Реализация на практике принципа разделения властей правовое государство

Обновлено: 28.03.2024

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (содержа­тельная сторона); а также наиболее последовательное связывание с помо­щью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел конституционное закрепление в ст.2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью». Главное предназначение правового государства - гарантировать каж­дому гражданину возможность всестороннего развития личности. При этом права челове­ка и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной.

Второй принцип реализуется с помощью следующих способов и средств.

1. В рамках правового государства особое место принадлежит конституционализму, который является стабилизирующим фактором, обеспечивает предсказуемость осуществляемой политики. Исходным началом конституционности является признание приоритетности принципа права, а не фактора силы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, определяющим границу власти. Верховенство закона является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности каждого человека и всего общества. Режим законности, торжество права в неразрывном единстве с приоритетом человека – самое главное в понимании природы правового государства.

В правовом госу­дарстве закон, принятый верховным органом власти при строгом со­блюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народом, либо депутатами, которые являются пред­ставителями народа и выражают соответственно общественные инте­ресы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министер­ствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом в России действует последний, как обладающий высшей юридической силой.

2. Ограничение государственной власти через реализацию прав и свобод че­ловека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противове­сов», правового ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

Так как государство само себя никогда не ограничит, то ограничение его власти возможно только посредством другой власти, с которой государство не может не считаться. В качестве такой власти выступают пра­ва человека и гражданина, которые являются своеобразным про­явлением власти личности, волей гражданского общества. Только осознание необходимости инициативного поведения граждан смо­жет стать гарантией приоритета прав человека и граждани­на как высшей ценности над правами государства.

3. Правовое государство опирается на принцип разделения властей, который в современной интерпретации имеет три акцента: социальный, политический и юридический. С точки зрения социальной, разделение властей обусловливается разделением общественно необходимого труда по осуществлению властных функций, его специализации и профессионализации. Политический смысл разделения властей заключается в демонополизации власти, рассредоточении ее по различным участкам и рациональной организации. Юридический аспект разделения властей реализуется через конституционное закрепление важнейших положений самой идеи, конституционное разграничение ветвей власти.

Система «сдержек и противовесов», установленная в российской Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, ис­полнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до­вольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль при­зван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необхо­димости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда тоже можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законода­тель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демокра­тическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательст­ва. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импич­мент, запрет ответственным работникам исполнительных органов из­бираться в состав законодательных структур, заниматься коммерчес­кой деятельностью. Важным средством контроля правительства является принятие бюджета и контроль со стороны парламента за его выполнением.

Демократический характер судебной власти реализуется через общественный контроль, характерной особенностью которого является гласное судопроизводство. Объективно-критический взгляд общественности – это эффективная форма демократического контроля. Суд обязан исходить не из принципа целесообразности, а из неукоснительного приоритета закона. Для демократического суда характерны следующие правила, общепринятые в практике судопроизводства: презумпция невиновности, необратимость закона, сомнения – в пользу обвиняемого, добровольное признание вины нуждается в доказательствах, один свидетель – не свидетель, нельзя быть судьей в собственном доме. Важной предпосылкой торжества законности является право граждан на судебную защиту. Каждый гражданин имеет право рассчитывать на помощь суда в деле защиты своих прав, чести и достоинства. Неправомерные действия властей могут быть обжалованы в судебном порядке.

4. Способствовать ограничению государственной власти может также федерализм. Федерация дополняет горизонтальное разделение власти вертикальным и тем самым становится средством ограни­чения государственной власти, системой сдержек и противовесов. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контроли­ровать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произво­ла в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений федерализм может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и гражданина.

5. Взаимная ответственность государства и личности - еще один способ ограничения политической власти. В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равно­правных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о сотруд­ничестве и ответственности.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, кото­рый выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от огра­ничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедли­вость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конститу­ции Российской Федерации. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограниче­ния и обязуется подчиняться общим установлениям государства. При­менение государственного принуждения должно носить правовой ха­рактер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью долж­ны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и пра­вовой культуры, наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и некоторые другие. По своей сути все принципы правового государства являются такими ограничениями, которые укрепляют позицию законной и легитимной власти.

Суть правового государства заключается в разрушении монопо­лии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной лич­ности. Подлинное правовое государство создает условия для того, чтобы граждане воспринимали себя активными участника­ми политического процесса, усиливали позитивные и снижали негативные свойства го­сударственности.

В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества.

Российская Федерация — федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования ее субъектов.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.

Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества.

Российская Федерация — федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования ее субъектов.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.

Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

(И.А. Андреева )


Тип 17 № 103

Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Группы принципов конституционного строя:

— основы организации государственной власти;

— основы взаимоотношений государства и человека, гражданина;

— основы организации жизни гражданского общества.

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Политика. Федеративное устройство Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя


Тип 19 № 105

Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики конституционного строя РФ. Прокомментируйте одну из данных характеристик.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) характеристики Российской Федерации, например:

2) комментарий к одной из характеристик.

— Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы власти либо избираются, либо формируются представительными органами.

— Светское государство — характеристика государства, которая означает отделение религиозных объединений от государства.

— Социальное государство — характеристика государства, которое имеет определенные социальные обязанности: охрану здоровья и труда, поддержку семьи, института детства и материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения.

В качестве элементов ответа могут быть даны иные комментарии.

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя


Тип 20 № 106

Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:

— отдельные регионы имеют реальную самостоятельность в решении вопросов своей жизни;

— сложное национально-территориальное устройство государства отражает самобытность отдельных субъектов Федерации, позволяет сохранить национальную культуру;

— центральная власть лишена монополии на власть.

Могут быть приведены иные аргументы.


Тип 18 № 43568

Автор пишет о федерализма в РФ. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государственное устройство». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например:

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, распределение государственной власти между государством в целом и его составными частями.

Может быть дано другое объяснение смысла понятия

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) две Формы реализации принципа разделения властей:

2) примеры, допустим:

— осуществление принципа разделения властей по горизонтали: деятельность Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти РФ;

— осуществление принципа разделения властей по вертикали: разделение полномочий между г. Москвой как субъектом Федерации, (например, наличие «своего» законодательства) и органами власти Российской Федерации (исполнение федеральных законов).

В качестве элементов ответа могут быть приведены другие примеры.


Тип 10 № 23707

Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Признаком государственной власти является монопольное право использовать силу в пределах страны.

2) В соответствии с целями своей деятельности государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

3) Принцип разделения властей реализуется только в демократических государствах.

4) По основному субъекту осуществления власть бывает унитарная и республиканская.

5) Политической властью называют способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

1) Признаком государственной власти является монопольное право использовать силу в пределах страны. Да, верно, это один из ее признаков.

2) В соответствии с целями своей деятельности государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Да, верно.

3) Принцип разделения властей реализуется только в демократических государствах. Да, верно, данный принцип может быть реализован на практике только в условиях демократии.

4) По основному субъекту осуществления власть бывает унитарная и республиканская. Нет, неверно, по данному критерию выделяют республиканскую и монархическую власть.

5) Политической властью называют способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Да, верно, это ее определение.


Задания Д25 C1 № 11998

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «разделение властей»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об основных ветвях государственной власти;

− одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса проявление системы сдержек и противовесов, которая есть в российской политико-правовой системе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Разделение властей − политико-правовой принцип, согласно которому государственная власть должна быть разделена на автономные и независимые друг от друга ветви, связанные между собой системой сдержек и противовесов.

2) Выделяют такие ветви власти как исполнительная, законодательная и судебная.

3) В России действует Конституционный суд, который может принять решение о признании несоответствующим Конституции закона, принятого Федеральным Собранием, в случае, если он противоречит Конституции страны.


Тип 17 № 8746

Опираясь на мнение автора приведенное в тексте, а также на знание курса обществоведения объясните какую ключевую функцию выполняет каждая из ветвей?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей. Законодательная власть практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти – народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Да, законодательная ветвь власти сильна, так как ей принадлежит исключительное право принятия законов. Законы, принятые в парламенте, могут быть не одобрены органами исполнительной власти, однако законодательная власть на исполнительную тоже определенное воздействие оказывать может. Здесь все строится на так называемой системе «сдержек и противовесов», благодаря которой ветви власти всегда находятся в равном положении и ни в коем случае не могут влиять на решения друг друга. Законодательная власть – это власть независимая. Законопроекты должны разрабатываться не с учетом интересов конкретных личностей, а именно с учетом интересов всех людей, проживающих в стране. Исполнительная власть, конечно же, не связана с разработкой законопроектов. Ее органы принимают непосредственное участие в управлении государством. Высший ее орган – Правительство. Какое отношение к исполнительной власти имеет Президент нашей страны? Данный вопрос не так-то прост. Дело в том, что Конституция не относит его к конкретной ветви власти, однако по логике вещей ему все-таки достается власть исполнительная. Правительством непосредственно управляет Премьер-министр (Россия – президентско-парламентская республика). Президент РФ имеет влияние на Правительство, однако о степени этого влияния ничего конкретного сказать нельзя. Многие знаменитые юристы уже давно ведут споры по этому поводу. Исполнительная ветвь власти действует на основании законов, принятых парламентом, органами местного самоуправления и так далее. Можно сказать, что она реализует эти законы. Также она обеспечивает их исполнение. Данная ветвь власти действует на всей территории страны, а действие ее является непрерывным. Да, она независима, но действия людей, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями, не должны выходить за рамки принятых законов. Незаконные действия не допустимы при любых обстоятельствах. Ветви власти три. Какая третья? Судебная. Многие известные юристы считают ее самой независимой. Она призвана охранять право и выступать в качестве арбитра в спорах, которые возникают по поводу него. Судебная власть находится в руках судей, то есть тех людей, которые, опираясь на закон, должны вершить правосудие. Судьи неприкосновенны, независимы, несменяемы, назначаемы, однако в своих решениях по конкретным делам они могут опираться только на действующее законодательство. Любые попытки хоть как-то повлиять на судебные решения жестоко пресекаются. Преступления против судей считаются очень серьезными. Разделение властей существует в мире уже достаточно давно. Что можно сказать относительно нашей страны? В первую очередь стоит отметить, что советские власти не признавали три ветви власти и считали, что все должно быть сосредоточено в одних руках. Разделение властей они считали плохой идеей, которая могла родиться только в умах буржуазных мыслителей других стран. СССР распался – появились три независимые ветви власти.

Во все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью.

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценность. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи, как то: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступность, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.


Задания Д22 C3 № 8747

Процесс выработки, оформления и закрепления принципа разделения властей в теории и практике государств имеет собственную историю, неразрывно связанную с гуманистическими идеями лучших представителей политико-правовой мысли. С учетом наследия античных теоретиков (прежде всего, Аристотеля) и созданного в эпоху Просвещения мировоззренческого фона вполне логичен возросший интерес к путям конструирования рационалистической модели государственного устройства в Европе и Северной Америке XVII-ХVIII столетий. Именно там формируется классическое видение разделения властей, ныне рассматриваемое важнейшим принципом деятельности современного государства.

Дж. Локк в знаменитых «Двух трактатах о государственном правлении» (1690), обращаясь к опыту своей страны, вывел основные черты концепции разумной власти в государстве, разделяемой в целях общего блага но, по крайней мере, три ветви. Он настаивал на бесспорном первенстве законодательной власти как верховной, «священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило».

Суть разделения властей определил Ш.Монтескье в труде «О духе законов» (1748), определивший его цель: защитить граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу и превратить закон в истинного посредника между гражданами и правительством. Французский просветитель объявил все ветви власти независимыми и самостоятельными, а их соединение попарно (законодательной и исполнительной, судебной и законодательной или судебной и исполнительной) либо, что еще хуже, в единоправии грозит наступлением произвола и тирании: «Все бы погибло, если бы в одном и том же лице или учреждении, состоящем из сановников, дворян или из простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть исполнять постановления общегосударственного порядка и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». Ш.Монтескье стоял за жесткое регламентирование связей между отдельными властями, что возможно рассматривать как попытку поисков рычагов, ведущих к равновесию и взаимозависимости ветвей власти.

«Отцы-создатели» американской государственности Т.Джефферсон (1743-1826), А. Гамильтон (1755-1804), Дж. Мэдисон (1751-1836)и др., восприняв европейские идеи разделения властей, способствовали законодательному закреплению его принципа. В то же время они предусмотрительно обосновали идею о взаимном контроле, осуществляемом ветвями власти, дабы создать «такую внутреннюю структуру правления, чтобы составляющие ее части сами стали средством удерживать каждую на отведенном ей месте».

Формируемая система сдерживания ветвей власти первоначально воплощала идеи бикамерализма (наличия второй палаты законодательного органа, утверждавшей законы, которые принимаются нижней палатой), независимости судей (как средства охраны прав и свобод граждан от произвола властей), конституционного контроля (со стороны Верховного суда за соответствием конституции всех правовых актов страны), и, несколько позднее, импичмента[44].

В настоящее время общепризнанным в демократических государствах является разделение и самостоятельное функционирование законодательной, исполнительной и судебной власти. Оно фактически существует и в тех странах, где теоретически не признается (Великобритания) или формально не закреплено конституционным путем.

Принцип разделения властей в государстве предполагает:

- демократический режим правления, не допускающий возможность концентрирования всех рычагов власти в одних руках;

- конституционное признание осуществления государственной власти путем ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

- конституционное установление соотношения между полномочиями всех ветвей государственной власти;

- законодательное закрепление за ветвями государственной власти строго определенных рамок их собственной компетенции;

- установленные процедуры передачи полномочий исполнительной власти (их ротация);

- практику невмешательства государственных органов различных ветвей власти в деле друг друга;

- систему «сдержек и противовесов», позволяющую осуществлять взаимный контроль ветвей государственной власти.

В современных государствах конституционными положениями в зависимости от форм государственности предусматриваются различные институты системы сдержек и противовесов, основными из которых можно выделить:

- институт главы государства как гаранта демократических основ государственной власти, призванного обеспечивать согласованное функционирование государственных органов;

- промульгация (подписание и обнародование) главой государства законов, принятых парламентом, которая включает право «вето»;

- процедура преодоления «вето» главы государства парламентом (переголосование закона квалифицированным большинством депутатов);

- импичмент как парламентская процедура отрешения от должности высших лиц в государстве, включая президента;

- участие парламента в формировании правительства (и/или в утверждении кандидатуры премьер-министра);

- вотум недоверия, выражаемый парламентом правительству и ведущий к его отставке;

- участие президента и парламента в формировании высших судебных органов;

- институт конституционного (судебного) контроля над соответствием конституции всех иных нормативных правовых актов и восстановлением, в случае нарушения, установленного конституционного порядка;

- институт омбудсмана (или его аналоги), назначаемого парламентом и осуществляющего независимый контроль над соблюдением прав человека в стране, в том числе и со стороны государственных органов.

В современных трактовках концепции разделения властей заметна неоднозначность в восприятии традиционной триады ветвей государственной власти, что обосновывается усложнением форм и условий общественной жизни, появлением новых сфер и направлений деятельности современного государства, которые невозможно было предвосхитить 200-250 лет тому. Обратим внимание на ряд дополнений и уточнений, вносимых в устоявшийся перечень видов государственной власти, к которым относят также:

- учредительную власть, способную устанавливать путем прямого волеизъявления народа или через учредительное (конституционное) собрание новую форму правления в государстве, пост президента, либо принимать новую конституцию страны (которая, в свою очередь, может содержать положения о новых органах государственной власти);

- универсальную власть главы государства, официально представляющего страну и прерогативы которого варьируются от конкретных видов форм правления, внутригосударственного устройства или государственно-политического режима в государстве;

- избирательную власть как особую систему избирательных органов с четко установленными в законе полномочиями и сферой ответственности за организацию и проведение выборов. В ряде государств Латинской Америки высший избирательный орган наделяется статусом независимой ветви государственной власти (в частности, в Конституции Никарагуа 1987 года);

- контрольную (контрольно-надзорную) власть, основная функция которой превенция возможных нарушений (правового) порядка, а также их пресечения. К органам контрольной власти относят конституционный суд, администрацию президента, прокуратуру, счетную палату как независимую надзорную инстанцию, институт омбудсмана и его аналоги).

В трудах политологов находим обоснование:

- народной власти (в условиях правового государства, когда народ рассматривается единственным источником и носителем государственной власти);

- политической власти (в условиях тоталитарных и авторитарных режимов, когда все бразды правления в государстве оказываются в руках правящей партии, подменяющей собой иные ветви власти);

- религиознойвласти (в условиях теократической формы правления);

- местной (муниципальной, общинной) власти, которая, не являясь государственной, объявляется особой, самостоятельной ветвью власти.

Подобное «клонирование» государственной власти способно привести к нивелированию самой идеи о разумном правлении. Однако следует заметить, что и само современное видение принципа разделения властей не может быть простым слепком застывших форм прошлого. Государственная власть в новом тысячелетии многограннее прежних представлений о ней и рамки традиционных форм ей, возможно, уже узки.

Правовое государство – это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную осуществляется с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию,

Принцип разделения властей – принцип, согласно которому государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни;

2) исполнительная – власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права;

3) судебная – власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. П. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: