Роль судебной практики в налоговом законодательстве

Обновлено: 19.04.2024

С 15 сентября 2015 года дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), введенным в действие Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Пунктом 7 статьи 6 КАС РФ в качестве одного из основных принципов административного судопроизводства закреплен принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.

Законодателем заявлен сложный симбиоз двух основополагающих принципов судопроизводства, что в итоге должно идти на пользу лицам, защищающим свои права в административном процессе [1] .

Принимая во внимание специфику публичного правоотношения, где гражданин (организация) выступает наиболее слабой стороной по отношению к субъекту, наделенному административными и иными публично-властными полномочиями, представляется обоснованным вывод о том, что в административном судопроизводстве «суд ни в правовом, ни в этическом аспекте не имеет права на занятие пассивной позиции» [2] .

С учетом переноса бремени доказывания по рассматриваемой категории дел на государственный, в данном случае - налоговый орган, собственно активная роль суда при буквальном прочтении определена как инициатива по истребованию доказательств и правильное применение законов [3] .

В контексте фактической асимметрии между сторонами административно-процессуальных отношений это определяет особую ценность активной роли суда в процессе, призванную компенсировать дефицит возможностей административного истца по реализации процессуальных прав на диспозитивной основе. Более того, особенности административного судопроизводства могут оправдывать введение определенных ограничений принципа диспозитивности в целях оптимально сбалансированного обеспечения публичных и частных интересов [4] .

Активная роль суда в административном судопроизводстве не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отступлениях от конституционных требований состязательности сторон судебного процесса, предъявляемых к законодательной регламентации реализации права на судебную защиту, поскольку в ее основе лежат объективно значимые обстоятельства, предопределяемые самим характером публично-правовых отношений [5] .

Применительно к налоговым спорам суды также неоднократно указывали, что налоговые органы при вынесении решений по результатам проверок не вправе, а обязаны истребовать документы, подтверждающие правильность позиции налогоплательщика.

Так, в определении от 12.07.2006 № 267-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

В случае неисполнения налоговым органом своей обязанности по получению доказательств, эта обязанность в соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» возлагается на суд, который для полного и всестороннего установления всех фактических обстоятельств по административному делу выявляет и истребует по собственной инициативе доказательства в целях правильного разрешения спора (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса). Пункт 6 части 3 статьи 135 КАС РФ прямо указывает на обязанность суда оказывать содействие лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребовать их, в том числе по своей инициативе.

В степени активности суда заключается отличие административного судопроизводства от гражданского,

где в силу пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Роль суда в административном судопроизводстве, как указывает Балашов А.Н. [6] , не должна сводиться к пассивному наблюдению за деятельностью сторон, а заключается в создании необходимых условий для реализации сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав; в возможности и обязанности осуществления деятельности по сбору доказательств.

Таким образом, для административного судопроизводства характерен принцип судебного руководства, позволяющий суду самостоятельно получить необходимые доказательства и установить истину по делу.

Принцип судебного руководства, закрепленный в части 2 статьи 14 КАС РФ, дополняет принцип состязательности и равноправия сторон, являющийся основополагающим конституционным принципом отправления правосудия (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).

На основании статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек, чьи права и свободы нарушены, должен иметь право на эффективные средства правовой защиты перед государственным органом даже в том случае, если такое нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации [7] , по смыслу статей 46-52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

К числу наиболее важных и значимых для налогоплательщика мер следует отнести истребование судом по собственной инициативе доказательств, которые могут подтвердить невиновность налогоплательщика, поскольку гражданин (организация) как более слабая сторона процесса зачастую не имеет процессуальных возможностей и достаточного опыта для обеспечения самостоятельной эффективной защиты своих прав в споре с налоговыми органами.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.

Из данной позиции, конкретизированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к налоговым спорам в постановлении от 28.10.1999 № 14-П, определении от 18.04.2006 № 87-О, определении от 12.07.2006 № 267-О, вытекает, что гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности, счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Проводя аналогию с позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, суд, рассматривая налоговые споры по КАС РФ не вправе, а обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию и документы, что соответствует конституционно-правовому смыслу норм части 1 статьи 63, пункта 6 части 3 статьи 135, частям 8, 12 статьи 226, части 1 статьи 306 КАС РФ.


[1] Яковлева А.П. Состязательность административного судопроизводства и активная роль суда // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 6. С. 111

Кирилина В.Е., доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия (г. Москва), кандидат юридических наук.

Статья посвящена специфике преподавания налогового права в специализированном вузе. Даются рекомендации по обучению студентов навыкам ориентирования в судебной практике.

Подготовка кадров для судебной системы Российской Федерации, которой занимается Российская академия правосудия (далее - РАП), предполагает знание и свободное ориентирование выпускников-юристов в судебной практике. Впрочем, такие знания необходимы любому юристу.

Вопрос отнесения судебной практики к источникам права в романо-германской (континентальной) правовой семье, к которой наиболее близка правовая система Российской Федерации, является дискуссионным. Освещая данный вопрос в учебной литературе, одни авторы приходят к выводу о невозможности отнесения судебной практики к источникам права , другие - о том, что ее следует считать полноценным или вспомогательным источником права .

См., например: Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. С. 98 // СПС "КонсультантПлюс".
См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. С. 38, 40 - 41.
См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007; СПС "КонсультантПлюс".

По данному вопросу интересна и показательна точка зрения М.В. Баглая - председателя Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) с 1997 по 2003 г., который высказывался за признание прецедентных судебных решений в нашей стране и, кроме того, допускал возможность судебного правотворчества, объясняя это тем, что, принимая решение, суд тем самым создает новое право. Подобной точки зрения придерживаются и другие видные ученые юридической науки - С.С. Алексеев, Б.Н. Топорнин, М.Н. Марченко и др.

В юридической науке нет единого мнения по поводу понятия судебного прецедента. Основные точки зрения по данному вопросу: 1) это превращение решения суда по конкретному делу в общую норму; 2) это решение по конкретному делу, которое рассматривается как образец при решении аналогичных дел в будущем, однако новое дело может быть решено и иначе. Если говорить о признании судебного прецедента в Российской Федерации, то в данном случае его следует рассматривать скорее во втором аспекте.

Действительно, судебная практика занимает особое место среди российских источников права, и бесспорно то, что ее роль в современном обществе растет. Трудно переоценить ее позитивное влияние на изменение действующего законодательства о налогах и сборах. Безусловно, данные тенденции должны найти адекватное отражение и в учебном процессе.

Представляется, что судебная практика должна быть отнесена к источникам права. Однако юридический статус актов высших судебных инстанций и решений судов первого и второго звена будет все же различным. При этом особое место среди судебных решений занимают акты КС РФ, что связано с его особыми полномочиями и прежде всего с разрешением дел о соответствии федеральных законов и иных нормативных правовых актов Конституции РФ. Следует согласиться с авторами, которые признают, что фактически постановления КС РФ имеют силу нормативного акта , так как являются окончательными и обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно после провозглашения и обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан.

См.: Анишина В.И. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции // Российская юстиция. 1999. N 11. С. 23.

Высший Арбитражный Суд РФ (далее - ВС РФ) и Верховный Суд РФ (далее - ВАС РФ) не наделены полномочиями КС РФ. Однако их решения также обжалованию не подлежат, постановления являются обязательными для нижестоящих судов. Принимая во внимание заложенный в законодательстве принцип единообразия в толковании и применении судами норм права, можно говорить о том, что данные решения, не являясь, по сути, нормами права, будут иметь их силу и для потенциальных истцов и ответчиков - сторон судебного процесса.

Особую роль приобретает судебная практика в налоговом праве, поскольку нормы законодательства о налогах и сборах подвержены постоянному изменению, сложны в понимании, что часто является причиной налоговых споров и требует дополнительного толкования.

Задача преподавателя вуза заключается не столько в ознакомлении студентов со сложившейся судебной практикой и ее тенденциями, хотя и это является важной составляющей учебного процесса, сколько в необходимости научить и приучить будущих юристов пользоваться этим инструментом с целью повышения качества своей работы и предсказуемости вынесения решения по спорному вопросу.

Поэтому перед преподавателем закономерно встает вопрос: каким образом лучше преподнести эти знания? Данный вопрос необходимо решать, принимая во внимание участие Российской Федерации в Болонском и Копенгагенском процессах. Такое участие предполагает трехуровневую систему подготовки кадров: бакалавр - специалист - магистр (а в дальнейшем двухуровневую: бакалавр - магистр). В связи с этим следует решить, какое место должно быть уделено изучению судебной практики при подготовке кадров на каждом из этих уровней и в какой форме данные знания и навыки будут лучше усвоены.

Специфика преподавания налогового права в РАП заключается в том, что при решении названных вопросов следует иметь в виду: присуждение гражданину степени бакалавра юриспруденции дает ему право на занятие должности судьи. Следовательно, при подготовке бакалавров объем полученных знаний и навыков в данной области должен быть весьма внушительным.

Отвечая на поставленные вопросы, можно условно свести модели учебного процесса к основным пяти (см. схему).

К первой модели (усвоение пройденного материала) можно отнести лекции и подготовку студентами домашних заданий. Представляется целесообразным в рамках лекционных занятий ссылаться только на показательные решения высших судебных инстанций, не перегружая материал излишней информацией. При изучении налогового права будущих юристов необходимо ознакомить прежде всего с решениями КС РФ по вопросам налогообложения.

При усвоении темы "Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков" студентам следует знать о Постановлении КС РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П , где говорится об обязательном приостановлении исполнения решения налогового органа о взыскании штрафов при подаче жалобы налогоплательщиком до вынесения решения судом.

Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

Полная картина, отражающая мнение налогового органа и позицию суда при проведении мероприятий налогового контроля, может быть дана только с учетом решений ВАС РФ и практики федеральных арбитражных судов.

Формой усвоения пройденного материала также является решение задач. Для этого целесообразно использовать практикумы по налоговому праву, где при решении задачи студент должен будет изучить судебную практику и на основании этой выборки принять решение.

В 2008 г. увидел свет учебник "Налоговое право России", написанный преподавателями нашей кафедры - финансового права РАП. К учебнику прилагается CD-диск с полной библиографией, необходимой при изучении данного курса. Важное место в числе этих источников занимает судебная практика. Представляется, что данный факт в значительной степени поможет студентам на первых порах сориентироваться в сложном и многогранном мире судебных решений.

Дискуссия как модель учебного процесса играет особую роль при подготовке юристов. Она может иметь место на семинарских занятиях. На память сразу приходит известное выражение: "Где два юриста, там три мнения". Чтобы эта шутка не стала правилом поведения, важно привить студентам навыки логично и последовательно аргументировать свою точку зрения. Незаменимый помощник в этом деле - судебная практика.

Налоговое право - классический пример отрасли (а точнее, подотрасли финансового права), где многие нормы права вызывают неоднозначное толкование правоприменителей и ученых. Например, только с помощью изучения Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и решений федеральных арбитражных судов РФ можно полноценно, без излишнего риска, осуществлять налоговое планирование.

Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.

Ролевые игры вносят неоценимый вклад в дело привития практических навыков. При изучении курса "Налоговое право России" их преимущества перед другими моделями учебного процесса также заключаются и в том, что они:

  1. позволяют учебную группу студентов разбить на игровые команды (налогоплательщик, налоговый агент, должностное лицо налогового органа, судья) и дать каждому персональное задание - смоделировать конкретную правовую ситуацию;
  2. формируют психологическую готовность студентов к будущей профессиональной деятельности;
  3. повышают интерес к изучаемому предмету;
  4. облегчают усвоение пройденного материала.

Исследование как модель учебного процесса имеет место при подготовке студентами докладов, написании курсовых, выпускных дипломных работ и магистерских диссертаций. В обязательном порядке в этих работах должна присутствовать судебная практика, подтверждающая сделанные студентом выводы.

И наконец, еще одной моделью учебного процесса являются практические занятия, которые принципиально отличаются от семинаров: студенты проходят практику в судах и юридической клинике. Юридическая клиника (юридическая консультация) предполагает оказание бесплатной юридической помощи студентами социально незащищенным категориям граждан под руководством опытных преподавателей. Такая форма обучения применяется в РАП и максимально приближена к будущей профессиональной деятельности студентов. Она позволяет получить практические навыки работы не только в стандартных, но и нетипичных ситуациях. В данном случае изучение и анализ судебной практики студентами являются залогом успешного оказания консультации.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов, которые также будут являться ответственными работниками, в методике преподавания налогового права должны присутствовать все перечисленные модели, а вернее - их разумное сочетание. Названные модели необходимо использовать при обучении и бакалавров, и специалистов, и магистров. При этом получаемый студентами трех уровней подготовки объем знаний и навыков, естественно, будет различным в зависимости от утвержденного учебного плана. Логично, если в учебном плане, составленном для магистров, будет предусмотрено больше часов на изучение судебной практики, чем для бакалавров. Дополнительные знания и навыки всем студентам могут быть даны как в базисном курсе, так и в рамках специальных курсов по налоговому праву. Причем последние позволяют более вдумчиво и глубоко погрузиться в тематику решений судов в зависимости от выбранной специализации.

Выполнение данного условия, несомненно, будет способствовать достижению главной цели внедрения новых стандартов российского образования - удовлетворению требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что основной целью при подготовке кадров для судебной системы, в том числе специалистов в области налогового права, является формирование у студента системы знаний и практических навыков, развитие аналитических способностей, способностей самостоятельно сделать вывод и принять решение, не верить безоговорочно чужому мнению, пока не будет возможности убедиться в его правильности лично. И этой цели невозможно достичь без системного изучения судебной практики и получения практических навыков в ходе учебного процесса.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Судебная практика по налоговым спорам в России была открыта в начале последнего десятилетия 20 столетия. С тех пор число налоговых разбирательств в суде растёт с каждым годом. Такие дела по праву считаются одними из самых сложных. Дело в том, что налоговые органы, исполняя свои прямые обязанности, всё чаще допускают различные нарушения, но вот доказать их вину оказывается весьма сложно.

При рассмотрении споров с налоговыми органами Законодательство РФ предусматривает варианты способов защиты прав налогоплательщика в суде, а именно:

  • неприменение акта налоговой службы;
  • по решению судов общей юрисдикции или арбитражных судов отмена недействительного акта налоговой службы;
  • возмещение убытков компании, которые возникли в результате незаконных действий, решений или же бездействия налоговой службы
  • возвращение сумм, которые были списаны из бюджета компании безосновательно (штрафы, пени);
  • взыскание % за возврат излишне взысканных /уплаченных сумм налога (сборы, пени), которые проводились несвоевременно.

Проблемы при судебном решении налоговых споров

Перечислим ключевые проблемы, касающиеся налоговых споров нынешнего судебно-арбитражного производства в России:

  • противоречивость судебных актов;
  • судебным решениям свойственна непредсказуемость;
  • в правоприменительной практике отсутствует единообразие, она непоследовательна;
  • имеет место быть злоупотребление правом;
  • отсутствует крепкая доказательная база – это та проблема, с которой сталкиваются юристы в судебной практике по налоговым спорам чаще всего. Также зачастую при разбирательствах суд трактует законодательство в пользу налоговиков. В этот момент исход дела будет напрямую зависеть от опыта юриста, ведущего дело.

Хорошая судебная практика по налоговым спорам открывает юристам широкие возможности по ведению разбирательств. Так, например, даже самые сложные случаи становятся понятными, если специалист уже сталкивался с подобным делом. При этом неудачный опыт также является плюсом, нежели полное его отсутствие. Ведь те приемы, которые были первоначально использованы и не сработали, юрист сразу исключит и будет искать другие, верные пути решения для доведения дела до выигрыша.

Арбитражная практика по налоговым спорам

Арбитражная практика по налоговым спорам решает несколько иные задачи. Для юристов не секрет, что Налоговый кодекс имеет некоторые пробелы и недоработки. Это говорит о том, что вся налоговая система России ещё не до конца сформирована и не отвечает некоторым целям и задачам.

Случаи нарушения налогового законодательства

Споры в сфере налогообложения с участием государственных органов в структуре арбитражной практики зачастую непредсказуемы. Именно поэтому арбитражная практика по налоговым спорам должна быть хорошо изучена.

Можно выделить несколько наиболее распространенных случаев нарушения налогового законодательства, по которым обращаются в суд.

Согласно анализу практики судебно-арбитражного производства, 5-6 лет назад распространёнными предметами разбирательств являлись следующие ситуации:

  • ситуации, которые связаны с получением налогоплательщика вычетов по НДС;
  • ситуации, которые связаны с экономической обоснованностью расходов по единому социальному налогу;
  • ситуации, касающиеся срока давности взыскания пеней, налогов.

А статистика прошлых лет говорит о том, что чаще всего в судах рассматривают следующие дела:

  • ситуации, которые связаны с экономической обоснованностью расходов по налогу на доходы физ.лиц;
  • ситуации, которые связаны с экономической обоснованностью расходов по налогу на прибыль компании;
  • ситуации, которые касаются вопросов применения ЕНВД.

Помощь в налоговых спорах

Важность и значение судебной практики по арбитражным делам в системе нашего законодательства сложно переоценить, её роль действительно велика. Все юристы и даже простые граждане сталкиваются с неопределённостью законодательства.

Связано это с возникновением спорных и неопределённых моментов в части толкования. Неверное понимание отдельных статей или целого закона может повлечь за собой развязывание судебной «войны» впустую. Сторона, которая подаёт иск, рискует оказать виновной и понести крупные убытки.

Сложность состоит лишь в том, что полноправность применения судебной практики по арбитражным делам на уровне законодательства не полностью решена. Все дело в раздельном существовании государственных кодексов и прецедентного права. Также суды нередко отказываются принимать во внимание ссылки на уже имеющуюся практику, ссылаясь именно на то, что право в нашей стране не является прецедентным. Поэтому и считается, что решение по тому или иному делу – лишь вектор, от которого стоит отталкиваться.

С 15 сентября 2015 года дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), введенным в действие Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Пунктом 7 статьи 6 КАС РФ в качестве одного из основных принципов административного судопроизводства закреплен принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.

Законодателем заявлен сложный симбиоз двух основополагающих принципов судопроизводства, что в итоге должно идти на пользу лицам, защищающим свои права в административном процессе [1] .

Принимая во внимание специфику публичного правоотношения, где гражданин (организация) выступает наиболее слабой стороной по отношению к субъекту, наделенному административными и иными публично-властными полномочиями, представляется обоснованным вывод о том, что в административном судопроизводстве «суд ни в правовом, ни в этическом аспекте не имеет права на занятие пассивной позиции» [2] .

С учетом переноса бремени доказывания по рассматриваемой категории дел на государственный, в данном случае - налоговый орган, собственно активная роль суда при буквальном прочтении определена как инициатива по истребованию доказательств и правильное применение законов [3] .

В контексте фактической асимметрии между сторонами административно-процессуальных отношений это определяет особую ценность активной роли суда в процессе, призванную компенсировать дефицит возможностей административного истца по реализации процессуальных прав на диспозитивной основе. Более того, особенности административного судопроизводства могут оправдывать введение определенных ограничений принципа диспозитивности в целях оптимально сбалансированного обеспечения публичных и частных интересов [4] .

Активная роль суда в административном судопроизводстве не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отступлениях от конституционных требований состязательности сторон судебного процесса, предъявляемых к законодательной регламентации реализации права на судебную защиту, поскольку в ее основе лежат объективно значимые обстоятельства, предопределяемые самим характером публично-правовых отношений [5] .

Применительно к налоговым спорам суды также неоднократно указывали, что налоговые органы при вынесении решений по результатам проверок не вправе, а обязаны истребовать документы, подтверждающие правильность позиции налогоплательщика.

Так, в определении от 12.07.2006 № 267-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

В случае неисполнения налоговым органом своей обязанности по получению доказательств, эта обязанность в соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» возлагается на суд, который для полного и всестороннего установления всех фактических обстоятельств по административному делу выявляет и истребует по собственной инициативе доказательства в целях правильного разрешения спора (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса). Пункт 6 части 3 статьи 135 КАС РФ прямо указывает на обязанность суда оказывать содействие лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребовать их, в том числе по своей инициативе.

В степени активности суда заключается отличие административного судопроизводства от гражданского,

где в силу пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Роль суда в административном судопроизводстве, как указывает Балашов А.Н. [6] , не должна сводиться к пассивному наблюдению за деятельностью сторон, а заключается в создании необходимых условий для реализации сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав; в возможности и обязанности осуществления деятельности по сбору доказательств.

Таким образом, для административного судопроизводства характерен принцип судебного руководства, позволяющий суду самостоятельно получить необходимые доказательства и установить истину по делу.

Принцип судебного руководства, закрепленный в части 2 статьи 14 КАС РФ, дополняет принцип состязательности и равноправия сторон, являющийся основополагающим конституционным принципом отправления правосудия (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).

На основании статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек, чьи права и свободы нарушены, должен иметь право на эффективные средства правовой защиты перед государственным органом даже в том случае, если такое нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации [7] , по смыслу статей 46-52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

К числу наиболее важных и значимых для налогоплательщика мер следует отнести истребование судом по собственной инициативе доказательств, которые могут подтвердить невиновность налогоплательщика, поскольку гражданин (организация) как более слабая сторона процесса зачастую не имеет процессуальных возможностей и достаточного опыта для обеспечения самостоятельной эффективной защиты своих прав в споре с налоговыми органами.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.

Из данной позиции, конкретизированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к налоговым спорам в постановлении от 28.10.1999 № 14-П, определении от 18.04.2006 № 87-О, определении от 12.07.2006 № 267-О, вытекает, что гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности, счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Проводя аналогию с позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, суд, рассматривая налоговые споры по КАС РФ не вправе, а обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию и документы, что соответствует конституционно-правовому смыслу норм части 1 статьи 63, пункта 6 части 3 статьи 135, частям 8, 12 статьи 226, части 1 статьи 306 КАС РФ.


[1] Яковлева А.П. Состязательность административного судопроизводства и активная роль суда // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 6. С. 111

Итак, второй или третий курс. Уже идет финансовое или налоговое право, и оно вам даже нравится. Оно интересное. А о чем-то интересном всегда хочется узнать больше.

Можно, конечно, решить, что знаешь Налоговый кодекс - готов к битве.

Это не так. Но, конечно, я не буду никого разубеждать. Результаты первого серьезного противостояния с налоговыми органами либо первая серьезная консультация по налогам разубедит. Это нормально. Не всегда можно победить, не готовясь к битве.

Но мы с вами будем готовиться, так ведь?

Сперва может показаться, что в основе налогового права- Налоговый кодекс. И да, и нет.

Это значит, в основе налогового права будет оценка отношений между контрагентами. По сути, оценка сделки и ее участников.

А вот сейчас- важное.

Налоговые юристы имеют дело со сделкой, когда она еще только задумывается, когда она происходит и когда она уже произошла. Клиенты ждут от нас совета, как оформить сделку, чтобы сэкономить как можно сильнее, как отчитаться перед налоговым органом и как отбиться от него в суде. Некоторые скажут, что мы начинаем там, где заканчивает юрист-цивилист. Это не совсем так. По сути, мы работаем до договорного юриста, вместе с ним и после него. А еще чаще бывает, что мы работаем после того, как клиент мог бы воспользоваться услугами хоть как-то юриста, чтобы нормально оформить сделку, но не воспользовался. А буквально вчера из налоговой пришло "приглашение" на пообщаться. Последнее бывает, сожалению, слишком часто: клиенты обращаются позже, чем мы можем совершенно исключить или максимально снизить отрицательные налоговые последствия. Будьте к этому готовы.

Зачем задумываться об этих вот экономических отношениях и сделках?

Очень просто: мы будем постоянно иметь отношения со сделками.

А это значит - нам нужно овладеть знаниями по гражданскому праву.

Мой коллега, один из тех немногих, кто занимается налоговым просвещением юристов, как-то заметил, что хороший налоговый юрист - это "перековавшийся" цивилист. Да, наверное, это дейсвительно так. Я сам изначально совершенно не думал о налоговом праве, меня увлекала теория гражданского права и право интеллектуальной собственности. Первое мое выигранное дело - спор из договора авторского заказа.

Почему для нас важно гражданское право?

Потому что налоговый юрист должен знать гражданское право, наверное, даже лучше, чем юрист по гражданскому праву: мы должны не только оформить, но еще и должны объяснить, (особенно часто - суду) почему использовался именно такой договор, а не другой, почему реализовали именно такую цепочку сделок, и т.д.

Что из этого следует?

Предстоит изучать гражданское право.

Каких результатов мы этим добьемся?

1. Гражданское право - применяется о-о-очень часто. Для начинающего юриста - это хлеб. Для регионального юриста, нередко, единственный хлеб. Изучив гражданское право, мы обеспечим себя возможностью работать.

2.Гражданское право включает в себя не только договоры, но и регулирование корпоративных отношений. Мы сможем понять, как происходит создание юрлица, как они работают, как строятся взаимоотношения внутри юрлиц (если мы говорим об акицонарных обществах и обществах с ограниченной ответственностью), что происходит при банкротстве и ликвидации организации и т.д. А это значит, что мы сможем выстраивать работу организации нашего клиента таким образом, чтобы снизить отрицательные налоговые последствия или вообще их предотвратить. Плюс: там, где юристы по гражданскому праву советуют создавать несколько юридических лиц вместо одного и видят просто свободу решения в деловом обороте, мы видим "дробленку" (дробление бизнеса, страшня штука, о ней подробнее позже) и визит налоговой. А значит, сможем вовремя посоветовать пару умных вещей нашему клиенту.

3. Именно из гражданского права пришли многие понятия и категории, которыми будет руководствоваться налоговый юрист. Более того, гражданское право сформировало тот язык, на котором говорит юрист. А один из признаков профессионализма (как заметил другой мой коллега-налоговый юрист, один из наих крутейших специалистов по юридическому маркетингу) - владение профессиональным языком. Ты не сможешь зарекомендовать себя как профессионал, если не говоришь (а тем более, если не думаешь) как профессионал.

Как будем изучать гражданское право?

Как в анекдоте "Берешь - и делаешь". Да, именно так, все очень просто.

Берешь - и изучаешь.

Ситуация здесь такая же, как и в налоговом праве: у нас есть несколько источников, откуда будем черпать знания.

А. Книги. Гражданское право - штука необъятная, во всех смыслах. А потому книг за дветысячи лет по нему скопилось немало. Но я все же считаю, что есть несколько базовых, которые могут быть хорошим стартом для налогового юриста:

- Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Очень простым и ясным языком изложены основные вопросы гражданского права. Надо делать поправку на то, что книга издана в 1918 году, но в сути своей она не устарела, а совсем даже наоборот.

- Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Опять же, очень ясным языком систематически изложено гражданское право. Но, опять же, это дореволюционная работа.

- Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву: помните же, что мы занимаемся еще и юрлицами, а не только сделками? Ну вот с этого можем начать постижению юрлиц;

- Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве: шикарная работа.

- Сарбаш С. В. Элементарная догматика обязательств. А это уже современный автор, заметки которого, кстати, вы сможете найти в Фэйсбуке и на Закон.ру (об огромной ценности этих и некоторых других ресурсов - чуть позже).

- Карапетов А.Г., Савельев А.И. Свобода договора и ее пределы: будет полезно для понимания, что такое свобода в гражданском праве и. ну. скажем, что такое свобода в праве налоговом.

- Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: а мы продолжаем изучение юрлиц!

- Андреев Ю.Н. Юридические лица в гражданском праве России: одна из новейших работ по юрлицам, дает актуальную сводку ситуации в изучении и регулировании данного вопроса.

- Андреев Ю.Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты. Налог - это часть имущества субъекта, которая, по сути, уже не собственность субъекта, а собственность государства (все вопросы - к позиции Конституционного суда, я практически цитату привел). А значит, мы должны разбираться в собственности и других вещных правах.

- Бевзенко Р.С.Земельный участок с постройками на нем: сколько проблем с налогообложением возникает в сфере недвижимости - столько и клиентов у вас может быть. Разбирайтесь в праве недвижимости, это и хлеб даст на обычных заказах, и может обеспечить работу по налоговому праву.

- Корпоративное право: учебник (под редакцией Шиткиной И.С.): а вот мы собственно и погружаемся в корпоративное право.

- Глухов Е.В. Корпоративный договор: въехав в основы корпоративного, углубляем свои знания.

Это список мог быть другим, но я решил, что эти книги могут стать хорошим шагом в ваше будущее. Можно будет брать и другие, но мне кажется, что эти работы имеют шансы стать каркасом, на котором вы будете выстраивать здание ваших познаний. Причем эти книги должны быть в библиотеках (обычных или электронных), а потому вряд ли возникнут сложности с их поиском.

Б. Судебная практика: ее, как минимум, не меньше, чем книг. Однако в последние годы дело изучения практики упростилось. На помощь приходят дайджесты, то есть избранное из судебной практики, не говоря о справочно-правовых системах. Мне кажется, что в сфере гражданского права следует обратиться к дайджестам Института М-Логос, а уже потом расширять плацдарм.

В. Социальные сети. Ага, именно они. Первое, что пригодится - овладение сетью Закон. ру (ну если вы читаете эту заметку, значит, уже овладели, молодцы). Затем - регистрация в Facebook. Так получилось, что если Вконтакте служит скорее сетья для школьников и студентов, то Facebook, при правильном отборе тех, на кого подписываешься, - сеть в том числе для профессиональных юристов. Коллеги размещают там свои заметки, делятся полезными новостями и т.д.

Г. Видеокурсы. В отличие от книг, видеокурсы могут быстро обновляться, приводиться в соответствие с действующим законодательством. Плюс здесь можно узнать много всего интересного,что не попадает в книги или статьи. Я бы посоветовал полазить в каталог LF Academy, курсах М-Логоса. Бывают бесплатные версии, есть и платные. Возможно, для получения платных имеет смысл скинуться с другими студентами, и на пятеры-шестерых приобрести соответствующий курс: для одного студента цена может быть сравнительно высокой.

Д. Конференции, семинары и курсы повышения квалификации. Здесь несколько сложнее. Студенту, тем более из регионального вуза, сложно или невозможно (в силу нехватки деженжных средств или слишком долгой дороги к месту проведения). Зато можно пообщаться с единомышленниками и опытными коллегами, а это бесценно.

Е. Законодательство и комментарии к нему. Гражданское законодательство - вещь невероятно объемная. Но задача все же на насктлько серьезная, как кажется: на семинарах и лекциях по гражданскому (вот совпадение!) вам эти знания будут давать. Лекции будут во многом комментарием к гражданскому законодательству. Есть еще, кстати, опубликованные в бумаге и в электронном виде - из них я советовал бы обратить внимание на серию "Глосса" под редакцией А.Г. Карапетова. Вещь покруче Фауста Гете (в чем соль шутки, можно глянуть в интернете, а кто в курсе - шикарно, вы понимаете, каково чувствовать себя профессионалом в какой-либо сфере).

Когда и как это все изучать?

"Папа, папа, говорят, водка подорожала! Теперь ты будешь меньше пить? - Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть."

Честно: не знаю. У меня нет универсального ответа. Надо искать время. Например, я до сих пор люблю общественный транспорт: здесь можно почитать, а это минут 30-60 в одну сторону, то есть примерно столько же страниц текста. Есть минус: не факт, что будут сидячие места, значит, читать будет трудно или невозможно. В общем, рулетка, самое то для азартных людей. Для всех остальных есть, например, час-другой перед сном. Если любите играть в компьютерные игры, посчитайте, сколько часов тратите на игру. Да-да, придется на этом эономить, на времени на игры, в смысле. Учитесь чем-то жертвовать. Не пожертвуешь чем-то ради получения знаний, не станешь в чем-то лучше, профессиональнее других:кроме владения терминологией, профессионала делает профессионалом обладание информацией.

Нет желания изучать - не переживайте.

В год,например, в одном только Воронеже выпускается около полутора тысяч юристов. Из них, по моим наблюдениям, процентов 10-20 уже сразу после получения диплома прсто не идут в профессию. В течение двух-трех лет с дистанции сходит еще процентов 20-30. Вы можете оказаться в их числе, это не страшно, это просто статистика.

Есть силы бороться за знания? Отлично, тогда вперед, к следующей главе, за знаниями собственно по налоговому праву.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: