Реорганизация судов как часть губернской реформы

Обновлено: 23.04.2024

Законы, не сохраняющие меру в добре, бывают причиною, что отсюда рождается безмерное зло.

Екатерина Вторая

Проводимая Екатериной политика просвещенного абсолютизма, требовала реформирования страны, которая только начала отходить от эпохи Дворцовых переворотов. Такие изменения в России действительно происходили, но реформы Екатерины 2, в отличии, например, от петровских, не столько создавали сильное государство, сколько создавали сильную элиту в государстве. Причем, чем ближе к концу правления Екатерины, тем эта тенденция становится отчетливее.

Основные направления реформ Екатерины Второй

Реформы Екатерины 2 затронули все аспекты внутренней политики. Она реформировала страну, создавая централизацию власти в Петербурге, а также воздействуя на социальную структуру страны для формирования элиты. Ниже приведена таблица, в которой рассмотрены основные направления реформаторской деятельности императрицы и некоторые результаты, к которым это привело.

Таблица: Реформы Екатерины 2 и их основное направление
Годы реализации Название реформы Суть и краткие результаты
1763 Восстановлен Сенат Систематизировалась судебная система России, а Сенат делился на 6 департаментов.
1763-1764 Секуляризация церковных земель Конфискация государством церковных и монастырских земель, а также крестьян, которые на этой земле трудились.
1764-1782 Структура местного управления на окраинах:
Ликвидирована автономия Украины и казачьих районов (Яик, Запорожье, Дон) - 1764.
Губернская реформа - 1775
Городовая реформа - 1782
Введение крепостного права на Украине - 1783
Устанавливалась система управления страной, которая делилась на губернии и подразделялась на уезды. Все регионы страны обладали примерно одинаковыми правами.
1785 Жалованная грамота городам.
Жалованная грамота дворянству
Окончательно сформировалась новая элита, на которую опиралась власть Императора.
1786 Школьная реформа Первая масштабная попытка введения начального образования для всех сословий.

Реорганизация Сената

Реформа реорганизации Сената Екатериной 2 была проведена 25 декабря 1763 года. Основная идея этой реформы заключалась в создание системы судебного управления страной, где функции власти будут разделены между шестью департаментами:

  1. Решал важнейшие дела из области политики в Санкт-Петербурге.
  2. Решал судебные дела в Санкт-Петербурге.
  3. Осуществлял надзорные функции над образованием, искусством, медициной, транспортом и наукой.
  4. Контролировал военную отрасль России. Этот департамент отвечал как за сухопутные, так и за морские подразделения.
  5. Решал политические дела в Москве.
  6. Осуществление судебных функций в Москве.

Главой Сената и Первого департамента назначался генерал-прокурор. Он имел право лично докладывать императору. Остальные Департаменты возглавляли обер-прокуроры, которые отчитывались и докладывали главе Сената.

Судебная система России при Екатерине 2

Секуляризация

После смерти Петра 1 церковь начала восстанавливать свои привилегии и влияние. Да, церковь была удалена от управления страной, но она сохраняла свои земли, имущества и право владеть крепостными крестьянами. Последнее было ликвидировано в 1764 году, когда произошла Секуляризация церковных земель. Эта реформа предполагала:

  • Церкви и монастыри лишаются права на землю и на крепостных. В результате более 900 тыс крестьян перешли из статуса «церковных» в статус «государственные».
  • Церкви и монастыри сохраняли право на недвижимое имущество.

Тем самым был нанесен удар по независимости и самостоятельности церкви, ведь она лишилась основного источника своего дохода.

Система местного управления

Рассматривые реформы местного самоуправления Екатерины 2 важно отметить, что эти изменения создали основы бюрократии, значительно расширив штат чиновников. Реформа была издана в 1775 году и называлась «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Губернии в России появились еще при Петре 1. Петр Алексеевич разделил страну на 8 губерний. Екатерина 2 вместо 8 губерний ввела 50, которые делились еще и на уезды.

Система местного самоуправления России после 1775 года

Краткая суть этих реформ Екатерины 2:

  • Страна делилась на губернии (население 300-400 тыс человек), которые делились на уезды (население 20-30 тыс человек).
  • Во главе губернии стоял генерал-губернатор, который набирал штат помощников, вице-губернаторов. Также ему подчинялся полицмейстер.
  • Окончательно формирование судебной системы.
  • Местное управление передавалось в руки избранным сословиям, на которые власть планировала опираться.

Одновременно с созданием системы местного управления, Екатерина 2 ограничивала самостоятельность, автономность, отдельных районов страны. Например, в 1764 году автономии была лишена Украина и в том же году ликвидировалась система гетманства. Последним гетманом Украины был Разумовский. Это был шаг для того, чтобы в стране действовали единые законы и не был исключений. В том же 1764 году автономии были лишены другие казацкие земли - Дон, Яик и Запорожье.

Губернская реформа Екатерины 2 в ноябре 1775 года стала ответом власти на крестьянскую войну Пугачева. Эта война/восстание отчетливо показало неэффективность местного управления, когда местные органы власти были наделены достаточной властью, но использовать ее для поддержания порядка в стране не могли. Поэтому главная реформа Екатерины 2 это реформа губернская, или, как ее еще называют, реформа системы местного управления.

Губернии в России появились в период правления Петра 1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Губернии делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии. Эта система изжила себя, поскольку обладала практически безграничной властью на местах, в результате чего часто были злоупотребления.

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка. Важное изменение в этом плане - лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление. На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:

  • Система Губерния - Провинция - Уезд менялась на Губерния - Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
  • Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян - суд. Для горожан - магистрат. Для крестьян - расправа.

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом же структура управления после реформы была следующей.

Система губернского управления по реформе 1775 года

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2
Административное деление Управляющий Особенности
Генерал-губернаторство Генерал-губернатор Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
Губерния Губернатор Получал всю полноту власти в конкретной губернии.
Город Городничий Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
Уезд Капитан-исправник Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

  • Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
  • Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
  • Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
  • Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
  • Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.

Наместничество

Поскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения - наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.

В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Историческое значение

Историческое значение губернской реформы 1775 года заключается в изменении структуры местного управления страной. Эта структура имела как положительные так и отрицательные моменты. Если же рассматривать общие изменения, то изменилось:

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в 1775 году как продолжение Губернской реформы, для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах. В дальнейшем реформа была дополнена полицейской (1782) и коллегиальной (1784-1786) реформами. Главная характеристика судебной реформы - суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

Необходимость реформы

Суть реформы

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.

Судебная система России после 1775 года может быть представлена схематически.

Судебная реформа Екатерины 2 от 1775 года

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку - для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

На всех уровнях создавались 2 департамента: первый рассматривал уголовные, а второй - гражданские дела. В городах, где судили городских жителей (купцов и мещан), магистрат был выборным органом. Сами горожане выбирали его состав. После выборов этот состав утверждался Губернатором. Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами. Крепостные крестьяне судились напрямую помещиком, который ими владел. Судьи для таких судов назначались.Уездные суды строились по схожему принципу. Исключение только Нижний земский суд, который избирался сами дворянами уезда сроком на 3 года.

Суды губернского уровня выступали одновременно инстанциями 1 и 2 группы, то есть могли не только рассматривать уголовные и гражданские дела, но и выступать в роли апелляционного органа.Суды уездного уровня выступали инстанцией 1 уровня, то есть рассматривали только дела по существу.

Историческое значение

Судебная реформа 1775 года была попыткой наладить справедливые суды, но эта реформа не смогла решить 2-ух серьезных проблем:

  • Абсолютизм предполагал наличие общегражданских судов, но создать в 18 веке в России всесословные суды у Екатерины 2 не получилось. В результате суды были отдельными для дворян, для горожан и для крестьян. Как итог - главная цель преобразований не была выполнена.
  • Отделение судебной власти от исполнительной. В учебниках часто пишут, что это было достигнуто, но это не так. Во-первых, все губернские суды назначались и утверждались Правительством. Во-вторых, губернатор имел личное право отменить любой приговор, а все приговоры о смертной казни требовали его согласия.

Сама по себе идея бессословного суда в России 1775 года была абсурдной. Ведь в стране существовало крепостное право и большая часть населения была крепостными. Кроме того, Губернская реформа предполагала опору власти на дворянство. Дворяне становились полноправной элитой на местах. Поэтому закрепляя эту элиту, власть не могла допустить равных судов над дворянами и крестьянами. Как итог - в России укрепился сословный суд, который был очень далек от правосудия, особенно на уровне крестьян. Как итог - классовая система укоренилась все сильнее.

Дополнение реформы

Судебная реформа 1775 года стала первым этапом изменения правового поля Российской Империи. В дальнейшем эта реформа была дополнена:

Административные и судебные органы власти в результате Губернской реформы 1775 года

18 ноября 1775 года Екатериной II был подписан документ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Кратко о сути реформы

В результате:

1. Главным критерием разделения стала численность налогооблагаемого населения – так называемые «податные души». Разделение происходило без учета национальных, географических и экономических особенностей, сложившихся в границах старых губерний. В результате разукрупнения 23 губерний, было образовано 53 наместничества (губернии).

2. Усиление местной власти и контролирующих органов – организована четко разделенная иерархичная система административных институтов для дворян, горожан и крестьянского сословия.

3. Разделение судебных и административных полномочий между различными органами власти – каждая из местных структур отвечала за определенные функции, подробнее ниже.

После губернской реформы, главными в созданных административно-территориальных делениях являлись генерал-губернаторы. Они назначались Сенатом и осуществляли контроль над несколькими губерниями вместе с губернаторами. Генерал-губернатор мог приказывать всем военным частям и формированиям, расквартированным в его губерниях, он располагал всей полнотой власти и был первым человеком после императрицы для населения (царствующая особа была далека и недоступна простым смертным).

Административная часть

  • Генерал-губернаторство – объединяло в себе несколько губерний.
  • Губерния – состояла из 10-12 уездов, 350-400 тысяч душ
  • Уезд – минимальная административная единица, 20-30 тысяч душ
  • Город – центр уезда (ввиду недостаточного количества больших городов, часть деревень была переименована в города, хотя на деле осталась населенными пунктами с небольшим количеством жителей и отсутствием инфраструктуры)

Губернатор, опираясь на губернское правление, управлял конкретной губернией и назначался личным императорским указом. Ему отчитывались главы учреждений, каждое из которых отвечало за определенные функции:

  • Казенная палата – финансовые дела, сбор налогов, распределение средств внутри губернии.
  • Приказ общественного призрения – надзор за социальными объектами: школы, больницы, приюты и т.д.
  • Городничий – руководил полицией и отвечал за общественный порядок в городе, избирался дворянством.
  • Капитан-исправник – главный уездный чиновник, руководил местной полицией, избирался дворянством. Председательствовал в нижнем земском суде.
  • Город – выделился в специальный административный отдел. Подразделялся на части, а они в свою очередь на кварталы. Полицейский надзор осуществлялся частными приставами и квартальными надзирателями соответственно.

Судебная часть

Реформирование судебной системы должно было выстроить последовательную систему учреждений, решающих вопросы в собственном месте расположения и рассматривающих апелляции нижестоящих инстанций.

  • Сенат – остался высшей судебной инстанцией, подразделялся на Уголовную палату и Гражданскую палату. Соответственно каждый из нижестоящих органов подразделял дела на уголовные и гражданские (казенные).
  • Верхний земский суд – осуществлял надзор за соблюдением законов в губернии. Занимался преимущественно решением споров дворян и рассмотрением апелляций нижестоящих органов.
  • Нижний земский суд (уездный суд) – контролировал выполнение законов в уездах и решение разногласий между дворян. В нем председательствовал капитан-исправник и 2-3 выборных заседателя.
  • Верхняя расправа – рассматривала апелляции из нижних расправ и судила государственных крестьян в губернии
  • Нижняя расправа – разбирала дела крестьян в уездах.
  • Губернский магистрат – принимал апелляции из городских магистратов и рассматривал тяжбы между горожанами
  • Городской магистрат – рассматривал судебные разбирательства между горожанами.
  • Совестный суд – был создан для разгрузки прочих судебных учреждений, должен был примирять судившихся вне сословных ограничений – разбирал дела, не имеющие существенной важности и опасности. Состоял из шести членов, по двое от крестьян, горожан и дворян.

Для каждой категории судебных органов должны были выбираться соответствующие сословные представители, однако фактически вышестоящее дворянство регулярно вмешивалось в их работу.

Процесс административно-территориального реформирования растянулся почти на десять лет и завершился к 1785 году.

Для наглядности ниже приведена краткая схема административных и судебных учреждений, образовавшихся в результате Губернской реформы 1775 года


Начиная судебную реформу, Екатерина II прежде всего позаботилась о том, чтобы иметь возможность лично руководить процессом законотворчества. Большая часть судебных преобразований произошла в ходе Губернской реформы 1775 года, однако им предшествовала реформа Сената в 1763, а дополнением к правовому положению дворянского сословия стала «жалованная грамота дворянам» в 1785 году. Вступая на царствование Екатерина понимала недостатки существующей системы и даже издала указ «Об удержании судей и чиновников от лихоимства», носящий, впрочем, скорее рекомендательно-нравственных характер, нежели юридический.

Главными причинами являлись следующие необходимости:

  • разделения административных и судебных функций между разными учреждениями,
  • выстраивания чёткой структуры судебных органов,
  • разграничивания их ответственностей на различных уровнях (империя-губернии-уезды).

Первый этап

В результате преобразования 1763 года Сенат потерял законотворческую функцию – руководить процессом оформления и издания законов стала Екатерина II и кабинет её статс-советников. Сенат стал функционировать в качестве высшей инстанции управления и судейства.

В 1767 был издан указ, запрещающий крестьянину жаловаться на хозяина.

Второй этап

Губернская реформа 1775 года реорганизовала не только административные учреждения, но и судебные. За основу была взята германская практика права. Среди ключевых изменений можно назвать:

  • Введение судебных коллегий и выборности членов-заседателей, в зависимости от того, над представителями каких сословий осуществлялся судебный процесс.
  • Вертикальная структура иерархии судебных учреждений, предусматривающая рассмотрение апелляций из низших инстанций – высшими.
  • Разделение административных и судебных функций между различными ведомствами.
  • Подразделение всех инстанций (кроме уездных) на гражданскую и уголовную части.

Кроме прочего был введён так называемый Совестный суд, чья работа должна была освободить прочие инстанции от рассмотрения незначительных дел, споров и тяжб не имеющих существенной опасности для общества.

Губернаторы, принадлежа к административному аппарату, не имели права влиять на процесс судейства, но имели возможность приостановить вынесенные решения. Продолжали функционировать специализированные судебные органы – военные, горные, духовные и др.

Третий этап

В 1782 году дополнением к уже введённым преобразованиям стала «управа благочиния», которая должна была следить за исполнением решений администрации и судебных инстанций в городе, а также рассматривать дела о мелких кражах (до 20 рублей). Читать подробнее о
полицейской реформе

Изданная в 1785 году «жалованная грамота дворянству» носила, скорее, характер социальных реформ, однако, частично затрагивала и аспекты правового регулирования отношений различных социальных слоев.

Вводился запрет на конфискацию имущества дворян, осужденных за уголовные преступления – имения, крестьяне и вещи передавались наследникам.
Суд над дворянином мог осуществляться только равными, благородным сословием.
Вводился запрет на телесные наказания для благородных, а также неограниченное имущественное право на движимое и недвижимое имущество (в том числе крепостных).

Результаты

Выстроилась иерархическая судебная система учреждений, подконтрольных друг другу и монарху.

Существенно возросло количество судей и чиновников, а также взяточничество – теперь «страждущим» приходилось давать взятки не в одной инстанции, а в нескольких

С одной стороны, была заложена основа права, структурирование органов и их выборность в еще не имеющей подобного опыта Российской Империи. С другой – большое количество различных инстанций, зачастую имеющих пересекающиеся или до конца не выясненные полномочия. Представители благородного сословия, несмотря на утвержденную выборность и независимость судов, продолжали влиять на ход рассмотрения дел.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: