Религиозное учение о конце света как результате страшного суда
Обновлено: 27.03.2024
Мысль о том, что все это когда-нибудь закончится, возникла у людей в глубокой древности. Идея тотальной гибели всего человечества, а то и всей Вселенной, получила свое выражение в понятии конца света. Страх перед неизбежным концом всего и вся породил множество интерпретаций, которые ярче всего выразились в религиозных учениях.
Я рассмотрю кратко основные такие учения.
Обратимся к скандинавской мифологии. Там существует понятие Рагнарёк , что переводится буквально как "гибель богов" или "сумерки богов". Речь идет о последней битве между богами и чудовищами, после чего мир погибнет. Как обычно бывает в древних мифах, эту весть людям сообщила пророчица. Притом она была мертвая (то есть, находясь на том свете, знала вообще все, что скрыто от людей в их жизни).
Бог Один специально вызволил ее из могилы ради этого пророчества. Ну, она и поведала красочную драматическую историю, в которой действуют чудовищные волки, мировой змей, великаны и, конечно, боги под предводительством того же Одина.
На долине Вигридр и состоится последняя битва. Колоссальная сеча закончится гибелью богов, но выживут сыновья Одина и Тора и, главное - обычные мужчина и женщина, Лив и Ливтрасир. Они-то и станут прародителями нового человечества. Как видим, Рагнарёк знаменует собой не окончательный конец света, а переходный момент к новому циклу.
Эта цикличность напоминает буддистскую концепцию всеобщего перерождения. И действительно, отличается только антураж, но суть та же.
В буддизме есть понятие кальпы . Это три периода испытаний, которые должно пройти человечество, и каждый имеет свое назначение. Первая кальпа - период созидания. Вторая - период расцвета, максимального познания. А третья - это как раз период разрушения. Последствием третьей кальпы станет конец света, когда исчезнет человечество, вообще весь мир, останутся только боги. Знамением к началу катаклизма станут семь солнц, которые одновременно зажгутся в небе. Они высушат на Земле всю воду. Потом разбушуются дикие ветра, после чего начнется нескончаемый дождь. После конца света начнется новый виток мирового колеса.
Когда это случится - буддизм не говорит. Это произойдет, когда умрет тысячный Будда третьей кальпы. Считается, что сейчас правит четвертый Будда.
Библейская версия конца света ассоциируется со словами Апокалипсис и Армагеддон . Многие люди вообще думают, что это синонимы понятия "конец света". Однако на самом деле не так. "Апокалипсис" переводится как "откровение", так называется текст Иоанна Богослова, включенный в Новый Завет. Там он пророчествует о конце света. Что касается Армагеддона, это вообще географическое название, в оригинале звучащее как Хар Мегиддо.
Библейское учение о конце света называется эсхатология. Ее суть в тесной связи с идеей спасения. Конец света, с одной стороны, это Божий Суд, знаменующий собой окончательную победу над злом, с другой - личная победа каждого человека, жившего праведно, так как на этом Суде он будет оправдан.
Через конец света мир очищается, как бы полностью переформатируется, в результате наступает Царство Божие, и в этом процессе огромную роль играет Мессия, роль которого - помочь как можно большему числу людей пережить Страшный суд.
В похожем ключе конец света рассматривается в исламе. Это неудивительно, так как его основа - Ветхий Завет. В Коране фигурирует понятие « День воскресения » (по-арабски звучит как Йаум ал-Кийама ). Мусульмане верят, что в Коране даны все признаки Киямы - Знамения. Тут многое похоже на библейское эсхатологическое представление: только Аллах знает, когда произойдет неизбежное событие, восстанут все мертвые, ангелы спустятся с небес, чтобы быть свидетелями. Иисус Христос - одно из Знамений.
Как мы видим, несмотря на культурные и мировоззренческие различия, понимание конца света в разных религиях в основном схоже. Это идея цикличности, обновления, начала нового этапа бытия.
Христианская эсхатология (учение о конце времен) придерживается традиции авраамических религий, но имеет свои особенности. Христиане верят, что в будущем придет Антихрист , а после него будет Второе пришествие Иисуса Христа , он снизойдет с небес и устроит Страшный суд .
Стефан Лохнер "Страшный Суд", 1435 г. Сверху Иисус судит людей, слева ангелы ведут праведников к вратам рая и дубасят демонов посохом, справа бесы тащат грешников в ад.
Стефан Лохнер "Страшный Суд", 1435 г. Сверху Иисус судит людей, слева ангелы ведут праведников к вратам рая и дубасят демонов посохом, справа бесы тащат грешников в ад.
Перед Страшным судом на несколько лет восторжествует царство Антихриста . Антихрист - человек, который возглавит политическую и религиозную власть в мире, и начнет массовые гонения на христиан.
Перед пришествием Антихриста появится лжепророк. Он будет петь гимны в честь будущего повелителя и начнет бороться с христианством . Дьявольская сила накроет мир, лжепророк разошлет лжеапостолов во все страны для борьбы с церковью.
Лжепророк как оруженосец Антихриста подготовит мир к его приходу. Антихрист, прислушиваясь к Сатане, исполнит все его тайные желания - максимально постарается извратить души людей.
Затем свершится второе пришествие Иисуса Христа . Он войдет в мир, где царствует Антихрист со своими последователями. Иисус одолеет антихристово племя могучею рукою, возьмет демонов за шиворот и кинет в адово пламя.
После победы Иисуса Христа произойдет воскресенье мертвых . Иисус лично воскресит каждого человека, жившего на земле, как воскрешал Лазаря в евангельской истории.
Люди воскреснут в преображенном теле , нетленном и бессмертном, по аналогии воскресения Иисуса Христа. Это должно произойти в один момент. Тела живущих тоже преобразуются.
Воскресение во плоти необходимо, потому что в христианстве человек - целостное существо , он есть гармония души и плоти.
Иисус будет судить людей за дела, слова и помыслы. Таков будет Суд , именуемый Страшным . Помимо людей Иисус изменит весь мир, сделав его нетленным и духовным, чтобы праведники жили вечно. Тела и души грешников будут испытывать (возможно) вечные мучения, а тела и души праведников - вечное блаженство.
Страшный суд потому страшен, что муки грешников будут вечными. Событие еще ивзестно как Судный день или День гнева Божия . Судить будут пред всеми людьми и ангелами. Никто не сможет укрыть своего истинного лица.
Грешники попадут в ад , который есть "отсутствие света". Праведники попадут в рай , который понимается как Царство Божие . Слова ад и рай - это многозначные слова. Но в контексте эсхатологии они имеют определенные значения - места для грешников и праведников после Суда.
Конец света в христианстве - это не конец как таковой, но лишь конец существующего искаженного и грешного мира . Мир будет преображен и станет совершенно иным. В основном из-за этой идеи христианство получило колоссальное распространение в ущемленных социальных группах Римской Империи.
В исламской эсхатологии, иными словами в его системе религиозных представлений о конце света, жизни после смерти и дальнейшей судьбе вселенной, одно из центральных мест занимает киямат — Судный день. Учение о последнем дне является неотъемлемым элементом не только ислама, но и христианства, однако Божий суд в каждом из этих вероисповеданий имеет свои особенности.
Киямат
Как самая молодая из авраамических религий, ислам вобрал себя аксиомы из иудаизма и христианства и дополнил их собственными догмами. В результате сформировалось мусульманское видение конца света, которое несколько отличается от вышеуказанных религий. Упоминаемый как в Коране, так и в сунне пророка Мухаммеда, киямат знаменует собой смерть мироздания и воскрешение мёртвых, за которым следует Страшный суд.
На нём Аллах определяет дальнейшую судьбу людей: праведники за свои благие земные деяния обретут вечное блаженство в раю — Джаннате, а грешники будут осуждены на мучения в аду — Джаханнаме.
Ни один живой человек, ни один мусульманский священнослужитель и пророк, ни одно писание не знает точной даты и времени наступления киямата. Лишь всевышний ведает, когда будут уничтожены все его творения и произойдёт воскрешение человечества. В Коране на этот счёт сказано: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого».
В «Книге имана», принадлежащей перу собирателя хадисов Бухари, есть подтверждение тому, что даже последний пророк Аллаха, Мухаммед, был лишен этого знания. Как повествуется в книге, однажды Джабраил - один из четырёх наиболее приближенных к Всевышнему Ангелов, явился в обличии человека к Мухаммеду и попытался узнать у него дату киямата, однако получил следующий ответ: «Тот, у кого спрашивают о нем, знает не больше того, кто о нем спрашивает».
Подобное положение вещей мусульмане расценивают как мудрость Всевышнего, ведь не зная, когда именно наступит киямат, люди ежесекундно должны быть готовы к нему, а значит постоянно контролировать свои поступки и не грешить.
Признаки киямата
Между тем мусульманам известно более 10 признаков, возвещающих о приближении киямата. Среди первых знамений небес сунна пророка Мухаммеда называет восход солнца на западе и его затмение на востоке, сорокадневное сошествие тумана — духана, частые землетрясения. В 82-м аяте суры ан-Намль говорится, что предвестником киямата будет выход из-под земли вьючного животного – даббат аль-арда.
О приближении конца света можно будет догадаться по пришествию справедливого имама Махди, лжемессии Даджжаля и Пророка Исы, а также по нашествию представителей племён Яджудж и Маджудж, по исламской эсхатологии живущих на крайнем севере и наводящих на землю порчу.
Ещё одним предвестником скорого киямата будет битва двух огромных армий одного вероисповедания, в результате которой погибнет масса воинов и обычных граждан.
Одним из признаков грядущего конца света является распространение невежества, злоупотребление алкоголем, исчезновение справедливости, учащение убийств, рост числа небоскрёбов, вероотступничество и разрушение Каабы.
Между тем, киямат, согласно Корану, наступит в мгновение ока, поскольку Аллаху подвластно всё.
Страшный суд
О начале Страшного суда возвестят два трубных гласа ангела Исрафила: первый будет свидетельствовать об уничтожении Аллахом всех его творений, а второй — о чудесном воскрешении человечества.
В день киямата все люди соберутся на площади Махшар, где под руководством Всевышнего Аллаха состоится Господний суд, в котором пророк Мухаммед будет просить у всевышнего облегчения участи людей. На весах справедливости - мизан, будут взвешены все деяния человека, сведения о которых накапливались в «Хранимой скрижали» - лявхуль-махфуз, где записаны все знания о прошлом, настоящем и будущем всех существ, населяющих планету, а также всех событий, уготованных Аллахом. Избежать суда удастся лишь праведникам, а также же воинам-мусульманам, погибшим во время священной войны - джихада.
Страшный суд в христианстве
В христианской традиции догмат о всеобщем воскрешении и последующем за этим событием Судном дне принадлежат к числу основополагающих, и значится даже в древнем Апостольском Символе веры.
Исходя из Евангелия, суд над всеми народами будет производить после своего второго пришествия Иисус Христос: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну… и дал ему власть производить суд, потому что он есть Сын человеческий» (Ин. 5: 22, Ин. 5: 27.).
Христос в свою очередь делегирует часть своих судебных полномочий праведникам в лице 12 апостолов. Согласно Новому Завету, Бог через Иисуса Христа будет судить язычников и иудеев, а также всех неверующих. Что же касается верующих христиан — для них уготован другой суд — суд Божий.
На христианском Страшном суде судимы будут не только дела, но слова и помыслы людей. Также как и в исламе, христианские источники не дают точной даты наступления конца света, о чем свидетельствуют слова Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один».
Зато в этих двух религиях разнятся предвестники конца света. Христианские теологи, в их числе блаженный и Иероним Стридонский, писали, что Страшному суду будут предшествовать 15 дней. В первый день поднимутся выше гор все земные моря, во второй — все воды погрузятся в пучину, в третий — они восстановятся своем прежнем виде. В четвёртый день восстанут все морские обитатели, на пятый — завопят собравшиеся все вместе птицы, на шестой — к небу поднимутся огненные реки, в седьмой — все небесные светила выбросят огненные хвосты, на восьмой — случится землетрясение. На девятый день будут обгрызены все растения, на десятый — разделятся на четыре части все камни, на одиннадцатый — сотрутся в прах все холмы и горы, на двенадцатый — из лесу выйдут и зарычат все животные. На тринадцатый день — с востока на запад откроются все могилы, чтобы мёртвые могли воскреснуть, на четырнадцатый — все люди, впав в безумие, покинут свои жилища, а на пятнадцатый — все умрут и воскреснут вместе с теми, кто усоп задолго до них. На суде Иисус будет делить людей на «овец» и «козлов»: первым будет уготован рай, а вторым — ад.
Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατος (эсхатос) – конечный, последний, и λόγος (логос): слово, речение) – православное учение о конечных судьбах мира и человека.
Православная эсхатология может быть разделена на эсхатологию посмертного человеческого существования (частную) и эсхатологию грядущих судеб человечества и мира (общую).
Грядущими эсхатологическими событиями для всего человечества станут события, описанные в ряде ветхозаветных и новозаветных Книг Священного Писания, особенно подробно – в Апокалипсисе, например, мировые катастрофы, явление лжепророков и антихриста, воскресение мертвых, Второе Пришествие и Суд над всеми людьми, творение новой земли и неба.
Эсхатологические тексты содержатся в Евангелиях по Матфею, Марку, Луке, в Книге Деяний святых Апостолов, в Книгах пророков: Даниила, Исаии, Иезекииля, Иоиля, Захарии и др.
Каковы отличия эсхатологии ветхозаветной и новозаветной?
Мессианские пророчества и прообразы Ветхого Завета предзнаменовали Пришествие Мессии, а эсхатологические пророчества указывали на события, имеющие произойти в последние времена. С пришествием на Землю Мессии евреями связывалось возвеличение Израиля и его национального царства как царства Бога Израиля Яхве. Особенно глубокое и богатое развитие эсхатология древних евреев вместе с мессианскими чаяниями получила во время Вавилонского пленения и после него. Пророки вложили в представление о царстве Божием высшее духовное содержание. Это царство не может иметь только национального значения: его осуществление – конечная реализация святой воли Божией на земле – имеет универсальное значение для всего мира, для всех народов. Оно определяется, прежде всего, отрицательно как суд и осуждение, обличение и ниспровержение всех безбожных языческих царств и вместе с тем всей человеческой неправды и беззакония. Этот суд по своей универсальности касается не только язычников, врагов Израиля: он начинается с дома Израиля, и, с этой точки зрения, все исторические катастрофы, постигающие народ Божий, представляются знамениями суда Божия, который оправдывается самой верой Израиля, является божественно необходимым.
Исполнением ветхозаветных чаяний является Новый Завет, однако богоизбранный еврейский народ по большей части не захотел узнать в пришедшем Иисусе Христе своего Мессию. В ответ на то, что иудеи гордились и надмевались своим происхождением от Авраама, и даже выставляли это на вид Сыну Божию, Он возвестил: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ). Кроме того, Сам Христос именуется в Евангелии Царем Израилевым ( Мф.27:42 ). А Его Царство, которое не от мира сего ( Ин.18:36 ), объединяет всех тех, кто связан с Ним узами духовного родства. Приобщение людей к Царству Божию, Новому Израилю, происходит через Таинство Крещения ( Ин.3:3-5 ).
Существовали ли эсхатологические представления в языческом мире?
Представления о загробном существовании – томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях, странствованиях в призрачном мире или упокоении и блаженстве в стране богов и героев – были повсеместно распространены у языческих народов, и это является ясным свидетельством того, что такие представления не возникли из человеческой фантазии, но свидетельствуют о том, что душа помнит о своем бессмертии. Однако языческие «религии» стремились обеспечить своим адептам загробное блаженство помимо их нравственных заслуг – посредством заклинаний или иных религиозных средств, как это видно, например, у древних египтян и греков, а впоследствии и у гностиков. Наряду с вопросом о судьбе единичной человеческой личности может в некоторых языческих «религиях» возникал и вопрос о конечной судьбе всего человечества и всего мира, как это видно на примере древних германцев (гибель богов и всего мира).
Когда появился термин «эсхатология»?
«Эсхатология» – сравнительно новый богословский термин. Согласно данным словаря Merriam-Webster первые его стали использовать лишь в XIX веке (1838 г.) в английском языке (Eschatology).
Закреплено ли догматически учение о конечных судьбах мира и человека?
Церковь не установила ни одного общеобязательного догматического определения в области эсхатологии, пишет прот. Сергий Булгаков, если не считать краткого свидетельства Никео-Константинопольского символа о втором пришествии: «Чаю Воскресения мертвых и жизни будущаго века» (между тем Церковь не отвергает богооткровенного вероучительного авторитета и за множеством частных истин эсхатологического характера, отмеченных в Священном Писании). В данном члене Символа веры глагол «чаять» (προσδοκώ) находится одновременно и в полном соответствии с глаголом «верить» (πιστεύω). «Чаять» означает твердо верить, ожидать что-либо как нечто совершенно определенное, не подлежащее никакому сомнению. Между понятиями чаяние и надежда есть некая разница. Чаяние означает ожидание с уверенностью, в то время как надежда может, однако, быть лишь психологическим ожиданием недоступного. Поэтому христианская надежда твердо привязана к христианским чаяниям.
«Православная эсхатология у многих в моде, потому что служит своего рода страшилкой, без которой жить как-то скучновато. Настоящая же эсхатология исполнена христианской радости, поскольку апостол говорит: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» не со страхом, а именно что с радостью. И вообще нет и не будет никакого «конца света», поскольку это конец греховного и смертного качества бытия, тогда как будут новая земля и новое небо. Вычислять же даты конца света – тем более полная бессмыслица, поскольку человеческий календарь и не точен и относителен. Главный хронометраж – сама христианская жизнь, если и пока она есть. То есть, пока эта жизнь в нас есть, сроки отодвигаются. Чем больше эта жизнь оскудевает, тем ближе тот самый «конец света», о котором так много говорят разного рода сектанты и любители «духовных» страхований».
Священник Андрей Спиридонов
Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.
В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология (учение о цели космоса и истории, а также их конце).
Содержание
Эсхатология в политеистических религиях
Эсхатологические представления свойственны многим религиозно-мифологическим системам в истории человечества. Древние индоевропейские народы в своём большинстве были убеждены в цикличности исторического развития, и только древние германцы ожидали, что рано или поздно наступит «гибель богов» (см. «Прорицание вёльвы» и «Рагнарёк»). В календаре майя придавалось значение окончанию крупных астрономических периодов (см. феномен 2012 года), однако в целом история мироздания также рассматривалась как процесс циклический. Греческая философия решала эсхатологические вопросы в телеологии.
Одна из самых ранних картин индивидуальной эсхатологии нарисована в египетской Книге мёртвых.
Эсхатология в авраамических религиях
Наиболее развёрнутые эсхатологические представления выработали авраамические религии. Об Апокалипсисе и «Страшном суде» повествует последняя библейская книга «Откровение Иоанна Богослова», а также Книга пророка Даниила и некоторые апокрифы (например, «Откровение Петра»).
В каббале эсхатологические представления строились из раскрытия разумного замысла творения (см. гмар тиккун).
См. также
Литература
Ссылки
-
в Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии Российской Академии наук в Электронной еврейской энциклопедии (фрагмент работы «Аспекты мифа»)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Эсхатология" в других словарях:
эсхатология — эсхатология … Орфографический словарь-справочник
ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч. eschatos последний, конечный и logos слово, учение) религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную Э., т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т.е. учение о цели… … Философская энциклопедия
ЭСХАТОЛОГИЯ — (от греч. последний, конечный, учение) религ. учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе к рого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом (богами) и последующей расплате за это: гибели… … Энциклопедия культурологии
ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч.). Учение о судьбе людей после смерти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСХАТОЛОГИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
эсхатология — и, ж. eschatologie f. <гр. eschatos крайний, последний + logos знание. В различных религиях учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о так наз. загробной жизни и т. п. Иудейская эсхатология. Христианская эсхатология … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭСХАТОЛОГИЯ — (от греческого eschatos последний, конечный и . логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются: индивидуальная эсхатология учение о загробной жизни единичной человеческой души; всемирная эсхатология учение о цели… … Современная энциклопедия
ЭСХАТОЛОГИЯ — (от греч. eschatos последний конечный и . логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о… … Большой Энциклопедический словарь
ЭСХАТОЛОГИЯ — ЭСХАТОЛОГИЯ, эсхатологии, мн. нет, жен. (от греч. eschatos крайний, последний и logos учение) (ист. рел.). В различных религиях учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о т.н. загробной жизни и т.п. Иудейская… … Толковый словарь Ушакова
Эсхатология — Эсхатология ♦ Eschatologie Учение о конце света или конце человечества. Поскольку понятие конечности подразумевает некую цель, то и эсхатология толкуется двояко: с одной стороны, она учит о смерти и конце света; с другой – о страшном суде и… … Философский словарь Спонвиля
Эсхатология — (от греческого eschatos последний, конечный и . логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются: индивидуальная эсхатология учение о загробной жизни единичной человеческой души; всемирная эсхатология учение о цели… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч. eschatos последний и logos учение) религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира. Впервые Э. получила оформление как стройная система представлений в мессионерской деятельности иудейских пророков. Их пророчества о грядущих… … Новейший философский словарь
Автор статьи
Читайте также: