Ретроспективный метод изучения истории государства и права заключается в

Обновлено: 25.04.2024

Методы исторического исследования – это специальные, применяемые в истории приемы научного исследования.

Методология истории

Традиционно методы исторического исследования делятся на две группы:

  • общие научные методы,
  • специальные исторические методы.

Однако подобное деление условно. Например, «исторический» метод используется также представителями различных общественных и естественных наук.

Задача общей методологии научного познания – создать систему общих принципов, применимых при решении поставленных задач. Поэтому писать о методологических приемах труднее, чем о конкретных методах источниковедческого анализа или сбора материала.

Методология – не набор жестких технических правил и процедур, а скорее совокупность общих идей и принципов, которая не может быть освоена тем же способом, как конкретные методы. В Дж. Тош писал:

«правила исследования нельзя свести к одной формуле, а конкретные процедуры варьируются в зависимости от характера источника».

Необходимо иметь в виду, что выдающиеся ученые нередко используют сразу несколько методов, или даже систему методов, поэтому не всегда сразу можно понять, что к какому методу относится.

Впервые вопросы общей методологии истории сформулировал Иоганн Дройзен в специальном курсе лекций в 1857 году. Однако поднятые историком проблемы не представлялись актуальными: считалось, что история не имеет собственной методологической специфики. Значение в создании исторической дисциплины приобрели труды российских историков: В.О. Ключевского, Н.И. Кареева, Р.Ю. Виппера, Д.М. Петрушевского, Е.В. Тарле, А.Н. Савина, А.С. Лаппо-Данилевского. В 1917 году традиция отечественной исторической методологии была прервана революцией, открывшей эпоху насаждения марксизма. В 1950-х годах появилось поколение специалистов (А.И. Данилов, М.А. Барг, А.Я. Гуревич), доказывающих, что исторический материализм не может заменить специальные методы исторической науки. В1990-х годах российская наука открыла для себя все многообразие методологического опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

В современной исторической науке используются методы, общие для гуманитарных наук, и специальные, характерные для изучения истории.

Специальные методы исторической науки

Сравнительно-исторический методпозволяет делать исторические сравнения и выявлять сходства и различия в развитии регионов, или устанавливать качественные изменения разных этапов развития в одном историческом процессе. Метод не может использоваться в отрыве от конкретно-исторического, т. е. идиографического метода, предполагающего подробное описание всех рассматриваемых феноменов.

Метод логического анализапозволяет анализировать многослойные и противоречивые исторические процессы. Логический анализ реализуется в последовательности от исследования единичных событий через исследование фактов в определенной тематической или хронологической рамке к теоретическому обобщению в виде исторического синтеза.

Проблемно-хронологический методпредполагает разбитие исторического материала на несколько узких проблем, которые изучаются в хронологической последовательности.

Ретроспективный метод заключается в изучении исторического процесса от современного состояния через возвратную реконструкцию событий и явлений к прошлому.

Историко-генетический метод заключается в анализе зарождения и развития изучаемого явления.

Историко-типологический метод связан с классификацией изучаемых явлений для облегчения анализа.

«Школа Анналов»

Современное разнообразие методов исторической науки связано с современным пониманием предмета исторической науки. В ХХ веке главным объектом истории стали не абстрактный мировой дух или прогресс средств производства, а межчеловеческие отношения и социальные группы. В основе «социальной истории» лежит наследие французского научно-исторического движения «Анналов» – от названия журнала «Анналы экономической и социальной истории», – основателями которого были историки Л. Февр (1878–1956) и М. Блок (1886–1944).

Анналисты критиковали «событийную» историографию, характерную для позитивизма, которая, по словам Блока, застряла «в эмбриональной форме повествования». Они полагали, что история призвана не описывать события, а выдвигать научные гипотезы и разрешать проблемы. Основную задачу истории Блок и Февр видели в создании «тотальной» истории, охватывающей все стороны человеческой жизни. Решение этой задачи предполагало контакт и взаимодействие с другими науками, прежде всего – науками о человеке.

Люсьен Февр — известный французский историк (22 июля 1878 - 11 сентября 1956).

Стремясь к созданию всеобъемлющей истории, Блок и Февр не придерживались однородных объяснений исторического процесса. В их объяснении на первый план выступали географическая среда и рост численности населения, развитие экономики и техники, коллективное сознание – ментальность. Нередко ментальность представала ведущим началом, поскольку явления общественной жизни осуществляются, проходя через сознание человека и субъективную психологическую мотивацию, а историю Февр и Блок понимали как «науку о людях» – «единственных подлинных объектах истории». В полемике с позитивистами основатели «Анналов» доказывали, что материал источников и удостоверяемые ими факты являются результатом творческой деятельности ученого, отбора, зависящего от поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы. Историк «создает материал для работы», постоянно «конструирует» объект изучения, отбирая и группируя необходимые источники. Отсюда Блок и Февр сделали релятивистские выводы, утверждая, что исторические факты не существуют отдельно от историка, они «изобретены» историками.

Марк Блок — французский историк (6 июля 1886 - 16 июня 1944).

Сегодня «школа Анналов» представлена спектром ряда историографических течений, таких как историческая демография, новая социальная история, новая экономическая история, история повседневности, история ментальностей, микроистория, рядом узких направлений – история детства, женщин, питания, старости, тела, болезней, сна, смерти, жестов и т.д.

Таким образом, в ХХ веке расширился предмет истории. Его расширение вызывает к жизни сближение с другими науками и распространение междисциплинарного подхода к ряду научных проблем. Данная тенденция имеет и некоторые опасные свойства: теряя свое «проблемное поле» история теряет устойчивость и целостность внутренних профессиональных связей.

Ретроспективный метод изучения истории государства и права — сущность понятия

Ретроспективный метод (от лат. retro — назад и spicio — смотреть) заключен в понимании того, что прошлое, как и будущее государства неразрывно связаны друг с другом. Этот метод основан на изучении сохранившихся к моменту исследования источников знаний о прошлом и реконструировании картины прошлого на основе имеющихся источников.

Другое название этого метода — «метод реанимации».

Подобный метод изучения объясняется общностью прошлого, настоящего и будущего. В будущем содержатся остатки прошлого, как и в любом развитии какого-либо явления. Такие остаточные материалы и источники позволяют воссоздать отдельные события, имевшие место в прошлом.

Особенности подхода

Ретроспективный метод заключается в том, что исследователь опирается на менее отдаленное прошлое и современность при реконструировании более поздних событий истории, т.е. в ретроспективу. Делается это для того, чтобы проследить за развитием каких-либо тенденций, не имея достаточных объективных данных. Стадии событий прошлого всегда так или иначе связаны между собой, и благодаря этой связи мы можем понять каждый предыдущий этап и проследить за его возникновением.

Приведем пример подобного способа изучения истории.

Глядя на Французскую революцию конца XVIII в. можно сказать, что она развивалась и нарастала по восходящей линии. Об этом нам говорят все большая радикальность требований, лозунгов и программ на разных стадиях. Последний этап лучше всего показывает эту динамику и дает исследователям в области истории возможность судить как о революции в целом, так и о характере и значении ее отдельных предыдущих этапов.

При каком-либо другом методе изучения невозможно прийти к правильному описанию этого события.

К ретроспективному методу можно обращаться не только за изучением отдельных событий и феноменов, но и к целым историческим эпохам. Наиболее ясно эта суть метода выражена у К. Маркса. Он подмечал, что буржуазное общество — самая развитая организация производства в истории.

К. Маркс писал, что будучи наиболее многосторонней исторической организацией общества, она состоит из элементов всех изживших себя форм организаций, которые существовали до нее, что и позволяет применять на ней ретроспективный метод изучения.

С помощью ретроспективного метода также можно спрогнозировать развитие какой-либо ситуации в современности.

Ретроспективный анализ — это система периодического, всестороннего изучения результатов хозяйственной деятельности для объективной оценки выполнения бизнес-планов и достигнутой эффективности производства, комплексного выявления внутрипроизводственных резервов, мобилизации их для повышения эффективности хозяйствования в последующие периоды.

Статистическая ретроспективная обработка многолетних материалов проходит с применением наиболее значимых критериев. Перед аналитиком первоначально ставится цель выявить их, а после — проделать разнопрофильный анализ.

Для расчета экономической эффективности внедрения вакцины будет мало знать, заболели ли привитые лица и сколько их было в текущем месяце. Именно ретроспективный анализ покажет, отмечаются ли перемены в течение эпидемического процесса той или иной инфекции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Если динамика заболевших резко снизилась, говорят об экономической эффективности вакцинации.Предотвращение случаев заболевания оставляет людей на их рабочих местах, позволяет избежать кризисных ситуаций в производстве.

При этом график, отражающий динамику заболеваемости, если исключить прямую роста, может иметь убывающую либо стабилизационную тенденцию. По ее характеру можно судить, в каком направлении следует продолжить работу. Таким же образом можно проанализировать, какие возрастные группы эффективнее прививать, в какое время проводить вакцинацию, с какой периодичностью ее повторять.

Преимущества и недостатки оценочного анализа

Ретроспективный анализ имеет оценочный характер. Его проведение имеет целью сравнить имеющийся прошлый опыт с поставленными задачами и использовать те подходы, которые дали в прошлом положительный результат. Другими словами, необходимо определить, какие организационные моменты экономически целесообразно интегрировать в современный производственный процесс.

Достоинство этого метода заключается в том, что выявленные при статистическом исследовании положительные черты имеют отношение именно к данному производству, учитывают его персональные реалии и направления работы. Чем больше материала можно проанализировать, тем интереснее и перспективнее могут получиться рекомендации по оптимизации работы.

Ретроспективный анализ имеет недостаток. Он отражает особенности экономических характеристик процесса в прошлые годы, с учетом прошлой укомплектованности оборудованием, штатом сотрудников, свойствами используемого для производства сырья, особенностями лабораторной базы и другими. Поэтому найденные решения для поднятия экономики должны быть адаптированы к современному статусу.

Особенности проведения, что является предметом изучения

Предметом ретроспективного экономического анализа может быть:

  • хозяйственная деятельность в целом либо по определенным направлениям;
  • достижение социально-экономических целей;
  • показатели рентабельности производства;
  • эффективность внедрения новых форм и методов производства;
  • финансовые критерии и другие.

Для того, чтобы выводы анализа имели практическую востребованность, его нужно проводить комплексно, с участием технических и экономических служб. Возможно, по ходу аналитической деятельности появится необходимость привлечения управленческого аппарата, контрольно-параллельных структур.

Достоверные показатели деятельности можно получить из различного рода официальных отчетов, заключений проводимых проверок, финансовых бюллетеней, справок, ревизий. Для определения среднемноголетних тенденций необходимо наличие сведений за несколько десятков лет. Когда идея анализа заключается, например, в определении сезонности сбыта, необходимо сведения о продажах помесячно.

Получив результат ретроспективного анализа, администрация или HR-менеджер получает возможность:

  1. Правильно запланировать количество необходимых сотрудников, в том числе при условии развития производства либо его сокращении.
  2. Принять меры по оптимизации предстоящих затрат, в том числе необходимых для содержания персонала, закупки оборудования, сырья.
  3. Оценить интенсивность влияния на результат работы основных и сопутствующих факторов: целесообразность посменной работы, в т.ч. по ночам, создание благоприятного микроклимата в помещениях, предоставление рабочим социальных гарантий и др.
  4. Понять, насколько эффективны принимаемые управленческие решения. В качестве примера — целесообразен ли гибкий график работы, улучшились ли показатели производства после смены руководящего состава.
  5. Выделить факторы риска, которые мешают развитию и возникли как результат неправильной организации труда.

Основные этапы ретроспективного анализа

Среди этапов выделяют общие и частные, касающиеся конкретных видов исследований.

Ретроспективный метод является одним из методов познания и исследования в исторической науке.

Само слово «ретроспективный» происходит от латинских слов retro — назад, spectare — смотреть.

Ретроспективный метод является методом познания исторического явления, события или процесса путем от его следствия к причине, что приводит нас к пониманию, оценке и возможности реконструировать, восстановить историческое событие прошлого.

Отметим, что ряд специалистов рассматривают ретроспективный метод как синоним дедуктивного метода.

Ретроспективный метод является методом познания, который используется и в неисторических дисциплинах с целью исследования исторических условий в прошлом и выявления причин и предпосылок, которые породили современные нам явления.

Используя означенный метод, специалисты могут восстановить объекты прошлого по имеющимся и дошедшим до нас различным источникам. Ретроспективный метод используется при изучении как отдельных событий в прошлом, так и целых исторических эпох.

Основной идеей метода является представление об эволюционном и закономерном характере развития всего человеческого общества, что дает возможность выстроить и реконструировать модель прошлого этого общества.

В качестве методологического требования при использовании ретроспективного метода выступает необходимость определить реликтовый характер имеющегося источника, и доказать, что этот источник действительно принадлежит к конкретной эпохе и отражает события ушедшей исторической реальности.

Метод может быть реализован при соблюдении принципа историзма в исследованиях и оценке рассматриваемых явлений.

Функции ретроспективного метода

К числу функций ретроспективного метода относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Проверка исторической практикой выводов исторического исследования.
  2. Уточнение этапов становления и развития изучаемого исторического явления
  3. Выведение тенденций развития тех или иных явлений и процессов в прошлом, зная результат этих событий.
  4. Исследование остаточных следов прошлого, позволяющих создать представления о минувших временах.

Историческая реальность и принцип историзма

Рассмотрим более подробно упоминаемые ранее понятия «историческая реальность» и «принцип историзма» которые соотносятся с ретроспективным методом.

Итак, историческая реальность определяется как историческая действительность, которая противостоит субъекту исторического познания. Отметим, в классической науке понятие «историческая действительность» является синонимом понятия «объективная историческая реальность».

При этом в неклассической исторической науке сама историческая реальность является воплощением идей исследователя о прошлом на основе имеющихся данных о минувших событиях, тогда как мир исторической действительности является прошлым, которое вовлечено в процесс познания истории.

Историческая действительность как прошлое существует в нашем настоящем в трех формах:

  1. Утилитарное прошлое, понимаемое как практическое прошлое, являющееся частью жизни в настоящем
  2. Зафиксированное прошлое – те, предметы человеческой деятельности, изготовленные в прошлом и дошедшие до нашего времени
  3. Когнитивное прошлое – образ прошлого, зафиксированный историческом сознании.

Принцип историзма представляет собою один из принципов исторического познания, который требует исследовать любое событие, случившиеся в прошлом, изучать его в развитии и с учетом уже сложившейся современной ситуации.

Также под принципом историзма понимается основа исторического сознания, которое предполагает наличие различий между прошлым и настоящим, а также необходимость соблюсти исторический контекст и восприятие истории как некоего процесса. Такой процесс помогает найти конкретный путь извлечения необходимых знаний в результате проведения научного исторического исследования.

Историзм как интеллектуальное течение развивался в условиях перехода от представлений о циклическом характере развития человеческой истории к пониманию, что процесс развития необратим, и неизбежно различие друг от друга различных времен и эпох.

Историзм появился в первой половине XIX века в Германии. Представители идеалистического историзма делали акцент на неповторимости исторической и культурной реальности, её индивидуальности.

Представители материалистического историзма пришли к выводу об объективной закономерности происходящего исторического процесса. Они считали, что существует связь между прошлым и будущим. Представители материалистического историзма также негативно относились к традициям прошлого и были положительно настроены по отношению к предсказанию будущего на основе законов истории. Наиболее ярким примером являются здесь работы К. Маркса и Ф. Энгельса и разработанный ими формационный подход, согласно которому, каждая общественно-экономическая формация сменяет другую, а следующим этапом в развитии после капитализма будет социализм и коммунизм, как вершина общественного и экономического развития всего человечества.

В современности идеалистический и материалистический историзм продолжают существовать в различных национально-исторических вариантах.

Во второй половине ХХ века принцип историзма был подвергнут критике со стороны постмодернистов.

Постмодернисты считают, что прошлое лишь результат нашей умственной деятельности и потому историзм отжил свое и его уже нельзя считать обоснованным интеллектуальным течением.

Но и установки постмодернистов были подвергнуты критике в рамках уже новой неоклассической модели исследования прошлого. И согласно представлениям неоклассической науки принцип историзма заключается в том, что историческая реальность – это, что было в прошлом «на самом деле».

Неоклассическая модель исторического исследования прошлого выделяет в принципе историзма три аспекта:

Ретроспективный метод – это один из главных методов исторических исследований, нацеленный на изучение происхождения и этапов развития исторических явлений и анализ причин изменений.

Содержание метода

Ретроспективный метод является одним из наиболее часто используемых в исторических исследованиях. Его суть состоит в последовательном и системном раскрытии всех свойств, функций, изменений изучаемого предмета в процессе исторического движения, что дает возможность максимально близко воспроизвести реальную историю объекта. Таким образом, объект будет отражаться в наиболее конкретной форме. Познание должно идти строго последовательно от единичного качества к особенному, а затем к общим и всеобщим характеристикам.

По своей логической природе ретроспективный метод является аналитически-индуктивным, по форме выражения полученной информации об изучаемой реальности - описательным. Все это не исключает использования (иногда широкого) количественных показателей. Но они в таком случае будут выступать как элементы описания свойств объекта, а не в качестве основы для выявления качественной природы или построения формально-количественной и сущностно-содержательной модели. Например, если приведены данные о размере земельных наделов крестьян в соответствии с аграрными проектами декабристов Пестеля или Муравьева, или другие количественные сведения о декабристском движении, то они фиксируют только какие-то черты движения, а не внутреннюю суть.

К функциям ретроспективного метода относят:

  • Проверка выводов исторического исследования исторической практикой;
  • Уточнение фаз становления и развития исторического явления;
  • Исследование тенденций развития явлений и процессов;
  • Исследование следов прошлого, которые позволяют создать представления о прошлом.

Готовые работы на аналогичную тему

Преимущества ретроспективного метода

Ретроспективный метод позволяет показывать непосредственно причинно-следственные связи и закономерности исторического развития, и характеризовать исторические личности и события в их индивидуальности и образности. При применении этого метода наиболее всего могут проявляться индивидуальные особенности историка-исследователя. Они могут положительно воздействовать на исследовательский процесс в мере отражения общественной потребности.

Ретроспективный метод является наиболее универсальным, гибким и доступным методом исторических исследований. Но вместе с тем ему присуща определенная ограниченность, что может привести к некоторым издержкам при абсолютизации.

Недостатки ретроспективного метода

Ретроспективный метод, прежде всего, направлен на анализ развития явления. Потому при недостаточном внимании к фиксированию определенной временной данности возникает опасность релятивизма, который, абсолютизируя динамическую природу объективной исторической реальности, отрицает возможности получения о ней истинных знаний. Несостоятельность релятивизма связана с односторонним рассмотрением объективной исторической реальности. Она учитывает только изменения и игнорирует факт того, что объективной реальности, помимо них, свойственна также известная устойчивость, исходящая из того, что всякая качественная определенность имеет тот или иной определенный диапазон количественного выражения. Пока непрерывные изменения имеют только количественный характер, но не приводят к появлению нового качества, у всех объектов, явлений и процессов исторической реальности сохраняется устойчивость. Поэтому важнейшее значение имеет выявление мер количественных определенностей соответствующих качеств.

Это означает, что при применении ретроспективного метода необходимо сочетание показа изменений и фиксирования пределов качественной устойчивости исследуемой исторической реальности.

Далее, ретроспективный метод при усиленном внимании к детальности может привести к выпячиванию индивидуального и затушевыванию общего. Как говорится, в исследовании за деревьями может исчезнуть лес. В этой связи в завершенном виде ретроспективный метод должен включать характеристику единичного, общего и особенного. К примеру, анализ аграрных проектов тех же декабристов должен органически сочетать характеристику отдельных проектов и раскрытие их места и роли во всей аграрной программе декабристов, а также их общие представления о необходимости преобразований и систему существовавших в историческую эпоху представлений об общественном прогрессе. Это не означает, что анализ единичного должен содержать обязательную развернутую характеристику особенного, общего и всеобщего, но суть единичного может быть выявлена лишь при рассмотрении его в прочно установленной связи с особенным, общим и всеобщим.

Ретроспективный метод стремится к описательности и фактографизму. Это обуславливается тем, что в историческом исследовании часто необходимы большие временные затраты на сбор и обработку конкретно-фактических данных. В результате создается иллюзия, что главная задача исследования состоит именно в этом, либо на теоретический анализ выявленных фактов не остается времени. Чтобы предотвратить эмпиризм, следует помнить, что какими бы яркими не были факты, эмпирическое наблюдение никогда не может доказать закономерность данного состояния. Для этого обязательно необходим теоретический анализ фактов, который в принципе отвергается позитивистским подходом, ограничивающим познание эмпирической стадией.

Помимо всего указанного выше, ретроспективный метод при своей давности и достаточно широкой области применения не имеет четкой логики и разработанного понятийного аппарата. Это делает его методику, а, следовательно, и технику, расплывчатой и неопределенной, затрудняя сопоставление и сведение результатов отдельных исторических исследований воедино.

Все перечисленные слабые стороны ретроспективного метода ярко проявляются при применении его для изучения массовых исторических явлений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: