Решения по судебным делам которые рассматривались императором это

Обновлено: 24.04.2024

Источник – внешнее формальное выражение правовой нормы.

Виды: правовой обычай (обычное право) – ius non scriptum

Эдикты магистратов (edicta magistratum)

Деятельность римских юристов (ius prudentes)

Высшей юридической силой обладали обычаи предков. В архаический и предклассический период законы всегда рассматривались как подтверждающие, разъясняющие и дополняющие обычай, но ни в коем не реформирующие их. В данном случае можно говорить о формально большей силе обычного права, нежели закона. Обычное право являлось основным источником на протяжении нескольких веков – до появления писаного права. В отличие от простого обычая, которые есть у каждого из нас, оно признается государством и им же защищается.

- Обычаи предков (mores majorum)

- Обычная практика (usus)

- Обычаи, сложившиеся в толковательной практике жрецов (commentary pontificum)

- Обычаи, сложившиеся в практической деятельности магистрата (commentary magistratum)

В течение длительного времени обычаи изменялись при помощи судебных решений, которые, в свою очередь, становились прецедентами, но при этом в случае перемены старых обычаев прецеденты не выходили за пределы конкретных случаев или конкретных отношений. По мере расширения границ государства и развития экономических отношений на смену обычаю пришел закон (lex, leges). «Закон – есть общее для всех предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее для всех граждан обещание государства». Первоначально Законом считались решения кониций (народных собраний). Они собирались по куриям (светское население), центуриям (военное население), трибам. Для того. Чтобы придать закону юридическую силу, требовалось сочетание 3х органов государства: Магистрата, которому принадлежала инициатива созывать Народное Собрание; собственно Народное Собрание, которое могло принять или отвергнуть проект Закона; Сенат который в последующем ратифицировал и одобрял Закон.

- Закон (lex, leges) (Законы 12 таблиц)

- Решения народных собраний

- Постановления сената (senatus consultum)

- Императорские конституции (constitutiones principum)

Начало республиканского периода ознаменовалось событием, чрезвычайно важным для всего римского населения: составлением и изданием Кодекса, известным как «Законы 12 таблиц» (leges duodecim tabularum)

- «О вызове в суд» - табл.1

- «О вершении исков» - табл.2

- «О долговом рабстве» - табл.3

- «О порядке манципации при сделках» - табл.4

- «О завещании и семейных делах» - табл.5

- «О пользовании земельным участком» - табл.6

- «О воровстве» - табл.7

- «О личном оскорблении, обиде» - табл.8

- «Об уголовных наказаниях» - табл.9

- «О порядке похорон и церемоний» - табл.10

- «О публичных делах в городе» - табл.11

- «О неспрашивании привилегий» - табл.12

В период принципата или ограниченной монархии право издавать законы переходят в ведение Сената. Источник – постановления Сената.

В связи с укреплением государственной власти и наступлением эпохи Абсолютной монархии (Домената) законодательная власть была полностью сосредоточена в руках императора – единственной формой законодательства считаются императорские Конституции – leges – единоличные распоряжения императора. В зависимости от сферы своего применения императорские Конституции делились на: эдикты - edicta (предписания общего характера, как правило, касающиеся всего населения), рескрипты – rescript (распоряжения или ответы самого императора или его канцелярии по различным частноправовым или судебным вопросам), мандаты – mandata (инструкции чиновников и представителей частной власти в провинциях, которые устанавливали их компетенцию) и декреты – decreta (решения императора по спорным судебным делам, которые имели место, когда император лично рассматривал дела по апелляционным жалобам).

Важное место занимали эдикты магистратов. Рассматривались как специальный акт или программа, которые рассматривались императором при вступлении в должность и был обязательным для него во время его службы. Наибольшее значение получили эдикты преторов (магистратов), содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Первоначально эдикты действовали 1 год – срок. На который избирался претор. Со временем ранее изданный эдикт мог быть изменен или дополнен. Такой источник права отличался гибкостью, поскольку соответствовал стремительно развивающейся экономической и политической деятельности. Именно претор, участвуя в рассмотрении частноимущественных споров, должен был реагировать на недостатки в правовом регулировании, на ошибки, пробелы, существующие в законодательстве, а также признавать новые ОО и обеспечивать их защитой. Эдикты формально не отменяли норм цивильного права, но, обладая правом защиты, они дополняли его, создавая новые правовые нормы. Во 2м вв н.э.император Андриану, следуя инструкции чиновников, издал постоянный (вечный) эдикт, после чего преторские эдикты перестают быть источником права, а правотворческая деятельность прекращается, что объясняется, в т.ч., усилением императорской власти.

Деятельность римских юристов. В формировании классического римского права не меньшая роль, чем преторам, принадлежала римским юристам. В древнейший период юристами рассматривались жрецы (понтифики). Со временем им на смену приходят юристы-правоведы. При императоре Августе отдельным из них было дано право давать официальные консультации по поручению императора. Среди них можно отметить: Гай, Павел. Ульпиан, Капенян, Мадестин и т.д.

Эпоха расцвета римской юриспруденции охватывала период 1 в до н.э.-кон.3в н.э. В это время была создана система римского частного права, получившая именование «классическое право». В своей деятельности римские юристы исходили и принципов совести, веры и справедливости. Законодательное признание приоритетной юридической силы за высказыванием юристов связывалось с изданием закона о цитировании (426г). Деятельность юристов имела 3 основных направления: agere (руководство деятельностью сторон, но не ведение дел адвокатом), cavere (составление письменных документов), respondere (консультирование). С деятельностью римских юристов связывают также появление 2 юридических школ: школа прокулианцев и сабиньянцев.

Большой объем и разнообразие нормативного материала вызвали необходимость кодификации или систематизации римского права. Первой попыткой после Законов 12 таблиц явился кодекс Грекориана. В подлинном виде не сохранился. Следующая попытка – сер.5 вв н.э. – кодекс Феодосии. В 528 гг н.э. решением императора Юстиниана была создана комиссия из 10 человек, которые в течение 6 лет осуществило повторную систематизацию действующего законодательства. Результатом данной работы явилось издание одного из самых известных мировому праву источников – кодекс Юстиниана. Под таким названием он просуществовал до 12 вв, после – свод ГП (corpus ius civilis). Корпус состоял из 3 частей.

1. Институции. Учебники по римскому праву. Состоят из 4 книг. Содержат краткий систематизированный обзор права и призван для ввода в курс новых юристов.

2. Дигесты (пандекты – греч.). Представляют собой обширный сборник изречений 39 римских юристов. Больше всего – из сочинений Павла и Ульпиана. Дигесты делятся на 50 книг, подразделенных на 42 титула, которые, в свою очередь, делились на 9.123 фрагмента. В свою очередь, система дигест соответствует системе преторского эдикта – в комментариях ему греческих юристов.

3. Кодекс. Представляла собой собрание императорских Конституций, сохранивших свое значение для Юстенианского времени. Состоял из 12 книг, разделенных на титулы.

4. Новеллы. Новые Конституции императора Юстениана, изданные после вступления в силу основного кодификационного массива – после 534г н.э. Авторы предполагают, что эта часть была издана уже после смерти императора.

Корпус просуществовал до 18 века. На смену ему пришло Германское гражданское уложение.


В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по римскому праву. Пособие полностью соответствует программе курса «Римское право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении римского права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

  • 1. понятие римского частного права
  • 2. Система римского частного права
  • 3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров
  • 4. Право цивильное и право преторское. Эдикты магистратов
  • 5. Правовое значение времени
  • 6. Понятие и границы осуществления права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров

Источник права — это форма выражения правовых норм, включающая в себя способы, формы образования (возникновения) норм права и условия жизни общества. Институции Гая дают следующие виды источников права: законы, сенатус-консульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. Также сюда должно относиться обычное право. Институции Юстиниана делили право по признаку письменной и устной формы источников. Обычай является древнейшим устным источником права, он осуществлялся, когда не было ни закона, ни определенного права. Были только обычаи и религиозные предписания. Законы XII таблиц в большей степени есть закрепление обычаев. Опубликовав XII таблиц, государственная власть превратила этот сборник в свод законов цивильного права и в основу римского частного права. Постепенно с развитием римского государства обычай потерял свое значение. Но с установлением мирового римского господства обычай стал выполнять функцию отмены и преодоления устаревших норм цивильного, квиритского права. Юлиан в эпоху принципата обычай рассматривал как живой источник права и признавал за ним такую же силу и такое же основание, как за законом. Юлиан считает, что в основе обычая лежат давнее применение и молчаливое согласие общества. Однако эта теория существовала лишь в архаическом аспекте, т. е. в силу того, что римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти давно была опровергнута диктатурой цезарей, но императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти. В 319 г. н. э. вышло распоряжение, запрещающее действие обычаев, которые отменяют законы. Древний Рим под законом понимал решение комиций — народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). В появлении закона участвовали три органа римского государства:

1) магистрат; 2 народ; 3) сенат.

Магистрат (консул, диктатор, претор) вырабатывал письменный проект закона, испрошение закона. Далее магистрат собирал народ в комиции и предлагал принять или отвергнуть данный проект. Однако народ не мог обсуждать предложенный магистратом закон. Если же проект был принят народом, то закон нуждался в одобрении или ратификации со стороны сената. Принятые так законы назывались leges rogatae. Формулировка законов состояла из трех частей:

1) надпись (в ней указывались имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона);

2) содержание самого закона;

3) санкция (гарантии соблюдения закона).

Постановления императоров — конституции — в эпоху принципата существовали в четырех основных формах:

1) эдикты — общие распоряжения (они существенно отличались от эдиктов магистратов, т. к. императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);

2) декреты — решения по судебным делам;

3) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы;

4) мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. В период домината основной формой закона становится императорский эдикт, поскольку мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты вступают в силу только при рассмотрении конкретных дел. В конце III в. при разделении империи возникла необходимость объединить многочисленные императорские конституции, данное объединение должно было служить символом единства права. Однако правительство не решилось взять на себя такую ответственность, и кодификация была произведена частными лицами: Codex Gregorianus (автор — Грегориан), Codex Hermogenianus (автор — Гермогениан), Codex Theodosianus (автор — восточно-римский император Феодосий II).

Определим роль императорских указов как источника римского права, рассмотрим виды императорских распоряжений.

Важным источником права в ранней империи являются императорские распоряжения или указы. Конституции или постановления императоров не являлись по форме законами, однако имели их силу. Более того, император находился над законом.

Выделяют следующие виды императорских распоряжений:

1) эдикты – это распоряжения, которые объявлялись всенародно и были обязательны для всего населения. Внешне данные эдикты были похожи на магистратские. Однако последние были обязательны для магистрата, а первые не обладали обязательной силой для императора;

2) мандаты – это инструкции чиновникам (правителям провинций, государственным служащим и т.д.);

3) декреты – это судебные решения императора, при которых он выступал как судья по гражданским делам;

4) рескрипты – это ответы императора на вопросы магистратов или частных лиц, составляемые при помощи его юридических консультантов.

В период поздней империи распоряжения императора именовались законами (LEGES) и оформлялись в императорских канцеляриях. Сенатусконсульты, магистратский эдикт и обычай как источники права постепенно выходят из сферы активного использования. Единственным источником права становятся императорские конституции, которые были обращены к сенату.

В период империи чиновники, которые применяли закон, часто оказывались в затруднительном положении. Во-первых, не всегда было известно, какие юристы имели IUS RESPONDENDI, а какие не обладали им. Во-вторых, судья-чиновник часто не знал как поступить в случае, если имеются различные мнения классических юристов по определенному вопросу.

Для решения данной проблемы император Валентиниан III принял в 426 году закон о цитировании, согласно которому для судей, пользующихся в процессе работы сочинениями (цитатами) классических юристов, обладали обязательной силой мнения пяти юристов: Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина и Гая.

Также обязательными являлись и мнения тех юристов (Сцевола, Сабин, Юлиан, Марцелл и др.), на которых ссылались вышеуказанные пять деятелей. В случае если мнения первой группы юристов различались, то предписывалось учитывать мнение большинства из них. При равенстве голосов предписывалось придерживаться мнения Папиниана, «который побеждает одного, но уступает двоим». Помимо этого, указывалось, что всегда обладают силой «Сентенции» Павла.

Однако указанное правило утратило силу после крушения Западной римской империи в 476 году. С данного времени императоры Восточной римской империи считали себя наследниками Рима и носителями идеи Всемирной монархии.

Необходимо отметить, что кроме императорских конституций, силой закона обладали и постановления префектов претория. Данное свойство они приобретали в пределах их префектуры и при отсутствии противоречий с постановлениями императорских конституций.

Рассмотрим основные правила судопроизводства в Древнем Риме. В древнейший период в истории Рима потерпевший самостоятельно решал судьбу нарушителя его прав. В течение долгого времени не было каких-либо оформленных правил судопроизводства в Древнем Риме.

Суд как институт не отделялся от администрации. В качестве судей выступали магистраты. В Древнем Риме в уголовных и гражданских делах обвинитель должен был собирать доказательства и представлять их суду, обеспечивать явку свидетелей. Согласно правилам судопроизводства функции суда наряду с магистратами выполняли также народные собрания и сенат.

В период республики любое преступление могло рассматриваться в центуриатных комициях, которые имели право выносить приговор даже к смертной казни. Определенная часть уголовных дел рассматривалась и в трибутных комициях, однако они могли налагать лишь штрафы.

В соответствии с правилами судопроизводства в Древнем Риме уголовное преследование перед центуриями имело право возбуждать любое должностное лицо, которое обладало империем и имело возможность говорить с народом. Приглашенный на центуриатный суд обвиняемый мог защищаться лично либо при помощи друзей.

После заслушивания свидетелей собрание переходило к голосованию, а председательствовавший магистрат озвучивал приговор. Обвиняемый имел право отвратить наказание (грозившее ему) путем добровольного удаления в изгнание.

В Древнем Риме народное собрание могло выступать и как апелляционная инстанция. В случае если консул выносил приговор к смерти римскому гражданину, то подобный приговор обязательно нуждался в санкции народного собрания.

В некоторых случаях судебное преследование возбуждалось сенатом, например, по делам об отравлениях и заговорах. Однако и в этих ситуациях сенат очень редко самостоятельно принимал решение и выносил приговор.

Лица, которым сенат предписывал провести следствие, организовать суд и вынести приговор, назывались «квесторами». С юридической точки зрения, должностное лицо, которое реализовывало уголовное правосудие, работало в связи с делегацией, т.е. оно было уполномочено на это сенатом либо народным собранием.

Со временем уголовные дела передаются в ведение постоянных судов. Ближе к концу республики данные суды уже рассматривают большую часть уголовных дел.

С течением времени в Риме заметно распространилось такое преступление, как лихоимство либо взяточничество. В этой связи были образованы специальные суды, которые заведовали делами о лихоимствах.

Возникшие в различное время постоянные суды функционировали на основе совокупности общих правил. Многие подходы были заимствованы из гражданского судопроизводства. Любой гражданин имел право возбудить уголовное преследование перед судом «постоянных квестий». Для этого было необходимо подать письменную жалобу претору, в которой следовало сообщить имя ответчика и сущность его преступного деяния.

Согласно правилам судопроизводства в Древнем Риме претор вносил дело в судебный реестр и называл день вызова ответчика. Обычным сроком для вызова являлись десять дней. В указанный день председатель суда приглашал судей, ответчика и истца.

В Древнем Риме судебное разбирательство имело публичный характер. При этом судьи приносили присягу. Далее выступали стороны процесса в течение времени, который определялся законом либо председателем. Обвинение выдвигали истец и его пособники.

В соответствии с правилами судопроизводства обвиняемый вел защиту лично либо при помощи друзей, а также с помощью граждан, которые занимались данным делом профессионально (ORATORES). После выслушивались свидетели и так называемые LAUDATORES (хвалители, свидетели доброй славы тяжущихся). Затем судьи удалялись на совещание, где производили голосование посредством табличек. На них изображались начальные буквы А., С., N.L., т. е. «ABSOLVO» – «оправдываю», «CONDEMNO» – «осуждаю», «NON LIQUET» – «неясно». В последнем случае организовывалось новое публичное разбирательство.

В период империи правосудие отправляли назначаемые императором чиновники, которые выбирались из числа сотрудников его канцелярии. С течением времени в судопроизводстве отмечается усиление сословного начала.

Происходит развитие инквизиционного процесса (INQUISITIO – следствие). Дело с момента его возбуждения до вынесения приговора стало вестись лишь одним лицом (судьей). При этом следует отметить ограничение гласности. Со временем расширяется применение пыток, причём даже в отношении свидетелей.

Наибольшую предпочтительность приобрели письменные доказательства. Показания только одного лица не принималось за полное доказательство. Свидетельские показания женщин обладали ограниченным значением.

Судебная процедура стала платным, дорогостоящим и медленным процессом.

Последним словом при реализации уголовного правосудия обладал император, который имел возможность завершить уголовное преследование, освободить от наказания и даровать амнистию.

В период поздней империи постепенно сформировались корпорации, которые имели отношение к правосудию – ADVOCATI. Они функционировали при судебных учреждениях. Их вносили в списки (STATUTI) после предварительного испытания. В коллегии адвокатов имелась определенная иерархия. Возглавлял коллегию старшина – PRIMAS. Адвокат не имел права быть судьей.

Судебное учреждение, к которому прикреплялся адвокат, обладало над ним дисциплинарной властью, т.е. могло наложить штраф, запретить на определенное время ведение дел, исключать из своих списков. От адвоката зависело принять на себя ведение дела либо отказаться от него. В отдельных случаях судья назначал стороне, которая не нашла защитника, адвоката от суда.

Адвокат за свою работу получал вознаграждение или гонорар в пределах справедливой умеренности. Государство иногда устанавливало максимальную плату за труд адвоката. Он выступал в суде и оформлял для своих клиентов деловые бумаги.

Ключевые слова: источники права, обычай, закон, сенатусконсульты, конституции, эдикты, рескрипты, мандаты, декреты, эдикты, деятельность римских юристов, деятельность римских магистратов, кодификация, институция, кодексы, дигесты, новеллы.

План лекции:

  1. Понятие и виды источников права.
  2. Обычное право и закон
  3. Деятельность римских магистратов. Кодификация эдиктов.
  4. Деятельность римских юристов. Формы их деятельности. Сабиньянская и прокульянская школы юристов. Закон о цитировании
  5. Кодификация Юстиниана I: причины и процесс кодификации.

В литературе термин "источник права" употребляется в разных значениях:

· как источник содержания права, источник в материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. В рабовладельческом Риме - это рабовладельческие производственные отношения, поскольку римское право является правом рабовладельческого эксплуататорского государства;

· как способ, форма образования, фиксирования норм права, юридическая форма права.

К юридическим источникам римского права относились:

ü обычное право;

ü законы (в республиканский период - постановления народных собраний, позднее - плебейских сходок - плебесциты; в эпоху принципата - постановления Сената, сенатус-консульты; в более поздний период и период домината - конституции императоров);

ü эдикты магистратов;

ü деятельность юристов (юриспруденция);

· как источник познания права. Источником знаний о римском праве являются юридические памятники и произведения римских юристов. Например, Свод Юстиниана (VI в.) дошел до нас в более поздних рукописях, но первый Кодекс Юстиниана (529 г.) не сохранился, до нас дошла лишь вторая редакция (534 г.) в рукописях XI-XII вв. Не сохранились Законы XII Таблиц - они были реконструированы по цитатам и пересказам, сохранившимся в произведениях римских юристов. Единственным сочинением классического периода, дошедшим до нас почти полностью, являются Институции Гая (провинциальный профессор, известный только по имени) и т.д.

Источники древнейшего периода. Самым древним источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев.

Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянного использования. Обычное право - consuetudo, ius non scriptum - это совокупность норм и правил, для которых характерно:

- отсутствие четкого механизма и процедуры принятия,

- возникновение в процессе повседневной деятельности,

- они никем и ничем не санкционируются,

- отсутствие писаной формы,

- длительность в исполнении.

Таким образом, чтобы обычай стал юридической нормой, необходимо было, во-первых, его практическое применение в течение длительного време­ни. Важен был сам факт применения обычая на практике. В зависимости от длительности применения и характера возникновения римляне различали несколько форм обычного права:

- mores maiorum - обычаи, возникшие в глубокой древности;

- usus - нормы, возникшие на памяти современников;

- commentarii pontificum - нормы, возникшие в результате толкований понтификами mores moiorum;

- commentarii magistratum - нормы, возникшие в результате деятельности должностных лиц.

Во-вторых, существование обычной нормы, ее исполнение и применение должны были быть мотивированы и понятны большинству членов общины.

В-третьих, необходимо было существование определенной системы санк­ций, предусмотренных за невыполнение обычного права.

Обычное право являлось единственным источником права до 451 г. до н.э

Основной вехой становления римского законодательства были Законы ХII Таблиц, принятые в V в. до н.э.

В республиканском Риме законодательным органом были народные собрания (комиции). Принятие закона проходило несколько стадий. Сначала компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание. Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать. Наконец, предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом.

Римские законы получали наименование по их инициаторам (например, Закон Петелия, иногда по двум именам консулов - Закон Лициния - Секстия).

Закон состоял из трех частей:

1) введение (praescriptio), где указывались наименование закона, дата принятия народным собранием, обстоятельства издания;

2) текст закона (rogatio);

3) последствия его нарушения и ответственность нарушителя (санкция).

В зависимости от санкции различали четыре вида законов:

1) совершенные (leges perfectae);

2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae);

3) несовершенные (leges imperfectae);

4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae).

Наряду с законами, принятыми народным собранием, с III в. до н.э. общеобязательную силу получают решения плебейских собраний - плебисциты (plebiscitum).Они отличались от leges populi лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам.

В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату. Уже в начале I в. н. э. Акты сената (сенатусконсульты) стали основной формой закона. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановлениями, принимаемые этим органом, исходили от императора - принцепса и закрепляли его волю.

В период домината распоряжения императора стали играть роль важнейшего источника права. Законодательная власть императора рассматривалась уже как проявление божественной власти самого императора.

Императорские конституции были четырех видов:

1) эдикты - общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима;

2) мандаты - инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и др.);

3) декреты - решения по судебным делам, которые рассматривались императором;

4) рескрипты - императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты. Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: