Роль налоговой системы в жизни государства и общества

Обновлено: 24.04.2024

1) накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию);

2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т.е. за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;

3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т.е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.

С 6. Приведите три функции налогов в жизни общества и государства, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

Ответ:

Приведены функции налогов и иллюстрирующие их примеры:

1) фискальная ( например, государство вводит транспортный налог, чтобы пополнить бюджетные средства, выделяемые на ремонт и строительство дорог);

2) социальная (например, государство вводит налог на прибыль, чтобы выплачивать пособия, пенсии социально незащищенным категориям населения);

3) стимулирующая (например, государство предоставляет льготы предприятиям, активно внедряющим энергосберегающие технологии, чтобы стимулировать технологическое обновление производства).

Сб. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности налогоплательщика, закрепленные законодательством РФ.

ОТВЕТ:

Три обязанности налогоплательщика:

1) платить законно установленные налоги и сборы. Пример: гражданин Н. заплатил налог на имущество за свою трехкомнатную квартиру.

2) встать на учет в органах Федеральной налоговой службы. Пример: гражданин Н. получил ИНН, гражданин Н зарегистрировал свою фирму и получил для нее ИНН.

3) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Пример: гражданин Н. предоставил налоговым органам свои ФИО, дату рождения, место регистрации, справку о доходах.

Собственность

С 7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

-внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акции.

-внешние акционеры -21% акций,

-государство – 17% акций

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратились ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

Дан утвердительный ответ на первый вопрос.

В качестве аргумента приведены данные, свидетельствующие о том, что более половины предприятий были приватизированы.

Дан отрицательный ответ на второй вопрос.

В качестве главного аргумента использован показатель, свидетельствующих о том, что на долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

Мировая экономика

С 7. Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провел сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик. Результаты проведенного исследования были обобщены и

представлены на диаграмме:

Сравните структуру мировой экономики со структурой экономики страны Н. Сделайте три вывода на основании проведенного сравнения. Какая основная тенденция выявилась в результате сравнения? Укажите ее. Определите, чем она опасна для страны Н. Сформулируйте одно суждение. (Ответ должен включать в себя не менее пяти элементов).

Ответ:

1. Выводы:

- В мировой экономике ведущее место занимают отрасли высоких технологий, наукоемкие производства (хайтек), а в экономике страны Н. ведущая роль сохраняется за энергетическим сектором;

- На втором месте и в структуре мировой экономики, и в структуре страны Н. занимают финансы, но финансы обслуживают разные приоритеты в экономике;

- В отличие от мировой экономики, в экономике страны Н. аутсайдерами являются отрасли высоких технологий и прочие отрасли, в мировой экономике аутсайдер - энергетика.

2) тенденция:

- отставание страны Н. от мировой экономики в области новейших наукоемких технологий, в ней, главным образом, превалирует энергетическая отрасль.

3) опасность тенденции:

- страна Н. рискует остаться в стороне от модернизации мировой экономики, от развития наукоемких интеллектуальных отраслей, она может остаться энергетическим сырьевым придатком мировой экономики.

Мы довольно часто встречаем упоминание о налогах. Но редко задумываемся о их происхождении и предназначении. Как показывает история, налоги появились одновременно с началом оформления государственности и института власти.

Эти явления, в свою очередь, прямо связаны с повышением эффективности труда. Именно появление излишков труда сделало возможным осуществления каких-либо платежей (появилось средство платежа). Первоначально уплата налогов носила исключительно натуральный характер (до появления денег).

Дальнейшее развитие общества шло по линии оформления определенной структуры органов власти. На их содержание требуются средства. А налоги приобрели денежное выражение. Введение налогов и порядок их сбора сначала определялись обычаями и традициями, а позже начали регулироваться законодательством.

Налоги – это обязательные безусловные платежи, взимаемые государством через систему специализированных органов, предназначенные для финансирования деятельности государства и его образований.

Количество налогов, порядок их введения определяется специальными законами. В каждом государстве могут существовать свои особенности совокупности налогов и их ставок. Но главная их задача – это обеспечение денежных поступлений в бюджеты всех уровней. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основными задачами (функциями) налогов являются:

  • обеспечение поступлений денег в бюджет (фискальная функция налогов);
  • возможность перемещения (перераспределения) денежных средств, собранных в бюджете в соответствии с внешней и внутренней политикой государства (распределительная функция налогов);
  • применение различных налоговых ставок, налоговых каникул и других инструментов в качестве влияния государства на отдельные предприятия и на экономику вообще с целью стимулирования или сдерживания определенных процессов (регулирующая функция налогов);
  • контроль за финансовым состоянием государства и налогоплательщиков, за своевременностью и полнотой поступления налогов в бюджет (функция контроля).

Готовые работы на аналогичную тему

Налоговая система и ее структура

Сами по себе налоги не могут существовать. Порядок и количество их установления регулируется соответствующим законодательством (налоговым законодательством, налоговым кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоги подробнее ). Государственное законодательство определяет структуру органов государственной власти, в том числе и органов, которые осуществляют налогообложение и контролируют уплату налогов. Это могут быть как общегосударственные структуры, так и специализированные налоговые органы.

Законодательство определяет также и круг налогоплательщиков. Это могут быть как физические, так и юридические лица. Они могут быть как гражданами этого государства, так и иностранными подданными. Кроме того определяется налоговая база государства – то есть перечень объектов и операций, подлежащих налогообложению. Таким образом создается налоговая система государства. Существует несколько определений этого понятия.

Налоговой системой называют государственную систему мер политического, экономического и административно-правового характера, которая направлена на формирование доходной части бюджета и стимулирования прироста внутреннего валового продукта.

В Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоговый кодекс РФ как правовая основа налоговой системы РФ подробнее содержится упрощенное определение этого понятия:

«Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке».

Это определение не отражает структуры налоговой системы. Структуру налоговой системы составляют:

  • налоговое законодательство (законодательная база);
  • налоговые службы и органы;
  • система платежей (налоги, пошлины и сборы);
  • система распределения налогов по уровням бюджетов;
  • специализированные суды (налоговые суды);
  • плательщики налогов (субъекты налогообложения);
  • объекты налогообложения;
  • налоговая база;
  • система налоговых ставок, штрафов, пени;
  • система контроля.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации дополнена системой внебюджетных фондов. Обязательные отчисления в эти фонды носят характер налогов. Примером может быть Государственный Пенсионный Фонд.

Роли и задачи налоговой системы

Налоговая система является важным и необходимым компонентом системы экономических и политических отношений как в государстве, так и международных отношений. Развитие мирового хозяйства и международных отношений, преобразования внутри государства сопровождается эволюцией налоговой системы государства. Ведь налоговые поступления – это основная форма государственных доходов. Если кратко сформулировать роль налоговых систем, то можно сказать, что:

  • налоговые системы играют роль финансового обеспечения государственных потребностей;
  • налоговые системы играют роль инструмента экономического воздействия государства на общественное производство;
  • налоговые системы влияют и на динамику развития производства путем развития научно-технического прогресса;
  • налоговые системы позволяют обеспечить население общественными потребностями.

Непосредственно в условиях Российской Федерации трехуровневая система налогов позволяет самостоятельно (и независимо от федеральных властей) формировать каждому субъекту государства и местным органам самоуправления доходную часть бюджетов на базе собственных налогов (местных и региональных), отчислений от федеральных налогов и сборов. Но эти возможности тесно связаны и с ответственностью за полноту и своевременность взимания налогов и формирование бюджета своего уровня. Кроме того налоговая система является неотъемлемой частью экономики. Поэтому проведение экономических реформ невозможно без реформирования налоговой системы.

Еще одной немаловажной ролью налоговой системы является обеспечение стабильности экономики. Применяя гибкие налоговые ставки и изменяя систему налогообложения следует добиться стабильно развития предприятий. Это обеспечит стабилизацию налоговых поступлений в бюджет. Еще Адам Смит отмечал, что важно не злоупотреблять налоговыми рычагами. Иначе налогоплательщики могут принимать меры к уклонению от уплаты налогов (прибегать к контрабанде, вести двойную бухгалтерию, проводить «теневые операции»). Цель налоговой системы не только не допустить подобных явлений, но и не провоцировать их.

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022 запись закреплена

Задание №9
Ответ строго через 10 точек
Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Данил Павлов


Данил Павлов

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
. 1) Для государства налоги - доходные статьи в бюждет
2) При помощи полученных со сбора налогов денег государство создает общественные блага( развивает медицину, здравоохранение..)
3) При наличии налоговых сборов государство может гарантировать стабильное экономическое развитие, как следствие, увеличение уровня жизни населения

Надежда Кохановская

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
1.Налоговая система способствует формированию бюджета государства .
2. За счёт налогов выплачивается заработная плата официальным работникам.
3.За счет налогов выплачиваются средства для поддержки малообеспеченных и многодетных семей.

Анастасия Бутакова


Анастасия Бутакова

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
1) Налоги являются основной доходной статьей бюджета государства Z.
2) Социальное государство Н. за счет налогов осуществляет перераспределение денежных средств между различными слоями общество, расходуя полученные от граждан налоги на выплату пенсий, пособий, стипендий социально незащищенным слоям населения.
3) За счет полученных налогов государство П. создает общественные блага для своих граждан.

Алиса Шилова

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
1. Назвала бы пополнение бюджета (основная статья, что потом идет на обеспечение всех социальных нужд и реализацию социальных программ государства для населения)
2. Фискальная политика гос-ва (для урегулирования экономической ситуации в стране через налоги, например)
3. Налоговая политика государства может быть курсом меркантилизма или протекционизма (3-е что-то не могу придумать по-лучше)

Алиса Шилова

Анастасия, если честно, такое ощущение, что одну и ту же "социальную функцию" налогов на 3 пункта расписали

Анастасия Кузьминская


Анастасия Кузьминская

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
1. Налоги позволяют государству отслеживать уровень доходов населения;
2. Налоги являются важнейшим источником финансирования гос. аппарата;
3. Часть собранных налоговой системой денег направляется на осуществление различных социальных программ (выплата пенсий, стипендий и т.д.).

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Правильный ответ:
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Значение налоговой системы раскрыто на трёх примерах, допустим:
1) накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях
в налоговую инспекцию);
2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т. е. за счёт налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;
3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание произволства, сохранение рабочих мест, т.е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.
Значение налоговой системы может быть раскрыто на других примерах

Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая[8].

В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом[9].


СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация как демократическое федеративное правовое и социальное государство, действуя в интересах всего общества в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, осуществляет социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции, которые материально обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами. Налоги, имеющие, таким образом, публичное предназначение, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных функций.

Налоги представляют собой неотъемлемую часть любого государства. Они выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения и развития государств. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли.

Налоги являются основой формой доходов государства, так как основная доля поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивается налоговыми поступлениями. В свою очередь бюджетная система образует денежные фонды и материальные условия для функционирования государства, что позволяет воздействовать государству на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Так же с помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, в том числе выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения. Так в России налогообложение как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики.

В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Для обеспечения экономического роста страны государству необходима эффективная налоговая система, что влечет за собой её преобразование. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.

Поэтому в современных условиях данная тема является актуальной и востребованной.

Сегодня вопрос налогообложения очень остро стоит перед многими государствами, поскольку населения не хочет платить налоги так, как не видит от этого никакого толка.

В связи с этим мною сформулирована проблема «Платить или не платить? Вот в чем вопрос».

Для решения проблемы поставлена цель работы: изучить сущность налогов и их функции.

Исходя из данной цели, в работе основное внимание уделено решению следующих задач:

раскрыть экономическую сущность налогов;

оценить систему налогообложения в России;

определить значение налогов для государства;

охарактеризовать важность налогов для общества.

Основная часть

1.1. Теоретическая характеристика налога

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством, однако налог не является начальной формой сосредоточения средств в бюджете страны. С самого начала существовало много видов поступлений в казну: контрибуции; домены; регалии; пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития экономики.

На сегодняшний момент Налоговый кодекс Российской Федерации так трактует понятие налога: налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения, а именно:

льготы по налогу;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговый период – признается срок, в течение которого происходит формирование и определение налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

пропорциональные – не зависят от величины налоговой базы;

прогрессивные – увеличиваются при увеличении налоговой базы;

регрессивные – с увеличением налоговой базы ставки снижаются.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщиков от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут предоставляться в форме изъятия, освобождения, налоговых скидок, отсрочки (рассрочки), налогового кредита и др.

налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Срок уплаты налога - это срок, в который уплачивается налог.

Для более полного понимания сущности налогов необходимо рассмотреть их функции.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - основная функция налогообложения. Именно посредством данной функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджет и внебюджетные фонды перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Реализуется эта функция через систему налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов и др.

Стимулирующая функция - вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство активно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и другие факторы.

Регулирующаяфункцияналогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.

Контрольная функция налогов означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. Механизм этой функции заключается в том, что налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за финансовой деятельностью экономических субъектов,

Через функции налоги показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

1.2. Нормативно-правовое регулирование налогообложения

Нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации базируется на основных положениях «Законодательства РФ о налогах и сборах» разработанных Федеральной налоговой службой РФ в их приказах и методических рекомендациях. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

«Законодательство о налогах и сборах» Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;

регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;

нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

1.3. Налог как источник формирования бюджетов РФ

Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников: налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.

В настоящее время формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсами, государство создает положительные условия для развития экономики и распределяет данные финансовые ресурсы в виде дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи. Налоги и сборы призваны сглаживать негативность кризисных явлений в экономике страны, а так же создавать стимулы, для повышения эффективности производства являясь обязательными эквивалентами платежей физ. и юр. лиц, которые собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства.

К налоговым доходам относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

К Федеральным налогам и сборам относят налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам и сборам относятся:

налог на имущество физических лиц;

Так, например, в 2016 году в местные бюджеты поступили налоги на общую сумму -199 576 960 руб.; в региональный бюджет поступило -865 128 182 руб.; в федеральный бюджет -11 454 820 927 руб.

На рисунке 1 представлены налоговые поступления от федеральных, региональных и местных налогов.

Рис.1. Поступление налогов в бюджет РФ по состоянию на 1 декабря 2016 года.

Наибольший объем поступлений налогов в бюджет страны осуществляет Центральный федеральный округ – 3 424 727 297 рублей. Второе место занимает Уральский федеральный округ - 2 663 482 327 рублей, а третье - Приволжский федеральный округ 834 101 501 руб. (см. Приложение 1).

«В России сформировано налоговое законодательство, которое без повышения налоговых ставок и роста налоговой нагрузки позволяет достигать высоких результатов налогового администрирования и стабильно обеспечивать поступления доходов во все уровни бюджета страны», - об этом заявил руководитель Налоговой службы Мишустин М.В., выступая на XVI Съезде партии «Единая Россия».

Он сообщил, что за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16% и по темпам роста на 10 процентных пунктов опережали экономику, что свидетельствует о сокращении теневого сектора. По итогам 2016 года при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений - в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн. рублей, что на 700 млрд. рублей, или на 5% больше, чем в 2015 году. Выросли все бюджетообразующие налоги:

НДС поступило 2,7 трлн. рублей, на 8,5% больше;

налога на прибыль поступило 2,8 трлн. рублей, на 6,6% больше;

НДФЛ - более 3 трлн. рублей, рост на 7,5%;

акцизов - 1,3 трлн. рублей, рост на 27,6%, в том числе акцизов на алкогольную продукцию – на 27%.

Таким образом, доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов РФ достаточно разнообразна. Как правило, именно налоговые поступления определяют степень устойчивости бюджета.

Налоги являются основным источником формирования ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах. С помощью налоговой системы осуществляется регулирующее воздействие государства на экономику и социальную сферу.

1.4.Налог как способ решения социально-экономических задач населения

Одним из важнейших направлений отечественной политики государственного регулирования провозглашалось согласование бюджетной и социальной стратегии развития российского общества. Это означает, что практически все аспекты государственной финансовой политики, ее бюджетная и налоговая составляющие должны быть ориентированы на решение социально-экономических задач, обеспечивающих нашей стране статус социального государства.

Данный статус позиционирует в качестве важнейшей задачи максимально возможное поддержание уровня жизни населения, особенно наименее социально защищенных слоев. Решение такой задачи призвана обеспечивать система социального налогообложения или взносов в государственные фонда социального страхования, действующая в качестве финансовой базы пенсионного обеспечения и иных форм социальной защиты нетрудоспособного населения.

Все предприятия и граждане Российской Федерации обязаны платить налоги независимо от их желаний и воли. Все суммы, поступающие от уплаты налогов, используются в соответствии с утвержденными бюджетами и направляются на финансирование бюджетных расходов.

На рисунке 2 представлены направления расходования средств бюджета.

Рис 2. Расходы бюджетов по основным функциям государства

Рассмотрим, каким образом изменилось распределение бюджетных средств по основным направлениям расходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Изменения в распределении бюджетных средств по основным направлениям расходов

По имеющимся данным в видно, что в 2016 году произошел рост расходов по следующим статьям:

национальная экономика на 24,71%;

охрана окружающей среды на 27.04%;

здравоохранение на 27,92%. Основной рост расходов на здравоохранение произошел за счет статьи «Стационарная медицинская помощь». Основная подстатья расходов этой статьи в 2016 году – на меры Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (150 768 124,4 тыс. руб.) (см. Приложение 3).

социальная политика на 5,66%. Рост расходов на социальную политику связан в большой мере с реализацией программы «материнского капитала» (см. Приложение 4.), а так же расходы на реализацию государственной программы «Доступная среда».

Однако произошло и падение расходов по таким важным статьям как:

образование на 3,72%;

жилищно-коммунальное хозяйство на 37,8%.

Налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета. Поэтому их значение для экономической, социальной и политической жизни страны трудно переоценить.

Налоги представляют собой важный рычаг управления социально-экономической жизни общества страны.

Заключение

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

Но для того, чтобы государство эффективного выполняло свои функции необходимо финансирование, которое он получает за счет налогов, взимаемых с населения страны. Но при этом значительная часть налоговых изъятий возвращается в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образо­вания, культуры, различных и других услуг социального характера).

Наибольшее значение в этом аспекте имеет распределительная функция налогов. То есть государство перераспределяет доходы своих граждан путем направления финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной, в результате осуществляется процесс повы­шения качества жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества.

Таким образом, у проблемы «Платить или не платить» есть только одно решение – платить. Налоги – являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Список использованных источников и литературы

1. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Р. Захарьин. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.

2. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учеб. пособие. - 3-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА – М, 2015. – 205 с.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: