Род речи призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд это

Обновлено: 23.04.2024

Виды красноречия.Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие.Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей. К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном - - вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача - научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.Судебное красноречие - род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.Выдающиеся судебные ораторы прошлого - В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.Судебная речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и слушающих. Цель судебного процесса - законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить - составляющие судебной речи. Особенности судебной речи - знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность содержания, официальность и итоговый характер речи.В судебном красноречии выделяют речь защитника и обвинителя. Предметом спора является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания. В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.Образцом высокого слога могут служить речи Ф.Н. Плевако."Покойный был борцом за права, за честь; покойный спасал обвиняемых, защищал сирого и обиженного. Так неужели ему нужна тризна, неужели ему приятнее слезы осужденного, как благоухание кадильника?Нет, иную услугу хотелось бы оказать ему, иное слово, чем беспощадное обвинение, хочется услышать в помянные дни по нем".Социально-бытовая речь самая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII в. Для придворного красноречия было характерным использование сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все более свободным и простым. В настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых клише."В этот праздничный день разрешите мне по поручению нашего коллектива от всей души поздравить уважаемого Ивана Ивановича с днем рождения и пожелать ему долгих лет жизни, здоровья и плодотворной работы".Духовное (церковно-богословское) красноречие имеет в России давние традиции. В Киевской Руси выделяли два его подвида: дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное, посвященное торжественным событиям или датам. Проповедники Древней Руси избирали для своих проповедей философские, политические, нравственные темы. Известны проповеди Кирилла Туровского - XII в., Тихона Задонского - XVIII в., патриарха Московского и всея Руси Пимена - XX в. и др.Особенностью духовного красноречия в России является осмысление истории, элемент воспитания, обращение к внутреннему миру человека.Духовное красноречие изучает специальная наука - гомилетика.Роды красноречия не замыкаются в себе, между ними нет четких границ, часто они переплетаются по тематике.Основные роды и виды современного красноречияСОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ

1. Социально-политическое красноречие.

2. Академическое красноречие.

3. Судебное красноречие.

4. Социально-бытовое красноречие.

5. Богословско-церковное красноречие.

Переходя к родовой и видовой классификации рассматриваемой общественной практики, попробуем представить ее схематически или в виде таблиц.
А. Род красноречия
Б. Вид красноречия
I. Социально- политическое красноречие
Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде).

Род в ораторском искусстве - это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то оп в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Причем в первых двух родах красноречия их предметы (тематика) не всегда поддаются четкой разделительной характеристике. Предмет судебного красноречия, как правило, отличается от тематики, а тем более от ближайшей цели первых двух родов ораторского искусства. Это же нужно с еще большей определенностью сказать о предмете–тематике и проблематике, а также о ближайших целях социально-бытового и особенно богословско-церковного красноречия. Что же касается форм, в которых воплощаются роды, а в них–соответствующиевиды (жанры) красноречия, то при том общем, в чем они сходятся между собой, в каждом виде ораторского искусства они проявляются с достаточной определенностью.

4 Вопрос. Лингвистические особенности ораторской речи.Ораторская речь — это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, это речь, адресованная определенной аудитории, публичная речь.Такая речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия. По своему характеру она представляет собой монологическую речь, т. е. рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающее ответной словесной реакции.Однако если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог слушателя, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний (диалог). Взаимодействие между говорящим и слушателями носит характер субъектно-субъектных отношений. Обе стороны являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичногообщения.Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:1) наличие обратной связи (реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать речь;2) устная форма общения. Публичная речь представяет собой непосредственный разговор со слушателем. В ней реализуется устная форма литературного языка. Такая речь воспринимается на слух, поэтому важно правильно построить и организовать свое выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателем;3) сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. В процессе обдумывания, разработки, написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст — это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен именно произнести речь, чтобы ее поняли и приняли. В этот момент появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать, опираясь на реакцию слушателей;4) использование различных средств общения.Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Важную роль в процессе выступления играют паралингвистические, невербальные средства коммуникации.Таким образом, актуализируются слова крупнейшего ученого-лингвиста В. В. Виноградова: «Ораторская речь — особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского "действа”».

136. Род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан, — это красноречие .
• судебное

137. Род таких географических названий, как Сан-Франциско, Перу, Миссисипи
• определяется родом соответствующего нарицательного имени существительного

138. Рубрикация текста — это:
• деление текста на составные части

139. Ряд вопросов к аудитории, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, — это:
• дубитация

140. Ряд существительных мужского рода (башкиры, господа, солдаты и др.) имеют в родительном падеже множественного числа окончание
• нулевое

141. Ряд существительных среднего рода (на -ко: облако, очко; на -це: полотенце) имеют в форме родительного падежа множественного числа окончания
• ов, — ев

142. С научным стилем имеет много общего:
• официально-деловой

144. Связанность ораторской речи обеспечивается:
• когезией, ретроспекцией и проспекцией

145. Система средств и способов выражения отношений общающихся друг к другу — это:
• речевой этикет

146. Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи — .
• конспект

147. Системная организация, наличие дефиниции, однозначность в пределах одной терминосистемы, отсутствие экспрессивной окраски, стилистическая нейтральность — это особые свойства .
• термина

148. Склоняемые аббревиатуры на согласную (вуз, МИД, ТАСС):
• могут относиться к мужскому роду или определяются по роду стержневого слова

149. Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо одной профессией, — это:
• профессионализмы

150. Слова типа протеже, визави, а также некоторые названия животных (пони, шимпанзе) относятся к роду
• общему

226. Разговор, имеющий в своей основе некооперативную стратегию ссоры, конфликта, упреков, перебранки, — это:
• разговор, направленный на выяснение межличностных отношений

227. Разговоры, происходящие между участниками, имеющими разные социально-ролевые характеристики, например, между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус, относятся к разговорам
• предписывающим

228. Различие между научной и деловой речью состоит в том, что .
• в первой однозначность необходима, а во второй просто недопустима неоднозначность

229. Рассказ, основанный на фактическом материале и включаюший в себя размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана, которые происшедший факт высвечивает, — это:
• очерк

230. Речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями, определил:
• М.М. Бахтин

231. Род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культурой, — это красноречие .
• академическое

232. Род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан, — это красноречие .
• судебное

233. Русский литературный язык — это:
• образцовая форма национального языка

234. Русский литературный язык выступает в двух разновидностях — это:
• письменная и разговорная

235. Ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, — это:
• дубитация

236. С существительными победа, жизнь, успех не сочетается прилагательное неминуемый потому, что сочетаемость их в данном случае избирательна:
• фразеологически связанными значениями

237. С точки зрения лексического состава в русском языке больше:
• разговорных слов

239. Самый распространенный вид распорядительного документа, применяемого в практике управления, издающийся по основным вопросам внутренней жизни учреждения, а также по кадровым вопросам — это:
• приказ

240. Свод орфографических законов литературного языка впервые систематизировал и теоретически осмыслил:
• Я.К. Грот

226. Разговор, имеющий в своей основе некооперативную стратегию ссоры, конфликта, упреков, перебранки, — это:
• разговор, направленный на выяснение межличностных отношений

227. Разговоры, происходящие между участниками, имеющими разные социально-ролевые характеристики, например, между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус, относятся к разговорам:
• предписывающим

228. Различие между научной и деловой речью состоит в том, что .
• в первой однозначность необходима, а во второй просто недопустима неоднозначность

229. Рассказ, основанный на фактическом материале и включаюший в себя размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана, которые происшедший факт высвечивает, — это:
• очерк

230. Речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями, определил:
• М.М. Бахтин

231. Род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культурой, — это красноречие .
• академическое

232. Род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан, — это красноречие .
• судебное

233. Русский литературный язык — это:
• образцовая форма национального языка

234. Русский литературный язык выступает в двух разновидностях — это:
• письменная и разговорная

235. Ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, — это:
• дубитация

236. С существительными победа, жизнь, успех не сочетается прилагательное неминуемый потому, что сочетаемость их в данном случае избирательна .
• фразеологически связанными значениями

237. С точки зрения лексического состава в русском языке больше:
• разговорных слов

239. Самый распространенный вид распорядительного документа, применяемого в практике управления, издающийся по основным вопросам внутренней жизни учреждения, а также по кадровым вопросам — это:
• приказ

240. Свод орфографических законов литературного языка впервые систематизировал и теоретически осмыслил:
• Я.К. Грот

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие - обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй - дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей - военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой - юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они имеют общие черты.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

Род красноречия - это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель - дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера и т. п., оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления. Некоторому виду политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

Политическое красноречие в России в целом было развито слабо. Лишь военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I. Выдающимся военным оратором был и полководец А. В. Суворов. Его беседы с солдатами, его речи и приказы, дошедшая до нас "Наука побеждать" наглядно показывают, как искусно владел он словом. Говоря о военных ораторах, следует упомянуть и русского полководца конца XVIII-начала XIX в. М. И. Голенищева-Кутузова. Он неоднократно обращался с речами к солдатам и народу, призывал их к борьбе с врагами Отечества в ходе войны 1812 года. Среди русских дипломатов-ораторов XVII-XVIII вв. видное место занимает А. О. Ордын-Нащокин. Во второй половине XVIII в. при Екатерине II выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы Г. А. Потемкин и Н. И. Панин. Обращались к народу с яркими речами и руководители крестьянских восстаний - Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Это были ораторы из народа. Их речи не дошли до нас, но мы знаем о них по мемуарам, по "прелестным письмам" (воззваниям). К числу талантливых политических ораторов принадлежали М. А. Бакунин, русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, П. А. Кропоткин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В. И. Засулич, одна из организаторов группы "Освобождение труда".

Среди известных политиков, выступавших в Государственной думе (1906-1917), назовем уже упомянутого П. А. Столыпина, С. Д. Урусова, В. А. Маклакова, Ф. А. Головина, И. Г. Церетели, П. Б. Струве, П. Н. Милюкова, В. М. Пуришкевича, Н. А. Хомякова, В. В. Шульгина, С. Ю. Витте, И. Г. Петровского, А. Е. Бадаева. Выдающимся оратором был Г. В. Плеханов, который владел удивительной способностью привлекать к своим словам внимание аудитории.

В начале XIX в. развернулась активная деятельность революционных ораторов. Они в основном выступали на митингах. Эти ораторы несли в массы новые идеи о жизни и светлом будущем. К первым годам установления советской власти относятся выступления таких сложившихся еще до революции ораторов, как Н. И: Бухарин, Г. Е. Зиновьев, С. М. Киров, А. М. Коллонтай, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий, Г. В. Чичерин и другие.

Стремительно развивается парламентское красноречие и сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40-60-е гг. на многие из них пришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX-XX вв., как Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, Н. И. Вавилов, – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

В классификации родов и видов ораторской речи особое место принадлежит духовному красноречию, как с давних времен называлось искусство публичной речи в обиходе церковно-богословской жизни. Этот род красноречия всегда был связан с изложением и популяризацией религиозных тем. За тысячелетнее существование христианства на Руси сложились великолепно разработанные жанры церковно-богословской речи. К этим жанрам относятся проповедь, приветственное слово, некролог, беседа, поучение, послание, лекция в духовном учебном заведении, а в наше время - еще и выступления лиц духовного звания по радио и телевидению (например, "Слово пастыря", христианские передачи "Пробуждение России", "Спаси, Боже, люди твоя" и т. п.).

Своеобразие церковно-богословской речи проявляется в целом ряде отличительных черт. Так, в качестве слушателей в церкви обычно выступает община верующих, перед которыми необходимо раскрыть признаваемое ими учение и которые должны уяснить смысл той веры, о которой идет речь. Вторая отличительная черта связана с темами речей. В качестве основных материалов используются Священное писание, труды отцов церкви и другие источники, из которых черпаются поучительные притчи, примеры, иллюстративные зарисовки и т. д.

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки зарождения риторики?

2. В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского искусства?

3. Назовите известных вам теоретиков красноречия.

4. Какие качества вы отнесли бы к «природным дарованиям» оратора?

5. Согласны ли вы, что обучение по вузовским дисциплинам формирует риторические

навыки? Какие рекомендации преподавателей явились наиболее ценными для вас?

10.Назовите предмет и объект изучения юридической риторики.

11.В чем отличие делового общения от обыденного (неформального)?

12.Какие роды и виды красноречия вы знаете? Что лежит в основе их классификации?

13.Каковы особенности социально-политического красноречия?

14. Что такое академическое красноречие? Каковы его особенности?

15.Что такое судебное красноречие? Каковы его особенности?

16. Как вы понимаете социально-бытовое красноречие?

17. Что такое духовное (церковно-богословское) красноречие? Каковы его особенности?

Задания для самоконтроля

1) Используя словари и энциклопедии, («Русский язык. Энциклопедия» (М. , 2004), «Языкознание. Большой энциклопедический словарь» (М. 2003), Ахманова О. С. «Словарь лингвистических терминов» (М., 2000), определите, что обозначают понятия, связанные с неориторикой: коммуникация, функциональный стиль, языковая политика, теория текста, психолингвистика.

2) Составьте таблицу, отражающую связи риторики с другими научными дисциплинами.

3) Подготовьте речь, рассчитанную на 3 минуты, о важности знаний по риторике, о необходимости умения говорить публично и выступите с ней в учебной группе.

4) Оцените качество вашей речевой эрудиции следующими параметрами:

а) состав прочитанной литературы (художественной, профессиональной);

б) наиболее авторитетные, «любимые» авторы и тексты.

5) Проанализируйте в хрестоматии речи Д. С. Лихачева и А. И. Солженицына, отметьте характерные особенности этих речей как социально-политического красноречия (См. Приложение 3).

6) Проанализируйте речи А. А. Ухтомского и В. В. Виноградова, помещенные в пособии, отметьте характерные особенности этих речей (См. Приложение 3).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: