Регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти органов местного

Обновлено: 28.03.2024

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс регламентируется:

· Бюджетным кодексом РФ

· Соответствующим законом субъекта Федерации

· Соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

· Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета.

· Реальность планируемых бюджетных доходов, которая достигается как обоснованием размеров всех источников доходов, так и расходов бюджетов.

· Гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов.

· Соблюдение бюджетной классификации.

· Периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год.

· Отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

· Составление проектов бюджетов

· Рассмотрение и утверждение бюджетов

· Подготовка, рассмотрение отчета об исполнении бюджета и его утверждение

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.

Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

· Государственная Дума Федерального Собрания РФ

· Совет Федерации Федерального Собрания РФ

· Орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета – Министерство финансов РФ

· Орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета – Федеральное казначейство

· Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета

· Счетная палата РФ

· Государственные внебюджетные фонды

· Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

· Иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия

· Органы денежно-кредитного регулирования

· Органы государственного и муниципального финансового контроля

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Составление бюджета основывается на:

· Бюджетном послании Президента РФ

· Прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год

· Основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год

· Прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год

· Плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Минимальная бюджетная обеспеченность – минимально допустимая стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующего бюджета.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и начинается оно за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествующего планируемому году.

При составлении бюджета используются следующие методы:

1. метод экономического анализа – определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения

2. нормативный метод – основывается на установлении нормы определенной статьи расхода. Умножением единиц на эту норму устанавливается общая сумма расхода.

3. экстаполяционный метод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

Этапы формирования федерального бюджета:

На 1 этапе формирования федерального бюджета осуществляется разработка федеральными органами исполнительной власти плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выработанного плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год Минфин РФ осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов в соответствии с функциональной классификацией и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения об увеличении или сохранении минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

На 2 этапе формирования федерального бюджета производится распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств, а также разработка предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сферы, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия таких нормативных правовых актов или об их поэтапном введении. Одновременно формируется перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году.

Несогласованные вопросы по бюджетному проектированию в предстоящем году подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно проект федерального закона представляется Президенту РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

Срок подготовки к первому чтению – 30 дней со дня внесения проекта закона о бюджете в Государственную Думу Правительством РФ.

Предмет первого чтения – обсуждение концепции бюджета и прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, основных направлений бюджетной и налоговой политики, основных принципов и расчетов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ и основных характеристик бюджета, к которым относятся:

· Доходы федерального бюджета

· Распределение доходов от федеральных налогов и сборов

· Дефицит федерального бюджета в сумме и в процентах к расходам

· Общий объем расходов федерального бюджета

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

При рассмотрении проекта в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Затем Госдума рассматривает проект в четвертом чтении. На этом этапе рассмотрения законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. После голосования в четвертом чтении в Думе проект закона о бюджете становится законом.

Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение 5 дней после его принятия.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления его Госдумой. При этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Порядок исполнения бюджета устанавливается Правительством РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ.

В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается проводить операции минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Единый счет федерального бюджета находится в ЦБ РФ. Федеральное казначейство вправе открывать иные счета.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета более чем на 10% годовых вводится режим блокировки расходов бюджета. Блокировке могут быть подвергнуты:

· расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом либо законом о бюджете

· расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования

Если при исполнении бюджета получены доходы сверх утвержденных законом о бюджете, они направляются на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Если такие доходы получены бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности, они направляются на финансирование расходов данных учреждений.

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Его составляет Министерство финансов РФ и представляет в Правительство РФ.

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 43. Система муниципальных правовых актов

1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Статья 7. Муниципальные правовые акты

1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

5. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

6. Муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Муниципальные нормативные правовые акты иных муниципальных образований, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут подлежать экспертизе, проводимой органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 447-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Порядок установления и оценки применения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), определяется муниципальными нормативными правовыми актами с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

7. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов, муниципальных и городских округов, в которых проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным. При этом законом субъекта Российской Федерации определяются критерии включения муниципальных районов, муниципальных и городских округов в указанный перечень, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий.

(часть 7 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 447-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

Бюджетный процесс[8] – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Законодательство регулирует состав участников бюджетного процесса, их права, полномочия и обязанности; перечень и состав этапов процесса, сроки, документация и ряд других вопросов.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении.

Банк России совместно с Правительством разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджетов; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.

Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ.

Счетная палата, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета – орган власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Бюджетное учреждение – организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Стадии бюджетного процесса представлены на рисунке 4.5.

Составление проекта бюджета основывается на:

- Бюджетном послании Президента;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В послании определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год и плановый период.

СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Составление проекта бюджета (март – август)
Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти на местах
1 стадия
Рассмотрение и утверждение бюджета (26 августа – 15 декабря)
Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ
2 стадия
Исполнение бюджета (1 января – 31 декабря)
Казначейство Органы исполнительной власти Главные распорядители бюджетных средств Распорядители бюджетных средств
3 стадия
Составление отчета об исполнении и его утверждение (1 января – 15 июля)
Министерство финансов Получатели бюджетных средств Главные распорядители бюджетных средств
4 стадия

Рис. 4.5. Стадии бюджетного процесса в РФ

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на 3 года. Практика трехлетнего планирования введена в РФ только в 2006 году, т.е. первый такой бюджет принят на 2007-2009 гг. До этого момента все бюджеты планировались на 1 год.

Составление проектов бюджетов – прерогатива исполнительных органов власти (Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований). Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов и муниципальных образований.

В законе о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит).

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются:

1. основные направления бюджетной и налоговой политики;

2. предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

3. прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

4. прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

5. верхний предел государственного (муниципального) долга;

6. проект программы государственных заимствований;

7. проект программы предоставления бюджетных кредитов;

8. оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

9. проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

10. иные документы и материалы.

Проект федерального бюджета вносится Правительством РФ в нижнюю палату Федерального собрания – Государственную Думу до 26 августа. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

Первое чтение длится в течение 30 дней со дня его внесения в Думу.

Предметом рассмотрения проекта в первом чтении являются:

1. общий объем доходов;

2. нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы;

3. общий объем расходов;

4. объем нефтегазового трансферта;

5. верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга;

6. нормативная величина Резервного фонда;

7. дефицит (профицит) федерального бюджета.

Второе чтение происходит в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения здесь являются:

1. бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета;

2. распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

3. программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

4. программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ;

5. программа государственных гарантий.

Третье чтение длится 15 дней. Здесь утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект также выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает бюджет в течение 14 дней – голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту для подписания и обнародования.

Следующий после принятия этап – исполнение бюджета, срок которого совпадает с календарной продолжительностью трехлетнего периода.

В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями. Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Последний этап – подготовка и утверждение отчета об исполнении. Отчет об исполнении бюджета готовит финансовый орган на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона. Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета.

Для федерального бюджета ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату отчет об исполнении за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Дума принимает одно из следующих решений:

Бюджетный процесс, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других его участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, их утверждении, а затем по исполнению и контролю за последним. Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех стадиях. Участниками бюджетного процесса являются:

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти;

· органы денежно-кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· государственные внебюджетные фонды;

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

· иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива органов исполнительной власти. Непосредственно этим занимается Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Концептуальное значение для составления проекта федерального бюджета имеет Бюджетное послание Президента, для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – основное направление бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год. Бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности расходов.

Проекты бюджета составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов хозяйственных затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на этот момент. Таким образом, он не должен строиться на основе не принятого налогового законодательства.

До разработки проекта бюджета составляется целый ряд социально-экономических и финансовых планов, которые в отличие от бюджета не утверждаются в форме закона, но имеют важное значение, с точки зрения, во-первых, обоснованности бюджета, во-вторых, возможности определения результатов действия бюджетной политики. Для этого на федеральном уровне ежегодно принимается постановление Правительства РФ, где установлены поручения и сроки в адрес различных министерств и ведомств, включая, прежде всего Министерство финансов РФ по разработке планов, прогнозов, программ и т.д.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

· прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;

· адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;

· план развития государственного или муниципального сектора экономики;

· структура государственного или муниципального долга и программа внешних и внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

· программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год;

· оценка потерь бюджета от предоставления налоговых льгот;

· оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год и другие документы.

Процедура рассмотрения и утверждения бюджетов до недавнего времени имела формальный характер, конструктивные изменения в предоставляемые проекты не вносились. В настоящее время положение изменилось. Депутаты ГД, Совета Федерации и других уровней власти принимают участие в рассмотрение бюджетных показателей и их анализе. В соответствующих комитетах и комиссиях продолжается активная работа по формированию бюджета: уточняется его структура; усиливаются акценты на приоритетных направлениях развития экономики и социальной сферы.

Порядок предоставления, рассмотрения закона (решения) о бюджете и его утверждение определяются для:

· федерального бюджета – Бюджетным кодексом РФ;

· бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ;

· местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления.

Принимая во внимание принцип самостоятельности бюджетов, законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять процедуру рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. При этом должно быть обеспечено рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) до начала очередного финансового года.

Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах.

Исполнение бюджета – этап бюджетного процесса, который предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Эффективное и экономическое использование бюджетных ассигнований определяет возможность осуществления приоритетных положений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта РФ и муниципального образования. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: