Решение о взыскании с адвоката страховых взносов

Обновлено: 18.04.2024

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с адвокатов и в своем письме от 9 января 2018 г. № 03-02-08/1 дал разъяснения по данному вопросу.

Так, финансисты пояснили, что взыскание платежей, регулируемых Налоговым кодексом, с адвокатов производится в соответствии со ст. 48 НК РФ, устанавливающей порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица, не являющегося ИП.

Кроме того, следует учитывать, что с 1 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ; далее – Закон № 243-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ органами ПФР и ФСС России должны быть переданы налоговым органам сведения о:

  • суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1 января 2017 года;
  • суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Могут ли адвокаты учитывать в составе профвычета по НДФЛ расходы, связанные с использованием справочных правовых систем и бухгалтерских программ? Узнайте из "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получив необходимые сведения, налоговики производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам контрольных мероприятий, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности). Такое взыскание осуществляется в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС России (ч. 2 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Подборка наиболее важных документов по запросу О взыскании страховых взносов с адвоката (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: О взыскании страховых взносов с адвоката

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: О взыскании страховых взносов с адвоката

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О взыскании с адвоката страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды до 01.01.2017.
(Письмо Минфина России от 09.01.2018 N 03-02-08/1) Вопрос: О взыскании с адвоката страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды до 01.01.2017.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации по налоговым спорам за декабрь 2019 - январь 2020 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 3) Недоимки по страховым взносам за расчетные периоды до 2017 г., числящиеся за ИП, адвокатами и лицами, занимающимися частной практикой, признаются безнадежными к взысканию (по ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ) вне зависимости от порядка их исчисления, но в пределах размера, указанного в ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Нормативные акты: О взыскании страховых взносов с адвоката

Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О
"По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан Стародубова Ильи Александровича и Шишова Владимира Николаевича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона" Конституционность названных норм оспаривается в запросе мирового судьи участка N 2 города Калуги, в чьем производстве находится дело по иску управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Калуге о взыскании с адвоката П.С. Правороцкого задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа за 2003 год в сумме 1800 рублей (в том числе 1200 рублей - на финансирование страховой части трудовой пенсии и 600 рублей - на финансирование ее накопительной части), и в запросе мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода в связи с находящимся в его производстве аналогичным делом по искам управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода к адвокатам Ю.Ф. Рычкову и А.А. Миловскому. Как следует из представленных материалов, адвокат П.С. Правороцкий является военным пенсионером и получает пенсию на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; на условиях и по нормам того же Закона осуществляется пенсионное обеспечение адвокатов Ю.Ф. Рычкова и А.А. Миловского, как бывших прокурорских работников.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 N 1471-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Медниковой Ирины Сергеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Как следует из представленных материалов, решениями мирового судьи, оставленными без изменения судом апелляционной инстанции, с И.С. Медниковой, являющейся военным пенсионером и имеющей статус адвоката, на основании оспариваемой нормы были взысканы недоимки по страховым взносам за 2010 - 2012 годы в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии и пени.

Подборка наиболее важных документов по запросу Страховые взносы с дохода адвоката (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Страховые взносы с дохода адвоката

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2021 N 88а-13889/2021
Категория спора: Страховые взносы.
Требование органа: 1) О взыскании недоимки по страховым взносам; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Судом установлено, что административный ответчик не обращался к административному истцу с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов с приложением документов, подтверждающих неосуществление адвокатской деятельности в спорный период.
Решение: 1) - 2) Отказано. Так, из указанного заявления следует, что налогоплательщик уведомил налоговый орган о приостановлении статуса адвоката с 28 апреля 2018 года. То обстоятельство, что указанное заявление не содержит просьбы об освобождении от уплаты страховых взносов на период приостановления деятельности в качестве адвоката не свидетельствует об отсутствии волеизъявления налогоплательщика об этом, учитывая, что целью обращения налогоплательщика с такого рода заявлением в налоговый орган является именно освобождение на период приостановления адвокатской деятельности от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Страховые взносы с дохода адвоката

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об определении дохода адвоката, уплачивающего НДФЛ, в целях исчисления страховых взносов на ОПС в размере 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.
(Письмо Минфина России от 09.12.2021 N 03-15-05/100227) Вопрос: Об определении дохода адвоката, уплачивающего НДФЛ, в целях исчисления страховых взносов на ОПС в размере 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О страховых взносах на ОПС с доходов адвоката, совмещающего адвокатскую деятельность с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 19.09.2019 N 03-15-05/72261) Вопрос: О страховых взносах на ОПС с доходов адвоката, совмещающего адвокатскую деятельность с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ.

Нормативные акты: Страховые взносы с дохода адвоката

"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
(утв. Минфином России) Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определено дифференцированно в зависимости от получаемых ими доходов от предпринимательской деятельности.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Плаксина Артема Александровича на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 5 апреля 2017 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 14 июня 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Плаксина Артема Александровича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области, межрайонному отделу судебных приставов по городу Прокопьевску и Прокопьевскому району о признании задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию, действий по начислению и взысканию страховых взносов незаконными.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области - Летягина А.В., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Плаксин А.А. обратился к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области, межрайонному отделу судебных приставов по городу Прокопьевску и Прокопьевскому району о признании задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию, действий по начислению и взысканию страховых взносов незаконными.

В обоснование заявленных требований Плаксин А.А. ссылался на то, что органами Пенсионного фонда Российской Федерации утрачена возможность взыскания в судебном порядке задолженности по страховым взносам, пени, штрафам за период с 2004 по 2016 год ввиду предъявления требований за пределами сроков принудительного взыскания. Административным истцом также приведены доводы о наличии экстраординарных обстоятельств, не позволивших ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, признании недоимки безнадежной.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 5 апреля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 14 июня 2017 года, в удовлетворении административного иска отказано.

Определением судьи Кемеровского областного суда от 14 августа 2017 года в передаче кассационной жалобы Плаксина А.А. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Плаксин А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 22 декабря 2017 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные постановления - отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав административного истца.

Обязанность по уплате страховых взносов административным истцом не исполнялась, что привело к возникновению недоимки в сумме 213 838 руб. 72 коп., выявленной ГУ - УПФ России в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) 27 ноября 2015 года - после поступления сведений из налогового органа о регистрации Плаксина А.А. в качестве индивидуального предпринимателя.

Пенсионный фонд, установив, что Плаксин А.А. без имеющихся законных оснований не производил в период с 2004 по 2016 год выплату обязательных платежей (страховых взносов), предпринял меры к их взысканию, выставив 24 августа 2016 года требования о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2004 - 2009 годы; 25 августа 2016 года - требования о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2010 - 2014 годы; 16 марта 2016 года выставлено требование о взыскании недоимки и пени за 2015 год; 20 декабря 2016 года - требование о взыскании недоимки и пени за 2016 год.

2 июня и 5 октября 2016 года вынесены постановления о взыскании задолженности (недоимки) за счет имущества плательщика страховых взносов за период с 2004 по 2015 год; исполнительные производства возбуждены 9 января 2017 года.

Отказывая в удовлетворении требований Плаксина А.А., суды указывали на то, что взыскание задолженности произведено органами Пенсионного фонда Российской Федерации с соблюдением установленного порядка и сроков для предъявления требования о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа за счет имущества плательщика страховых взносов, которые начинают исчисляться с момента выявления недоимки.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что согласиться с решением суда первой инстанции и апелляционным определением суда апелляционной инстанции в указанной части нельзя по следующим основаниям.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 года были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, являются страхователями - плательщиками страховых взносов, определяемыми в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.

По истечении срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока орган контроля за уплатой страховых взносов в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, принимает решение об их взыскании.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ (часть 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).

В этом случае в силу части 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Закона N 212-ФЗ.

Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, считается недействительным и исполнению не подлежит (часть 5.3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов. Указанное согласуется с позицией, изложенной в пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

При этом срок на принудительное взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование надлежит исчислять с учетом срока, в который налоговый орган обязан представлять сведения Пенсионному фонду России (часть 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ), а не с даты получения органом контроля за уплатой страховых взносов сведений из налогового органа.

В ходе рассмотрения административного дела представитель ГУ - УПФ России в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) указывал, что сведения из налогового органа о регистрации Плаксина А.А. в качестве индивидуального предпринимателя поступили в орган контроля за уплатой страховых взносов 27 ноября 2015 года.

Вместе с тем вопросы установления срока, в течение которого налоговый орган был обязан представить Пенсионному фонду России сведения относительно регистрации административного истца в качестве индивидуального предпринимателя, судами на обсуждение лиц, участвующих в деле, не выносились и в ходе рассмотрения административного дела не разрешались. Из материалов дела также не усматривается, проводилась ли органом контроля за уплатой страховых взносов с 2004 по 2014 год камеральная проверка по наличию задолженности за административным истцом по обязательным платежам.

В то же время при рассмотрении вопроса о признании действий по начислению и взысканию страховых взносов незаконными, факт нарушения органом контроля за уплатой страховых взносов срока предъявления требований об уплате страховых взносов, пени за период с 2004 по 2014 год имеет существенное правовое значение.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Из положений Закона N 212-ФЗ следует, что обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с получением дохода от предпринимательской деятельности. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.

Между тем в определении от 12 апреля 2005 года N 164-О Конституционный Суд Российской Федерации признал наличие случаев, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя в установленном действующим законодательством порядке. В этих случаях гражданин не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд обязан в этом случае принять во внимание связанные с неисполнением обязательства обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, в силу которой правовой статус индивидуального предпринимателя, возникающий с момента государственной регистрации гражданина в таком качестве, сопряжен с рядом обязанностей и рисков. При этом прекращение действия данного статуса и связанных с ним прав и обязанностей обусловлено исключительно действиями самого индивидуального предпринимателя. В случаях когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, при предъявлении требований об уплате недоимки по страховым взносам права ссылаться на данные обстоятельства гражданин не лишен.

При этом степень чрезвычайности, объективной непредотвратимости обстоятельств устанавливается судебными органами по каждому конкретному делу с учетом представленных доказательств, на что, в частности, указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 апреля 2001 года N 7-П.

В материалах дела имеется справка, выданная ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области", о повторном установлении Плаксину А.А. второй группы инвалидности по общему заболеванию с 21 июня 2012 года, бессрочно.

Вместе с тем обстоятельства, имеющие исключительный (экстраординарный) характер, в силу которых Плаксин А.А. не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя (наличие заболеваний, их характер, пребывание на лечении в медицинских учреждениях, периоды лечения), судами на обсуждение лиц, участвующих в деле, не выносились и не исследовались.

При таком положении основанные на неправильном толковании и применении норм материального права решение и апелляционное определение подлежат отмене с направлением дела на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.

Исходя из изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ФНС России от 10.04.2017 N СА-4-7/6772@

Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.

В связи с тем, что техническая передача сведений из органов ПФР и ФСС России об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по ее взысканию заняло значительное время, по ряду переданных материалов в настоящее время пропущены сроки по бесспорному взысканию страховых взносов, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

В этой связи Федеральная налоговая служба указывает налоговым органам на необходимость обращения с заявлениями о взыскании страховых взносов в судебном порядке в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае пропуска сроков по бесспорному взысканию.

При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о изыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

По этой причине в обоснование заявления о взыскании страховых взносов налоговыми органами должны быть представлены в суд документы, подтверждающие основания возникновения обязательства у плательщика, наступление срока его исполнения, а также соблюдение процедуры его взыскания (расчет по страховым взносам, решение органа ПФР или органа ФСС России по результатам проверки плательщика страховых взносов, требование об уплате и т.д.).

Учитывая, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, Федеральная налоговая служба указывает на возможность восстановления шестимесячного срока только в случае наличия объективных причин его пропуска, при этом передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов сама по себе не является уважительной причиной пропуска срока.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: