Родовая предметная подсудность понятие виды значение

Обновлено: 25.04.2024

Институт подсудности уголовных дел в системе уголовного процесса занимает положение пограничного характера, включая в себя как определенные нормы, осуществляющие деятельность по регламентации судебного устройства, так и нормы, которые регламентируют производство судебного порядка. Именно из-за этого термин «подсудность» достаточно часто применяется сразу в нескольких значениях. Во-первых, данным термином обозначается некая компетенция определенного органа судебной власти юрисдикции общего характера, то есть тот круг дел правонарушительной направленности, который подлежит рассмотрению, а также разрешению по существу данным судебным органом. Во-вторых, применительно к отдельному уголовному делу или группе дел он означает специфическую принадлежность этого дела к кругу тех, которые в свою очередь подлежат рассмотрению судебным органом в определенном составе.

Отсюда получается, что подсудность по большей части показывается как совокупность признаков дела правонарушительного порядка, позволяющая определить, какой именно орган власти судебной направленности первой инстанции и в каком именно составе уполномочен заниматься разбирательством того или иного дела уголовной направленности по существу.

Что касается, вопросов подсудности, то они имеют достаточно весомое значение, выходящее за рамки исключительно интересов процессуальной направленности. Неуклонное соблюдение конкретных норм о подсудности является одним из главных приоритетов государства в области реализации власти судебного характера, так как оно в самую первую очередь заинтересовано в том, чтобы уголовные дела рассматривались именно теми органами судебной власти, к компетенции которых они отнесены.

Это, в свою очередь, обусловлено сразу несколькими причинами:

  • организация системы судебной направленности Российской Федерации имеет прямую связь со сложностью, а также тяжестью дел, которые входят в компетенцию определенного ее звена;
  • число судебных органов рассчитано по конкретному предполагаемому количеству дел, а это означает, что преступление через какие-либо правила подсудности повлекло бы за собой нарушение равномерности распределения нагрузки между органами судебной власти и, а отсюда последовало бы снижение эффективности их деятельности;
  • с помощью специальных правил о подсудности защищаются какие-либо интересы лиц, имеющих определенный интерес в уголовном процессе, так как они гарантируют реализацию конституционного права лица на рассмотрение его дела в том органе судебной власти или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено самим законом (статья 47 часть 1 Конституции Российской Федерации)

Определенное значение подсудного института предопределило тот факт, что, не обращая внимания на расширение состязательного, а также диспозитивного начала в современном правонарушительном судебном производстве он все также остается институтом публичного характера уголовно-процессуального права, так как соблюдение соответствующих правил является необходимой обязанностью судебного органа и никаким образом не зависит от волеизъявления сторон. Нарушение определенных правил подсудности сопровождается достаточно тяжелыми для суда последствиями. Как в свое время отмечал И. Я. Фойницкий, отказ в принятии судебным органом какого-либо дела, ему подсудного, есть отказ в правосудии; принятие к процессу рассмотрения дела, ему неподсудного, есть превышение власти. От точного соблюдения компетенции органа судебной власти зависит обеспечение правосудия, наличие совокупности процессуальных гарантий, которые в свою очередь являются необходимыми для хода разбирательства по существу определенной категории правонарушительных дел.

Виды подсудности

Различие определенных норм процессуальной направленности, которые служат для определения того или иного органа судебной власти, является четким основанием для осуществления разграничения подсудности на виды. Если посмотреть на это с точки зрения организации деяний судебного характера, то в процессе правосудия по делам правонарушительного порядка у подсудности есть сразу две стороны, в зависимости от того, разграничивается ли компетенция между звеньями судебной системы или между равными по уровню судебными органами. В первой ситуации определение подсудности напрямую зависит от границ, которые в свою очередь гражданин, который является законодателем устанавливает в виде предмета судебной деятельности определенного звена, отсюда, определяемая ими подсудность называется предметной (также ее достаточно часто называют родовой). Отмеченные границы компетенции не исчерпывают специального вопроса о разграничении каких-либо полномочий, так как есть еще внутренние границы, которые служат для определения компетенции различных органов судебной власти, входящих в единое звено.

Данная компетенция определяется территорией юрисдикции конкретного суда, то есть конкретным местом его деятельности и составляет территориальную подсудность.

Предметная подсудность

Подсудность предметной направленности, как уже ранее говорилось, определяется специальным видом (или же можно сказать родом) конкретного преступления, которое в свою очередь выступает в качестве специального предмета производства по делу уголовной направленности и подсудно определенному звену судебной системы, то есть степени его судебной власти. Данный вид подсудности устанавливается законодателем в зависимости от квалификации инкриминируемого лица преступления, а это говорит о том, что в конечном счете устанавливается именно от вида и размера уголовного наказания.

Судьям мирового уровня подсудны дела уголовной направленности о каких-либо преступлениях, наивысшее наказание за совершение которых не превышает конкретного срока, который составляет три года лишения свободы, за исключением правонарушительных дел о преступлениях, предусмотренных в части 1 31 статьи Уголовного Правового Кодекса.

Судебном органу районной направленности вполне подсудны правонарушительные дела обо всех преступлениях, за исключением дел уголовного характера, которые в свое время законодателем отнесены к компетенции других звеньев судебной системы (об этом свидетельствует часть 2 статья 31 Уголовно Правового Кодекса).

Верховному органу судебной власти республики, краевому или областному суду, суду какого-либо города федерального значения, суду области автономной направленности и суду автономного округа подсудны:

  1. дела правонарушительного порядка о преступлениях, которые в свое время предусмотрены пунктом 1 частью 3 статьи 31 Уголовно Правового Кодекса
  2. дела уголовного характера, в свою очередь переданные в данные органы судебной власти в соответствии со статьей 34 и 35 Уголовного Правового Кодекса
  3. дела правонарушительной направленности, в материалах которых находятся определенные сведения, составляющие тайну государственной направленности

Стоит отметить, что суду верхного порядка Российской Федерации подсудны дела правонарушительного порядка, в свое время отмеченные в 452 статье Уголовного Правового Кодекса, а также другие уголовные дела, имеющие отношение федеральным конституционным законом или федеральным законом к его подсудности (об этом свидетельствуется 4 част 31 статьи Уголовного Правового Кодекса).

Таким образом, можно подвести итог, что подсудность предметной направленности в большей степени определяется для каждого органа судебной власти в его максимуме, в том случае, если происходит превышение его максимума, то это является нарушением определенных правил. Исключение составляет подсудность Верховного Суда Российской Федерации, к которой законодатель отнес дела особой сложности при конкретном условии, когда имеется необходимое ходатайство Генерального прокурора Российской Федерации, а также ходатайство обвиняемого. Как в большинстве случаев, показывает практика судебного характера, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в первой инстанции занимается разбирательством дел об особо тяжких преступлениях, а также дел, неоднократно ранее разбирающихся областными, а также районными органами судебной власти.

Территориальная подсудность

Территориальная подсудность позволяет распределить правонарушительные дела между органами судебной власти одного звена. В качестве общего правила для определения территориальной подсудности выступает конкретное место совершения преступления (forum delicti commissi). Так и получается, что дело уголовной направленности подлежит процессу разбирательства по существу тем судом, на территории юрисдикции которого выполнено конкретное деяние или последнее из действий, образующих состав преступления, инкриминируемого лицу (для преступлений с формальным составом) либо наступил требующийся для состава данных преступлений результат (для преступлений с материальным составом).

В той ситуации, если правонарушительное деяние было начато в месте, на которое в свою очередь, распространяется юрисдикция одного судебного органа, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное дело правонарушительного порядка подсудно суду по месту окончания преступления (часть 2 статья 32 Уголовного Правового Кодекса).

Если те деяния, которые были совершены против закона и при этом в разных местах, то уголовное дело разбирается судебным органом, юрисдикция которого распространяется на то место, где в свою очередь было совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (часть 3 статья 32 Уголовного Правового Кодекса).

Распределение уголовных дел

Распределение дел уголовной направленности по какому-либо признаку территориальности обеспечивает реализацию принципа обеспечения доступа граждан к процессу правосудия и при этом направлено на минимизацию личных, а также каких-либо финансовых затрат, тесно связанных с судебным разбирательством правонарушительного дела. Именно этим объясняется некоторая подвижность определенных территориальных правил подсудности, а также некая возможность их изменения в конкретных законом случаях, что, как уже было указано, недопустимо для правил предметной подсудности, где совокупность процессуальных гарантий может быть предоставлена только органом судебной власти определенного уровня.

Специфика построения судебной системы Российской Федерации, где существует большое количество судебных органов районной направленности с небольшим количеством судей, также обусловила потребность законодательной регламентации случаев, когда происходит изменение территориальной подсудности является необходимой и вынужденной мерой, которая в свою очередь обеспечивает реализацию основных принципов осуществления правосудия.

Что касается изменения подсудности, то оно может иметь место по ходатайству сторон либо по инициативе председателя органа судебной власти до начала процесса, когда происходит судебное рассмотрение в таких ситуациях:

  1. удовлетворение заявленного стороной специального отвода всему составу соответствующего органа судебной власти в конкретном порядке, который в свое время предусмотрен 65 статьей Уголовного Правового Кодекса
  2. все граждане при должности, которые являются судьями данного органа судебной власти ранее участвовали в процессе производства по разбираемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии с 63 статьей Уголовного Правового Кодекса
  3. в ситуации, когда не все лица, которые являются участниками судебного производства по правонарушительному делу проживают в конкретном месте, на которое распространяется юрисдикция данного органа судебной власти, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного дела уголовного порядка

Вопрос об изменении подсудности на территориальном уровне разрешается председателем вышестоящего органа судебной власти или его заместителем в конкретном порядке, который в свою очередь устанавливается для осуществления разбирательства жалоб на деяние и решения органов предварительного расследования (часть 3 статья 35 Уголовного Правового Кодекса).

Помимо предметной, а также территориальной подсудности в теории уголовного процесса принято отмечать некоторые другие ее виды.

Подсудность персонального порядка в большей мере предполагает именно распределение уголовных дел между абсолютно различными звеньями судебной системы при наличии специального субъекта и вследствие чего происходит процесс рассмотрения как разновидности предметной (родовой) подсудности. Также важно, что особенности личности обвиняемого лица, признаются законодателем во внимание во время определения подсудности судов военной направленности (часть 4 и 5 31 статья Уголовного Правового Кодекса), а также при определении подсудности Верховного Суда Российской Федерации, который в свое время рассматривает дела уголовного характера по отношению к членам Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и федеральных судей, заявивших об этом соответствующее ходатайство (часть 4 статья 31 Уголовно Правового Кодекса).

Подсудность по связи каких-либо дел правонарушительной направленности (forum connexitatis) возможна только в тех случаях, когда происходит обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела уголовного порядка о которых подсудны судам разных уровней. В разбираемой ситуации, дело правонарушительного порядка обо всех преступлениях подлежит рассмотрению специальным вышестоящим судом (об этом в свое время говорится в части 1 статьи 33 Уголовного Правового Кодекса).

Родовая (предметная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции, т.е. здесь критериемразграничения юрисдикционных полномочий судов и судей выступает род, вид, категория дел.

Родовая подсудность императивно определяется законом и потому не может быть изменена соглашением сторон.

Необходимо различать две ее разновидности: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная родовая подсудность устанавливает правила разграничения предметных полномочий, во-первых, между судами двух уровней: федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями; во-вторых, между различными звеньями судебной системы.

Горизонтальная родовая подсудность представляет собой порядок разграничения предметных полномочий по горизонтали, т.е. между судами военной и невоенной юрисдикции, а также между судьей и судом как органами единоличной и коллегиальной компетенции.

Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:

1)мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции:

· дела о выдаче судебного приказа;

· дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

· иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

· дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

· дела об определении порядка пользования имуществом.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. Так, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" устанавливает, что мировым судьям также подсудны дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП и законами субъектов РФ.

При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде;

2) районные суды.Компетенция районных судов определена по остаточному принципу: им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции иных судов общей юрисдикции.

Помимо гражданских дел районные суды также рассматривают дела об административных правонарушениях.

Дела, отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен);

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции дела:

· связанные с государственной тайной;

· об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (за исключением конституций и уставов субъектов РФ);

· о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;

· о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

· о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

· о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

· о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

4) Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

· об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

· об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

· об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки.

· о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

· об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

· по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;

· о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ могут быть отнесены и другие дела.

Военные суды представляют собой не звено, а самостоятельную вертикаль, которая функционирует параллельно с иными судами общей юрисдикции. При этом дела, отнесенные к подсудности военных судов, не могут рассматриваться иными судами общей юрисдикции.

В качестве квалифицирующих признаков предметных полномочий военных судов выступают статус субъектов спора (или дела) и характер дела. Поэтому по общему правилу военным судам подсудны дела с участием военнослужащих и органов военного управления, связанные с военной службой.

Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" установлена трехзвенная система военных судов:

Гарнизонные военные суды.

Их компетенция определяется по остаточному принципу: указанные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские и административные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда;

Понятие подсудности необходимо отличать от подведом­ственности.

Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы (внутри конкретной ветви) по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третей­ских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

Условие возникновения гражданского процесса по конкретному спору - решение судьей двусторонней за­дачи:

  1. относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность);
  2. какой конкретно суд обязан рас­сматривать данное дело (подсудность).

Подсудность — это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к веде­нию конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

В ГПК РФ подсудность гражданских дел регламентируется гл. 3.

Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции

Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции:

  • родовая (предметная);
  • территориальная (пространственная).

Родовая подсудность гражданских дел

Родовая подсудность - подсудность гражданских дел по первой инстанции судам определенного уровня судебной системы ( т.е. "по вертикали" ).

Родовая подсудность определяется

  • характером (родом) дела,
  • предметом спора,
  • иногда субъектным составом материального пра­воотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа:

  1. подсудные мировым судьям,
  2. подсудные районным судам,
  3. подсудные верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, суду автономной области, судам автономных округов,
  4. подсудные Верховному Суду Рос­сийской Федерации.

По родовой подсудности происходит отграничение компетен­ции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции судов субъек­тов Федерации и последних — от компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

Родовая подсудность не только помогает правильно определить суд, который будет рассматривать дело по первой инстанции, но и служит критерием распределения нагрузки судов (какое количество дел будет разрешаться тем или иным судом).

При этом у вышестоящих судов нет права на изъятие дел для рассмотрения из нижестоящих судов , так как согласно п. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотре­ние его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Территориальная подсудность гражданских дел

С помощью территориальной подсудности гражданские дела, подведомственные суду, разграничиваются между судами одного уровня внутри судебной системы по горизонтали, т.е. в пространстве, на которое распространяется их юрисдикционная деятельность.

Правила территориальной подсудности позволяют определить, в какой конкретный суд из однородных судов одного уровня (звена) следует обратиться с иском, заявлением, чтобы разрешить дело.

Общее правило территориальной подсудности (общая терри­ториальная подсудность) закреплено в ст. 28 ГПК РФ. Согласно этому правилу иск предъявляется в суд по месту жительства от­ветчика. Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации. В норме заложен принцип ин­тереса, а именно: лицо, заинтересованное в защите своего права, предъявляет иск в том суде, на территории юрисдикции которого находится ответчик.

В теории гражданского процессуального права территориаль­ную подсудность разделяют на подвиды:

  • общая ;
  • альтернативная (подсудность по выбору истца) - дело подсудно не только суду по месту нахождения ответчика, но и другому суду, указанному в законе;
  • ис­ключительная - исключает применение других видов территориальной подсудности;
  • договорная - стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела;
  • подсудность по связи дел .

В ст. 131 ГПК РФ говорится, что истец обязан в исковом заявлении указать место жительства ответчика. Установление места жительства судом не проводится, за исклю­чением случаев розыска ответчика (ст. 120 ГПК РФ).

В Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. также со­держатся эти два юридических понятия. Местом пребывания на­зывается то место, где гражданин находится временно, тогда как в ч. 1 ст. 20 ГК РФ записано, что местом жительства признается то место, где гражданин постоянно или преимущественно про­живает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усынови­телей или опекунов.

В настоящее время граждане могут иметь не одну, а несколько квартир на праве собственности, или домов. В ч. 2 ст. 213 ГК РФ говорится, что количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничивают­ся, поэтому определить их постоянное или преимущественное место жительства бывает иногда трудно. Судебная практика при решении этого вопроса исходит из положений о регистрационном учете граждан, введенном вместо прописки. Иск к гражданину предъявляется в том суде, где проведен регистрационный учет гражданина.

Последующая после предъявления иска перемена ответчиком места жительства не меняет первоначальной подсудности дела.

Не является местом жительства пребывание граждан в след­ственном изоляторе или в местах отбывания наказания. Иски лицам, отбывающим наказание либо находящимся в следствен­ных изоляторах, предъявляются по последнему известному месту жительства.

Иски к организациям предъявляются по общему правилу по месту нахождения организации. Место нахождения организации опреде­ляется местом государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не установлено иное.

В ст. 29 ГПК РФ установлены случаи определения альтернативной подсудности , т.е. места рассмотрения дела по выбору истца (выбор стороной суда либо по месту жительства, на­хождения истца, либо ответчика). Альтернативная подсудность может устанавливаться для защиты слабой стороны (например, потерпевшего), предоставления дополнительных процессуальных возможностей для защиты истцом своих прав, реализации принципа процессуальной экономии (за счет снижения издержек и времени разбирательства, концентрации доказательств в определенном месте и др.).

Исключительная подсудность по определенным категориям гражданских дел, указанным в законе (ст. 30 ГПК РФ), точно предопределяет в законе выбор суда. Нормы, устанавливающие исключительную подсудность, позволяют создать наилучшие условия для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения некоторых категорий дел. Предъявление исков по перечисленным в законе делам в другие суды, кроме указанных, исключается. Изменить правила исключительной подсудности по договору нельзя.

Договорная подсудность означает, что стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела. В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса стороны вправе сами определить суд, которому подсудно дело. Однако они могут изменить только два вида территориальной подсудности: общую (ст. 28 ГПК РФ) и альтернативную (ст. 29 ГПК РФ). Исключительная подсудность, как и родовая, не может определяться соглашением сторон. Эти виды подсудности имеют определяемый законом регламент.

Подсудность нескольких связанных между собой дел имеет ме­сто в том случае, когда между ними существует такая объективная связь, которая позволяет рассмотреть все заявленные требования в одном процессе (ст. 151 ГПК РФ). Существование этого вида подсудности по связи требований обусловлено необходимостью своевременного и правильного рас­смотрения в одном деле нескольких требований, заявленных к различным ответчикам. Все заявляемые требования в этом случае вытекают из одного правового основания. Например, иск может быть предъявлен к лицам, совместно причинившим вред (ст. 1080 ГК РФ). Автор произведения, открытия может предъявить иск к другим авторам, соавторам.

Согласно правилам подсудности по связи дел истцу принад­лежит право предъявления иска в суд по месту жительства одного из ответчиков либо нескольких ответчиков. Право выбора суда в связи исковых требований принадлежит истцу.

Подсудность по связи исковых требований отличается от альтернативной тем, что при применении альтернативной подсудности происходит выбор стороной суда либо по месту жительства, на­хождения истца, либо ответчика. При подсудности по связи дел выбор суда происходит только по признаку места жительства нахождения ответчика (ответчиков).

Передача дела, принятого к своему производству, в другой суд

Передача гражданского дела из одного суда в другой — явле­ние исключительное. Общее правило подсудности состоит в том, что дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено этим судом по су­ществу, несмотря на то, что в дальнейшем оно стало подсудным другому суду.

Однако, как исключение, передача дела из одного суда в другой может иметь место, но лишь в случаях, предусмотренных в зако­не (ст. 33 ГПК РФ), и в порядке, регламентированном нормами гражданского процессуального права.

В настоящее время существуют четыре ситуации, при которых суд передает дело в другой суд, если:

  1. ответчик , место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения ;
  2. обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств ;
  3. при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности ;
  4. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными . Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются (ст. 33 ГПК РФ).

Понятие подсудности в системе судов общей юрисдикции

Понятие подсудности необходимо отличать от подведом­ственности.

Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы (внутри конкретной ветви) по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третей­ских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

Условие возникновения гражданского процесса по конкретному спору - решение судьей двусторонней за­дачи:

    1. относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность);
    2. какой конкретно суд обязан рас­сматривать данное дело (подсудность).

    Подсудность — это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к веде­нию конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

    Подсудность гражданских дел регламентируется гл. 3 ГПК РФ.

    Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции

    Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции:

      • родовая (предметная);
      • территориальная;
      • по связи дел.

      Родовая подсудность гражданских дел

      Родовая подсудность - подсудность гражданских дел по первой инстанции судам определенного уровня судебной системы.

      Родовая подсудность определяется

        • характером (родом) дела,
        • предметом спора,
        • иногда субъектным составом материального пра­воотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

        Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа:

          1. подсудные мировым судьям,
          2. подсудные районным судам,
          3. подсудные верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, суду автономной области, судам автономных округов,
          4. подсудные Верховному Суду Рос­сийской Федерации.

          По родовой подсудности происходит отграничение компетен­ции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции судов субъек­тов Федерации и последних — от компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

          При этом у вышестоящих судов нет права на изъятие дел для рассмотрения из нижестоящих судов , так как согласно п. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотре­ние его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

          Территориальная подсудность гражданских дел

          В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает также территория (административная территория), на которой функционирует конкрет­ный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов (из множества районных либо судов субъектов Федерации) подсудно данное дело.

          Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью. Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами .

          Общее правило территориальной подсудности (общая терри­ториальная подсудность) закреплено в ст. 28 ГПК РФ. Согласно этому правилу иск предъявляется в суд по месту жительства от­ветчика. Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации. В норме заложен принцип ин­тереса, а именно: лицо, заинтересованное в защите своего права, предъявляет иск в том суде, на территории юрисдикции которого находится ответчик.

          В теории гражданского процессуального права территориаль­ную подсудность разделяют на подвиды:

            • общая ;
            • альтернативная (подсудность по выбору истца) - дело подсудно не только суду по месту нахождения ответчика, но и другому суду, указанному в законе;
            • ис­ключительная - исключает применение других видов территориальной подсудности;
            • договорная - стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела.

            Правило общей подсудности гласит: иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика или по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ). В ст. 131 ГПК РФ говорится, что истец обязан в исковом заявлении указать место жительства ответчика. Установление места жительства судом не проводится, за исклю­чением случаев розыска ответчика (ст. 120 ГПК РФ).

            В ст. 29 ГПК РФ установлены случаи определения альтернативной подсудности , т.е. места рассмотрения дела по выбору истца (выбор стороной суда либо по месту жительства, на­хождения истца, либо ответчика).

            Исключительная подсудность по определенным категориям гражданских дел, указанным в законе (ст. 30 ГПК РФ), точно предопределяет в законе выбор суда. Предъявление исков по перечисленным в законе делам в другие суды, кроме указанных, исключается.

            Договорная подсудность означает, что стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела. В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса стороны вправе сами определить суд, которому подсудно дело. Однако они могут изменить только два вида территориальной подсудности: общую (ст. 28 ГПК РФ) и альтернативную (ст. 29 ГПК РФ). Исключительная подсудность, как и родовая, не может определяться соглашением сторон. Эти виды подсудности имеют определяемый законом регламент.

            Подсудность по связи дел

            Подсудность нескольких связанных между собой дел имеет ме­сто в том случае, когда между ними существует такая объективная связь, которая позволяет рассмотреть все заявленные требования в одном процессе (ст. 151 ГПК РФ). Существование этого вида подсудности по связи требований обусловлено необходимостью своевременного и правильного рас­смотрения в одном деле нескольких требований, заявленных к различным ответчикам. Все заявляемые требования в этом случае вытекают из одного правового основания. Например, иск может быть предъявлен к лицам, совместно причинившим вред (ст. 1080 ГК РФ). Автор произведения, открытия может предъявить иск к другим авторам, соавторам.

            Подсудность по связи исковых требований отличается от альтернативной тем, что при применении альтернативной подсудности происходит выбор стороной суда либо по месту жительства, на­хождения истца, либо ответчика .

            При подсудности по связи дел выбор суда происходит только по признаку места жительства нахождения ответчика (ответчиков) .

            Передача гражданского дела из одного суда в другой — явле­ние исключительное. Общее правило подсудности состоит в том, что дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено этим судом по су­ществу, несмотря на то, что в дальнейшем оно стало подсудным другому суду.

            Однако, как исключение, передача дела из одного суда в другой может иметь место, но лишь в случаях, предусмотренных в зако­не (ст. 33 ГПК РФ), и в порядке, регламентированном нормами гражданского процессуального права.

            В настоящее время существуют четыре ситуации, при которых суд передает дело в другой суд, если:

              1. ответчик , место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения ;
              2. обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств ;
              3. при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности ;
              4. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными . Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

              О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

              Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются (ст. 33 ГПК РФ).

              Полномочия судов определены пределами подсудности уголов­ных дел каждому из них.

              Подсудность зависит от определенных качеств (признаков) самого уголовного дела:

              • квалификации преступления,
              • вида и размера возможного наказания,
              • места со­вершения преступления,
              • иногда от свойств личности обвиняе­мого.

              Подсудность — это предписанная процессуальным зако­ном совокупность признаков уголовного дела, по которым оп­ределяется, какой из судов будет правомочен принять данное дело к рассмотрению в качестве суда первой инстанции, рас­смотреть и разрешить его.

              Из этого следует, что подсудность устанавливается в законе для определенных категорий дел и остается неизменной до тех пор, пока не изменен процессуальный закон.

              Значение подсудности:

              Подсудность позволяет относительно пропорционально распределить на­грузку между судами, обеспечивая:

              • близость и доступность суда населению,
              • компе­тентность суда, устанавливая, что дела о наиболее тяжких пре­ступлениях рассматриваются более высоким звеном судебной системы.

              Виды подсудности:

              1. предметная (родо­вая) - определяется в зависимо­сти от квалификации преступления или вида и размера наказа­ния;
              2. персональная - определяется указанными в законе признаками, характеризующими личность подсудимого (например, член Совета Федерации, депутат Государст­венной Думы);
              3. территориальная - связана с рас­пределением рассмотрения дел не по звеньям судебной систе­мы, а по территории, на которую распространяется юрисдик­ция конкретного суда; общим правилом определения территориальной подсуд­ности является связь места рассмотрения дела с местом совер­шения преступления.

              Передача уголовного дела по подсудности

              См. также Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2018 N 39-П

              Изменение территориальной подсудности не свидетельствует о нарушении права на рассмотрение уголовного дела законно установленным, а не произвольно выбранным судом, притом что это суд той же компетенции, хотя и другой территориальной юрисдикции

              Несмотря на достаточно четкое регулирование в законе пра­вил о подсудности, в жизни могут возникать ситуации, требую­щие передачи дела из одного суда по подсудности в другой. Следует еще раз подчеркнуть:

              • предметная или персональная подсудности предопределены законом и не могут быть измене­ны , а
              • территориальная подсудность может быть изменена при наличии указанных в законе обстоятельств.

              Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:

              1. по ходатайству стороны - в случае удовлетворения в соответствии со ст. 65 Кодекса заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда ;
              2. по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, - в случаях:
                • если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст. 63 Кодекса;
                • если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела;
                • если имеются обстоятельства, которые могут поставить под сомнение объективность и беспристрастность суда при принятии решения по делу.

              Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела по данным основаниям разрешается в срок до 10 суток со дня поступления ходатайства.

              Ст. 34 УПК РФ устанавливает, что с удья, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности.

              Суд, установив, что находящееся в его производстве уголовное дело подсудно другому суду того же уровня, вправе с согласия подсудимого оставить данное уголовное дело в своем производстве, но только в случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании.

              Если уголовное дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, то оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности.

              Автор статьи

              Куприянов Денис Юрьевич

              Куприянов Денис Юрьевич

              Юрист частного права

              Страница автора

              Читайте также: