Ресурсы которые как элемент имущества находятся в собственности государства

Обновлено: 07.05.2024

Правовые основы информационной работы. Государственные информационные ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Библиотечная сеть и информационные ресурсы архивного фонда Российской Федерации. Статистическая информация.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Предмет Информатика
Вид реферат
Язык русский
Прислал(а) Евгений
Дата добавления 22.06.2011
Размер файла 24,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Представление об информационных ресурсах. Библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническая и отраслевая информация, информация государственных структур. Структура библиотечной сети России. Информационные услуги и продукты. Правовое регулирование.

презентация [2,0 M], добавлен 16.02.2014

Современное общество и его информационные ресурсы. Виды информационных услуг. Информационная деятельность и ее виды. Национальные информационные ресурсы России. Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами.

реферат [194,4 K], добавлен 25.07.2010

Общие задачи формирования и использования информационных ресурсов. Информационные ресурсы, централизованно формируемые для органов власти. Государственные регистры и кадастры. Информационное обеспечение региональных и муниципальных органов власти.

контрольная работа [29,8 K], добавлен 05.12.2007

Актуальность (своевременность) информации. Информационные ресурсы и информационные технологии. Подходы к определению количества информации. Свойства информации, ее качественные признаки. Роль информатики в развитии общества. Бит в теории информации.

презентация [200,9 K], добавлен 06.11.2011

Значение информации в сфере производства и экономики. Информационные ресурсы как документы и массивы документов в информационных системах. Наиболее распространенные средства доступа к ним. Факторы угрозы безопасности информационного пространства.

реферат [38,9 K], добавлен 12.11.2010

Понятие информационной технологии и ее принципы: интерактивный режим работы, интегрированность с другими программными продуктами, гибкость процесса измерения данных. Цели применения автоматизированных информационных систем в следственной деятельности.

реферат [23,4 K], добавлен 15.03.2015

Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Закономерности и проблемы становления информационного общества. Проблемы информационной безопасности. Понятие информационной войны, информационного противоборства.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

- информационные ресурсы субъектов РФ [1].

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать исключительно «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ, но стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.

Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами [2].

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

1. Библиотечная сеть Российской Федерации. В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, представленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Эти ресурсы обеспечивают максимальную ретроспективу и охватывают все направления, темы и отрасли знаний. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек и включает:

- публичные библиотеки всех уровней (федерального, регионального и муниципального);

- систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ);

- информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

- библиотечную систему высших учебных заведений;

- сеть муниципальных библиотек;

- сеть сельскохозяйственных библиотек;

- другие системы и сети.

При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный принципы.

На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:

1. Российская государственная библиотека (РГБ) — 38 млн. единиц хранения;

2. Российская национальная библиотека — 30 млн. единиц хранения;

3. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.

На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.

Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библиотеки также ведут обслуживание организаций.

Сеть научно-технических библиотек трехуровневая, включает 7 тыс. библиотек с фондом 10 млн. единиц хранения (без координационного центра - ГПНТБ).

Библиотеки РАН (Российская академия наук) объединены в четыре системы:

система библиотек Сибирского региона, включающая 67 библиотек с фондом 13,5 млн. единиц хранения;

система библиотек Санкт-Петербургского региона, включающая 41 библиотеку с фондом 16,5 млн. единиц хранения;

отраслевая система библиотек по естественным наукам — 13 млн. единиц хранения;

отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений — 13 млн. единиц хранения.

Библиотечная сеть вузов включает 500 библиотек — 300 млн. единиц хранения.

Состояние библиотечной сети в период реформ резко ухудшилось. Практически прекратилось финансирование пополнения фондов со стороны государства.

1. Архивный фонд Российской Федерации. Архивный фонд РФ (АФ РФ) находится в ведении Федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов — 460 млн. единиц хранения. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов [3].

В архивных фондах хранится управленческая документация (78 %), документы по личному составу (19 %), научно-техническая информация (2 %).

1. Государственная система статистики - представляет собой совокупность, которая позволяет осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование информационных технологий и технических средств.

2. Государственная система научно-технической информации. В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, региональные центры научно-технической информации.

К федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников научно-технической информации и направлений науки и техники, относятся [5]:

1. Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ (ВНТИЦ) — по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам;

2. Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) — по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса;

3. Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ — по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами;

4. Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Министерства науки и технологий РФ;

5. Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН и Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН — по естественным и техническим наукам;

6. Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ — по медицине и здравоохранению;

7. Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук — по сельскому хозяйству;

8. Институт научной информации по общественным наукам РАН — по общественным наукам;

9. Российский федеральный геологический фонд, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования и Всероссийская геологическая библиотека Министерства природных ресурсов РАН — по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;

10. Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации — по нормативным документам, по стандартизации, метрологии и сертификации;

12. Российская книжная палата Государственного комитета РФ по печати — по опубликованным в Российской Федерации произведениям печати и государственной библиографии;

13. Российский государственный архив научно-технической документации Федеральной архивной службы РФ — по документам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий федерального значения, переданным на постоянное хранение;

14. Научно-технический центр «Информрегистр» — по электронным изданиям;

15. Институт промышленного развития («Информэлектро») — по технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промышленности (обязанности закреплены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 736);

16. Ряд других всероссийских государственных структур по отраслям промышленности, сельского хозяйства и видам деятельности.

Порядок формирования федеральных информационных фондов указанных организаций устанавливается законодательством РФ.

Таким образом, в ходе анализа государственных информационных ресурсов, было установлено, что существуют структуры, которые имеют информационные ресурсы, удалось выявить универсальные информационные системы и органы научно технической информации.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.
Государственные ресурсы делятся на следующие группы:
- федеральные ресурсы
- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ
- информационные ресурсы субъектов РФ
Основные задачи:
- государственное управление
- обеспечение прав и безопасности граждан
- поддержки социально – экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.
Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:
1. Информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена.
2. Информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя
Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.
К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:
- библиотечная сеть РФ
- архивный фонд РФ
- государственная система статистики
- государственная система научно-технической информации
Библиотечная сеть РФ.
В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, предоставленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Эти ресурсы обеспечивают максимальную ретроспективу и охватывают все направления, темы и отрасли знаний. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.
Библиотечная сеть насчитывает свыше 150 тыс. библиотек и включает:
- публичные библиотеки всех уровней.
- систему научно – технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную систему научно-технической информации.
- информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН)
- библиотечную систему высших учебных заведений
- сеть муниципальных библиотек
- сеть сельскохозяйственных библиотек
- другие системы и сети
Информационные ресурсы архивного фонда.
Архивный фонд РФ (АФ РФ) находится в ведении Федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов – 460 млн. единиц хранения. Постоянное хранение архивных документов осуществляет государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком и источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.
В архивных фондах храниться управленческая документация, документы по личному составу, научно-техническая информация.
Статистическая информация.
Государственная система статистики РФ находится в настоящее время в стадии реформирования. Необходимость реформирования определяется, прежде всего, радикальными переменами в социальной и общественно-экономической жизни общества.
Одной из важнейших задач является задача охвата статучетом быстро увеличивающегося числа хозяйствующих объектов.
Единая система государственной статистики включает 2250 организаций:
- на федеральном уровне - 7 организаций.
- на региональном уровне – 87 комитетов и управлений статистики.
- на районом уровне – 2156 региональных (городских) отделов статистики.
Основными задачами Госкомстата России являются:
- разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а так же международным стандартам.
- предоставление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию ГД РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а так же международным организациям.
- предоставление всем пользователям равно доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других материалов.
Официальные статистические публикации подразделяются на следующие виды:
- периодические издания,
- статистические сборники,
- сборники, выпускаемые на CD-ROM,
- статистические бюллетени.

Основным законом, определяющим правовые основы информационной работы в России, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

В соответствии с этим законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных информационных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты РФ. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накапливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также иными установленными законом способами.

Физические и юридические лица являются собственниками тех документов (массивов документов), которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Эти ресурсы являются негосударственными.

Государственные информационные ресурсы -- это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

¦ информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

обеспечения прав и безопасности граждан;

поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д.

2. Наследование по закону: наследники первой и второй очереди.

Ответ:

При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского Кодекса не следует иное.

Наследование регулируется Гражданским Кодексом и другими законами.

Наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Наследование по закону имеет место, когда оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда. В состав наследства не входят личные неимущественные права граждан.

К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

23. Информационные ресурсы: понятие, состав. Государственные информационные ресурсы.

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах).

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

содержание: например, информация общественно-политическая, правовая, финансово-экономическая; данные о предприятиях, персональные данные и проч.

источник ИР: например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности: государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации: открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации: текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР: электронный, бумажный и др.

способ распространения информации: сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык, на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

  • опубликованные и неопубликованные первичные документы на любых носителях (книги, периодические издания, нотные и изоиздания, диссертации и т.д.);
  • полнотекстовые базы данных;
  • фонды опубликованных и неопубликованных первичных документов, собираемые библиотеками, центрами информации, архивами и другими учреждениями;
  • библиографическая продукция;
  • фактографические базы данных;
  • справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);
  • обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);
  • услуги, предлагаемые на информационном рынке;
  • компьютерные сети связи;
  • программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;
  • учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

  • федеральные ресурсы;
  • информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;
  • информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

  • библиотечная сеть Российской Федерации;
  • архивный фонд Российской Федерации;
  • государственная система статистики;
  • государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: