Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций

Обновлено: 24.04.2024

С введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей (в том числе налогов, сборов, страховых взносов) и санкций с физических лиц были отнесены к административным (п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ) и в настоящее время рассматриваются в порядке, предусмотренном разделом III КАС РФ, с учетом особенностей, закрепленных в гл. 32 КАС РФ.
До 15 сентября 2015 г. налоговые и пенсионные органы с целью взыскания с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам обращались с соответствующими заявлениями к мировым судьям, которые при наличии оснований независимо от размера взыскиваемых денежных сумм выносили судебные приказы, являющиеся одновременно исполнительными документами. В порядке искового производства требования о взыскании недоимок по обязательным платежам могли быть предъявлены органами, осуществляющими контроль за их уплатой (далее - контрольные органы), только после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С 15 сентября 2015 г. мировые судьи больше не выносят судебные приказы по заявлениям контрольных органов , и все дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривают районные (городские) суды в соответствии с правилами территориальной подсудности - по месту жительства гражданина (ч. 3 ст. 22 КАС РФ).
--------------------------------
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1393.

Законодателем определены следующие условия обращения контрольного органа в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций:
у физического лица имеется задолженность по обязательным платежам;
требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы;
федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
Право контрольного органа на обращение в суд с иском возникает только при наличии всех перечисленных условий в совокупности. Если, к примеру, в суд поступил иск налогового органа о взыскании налога с гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, то такой иск к производству суда не может быть принят, поскольку в силу п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, Законом регламентированы сроки обращения контрольных органов в суд. Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об их уплате.
НК РФ предусматривает дополнительные правила исчисления срока обращения налогового органа в суд. В соответствии с абзацами 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. А если общая сумма недоимки так и не превысила 3000 рублей со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, то налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.2 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, согласно которой, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого контрольным органом при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 500 рублей, контрольный орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.
При этом нужно учитывать, что согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ, п. 7 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичное правило закреплено в ч. 2 ст. 93 КАС РФ.
Например, если в июне 2012 г. налоговый орган направил физическому лицу требование об уплате недоимки в размере 1000 руб., установив срок уплаты до 3 июля 2012 г., то при неисполнении физическим лицом указанного требования срок обращения налогового органа в суд считается истекшим не 3 января 2016 г., а 11 января 2016 г. При этом срок не будет пропущен и тогда, когда иск поступил в суд после 11 января 2016 г., но при условии, что он был направлен почтой в указанный день (ч. 4 ст. 93 КАС РФ).
Закон обязывает суд выяснять, соблюден ли срок обращения в суд только в стадии судебного разбирательства - при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 6 ст. 289 КАС РФ). А как должен поступить судья, который в стадии возбуждения административного дела при решении вопроса о принятии иска к производству обнаружил, что контрольный орган пропустил срок обращения в суд и при этом отсутствует его ходатайство о восстановлении срока?
Ответ на этот вопрос в КАС РФ отсутствует. Оснований для отказа в принятии административного иска или оставления его без движения в данном случае не имеется. Перечень случаев возвращения административного искового заявления, сформулированный в ст. 129 КАС РФ, является открытым, допуская возможность принятия такого процессуального решения по основаниям, предусмотренным главами раздела IV КАС РФ, который посвящен особенностям производства по отдельным категориям административных дел (например, ч. 2 ст. 210, ст. 254 КАС РФ). Вместе с тем системный анализ положений КАС РФ не позволяет утверждать о наличии у судьи возможности возвращения административного иска о взыскании недоимки, поданного с пропуском предусмотренного ч. 2 ст. 286 КАС РФ срока и не содержащего ходатайства о его восстановлении. Такая возможность предусмотрена только для жалоб (ч. 2 ст. 94 КАС РФ), а применительно к другим категориям административных дел в случае пропуска срока обращения в суд закон устанавливает запрет не только на отказ в принятии иска (ч. 5 ст. 219, ч. 8 ст. 240 КАС РФ), но и на его возврат (ч. 3 ст. 253, ч. 9 ст. 270 КАС РФ) по данному основанию. Поэтому возврат административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций по аналогии закона (ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 94, п. 3 ч. 1 ст. 301 КАС РФ) может вызвать вопросы с точки зрения законности принятого процессуального решения. Как вариант для исключения этих вопросов можно дополнить ч. 2 ст. 286 КАС РФ нормой о праве судьи возвратить административный иск о взыскании обязательных платежей в случае, если он подан с пропуском срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении.
Однако возврат иска в указанном случае приведет к пропуску срока на уже более длительный период, поскольку повторное обращение контрольного органа с иском в суд на исчисление срока, предусмотренного ч. 2 ст. 286 КАС РФ, не влияет, и соблюдение этого срока будет проверяться применительно к моменту нового обращения в суд. Поэтому при принятии к производству суда иска, поданного с пропуском срока, в определении о принятии заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству целесообразно разъяснять истцу право на заявление ходатайства о восстановлении срока.
Если дело будет рассматриваться по общим правилам административного судопроизводства, включая вызов лиц, участвующих в деле, то представитель административного истца - контрольного органа сможет заявить ходатайство о восстановлении срока и в судебном заседании. Тогда суд при разрешении дела оценит обоснованность доводов представителя, подтверждающих уважительный характер причины пропуска срока. А если представитель истца в судебное заседание не явится, что чаще всего и случается в практике, и заблаговременно не направит в суд нужное ходатайство, то суд должен отказать в иске.
При рассмотрении дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства, которое не предполагает вызова сторон и проведения судебного заседания (ч. 1 ст. 292 КАС РФ), заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение административного истца в суд можно только до судебного разбирательства (до момента принятия решения по делу). При отсутствии ходатайства исход рассмотрения дела очевиден - взыскиваемые денежные средства в бюджет или внебюджетные фонды уже никогда не поступят.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в письменной форме (ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 287 КАС РФ). Подача таких исков посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, которая станет возможной с 15 сентября 2016 г. , законом не предусмотрена (в ч. 1 ст. 287 КАС РФ отсылка к ч. 8 ст. 125 КАС РФ отсутствует).
--------------------------------
См.: ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1392.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины. Поэтому требование судьи о предоставлении налоговыми органами документов, подтверждающих уплату госпошлины, не будет являться основанным на законе.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины. Исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда РФ (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 НК РФ . Следовательно, при обращении в суд с административным иском о взыскании страховых взносов истец должен оплатить государственную пошлину и представить вместе с иском документ, подтверждающий ее уплату.
--------------------------------
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 2.

Список использованной литературы

1. Собрание законодательства РФ. 2015. N 10.
2. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 2.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Комментарий к ст. 286 КАС РФ

В гл. 32 КАС РФ определены особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций, т.е. по административным делам о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (п. 3 ч. 3 ст. 1 данного Кодекса). ГПК РФ не содержал подобной самостоятельной главы. В ст. 122 данного Кодекса предусматривался такой случай выдачи судебного приказа, как заявление требования о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Соответственно, это положение Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в связи с принятием КАС РФ признано утратившим силу. Положения главы 32 КАС РФ закреплены по аналогии с положениями гл. 26 "Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций" АПК РФ.

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ, принятым в части установления упрощенной формы производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, с 6 мая 2016 г. КАС РФ дополнен главой 11.1, предусматривающей и регламентирующей вынесение мировым судьей судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций. Исходя из положений ст. 123.7 указанной главы право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций может быть реализовано лишь после отмены мировым судьей судебного приказа.

Часть 1 ст. 286 КАС РФ, регламентирующая право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, содержит положения, закрепленные по аналогии с положениями ст. 213 "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" АПК РФ, которыми предусмотрено следующее: государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (ч. 1); заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ч. 2). Разумеется, с учетом подведомственности административных дел в ч. 1 ст. 286 КАС РФ речь идет о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Уместно напомнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 26 КАС РФ встречный административный иск о зачете излишне уплаченных ранее сумм, вытекающий из административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления.

В ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, а также предусмотрена возможность восстановления этого пропущенного срока. Эти положения закреплены соответственно п. 2 ст. 48 части первой НК РФ, но не во всем. Так, указанным пунктом (в ред. Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ) установлено следующее:

- заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом;

- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей;

- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока;

- пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) регламентировано производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее — контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, а пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В силу ч. 1 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено по правилам, предусмотренным для формы и содержания административного искового заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ), подписано руководителем контролирующего органа, от имени которого подано заявление, и в нем должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, содержащие наименование суда, в который подается административное исковое заявление, сведения об административном истце или его представителе, об административном ответчике, содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; иные сведения, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, а также содержать подпись с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем;

2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

К административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; а также уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении указанных административных дел суд проверяет полномочия органа, обратившегося с таким иском, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ст. 289 КАС РФ).

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда, помимо иных сведений, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

9 декабря 2016, 00:00

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций

Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) регламентировано производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее — контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, а пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В силу ч. 1 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено по правилам, предусмотренным для формы и содержания административного искового заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ), подписано руководителем контролирующего органа, от имени которого подано заявление, и в нем должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, содержащие наименование суда, в который подается административное исковое заявление, сведения об административном истце или его представителе, об административном ответчике, содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; иные сведения, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, а также содержать подпись с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем;

2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

К административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; а также уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении указанных административных дел суд проверяет полномочия органа, обратившегося с таким иском, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ст. 289 КАС РФ).

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда, помимо иных сведений, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Главная Наши дела Решением Советского районного суда г. Самары в удовлетворении административного иска ИФНС по Советскому району г. Самары к административному ответчику о взыскании обязательных платежей и санкций отказано в полном объеме

Именем Российской Федерации

18 февраля 2021 года

Советский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Топтуновой Е.В., при секретаре Шайдуллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № НОМЕР по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

Административный истец ИФНС по Советскому району г. Самары обратился в суд с административным иском к ФИО1 о восстановлении процессуального срока на подачу заявления о Выдаче судебного приказа и взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований истец указывает, на налоговом учёте в ИФНС России по Советскому району г. Самары состояла в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 с ДАТА-ДАТА г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

17.07.2014 г. налогоплательщик представил в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 год, с нарушением срока предоставления.

В связи с тем, что налоговые декларации по НДФЛ были поданы с нулевыми суммами уплате сумма штрафа за несвоевременные сроки предоставления деклараций по пункту 1 ст. 119 НК РФ составила 1 000 рублей.

Налоговым органом в отношении должника выставлены требования об уплате штрафа: 01 12 по состоянию на 02.02.2015 г. по сроку уплаты до 20.12.2015 г. В требованиях сообщалось о наличии у него задолженности. Факт направления требования в адрес налогоплательщика подтверждается реестром исходящей заказной почтовой корреспонденции.

В связи с тем, что налогоплательщик не оплатил недоимку по налогам, 14.08.2020 г. налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ № НОМЕР вынесен 14.08.2020 г.

04.09.2020 г. Мировым судьей судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары Самарской области было вынесено определение об отмене судебного приказа по административному делу № НОМЕР от 14.08.2020 г. В отношении ФИО1.

Установленный законом срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа инспекцией был пропущен вследствие загруженности сотрудников инспекции.

Представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, воспользовалась правом на ведение дела в суде через своего представителя.

Представитель административного ответчика Антонов А.П., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, полагал, что приведенные истцом доводы об уважительности причин пропуска срока исковой давности не являются уважительными.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 57 Конституции РФ и 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе Взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом , предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым Код ексо м.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ст. 82 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 45 ч. 1 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 6 ст. 22 7 НК РФ уплата НДФЛ производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок Взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 указанной статьи административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В случае неисполнения физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (ст. 48 ч. 1 НК РФ).

В то же время, согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесении судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что ФИО1 состояла на налоговом учёте в ИФНС России по Советскому району г. Самары состояла в качестве индивидуального предпринимателя с 29.11.2007 г. по 07.11.2013 г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП – Л.д. 7-11.

Согласно представленному в материалы дела акту № НОМЕР от 21.10.2014 г. в отношении ФИО1 была проведена камеральная налоговая проверка с 17.04.2014 г. по 17.10.2014 г. 17 . 07.2014 г. налогоплательщик представил в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 год, с нарушением срока предоставления.

В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

15.12.2014 г. Решением № НОМЕР о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заместителем начальника ИФНС по Советскому району г. Самары Советник государственной Гражданской службы РФ 2 класса ФИО2, рассмотрев акт камеральной проверки от 21.10.2014 г. №НОМЕР в отношении ИП ФИО1 решил: привлечь ИП ФИО1 к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 119 НК РФ, с нее взыскан штраф в размере 1 000 руб.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ. Тем самым ИП ФИО1 нарушены, п. 5, п. 6. ст. 227, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ.

Налоговым органом выставлено налоговое требование № 112 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 02.02.2015 г. Уплатить задолженность необходимо в срок до 20.02.2015 г.

С указанной даты исчисляется шестимесячный срок на обращение за судебной защитой, предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ.

Вместе с тем, доказательств обращения с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный законодательством срок, истец не предоставил.

В связи с тем, что налогоплательщик не оплатил недоимку по налогам, 14.08.2020 г. налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ № 2а- 1703/2020 вынесен 14.08.2020 г.

04.09.2020 г. Мировым судьей судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары Самарской области было вынесено определение об отмене судебного приказа по административному делу № НОМЕР от 14.08.2020 г. В отношении ФИО1.

Административный истец — ИФНС России по Советскому району г. Самары обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций 05.02.2021 г.

Между тем, исходя из положений ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Факт пропуска срока на обращение за судебным приказом признается самим истцом, заявлено ходатайство о его Восстановлении.

В обоснование данного ходатайства, истец указывает, что установленный законом срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа инспекцией был пропущен вследствие загруженности сотрудников инспекции.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога /сбора, пени/ за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 ст. 48 или пунктом 1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Административный истец ИФНС России по Советскому району г. Самары просит суд восстановить процессуальный срок на подачу заявления о взыскании с ФИО1 задолженности.

Однако, суд полагает, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не содержит каких-либо уважительных причин обосновывающих пропуск срока, занятость сотрудников налогового органа к таковым не относится.

При таких обстоятельствах, суд не может счесть пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным а, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.

Исходя из положений ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без Уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Также, в ходе судебного заседания представитель административного Ответчика Антонов А.П. возражал против восстановления срока по причине загруженности налогового органа. Также представитель административного ответчика приобщил уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе, согласно которому 07.11.2013 г. ФИО1 прекратила деятельность в качестве ИП.

В материалы дела представлена справка серии МСЭ-2017 № НОМЕР, согласно которой ответчик имеет вторую группу инвалидности бессрочно.

Решением мирового судьи судебного участка № 53 Советского судебного района г. Самары Самарской области от 29.05.2017 г. установлено, что в период с 16.10.2014 года по 09.11.2016 год истец находилась на стационарном лечении в отделении № НОМЕР ГБУЗ «НАЗВАНИЕ». Тем самым она была лишена возможности получать доходы, встать на учет в службу занятости или обратиться за назначением пенсии по инвалидности. ФИО1 не работает, получает только назначенную пенсию, имущества в собственности истца, в том числе недвижимого или транспортных средств нет, в браке истец не состоит,

Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Советскому району г.о. Самары к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций — отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 25.02.2021 года.

Подпись Судья: Е.В. Топтунова

Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу к Горюшкину Ю. С. о взыскании обязательных платежей и санкций,

Административный истец обратился в суд с требованием о взыскании с административного ответчика задолженности за 2017 год по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в сумме 1 150,00 руб. и пеней – 17,11 руб., а также транспортному налогу – 3 888,00 руб. и пеней – 57,84 руб., указав, что административный ответчик не выполнил обязанность по уплате налогов, предусмотренную НК РФ.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил восстановить пропущенный срок обращения в суд; пояснил, что в настоящее время налоговым органом произведено уменьшение недоимки.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом с учетом положений стт.165.1 ГК РФ, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Выслушав мнение представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению, принимая во внимание следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как указано в ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд.

В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, 14.07.2018 года налоговым органом в адрес Горюшкина Ю.С. было выставлено налоговое уведомление за 2017 год, в том числе, на сумму налога на имущество в отношении квартиры по адресу: Санкт-Петербург, , в сумме 1 150,00 руб., а также на сумму транспортного налога в отношении автомобиля ВАЗ 21074, г.р.з. № - 1 800,00 руб., в отношении автомобиля ВАЗ 219000 Granta, г.р.з. №, - 2 088,00 руб., со сроком уплаты до 03.12.2018 года.

Впоследствии в связи с неуплатой налога в адрес налогоплательщика выставлено требование по состоянию на 31.01.2019 года на сумму налога на имущество – 1 150,00 руб. и пеней – 17,11 руб., а также на сумму транспортного налога – 3 888,00 руб. и пеней – 57,84 руб. со сроком уплаты до 19.03.2019 года.

25.09.2019 года мировым судьей судебного участка № 37 Санкт-Петербурга по делу № 2а-228/2019-37 выдан судебный приказ по заявлению налогового органа, который отменен определением от 26.02.2020 года в связи с поступлением возражений должника.

Однако с административным исковым заявлением налоговый орган обратился только 08.02.2021 года, то есть по истечении более 11 месяцев с момента отмены судебного приказа.

Доводы административного истца, наделенного в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, о наличии оснований для восстановления пропущенного срока ничем объективно не подтверждены.

При таком положении суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими отклонению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

В удовлетворении требований МИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу к Горюшкину Ю. С. о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья (подпись) А.В. Николаева

Решение принято в окончательной форме 05.04.2021 года

Копия верна. Судья:

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:

Решение суда о взыскании обязательных платежей и санкций

МИ ФНС России № 17 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Боера Т.В. задолженность за 2015 год по транспортному налогу в размере 52 800,00 руб. и пени – 1 232,00 руб.; по налогу на и.

Решение суда о взыскании обязательных платежей и санкций

Административный истец обратился в суд с требованием о взыскании с административного ответчика задолженности за 2016 год по транспортному налогу – 3 713,00 руб. и пеней – 63,34 руб., указав, что административный ответчик не выполнил обязанность по.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: