры используются как в линейном, так и в трамповом судоходстве. Очень распространены при морских перевозках в Европе, но могут с успехом использоваться при перевозке грузов на трансокеанских линиях, например из Европы в Америку или Азию.

Сами ролкеры получили свое применение в годы второй мировой войны в десантных операциях. Одно из основных преимуществ накатной технологии — это возможность использования для грузовых операций практически любые причалы и порты. Широкое применение в перевозке грузов эти суда получили в 60-х годах прошлого столетия.

Первый специализированный грузовой ролкер начал эксплуатироваться датской компанией «ДФДС» в конце 60-х годов. Появление таких специализированных судов вызвало достаточно большое недоверие многих известных судовладельческих компаний, осуществляющих морские перевозки. В первую очередь это было вызвано высокой стоимостью строительства таких судов. Но способность организации погрузки – выгрузки практически на любых причалах, с дальнейшей автомобильной перевозкой грузов, быстро выдвинуло ролкеры на передовые позиции в международных морских перевозках.

Погрузка и разгрузка ролкеров осуществляется при помощи грузовой рампы, соединяющей борт судна с причалом. Существуют кормовые, носовые и бортовые рампы. Наиболее часто применяются кормовые пампы, которые бывают двух видов: прямая или угловая. Угловая более универсальна, т.к. позволяет судну швартоваться и производить разгрузку у любого причала, тогда как прямая рампа может обеспечить погрузку – выгрузку грузов только если судно становится кормой к причалу. Сам причал в свою очередь должен иметь форму перевернутой буквы «Г». Бортовые и носовые рампы используются в качестве дополнительных к кормовым, для возможности обеспечения погрузки или выгрузки одновременно в два потока.


В 70-80 годы ролкерный флот развивается быстрыми темпами. Ролкеры выходят на те сегменты рынка, где также растут контейнерные перевозки, используя все свои «фирменные» преимущества для перевозки грузов.

Преимущество перевозки контейнеров на ролкерах в том, что такое судно имеет возможность одновременно производить погрузку или выгрузку контейнеров с палубы специальными кранами — контейнерными перегружателями, а из грузовых помещений через кормовую рампу закатывать или выкатывать колесную технику, и прочие ро-ро грузы, увеличивая в разы скорость грузовых операций.

Многие ролкеры имеют собственный парк специальной перегрузочной техники, что позволяет значительно ускорить процесс разгрузки судна. Это вилочные погрузчики, тягачи для ролл–трейлеров, тельферы и т.д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: