Роль государства в развитии и поддержании ксо правовое регулирование налоговая политика

Обновлено: 28.03.2024

Цель:изучить сущность контекстов корпоративной социальной политики в Росиии.

Учебные вопросы:

  1. Роль государства в регулировании отношений между бизнесом и обществом.
  2. Идеология социально-ответственного предпринимательства.
  3. Внешние и внутренние факторы ограничения развития корпоративной социальной политики.

Изучив тему, студент должен приобрести знания и умения в рамках формируемых

компетенций, то есть:

- какую роль играет государство в развитии и поддержании КСО (правовое регулирование, налоговая политика, институциальная политика);

- как создать эффективную систему социальной ответственности.

- идеологию социально-ответственного предпринимательства (правовой контекст).

- анализировать мотивацию предпринимателей в отношении социальной политики предприятий в России (традиции, модернизационный подход, прагматизм).

- конструировать социальные установки в отношении роли предпринимателей в общественном развитии.

иметь навыки:

- проецирования деятельности фондов местного развития, СМИ, общественных организаций, ассоциаций менеджеров (Ассоциация Менеджеров по корпоративной ответственности, Ассоциация Менеджеров, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Деловая Россия, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общественная палата Российской Федерации) на социально-ответственное поведение и корпоративную культуру;

Для освоения темы студенту необходимо:

- изучить тему 8 из источников, предложенных преподавателем;

- выполнить практические задания;

- ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Роль государства в регулировании отношений между бизнесом и обществом.

2. В чем состоит идеология социально-ответственного предпринимательства?

3. В какихусловиях она формируется?

4. Какие внешние и внутренние факторы ограничивают развитие корпоративную социальную политику?

Актуальность исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.

Содержание

Введение
Раздел 1. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества
1.1 Понятие и виды КСО
1.2 Принципы формирования КСО
Раздел 2. Влияние государства на формирование корпоративной социальной ответственности
2.1. Роль государства в организации системы социальной ответственности бизнеса.
2.2. Совершенствование экономической политики государства по реализации принципов социальной ответственности бизнеса.
Раздел 3. Особенности взаимодействия государства и бизнеса: мировой опыт
3.1 Западные модели КСО
3.2. Концепция развития КСО в России
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная.doc

3.2. Концепция развития КСО в России

В последние несколько лет во многих российских компаниях происходят процессы переосмысления роли, места и конечных целей бизнеса. Стали актуальны темы формирования и продвижения привлекательного имиджа компании, развития корпоративной культуры. Всё чаще речь заходит о социальном партнёрстве, социальной ответственности и, соответственно, - о социальных инвестициях. Если на заре нового российского бизнеса понятие “ инвестиции ” имело единственный смысл - долгосрочные вложения в дело, то позднее значение этого понятия существенно расширилось. Так, поддержку людей, непосредственно связанных с компанией, - персонала, семей работников, ветеранов, ушедших на заслуженный отдых, стали связывать с социальными инвестициями бизнеса.

Современный российский бизнес осваивает новые пока для него технологии взаимодействия с обществом. Этот процесс "вовлеченности" часто реализуется в виде двух основных форм социальных инвестиций - благотворительной помощи и спонсорской поддержки. Все чаще бизнес интегрируется с культурой, наукой, здравоохранением, образованием, искусством, спортом.

Социальная сфера и благотворительность сегодня - самая благодатная зона, вкладывая в которую, крупный бизнес может эффективно налаживать свои отношения с населением, - делается вывод в исследовании РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), посвященном отношению населения к крупному бизнесу. 44% опрошенных сказали, что компании недостаточно участвуют в разработке и реализации социальных программ в территориях присутствия. Примерно такая же картина наблюдается в отношении респондентов к участию крупных компаний в региональной благотворительности: 48% говорят о недостаточной активности крупных компаний в этом направлении. Одним из итогов исследования стал вывод о том, что для развития благотворительности и социальной деятельности компании важны позиция и активность не только самого бизнес, важна инициатива с другой стороны.

Хотя в отношении населения к крупному бизнесу нет антагонизма, российские граждане в большинстве своем считают приватизацию несправедливой. Поэтому корпоративные социальные программы воспринимаются ими не как жест доброй воли, а как выплата долгов пенсионерам (создавшим национальное богатство, контролировать которое в результате приватизации стал узкий круг лиц), инвалидам и другим социально незащищенным гражданам. Именно в ответ на эти ожидания многие компании делают акцент на благотворительные программы.

Многие компании осознают сегодня важность внутренних социальных программ как своего конкурентного преимущества. Дальнейшее развитие в социальной практике компаний получили следующие достаточно стандартные программы:

добровольного медицинского страхования;

негосударственного пенсионного обеспечения.

Следует активно поддерживать международный обмен опытом в области КСО, привлекая к этой работе сами компании (менеджмент и профсоюзы). Стоит обратить особое внимание на широкую пропаганду идей и положительной практики КСО среди населения РФ.

В качестве базовой модели социальной ответственности бизнеса, наиболее приемлемой для России, по мнению автора, является европейская модель, в которой государство, используя прямые инструменты вмешательства в экономику, стимулирует социально ответственное поведение компаний. Следовательно, необходимо изучить европейский опыт построения модели социальной ответственности бизнеса.

Определяющая роль в развитии социальной ответственности бизнеса должна принадлежать государству, которому необходимо создавать условия для того, чтобы бизнесу было выгодно реализовывать социальную ответственность. При этом должна сохраняться добровольность следования принципам социально ответственного поведения.

Одной из проблем современной экономики России является отсутствие продуктивного взаимодействия бизнеса и государства. Сегодня крайне необходима организация сотрудничества между обеими сторонами, основанная на новых принципах. Международная практика показывает, что эффективное партнерство государства и бизнеса наряду с инновационными стратегиями крупных корпораций - неотъемлемая составляющая стремительного экономического роста. Несомненно, что одним из ключевых направлений экономического роста является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Следовательно, для успешного развития экономики, государству следует развивать и стимулировать социальную ответственность бизнеса.

Актуальность исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.

Содержание

Введение
Раздел 1. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества
1.1 Понятие и виды КСО
1.2 Принципы формирования КСО
Раздел 2. Влияние государства на формирование корпоративной социальной ответственности
2.1. Роль государства в организации системы социальной ответственности бизнеса.
2.2. Совершенствование экономической политики государства по реализации принципов социальной ответственности бизнеса.
Раздел 3. Особенности взаимодействия государства и бизнеса: мировой опыт
3.1 Западные модели КСО
3.2. Концепция развития КСО в России
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная.doc

Рассмотрим следующие принципы корпоративной социальной ответственности:

Прозрачность (транспарентность) принципы ведения социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими и понятными

Публичность. Любая информация о корпоративной социальной ответственности, за исключением конфиденциальной, должна быть доступна общественности

Достоверность. Недопустимо сокрытие или фальсификация данных о корпоративной социальной ответственности.

Диалог. Социальная политика строится на основе ведения диалога со всеми заинтересованными сторонами, обязательно наличие обратной связи с адресатами социальных программ.

Направленность. Наличие приоритетных направлений реализации социальных программ

Единство во времени (последовательность). Ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также за будущее влияние деятельности Компании на внешний мир.

Единство в пространстве. Универсальные принципы корпоративной социальной ответственности для всех региональных подразделений Компании.

Регулярность. Отказ от единичных и фрагментарных акций в пользу планомерных программ и проектов в рамках в зафиксированных приоритетных направлений корпоративной социальной ответственности.

Интегрированность. Проникновение принципов корпоративной социальной ответственности во все бизнес-процессы и процесс принятия решений на всех иерархических уровнях.

Актуальность. Реализуемые программы корпоративной социальной ответственности должны быть своевременны и востребованы.

Масштабность. Программы корпоративной социальной ответственности должны охватывать значительную аудиторию и быть заметны для общества в целом.

Эффективность. Затраченные на реализацию программ средства должны ощутимо помогать в решении проблем, при этом результаты программ подлежат регулярной оценке и учету.

4. Недопущение конфликтов.

Политическая неангажированность. Неучастие в предвыборных гонках, поддержке политических партий или отдельных политических деятелей.

Дистанциирование от церкви. Отказ от поддержки духовенства, церкви, отдельных конфессий или религиозных течений.

Отказ от поддержки националистических движений

Отказ от поддержки фан-клубов. В том числе спортивных, музыкальных или иных молодежных течений, противопоставляющих себя остальным.

Компания имеет право называть себя социально ответственной, а это означает, что компания действует по принципам социальной ответственности и осуществляет комплекс социальных программ в приоритетных для неё направлениях. Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании

Раздел 2. Влияние государства на формирование корпоративной социальной ответственности

2.1. Роль государства в организации системы социальной ответственности бизнеса.

Для определения роли государства в организации системы социальной ответственности бизнеса представляется необходимым выяснить мотивы компаний, реализующих принципы социально ответственного поведения. Следует отметить, что в развитых странах основным стимулом для внедрения практики социально ответственного бизнеса стали кампании, организованные активистами из некоммерческого сектора и средств массовой информации. В 90-е годы XX века многие транснациональные корпорации в сфере легкой промышленности обвинялись, например, в использовании потогонной системы труда в беднейших странах, а компании добывающих отраслей подвергались нападкам за нарушения прав человека при использовании местной полиции для защиты своих предприятий.

Несомненно, что одним из ключевых направлений экономического роста является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества.

Можно говорить о том, что происходит трансформация моделей социальной ответственности бизнеса, так как часть мероприятий в рамках социальной ответственности, несомненно, приходится сворачивать по причине нехватки финансовых ресурсов. Следовательно, приоритеты определяются целью выживания компании всеми возможными способами; многие предприятия и финансовые институты вынуждены обращаться за государственной помощью. Также следует подчеркнуть, что в условиях кризиса бизнес с трудом справляется со своей основной задачей по отношению к обществу, а именно - с созданием рабочих мест и поддержанием конкурентоспособного уровня заработной платы.

Таким образом, с одной стороны, в системе социального партнерства происходит смещение инициативы в сторону государства, в то время как многие компании оказываются не способны к поддержанию даже минимальной социальной ответственности. С другой стороны, кризис, как индикатор, проявляет истинную приверженность компаний принципам социальной ответственности бизнеса. Некоторые предприятия идут на сокращение штата и снижение зарплат своим сотрудникам, другие ищут новые способы оптимизации производства и снижения издержек при минимальных потерях человеческих ресурсов. Тем не менее, многие социально ответственные компании стремятся сосредоточить внимание на сохранении как можно большего количества рабочих мест, нередко за счет сокращения других социальных и экологических программ.

Как было отмечено ранее, социальная ответственность бизнеса вполне может стать альтернативой государственному регулированию, поэтому, на наш взгляд, государству в целях экономии трансакционных издержек следует всячески развивать и поддерживать данное явление.

Деятельность государства по продвижению принципов социальной ответственности бизнеса сочетают два направления: совершенствование правового поля; создание и продвижение различных дополнительных не законодательных инициатив, призванных убедить бизнес внедрять и расширять практику социально ответственного поведения.

2.2. Совершенствование экономической политики государства по реализации принципов социальной ответственности бизнеса.

В российской экономике на настоящий момент, к сожалению, не сложились благоприятные условия для развития социальной ответственности бизнеса. Дореволюционная благотворительность и советская система социальной поддержки не способствовали формированию институциональных норм социальной ответственности бизнеса и механизмов социального партнерства. Из-за характерной нерационально-активистской позиции представителей гражданского общества не произошло развития и интеграции вопросов социальной ответственности бизнеса и ее устойчивого развития со сферой публичной политики как в Евросоюзе. Указанные факторы наряду с низким уровнем интеграции страны в мировую экономику и информационное пространство, с отсутствием традиций корпоративного управления и неудовлетворительным состоянием общественных инфраструктур, привели к повышению роли политического фактора в распространении социальной ответственности бизнеса.

Вместе с тем, переход государства к политике стимулирования социальной ответственности бизнеса не тождественен давлению на бизнес. Проведение политики развития социальной ответственности компаний - это, в первую очередь, признание роли, которую бизнес играет в развитии страны. Поскольку социальная ответственность бизнеса явление достаточно молодое, то государственная политика должна формироваться на долгосрочную перспективу, опираться на взвешенные принципы и использовать ясные, понятные стейкхолдерам и бизнесу методы реализации. Поскольку объектом данной политики выступает, в первую очередь, бизнес, то политика должна быть понятной, обоснованной, учитывающей текущие условия деятельности бизнеса и в определенной степени комфортной для компаний.

Все это достижимо лишь в том случае, если политика в отношении социальной ответственности бизнеса не будет ставить целью увеличение числа компаний, строящих свой бизнес согласно принципам социальной ответственности. Роль государства может заключаться лишь в повышения ценности социальной ответственности в глазах бизнеса, а также в создании условий для более эффективного добровольного вклада компаний в социальную, экономическую и экологическую сферы.

Раздел 3. Особенности взаимодействия государства и бизнеса: мировой опыт

3.1 Западные модели КСО

Американская модель корпоративной социальной ответственности.

В силу природы американского предпринимательства, зиждущегося на максимальной свободе субъектов, многие сферы общества остаются до сегодняшнего дня саморегулируемыми. Так трудовые отношения работник-работодатель являются предметом двустороннего договора этих сторон. Право американцев на здравоохранение в большинстве является именно правом выбора гражданина пользоваться ли медицинскими учреждениями или нет (а отсюда и добровольность медицинского страхования). Америка выработала многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, как-то: немыслимое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса. Всем известно, что американское профессиональное образование спонсируется частным сектором, как ни в одной другой стране мира (разумеется, мы исключаем из сравнения страны, где образование, здравоохранение, иные социально значимые области существования общества финансируются государством). Последнее отчасти объясняется тем, что бизнес заинтересован в добровольных вливаниях в образование, пенсионные и страховые схемы для персонала и иные социально значимые программы. Ответственное перед обществом поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор.

Модель корпоративной социальной ответственности в континентальной Европе.

В отличие от США, где корпоративная социальная ответственность инициируется самими компаниями, выходя далеко за рамки требований законодательства в вопросах взаимоотношений компаний со своими стейкхолдерами, европейские корпорации более заметны в вопросах ограничения своей ответственности перед обществом. Европейская модель корпоративной социальной ответственности не является открытой линией поведения компании. Наоборот, та корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается в США как КСО (т.е. проводимая исключительно по инициативе самого бизнес-сообщества), в Европе, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств. Следуя модели корпоративной социальной ответственности, рассматривающей экономическую, юридическую, этическую ответственность компаний и их благотворительную деятельность, мы можем выделить следующие отличия континентальной модели корпоративной социальной ответственности от американской:

Экономическая ответственность в основном фокусируется на аспекте прибыльности бизнеса и на ответственности компании перед ее акционерами (типично американский подход). Европейцы в данную группу отношений также относят ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами;

Юридическая ответственность является базой для любой формы социальной ответственности в Европе. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, в то время как в Штатах подобное государственное регулирование воспринимается скорее как вмешательство в вопросы личной свободы;

Большинство социальных проблем относятся европейскими компаниями к сфере этической ответственности. Европейцы вообще не очень склонны доверять частному сектору. Именно этим объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны общественности в Европе, чем в каких-либо других странах. К примеру, вопросы атомной энергетики, испытания мед. препаратов на животных, генная инженерия не сходят с повестки дня европейцев;

Благотворительность не так популярна в Европе, как в США. Последнее объясняется уровнем налогового бремени, значительно превышающим американские аналоги. Как следствие, европейские компании принимают участие в филантропических акциях преимущественно через юридически закрепленные механизмы.

Британская модель корпоративной социальной ответственности.

КСО в Великобритании сочетает в себе элементы американской и континентальной моделей. Общей чертой с Континентом является, прежде всего, активная поддержка бизнеса со стороны государства. Британия славится хорошо разработанной государственной системой социального обеспечения и здравоохранения. Одновременно присутствуют и американские элементы корпоративной социальной ответственности, которые особенно четко проявились после реформ Маргарет Тэтчер. В целом, для британской модели характерны следующие признаки:

Широкое развитие сектора независимого консалтинга в области КСО; Пристальное внимание финансового сектора к проектам в области корпоративной социальной ответственности (тенденция роста количества социально ответственных инвестиционных фондов);

Повышенный интерес СМИ. Например, "Таймс" публикует индексы социальной ответственности в своем еженедельном разделе "Профиль Компании";

Система бизнес-образования Великобритании однозначно превосходит континентальную Европу по количеству и разнообразию учебных курсов в области корпоративной социальной ответственности.

Правовое регулирование, налоговая политика, институциональная политика.

Институциональная политика – проводимые государством меры, действия по формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов. Преобразования экономических институтов имеют место в процессе проведения экономических реформ, например при переходе от централизованной экономики к рыночной.

Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.

Сегодня компании находятся под существенным налоговым гнетом, уровень налоговой нагрузки производственных компаний остается высоким, поэтому снижение налогового бремени является главной целью налогового менеджмента как в зарубежных, так и отечественных компаниях.

Отмена всех льгот по налогу на прибыль с 1 января 2002 года существенно сказалась на привлекательности социальной деятельности для отечественных компаний; однако возможность оптимизации налогов при реализации политики социальной ответственности все же существует. Хотя, с точки зрения законодательства, социально ответственная деятельность компании больше не уменьшает ее выплаты по налогу на прибыль, тем не менее, умелое применение методов оптимизации может сделать политику социальной ответственности выгодной не только с финансовой точки зрения, но и в налоговом аспекте. Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» только декларирует защиту права добровольно и беспрепятственно заниматься благотворительностью и предоставление налоговых льгот. Фактическое предоставление льгот обеспечивается нормами Налогового кодекса РФ.

Принятие решения об отмене всех льгот по налогу на прибыль основывалось на двух аргументах: льготы ставят налогоплательщиков в неравное положение и льготы используются для уклонения от уплаты налогов. Льгота при исчислении налоговой базы сохранилась лишь для получателя средств виде целевого финансирования и грантов и не облагается налогом на доходы согласно пункту 14 статьи 251 НК РФ. Однако данная льгота не может рассматриваться в качестве стимула реализации политики социальной ответственности компании, осуществляющей целевое финансирование различных социальных программ. Рассмотрим основные меры налогового стимулирования реализации политики социальной ответственности, которые предоставляются согласно НК РФ от 05.08.2000 № 117 – ФЗ с последними изменениями:

Как видно из представленной таблицы, все меры налогового стимулирования политики социальной ответственности касаются либо уменьшения налогооблагаемой базы, либо отсрочки налога на прибыль организации.

Законодательным органам республик, областей, краев и иных субъектов РФ оставили лишь одну возможность стимулировать благотворительную деятельность. Они вправе понизить ставку налога на прибыль, зачисляемого в их бюджет.

Необходимо отметить, что от законодателя сложно ожидать изменений в направлении стимулирования политики социальной ответственности бизнеса. Тем не менее, у компаний есть определенные возможности управлять отдельными важными аспектами социальной ответственности. Очевидно, что компаниям в современных условиях необходимо полноценно использовать предоставляемые законодателем возможности, имея в ввиду формирование такого важного фактора финансовой эффективности, как лояльность стейкхолдеров. Меры налогового стимулирования политики социальной ответственности в РФ


Среднесрочные приоритеты правового регулирования КСО смоделированы Правительством РФ:

·Рост денежных доходов населения, уменьшение дифференциации в оплате труда, улучшение пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения

·Сокращение социальной и экономической бедности в местах с наибольшей концентрацией.

·Всеобщая доступность социальных благ – медицинское и социальное обслуживание и образование.

·Безусловная приоритетность вложений в человеке (образование и здравоохранение), что является основными условиями конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике.

·Усиление страховых принципов социальной защиты населения.

·Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих ему зарабатывать самим для повышения своего уровня жизни.




·Создание условий для эффективной занятости населения

·Социальное развитие села

·Улучшение демографической ситуации в стране.

·Неотложное реформирование трудового законодательства, привидение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.

В каждом направлении формируются ближайшие задачи. Главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность, реализуются через функции:

·Обеспечение продуктивной занятости и постоянного роста доходов

·Обеспечение социального страхования всех членов общества.

·Обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно–культурного развития.

·Социальная защита нуждающихся

·Сглаживание социального первенства путем перераспределения благ

·Предоставление социальных услуг.

·Организация экономик страны.

Возникновение и развитие услуг социальных функций государства характеризуется двойственным процессом: идет количественный рост социальных функций и они вступают в сложные системы взаимодействия с правовым, политическими и экономическими функциями, идет социализация функций. Возникает функциональная система, находящаяся в развитии, которая характеризуется рядом признаков:

·Существует системная правовая основа социальной политики

·Наличие эффективной системы социального страхования

·Существование самодостаточных государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

·Доступность социальной поддержки всем нуждающимся членам общества

·Принятие государством ответственности на себя за уровень благосостояния граждан

·Существование институтов гражданского общества, участвующих в социальной политике

·Наличие и развитие рыночной экономики.

По этим перечисленным признакам мы можем определить наличие в государстве характера – социальности.

Социальная ответственность бизнеса и приоритетные национальные проекты в России.


Беломестнов Виктор Георгиевич
Д.э.н., профессор,
заведующий кафедры экономики,
организации и управления производством,
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления,
Россия, г. Улан-Удэ

Зандакова Э.Ш.
Магистрант кафедры экономики,
организации и управления производством,
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления,
Россия, г. Улан-Удэ

В статье рассмотрена роль государства в развитии корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, государство, предпринимательство, бизнес, социальная ответственность.

Корпоративная социальная ответственность является добровольным решением фирм участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Движение фирм навстречу обществу, безусловно ценно тем, что является изъявлением доброй воли. Тем не менее некоторые страны превратили КСО в открытый и весьма эффективный инструмент государственной политики. И фирмы пытаются по мере сил соответствовать требованиям общественного мнения и государственных органов. Соответствующее законодательство уже существует в Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, работу в этом направлении ведет и правительство Канады.

Государство получает ощутимые выгоды от реализации политики, направленной на совершенствование КСО.

В первую очередь, это соблюдение законодательных норм.

Второе, снижение расходов правительства на социальную сферу и охрану окружающей среды.

А в-третьих, снижение социальной напряженности. [1]

Проблема взаимоотношений государства и бизнеса была основательно проработана орд либеральной школой экономической теории, при этом реализовались на практике в программе формирования социального рыночного хозяйства.

В данное время используются разнообразные группы инструментов регулирования КСО:

-стимулирование и поддержка дополнительных добровольных инициатив бизнеса в области КСО;

-обучение, исследовательская и методическая поддержка,

-поддержка внедрения систем оценки и отчетности

-организация диалога и партнерства государства,

-развитие международного сотрудничества по КСО

-использование налоговых и инвестиционных инструментов. [2]

На мой взгляд необходимо развитие финансовых механизмов и стимулов, поддерживающих инновационные подходы и лучшие практики компаний,

участие правительства в инициативах по КСО авторитетных международных организаций, таких как ILO, GRJ и др. В целом государственное регулирование должно давать четкий сигнал, куда двигаться бизнесу, укреплять уверенность инвесторов, поощрять предприятия, лидирующие в области социально-ответственного поведения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: