Роль государства в социальной политике и его конституционные обязанности в этой сфере

Обновлено: 24.04.2024

Выше уже рассматривались типы социальной политики и было показано, что основой её типизации лежат типы состояний общества. Типы состояний общества лежат и в основе типизации государства. Так что установление однотипности со­стояния общества, государства и социальной политики — это закономерный ре­зультат обретения обществом устойчивости.

Законодательным закреплением обретённой или желаемой и декларируемой устойчивости общества с фиксированием однотипности состояния общества, типа государства и типа социальной политики является конституционное оформление ориентиров государственного строительства, социального развития и обязанностей государства в обеспечении социальных и особенно социально-трудовых прав и свобод граждан, их общностей и социальных групп.

Конституционные обязанности современного российского государства зафик­сированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. Эти обязанности выстрое­ны исходя из намерений создать в России социальное государство, в котором по­мимо верховенства закона немалую роль играет механизм так называемого социального партнёрства.

Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социаль­ные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Например, статья 7.П.1 Конституции Российской Федерации гласит:

1. «Российская Федерация — социальное государство, политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Часть 2 той же 7-й статьи Конституции рф перечисляет основные направления деятельности российского социального государства, гарантии социальной защиты

Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает ника­ких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение по­стоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в со­циально-психологическом плане.

Конституция страны содержит положения, фиксирующие обязанности государ­ства в социальной сфере, т.е. обязанности действовать в интересах благосостояния (благоприятного социального положения) граждан и социальных групп.

Социальная политика состоит и в том, что одни социальные группы (и пред­ставляющие их интересы социальные силы) заставляют государство эти обязанно­сти выполнять, а другие группы и силы заставляют государство эти обязанности полностью или частично не выполнять, а то и вообще игнорировать. Чья возьмет в той или иной конкретной ситуации, в тот или иной период, — это зависит от соот­ношения сил политического действия. По-настоящему социальным, как обещает статья 7.П.1 Конституции РФ, государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства.

К числу демократических завоеваний 90-х годов следует отнести новое отно­шение государства к международным социальным документам, принципам и нор­мам. Статья 15 Конституции РФ (её часть 4) определяет:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой сис­темы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»

Для проблематики социальной политики первостепенное значение имеют такие международные акты о социальном развитии и правах человека, как:

Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.);

Другие документы, составляющие Международный билль о правах человека;

Копенгагенская декларация о социальном развитии (1995);

Документы Совета Европы, в том числе Европейская социальная хартия, под­писанная Россией в 2000 г., но ожидающая ратификации;

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Воплощение в жизнь данного конституционного принципа - основная конституционная обязанность государства, согласно которому создание данных условий не является сугубо личным делом самого человека, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. Указанная конституционная норма означает, что у государства существуют определенные обязанности в социальной сфере, однако они прямо не закреплены в тексте Конституции РФ. Она гарантирует широкий круг социальных прав, а в соответствии со ст. 2 признание, соблюдение и защита прав и свобод - обязанность государства. В науке конституционного права детально исследуются социальные права, их гарантии, но недостаточно внимания уделяется соответствующим обязанностям государства.

В теории государства и права юридическая обязанность определяется как возникающая в пределах статутной обязанности и на основе конкретных юридических фактов точная мера должного поведения конкретного обязанного лица.

Основываясь на указанном определении, конституционная обязанность государства в социальной сфере – это установленная конституционно-правовыми нормами мера должного поведения, проявляющаяся в решениях и действиях органов государственной власти, направленных на обеспечение социальной поддержки и защиты граждан Российской Федерации.

Основными признаками конституционной обязанности государства в социальной сфере являются:

1)нормативное закрепление обязанности;

2)деятельность органов государственной власти в рамках своей компетенции;

3)цель - достижение определенного блага - социальная поддержка и защита граждан России.

Конституционные обязанности государства в социальной сфере реализуются через государственную политику, они определяют основные направления социальной политики.

Средствами государственной социальной политики должны создаваться условия, обеспечивающие достойную жизнь граждан. Государство обязано заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности путем реализации государственной социальной политики. Все направления государственной политики должны быть основаны на конституционных нормах. Пробелом Конституции РФ является отсутствие принципов и направлений государственной политики в целом, в том числе и в социальной сфере. В связи с этим интересным является исследование конституций зарубежных стран, которые такие нормы предусматривают.

Социальные болезни общества

Социальные болезни – совокупность негативных явлений в обществе, нарушающих нормальную жизнедеятельность человека либо создающих угрозу его здоровью и жизни, вызванных как социально-экономическими, так и личностно-психологическими причинами.

Многие социальные болезни в той или иной форме – константный атрибут любого общества, их неизбежность заложена в социальной природе человеческого бытия. Это антипод социальному здоровью; но если в социально нездоровом обществе присутствуют те или иные социальные недуги, различные социальные перверзии, то в обществе социально здоровом их нет либо они сведены до социально приемлемого минимума.

В числе социальных недугов общества – бедность, малообеспеченность и маргинальность; социальное сиротство; детская безнадзорность и беспризорность; правонарушения несовершеннолетних; семейное, геронтологическое и иные виды насилия; инвалидность как социальная проблема; разводы; социальные проблемы неполных и бездетных семей; вынужденное одиночество; психологические стрессы и иные серьезные личностные проблемы; пьянство, алкоголизм, наркомания и табакокурение; бездомность и бродяжничество; безработица; суициды; юное родительство; вынужденная миграция и др.

Опасность каждой из этих социальных болезней заключается в том, что, перейдя некую критическую черту и приобретя характер эпидемии, она становится угрозой для социальной, а затем и экономической, политической стабильности государства. А если имеет место стремительный, вышедший из-под контроля рост нескольких социальных аномалий одновременно, – велика опасность социального “взрыва”, эрозии основ цивилизованности и нравственно-гуманного характера человеческого общества.

Практически все социальные болезни, перечисленные выше, социальные службы и социальные работники встречают ежедневно. Именно реабилитация людей, невольно (или, к сожалению, осознанно) ставших носителями этих социальных болезней, превенция их возникновения в семьях, в среде детей, пожилых граждан и других социально уязвимых групп населения – это то, что составляет сущностное содержание и смысл социальной работы, деятельности всех специалистов организаций социального обслуживания.

В настоящее время органы исполнительной и законодательной власти многих субъектов РФ предметно занимаются разработкой и реализацией мер по ликвидации (или существенном, радикальном снижении) бездомности, бродяжничества, использования детей в целях попрошайничества, насилия в отношении детей, женщин и стариков, детской безнадзорности и других социальных патологий, несовместимых со статусом России как цивилизованного, демократического, гуманного и социального государства.

Молодёжная политика

Государственная молодёжная политика – направление деятельности РФ, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного расширения возможностей для эффективной самореализации молодёжи и повышения уровня её потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочнения её лидерских позиций на мировой арене.

Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.

Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет следующих задач:

Первая задача - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.[А25]

Вторая задача - формирование целостной системы поддержки, обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи.[А26]

Третья задача - гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.[А27]

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") (9. Молодежная политика)

Семейная политика

Семейная политика – часть социальной политики, основные действия которой направлены на семью.

Семья как объект государственной семейной политики является, с одной стороны, социальным институтом, с другой – малой социальной группой. Как социальный институт, будучи подсистемой общества, семья связана с общественными потребностями, которые, в свою очередь, определяют ее функции.[А28]

Основные направления государственной семейной политики в РФ разрабатываются исходя из: непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

Объектомгосударственной семейной политики является семья.

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.

Основными направлениями государственной семейной политики являются:

1)Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;[А29]

2)Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;[А30]

3)Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи.[А31]

Таким образом, семейная политика – это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Законодательным закреплением обретённой или желаемой и декларируемой гойчивости общества с фиксированием однотипности состояния общества, типа ;ударства и типа социальной политики является конституционное оформление иентиров государственного строительства, социального развития и обязанностей ;ударства в обеспечении социальных и особенно социально-трудовых прав и )бод граждан, их общностей и социальных групп.

Конституционные обязанности современного российского государства зафик­сированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. Эти обязанности выстрое­ны исходя из намерений создать в России социальное государство, в котором по­мимо верховенства закона немалую роль играет механизм так называемого социального партнёрства.

Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социаль­ные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Например, статья 7.п.1 Конституции Российской Федерации гласит:

]. «Российская Федерация — социальное государство, политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Часть 2 той же 7-й статьи Конституции РФ перечисляет основные направления деятельности российского социального государства, гарантии социальной защиты. Из понятия «социальное государство)! непосредственно не проистекает ника­ких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение по­стоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в со­циально-психологическом плане.

Конституция страны содержит положения, фиксирующие обязанности государ­ства в социальной сфере, т.е. обязанности действовать в интересах благосостояния (благоприятного социального положения) граждан и социальных групп.

Социальная политика состоит и в том, что одни социальные группы (и пред­ставляющие их интересы социальные силы) заставляют государство эти обязанно­сти выполнять, а другие группы и силы заставляют государство эти обязанности полностью или частично не выполнять, а то и вообще игнорировать. Чья возьмет в той или иной конкретной ситуации, в тот или иной период, — это зависит от соот­ношения сил политического действия. По-настоящему социальным, как обещает статья 7.п.1 Конституции РФ, государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства.

К числу демократических завоеваний 90-х годов следует отнести новое отно­шение государства к международным социальным документам, принципам и нор­мам. Статья 15 Конституции РФ (её часть 4) определяет:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права И международ­ные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой сис­темы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»

Для проблематики социальной политики первостепенное значение имеют такие международные акты о социальном развитии и правах человека, как:

• Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.);

• Другие документы, составляющие Международный билль о правах человека;

• Копенгагенская декларация о социальном развитии (1995);

• Документы Совета Европы, в том числе Европейская социальная хартия, под­
писанная Россией в 2000 г., по ожидающая ратификации;

• Документы Организации по безопасности н сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

Стародубцева Инна Алексеевна, доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, кандидат юридических наук.

Шелудякова Татьяна Васильевна, преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета.

В статье исследованы нормы Конституции Российской Федерации и конституций зарубежных стран, предусматривающие обязанности государства и приоритеты государственной политики в социальной сфере. Авторами обосновываются приоритеты российской социальной политики. Одним из них выделяется поддержка молодежи. Его предлагается закрепить в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: конституция, обязанности государства, государственная политика, социальная политика, приоритеты государственной политики, поддержка молодежи.

The article is devoted to the norms of the Constitutions of the Russian Federation and foreign countries, stipulating the duties of the state and the priorities of the state policy in the social sphere. The authors are substantiating the priorities of Russian social policy. One of them is the support of young people, which is secured in the Constitution of the Russian Federation.

Key words: the constitution, the responsibilities of the state, public policy, social policy, priorities of the state policy, support of young people.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Воплощение в жизнь данного конституционного принципа - основная конституционная обязанность государства, согласно которому создание данных условий не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства . Указанная конституционная норма означает, что у государства существуют определенные обязанности в социальной сфере, однако они прямо не закреплены в тексте Основного закона России. Конституция РФ гарантирует широкий круг социальных прав, а в соответствии со ст. 2 признание, соблюдение и защита прав и свобод - обязанность государства. В науке конституционного права детально исследуются социальные права, их гарантии, но недостаточно внимания уделяется соответствующим обязанностям государства. Поэтому данный вопрос является актуальным и требует научного исследования.

Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1996. С. 36.

По мнению Б.С. Эбзеева, обязанности государства перед народом, различными социальными структурами, а также личностью имеют глубокие основы, коренятся в самом укладе общественных отношений. Юридическую основу изучаемого явления составляют нормы Конституции РФ, закрепляющие обязанности государства, государственных органов и должностных лиц (конституционные государственные обязанности) по обеспечению и защите прав граждан .

Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: НОРМА, 2007. С. 96.

В теории государства и права юридическая обязанность определяется как возникающая в пределах статутной обязанности и на основе конкретных юридических фактов точная мера должного поведения конкретного обязанного лица. Основываясь на указанном определении, конституционная обязанность государства в социальной сфере - это установленная конституционно-правовыми нормами мера должного поведения, проявляющаяся в решениях и действиях органов государственной власти, направленных на обеспечение социальной поддержки и защиты граждан Российской Федерации.

Основными признаками конституционной обязанности государства в социальной сфере являются: 1) нормативное закрепление обязанности; 2) принятие решений и совершение действий органами государственной власти в рамках своей компетенции; 3) цель - достижение определенного блага - социальная поддержка и защита граждан России.

Конституционные обязанности государства в социальной сфере реализуются через государственную политику, они определяют основные направления социальной политики. По мнению Б.С. Эбзеева, конституционные обязанности Российского государства по защите граждан носят не разовый, а постоянный характер и требуют высокой степени активности государства в обеспечении материального производства, развитии экономики и формах управления ею для обеспечения индивидуальной и социальной жизни . В.Д. Зорькин отмечает, что, по смыслу Конституции РФ, социальная политика, основанная на принципе социального государства, - это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям, но конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав на основе правовой справедливости .

Там же. С. 87.
Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституц. правосудия. 2009. N 2. С. 12.

Средствами государственной социальной политики должны создаваться условия, обеспечивающие достойную жизнь граждан. Государство обязано заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности путем реализации государственной социальной политики. Все направления государственной политики должны быть основаны на конституционных нормах. Пробелом Конституции РФ является отсутствие принципов и направлений государственной политики в целом, в том числе и в социальной сфере. В связи с этим интересным является исследование конституций зарубежных стран, которые такие нормы предусматривают.

Некоторые конституции, принятые в XX - XXI вв., детально регулируют основные направления государственной политики, в том числе и социальной. Так, Конституция Королевства Таиланд (2007) и Конституция Республики Филиппины (1987) прямо предусматривают принципы и направления государственной политики. В структуру Конституции Королевства Таиланд входит отдельная гл. V "Направляющие принципы фундаментальной государственной политики", в которой содержится ч. 4 "Политика в сфере религии, социальной сфере, сфере здравоохранения, образования и культуры". В ней первым принципом, в соответствии с которым должно действовать государство в социальной сфере, является защита и развитие детей и молодежи, обеспечение питания и образования детей (ст. 80). Конституция Республики Филиппины в ст. II "Декларация принципов и государственной политики" устанавливает, что государство осуществляет справедливую и динамичную социальную политику, которая обеспечивает процветание и независимость государства, освобождение народа от бедности при обеспечении соответствующих социальных услуг, полной занятости, растущего уровня жизни и улучшения качества жизни каждого (разд. 9).

Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации; Норма, 2010. Т. 3: Дальний Восток. 1040 с.

Конституция Народной Республики Бангладеш (1972) включает отдельную ч. II "Основополагающие принципы государственной политики". Социальной сферы в ней касается гарантия бесплатного обязательного всеобщего образования, а также обязанность государства решать проблемы улучшения питания и совершенствования общественного здравоохранения, принимать меры по предотвращению употребления алкогольных и иных опьяняющих напитков и препаратов, вредных для здоровья, распространения проституции и азартных игр (ст. ст. 17 - 18). Такие особенности Конституции Народной Республики Бангладеш обусловлены тем, что в ней приоритетными провозглашаются принципы ислама.

Конституции государств Азии / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 2. С. 56 - 58.

В Конституции Республики Индия (1949) также отдельная ч. IV посвящена руководящим принципам государственной политики. В ней закреплено, что государство стремится улучшать благосостояние народа, обеспечивая и охраняя социальный порядок, при котором социальная, экономическая и политическая справедливость определяет сущность всех учреждений. Государство стремится свести к минимуму неравенство в доходах и устранить неравенство в статусе, условиях и возможностях не только среди отдельных лиц, но и среди групп населения, проживающих в различных местностях или практикующих различные профессии (ст. 38). В тексте Конституции Республики Индия употребляется термин "обязанность государства" применительно к обязанности поднять уровень питания и стандарты жизни и улучшить состояние народного здравоохранения (ст. 47).

Там же. С. 192.

Обязанности государства прямо закреплены и в Политической конституции Республики Гватемала (1985) (ст. 119), среди которых есть обязанность проявлять заботу о повышении уровня жизни и семейного благополучия всех жителей страны. Принципом социально-экономического строя Республики Гватемала провозглашается социальная справедливость (ст. 118).

Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2006. Т. 1: Северная и Центральная Америка. С. 184 - 185.

В Конституции РФ отсутствуют принципы и приоритеты государственной политики. По нашему мнению, конституционные приоритеты социальной политики - это основанные на конституционных нормах направления развития общества, которые имеют преобладающее значение для государства, оказывающего особую поддержку субъектам социальной политики. Такими приоритетами социальной политики Российской Федерации должны являться: обеспечение достойной жизни каждого человека; формирование высокоразвитого общества; поддержка молодежи как субъекта, от которого зависит развитие общества.

Хотя первый приоритет уже нашел свое отражение в Конституции РФ (ч. 1 ст. 7), предусматривающей достойную жизнь каждого как результат социальной политики, утверждение о том, что свободное развитие человека относится к приоритетам социального государства и проводимой социальной политике - неточно. Это скорее характеристика правового государства. Второй и третий приоритеты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для успешно развивающейся страны, ее процветания требуется стратегическая многоуровневая политика нации, которая будет стимулировать каждого на активное развитие. Необходимо такое совершенствование экономической, демографической и социальной политики государства, которое будет иметь целью дальнейшее всестороннее развитие общества и прежде всего молодежи. Итоги правильно проводимой социальной политики - благополучие, прогрессивное развитие и процветание не только нынешних поколений, но и будущих.

Для эффективного проведения социальной политики ее приоритеты должны быть отражены в Конституции РФ. Преамбула Основного Закона содержит указание только на благополучие и процветание России, но в ее тексте нет нормы о формировании высокоразвитого общества и отдельного упоминания о молодежи, что является ее недостатком. Перечень субъектов, поддержка которых гарантируется ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, не включает молодежь как важную часть общества, от которой зависит его развитие. Для устранения указанного недостатка предлагается дополнить перечень субъектов, указанных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, которым необходима государственная поддержка: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, молодежи, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Конституционные принципы и приоритеты должны получать свое развитие в текущем законодательстве. Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации, на наш взгляд, должна быть поддержка молодежи. Действующее федеральное законодательство по данному вопросу необходимо совершенствовать - принять Федеральный закон "О молодежной политике", в котором определить понятие, механизм и формы реализации молодежной политики, полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления молодежной политики, а также закрепить дополнительные гарантии для отдельных групп молодых людей. В случае реализации данных предложений будет создана конституционная база для государственной поддержки молодежи как одного из приоритетов социальной политики, а также созданы реальные дополнительные гарантии прав молодых людей, активная деятельность которых в различных сферах обеспечит развитие всего государства.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Баев В.Г., заведующий кафедрой конституционного права Института права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, профессор, кандидат юридических наук.

Шуняева А.Е., студентка Института права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Актуальность категории социального государства вызвана причинами как теоретического, так и политико-социального свойства. Если социальное понимать как общественное, в этом смысле социальным может быть названо любое государство. Однако в данном случае под социальным государством будет пониматься государство, которому присущи особые юридические признаки.

Понятие "социальное государство" столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, П.К. Гончаров констатирует, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности" . Несколько иначе звучит определение социального государства в статье социолога: "Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики" . М.В. Баглай полагает, что "социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности" . Как видим, исследователи усматривают особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики.

Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Политология". 2000. N 2. С. 51.
Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2007. N 2. С. 23.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа "Норма-Инфра-М", 1998. С. 118 - 119.

Идеология социального государства официально сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. В соответствии с ней Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но конституционное закрепление этого принципа не явилось гарантией его реализации на практике, что пришлось подтвердить Правительству Российской Федерации .

См.: Российская Федерация. Национальный доклад к Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития // Общество и экономика. 1995. N 5.

В самом деле, данный принцип относится к конституционно-правовому статусу государства, что предполагает конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . Представляется, что подобное определение порождает неверные представления о сущности социального государства, ведь совершенно ясно, что содержание приведенного понятия не исчерпывается исполнением государством вышеперечисленных конституционных обязанностей.

О юридических индикаторах социального государства, выработанных российской правовой наукой, речь пойдет дальше. Сначала необходимо выяснить, в какой историко-политической обстановке происходило формирование понятия социального государства.

Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX в. как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошла мощная волна революций и кризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательства государства в экономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическим режимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Термин "социальное государство" был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказала философия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересам народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего класса - класса имущих; класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является "поднятие" низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами; как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых. Проблему предлагалось решить при помощи социальной мобильности как средства преодоления классовых различий и комплекса мер социального характера. Сущность социального государства Штейн определил так: оно "обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство" .

См. об этом: Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С. 82.

Говоря о зарождении данной концепции, нельзя не упомянуть труды других немецких ученых XIX в.: А. Вагнера (идея "государства культуры и всеобщего благоденствия"), Ф. Наумана, Ю. Оффнера. Очевидно, есть какая-то взаимосвязь между двумя событиями: оформлением доктрины социального государства в работах именно немецких исследователей и ее провозглашением впервые в Конституции Федеративной Республики Германии в 1949 г. Характерная особенность трактовки социальной государственности у немецких ученых заключается в их взгляде на нее сквозь призму увязывания деятельности государства по социальной защите граждан и рыночной экономики.

Значительный вклад в развитие теории и практики социального государства внес "Новый курс" Франклина Делано Рузвельта. Явившись средством преодоления кризисных явлений в экономике, он в то же время стал базой для изменения охранительной роли государства и установления этой концепции в США благодаря обширной, продуманной и эффективной программе реформ, включающей в себя огромный блок мер социального характера: борьбу с безработицей, законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, установление максимальной продолжительности рабочей недели, введение системы государственного социального страхования по старости и безработице и др. С этой позицией полностью согласен П.К. Гончаров: "Новый курс" представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства" .

Гончаров П.К. Указ. соч. С. 48.

Конкретной цели по установлению данной доктрины в США, как нам представляется, не было поставлено, так как меры противодействия кризису Рузвельт определял интуитивно, опираясь на реальные потребности общества, а не на теоретические постулаты. Но та политическая обстановка, в которой происходило социальное реформирование в эпоху мирового экономического кризиса, дает основания полагать, что единственной альтернативой разрушению капиталистического общества явилось перераспределение национального пирога в пользу малообеспеченных слоев и соответственно обеспечение гражданам достойного уровня жизни и гарантий социальной защиты. Целью любого государства является сохранение социально-политической стабильности. Ради этого оно идет на уступки обществу и, как результат, становится социальным. "Государство так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем самосохранении", - утверждает Л.Н. Кочеткова .

Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. 2008. N 4. С. 41.

Важнейшую роль в воплощении концепции в жизнь сыграло возникновение Советского государства, где была законодательно закреплена социальная направленность политики. За образец в данном случае не может быть взят политический режим как таковой, поскольку тоталитаризм идет вразрез с институтами демократии и гражданского общества, но, несмотря на это, комплекс мер социального характера выглядит в социалистических государствах весьма впечатляюще.

Катализатором процесса развития идеи социального государства за рубежом явился так называемый план Бевериджа 1942 г. Автор предусматривал "всеохватывающую политику социального прогресса", включающую гарантирование единого национального минимального дохода, социальное обеспечение через расширение системы социального страхования и направленность на создание полной занятости. Таким образом, идея социальной государственности занимала умы ведущих ученых разных наций уже с конца XIX в., и разработанные теории адаптировались в конкретном политическом пространстве по-разному, с учетом национальных особенностей отдельных государств.

Когда доктрина социального государства приобрела концептуальное выражение (после Второй мировой войны), настал новый этап в ее развитии - конституционное закрепление. Этому типу государства присущи особые, специфические функции, которые заслуживают быть отображенными в тексте конституции. Как уже упоминалось, первой провозгласила себя социальным государством Федеративная Республика Германия, указав в ч. 1 ст. 20 Основного Закона: "Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства. " Несколько позже, в 1978 г., в ч. 1 ст. 1 Конституции Испании было отмечено: "Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм" . Так или иначе данное положение законодательно отображено в Конституциях Португалии, Греции, Турции, Дании, Швеции, Нидерландов и других стран.

См.: Конституции государств Европы: В 3 томах. Т. 1 - 2. М.: Норма, 2003.

Россия не отстала в этом смысле от европейских стран, определив себя в ст. 7 Конституции РФ 1993 г. как социальное государство. Но если оценивать реализацию данной концепции в нашей стране, например по модели П.К. Гончарова (т.е. на трех уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп), то можно прийти к выводу, что формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе: разработка концепции только начинается. Государственное управление в большинстве случаев осуществляется без реальной опоры на юридическую доктрину, нормативная база - неполная, определены лишь некоторые конституционные обязанности Российского государства в области социальной политики по отношению к его гражданам. О практической реализации вообще говорить не приходится, так как отсутствуют концептуальный и нормативный элементы.

В настоящее время большая часть развитых стран фактически являются социальными. Логично предположить, что материя социальности накладывается на их политические режимы по-разному, приобретая в разных государствах различные формы (как, например, практика "норвежского социализма"). Соответственно трудно найти универсальные компоненты данной концепции, определяющие ее сущность и содержание во всех социальных государствах. Удачной представляется их классификация, предложенная В.Е. Чиркиным.

Первое место в ряду положений, относящихся к концепции социального государства, по мнению ученого, занимает положение о социальной функции частной собственности, что совершенно справедливо, ведь "собственность является тем объектом, грамотное использование которого дает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальной лестнице, пополнять свое благосостояние" . Исторически именно она стала одним из факторов образования государственности, значение ее не уменьшается и теперь. Сигналом, свидетельствующим о становлении концепции социального государства, стало конституционное закрепление роли собственности: "собственность обязывает", "частная собственность должна служить общественным интересам, общей пользе". В тексте Конституции Российской Федерации словосочетание "общая польза" отсутствует. Между тем нагрузка на наше государство, несущее тяжелое бремя социального обеспечения, снизилась бы, если бы реализация рассматриваемой нами концепции была основана на том, что индивид сам в состоянии обеспечить себе достойный уровень жизни, пользуясь принадлежащими ему экономическими правами и гарантиями. Но такая трактовка сущности социального государства заставила бы резко изменить существующие механизмы обеспечения "достойного развития человека" и переключить внимание на экономическую сферу общественной жизни, а перераспределение национального богатства кругу представителей крупного капитала дается непросто.

Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. N 1. С. 8.

Второе положение, связанное с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Определение его дает ст. 23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. В сфере конституционного права социальное партнерство должно осуществляться в следующих формах, как считает В.Е. Чиркин: соглашения работников и работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам, политических партий - по принципиальным вопросам жизни общества, принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоев населения в решении общенациональных задач .

См.: Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы // Российский юридический журнал. 2007. N 4. С. 54.

Следующий постулат - социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономические возможности в соответствии с их статусом в обществе. Это одна из целей социального государства.

Социальная справедливость - важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых в Конституционном Суде жалоб относится, по существу, к вопросам ее обеспечения . Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины: то ли минимум оказывается слишком мал, то ли корзина слишком "легкая". Между тем социальная справедливость - принцип, который социальное государство должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает мысль, что данный тип государства выступает социально-политическим арбитром, так как регулирует экономическую, социальную, политическую и даже духовную сферы жизни общества.

См.: Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1. С. 48.

Заостровцев А.П. Конституционная экономика, общественный договор и российское общество // Общественные науки и современность. 2008. N 1. С. 59.

Ошибочным является мнение, согласно которому государство, гарантируя гражданам социальные права и создавая условия для их свободного развития, делает это себе в ущерб. Опираясь на опыт зарубежных стран, отметим, что выбранный курс на социальную ориентацию экономики, осуществление принципов социального партнерства и справедливости спасли капиталистическое общество от разрушения (в эпоху мирового экономического кризиса) и определили дальнейший прогресс в развитии этих государств (как это было в послевоенной Германии).

Правоведы оценивают сегодняшнее состояние социального государства в России на уровне первой половины 20-х годов XX в. Разработанная в 2004 г. концепция социального государства не реализуется . Мы предприняли попытку найти адекватное современности понятие социального государства, определить его содержание и конституционное закрепление. Связать же между собой доктринальную и нормативную составляющие концепции социального государства и осуществить ее на практике - задача государства.

См.: Основные проблемы социального развития России-78 // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. N 15.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: