Рф как правовое государство кратко

Обновлено: 17.04.2024

Когда главной целью органов власти является защита законных прав и свобод каждого гражданина, можно говорить о формировании правового государства. Это идеал построения гармоничных взаимоотношений между потребностями личности, общества и страны в целом.

Правовое государство представляет собой тип организации власти, основанный на верховенстве закона и принципах гуманизма.

Характерными особенностями правового государства являются:

  1. режим конституционного правления;
  2. развития правовая система;
  3. возможность общественного контроля над деятельностью органов власти;
  4. демократические свободы;
  5. законодательная защищенность каждой личности.

В правовом государстве действуют эффективные механизмы, гарантирующие неукоснительное исполнение законов в общественной жизни. Все люди равны в использовании демократических прав и свобод, могут ими беспрепятственно распоряжаться.

Власть государства в правовом обществе связана законом, официальные институты и административный аппарат ответственны за результаты своей деятельности перед населением и каждым конкретным человеком.

Независимость судебной системы – обязательное условие существования правового государства. Правоохранительные органы в такой стране ориентируются лишь на строгое соблюдение законов, защищая интересы граждан от преступных посягательств.

Историческая роль правового государства

Идея правового государства зародилась еще в античности. Мыслители Древней Греции сделали первые шаги в этом направлении. Например, известный философ Аристотель считал, что все вопросы должны решаться в правовом поле, потому что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя».

Но несмотря на все идеи древних мыслителей, страны того времени были автократическими. Считалось, что граждане должны служить интересам общества и государства, а не наоборот.

Готовые работы на аналогичную тему

В средневековой Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее власть захватила церковная доктрина, не могло быть и речи о правах и свободах отдельной личности. Господство богословия признавало лишь обязанности людей перед клерикальной и светской властью.

Эпоха Возрождения вместе с небывалым расцветом культуры и искусства была ознаменована и возвращением к позабытым с античных времен идеалам гуманизма и признания достоинства каждой личности.

Буржуазно-демократические революции, произошедшие в постфеодальной Европе, сделали учение о правовом государстве востребованным. А само возникновение данной идеи означает переход от тоталитаризма к гражданскому обществу.

Как показала история XX века, верховенство закона еще не является безусловной гарантией защиты личных прав и свобод, поскольку нормативные акты могут быть как демократическими, так и авторитарными, легализующими насилие и произвол. Фашистская Германия, например, также позиционировала себя как правовое государство, обеспечивая неукоснительное соблюдение принятых законов. А на самом деле это был откровенный тоталитаризм.

Поэтому главным свойством по-настоящему правового государства является следование общечеловеческим принципам гуманизма, толерантности, защиты демократических прав и свобод.


Социальная основа правового государства

Любое правовое государство имеет социальную, нравственную и экономическую основу. Оно не может существовать без развитого промышленного производства, достатка и благополучия населения, свободы предпринимательской деятельности. Впрочем, немыслимо правовое государство и без демократических институтов управления, законотворчества.

Социальная основа правового государства предполагает соблюдение следующих условий:

  1. наличие гражданского общества;
  2. равенство всех перед законом;
  3. широкий спектр демократических свобод;
  4. возможность реализации творческого и трудового потенциала каждого человека;
  5. гарантированность защиты прав личности.

Еще ни одна страна на практике не сумела полностью реализовать идеал правового государства. Этому мешает недостаточный уровень развития правовой культуры и самосознания населения, наличие экономических проблем, множество разнообразных общественных конфликтов, а также субъективные качества должностных лиц и особенности работы административного аппарата.

Построение правового государства в современной России

Статья 1 Конституции РФ определяет нашу страну как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Но это, скорее, декларация идеала, к которому стремится общество, чем объективная реальность. В современной России процесс становления правового государства еще далек от завершения.

Времена СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее , правопреемницей которого является наша страна, были ознаменованы массовыми нарушениями прав человека. Дисциплинарные и административные проступки влекли за собой уголовное наказание. За хищение нескольких овощей с колхозного поля крестьянина могли приговорить к многолетнему лишению свободы.

Правовые принципы попирались органами государственной власти Советского Союза в массовом порядке. Законодательством предусматривалась уголовная ответственность для детей и родственников политически репрессированных граждан. На данной основе создавались объекты пенитенциарной системы. Например, в эпоху сталинизма действовал печально известный Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Процесс становления правового государства в современной России идет медленно и противоречиво, сталкиваясь с огромным количеством трудностей. Многих официально декларируемых принципов реализовать пока не удалось, среди них можно перечислить следующие основополагающие моменты:

  1. избиратели лишены реальной возможности лишать полномочий депутатов и других должностных лиц, не оправдавших их доверия;
  2. деятельность органов государственной власти не контролируется общественными институтами;
  3. далеко не все законодательные нормы неукоснительно исполняются;
  4. государство не гарантирует гражданам право на труд;
  5. социальные свободы и права жителей не всегда соблюдаются правоохранительными и административными органами;
  6. по объему имеющихся полномочий законодательная власть заметно уступает исполнительной.

Для построения реального правового государства в России необходимо решить все перечисленные проблемы, привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , преодолеть в массовом сознании населения страны представление о государстве как о карательном органе, чьи интересы не совпадают с нуждами конкретных людей.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.03.2016

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Правовое государство в России провозглашает ст. 1 Конституции.

Российская Федерация — правовое государство, признающее верховенство права и законодательных актов в жизни государства и общества.

Конституционные положения 15 статьи рассматривают обязанность соблюдения положений Конституции РФ для органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, объединений нескольких лиц и др.

Россия как правовое государство устанавливает в качестве верховного акта в системе права Конституцию РФ. Этот документ обладает высшей правовой и юридической силой, прямым действием. Ее использование предусмотрено для всей территории нашего государства. Никакой Закон или правовой акт не должен вступать в противоречие с Конституцией, а любой акт, издаваемый в нашей стране и ее субъектах, должен соответствовать ее идеям и принципам.

Та же 15 статья рассматривает обязанность соблюдения законами всеми субъектами, которые были перечислены выше. В состав актов, которые должны вступать в соответствие с законами, включены правительственные и президентские нормативно-правовые акты, акты, выпускаемые ведомствами, министерствами, агентствами палаты Федерального Собрания, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления и др.

Равенство и правовая осведомленность в правовом государстве

Важнейшим показателем правового государства может являться равенство любого субъекта в отношении закона.

Российская Федерация — федеративное и демократическое государство, дающее гарантию равенства человеческих и гражданских прав и свобод. Это не должно зависеть от полового и расового признака, языка и национальности, имущественного и должностного положения, происхождения и места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям в обществе и др.

В нашей стране под запретом находятся все формы ограничений прав граждан, которые могут проявляться в соответствии с социальными, расовыми, национальными, языковыми или религиозными признаками принадлежности. Лица любого пола обладают одинаковыми свободами и правами, имеют равные возможности в процессе их реализации.

Россия, как и любая другая правовая страна, обеспечивает правовую осведомленность граждан и прочих субъектов правовых отношений, что касается действующего законодательства.

Значение Законов в правовом государстве

РФ — правовое государство, которое проявляет специальную заботу, определяющую формирование развитого правосознания.

В нашем государстве любой Закон подлежит официальной публикации, запрещено использование неопубликованных законов. Одно из важнейших конституционных требований состоит в положении, которое устанавливает, что нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, не должны использоваться, если не произошла их публикация и они не были доведены до общего сведения.

Россия является полноправным участником международного сообщества, признавая составным элементом своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры государства. Конституция устанавливает положение, что если международный договор содержит другие правила, чем предусмотренные законом РФ, то необходимо применять правила международного договора.

Непременным аспектом правового государства является признание норм международного права. Наша страна на достаточно высоком уровне произвела интеграцию собственного законодательства и международно-правовой системы.

Характерная черта современного государства представляет собой существование целостной системы законов, которые, в первую очередь, касаются наиболее важных сфер государственной и общественной жизни.

Для совершенствования и последующего развития Конституции РФ постоянно происходит принятие специальных законов, которые посвящены определенному типу или носителю публичной власти.

Верховное значение закона не значит, что он всесилен, поскольку правовое государство всегда совершенствует законодательство под меняющиеся условия.

Зарождение идеи о российском государстве как о правовом имеет практически тысячелетнюю историю. Но ее становление начинается только в XIX- XXвв. Весь путь развития данной идеологии был довольно сложен и тернист.

Первым шагом вступления на путь развития правового государства в начале XIX века стал переход к конституционной монархии. К сожалению, процесс продлился не долго.

Победа в октябрьской революции 1917 года положила конец развитию правового и начало создания советского государства. Идея правового государства больше не была востребована, ведь «страна советов» стремилась к власти в основе которой лежит понятие диктатуры.

После прихода к власти Сталина, в стране начинается активный рост бюрократизма, а также сосредоточение всей власти в руках одного человека. Таким образом, политический строй поменялся на административно-командную систему партийно-государственного руководства страной, а сама концепция развития правового государства канула в лету.

Для страны наступил тяжелый период. Из-за отсутствия политических и правовых институтов, балом правит беззаконие и произвол, растет число репрессий, учащаются случаи самосуда над инакомыслящими.

После полувековой анархии Россия наконец возвращается к идее организации правового государства. Одним из основных этапов стала корректировка Конституции РСФСР в начале 90х гг. Данный процесс привел к колоссальным изменениям государственных институтов, а также к должному формированию социально-экономических и политико-правовых отношений.

Помимо изменения уже имеющихся органов власти, были созданы новые. Для выполнения конституционного контроля был создан Конституционный Суд РФ, а также произошло разделение форм собственностей на государственные, частные и муниципальные. В процессе происходящих изменений были разделены и полномочия между органами государственной власти РФ и ее субъектами. Реорганизация также предполагала под собой избрание высшего должностного лица для управления государством. Таким образом, было проведено первое народное голосования для избрания Президента Российской Федерации.

Принципы правового государства

С получением нового правового положения в обновленную Конституцию РФ были вписаны и основные принципы правового государства. С этого момента Конституция Российской Федерации начала обладать высшей юридической силой на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), вместе с чем было закреплено верховенство закона.

Российское государство приобрело статус демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, о чем говориться в 1ст. Конституции РФ.

Одной из основных обязанностей государства является соблюдение прав и свобод гражданина, а также их защита. В Конституции этому посвящена целая глава, в которой прописаны и механизмы такой защиты.

Не обходят стороной и экономическую деятельность, провозглашая ее свободу и единство, а также разделяя формы собственности на государственную, частную и муниципальную.

Государственная власть также подверглась разделению на три самостоятельные ветви – исполнительную, законодательную и судебную.Разделение коснулось, в том числе полномочий и ведения органов государственной власти субъектов РФ.

Помимо этого в Конституции прописаны и другие принципы правового государства, а именно политическое, идеологическое многообразие, многопартийность и др.

Российская Федерация, как правовое государство

Но, к сожалению закрепления принципов в Конституции не достаточного для того, чтобы считать цель достигнутой. Существуют весомые различия между теорией правового государства и ее реальностью. В теории идеология правового государства говорит об общественном идеале в праве, тогда как на практике современная Россия этому не соответствует. Понятие идеала очень размыто и путь к нему довольно сложен. С этой стороны идеи правового государства можно рассмотреть как мотивацию к движению вперед, они толкают отношения государства и личности к улучшению и созданию необходимого правового порядка и законности.

Для того, чтобы создать правовое государство, необходимо реформирование всей структуры государственной власти. А точнее довести до ума законодательство, чтобы получить качественное и эффективное право и искоренить неуважение к нему. Необходимо раскрыть социальную ценность права в жизни общества, а также повысить значение суда.

На пути к образованию правового государства необходимо преодолеть ряд трудностей, одной из которых является правовой нигилизм. Ведь суть демократического государства состоит не только в высоком уровне развития политической и правовой культуры, но и в соблюдении Конституции РФ, а также законов всеми членами общества, в том числе и должностными лицами государственной власти.

Формирование правового государства в России, как и в любой другой стране также зависит от развития экономики. В этом случае весь упор идет на средний класс. Владея частной собственностью и высоким уровнем материального достатка, он заинтересован в сохранении существующего порядка, гораздо больше, чем пролетарий, которому в принципе нечего терять. Таким образом, преобладание среднего класса ведет к уверенному сохранению принципов правового государства.

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Идеи о правовом государстве как об идеальном типе существования народов зародились в период античности.

1. Признание суверенитета власти. Государство как публично-правовая организация само выступает источником права и правоприменителем. Между правом и законом не существует разницы.

2. Признание суверенитета народа. Процесс разделения сфер действия государства и права. Формируется концепция об естественных правах человека, неотъемлемых, неотчуждаемых и приобретенных человеком с рождения. Эти права побуждают государство гарантировать их соблюдение, ибо источником этих прав выступает человек, личность или общество. Основанием для таких прав выступает сама природа человека, а именно: право на жизнь, свободу, имя, достойное существование – естественные права. Государство законами определяет права человека, в которых содержатся естественные начала и гарантирует их защиту. (Конституция РФ, ст. 2, 15, 17, 18)

3. Признание верховенства права. Гос-во приобретает качественно иное состояние в правовой сфере. Суть этих состояний проявляется в том, что правовая сфера общества занимает приоритетное положение в сравнение с экономической, социальной, политической и другими сферами. Право приобретает статус доминанта в сравнении с государством и человеком, органами власти и гражданами (палата Лордов – однополые браки разрешены). На этом этапе государство приобрело свойство и качество сильного государства и гарантированно обеспечивает исполнение прав и свобод человека, следуя принципу справедливостей.

· Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

· Деятельность органов и учреждений государства разделена по ветвям власти: законодательная, судебная, исполнительная

· Демократизм процедуры принятия законов.

· Реальность прав и свобод граждан, их правовая и социальная защищенность.

· Политический и идеологический плюрализм

· Стабильность законности и правопорядка в обществе

Для формирования государства с такими признаками в фундамент гос-ва необходимо заложить базовые начала (принципы):

· Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданинатт

· Принцип верховенства правового закона.

· Принцип равенства всех перед законом и судом

· Принцип взаимной ответственности личности и государства, государства и личности.

· Принцип гарантии невмешательства государства в дела личности и общества.

Конституционное положение ст. 1 основного закона является заявленным началом процесса формирования правового государства в РФ. РФ находится в начале пути создания правового гос-ва. На настоящий день РФ не является правовым государством ни по признакам, ни по принципам.

Единственный признак, который в полной мере реализован в РФ, политический и идеологический плюрализм и частично: верховенство закона, разделение деятельности государственных органов, реальность прав и свобод человека гражданина, стабильность законности и правопорядка в обществе. Не реализован принцип демократизма процедуры принятия законов.

Из принципов не реализован ни один. Отсутствует приоритет прав и свобод человека и гражданина в сравнении с правами и правомочиями властных структур. Фактически не принято ни одного правового закона, кроме закона «О защите прав потребителей». Суды всех уровней фактически зависят от исполнительной ветви государственной власти. По факту отсутствует равенство всех перед законом и судом, судья неподсудны. Частично реализован принцип гарантии невмешательства государства в дела личности и общества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: