Римский юрист папиниан утверждал право это общее обещание государства раскройте это определение

Обновлено: 23.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дёрнуло меня что-то про юристов написать несколько постов. Сначала про римских. Поскольку о них говорить можно часами, а писать столько времени лень, сконцентрируюсь на самом любимом их представителе.

В 426 г. н. э. императоры Феодосий II и Валентиниан III издали Закон О Цитировании. По этому закону при разрешении споров судьям можно было в обоснование своего решения ссылаться не только на правовые нормы, изданные императорами, но и на мнения пяти величайших римских юристов — Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина. Их трудам было придано значение источников права. На момент издания закона все эти корифеи давно были мертвы, а потому получили название «сенат мёртвых».

Но иногда бывало и так, что мнения этих уважаемых правоведов не согласовывались между собой, а, бывало, и напрямую противоречили друг другу. В этом случае судья обязан был считать наиболее авторитетным мнение Папиниана, из трудов которого в состав Дигестов Юстиниана вошли 595 фрагментов (для сравнения: от Ульпиана — 2462, Павла — 2083, Помпония — 585, Гая — 535, Юлиана — 457, Модестина — 345 фрагментов). А позднее император Константин предписал: «Во избежание бесконечных споров юристов уничтожить замечания Ульпиана и Павла к тексту Папиниана, так как они не столько исправляют его, сколько портят во имя собственного прославления».

Занятия юриспруденцией в Древнем Риме были весьма престижны. Римские юристы пользовались репутацией неподкупных, высокопрофессиональных знатоков своего дела. Во-первых, велико было значение юристов как фактических творцов правовых норм. На их мнения ссылались, они толковали законы, они решали споры там, где отсутствовали установления императоров. Во-вторых, юридические знания с самого начала были монополией римской знати, да и впоследствии сосредотачивались в высших кругах римского общества. Юристами становились самые лучшие, наиболее образованные, наиболее талантливые люди, носители самых знатных и известных фамилий. Если в Древней Греции, Средневековой Европе или дореволюционной России юристами становились в основном представители низшего или среднего класса, то в Древнем Риме это была привилегия избранных.

Политическая карьера зачастую была делом ненадёжным и крайне опасным — политик находился в постоянной зависимости от прихотей императора или иного должностного лица. А путём занятий юриспруденцией можно было добиться не меньшего, а то и большего влияния в обществе. Но авторитет юриста держался на его честности, на безукоризненном следовании принципу справедливости. Справедливость не была абстрактным понятием — под нею понимали конкретную мораль римского общества. Правоведы Древнего Рима были в состоянии отделить право от морали, и позиции их всегда были логически последовательны. Мастерство их поражает до сих пор — недаром римские юристы считали юриспруденцию родом искусства. Честно говоря, до сих пор редко какой юрист по глубине мышления может сравняться с римскими мастерами, не то что превзойти.

Благодаря образованности и широте знаний юристы часто назначались советниками в государственных делах, а в дальнейшем им стали поручать и самостоятельные посты. Таким образом, нет ничего удивительного, что юрист Папиниан достиг высшей после императора должности — Префекта Претории.

Император Септимий Север довёл численность преторианской стражи — телохранителей и личного войска императоров — до пятидесяти тысяч человек. Это были отборные, страшные по своей силе войска, и очень скоро командование ими обратилось в самый высший пост в империи. Преторианский префект был не только командиром гвардии, но также стоял во главе финансов и юстиции. В каждом отделе администрации он являлся представителем императора и пользовался его властью. Естественно, что такая власть могла обратиться во зло, окажись она в руках недостаточно добродетельного и честного человека.

Тогда выбор императора пал на Папиниана, к тому времени уже семь лет занимавшего самые важные государственные должности (вообще Септимий Север был исключительно мудрым человеком, поскольку предпочитал на высшие государственные должности назначать профессиональных юристов, в т.ч. Ульпиана и Павла).

Папиниану можно было только позавидовать: он добился высот одновременно и в политике, и в юриспруденции. Писателем он был весьма и весьма плодовитым. Его крупнейшими трудами являются Questiones в 37 книгах, Responsa в 19 и Defenitiones в 2 книгах (но писал и не юридические вещи, например монографию о прелюбодеянии). Всё это — сборники казусов, мнений по конкретным случаям: римские юристы предпочитали не заниматься подробной отработкой общих теоретических положений, руководствуясь принципом, что «всякое определение в гражданском праве опасно, ибо редкое определение нельзя опровергнуть», и потому их труды — сокровищницы проанализированных случаев-казусов. В пост-классический период развития римского права 19 книг Responsa стали предметом изучения студентов на протяжении всего третьего, предпоследнего года обучения, и не зря — Папиниан с блеском умел решать самые запутанные казусы.

Труды Папиниана по праву считаются вершиной мастерства римских юристов. В них совершенство формы соседствует с точностью приёмов подведения отдельных случаев под соответствующие нормы права. Эмилий Папиниан, не принадлежавший ни к одной из римских юридических школ, признаётся искуснейшим среди римских казуистов, великолепным стилистом, способным коротко и ясно выразить любую сложную проблему (хотя, иногда, эта сжатость становилась причиной непонимания его мыслей недостаточно умными людьми). Даже мы, современные юристы, можем для себя видеть в работах Папиниана пример виртуозного владения языком, умения предельно чётко выразить свою мысль в коротких, ёмких фразах — а такие навыки жизненно необходимы для нашей профессии.

Своими профессиональными и личными качествами Папиниан снискал уважение императора и любовь народа. Никто иной не мог лучше справляться с обширными обязанностями префекта Претории.

Септимий Север, бывший близким другом Папиниана, умер в 211 г. н. э.. Перед смертью император просил его помогать своим сыновьям, Каракалле и Гете, чьё соперничество грозило потрясениями Римской Империи. Но даже такой добродетельный и мудрый человек, как Папиниан, оказался неспособен успокоить непримиримую вражду сыновей Севера.

Честолюбивый и жестокий, Каракалла убил своего брата в 212 г. н. э.. Он дал приказание Папиниану употребить всю силу своего таланта и красноречия на сочинение оправдания этого преступления. Философ Сенека, будучи поставлен в такое же положение, согласился написать обращение к сенату от имени Нерона. Но Папиниан, не колеблясь ни минуты в выборе между потерей жизни и потерей чести, ответил Каракалле, что «non tam facile parricidium excusari potest, quam fieri» («убийство не так легко оправдать, как совершить»). За дерзкий ответ он был немедленно убит на глазах императора. Его зарубили топором — и император, глядя на труп Папиниана, упрекнул палача — "Он был достоин того, чтобы быть убитым мечом". В тот же день убили и его сына, занимавшего должность квестора.

Кто-то может сказать, будто Папиниан дал пример дипломатической недальновидности и упрямства, Папиниану-де следовало вести себя умнее и «общаться с императором не так резко». Но иначе и не мог ответить римский юрист, чья репутация держалась именно на безупречном следовании справедливости, даже вопреки прихотям власти. Эта непреклонность обеспечила Папиниану большее уважение, чем все его научные труды и громкие должности. Именно поэтому его имя пользовалось наибольшим почётом среди следующих поколений юристов, а его мнение по спорным вопросам вызывало доверие: человек, не изменивший справедливости перед лицом смерти, был честен и в других ситуациях.

Пс. (посткриптум:) ) Интересно, что Каракала казнил не только тех, кто осуждал убийство, но и тех, кто был его сообщником, например, казнён был и второй префект претории, помощник Папиниана — К. Меций Лет, бывший префект Египта. Сам же он очень переживал из-за братоубийства, рыдал взаперти — вот такая вот противоречивая римская душа.

Да, для внимательных — действительно, выше висит изображение Цицерона. Картинок с Папинианом не находил, но думаю, он не особо обидится.

-выявлению чисто правовой стороны дела – наличия иска – перед судьей. рассмотрению дела по существу претором.
-выявлению чисто правовой стороны дела – наличия иска перед магистратом
-рассмотрению дела по существу судьей

4 Стипуляция в римском частном праве - это

- клятвенное обещание услуг со стороны вольноотпущенника по отношению к его патрону, отпустившему его на свободу
- устный договор, заключенный посредством вопроса будущего кредитора и совпадающего с этим вопросом ответа со стороны лица, соглашающегося быть должником по обязательству
- назначение приданого
- контракт, который возникал посредством записи в приходо-расходные книги, которые велись римскими гражданами

5 Недвижимостями в Древнем Риме считались

-только земельные участки и постройки
-только земельные участки
-только земельные участки, постройки, посевы и насаждения.
-земельные участки, недра земли и естественная или искусственная части поверхности земли (постройки, посевы, насаждения, воздушное пространство над участком)

6 Владение - это

-абсолютное, основанное на праве господство лица над вещью
-реальное господство лица над вещью, вытекающее из фактического, физического, не упрочившегося отношения лица к предмету владения как к своему
-институт обязательственного права
-опосредованное господство лица над вещью

7 Иск посредством наложения руки (legis actio per manus iniectionem) предъявлялся в целях

-выплаты жалования военнослужащим
-раздела общего имущества
-установления факта, имущего юридическое значение
-наступления личной ответственности должника (вплоть до его удержания у себя кредитором)

8 Закон императора Августа о браке (Lex Jlia de maritandis ordinibus) предусматривали, что

9 Владение в римском праве защищалось посредством

-интердиктов
-исков
-интердиктов и исков одновременно
-вообще не подлежало защите со стороны государства

10 Систематизация римского права посредством официальной широкомасштабной кодификации имела место

-в VI веке
-в VII веке
-2 в V веке
-в I веке н. э.

11 Исковая давность (praescriptio) - это время

-рассмотрения иска
-в течение которого лицо может обратиться с иском о защите своего нарушенного права
-существования права
-составления формулы

12 Один из элементов владения - animus possidendi, по мнению римских юристов означал

-право распоряжаться вещью
-право извлекать из вещи плоды
-реальное господство над предметом владения
-намерение или воля владеть вещью для себя

13 Агнатическое родство - это родство

-между свойственниками.
-основанное на подчинении власти домовладыке
-по боковой линии
-кровное

14 К квазиконтрактным обязательствам относили

-консенсуальные контракты
-ведение чужих дел (или вообще забота о чужом деле) без поручения
-вербальные контракты

15 Заключать законный римский брак (лат. conubium) не имели права

-патриции
-плебеи
-магистраты провинций во время исполнения должности
-квириты

16 Реституцией в римском праве называли

-изъятие имущества из чужого владения
-устранение помех при пользовании вещью
-восстановление в первоначальное положение
-изъятие вещи из незаконного чужого владения

17 Когнаты - это:

-только кровные родственники
-высшие должностные лица, объединенные близкими связями родства и свойства
-все родственники объединенные под властью домовладыки, независимо от их кровного родства
-зачатые, но не рожденные дети

18 Иски с фикцией

-предполагали фиктивность принимаемого решения
-основывались на допущении того, что как будто факт случился или как будто факта не было
-давались при оспаривании интересов супругов, состоящих в фиктивных браках
-предполагали фиктивность сделки

19 Право долгосрочной аренды земли для сельхозобработки на срок более 100 лет обеспечивалось

-предиальным сервитутом
-суперфицием
-сельским сервитутом
-эмфитевзисом

20 Под личным следует понимать иск,

-вынесенное по которому решение приобретает юридически обязательную силу при рассмотрении в будущем другого дела.
-обеспечивающий введение наследника во владение наследственным имуществом.
-служащий целям охраны права лица от нарушений со стороны строго определенного лица (лиц).
-служащий для защиты права собственности (и некоторых других вещных прав. против любого лица, нарушающего это право

21 Римский гражданин, переехавший в латинскую колонию после 212 года,

-оставался римским гражданином
-становился либертином
-становился перегрином
-становился латином

22 В древнейший период римского права термин familia обозначал

-все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias - его жену, детей, потомство сыновей, рабов, скот и неодушевленные вещи
-общее наименование группы родственников, принадлежащих к одному роду
-общее наименование группы родственников, находящихся под властью одного и того же paterfamilias
-родовое наименование римлянина, приобретаемое при рождении.

23 Иск о воспрещении (actio prohibitiria), предъявлялся в результате

-нарушения сервитутных прав
-нарушения вещных прав
-нарушения контрактных обязательтв
-деликта

24 Первые три части «Свода гражданского права» (лат. Corpus juris civilis) императора Юстиниана (Дигесты, Институции и Кодекс), были изданы с 530 г. по 534 г., а отдельные законы Юстиниана, вышедшие в период с 535 по 565 гг., были собраны в четвертой части Свода, называемой __________________________(название по-русски) ___.

25 Установленный в период домината институт «снисхождения к возрасту» (venia aetatis) давал возможность тем, кому еще не исполнилось __(возраст, цифрой) __ лет, если они получили на это разрешение властей, свободно управлять собственным имуществом и свободно вести собственные дела.

26 В соответствии со старым цивильным правом приобретательная давность есть приобретение лицом права собственности в силу того, что это лицо провладело (при наличии известных условий) движимой вещью в течение __ (срок, цифрой) года.

27 Знаменитый труд Институции (лат. Institutiones) – элементарный учебник для изучающих право, который приобрел в последствии чрезвычайную популярность и был признан обязательным (как и иные труды его автора) для применения судами при вынесении своих решений в начале II века написал римский юрист _________________ (имя)

29 Римляне впервые четко ввели в своем праве различие двух родственных линий: __А (назание линии) __, образованной предками (отец, дед, прадед, прапрадед, щур, пращур и т. д) и потомками (дети, внуки, правнуки, праправнуки и т. д.), происходящими один от другого начиная с общего родоначальника и __Б (назание линии) __, которую составляют все лица, хотя и происходящие от общего родоначальника, однако не происходящие один от другого (братья, дяди и племянники, двоюродные братья и др.).

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе (legis actiones). Эта публикация получила название jus civile Flavianum (цивильное право Флавия).

В середине II в. до н.э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Брут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н.э.). Его ученик А. Офилий был автором многих книг по гражданскому праву и впервые составил подробньй комментарий к преторскому эдикту. О частном и публичном праве писал ученик Офилия К Элий Туберон

Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II– III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.) и Модестин (II–III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с тем в своих комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля (институции и т.д.) они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений. Правда, к формулированию общеправовых принципов и определений римские юристы подходили весьма осторожно, отдавая предпочтение детальной и филигранной разработке конкретных правовых вопросов и лишь на этой основе делая те или иные обобщения. Отсюда известное изречение «всякое определение опасно», восходящее к положению юриста I–II вв. Яволена: «В цивильном праве всякое определение чревато опасностью, ибо мало случаев, когда оно не может быть опрокинуто».

Признание реальности естественного права, включаемого в право вообще, и в то же время отсутствие в римском правопонимании специального понятия позитивного права (в качестве отрицания естественного права, его своеобразного противопонятия и т.п.) означало, что в трактовке римских юристов естественное право, как и всякое иное признаваемое ими право, относится к действующему праву, является его специфической составной частью (компонентом и свойством права вообще), а не только теоретико-правовой конструкцией и категорией, не только «чистым» понятием, внешним для норм и принципов фактически действующего права.

Это обстоятельство отчетливо проявляется в различных классификациях и определениях права, даваемых римскими юристами. Так, Ульпиан в своем, ставшем классическим, делении всего права на публичное (право, которое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц») отмечал, что, в свою очередь, «частное право делится на три части, ибо оно составлено из естественных предписаний, из (предписаний) народов, или (предписаний) цивильных». Названные «части» – это не изолированные и автономные разделы права, а скорее взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, теоретически выделяемые в структуре реально действующего права в целом. Взаимопроникновение различных составных моментов («частей») права, невозможность их «чистого» выделения из права в целом и резкого обособления подчеркивал и сам Ульпиан. «Цивильное право, – отмечал он, – не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным или неписаным, как у греков; из законов одни написаны, другие не написаны».

Требования и свойства естественного права пронизывают не только цивильное право, но и право народов (jus gentium), которое означало право, общее у всех народов, а также отчасти и право международного общения. «Право народов, – писал Ульпиан, – это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех живых существ, а первое – только для людей в их отношениях между собой».

Так обстоит дело и согласно взглядам юриста Гая. «Все народы, управляемые законами и обычаями, – писал он, – пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям». Причем это общее право, называемое им правом народов, в своей основе и по существу является естественным правом – «правом, которое естественный разум установил между всеми людьми».

Идею взаимосвязи и единства различных составных моментов и свойств, присущих праву вообще, теоретически точней и четче, чем Ульпиан и Гай, выразил юрист Павел. В его трактовке вместо разных «частей» права (которые неизбежно ассоциируются с представлением об их внешнем, механическом обособлении друг от друга) речь идет о различных взаимосвязанных смысловых аспектах и характеристиках единого в целом права (и общего понятия права вообще). «Слово «право», – пояснял он, – употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, каково естественное право. В другом смысле «право» – это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве «правом» называется jus honorarium (преторское право)».

Важно иметь в виду, что все эти различные «смыслы» одновременно присутствуют в общем понятии «право» (jus).

«Изучающему право, – подчеркивает Ульпиан, – надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое название oт justitia (правда, справедливость), ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство, практически реализуемое знание и умение) boni (добра) и aequi (равенства и справедливости)».

Понятие aequi (и aequitas) играет существенную роль в правопонимании римских юристов и используется ими, в частности, для противопоставления aequum jus (равного и справедливого права) jus iniquum (праву, не отвечающему требованиям равной справедливости).

Aequitas, будучи конкретизацией и выражением естественно-правовой справедливости, служила масштабом для корректировки и оценки действовавшего права, руководящим ориентиром в правотворчестве (юристов, преторов, сената, да и других субъектов правотворчества), максимой при толковании и применении права. Aequitas, этимологически означая равное и равномерное, в своем приложении к правовым явлениям в римской юриспруденции приобрела значение справедливости в специальном смысле (в смысле конкретизации понятия справедливости – justitia) именно потому, что понятие справедливости (justitia) как общий принцип права вообще и естественного права в особенности включает в себя – согласно воззрениям Платона, Аристотеля, Цицерона, стоиков, а под их влиянием также и римских юристов – момент равенства, соразмерности, эквивалентности (от aequi) в человеческих взаимоотношениях.

«Justitia (правда, справедливость), – отмечал Ульпиан, – есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право». Из такого общего понимания правовой справедливости Ульпиан выводил следующие, более детальные «предписания права»: «жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит». В соответствии с этим и юриспруденцию он определял как «познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого».

Папиниан дает следующее определение закона - «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». На более абстрактном языке последующего времени можно сказать, что в приведенном определении закона затрагиваются, в частности, такие его черты, как его общеимперативность, разумность, социальность (антикриминальность), общегосударственный характер (и в смысле наделенности закона государственной защитой, и в смысле обязанности соблюдения закона и его святости для самого государства)

Идеально-правовые качества права и закона подразумеваются и там, где римские юристы заняты юридикотехническим анализом закона и иных источников права. Так, например, когда юрист Модестин пишет, что «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать», то при этом предполагается, что подобные формализации и классификации правовой императивности имеют смысл (и силу) лишь постольку, поскольку речь идет об императивах (велениях) именно права, т.е. справедливого права. Данное принципиальное обстоятельство ясно подчеркивали сами римские юристы Так, Павел писал: «То, что воспринято вопреки началам права, не может быть распространено на последствия». Иначе говоря, то, что противоречит принципам (началам) права, не имеет юридической силы.

Важным достижением римской юридической мысли является деление права на публичное и частное.

У Цицерона речь соответственно шла о велениях и запретах, у юриста Квинтилиана – о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении. В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права.

При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования претензий императоров на законодательную власть. Так, законную силу императорских распоряжений отстаивал Гай. Акты императора являются законом также и согласно Ульпиану. Ему принадлежат и следующие утверждения: «принцепс свободен от соблюдения законов»; «что угодно принцепсу, то имеет силу закона». Следует, правда, иметь в виду, что первое из приведенных суждений высказано Ульпианом не в качестве положения общего характера, а в специальном контексте – применительно к двум законам о наследственных правах патрона после смерти отпущенника, так что подразумевается, что принцепс свободен от соблюдения именно этих законов (т.е. может как-то изменить круг или права наследников). Во всяком случае рассматриваемая формула для самого Ульпиана никак не означала признания какого-то права (принцепса) на произвол, хотя, вырванная из своего частного контекста, она приобретает более общее и несомненно более опасное звучание.

Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное (письменно или устно) у того или иного народа (например, у римлян, греков и т.д.). Эта трактовка дополняется у Папиниана указанием источников цивильного права – законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых юристов. В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им преторское право. В этом же духе Марциан называл преторское право «живым голосом цивильного права».

В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника.

Объектом собственности, наряду с животными и другими вещами, являются, согласно римскому праву и учению юристов, также и рабы.

«Важнейшее различие в правовом положении лиц, – писал Гай, – то, что люди – или свободные, или рабы. Также из свободных одни – свободно рожденные, другие – отпущенники». Такое же деление дает Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, так как «по естественному праву все рождаются свободными».

Заключение

Изучив материал по политико-правовым учениям античного мира можно сделать следующие выводы:

1. Прообразом безупречного государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, а точнее, сохранявшиеся там патриархальные дела - организация жизни господствующего класса по эталону военного лагеря, пережитки общинной принадлежности, группового брака и др. Главной предпосылкой смены всех форм страны Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю - правлению мудрых

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Этику Аристотеля (впрочем, как и всю политику) пронизывает принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергал усилия, направленные на обретение власти и наслаждений.

Полибий разрабатывал теорию смешанного государственного устройства в изменившихся исторических условиях эпохи эллинизма, путем соединения принципов монархии, аристократии, демократии. Вывод о соединении начал различных форм как способе преодоления нестабильности государства —одно из самых значительных теоретических положений его концепции.

В ситуации, когда события переломного характера требовали пересмотра прежних политических теорий и создания новых, Полибий, с присущим ему консерватизмом, не смог отказаться от «классических» теоретических схем. Он использовал их как ключ в подходе к государственно-политическим процессам современности, положил их в основу своих взглядов.

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон стремился соединить с римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности. В целом творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права.

2. Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, четкость формулировок, обширность разработанных проблем общетеоретического, отраслевого и юридико-технического профиля и т.д.), так и той ролью, которая выпала на долю римского права (процесс его рецепции и т.д.) в дальнейшей истории права.

Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II– III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.) и Модестин (II–III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения.

Важным достижением римской юридической мысли является деление права на публичное и частное.

Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. И это вполне закономерно и естественно уже потому, что многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

Список использованной литературы

1. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 368 с.

2. Желтов В.В. Основы политологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.

3. История политических и правовых учений/Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2000. – 688 с.

4. История политических и правовых учений/Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997. – 736 с.

5. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 204 с.

6. Малахов В.П. История политических и правовых учений. – М.: Академический Проект, 2003. – 624 с.

7. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. – М.: Вече, 2000. – 688 с.

8. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. – М.: Приор-издат, 2004. – 608 с.

9. Сергеев В.С. Очерки по истории Древнего Рима. Часть 1. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. – 372 с.

10. Сергеев В.С. Очерки по истории Древнего Рима. Часть 2. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. – 832 с.

11. Сократ. Платон. Сенека. – М.: Республика, 1995. – 267 с., ил.

12. Таранов П. С. Мудрость трех тысячелетий. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 736 с., ил.

13. Чанышев А.А. История политических учений. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 592 с.

14. Идеологические взгляды Саллюстия и Цицерона/С. Ким//История. – 2001. – №37. – С. 1-5.

Цивильное право – «юс цивиле» (jus civile, переводится, как город, народ, государство) – означает право города Рима. Цивильное право называлось еще квиритским или строгим. Древнее право характеризуется примитивизмом, архаичностью, жесткостью.
Квиритское право означает национальное право римлян. Римляне именовали себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина. Цивильное право состояло из законов – leges («легес»). Римский юрист Папиниан писал, что «закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, (общее для всех граждан) обещание государства».
Законы принимались следующим образом: магистрат зачитывал законопроект перед народным собранием, которое принимало или отвергало проект. После его одобрения сенатом, он становился законом (в классический период ратификация законов сенатом была отменена). Принятые законы устанавливались на форуме и хранились в государственной казне.
Самым важным и значимым являлись законы XII таблиц, но существовали также и другие законы. Царские законы создавали: царь Ромул, основатель Рима, цари Нума Помпилий, Сервий Туллий, Секст Папирий.

Постановления второго римского царя — Нумы Помпилия (715-672 гг. до н.э.): запретили совершать возлияние богам вином из необрезанной лозы, потреблять рыбу, не покрытую чешуей, упорядочили деятельность государственных жрецов (авгуры, понтифики, фециалы), выполняющих судебные, следственные и нормотворческие функции. Царь ввел жесткие санкции по защите частных земельных владений и договоров. Законы Нумы Помпилия были записаны на деревянных досках, это были первые записанные законы в Древнем Риме. Царские законы регулировали процессы жертвоприношений и магические ритуалы.
Развитие писаного права в Риме продолжился после упорной борьбы плебеев и патрициев, когда были изданы законы XII таблиц. Отсутствие законов использовали в своих целях патриции, игравшие главную роль в обществе.
По словам Цицерона, «для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов XII таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов».
В 462 г. до н.э. трибун Гай Терентил Арса потребовал письменного издания законов. Сенаторы активно сопротивлялись, а плебеи 10 лет подряд выбирали в трибуны тех людей, которые поддерживали эту идею. Состояние анархии в государстве привело к компромиссу. Сенат согласился на учреждение комиссии по разработке законов, состоящей из 10 патрициев и плебеев. Комиссия децемвиров (буквальный перевод – члены коллегии десяти для записи законов) в составе 10 человек, в 451 г. до н.э. приняла 10 таблиц. Во время работы над законами им давалась высшая власть в государстве. На следующий год появились еще две таблицы, одобренные центуриатными комициями. Принятые таблицы устраняли пробелы прежних законов.
Существует предание, что при разработке таблиц в Грецию для изучения законов Солона были направлены три посланца. Некоторые ученые склоняются к версии, что римляне побывали лишь в Сицилии, где существовали греческие колонии. При подготовке законов XII таблиц был приглашен грек Гермодор, выступавший в качестве переводчика греческого законодательства.
Законы XII таблиц составлены в казуистичной форме. Гражданское, уголовное, процессуальное право было слито в законах воедино. Принятие законов остановило борьбу плебеев и патрициев. Плебеи настаивали на опубликовании письменных законов, чтобы прекратить беззаконие, творящееся против них. Все двенадцать таблиц были утверждены сенатом лишь в 448 г. до н.э., при консулах Горации и Валерии.
Законы XII таблиц были написаны на медных, возможно, мраморных, деревянных или пластинах из слоновой кости и установлены на форуме. В римском обществе законы имели большой авторитет. Древние медные таблицы хранились в храме Юпитера Капитолийского. В 390 г. до н.э. Рим был захвачен галлами, которые уничтожили римское правовое сокровище, и до наших дней в подлиннике эти законы не дошли.

Хотя, имеются ряд свидетельств, что часть законов была спасена и охранялась римскими жрецами. И лишь Гнеей Флавией, секретарь жрецов выкрал календарное расписание судебных дней, а также формулы судебных исков и публично зачитал их на народном собрании.
Составленный в наши дни текст законов XII таблиц имеет искусственный характер, состоящий из цитат этого закона, приводимых римскими юристами. Этот факт дает основание некоторым ученым заявлять, что законы XII таблиц являются подделкой.
Римские законы делились на три части. В первой части – прескрипции (praescriptio) – содержались имена автора законопроекта и председателя комиции, также место и время голосования. Вторая часть – рогация (rogatio) – состояла из самого предложения магистрата. Третья часть состояла из санкции (sanctio) – следуемого наказания в случаях нарушения закона. Большинство законов не имели санкций, что доказывает их второстепенное значение по отношению к правомочию магистратов.
Особенностью принятия законов было то, что многие из них регулировали одни и те же общественные отношения, и в качестве их усовершенствования применялись все новые и новые нормы. Таким образом оттачивалось римское право. В основном, принимались законы, направленные на решение земельных вопросов, более 13 законов были приняты против предвыборных злоупотреблений кандидатов в магистраты, законы об основании колоний, о распределении хлеба, против вымогательства и взяточничества должностных лиц, против чрезмерной роскоши и т.д. В случае неприменения закона длительное время, он терял силу.
В качестве наглядного примера приведем ряд законов, среди которых закон о поручительстве, законы о судоустройстве, закон Акилия (193 г. до н.э.), запрещавший злоупотребления жрецов при добавлении дней в календарь.
Закон Сенциа запрещал господину моложе 20 лет отпускать на свободу раба старше 30 лет.
Закон, принятый в 115 г. до н.э., ограничивал подачу блюд на пиру.
Закон Цинция (204 г. до н.э.) запрещал принимать в дар сумму, превышающую определенную (неизвестную нам).
Закон 218 г. запрещал сенаторам иметь суда тоннажем свыше 300 амфор.
Закон 177 г. до н.э. диктовал латинам и другим римским союзникам необходимость оставлять в родном городе не менее одного сына при переселении в Рим.
Закон, запрещавший исключение из сената без проведения судебных разбирательств и согласия обоих цензоров.
Закон, разрешавший пари только при атлетических играх.
Закон, установивший 10-летний перерыв между переизбраниями на одну магистратскую должность.
Закон Фаниа (161 г. до н.э.) ограничил затраты на пиры до 10 ассов, во время игр – до100 ассов, количество блюд и гостей – до 3 человек, в базарные дни – до 5 человек
Закон 139 г. до н.э. вводит тайное голосование при избрании магистратов в народных собраниях.
Закон 67 г. до н.э. выделил февраль как время приема иностранных послов.
Закон Цезаря (59 г. до н.э.) предоставил земельные участки в Италии ветеранам и малоимущим гражданам, имевшим не менее 3 сыновей.
Закон Августа (18 г. до н.э.) уменьшил толщину стен строящихся зданий (закон направлен против роскоши).
Закон Августа (17 г. до н.э.) предоставил первые 14 рядов в театре самым знатным гражданам.
Закон Августа освобождал из рабства того, кто сообщит о деликтах своих хозяев.
Закон Лициниа (62 г. до н.э.) определял необходимость сдачи вновь принятого закона на хранение в архив.
Закон Порциа (62 г. до н.э.) установил, что для признания триумфа необходимо уничтожение на поле брани не мене 5 тыс. врагов, а завышение цифр приводило к наказанию полководца.
Закон Оппиа (215 г. до н.э.) запретил женщинам носить разноцветную одежду, передвигаться в городе на повозке, запряженной двумя лошадьми, ограничивал массу носимых женщинами золотых изделий.
Закон Пупиа (57 г. до н.э.) запретил проведение заседания сената тогда, когда происходит голосование комиций.
Закон 9 г. до н.э. обеспечивал охрану водопровода.
Закон Гая С. Гракха 123 г. до н.э. вывел сенаторов из судов, судьями теперь могли быть только всадники.
Закон 106 г. до н.э. определил, что судьями могут быть сенаторы и всадники (места делились пополам между ними).
По закону 88 г. до н.э., из сената изгонялся всякий имеющий долг более 2000 денариев.
Закон Валерия 509 г. до н.э. устанавливал наказание в виде смертной казни любому лицу, стремившемуся стать царем.
Закон 300 г. до н.э. позволил осужденному гражданину подать апелляцию к народному собранию.
Плебейское собрание также могло принимать решения – плебисцит (plebiscita), имевшие силу закона.
К цивильному праву относились и постановления сената – сенатусконсульты. Сенатусконсульты (senatus consulta) являлись постановлением римского сената. Первоначально решение сената выглядело как инструкции магистратам, но постепенно постановления сената приобретают силу законов. Юрист Гай причислил их к источникам права, оперируя тем, что сенатусконсульты имеют принудительную силу, как и закон. Юрист Помпоний писал: «Сенатусконсульт … вводится одним утверждением сената, без закона или конституции принцепса, т.е. соблюдается как закон то, что установил сам принцепс». По отношению к римскому народу сенат играл роль опекуна.
Постановления сената внесли важные изменения в семейное и наследственное право. В период империи роль сенаторов в принятии постановлений значительно падает, вся законодательная власть сосредоточилась в руках императоров.
Созывал заседание сената и председательствовал в нем консул или—в отсутствии консула—претор. Ведению сената подлежали вопросы религии и культа: установление общественных празднеств, очистительных жертвоприношений, предоставление магистратам чрезвычайных полномочий в случае угрозы безопасности страны, контроль финансами страны, регулирование государственного бюджета и распределение сумм между магистратами, чеканка монеты, управление провинциями, ведение дипломатических сношений.
При образовании Римской империи власть главы государства значительно усиливается, распоряжения императора становятся обязательными и приоритетными в цивильном праве.
Решение принцепсов назывались конституциями, которые делились на 4 вида. Эдикты (edicta) императора являлись распоряжением к жителям государства. Мандаты (mandata) направлены были чиновникам для регулирования их деятельности. Декреты (decreta) – судебные или административные решения императора, применяемые судами по аналогичным делам. Рескрипции (rescripta) – ответы императора на вопросы граждан, они имели также силу прецедента. В ответ на личное обращение одной из сторон по спорному делу император отвечал письменно. На прошение частных лиц императорская канцелярия внизу письма писала заключение, император под ним подписывался. Рескрипция вывешивалась в публичном месте, проситель мог снять с нее копию. Знатным лицам и корпорациям непосредственно направлялся ответ принцепса. В качестве примера можно привести рескрипцию Доминиана против злоупотреблений положением врача.
Со II века н.э. конституции императоров считаются «как бы законами», исходящими из высшей власти императора. В период домината распоряжение императора становится основным и имеет название имперский эдикт. Мандаты не применяются, а декреты и рескрипты имеют ограниченное значение. Ульпиан сравнивает волю императора с народной, утверждая, что постановление императора есть сам закон.
Эдикты принцепсов в основном относились к публичному праву. Известны 5 эдиктов Августов (557–4 гг. до н.э.), регулировавших судопроизводство в провинциях, 13 конституций Юстиниана, эдикт Константина (313 – 317 гг. н.э.), говорящий об апелляционном уголовном судопроизводстве. Эдикт Домициана (88 – 89 г. н.э.), предоставивший льготы ветеранам, эдикт Нерона, устанавливавший сроки при апелляции к императору, эдикт Веспасиана (74 г. н.э.), определявший личные привилегии врачей и учителей и т.д.

Юриспруденция в Древнем Риме развивалась в периоды прин­ципата и домината в связи с увеличением числа сделок, споров, исков, судебных решений. Римские юристы давали консультации по вопросам права, издавали учебники и комментарии римского права, преподавали в учебных заведениях.

Рассвет римской юриспруденции относится к 11 — 111 вв. Юрис­ты Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестик и некоторые другие занимали высокие должности; сборники их суждений и даже учеб­ники (Институции Гая 143 г.) были источниками права.

В V в. императоры придали юридическую силу сочинениям не­которых юристов, а в VI в. выдержки из сочинений юристов были включены в Дигесты Юстиниана.

При решении частных дел римские юристы избегали обобще­ний и общих определений. "Всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опрокину­то", — писал Яволен Приск. Поэтому в их трудах нет определений таких понятий гражданского права, как собственность, договор, сер­витут, иск и т. п. Однако в их трудах немало общетеоретических положений, оказавших заметное влияние на развитие современной им и последующей общей теории и философии права.

К ним относится общее определение права: "Право есть наука о добром и справедливом"[3]. "Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит".

Право они делили на публичное и частное. Публичное право относится к положению Римского государства, к общественной пользе: частое право относится к пользе отдельных лиц.

Частное право юристы делили на три части. Оно включает есте­ственное право (ius naturale), присущее не только человеческому роду, но и всем животным (сюда относятся брак, продолжение рода, воспитание детей); право народов (ius gentium), т.

е. право, которым пользуются все народы (сюда относятся война, разделение наро­дов, основание царств, разделение имущества, купля и продажа, рабство и освобождение от рабства и др.). Третья часть — цивиль­ное право, то право, которое каждый народ установил для себя, собственное право государства, что-то добавляющее или исключа­ющее из общего права (естественного права и права народов).

Заметное влияние на эту классификацию, согласно которой "по естественному праву все рождаются свободными", оказала фило­софия стоиков, популярная в Риме того времени. Однако призна­ние естественной свободы всех людей вовсе не означало отрица­ния или осуждения рабства. "Основное деление, относящееся к пра­ву лиц, заключается в том, что люди суть или свободные, или ра­бы, — писали римские юристы. — . Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владыче­ству вопреки природе".

В трудах римских юристов разработан ряд важнейших поло­жений общей теории права. Это, прежде всего, положение о нор­мативной сущности права. "Закон есть общее (для всех) предписа­ние, — писал Папиниан, — решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства".

Юристы Ульпиан, Цельс, Помпоний утверждали: "Права[4] ус­танавливаются не для отдельных лиц, а общим образом. Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единич­ном случае. Ибо право должно быть главным образом приспособ­лено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко".

Большое внимание римские юристы уделяли источникам (фор­мам) права. Они писали, что цивильное право происходит из зако­нов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мне­ний мудрецов, решений преторов. К источникам права относится также обычай: "Обычай является лучшим толкователем закона"; обычаем следует руководствоваться в случаях, когда не имеется писаного закона.

К основному источнику публичного права Ульпиан относил ре­шения принцепса (императора): "То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ предоставил принцепсу всю свою выс­шую власть и мощь. Таким образом, то, что император постано­вил путем письма и подписи или предписал, исследовав дело, или вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, является законом". При этом сам император (принцепс) ставился выше дей­ствующих законов: "Принцепс свободен от (соблюдения) законов".

Творчество римских юристов оказало сильное влияние на пра­вовую и политическую мысль Европы. Труды римских юристов изучали, комментировали и преподавали юристы Средних веков. Тогда же, защищаясь от притязаний католической церкви на свет­скую власть, императоры ссылались на суждения Ульпиана об ис­точниках публичного права. Рецепция римского права повлияла на законодательство и правовую идеологию стран континентальной Европы; ряд положений, разработанных римскими юристами, на­шел воплощение во французском Гражданском кодексе 1804 г. (ко­декс Наполеона) и теоретическое развитие в доктрине юридичес­кого позитивизма XIX в. (см. гл. 18, 21).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: