Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке

Обновлено: 17.04.2024

от 17 августа 2001 года N БГ-3-14/290

Об утверждении Регламента
рассмотрения споров в досудебном порядке

В целях повышения эффективности работы с жалобами налогоплательщиков (налоговых агентов) в порядке, предусмотренном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации,

2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и руководителям управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации обеспечить выполнение Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденного настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.Букаев

УТВЕРЖДЕН
приказом МНС России
от 17.08.2001 N БГ-3-14/290

РЕГЛАМЕНТ
рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке

Вводная часть

Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:

- налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ);

- организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью;

- налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;

- физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

1. Сроки подачи жалоб

1.1. Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

1.2. Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

1.3. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

2. Сроки рассмотрения жалоб

2.1. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

2.2. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

3. Жалобы, не подлежащие рассмотрению, и порядок повторной подачи жалобы при устранении недостатков, послуживших основанием к отказу

3.1. Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

а) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;

б) отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст.ст.26, 27, 28 и 29 НК РФ);

г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

3.2. Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.

3.3. Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.

4. Документы, которые могут быть приложены к жалобе

- акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);

- акт налоговой проверки;

- первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

5. Подведомственность рассмотрения жалоб

5.1. Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:

5.1.1. На акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов - вышестоящим налоговым органом;

5.1.2. Действия или бездействие должностных лиц налогового органа - вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;

5.1.3. Действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера - вышестоящим налоговым органом.

5.2. Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности:

5.2.1. Вынесенное налоговым органом в отношении организаций рассматриваются вышестоящим налоговым органом;

5.2.2. Вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица рассматриваются вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.

6. Рассмотрение жалоб и подготовка решений

6.1. Все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

6.2. Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

К запросу могут быть приложены копии следующих документов:

- акт ненормативного характера, на который подана жалоба;

- акт налоговой проверки;

- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для подготовки заключения.

6.3. В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений. Запросы направляются с приложением необходимых документов (при их наличии).

Заключения методологических подразделений представляются в юридические (правовые) подразделения в пятидневный срок.

Жалобы налогоплательщиков рассматривается с учетом судебно-арбитражной практики по рассматриваемым вопросам.

7. Последствия подачи жалобы

7.1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

7.2. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

8. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков

8.1. Юридическое (правовое) подразделение готовит рассмотрение жалобы на комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.

8.2. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.

Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков включает руководство юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы.

8.3. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемые акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие.

В случае если налогоплательщик не может присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести рассмотрение жалобы, налоговый орган рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

8.4. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемые акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, в комиссию по рассмотрению жалоб налогоплательщиков приглашаются представители методологических подразделений. При тех же основаниях могут приглашаться представители нижестоящих налоговых органов.

8.5. В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол.

В протоколе заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков указываются:

1) год, месяц, число и место заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;

2) наименование налогового органа (должностного лица), рассматривающего жалобу налогоплательщика;

3) основания жалобы налогоплательщика, ее реквизиты;

4) сведения о явке лиц, участвующих в заседании комиссии;

5) мнение каждого члена комиссии, а в случае, предусмотренном пп. 8.3 Регламента, - приглашенного специалиста, должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

8.6. Протокол заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня.

9. По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.

10. Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.


Разрешение налоговых споров, осуществляемое в соответствии с правилами налогового и процессуального законодательства, призвано защищать права юридических лиц и граждан, восстанавливать нарушенные права или устанавливать правоту действий и решений инспекций ФНС. Рассмотрим основные правила формирования и направления документа об обжаловании, подведомственности и подсудности споров данной категории, порядок их рассмотрения и вынесения решения по существу.

Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:

  • граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
  • организации;
  • их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).

Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.

Бланк жалобы можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Как правильно заполнить жалобу, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.

Куда обращаться с жалобой?

При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:

  • разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
  • в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
  • если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
  • налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.

Документ об обжаловании

В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:

  • жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
  • апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
  • заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.

Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.

Принятие документа об оспаривании

При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:

Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.

Решение налоговых споров в суде

После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:

Суд общей юрисдикции

3 месяца (ч. 1 ст. 200 АПК)

1 месяц, Верховным судом — 2 месяца (ч. 1 ст. 226 КАС)

Налоговый орган доказывает законность принятого акта или совершенных действий (факта бездействия) — ч. 3 ст. 189 АПК, ч. 11 ст. 226 КАС

Не регламентируется законом

Может быть признано судом обязательным (ч. 13 ст. 226 КАС)

Суд не связан исключительно доводами сторон, а проверяет акт или действие на предмет законности в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС, ч. 4 ст. 200 АПК)

Рассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК)

Единолично или в составе коллегии из 3 человек по правилам ст. 29 КАС

Эксперты КонсультантПлюс собрал подборку налоговых споров ИП с налоговиками. Есл у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Обзорный материал.

Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:

  • рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
  • лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
  • пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
  • участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
  • уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
  • общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
  • если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
  • в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:

  • ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
  • ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
  • п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.

При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
  • о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
  • о признании решения незаконным и подлежащим отмене.

Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.

Итоги

  • правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
  • оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
  • налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
  • в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
  • решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам (п.1 ст.101 НК РФ).

Обязательный досудебный порядок обжалования распространяется не только на решения по налоговым проверкам, но и на любые ненормативные акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц. Таким образом, обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на все налоговые споры (п.3 ст.3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ).

Подача возражения на акты налоговых проверок

В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

- в акте налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ),

- в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст.101_4 НК РФ)

можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Возражения - это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст.101_4 НК РФ). См. Образец возражения по акту налоговой проверки.

При явке на рассмотрение акта, можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

Способы подачи возражений:

- в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;

Варианты подачи возражений:

Представители (ст.27, 29 НК РФ) могут быть законными и уполномоченными.

Законные представители:

- это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п.1 ст.27 НК РФ);

- это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п.2 ст.27 НК РФ).

Уполномоченные представители:

- это представители, действующие на основании доверенности (ст.29 НК РФ).

Кому адресовать возражения

Возражения направляются в адрес налогового органа, составившего акт.

Рассмотрение возражений

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.

В случае явки лица, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).

В случае неявки лица, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

При надлежащем извещении:

- в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;

- в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.

При ненадлежащем извещении принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен (п.3 ст.101 НК РФ):

- объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;

- в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права (ст.21 НК РФ) и обязанности (ст.23 НК РФ);

- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 НК РФ);

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ);

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ);

- о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п.8 ст.101_4 НК РФ);

- об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п.8 ст.101_4 НК РФ).

Обжалование решений по налоговым проверкам

В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам. Это значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд, можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Виды жалоб на решения по проверкам

1. Апелляционная жалоба

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.

Подборка наиболее важных документов по запросу Досудебный порядок фнс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Досудебный порядок фнс

Судебная практика: Досудебный порядок фнс

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 198 "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" АПК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право") Суд пришел к выводу о том, что в данном случае срок обращения в суд исчисляется с даты получения налогоплательщиком решения Управления ФНС России в рамках досудебного порядка обжалования.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 198 "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения, вынесенного по итогам проверки, а также с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование. В обоснование ходатайства общество указало, что в связи с подачей жалобы в ФНС России не обращалось в суд до вынесения данной Службой решения, поскольку досудебный порядок предполагает исчерпание сторонами всех способов урегулирования спора на досудебной стадии, в том числе и обращение в центральный аппарат. Суд не усмотрел оснований для восстановления срока, поскольку досудебный порядок признается соблюденным уже после рассмотрения апелляционной жалобы на решение инспекции Управлением ФНС России по региону.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Досудебный порядок фнс

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как обжаловать решение вышестоящего налогового органа
(КонсультантПлюс, 2022) Если вы хотите обжаловать решение ФНС России, то досудебный порядок обжалования в такой ситуации невозможен, поскольку вышестоящего налогового органа в этом случае попросту нет. Поэтому обжаловать решение ФНС России можно только в суде (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Предпосылки создания Финансового суда в Российской Федерации
(Бражник И.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5) В юридической науке неоднократно высказывались предложения о создании в России отдельной ветви налоговых судов . Однако автору данной статьи кажется не совсем верным указанное направление, так как фактически более разумным было бы рассматривать налоговые споры в досудебном порядке самими органами ФНС, с возможностью их обжалования в судебном порядке в суды общей юрисдикции и арбитражные суды по результатам их рассмотрения. Также следует отметить, что само число налоговых споров уменьшается из года в год с более чем 70 000 дел в 2014 г. до 45 163 дел в 2020 г. , большая часть из которых являются бесспорными требованиями ФНС, равно как из года в год растет количество решений, вынесенных судами России в пользу ФНС, - с 40% в 2010 г. до 90% в 2020 г. , что также свидетельствует о необходимости рассмотрения указанной категории споров самой ФНС с наделением указанного органа правом на самостоятельное списание денежных средств со счетов должников и обращением в органы УФССП с предписаниями о взыскании налоговых недоимок и штрафов.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 5 февраля 2021 года N ЕД-7-9/129@

В соответствии с приказом ФНС России от 27.01.2021 N ЕД-7-4/103@ "О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы"

1. Утвердить Положение об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 01.11.2016 N АС-7-9/598@ "Об утверждении Положения об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.Егоров

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от 5 февраля 2021 года N ЕД-7-9/129@

Положение об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы

1. Общие положения

1.1. Управление досудебного урегулирования налоговых споров (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Службы).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением и актами Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

2.1. Предупреждение возникновения споров, связанных с деятельностью непосредственно Службы и ее территориальных налоговых органов, устранение причин, факторов и условий, способствующих их возникновению, а также установление обратной связи с источниками возникновения спора.

2.2. Совершенствование сервисности во взаимодействии с заявителями.

2.3. Снижение транзакционных издержек в процедуре рассмотрения жалоб.

2.4. Координация и методологическое обеспечение работы территориальных налоговых органов по рассмотрению жалоб в досудебном порядке в целях единообразного применения нормативных правовых актов.

2.5. Автоматизация процессов досудебного урегулирования споров и цифровизация причин их возникновения.

2.6. Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности закрепленных за Управлением решением руководителя Службы технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

2.7. Организация информационно-просветительской работы по информированию о планах и результатах цифровой трансформации системы досудебного урегулирования споров, а также итогах работы по урегулированию споров в досудебном порядке.

2.8. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и работы налоговых органов.

3. Основные функции (компетенции) Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

3.1. Устанавливает, принимает меры как по самостоятельному устранению и предотвращению причин возникновения споров с заинтересованными лицами, в том числе путем принятия мер административно-управленческого характера, так и посредством инициирования процедуры устранения причин возникновения споров путем направления информации о причине возникновения спора и предложений по комплексу мер по их устранению в профильные Управления, и, в случае необходимости, руководству Службы в установленном порядке.

Управлением рассматриваются жалобы, поданные в соответствии со следующими нормативными актами:

Управление не рассматривает жалобы, связанные с осуществлением налоговыми органами полномочий в соответствии с:

Также Управление не рассматривает жалобы:

- на действия сотрудников налоговых органов при представлении интересов налоговых органов в суде;

- на нарушение налоговыми органами при реализации своих полномочий положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

- на технические проблемы работы личных кабинетов налогоплательщиков;

- на бездействие налоговых органов по непроведению проверок в отношении третьих лиц.

3.3. Участвует в рассмотрении возражений налогоплательщиков на акты повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных Службой.

3.4. Участвует во взаимосогласительной процедуре в рамках налогового мониторинга.

3.5. Оценивает обоснованность позиции территориальных налоговых органов Российской Федерации при рассмотрении последними жалоб (апелляционных жалоб, возражений) налогоплательщиков на решения налоговых органов Российской Федерации по налоговым проверкам, проектов актов налоговых проверок, возражений на акты и дополнений к актам повторных выездных налоговых проверок, категории которых установлены письмами и приказами Службы.

3.6. Осуществляет мероприятия по автоматизации процессов досудебного урегулирования споров и цифровизации причин их возникновения, в том числе в рамках проектной деятельности.

3.7. Обобщает и анализирует практику рассмотрения жалоб в досудебном порядке в территориальных налоговых органах.

3.8. Осуществляет мониторинг судебной практики, образующейся по результатам рассмотрения споров по ранее рассмотренным в досудебном порядке жалобам.

3.9. Подготавливает обзоры и рекомендации в целях совершенствования правоприменительной практики, а также вносит предложения по ее совершенствованию, изменению методических указаний и рекомендаций Службы по данному вопросу с учетом задач Управлений.

3.10. Принимает участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.11. Анализирует и обобщает имеющийся зарубежный опыт и разрабатывает предложения по совершенствованию административных процедур по рассмотрению споров в досудебном порядке.

3.12. Разрабатывает проекты форм статистической отчетности для обеспечения мониторинга результатов работы по рассмотрению жалоб. Анализирует данные статистической отчетности.

3.13. Рассматривает запросы налоговых органов по процедуре рассмотрения жалоб в досудебном порядке.

3.14. Участвует в разработке методических указаний и рекомендаций для налоговых органов.

3.15. Участвует в планировании и организации обучения гражданских служащих в рамках своей компетенции, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным органам Службы по вопросам, отнесенным к функциям Управления.

3.16. Осуществляет анализ результатов проведенных аудиторских проверок нижестоящих налоговых органов Службы в части досудебного урегулирования споров.

3.17. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к функциям Управления.

3.18. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к функциям Управления.

3.19. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.

3.20. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную, налоговую и иную охраняемую законом тайну.

3.21. Осуществляет организацию и методическое сопровождение деятельности, связанной с государственными контрактами Службы, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.22. Осуществляет разработку, тестирование, мониторинг и методологическое сопровождение информационных ресурсов, закрепленных за Управлением.

3.23. Осуществляет рассмотрение вопросов, связанных с внедрением АИС "Налог-3", в рамках компетенции Управления.

3.24. Принимает участие в проектной деятельности Службы, в том числе реализации проектов по цифровой трансформации процессов досудебного урегулирования споров.

3.25. Осуществляет разработку, мониторинг и методологическое сопровождение технологических процессов Службы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления. Контроль актуальности паспортов технологических процессов (функций), закрепленных за Управлением.

3.26. Организовывает работу по разработке и актуализации инструкций на рабочие места по выполнению технологических процессов по досудебному урегулированию споров с анализом обратной связи от территориальных налоговых органов.

3.27. Принимает участие в подготовке информационных материалов для размещения на интернет-сайте Службы и в средствах массовой информации в части вопросов, относящихся к компетенции Отдела.

3.28. Подготавливает материалы по вопросам, находящимся в компетенции Управления, для публикации в средствах массовой информации и размещения на интернет-сайте Службы.

3.29. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.

3.30. Ведет в установленном порядке делопроизводство и осуществляет хранение документов Управления, а также их передачу на архивное хранение.

3.31. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных органов Службы к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.32. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.33. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.

3.34. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.

3.35. Осуществляет разработку показателей, применяемых для оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов, в Стратегической карте ФНС России и Карте наблюдаемых ключевых показателей эффективности центрального аппарата ФНС России для оценки эффективности деятельности заместителей руководителя ФНС России и начальников структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, их расчет и методологическое сопровождение.

3.36. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: