Религиозное учение о конце света как результате страшного суда

Обновлено: 27.03.2024

Мысль о том, что все это когда-нибудь закончится, возникла у людей в глубокой древности. Идея тотальной гибели всего человечества, а то и всей Вселенной, получила свое выражение в понятии конца света. Страх перед неизбежным концом всего и вся породил множество интерпретаций, которые ярче всего выразились в религиозных учениях.

Я рассмотрю кратко основные такие учения.

Обратимся к скандинавской мифологии. Там существует понятие Рагнарёк , что переводится буквально как "гибель богов" или "сумерки богов". Речь идет о последней битве между богами и чудовищами, после чего мир погибнет. Как обычно бывает в древних мифах, эту весть людям сообщила пророчица. Притом она была мертвая (то есть, находясь на том свете, знала вообще все, что скрыто от людей в их жизни).

Бог Один специально вызволил ее из могилы ради этого пророчества. Ну, она и поведала красочную драматическую историю, в которой действуют чудовищные волки, мировой змей, великаны и, конечно, боги под предводительством того же Одина.

На долине Вигридр и состоится последняя битва. Колоссальная сеча закончится гибелью богов, но выживут сыновья Одина и Тора и, главное - обычные мужчина и женщина, Лив и Ливтрасир. Они-то и станут прародителями нового человечества. Как видим, Рагнарёк знаменует собой не окончательный конец света, а переходный момент к новому циклу.

Эта цикличность напоминает буддистскую концепцию всеобщего перерождения. И действительно, отличается только антураж, но суть та же.

В буддизме есть понятие кальпы . Это три периода испытаний, которые должно пройти человечество, и каждый имеет свое назначение. Первая кальпа - период созидания. Вторая - период расцвета, максимального познания. А третья - это как раз период разрушения. Последствием третьей кальпы станет конец света, когда исчезнет человечество, вообще весь мир, останутся только боги. Знамением к началу катаклизма станут семь солнц, которые одновременно зажгутся в небе. Они высушат на Земле всю воду. Потом разбушуются дикие ветра, после чего начнется нескончаемый дождь. После конца света начнется новый виток мирового колеса.

Когда это случится - буддизм не говорит. Это произойдет, когда умрет тысячный Будда третьей кальпы. Считается, что сейчас правит четвертый Будда.

Библейская версия конца света ассоциируется со словами Апокалипсис и Армагеддон . Многие люди вообще думают, что это синонимы понятия "конец света". Однако на самом деле не так. "Апокалипсис" переводится как "откровение", так называется текст Иоанна Богослова, включенный в Новый Завет. Там он пророчествует о конце света. Что касается Армагеддона, это вообще географическое название, в оригинале звучащее как Хар Мегиддо.

Библейское учение о конце света называется эсхатология. Ее суть в тесной связи с идеей спасения. Конец света, с одной стороны, это Божий Суд, знаменующий собой окончательную победу над злом, с другой - личная победа каждого человека, жившего праведно, так как на этом Суде он будет оправдан.

Через конец света мир очищается, как бы полностью переформатируется, в результате наступает Царство Божие, и в этом процессе огромную роль играет Мессия, роль которого - помочь как можно большему числу людей пережить Страшный суд.

В похожем ключе конец света рассматривается в исламе. Это неудивительно, так как его основа - Ветхий Завет. В Коране фигурирует понятие « День воскресения » (по-арабски звучит как Йаум ал-Кийама ). Мусульмане верят, что в Коране даны все признаки Киямы - Знамения. Тут многое похоже на библейское эсхатологическое представление: только Аллах знает, когда произойдет неизбежное событие, восстанут все мертвые, ангелы спустятся с небес, чтобы быть свидетелями. Иисус Христос - одно из Знамений.

Как мы видим, несмотря на культурные и мировоззренческие различия, понимание конца света в разных религиях в основном схоже. Это идея цикличности, обновления, начала нового этапа бытия.

Христианская эсхатология (учение о конце времен) придерживается традиции авраамических религий, но имеет свои особенности. Христиане верят, что в будущем придет Антихрист , а после него будет Второе пришествие Иисуса Христа , он снизойдет с небес и устроит Страшный суд .

Стефан Лохнер "Страшный Суд", 1435 г. Сверху Иисус судит людей, слева ангелы ведут праведников к вратам рая и дубасят демонов посохом, справа бесы тащат грешников в ад.

Стефан Лохнер "Страшный Суд", 1435 г. Сверху Иисус судит людей, слева ангелы ведут праведников к вратам рая и дубасят демонов посохом, справа бесы тащат грешников в ад.

Перед Страшным судом на несколько лет восторжествует царство Антихриста . Антихрист - человек, который возглавит политическую и религиозную власть в мире, и начнет массовые гонения на христиан.

Перед пришествием Антихриста появится лжепророк. Он будет петь гимны в честь будущего повелителя и начнет бороться с христианством . Дьявольская сила накроет мир, лжепророк разошлет лжеапостолов во все страны для борьбы с церковью.

Лжепророк как оруженосец Антихриста подготовит мир к его приходу. Антихрист, прислушиваясь к Сатане, исполнит все его тайные желания - максимально постарается извратить души людей.

Затем свершится второе пришествие Иисуса Христа . Он войдет в мир, где царствует Антихрист со своими последователями. Иисус одолеет антихристово племя могучею рукою, возьмет демонов за шиворот и кинет в адово пламя.

После победы Иисуса Христа произойдет воскресенье мертвых . Иисус лично воскресит каждого человека, жившего на земле, как воскрешал Лазаря в евангельской истории.

Люди воскреснут в преображенном теле , нетленном и бессмертном, по аналогии воскресения Иисуса Христа. Это должно произойти в один момент. Тела живущих тоже преобразуются.

Воскресение во плоти необходимо, потому что в христианстве человек - целостное существо , он есть гармония души и плоти.

Иисус будет судить людей за дела, слова и помыслы. Таков будет Суд , именуемый Страшным . Помимо людей Иисус изменит весь мир, сделав его нетленным и духовным, чтобы праведники жили вечно. Тела и души грешников будут испытывать (возможно) вечные мучения, а тела и души праведников - вечное блаженство.

Страшный суд потому страшен, что муки грешников будут вечными. Событие еще ивзестно как Судный день или День гнева Божия . Судить будут пред всеми людьми и ангелами. Никто не сможет укрыть своего истинного лица.

Грешники попадут в ад , который есть "отсутствие света". Праведники попадут в рай , который понимается как Царство Божие . Слова ад и рай - это многозначные слова. Но в контексте эсхатологии они имеют определенные значения - места для грешников и праведников после Суда.

Конец света в христианстве - это не конец как таковой, но лишь конец существующего искаженного и грешного мира . Мир будет преображен и станет совершенно иным. В основном из-за этой идеи христианство получило колоссальное распространение в ущемленных социальных группах Римской Империи.

В исламской эсхатологии, иными словами в его системе религиозных представлений о конце света, жизни после смерти и дальнейшей судьбе вселенной, одно из центральных мест занимает киямат — Судный день. Учение о последнем дне является неотъемлемым элементом не только ислама, но и христианства, однако Божий суд в каждом из этих вероисповеданий имеет свои особенности.

Киямат

Как самая молодая из авраамических религий, ислам вобрал себя аксиомы из иудаизма и христианства и дополнил их собственными догмами. В результате сформировалось мусульманское видение конца света, которое несколько отличается от вышеуказанных религий. Упоминаемый как в Коране, так и в сунне пророка Мухаммеда, киямат знаменует собой смерть мироздания и воскрешение мёртвых, за которым следует Страшный суд.

На нём Аллах определяет дальнейшую судьбу людей: праведники за свои благие земные деяния обретут вечное блаженство в раю — Джаннате, а грешники будут осуждены на мучения в аду — Джаханнаме.

Ни один живой человек, ни один мусульманский священнослужитель и пророк, ни одно писание не знает точной даты и времени наступления киямата. Лишь всевышний ведает, когда будут уничтожены все его творения и произойдёт воскрешение человечества. В Коране на этот счёт сказано: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого».
В «Книге имана», принадлежащей перу собирателя хадисов Бухари, есть подтверждение тому, что даже последний пророк Аллаха, Мухаммед, был лишен этого знания. Как повествуется в книге, однажды Джабраил - один из четырёх наиболее приближенных к Всевышнему Ангелов, явился в обличии человека к Мухаммеду и попытался узнать у него дату киямата, однако получил следующий ответ: «Тот, у кого спрашивают о нем, знает не больше того, кто о нем спрашивает».
Подобное положение вещей мусульмане расценивают как мудрость Всевышнего, ведь не зная, когда именно наступит киямат, люди ежесекундно должны быть готовы к нему, а значит постоянно контролировать свои поступки и не грешить.

Признаки киямата

Между тем мусульманам известно более 10 признаков, возвещающих о приближении киямата. Среди первых знамений небес сунна пророка Мухаммеда называет восход солнца на западе и его затмение на востоке, сорокадневное сошествие тумана — духана, частые землетрясения. В 82-м аяте суры ан-Намль говорится, что предвестником киямата будет выход из-под земли вьючного животного – даббат аль-арда.

О приближении конца света можно будет догадаться по пришествию справедливого имама Махди, лжемессии Даджжаля и Пророка Исы, а также по нашествию представителей племён Яджудж и Маджудж, по исламской эсхатологии живущих на крайнем севере и наводящих на землю порчу.
Ещё одним предвестником скорого киямата будет битва двух огромных армий одного вероисповедания, в результате которой погибнет масса воинов и обычных граждан.

Одним из признаков грядущего конца света является распространение невежества, злоупотребление алкоголем, исчезновение справедливости, учащение убийств, рост числа небоскрёбов, вероотступничество и разрушение Каабы.

Между тем, киямат, согласно Корану, наступит в мгновение ока, поскольку Аллаху подвластно всё.

Страшный суд

О начале Страшного суда возвестят два трубных гласа ангела Исрафила: первый будет свидетельствовать об уничтожении Аллахом всех его творений, а второй — о чудесном воскрешении человечества.

В день киямата все люди соберутся на площади Махшар, где под руководством Всевышнего Аллаха состоится Господний суд, в котором пророк Мухаммед будет просить у всевышнего облегчения участи людей. На весах справедливости - мизан, будут взвешены все деяния человека, сведения о которых накапливались в «Хранимой скрижали» - лявхуль-махфуз, где записаны все знания о прошлом, настоящем и будущем всех существ, населяющих планету, а также всех событий, уготованных Аллахом. Избежать суда удастся лишь праведникам, а также же воинам-мусульманам, погибшим во время священной войны - джихада.

Страшный суд в христианстве

В христианской традиции догмат о всеобщем воскрешении и последующем за этим событием Судном дне принадлежат к числу основополагающих, и значится даже в древнем Апостольском Символе веры.
Исходя из Евангелия, суд над всеми народами будет производить после своего второго пришествия Иисус Христос: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну… и дал ему власть производить суд, потому что он есть Сын человеческий» (Ин. 5: 22, Ин. 5: 27.).
Христос в свою очередь делегирует часть своих судебных полномочий праведникам в лице 12 апостолов. Согласно Новому Завету, Бог через Иисуса Христа будет судить язычников и иудеев, а также всех неверующих. Что же касается верующих христиан — для них уготован другой суд — суд Божий.
На христианском Страшном суде судимы будут не только дела, но слова и помыслы людей. Также как и в исламе, христианские источники не дают точной даты наступления конца света, о чем свидетельствуют слова Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один».
Зато в этих двух религиях разнятся предвестники конца света. Христианские теологи, в их числе блаженный и Иероним Стридонский, писали, что Страшному суду будут предшествовать 15 дней. В первый день поднимутся выше гор все земные моря, во второй — все воды погрузятся в пучину, в третий — они восстановятся своем прежнем виде. В четвёртый день восстанут все морские обитатели, на пятый — завопят собравшиеся все вместе птицы, на шестой — к небу поднимутся огненные реки, в седьмой — все небесные светила выбросят огненные хвосты, на восьмой — случится землетрясение. На девятый день будут обгрызены все растения, на десятый — разделятся на четыре части все камни, на одиннадцатый — сотрутся в прах все холмы и горы, на двенадцатый — из лесу выйдут и зарычат все животные. На тринадцатый день — с востока на запад откроются все могилы, чтобы мёртвые могли воскреснуть, на четырнадцатый — все люди, впав в безумие, покинут свои жилища, а на пятнадцатый — все умрут и воскреснут вместе с теми, кто усоп задолго до них. На суде Иисус будет делить людей на «овец» и «козлов»: первым будет уготован рай, а вторым — ад.

Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατος (эсха­тос) – конеч­ный, послед­ний, и λόγος (логос): слово, рече­ние) – пра­во­слав­ное учение о конеч­ных судь­бах мира и чело­века.

jeshatologija - Эсхатология

Пра­во­слав­ная эсха­то­ло­гия может быть раз­де­лена на эсха­то­ло­гию посмерт­ного чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния (част­ную) и эсха­то­ло­гию гря­ду­щих судеб чело­ве­че­ства и мира (общую).

Гря­ду­щими эсха­то­ло­ги­че­скими собы­ти­ями для всего чело­ве­че­ства станут собы­тия, опи­сан­ные в ряде вет­хо­за­вет­ных и ново­за­вет­ных Книг Свя­щен­ного Писа­ния, осо­бенно подробно – в Апо­ка­лип­сисе, напри­мер, миро­вые ката­строфы, явле­ние лже­про­ро­ков и анти­хри­ста, вос­кре­се­ние мерт­вых, Второе При­ше­ствие и Суд над всеми людьми, тво­ре­ние новой земли и неба.

Эсха­то­ло­ги­че­ские тексты содер­жатся в Еван­ге­лиях по Матфею, Марку, Луке, в Книге Деяний святых Апо­сто­лов, в Книгах про­ро­ков: Дани­ила, Исаии, Иезе­ки­иля, Иоиля, Заха­рии и др.

Каковы отли­чия эсха­то­ло­гии вет­хо­за­вет­ной и ново­за­вет­ной?

Мес­си­ан­ские про­ро­че­ства и про­об­разы Вет­хого Завета пред­зна­ме­но­вали При­ше­ствие Мессии, а эсха­то­ло­ги­че­ские про­ро­че­ства ука­зы­вали на собы­тия, име­ю­щие про­изойти в послед­ние вре­мена. С при­ше­ствием на Землю Мессии евре­ями свя­зы­ва­лось воз­ве­ли­че­ние Изра­иля и его наци­о­наль­ного цар­ства как цар­ства Бога Изра­иля Яхве. Осо­бенно глу­бо­кое и бога­тое раз­ви­тие эсха­то­ло­гия древ­них евреев вместе с мес­си­ан­скими чая­ни­ями полу­чила во время Вави­лон­ского пле­не­ния и после него. Про­роки вло­жили в пред­став­ле­ние о цар­стве Божием высшее духов­ное содер­жа­ние. Это цар­ство не может иметь только наци­о­наль­ного зна­че­ния: его осу­ществ­ле­ние – конеч­ная реа­ли­за­ция святой воли Божией на земле – имеет уни­вер­саль­ное зна­че­ние для всего мира, для всех наро­дов. Оно опре­де­ля­ется, прежде всего, отри­ца­тельно как суд и осуж­де­ние, обли­че­ние и нис­про­вер­же­ние всех без­бож­ных язы­че­ских царств и вместе с тем всей чело­ве­че­ской неправды и без­за­ко­ния. Этот суд по своей уни­вер­саль­но­сти каса­ется не только языч­ни­ков, врагов Изра­иля: он начи­на­ется с дома Изра­иля, и, с этой точки зрения, все исто­ри­че­ские ката­строфы, пости­га­ю­щие народ Божий, пред­став­ля­ются зна­ме­ни­ями суда Божия, кото­рый оправ­ды­ва­ется самой верой Изра­иля, явля­ется боже­ственно необ­хо­ди­мым.

Испол­не­нием вет­хо­за­вет­ных чаяний явля­ется Новый Завет, однако бого­из­бран­ный еврей­ский народ по боль­шей части не захо­тел узнать в при­шед­шем Иисусе Христе своего Мессию. В ответ на то, что иудеи гор­ди­лись и над­ме­ва­лись своим про­ис­хож­де­нием от Авра­ама, и даже выстав­ляли это на вид Сыну Божию, Он воз­ве­стил: «Многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном» ( Мф.8:11 ). Кроме того, Сам Хри­стос име­ну­ется в Еван­ге­лии Царем Изра­и­ле­вым ( Мф.27:42 ). А Его Цар­ство, кото­рое не от мира сего ( Ин.18:36 ), объ­еди­няет всех тех, кто связан с Ним узами духов­ного род­ства. При­об­ще­ние людей к Цар­ству Божию, Новому Изра­илю, про­ис­хо­дит через Таин­ство Кре­ще­ния ( Ин.3:3-5 ).

Суще­ство­вали ли эсха­то­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния в язы­че­ском мире?

Пред­став­ле­ния о загроб­ном суще­ство­ва­нии – том­ле­ниях в под­зем­ном цар­стве мерт­вых, муче­ниях, стран­ство­ва­ниях в при­зрач­ном мире или упо­ко­е­нии и бла­жен­стве в стране богов и героев – были повсе­местно рас­про­стра­нены у язы­че­ских наро­дов, и это явля­ется ясным сви­де­тель­ством того, что такие пред­став­ле­ния не воз­никли из чело­ве­че­ской фан­та­зии, но сви­де­тель­ствуют о том, что душа помнит о своем бес­смер­тии. Однако язы­че­ские «рели­гии» стре­ми­лись обес­пе­чить своим адеп­там загроб­ное бла­жен­ство помимо их нрав­ствен­ных заслуг – посред­ством закли­на­ний или иных рели­ги­оз­ных средств, как это видно, напри­мер, у древ­них егип­тян и греков, а впо­след­ствии и у гно­сти­ков. Наряду с вопро­сом о судьбе еди­нич­ной чело­ве­че­ской лич­но­сти может в неко­то­рых язы­че­ских «рели­гиях» воз­ни­кал и вопрос о конеч­ной судьбе всего чело­ве­че­ства и всего мира, как это видно на при­мере древ­них гер­ман­цев (гибель богов и всего мира).

Когда появился термин «эсха­то­ло­гия»?

«Эсха­то­ло­гия» – срав­ни­тельно новый бого­слов­ский термин. Согласно данным сло­варя Merriam-Webster первые его стали исполь­зо­вать лишь в XIX веке (1838 г.) в англий­ском языке (Eschatology).

Закреп­лено ли дог­ма­ти­че­ски учение о конеч­ных судь­бах мира и чело­века?

Цер­ковь не уста­но­вила ни одного обще­обя­за­тель­ного дог­ма­ти­че­ского опре­де­ле­ния в обла­сти эсха­то­ло­гии, пишет прот. Сергий Бул­га­ков, если не счи­тать крат­кого сви­де­тель­ства Никео-Кон­стан­ти­но­поль­ского сим­вола о втором при­ше­ствии: «Чаю Вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щаго века» (между тем Цер­ковь не отвер­гает бого­от­кро­вен­ного веро­учи­тель­ного авто­ри­тета и за мно­же­ством част­ных истин эсха­то­ло­ги­че­ского харак­тера, отме­чен­ных в Свя­щен­ном Писа­нии). В данном члене Сим­вола веры глагол «чаять» (προσδοκώ) нахо­дится одно­вре­менно и в полном соот­вет­ствии с гла­го­лом «верить» (πιστεύω). «Чаять» озна­чает твердо верить, ожи­дать что-либо как нечто совер­шенно опре­де­лен­ное, не под­ле­жа­щее ника­кому сомне­нию. Между поня­ти­ями чаяние и надежда есть некая раз­ница. Чаяние озна­чает ожи­да­ние с уве­рен­но­стью, в то время как надежда может, однако, быть лишь пси­хо­ло­ги­че­ским ожи­да­нием недо­ступ­ного. Поэтому хри­сти­ан­ская надежда твердо при­вя­зана к хри­сти­ан­ским чая­ниям.

«Пра­во­слав­ная эсха­то­ло­гия у многих в моде, потому что служит своего рода стра­шил­кой, без кото­рой жить как-то скуч­но­вато. Насто­я­щая же эсха­то­ло­гия испол­нена хри­сти­ан­ской радо­сти, поскольку апо­стол гово­рит: «Ей, гряди, Гос­поди Иисусе!» не со стра­хом, а именно что с радо­стью. И вообще нет и не будет ника­кого «конца света», поскольку это конец гре­хов­ного и смерт­ного каче­ства бытия, тогда как будут новая земля и новое небо. Вычис­лять же даты конца света – тем более полная бес­смыс­лица, поскольку чело­ве­че­ский кален­дарь и не точен и отно­си­те­лен. Глав­ный хро­но­мет­раж – сама хри­сти­ан­ская жизнь, если и пока она есть. То есть, пока эта жизнь в нас есть, сроки ото­дви­га­ются. Чем больше эта жизнь оску­де­вает, тем ближе тот самый «конец света», о кото­ром так много гово­рят раз­ного рода сек­танты и люби­тели «духов­ных» стра­хо­ва­ний».
Свя­щен­ник Андрей Спи­ри­до­нов

Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.



В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология (учение о цели космоса и истории, а также их конце).

Содержание

Эсхатология в политеистических религиях

Эсхатологические представления свойственны многим религиозно-мифологическим системам в истории человечества. Древние индоевропейские народы в своём большинстве были убеждены в цикличности исторического развития, и только древние германцы ожидали, что рано или поздно наступит «гибель богов» (см. «Прорицание вёльвы» и «Рагнарёк»). В календаре майя придавалось значение окончанию крупных астрономических периодов (см. феномен 2012 года), однако в целом история мироздания также рассматривалась как процесс циклический. Греческая философия решала эсхатологические вопросы в телеологии.

Одна из самых ранних картин индивидуальной эсхатологии нарисована в египетской Книге мёртвых.

Эсхатология в авраамических религиях

Наиболее развёрнутые эсхатологические представления выработали авраамические религии. Об Апокалипсисе и «Страшном суде» повествует последняя библейская книга «Откровение Иоанна Богослова», а также Книга пророка Даниила и некоторые апокрифы (например, «Откровение Петра»).

В каббале эсхатологические представления строились из раскрытия разумного замысла творения (см. гмар тиккун).

См. также

Литература

Ссылки

    в Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии Российской Академии наук в Электронной еврейской энциклопедии (фрагмент работы «Аспекты мифа»)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эсхатология" в других словарях:

эсхатология — эсхатология … Орфографический словарь-справочник

ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч. eschatos последний, конечный и logos слово, учение) религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную Э., т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т.е. учение о цели… … Философская энциклопедия

ЭСХАТОЛОГИЯ — (от греч. последний, конечный, учение) религ. учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе к рого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом (богами) и последующей расплате за это: гибели… … Энциклопедия культурологии

ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч.). Учение о судьбе людей после смерти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСХАТОЛОГИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка

эсхатология — и, ж. eschatologie f. <гр. eschatos крайний, последний + logos знание. В различных религиях учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о так наз. загробной жизни и т. п. Иудейская эсхатология. Христианская эсхатология … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭСХАТОЛОГИЯ — (от греческого eschatos последний, конечный и . логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются: индивидуальная эсхатология учение о загробной жизни единичной человеческой души; всемирная эсхатология учение о цели… … Современная энциклопедия

ЭСХАТОЛОГИЯ — (от греч. eschatos последний конечный и . логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о… … Большой Энциклопедический словарь

ЭСХАТОЛОГИЯ — ЭСХАТОЛОГИЯ, эсхатологии, мн. нет, жен. (от греч. eschatos крайний, последний и logos учение) (ист. рел.). В различных религиях учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о т.н. загробной жизни и т.п. Иудейская… … Толковый словарь Ушакова

Эсхатология — Эсхатология ♦ Eschatologie Учение о конце света или конце человечества. Поскольку понятие конечности подразумевает некую цель, то и эсхатология толкуется двояко: с одной стороны, она учит о смерти и конце света; с другой – о страшном суде и… … Философский словарь Спонвиля

Эсхатология — (от греческого eschatos последний, конечный и . логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются: индивидуальная эсхатология учение о загробной жизни единичной человеческой души; всемирная эсхатология учение о цели… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч. eschatos последний и logos учение) религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира. Впервые Э. получила оформление как стройная система представлений в мессионерской деятельности иудейских пророков. Их пророчества о грядущих… … Новейший философский словарь

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: