Республика казахстан как правовое социальное государство

Обновлено: 24.04.2024

Представляется, что идеи, содержащие в себе суждения о формировании и развитии демократического государства, имеются в творческом наследии казахских мыслителей. Одним из них является Абай Кунанбаев, который высказал ряд оригинальных суждений по вопросу формирования некоторых принципов правового государства, не потерявших своей значимости и в настоящее время. Абай стоял на позициях государственного суверенитета, высшей формой организации и защиты людей он признавал закон. О роли закона Абай писал: "необходимо знать своды законов, доставшихся нам от предков, - "Светлый путь" Касым хана, "Ветхий путь" Есим хана, "Семь канонов" Тауке хана. Важным критерием демократии, по мнению Абая, является верховенство закона. Идеи Абая о независимости судебной власти перекликаются с современными положениями Конституции РК и развитых стран о судах. Он выступает за бессрочное избрание судей и предлагает сделать их несменяемыми: "выбрать образованных и толковых не определяя срока их пребывания на посту. смещать только тех, кто обнаружит себя в неблаговидном деле". Гуманистические идеи Абая о справедливом, правовом государстве актуальны и сейчас, соединяя прошлое с настоящим.

Становление правового государства процесс длительный и сложный. Современный период Казахстана характеризуется возвращением нашего государства на путь общецивилизационного развития. Впервые Конституция 1993 года высшей ценностью РК провозгласила человека, его жизнь, права и свободы. Это положение закрепила и ныне действующая Конституция 1995 года в ст. 1.

Одним из признаков правового государства является реализация принципа разделения властей в организации государственной власти. Впервые он был выделен в качестве системообразующего принципа в ст. 7 Декларации "О гос. суверенитете Казахской ССР" от 25.10.1990 года. В соответствии с которым происходило реформирование всей системы государственной власти. Конституция РК в ст.3 п. 4 отмечает, что гос. власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательная власть осуществляется Парламентом РК, исполнительная - Правительством, судебная - Верховным судом и нижестоящими судами РК. Наличие реальной системы сдержек и противовесов - отличительное свойство новой Конституции. К элементам системы сдержек и противовесов относится парламентский импичмент, выражение вотума недоверия Правительству, право роспуска Парламента Президентом, отставка Правительства и его членов.

В настоящее время формируется механизм конституционного контроля. Становление конституционного контроля в Республике связано с конституционным установлением о формировании правового государства. Безусловное верховенство Конституции перед другими нормативными актами является одним из признаков правового государства. Другим же основополагающим принципом правового государства является верховенство права, выражающееся в обязательном подчинении самого гос-ва и его органов Конституции РК.

Конституционный Совет вправе признать неправовыми, т.е. несоответствующими Конституции, законы и иные нормативные акты, если они противоречат Конституции.

Конституция РК, признавая, что человек, его права и свободы - высшая ценность, - исходит из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека являются главной обязанностью государственной власти. Причем Конституция заложила основу для создания реальной системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Конституция способствует формированию гражданского общества в РК. Это выражается в признании Конституцией идеологического и политического многообразия (ст.5). Народ осуществляет власть на основе политического плюрализма. Конституция гарантирует политическим партиям, общественным объединениям, движениям равные возможности для участия в политической и государственной жизни. Исключается возможность установления какой-либо идеологии в качестве господствующей. Гражданское общество характеризуется в конституционном допущении многообразия форм собственности, рыночного хозяйства, социального партнерства потребителя и производителя, гражданина и государства.

Достижением Конституции 1995 года является гарантированность независимости судей всех уровней. Независимость судебной власти определяется особым порядком избрания, назначения и прекращения полномочий судей, а также участием в формировании судейского состава независимых органов как Высшего судебного Совета и квалификационной комиссии юстиции (ст.82 пп.4,5). Закреплен принцип постоянства судей (ст.79 п. 1), судьи избираются и назначаются пожизненно. Дополнения, внесенные Парламентом в Конституцию РК от 7 октября 1998 года, направлены на демократизацию судопроизводства. Согласно ст.75 п.2 уголовное судопроизводство в определенных законом случаях будет осуществляться с участием присяжных заседателей. Конституционным законом РК "О судах и статусе РК" от декабря 1995 года с изменениями и дополнениями суды утверждаются как самостоятельная власть, независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей.

Ст. 1 Конституции РК провозглашает Казахстан правовым государством. Представляется, что Казахстан стоит на пути формирования правового государства и конституционного закрепления основных его признаков.

Термин «социальное государство» впервые появляется в конституционно-правовом законодательстве в Европе после второй мировой войны в связи с возрастанием внимания к человеку, его правам и свободам.

В казахстанской правовой науке в последнее время наблюдается значительный интерес к проблемам построения социального государства. А.М. Нурмагамбетов отмечает, что на выбор Республикой Казахстан модели социального государства повлиял ряд факторов. Во- первых, фактор исторического характера, связанный с недавним социалистическим прошлым. При социалистической системе государство обеспечивало минимум социальных благ и в массовом сознании у населения, особенно людей старшего поколения, это осталось. Во-вторых, учитывался опыт передовых стран с развитой рыночной экономикой и высокой социальной ответственностью перед собственным населением, прежде всего, Франции, Конституция которой в целом положена в основу Конституции Республики Казахстан. В- третьих, в условиях глобализации, расширяющейся связи между странами во всех сферах, стремление к достижению стандартов качества жизни, содержащихся в основополагающих международных документах, конвенциях и рекомендациях специализированных международных организаций, для Казахстана является приоритетной [1, c.169].

Сущность социального государства заключается в комплексном обеспечении и защите потребностей и интересов человека и гражданина в самых различных сферах социальной жизни общества.

Конституция Республики Казахстан закрепляет весьма широкий перечень социальных норм. Так, каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и жизни, вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых (ст. 24). Создаются условия для обеспечения граждан жильем (ч. 2 ст. 25). Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 27). Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (ч. 1 ст. 28). Каждый имеет право на охрану здоровья, вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 29). Гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении (ч. 1 и ч. 2 ст. 30). Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ч. 1 ст. 31) [2, c.168].

Социальное государство служит человеку и обществу в целом, а не отдельным его классам и слоям, или нациям и народностям, но стремится нивелировать, смягчать социальное неравенство путем содействия равномерному распределению тягот в обществе и благу всех граждан.

Характеристика государства как социального означает гарантированную Конституцией поддержку государством таких социальных сфер, как образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, социальное обеспечение, адресная поддержка групп населения с низкими доходами. Социальное государство признает право человека и гражданина требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность здоровья и жизни. Для этого социальное государство разрабатывает и осуществляет общие и целевые социальные программы, прибегает в интересах общества и конкретных категорий граждан к макроэкономическому планированию и бюджетному финансированию [6, с.30-31]. В октябре 1997 г. Президент РК обратился с посланием народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в котором определил долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации. Их семь, все они служат, в числе других задач, построению социального государства, особенно третий приоритет: экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, и четвертый приоритет: здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана [7].

Построение социального государства – это дело не только государства, но и его граждан. Поэтому Конституция, закрепляя в разделе II права, свободы и обязанности гражданина, формирует их таким образом, что обеспечение достойной жизни и свободного развития является делом не только государства, но и самого человека и гражданина, его сознания и воли. Социальное государство в первую очередь обязано создать условия, необходимые для частной инициативы и экономической свободы в обществе. И через эти условия регулировать и обеспечивать «экономическое развитие на благо всего народа» (п. 2 ст. 1 Конституции) [8, с.32].

Следует подчеркнуть, что понятие «социальное государство» не следует рассматривать как какое-либо конкретное законное обязательство со стороны государства в отношении членов общества. Социальным является государство, призванное выполнять свои социальные функции, и основополагающим признаком социального государства является утверждение системы общественных отношений, основанной на уважении и соблюдении естественных прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности [9, с.44]. При этом государство, осуществляя социальные функции (как и другие), использует методы нормативно-правового регулирования, убеждения, надзора и контроля, а также принуждения. Как отмечают Г.С. Джусупова и Ж.Ч. Салимбаева, основная цель социальной функции государства – создание механизма защиты социальных прав человека, и структурно выделяют: 1) права в сфере трудовых отношений; 2) права в сфере охраны здоровья; 3) права в сфере социального обеспечения, и приходят к выводу, что социальная функция государства есть направление деятельности государства по достижения социального равенства, социальной справедливости, социальной свободы, социальной защищенности, социального мира, социального партнерства и равного сотрудничества в интересах всеобщего благосостояния [10, с.208, 224].

Республика Казахстан конституционно утверждает себя социальным государством, но по ряду объективных причин им пока не является. В настоящее время Казахстан находится на переходной стадии к социальному государству, поэтому, прежде всего, необходимо дальнейшее развитие рыночной экономики и последовательная реализация социальной политики.

Таким образом, социальным считается демократическое правовое государство, осуществляющее сильную социальную политику, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина на базе развитой рыночной экономики, обеспечивающее высокие стандарты жизни, социальное обеспечение и обслуживание, всеобщую занятость населения, сформулировавшее качественную и доступную систему здравоохранения, культуры, образования, организовавшее всестороннюю поддержку бедных слоев населения [11, с.170].

Именно в деятельности социального государства наиболее выпукло проявляется гуманистическая сущность государства, его взаимосвязь с правовым, демократическим государством. Решая проблемы построения социального государства, власть разворачивает и усиливает деятельность государства, гражданского общества, каждого человека в деле укрепления, гарантирования, защиты прав и свобод человека и гражданина.

В Конституции РК 1995 года особо закреплено, что человек, его жизнь, права и свободы – это высшая ценность. Исследуя закрепление этой идеи в Конституции, В.А. Ким и Г.В. Ким отмечают, что одним из важных условий реализации идеи о человеке, его правах и свободах как высшей ценности являются торжество концепции естественного права и его закрепление в Конституции. Смысл этой концепции заключается в том, что права и свободы не присваиваются со стороны государством, а присущи человеку от рождения, как свойства человеческого существа.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан естественные права принадлежат человеку независимо от каких-либо признаков – социальных, национальных, расовых и других. Эти права и свободы не имеют никаких государственных границ, никаких барьеров – ни национальных, ни расовых, ни классовых.

Потому естественные права рассматриваются как общечеловеческие. Отсюда в Конституции Республики Казахстан говорится не только о правах граждан, а также о правах и свободах человека, и при этом человек стоит впереди гражданина.

Это значит, что система прав и свобод, признаваемых Конституцией Республики Казахстан, принадлежит всем людям, независимо от того, являются они гражданами РК или нет, за исключением тех нескольких видов прав и свобод, которые принадлежат только гражданам Республики Казахстан. Исходя из идей общечеловеческого содержания прав и свобод, Конституция подчеркивает приоритетность международно-правовых актов перед республиканскими, если они ратифицированы Парламентом Республики.

Из концепции естественного права вытекает, что ценность человека определена самой природой человека, что она не может быть не признана или отнята у человека. Речь идет о том, что права и свободы, не дарованные ни государством, ни кем бы то ни было и присущие людям в силу их человеческого существа, обретенные им самим в силу рождения, не могут быть отняты у них. Поэтому в Конституции закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод.

Введение определенных ограничений прав и свобод людей в интересах охраны таких же прав других, когда они нарушаются неправомерным использованием своих прав и свобод, в интересах общественной безопасности и по другим важным причинам, является общей чертой практически для всех стран. Различия состоят только в размерах этих ограничений и причинах и мотивах их введения.

В Конституции Республики Казахстан установлено, что ограничение возможно, если оно устанавливается законом, а не какими-то другими актами и в случае, когда это будет необходимо для защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (ст. 39).

Такие основания ограничения или допуск таких видов ограничений совершенно не затрагивает права и свободы законопослушных граждан. Система прав и свобод, установленных Конституцией, существует, действует для них в неущемленном виде. Кроме того, в соответствии с Конституцией (ст. 39) целый ряд прав и свобод не ограничиваются ни в каких случаях. Следует отметить, что увеличение ограничений в этой части практически может свести на нет принцип неотчуждаемости прав и свобод, возможность самореализации человеком своих свойств как высшей ценности [12, с.42-44].

Для реализации идеи о человеке как высшей ценности огромное значение имеет создание реальных условий для этого, устранение препятствий на этом пути, недопущение нарушения прав человека, создание необходимого механизма для этого.

Реальное условие – это создание социально-экономических, политических и идеологических условий, необходимых для реализации прав и свобод человека. Условия рыночного общества позволяют каждому осуществлять свою экономическую хозяйственную деятельность в соответствии со своими возможностями. Идеологический и политический плюрализм создает условия для реализации всей совокупности политических прав.

При этом государство создает механизм, предназначенный для осуществления прав и свобод гражданами в лице всей системы органов государства. Нет какого-либо органа государства, не связанного с правами и свободами человека.

Рассуждая о человеке, его правах и свободах, об условиях, необходимых для их реализации, мы отметим полноту признания и закрепления прав и свобод человека, полноту их реализации, последовательное проведение идей естественного права, значение создания условий, необходимых для реализации прав и свобод человека. Только совокупность всех указанных условий придает цельность и полноту идее о человеке как высшей ценности, превращает эту идею в реальность. Ценность человека во всех аспектах раскрыта в системе прав и свобод, закрепленных во втором разделе Конституции. Место в структуре Конституции, которое занимают права и свободы и их объемность (30 статей), свидетельствуют, что Конституция Республики Казахстан является, прежде всего, Конституцией прав человека, утверждающей высшую человеческую ценность.

Но это не значит, что на пути ее утверждения нет трудностей. Они выражаются в огромном количестве, больших масштабах нарушений прав и свобод человека. Они, эти нарушения, есть следствие ряда причин: несовершенства законов и других актов, призванных защищать права и свободы человека; неглубокого знания самими гражданами своих собственных прав, свобод; незнания функций органов, к которым они вправе обращаться в случае нарушения прав и свобод. Это является следствием прямого, умышленного нарушения прав и свобод теми, кто представляет собой бюрократию в старом и «новом» обличии и антиобщественными, преступными элементами и несовершенством самого государственного аппарата.

Все это свидетельствует о том, что за сохранение, раскрытие ценности человека, за реальную ценность его прав и свобод необходимо активно работать, и идея эта может превращаться в реальность и обогащаться как путем совершенствования законодательства, так и усиления организаторской деятельности государства в этой области [13, с.46-47].

Становление и развитие в РК социального государства способствует укреплению всей системы конституционализма в стране, укреплению механизма защиты прав и свобод граждан, развертыванию всех демократических процессов.

Конституции Республики Казахстан государство рассматривается с различных сторон. В статье 1-й Конституции говорится:
"Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы".
Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства вытекает из содержания Конституции Республики Казахстан и из деятельности государственных органов.

Содержимое работы - 1 файл

OGP.rtf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Современный гуманитарный технический институт

Кафедра «Естественно-научных дисцеплин»

По дисцеплине «Основы Государства и Права»

Республика Казахстан правовое социальное государство

Конституции Республики Казахстан государство рассматривается с различных сторон. В статье 1-й Конституции говорится:

"Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы".

Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства вытекает из содержания Конституции Республики Казахстан и из деятельности государственных органов. Демократизм может быть формальным, т. е. закрепленным в правовых нормах. Демократизм может быть не только формальным, но и реальным, т. е. обеспеченным всевозможными гарантиями. Демократический характер государства Казахстана определяется в конституционных принципах. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность главы государства, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом деятельности государства является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Сюда относятся, в частности, проведение референдума, процедура голосования в парламенте.

Демократичность государства Казахстан выражается и в том, что Конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, и желающих, и способных отстаивать интересы народа в целом, интересы социального и национального меньшинства, законные интересы отдельных граждан.

Демократичность государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума, который основывается на принципах: 1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности. На референдум могут быть вынесены вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

Демократизм государства Казахстан выражается и в возможности оказывать гражданами, их объединениями влияния на содержание управленческих решений государственных органов и процессов их реализации в своих интересах. Для этого Конституция предусматривает определенные условия. Важнейшим из них является демократический политический режим.

Под политическим режимом понимается система приемов, методов, форм осуществления политической власти в обществе. Политический режим характеризует сущность, формы государства, его отношения с обществом, с отдельным человеком, урегулированные, в первую очередь, нормами конституционного права. Политический режим ярко показывает степень реального функционирования конституционных норм. Конституция Республики Казахстан предусматривает демократический политический режим. Во-первых, он выражается в установлении институтов представительной и непосредственной демократии. Дело, разумеется, не только в юридическом закреплении этих институтов, но и в том, чтобы они могли действовать с целью обеспечения участия граждан в формировании государственных органов, в определении политики государства, все реализации. Во-вторых, демократический политический режим выражается в закреплении широких гражданских прав и свобод и обеспечивании гарантии их реализации. Например, Конституция не только предусматривает свободу предпринимательской деятельности, но и создает, с одной стороны, правовую основу для нее, а, с другой стороны - защищает предпринимателя от незаконных действий должностных лиц. То же самое можно сказать 6 других гражданских правах, свободах. В-третьих, Конституция открывает дорогу для формирования независимых средств массовой информации. Политическая цензура (запрет, контроль), являвшаяся мощным средством тоталитарного режима, ушла в прошлое. Отсутствие цензуры - яркое проявление существования демократического политического режима. Обеспечение независимости средств массовой информации позволяет высвечивать недостатки в работе государственных органов, нарушения закона должностными лицами и укрепляет законность. В-четвертых, политический плюрализм, многообразие политических движений, признанные Конституцией Республики Казахстан, позволяют формированию различных организаций, в том числе оппозиционных, критикующих действия государственных органов. И это, безусловно, одна из гарантий от возможного отступления от демократических методов управления обществом.

Одним из важнейших принципов демократической организаций государства является принцип разделения властей. Конституция Республики Казахстан установила, что государственная власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов.

Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы органы государства, реализуя свои полномочия, не могли рассчитывать на безнаказанность за их нарушение, за узурпацию полномочий других органов.

Проявлением демократизма государства является утверждение национального и народного суверенитета. Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовной сфере. В условиях современного Казахстана национальный суверенитет имеет свои особенности. Дело в том, что в Казахстане имеется одна единственная нация - нация казахов, которая столетиями проживает на своей территории, и здесь она сформировалась как нация. Нигде в мире больше нет казахской нации, хотя казахи проживают во многих странах, и их насчитывается несколько миллионов человек. Новая Конституция Республики Казахстан 1995 г. признала и закрепила этот исторический факт, указав, что "создается государственность на исконной казахской земле" (преамбула). Из этого естественно вытекает, что казахская нация имеет право самоопределяться в государственной сфере, т. е. создавать свою национальную государственность. И признание этого было провозглашено как в законе Республики Казахстан о государственной независимости, так и в Конституции 1993 г. Однако в Казахстане живут представители многих других национальностей в количестве, превышающем половину населения страны. Несмотря на значительное количество, у них отсутствуют признаки нации. Например, в Казахстане живут в большом количестве русские, украинцы, узбеки, корейцы, уйгуры, и т. д. У каждой этой этнической группы есть исконная родина, где живут соответствующие нации, но поскольку они являются гражданами Республики Казахстан, то они имеют право на самоопределение в государственной сфере. Но не будучи нациями на территории Казахстана, они находятся в политико-правовой связи с государством как часть населения, народа страны. В силу этого в условиях Казахстана следует говорить о самоопределении в государственной сфере не одной только казахской нации, а всего народа Казахстана. В политическом отношении национальный суверенитет сливается с народным суверенитетом и как таковой является источником государственной власти, государственного суверенитета. Этим самым снят опасный источник напряженности в межнациональных отношениях. Особое значение имеет национальный суверенитет в духовной сфере. Национальный суверенитет в условиях многонационального Казахстана реализуется путем предоставления права казахской нации, всем национальным группам возможности реализации их этнической, культурной, языковой самобытности, путем содействия их активному участию во всех сферах общественной и государственной жизни. Т

Идея поддержки национальной самобытности проживающих в Казахстане национальных групп была заложена в Декларации о государственном суверенитете Казахстана, принятой 25 октября 1990 г.

"Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР".

Чрезвычайно важным в условиях современного Казахстана оказался вопрос о языках. Хотя казахский язык в период Советской власти наряду с русским признавался государственным языком, фактически сфера применения казахского языка сузилась до опасных пределов. Из употребления в государственной сфере он почти был вытеснен. В силу необходимости поднятия его значения, казахский язык был объявлен государственным. Однако в стенах Парламента, а также в средствах массовой информации вопрос о придании русскому языку также значения государственного превратился в острейшую проблему. Новая Конституция 1995 г. в этом вопросе пошла на существенный компромисс, установив, что русский язык употребляется официально в государственных органах и организациях и в органах самоуправления "наравне с казахским". Этот вопрос всесторонне отрегулирован в новом законе о языках.

Существенным признаком суверенитета государства является верховенство государственной власти. Верховенство позволяет создавать самостоятельную систему национального права, которая регулирует важнейшие стороны общественных отношений, устанавливает единый на всей территории правовой порядок, определяет правовой статус государственных органов, права, свободы и обязанности граждан. Верховенство государственной власти проявляется в верховенстве на территории Казахстана Конституции Республики, затем законов и других нормативных правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти.

Другим признаком суверенитета является единство государственной власти. В Конституции Республики Казахстан отмечается, что "государственная власть в Республике едина" (статья 3, п. 4). Единство государственной власти выражается в существовании системы органов, объединенных в высшую государственную власть. Она разделяется на ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделяясь, эти ветви единой государственной власти в рамках своих полномочий выполняют функции всего государства.

Наделение Парламента, правительства и судебных органов самостоятельными полномочиями не означает, что они абсолютно независимы друг от друга. Они являются органами одного государства. К тому же они оказывают влияние друг от друга. Например, Парламент может выразить недоверие правительству и т. д.

Становление правового государства в Казахстане. Правовое государство создается в процессе длительного исторического развития. Поэтому в Конституции Республики Казахстана записано, что страна встала на путь формирования правового государства.

Первым показателем правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наиболее важные стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов, Конституция ориентирует законодательный орган на это обстоятельство. В соответствии с Конституцией Парламент Республики Казахстан "вправе издавать законы, которые регулируют важнейший общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы" и т. д. Президенту могут быть переданы законодательные полномочия, и он может издавать указы, имеющие силу законов. В определенных случаях народ через референдум может принимать акты, имеющие силу конституционных и обычных законов. Расширение круга субъектов, имеющих право принимать законы, показывает намерение государства стать правовым.

Другим важным принципом правового государства является обязательность для всех государственных органов, должностных лиц требований законов. Законы исходят главным образом от государства, его органов. Следовательно, в первую очередь, само государство берет на себя обязательство соблюдать требования законов. Во всех случаях реализация восходит к государству, его органам. Либо государственные органы следят за реализацией законов, либо они сами применяют законы, либо они обеспечивают применение законов, либо они применяют меры воздействия на нарушителей и т. д. Следовательно, принимая законы, государство не только берет на себя обязательство выполнять требования законов, но и следит за всем ходом выполнения положении законов всеми субъектами. В число субъектов относятся государственные органы, служащие всех рангов и положений. Притом выполнение положений законов государством, его органами и должностными лицами имеет исключительное значение в становлении правового государства. "Правовое государство" - это не только государство где формируется право, принимается множество законов. "Правовое государство" вместе с тем такое государство, где деятельность государственных органов и учреждений основана исключительно на принятых законах. Нарушение положений действующих законов должностными лицами, государственными органами, тем более государством в целом ведет к тяжелым последствиям для самого государства. Даже при наличии большого числа хороших законов нарушение их государственными органами, с одной стороны отодвигает процесс формирования правового государства, а с другой стороны, порождает недоверие населения к нему. Нарушения законов государственными органами и должностными лицами всегда были и долго еще будут. Таковые имеют место даже в самых развитых государствах, которые можно считать правовыми. Но речь идет, во-первых, о масштабах нарушений, а во-вторых, о решимости государства постоянно к неуклонно бороться с ними. Если нарушения приобретают массовые масштабы и государство либо бессильно, либо не замечает их, тогда трудно вести речь о формировании правового государства. Особенно масштабными могут быть эти нарушения в переходные и кризисные периоды. Нарушения могут проявляться в злоупотреблениях служебным положением, в принятии незаконных решений исполнительными органами, в коррупции, во взяточничестве, в хищениях и т. д.

Важным принципом правового государства является неуклонное соблюдение законов гражданами. Для этого необходимо знать законы, другие нормативные правовые акты, устанавливающие Права, свободы и обязанности граждан. Для того, чтобы обеспечить знание законов Конституция предусматривает официальную публикацию законов, всех нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Печатание является обязательным условием их применения - это конституционное положение имеет большое значение в правовом просвещении граждан, поскольку они имеют возможность знакомиться с нормативными правовыми актами, касающимися их прав, свобод и обязанностей. Указанное конституционное положение должно обеспечить доступность для граждан многочисленных ведомственных актов, в которых конкретизируются права и обязанности граждан. Нередко государственные органы стараются не публиковать свои нормативные правовые акты, ограничивая доступ к ним граждан. Одна из причин этого - наличие в этих актах положений, нарушающих законные права и свободы граждан.

Другим важным условием выполнения гражданами положений законов является формирование их правосознания. Этому вопросу не уделялось должного внимания. Коренное изменение отношения государства к вопросам правового просвещения населения началось с постановления Президента Республики от 21 июня 1995 г. "О мероприятиях по осуществлению правового всеобщего обучения" в стране. Это - акт большого политического значения, в его основе лежит идея обеспечивания формирования правового государства. В нем предусматривается обучение правовым и нравственным нормам с дошкольного возраста. Правовым обучением охватываются граждане всех возрастов и всех слоев, независимо от сферы обучения, работы и служебного положения вплоть до министров. И законопослушные граждане, и безупречно исполняющие законы государственные служащие, и нарушители законов формируются с детского возраста.

Соблюдая требования законов, граждане конечно же должны чувствовать свою ответственность перед государством. Но это не означает, что ответственность должна носить односторонний характер. Не только граждане должны быть ответственны перед государством,, но и государство должно быть ответственно перед гражданами Раньше существовало представление, что права и свободы граждан - своеобразный дар государства гражданам. На самом деле многие права и свободы являются естественными, закрепляемыми в законах. Даже те права и свободы граждан, которые государство признает, объективно обусловлены. Государство несет ответственность за их охрану, создание условий для их реализации, Государство, его органы, учреждения, должностные лица должны обеспечивать реализацию прав и свобод граждан. При том они должны служить всему обществу, не деля их на классы, социальные слои, национальные группы. Они должны служить именно человеку, обеспечивать его законные права и свободы. И это одна из основных черт правового государства, о чем говорится в статье 1-й Конституции: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Проблемы создания правового государства в Казахстане

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

26.Особенности формы государственности РК. Республика Казахстан - светское, социальное, правовое, демократическое, унитарное государство. (ст. 1 Конституции РК).Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство - это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.). Казахстан является светским государством, и ни одна религия не устанавливается обязательной или государственной "Светскость государства является опорой стабильности и благополучия нашего государства. При этом следует правильно толковать понятие "светскость", оно не является чем-то антирелигиозным, не выражает концепцию борьбы с религиозностью"

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Правовое государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

1) народный суверенитет;

2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Демокра́тия (др.-греч.— «власть народа») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков: Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов Народ является единственно легитимным источником власти Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками. Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

27.Основные акты, определяющие суверенитет Республики Казахстан: Декларация о государственном суверенитете 25 октября 1990 года, Конституционный закон «О независимости РК» от 16 декабря 1991 года, Конституция РК 28 января 1993 года, Конституция РК 30 августа 1995 года. Изменения и дополнения в Конституцию РК от 21 мая 2007 г.: общая характеристика и особенности.Принята постановлением Верховного Совета Казахской ССР от 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий для всех граждан республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Среди других законов: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и другие.

Конституция Республики Казахстан 1993 года Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики.

Конституция Республики Казахстан 1995 года Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником Днём Конституции Республики Казахстан. В 1998 и 2007 годах в Конституцию вносились значительные изменения, перераспределяющие полномочия Президента и Парламента. Изменения были внесены и в 2011 году, этими изменениями президенту было предоставлено право проведения досрочных президентских выборов.

Теория разделения властей в государстве. Система сдержек и противовесов. Особенности реализации принципа разделения власти в РК. Право вето, импичмент, право роспуска парламента, независимость судей – основные институты системы сдержек и противовесов.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти

Теория разделения властей возникает и начинает материализовы-ваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны; торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти со стороны как отдельных лиц, так и отдельных органов государства.

Именно в конце XVII в., в период так называемой «Славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание того мировоззренческого фона, обстановки, в которой стали возможными появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их воедино. И, в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.

Длительность этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая (основная фаза) — со второй половины XVII в. до середины XVIII в. И третья, завершающая фаза приходится на середину XVIII в. и до конца первой половины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной мировой цивилизации». А именно — той, которая заняла господствующее положение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. «Политическая культура, составной ча стью которой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации».

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии — в интерпретации Дж. Локка и во Франции — в представлении Ш. Монтескье, необходимо исходить не только из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

В частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной концепции в Англии весьма важно не только констатировать такие объективно существовавшие факторы, как установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1701), как достижение социально-политического компромисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством и др.

Объективные факторы — реально существующие условия и предпосылки, несомненно, являются той основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Они безусловно имеют важнейшее значение для процесса возникновения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом доминирующую роль.

Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и философские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Локк считал, что «только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство — носитель публичной (политической) власти способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни», добиться «главной и великой цели» — сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга «составные части и, соот ветственно, наделения ими различных, сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная ветвь власти) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее между различными государственными органами, Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления»1.

Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна гарантировать и естественную свободу человека.

Последняя заключается в том, что человек по природе своей полностью свободен «от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется только законом природы»5. В отличие от естественной свободы, «свобода человека в обществе» состоит в том, что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием»

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию и объявлять недействительными акты органов государственной власти. Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: