Решения по судебным делам на основании которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция

Обновлено: 19.04.2024

В III веке до н.э. — III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц .На новом этапе истории римского права его характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают новые, и совершенно самостоятельные правовые системы:"преторское право"и "право народов". Обе эти системы были результатом правотвор-ческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система источников права. Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами(перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами права.

император Андриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юли-

ана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил название "вечного эдикта". Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законадательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдаленной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные, виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консулътации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденциях.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Первоначально конституции императоров вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т, п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

Источники римского права в постклассический период.

В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н:э. составлены частные сборники римского права — Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя тексты императорских законов с 196 по 365 г,н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия).Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528—534 гг., т, е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.

Подготовка Кодекса была поручена созданной в феврале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав ранее изданные частные и официальные сборники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино императорские конституции, устранить имеющиеся в них, противоречия, исключить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юстиниана, первая редакция которого не сохранилась, был составлен с поразительной быстротой и издан 7 апреля529г.Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене.

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был на 12 книгах. В книге I рассматриваются вопросы права и христианской теологии, книги 2—:8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9—12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и.наказания и т.,д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние —на фрагменты.

Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала,' составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все".

дигесты должны стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил,Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ.

Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Пом-Модестин. Так, тексты Ульпиана составляют— 1/6, Папиниана — 1/18

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т. д.но немного места отведено публичному праву, образом в последних книгах (47—50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т; п. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право.Особенно много внимания в них уделено наследованию (позакону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана является Институцией— элементарный учебник права, обращений императором к "юношеству, любящему законы",составления Институций по указанию Юстиниана в 530была составлена специальная комиссия из .Трибониана профессоров права Феофила и Дорофея. В основу Институций Юстиниана были положены сочинения Гая (Институции и "Повседневные дела"), а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем черты постклассического (позднеримского),права. был включен ряд новых положений, относящехся к юридическому лицу, конкубинату, колонату,и т. п. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие вещных прав, расширен круг оснований возникновений обязательств.

Как и .Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов.В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках,о браке, об отцовской власти, об опеке.

Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей,предусматриваются новые способы их приобретения, Здесь же говорится о завещаниях и легатах.

В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства и т. п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договором.В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана

30. государственный и общественный строй рима в период принципатаГосударственный строй: Первоначальный титул императора, как почетный военный, трансформировался в почетный государственный. Сенат стал практиковать неоднократные присвоения данного титула (например, Октавиан его получал 21 раз). В результате, со II в. власть императора усиливается, а сенат теряет свои полномочия, превращаясь в административно-управленческий и военный аппарат при императоре. Период империи делят на два временных промежутка:

Принципат (I в.до н.э. - III в.н.э.). Название происходит от слова "принцепс-сенатус" – т.е. первый сенатор. Титул впервые получен от сената Октавианом Августом, который был поставлен первым в сенате с правом первого выступления, что предопределяло дальнейшее обсуждение вопроса и решение по нему.

Переход управления государством к принцепсу осуществился благодаря наделению императора высшей властью:

· избрание на важнейшие должности;

· создание отдельного (кроме магистратур) чиновничьего аппарата;

· формирование собственной казны;

· передача командования вооруженными силами (Уже Октавиан получил право: командования армиями и содержания собственной гвардии - преторианские когорты);

· получение права объявления войны и мира, заключения международных договоров;

· право высшего уголовного и гражданского суда , плюс право толкования закона. Постановления принцепса, со временем, стали принимать силу закона.

· В нарушение сложившихся традиций и действующего закона, принцепсы избира-лись одновременно на ряд важнейших должностей (например, Октавиан):

· Первоначально юридически принцепс получал власть по решению сената и римского народа (мог только указать желаемого приемника - сына или усыновленного, которого сенат мог избрать принцепсом). Со временем, случаи свержения принцепсов с помощью армии стали довольно частыми.

31. Римско каталическая церковь и ее роль в феодальном обществеРимско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

В связи с этим, Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярноеканоническое право, относящееся к праву отдельных церквей.

32. реформа сервия туллияСледует отметить, что самой первой и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает шестому римскому рексу Сервию Туллию, правившему городом в середине VI в. до н. э. Реформой Сервия Туллия было произведено разделение патрициев и плебеев на пять разрядов, или классов, в зависимости от имущественного положения:

1) первый класс составили все те (как патриции, так и плебеи), имущество которых достигало 100 тыс. ассов. Из них образовали 80 центурий (сотен);

2) второй класс – с цензом в 75 тыс. ассов – получал 22 центурии;

3) третий класс – с цензом в 50 тыс. ассов – 20 центурий;

4) четвертый класс – с цензом в 25 тыс. ассов – 22 центурии;

5) пятый – с цензом в 11 тыс. ассов – 30 центурий.

Верховным органом Рима были центуриатные комиции, состоявшие из представителей пяти классов населения. Каждому из классов было присвоено определенное количество центурий (сотен). Каждая центурия имела один голос и, следовательно, выступала как единое целое. Первыми по установленному порядку голосовали всадники и 80 центурий первого класса. Если они выступали согласно, на том дело и кончалось: остальные центурии к голосованию не привлекались. Требуемое большинство голосов было налицо (98 от 193). Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государственного управления оставалось за богатыми. Следует знать, что за 100 тыс. ассов принимался нормальный римский земельный надел, равный приблизительно 5 гектарам пашни, приносивший около 5 тонн зерна. Но так как главное богатство должно было в ту пору состоять не столько в земле, сколько в скоте, за единицу измерения был избран общий эквивалент – бронзовый асе. И в том и в другом случае речь идет о достаточно крупном хозяйстве, особенно если учесть сравнительную скромность быта и запросов, свойственных Древнему Риму.

Реформой Сервия Туллия город Рим был разбит на четыре территориальных округа – трибы. Начиная с 471 г. до н. э. собрания плебеев по трибам, так называемые трибутные собрания, получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних плебеев. Обязательными для всей римской общины, т. е. и для патрициев, постановления трибутных собраний сделались (по одной из версий) с принятием закона Валерия и Горация в 449 г. до н. э. Этими же консулами было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному в преступлении, обращаться за защитой к народному собранию – центуриатным комициям (патриции обладали этим правом давно). В 444 г. до н. э. был представлен законопроект Канулея о допущении плебеев к консульской должности, высшей в государстве. Законопроект не прошел, но было принято компромиссное решение о допущении плебеев к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В 445 г. до н. э. законом народного трибуна Канулея были разрешены браки между патрициями и плебеями, до этого времени строго запрещенные. Наконец, в 367 г. до н. э. после долгой и ожесточенной борьбы между патрициями и плебеями был принят закон Лициния и Секстия. Ими устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в собственности отдельных фамилий, – 125 га и максимальные пределы частного стада, пасущегося на общественном выгоне (100 голов крупного скота и 500 мелкого). Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республики должен быть плебей. Как видно из сказанного, реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями, не говоря уже о том, что число плебеев в центуриях первого класса не могло быть сколько-нибудь значительным.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоя­тельная законодательная власть императоров. Первоначаль­но императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных со­браний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, со­гласно которому римский народ передал свою законодатель­ную власть императорам. К этому времени законодатель­ство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов ма­гистратов действовали на всей территории римского госу­дарства, а не были ограничены пределами города или от­дельной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на влас­ти "империум", а поэтому юридически обязательные толь­ко при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками,

2) Рескрипты — ответы или советы императора от­дельным лицам или магистратам, запрашивающим консуль­тации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоя­тельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правите­лям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые при­менялись и к перегринам.

Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации админис­трации, преступлений и т. п.), но постепенно они все бо­лее и более охватывали все сферы правового регулирова­ния. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем.

8 Источники римского права (деятельность юристов, правовые кодификации) На начальном этапе своего развития юриспруденция носила религиозную форму (юристы были жрецами-понтификами).

По преданию, некий писец Гней Флавий в 304 г. до н.э. похитил и обнародовал секретные документы жрецов, с тех пор юриспруденция в Риме перестала составлять монополию и тайну жрецов и оказалась доступной и светским лицам.

В течение долгого времени на само судебное заседание адвокаты и иные представители сторон не допускались, т.е. стороны должны были представлять свои позиции самостоятельно. Также юристы формально не нанимались за деньги (это считалось недостойно), их гонорары считались подарками.

Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме:

1. Agere - дача советов при ведении судебного процесса.

2. Cabere - составление договоров (по определенным формулам).

3. Respondere - ответы на вопросы граждан.

4. Scribere - составление ходатайств, заявлений и прочих письменных документов.

Юристы занимали высокое положение в обществе, со временем они своей фактической деятельностью стали создавать правовые нормы.

Позже обучение праву стало осуществляться в частных школах. Классическими стали такие труды римских юристов, как "Институции" Гая и "Сентенции" Павла.

В Свод Юстиниана (значительно позже названный Corpus iuris civilis) вошли следующие составные части:

1. Институции - учебник по римскому праву, содержащий его основные положения, разделенные на 4 части: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Институции Юстиниана во многом опирались на Институции, составленные во II в. римским юристом Гаем. Юстиниан говорил, что Институции созданы для "образования юношества".

2. Пандекты (Дигесты) - изречения знаменитых римских юристов (Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестин), содержащие по сути нормы права, разделенные на 50 книг.

3. Кодекс (было 2 его редакции) - собрание более чем 3000 императорских конституций, разделенное на книги и титулы.

4. Новеллы - конституции самого Юстиниана, изданные уже после знаменитой кодификации.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

20. Особенности и этапы развития римского государства Древнего Рима.

Специфика и этапы развития государства в Древнем Риме. История Д. Р. восходит к 8 в. до н.э.

1. Царский(8 в. до н.э. – 509 г. до н.э.), Республиканский(509 г. до н.э. 27-г.до н.э.), 3. Период Империи(27г.до.н.э. – 476г. н.э.) Население Рима жило родами, главы в них – старейшины. Род – люди с общим происход-м, общей собственностью на землю, законами почитания предков. Освобожденные рабы, их потомки, чужеземцы, торговцы и ремесленники, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов – плебеи. Коренное население - патриции. Патриции – полноправный «римский народ» Плебеи – лишены полит – ких прав. Патриции составили господствующее сословие, владевшее землей, рабами и клиентами – обедневшими сородичами, бесправнми завоеванными или пришлыми жителями. Они лично свободны, но ограничены в правах и нах-ся под покровительством патрициев, клиенты получали от них земельные наделы и несли в их пользу повинности. Римская патрицианская община предст. Соб. Город – государство военной демократии. Правитель – царь, должность его выборная. Главы родов – составляли совет старейшин – сенат. Верховная власть – племенное собрание, решающее важные вопросы – объявление войны, судебные дела, выборы царя ( вместе с сенатом).

РЕФОРМЫ Деление свободного населения (патриции и плебеи) на – 5 имущественных разрядов – классов.1. лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100 000 ассов, 2. – 75 000 ассов, 3. – 50 000ассов и т.д. Из первого разряда была выделена группа – всадники, а безземельные – пролетарии – объед. в шестой разряд. Граждане каждого разряда поделены на сотни – центурии. Всего их было – 193. Из них 18 центурий-всадников и 80 центурий первого разряда, составляли более половины всех центурий. Центурия будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. Каждая центурия имела 1 голос, голоса богатых цен – й состаляло большинство – 98 из 193. центуриатные собрания решили вопросы: объявление войны, выбор должностных лиц. Вся территория Рима разбита на 4 городских и 17 сельских округов – триб, тем самым разрушается родоплеменная организация общества. Триба объединила патрициев и плебеев. На тот период времени данные реформы носили прогрессивный характер.

21. Образование государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.

Время основания города Рима, которое историческая градиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas>. Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу. закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

22. Римское общество периода республики. *Римское гражданство.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н. э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II—I веках до н. э. — более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000).

Автоматически римским гражданином становился ребёнок мужского пола, рождённый в законном браке римского гражданина. Вольноотпущенники римских граждан получали ограниченное римское гражданство (без права военной службы): в условия освобождения обязательно входили клиентские обязательства перед бывшим хозяином. Сыновья вольноотпущенников, рождённые в законном браке, автоматически получали полное римское гражданство.

В период империи предоставление римского гражданства стало зависеть от воли правителя. Можно было купить гражданство, но оно было доступно только ограниченному кругу элиты.


  • Римские граждане (квириты) — пользовались всеми правами. При известных обстоятельствах, гражданства можно было лишиться (например, переехав на территорию, где действовало латинское право).

  • Латинские граждане — первоначально были жителями италийских территорий, завоёванных Римом, в 49 г. до н. э. все италики стали обладателями римского гражданства. Позднее латинское право распространялось на обитателей клиентских царств и римских союзников, а ещё позднее — и провинций. По сравнению с римскими гражданами, носители латинского гражданства были «гражданами второго сорта», не имевшими права голоса и военной службы.

  • Перегрины — своего рода античные «неграждане»: жители провинций и колоний, обладающих местным самоуправлением. С точки зрения римского права рассматривались как иностранцы, но иногда могли пользоваться римским брачным или торговым правом.

  • Дедитиции (досл. «Сдавшиеся») — племена, покоренные римлянами после длительного сопротивления, их территории управлялись напрямую римской администрацией. Со времени Элиева закона 4 г. н. э. сюда причислялся низший класс вольноотпущенников, не имевший возможности получить ни римского гражданства, ни латинского права. Не могли проживать ближе 100 миль от города Рима.

23. Рим в период республики: принципы власти и органы управления.

Римское государство в период республики. Органы государственного управления*

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами: свободы, гражданства; семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев); мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:• центуриатные; • трибутные; • куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат.

24. Социальная структура римского общества периода империи.

Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания

Конец 6-ого – начало 5-ого вв. до н.э.

Основным социальным делением Рима было деление на свободных и рабов. Свободное население делилось на граждан, латинов и перегринов. Полную правоспособность имели только свободнорожденные римские граждане. Вольноотпущенники были ограничены рядом политических и частных прав, оставались в определенной зависимости от бывших хозяев.

На правовое положение римского гражданина большое влияние оказывало семейное положение. Только глава семейства – домовладыка – был лицом своего права, самостоятельно пользовался всем комплексом частных прав, все остальные члены семьи считались подвластными.

Римляне делились на ряд сословий по экономическому уровню и количеству привилегий:

1. Нобили – представители знатных патрициев и богатейших плебеев, имели исключительное право избираться в сенат и занимать основные посты в государстве, становиться магистратами.

2. Всадники – крупные торговцы и финансисты.

В Римской республике существовало три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные, в их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров, объявление войны.

Трибутные собрания избирали низших должностных лиц, плебейских трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям.

Куриатные собрания после реформы Туллия потеряли свое значение и были заменены собранием тридцати представителей курий, которые формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.

Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые определяли вопросы, подлежащие решению. Должностные лица были подотчетны народному собранию.

25. Римское государство в период империи: основания власти и органы управления. **

Основателем Римской империи стал Октавиан, принявший имя Августа. Период империи (I в. до н. э. -V в. н. э.) в истории Древнего Рима делится на 2 части: принципат и доминат. Принципат (I в. до н. э. - III в. н. э.) является переходным этапом, во время которого еще сохраняются многие республиканские учреждения. Во главе Римской империи периода домината стоял принцепс. Он объявлял войну, командовал войсками, заключал мир. Глава государства обладал законодательной властью, управлял провинциями, осуществлял надзор за культами, выполнял функции консулов и цензоров. Принцепс являлся верховным правителем Рима, он самостоятельно выбирал преемника. Принцепс назначал членов разветвленного административного аппарата и сенаторов.

Сенат обладал законодательной властью (утверждал предложения принцепса), управлял государственной казной и формально назначал принцепса.

Должности магистратов периода республики формально сохранялись, но магистраты были лишены многих своих полномочий. Народные собрания также постепенно потеряли былое значение. Власть императора и централизация государства достигают своего апогея в период домината [III-V вв.). Глава Римской империи становится носителем божественной и ничем не ограниченной власти. Сенат, магистраты и народные собрания лишаются властных полномочий. При императоре Диоклетиан (284-305 гг.) империя распалась на 2 части. Западная и восточная части постепенно отдаляются друг от друга и становятся самостоятельными государствами. В 476 г. германец Одоакр изгнал последнего римского императора.

26. Периодизация истории римского права. Системы римского права.

Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений. За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В обширной литературе по римскому праву имеются различные варианты выделения главных и более подробных этапов развития права. Наиболее общей и удобной для учебных целей представляется следующая периодизация истории римского права.

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.)Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным .характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. —III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правовогоза и филигранной юридической техники.

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В этов связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве периода связаны главным образом с его система-и постепенным приспособлением к формирую новым феодальным отношениям, что уже в восточной части Римской империи.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные, виды: 1) Эдикты — общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками. 2) Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консулътации по правовым вопросам. 3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденциях. 4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам. Первоначально конституции императоров вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т, п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

Роль римского права в мировой истории и основные этапы его развития. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном об­ществе и древнем мире в целом.

На базе римского права, отличавшегося боль­шой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человече­ства на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юрис­пруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

Наиболее общей и удобной для учеб­ных целей представляется следующая периодизация ис­тории римского права:

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще поли­сной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сак­ральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское пра­во постепенно освобождается от остатков патриархальнос­ти и религиозности и превращается в светскую юридичес­кую систему, характеризующуюся высшей ступенью раз­работанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспру­денции, давшей миру образцы глубокого правового анали­за и филигранной юридической техники.

3. Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и го­сударственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономическо­го и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его система­тизацией и постепенным приспособлением к формирую­щимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Визан­тии).

Источники права древнейшего периода. Огромную роль — в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них; коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию! Формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей.

Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц.

Возможно, что принятие Законов XII таб­лиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между свет­ской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать не­писаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных дос­ках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Зна­ние этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспи­тание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не со­хранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI-XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода.

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Тем не менее, несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

Другим важным источником квиритского (цивильного права были законы. С предложением о принятии нового закона в народном собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписа­ния, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый на­родным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме,

В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц.

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от peлигиозной оболочки, подрыву позиций жречества и начал светской юриспруденции способствовало хищение и пре­дание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флави­ем судебного календаря, формы исков и записей и толко­ваний норм и обычаев, которые ранее в строгой секретно­сти хранились в архивах понтификов.

Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необхо­димым фактический отказ в повседневной правовой практи­ке от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом.

На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: ''преторское право" и "право народов". Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме воз­никла сложная (по сути дела — тройная) система источни­ков права.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировав отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при изданий эдикта) он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" или на "естественный разум". Созданное преторами перегринов "право народов" было не международ­ным, а внутригосударственным, т. е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Фор­мально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в пер вые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоя­тельная законодательная власть императоров. Первоначаль­но императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных со­браний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, со­гласно которому римский народ передал свою законодатель­ную власть императорам. К этому времени законодатель­ство императоров превращается в важнейший источник права.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на влас­ти "империум", а поэтому юридически обязательные толь­ко при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты — ответы или советы императора от-/цельным лицам или магистратам, запрашивающим консуль­тации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоя­тельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правите­лям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые при­менялись и к перегринам.

Роль римских юристов в развитии права. Исключи­тельно важным и своеобразным источником развития рим­ского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации кото­рого впервые носили публичный и открытый характер. судебной практике.

Юристы республиканской эпохи происходили, как пра­вило, из аристократических кругов — из сенаторской зна­ти, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее извест­ными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сер-вий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто счита­ют основателями римской юридической науки). Они впер­вые предприняли попытку дать обобщение судебной прак­тики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского пра­ва (Сульпиций).

В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в раз­витии юридической доктрины и практики, были подлинны­ми творцами классического римского права. Важное зна­чение приобретает преподавательская деятельность юрис­тов.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие — для практического использования.

Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками Дреинтеза, цивильного и преторского права.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

Но даже самые блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений.

По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск, собственность, договор, сервитуты и т. п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение. Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т. е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II-III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т. п.).

Источники права постклассического периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты; практически сохраняются в прежнем виде. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нор­мы, как это уже раньше произошло с преторами.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии).

Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права — Ко­декс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты императорских законов с 196 по 365 г. н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная коди­фикация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорс­кое законодательство.

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге I рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2—8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т. д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние — на фрагменты.

Важнейшую часть кодификации императора Юстини­ана, выделявшуюся по богатству использованного право­вого материала, составляют дигесты, или пандекты. Пос­ледний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все".

По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим пра­вовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и прак­тиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ.

Составители дигест (позднее они стали называться компи­ляторами) были наделены широкими полномочиями по от­бору и сокращению текстов классических юристов ("древ­них юристов"), по устранению в них противоречий, повто­рений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций.

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосу­дия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римско­го права, излагается понимание закона и т. д. Сравнитель­но немного места, отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47—50), где говорится о пре­ступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, го­родском управлении, военном пекулии и т. п. Представле­ны здесь и вопросы, относящиеся к сфере международно­го права: ведение войны, прием и отправка посольств, ста­тус иностранцев и т. д,

Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному пра­ву, различным видам договоров.

Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана и Модестина) даны по-гречески. Придав Дигестам силу зако­на, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссыл­ки на старые законы и сочинения юристов.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана явля­ются Институции — элементарный учебник права, обра­щенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. Последние и являются фактическими авторами Институ­ций Юстиниана, поскольку Трибониан в это время был за­нят подготовкой Дигест. Институции были изданы 21 нояб­ря 533 года и .в том же году (одновременно с публикацией Дигест) получили силу императорского закона, стали при­меняться как официальный источник права.

В основу Институций Юстиниана были положены со­чинения Гая (Институции и "Повседневные дела"), а так­же Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Пав­ла.

Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состо­ят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов.

В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах.

В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства и т. п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из дликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда.

Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обя- занности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.д.).

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представлявши собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: