Рб как социальное правовое государство

Обновлено: 18.04.2024

Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство — это ор­ганизация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Качественной характери­стикой такого государства является ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могут быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем руководства чиновников.

Основные признаки правового государства:

— суверенитет народа, закрепленный в Конституции страны;

— наличие развитого гражданского общества, защищающего права человека;

— функционирование институтов демократии, которые препятствуют сосредоточению власти в руках одного лица или группы лиц;

— независимость, автономность суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека;

— исключение любых форм деспотизма и диктатуры;

— участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии;

— наличие высокого уровня правовой и политической культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как социальное государство, политика которого направле­на на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраня­ется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специ­альных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защи­ты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей.

Белорусское государство в проведении своей социаль­ной политики стремится поддерживать равновесие, соци­альное взаимодействие институтов власти, профессиональ­ных союзов и предпринимательства, а также различных слоев населения. Оно ведет борьбу с обнищанием и соци­альным расслоением населения, социальным неравенством, пытается решить имеющиеся экономические и политико-правовые проблемы, усовершенствовать трудовое законо­дательство, сохранить культурные ценности белорусов.

25 Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интерпретации.

общественное развитие может быть определено, как процесс роста и развития общественной солидарности. все остальные понятия: - любось, честность, доверие и пр. неразрывно связаны с понятием солидарности и сопутствуют ей. .

В истории человечества мы видим факты и явления двух порядков: одни могут быть определены, как явления порядка солидаристического, другие - антагонистического. Мы не отвечаем на вопрос, каких фактов и явлений больше, есть ли определенная общая тенденция исторического развития, нам важно лишь отметить, что все факты и явления солидаристического порядка соответствуют приведенному значению общественного развития и потому могут быть определены, как положительные. суть общественного развития заключается именно в развитии солидарности.

Это развитие можно себе представить идущим в трех направлениях:

В направлении внешнего численного роста, в смысле охвата процессом объединения все больших численно групп от рода и племени - к нации и в идеале - к единому человечеству.

В направлении внутреннем, в смысле большего укрепления спайки внутри самой группы (уничтожение сословных перегородок, уравнение в правах и т.д.).

В направлении качества, т.е. в смысле углубления солидарности (повышения требований морали и нравственности и т.д.)

солидарность является фактором, способствующим быстрейшему развитию общества во всех направлениях и что без солидарности немыслим был бы прогресс человечества. С течением времени солидарность обретает все большее значение. усилия для солидаризации их требуется значительно большие. Если для создание какого-то простого общественного организма, например, рабочей артели требуется солидарность определенной силы, то насколько больше и многообразнее должна быть солидарность, как объединяющее начало, для создания такого сложного организма, как нация. Если в первом случае необходима связь между только несколькими индивидами, то во втором, помимо этой связи, образующей бесчисленное множество групп и группок, необходима еще связь между этими группами. Человек сознает свою принадлежность сразу к целому ряду формаций, одновременно чувствуя и понимая свою принадлежность к общему целому - нации. В первом случае, в простом общественном единстве, солидарность должна преодолевать лишь личные эгоистические тенденции его членов, во втором - она сталкивается с не менее сложными и многообразными проявлениями общественного эгоизма - классового, сословного, и т.д. Ясно, что во втором случае требуется значительно большее усилие для солидаризации общества.На основании всего сказанного, мы можем утверждать, что общественное развитие человечества в общем неразрывно связано с развитием и углублением солидарности, т.е. - Общественная солидарность есть основа общественного развития и совершенствования общества.

Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Каждоеиз этих понятий имеет свое конкретное содержание.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства.

Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Ученые дают различные определения правового государства. В качестве примера приведем одно из определений: это «такой тип государства, в котором … принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей» (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002, с.152).

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Каждоеиз этих понятий имеет свое конкретное содержание.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства.

Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Ученые дают различные определения правового государства. В качестве примера приведем одно из определений: это «такой тип государства, в котором … принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей» (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002, с.152).

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

3. Государственный суверенитет: понятие и основные свойства

Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.

В качестве важнейших свойств государственного суверенитета выделяют верховенство и независимость государственной власти. Верховенство как свойство суверенитета означает высшую власть государства на своей территории. При этом все иные политические структуры (политические партии, иные общественные объединения) должны признавать власть государства.

Такое свойство государственного суверенитета как независимость означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Наряду с понятием «государственный суверенитет», в науке конституционного права выделяют понятие «народный суверенитет» или «суверенитет народа». Он означает, что именно народ является основой государственной власти, формирует ее выборные органы в период проведения избирательных кампаний и осуществляет контроль над ее деятельностью. Суверенная воля народа является определяющей для государства.

Государственный суверенитет Республики Беларусь был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 12-го созыва 27 июля 1990 года.

Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

В качестве неотъемлемых признаков (свойств) государственного суверенитета выступают следующие положения:

2) право на владение, пользование и распоряжение землей, ее недрами, другими природными ресурсами;

3) право на создание собственной денежной системы;

4) право на создание собственных вооруженных сил, органов государственной и общественной безопасности, правоохранительных органов;

5) право проведения самостоятельной внешней политики путем заключения соответствующих договоров

Основные положения Декларации о государственном суверенитете получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Так, в преамбуле Основного закона записано, что народ Республики Беларусь, от имени которого и во имя которого принимается Конституция, осознает себя полноправным субъектом мирового сообщества и исходит из своего неотъемлемого права на самоопределение.

В наиболее цельном виде идея государственного суверенитета закреплена в статье 1 Конституции. В части второй этой статьи предусмотрено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

По результатам ноябрьского 1996 года референдума День государственной независимости Беларуси был перенесен на 3 июля – День освобождения города Минска от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне и стал называться Днем Республики. По данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов за такое решение проголосовало 88,18 % избирателей (см.: газета «Звязда», 1996, 27 ноября).

Идеология белорусского общества имеет инновационную направленность, основанную на правовом, демократическом, социальном характере нашего государства, закрепленном в статье 1 Конституции Республики Беларусь.

Она предполагает дальнейшее развитие правового государства и гражданского общества. Однако устойчивое инновационное развитие белорусского государства и общества возможно при условии эффективного функционирования всех структурных элементов, политических и общественных институтов. Это прежде всего, правовые условия становления эффективного государства. Мировоззренческой основой идеологии инновационного, эффективного государства должны быть интересы, потребности, идеалы и ценности всех социальных групп и общества в целом.

Одним из базовых конституционно-правовых положений национально-государственной идеологии является идея унитарности территориально-государственного устройства Республики Беларусь.

Унитарное государство - это форма территориально-государственного устройства, при которой территория страны разделяется на административно -территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.). В нем действует единая для всего государства конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного государства характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.

Форма территориально-государственного устройства Краткая характеристика Примеры
Унитарное государство Единое, цельное государственное образование Действует одна конституция и одно гражданство Функционирует единая система Законодательства Состоит из административно- территориальных единиц Беларусь Дания Италия Польша Финляндия Франция Швеция Япония

Рис. Характеристика унитарного территориально-государственного устройства

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Человек, его права, свободы — высшая ценность и цель общества и государства (ст. 2 Конституции Республики Разделение и взаимодействие властей (ст. 6 Конституции Республики Беларусь) Единственный источник власти и носитель суверенитета - народ (ст. 3 Конституции Республики Беларусь)
Признание и равная защита всех существующих форм собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь) Местное самоуправление (ст. 11 7- 124 Конституции Республики Беларусь) Идеологическое и политическое многообразие (ст. 4 Конституции Республики Беларусь)
Верховенство права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь) Приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции Республики Беларусь) Унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Беларусь)

Рис. Основы конституционного строя Республики Беларусь

Понятие «эффективное государство» введено в научный оборот и в выступления политических лидеров в XX столетии. Развернутая характеристика данного феномена была дана в Отчете ООН о мировом развитии «Государство в меняющемся мире», который был опубликован в 1997 году. Для формирования такого государства была определена двухступенчатая стратегия, суть которой заключается в следующем: во-первых, необходимо соизмерить действия государства с его потенциалом; во-вторых, следует искать пути укрепления государства за счет придания динамизма общественным институтам. Причем данная стратегия предусматривает выполнение двух важнейших взаимосвязанных условий: с одной стороны, государственные институты управления должны более широко поддерживать развитие гражданского общества как средства социальной активности граждан, с другой, сами институты должны действовать в соответствии с установленными законами, правилами, функционировать надежно и предсказуемо. Эти подходы вполне могут быть приняты как методологические основания для формирования и развития эффективного государства. Его создание предполагает, что в обществе должны эффективно действовать все государственные и общественные институты, субъекты хозяйствования, в рамках реальной правовой базы, отвечающей мировым стандартам и общенациональным интересам государства. Следовательно, для формирования эффективного государства необходимо выделить основополагающие принципы, выяснить его правовое содержание и смысл. Необходимо отметить, что формирование эффективного белорусского государства - непростая, но выполнимая задача. В Конституции, других важнейших законодательных актах страны заложены принципы правового государства и гражданского общества. Это создает правовые предпосылки для решения задач формирования эффективного государства. С нашей точки зрения, правовое содержание и основной смысл эффективного государствавыражается в следующем:

- верховенство права, во всех сферах общественной жизни; наличие действующего законодательства, соответствующего Конституции Республики Беларусь и принципам международного права, отражающего и регулирующего весь спектр общественных отношений: политических, экономических, трудовых, социальных, культурных, национальных и других; формирование высокого уровня правосознания и культуры граждан, социальных групп и общества;

- наличие эффективно действующих государственных и общественных институтов, исполняющих свои функции в соответствии с Конституцией страны; реализация принципа разделения властей и их взаимодействия в политической системе общества; осуществление в ' обществе демократических принципов и процедур; развитие общественного самоуправления;

- наличие и реализация в обществе прав и свобод граждан в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека; взаимная ответственность государства и граждан за соблюдение законов; обеспечение равенства всех субъектов перед законом.

Эти правовые критерии эффективного государства имеют вполне определенную направленность — обеспечение реальных условий для свободного всестороннего гармоничного развития личности.

"Сейчас очень важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму, вторжение государства в автономную сферу индивидуума, исключить "избыточность" правового регулирования, внедрить в законотворческую и правоприменительную практику в качестве императива действие принципов, стандартов правового демократического государства»[122]

Право представляет собой систему обязательных для всех граждан правил поведения, которые санкционируются государством и выражают индивидуальные, групповые и общие интересы населения страны, выступают регулятором общественных отношений.

Рис. Правовое содержание эффективного государства

Можно выделить следующие основные функции правовой системы: нормативная, регулятивная, идеологическая и воспитательная. Каждая из этих функций, имея свои специфические особенности, органически взаимосвязаны между собой (рис. 3). Их искусственное разделение невозможно, поскольку правовую систему можно рассматривать как совокупность:

1) Юридических норм, принципов и институтов;

2) Правовых учреждений;

3) Правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу.

Рис. 3. Функции права

Таким образом, национальная правовая система включает в себя следующие структурные элементы:

1. Нормативный 2.Организационный 3. Идеологический.

Государственная идеология, как и право в этой связи может рассматриваться с учетом: интересов и возможностей государства (общенациональных интересов) и интересов и потребностей граждан, различных социальных групп, общества в целом. В данном случае, интересы государства и общества могут и должны совпадать; право по своей сути должно отвечать нравственным принципам взаимоотношений людей в гражданском обществе. Почему? В данном контексте уместно обратиться к А. Шопенгауэру, одному из первых философов, обосновавшим положение о том, что право это часть нравственности. Право -внешний закон, внешний порядок, который должен господствовать в человеческом обществе. Требование сострадания, сочувствия есть внутренний закон, который должен господствовать в человеческом сердце. Как внешний закон права, так и внутренний закон сострадания или сочувствия к ближнему суть частные проявления одного и того же нравственного начала. 2 Нормы морали служат источником как права, так и правомерного поведения. Примером этого являются библейские заповеди «не убий», «не укради», которые нашли свое юридическое закрепление в нормах уголовного, гражданского права. Главным же критерием этой оценки выступают реальные поступки людей, действия институтов власти и управления.

Особенность поведения отдельных слоев и групп населения может проявиться в несовпадении с интересами и поведением большинства, а правовая норма выступает как способ принуждения этих граждан от имени всего общества и государства. Данное положение четко перекликается с 3 статьей в Конституции Республики Беларусь, где указано, что единственным источником власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь.

Таким образом, право, с одной стороны, является совокупностью норм, определяющих пределы свободы граждан, с другой стороны, оно ограничивает внешнюю свободу граждан, социальных групп, институтов управления и общественных формирований, действия которых могут противоречить интересам общества и государства.

Важным условием идеологии формирования эффективного государства является государственный суверенитет. Он означает независимость во внешних и главенство во внутренних делах. Его свойства представлены в схеме (рис. 4).

Государства существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации — форме государства, означающих единство трех составных элементов, а именно: формы государственного устройства, формы правления, формы политического режима (подробно изучаются в курсе политологии).

С точки зрения формы государственного устройства Беларусь является унитарным(единым) государством, т. е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей структуре других государств. У нас действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство и один законодательный орган.Беларусь имеет следующее административно-территориальное деление:шесть областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская) и город Минск. По размерам территории (207,6 тыс. кв. км) Беларусь занимает 13-е местосреди европейских государств, по численности населения — 14—15 местов Европе. Наша республика не имеет территориальных претензий к другим государствам равно как и другие государства не имеют территориальных претензий к Беларуси.

Форма правления — есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Конституцией 1994 г. в нашей стране установлена республиканская форма правления (республика).

Систему правления Республики Беларусь следует характеризовать как «смешанную». Конституцией страны предусматривается двойная ответственность правительства — перед Президентом и парламентом, что является характерной чертой «смешанной» системы правления. В то же время, Глава государства обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти и оказывают решающее воздействие на ее формирование и деятельность, что свидетельствует о близости Беларуси к президентской республике.

Народовластие составляет фундамент политического и государственного устройства Республики Беларусь. В соответствии со ст. 3 Основного закона страны: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование таких форм непосредственной демократии, как референдумы, выборы и Всебелорусские народные собрания,играющих значительную роль в становлении белорусского государства.

Референдумвыступает высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов 1995 и 1996 гг.позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса.

Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям(1996, 2001, 2006, 2011) — представительным народным форумам, традиции проведения которых берут свое начало в Полоцком княжестве. Это особая форма участия граждан в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни, а следовательно, и в выражении своих потребностей, интересов и устремлений, которая специально оговорена в статье 37 Конституции страны, а порядок проведения собраний граждан определяется Законом «О республиканских и местных собраниях».

Еще одна форма участия белорусов в осуществлении государственной власти — выборы.Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов. В Республике Беларусь действует Избирательный кодекс (2000; с изменениями, внесенными Законами от 4.01.2003, 6.10.2006, 4.01.2010),содержащий правовую базу проведения выборов.

В правовом государстве власть в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами, обеспечение равенства всех перед законом и судом.

Основные признаки правового государства:

· незыблемость прав и свобод человека и гражданина;

· взаимная ответственность личности и государства;

· развитое гражданское общество.

Идея правового государства в Беларуси впервые была провозглашена в Декларации «О государственном суверенитете БССР» (1990 г.), получив свое дальнейшее закрепление в Основном законе страны. Так, в преамбуле указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 записано, что Республика Беларусь — правовое государство. Однако в последнем случае, по мнению белорусского профессора Г.А.Василевича,мы «имеем дело не с констатацией факта (построением правового государства, завершением этой работы), а процессом становления его, переходом от одного этапа к другому». Ведь мало только провозгласить то или иное государство правовым. Важно обеспечить «содержательную сторону» такого государства, т. е. внедрить в практику определенные принципы.

Основным принципом правового государства является верховенство закона.Государство, все его органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. В республике также установлена доступность законодательства, поскольку нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Еще один важнейший признак правового государства — принцип разделения властей.В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6). Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна. Однако власти, будучи разделенными, дополняют друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов. Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. Специфика реализации принципа разделения властей в Беларуси заключается в том, что привычная триада властей дополнена еще одной — президентской, которая в соответствии с Конституцией «заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами».

К сожалению, в Беларуси пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры и социальной базы. Поэтому важное место в структуре белорусского общества занимаютСоветы депутатов, профсоюзы и ОО «БРСМ»,призванные обеспечить связь народа с институтами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственного управления. В последние годы все более заметной политической силой становится общественное объединение «Белая Русь», которое постепенно реформируется в политическую партию.

Стремительно возрастает роль в обществе и союзов предпринимателей. По мнению председателя президиума Союза юридических лиц «Республиканской конфедерации предпринимательства» В. Н. Корягина, во взаимоотношениях «между бизнесом и властью произошел позитивный сдвиг». Все это положительно сказалось на подготовке Национальной платформы бизнеса Беларуси (НПББ—2010) и других программных документов, создающих возможности для партнерства с органами власти и развития предпринимательства в нашей стране. Примером успешного взаимодействия государственных структур и бизнеса является деятельность Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, а также ряда региональных организаций предпринимателей.

Республика Беларусь является государством, активно осуществляющим государственную политику. Социальные слои и группы населения обладают равными политическими и гражданскими правами, а также большими возможностями доступа к социальным, образовательным и культурным ценностям (некоторыми преимуществами пользуются ветераны, инвалиды и др.).

Государство стремится улучшать качество жизни людей путем создания государственных гарантий социальных прав граждан, надежной системы социального обеспечения и социальной защиты населения. С этой целью выстроена система социальных стандартов, включающая в себя десятки нормативов,которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания (особенно активно в последние годы проводилась работа в агрогородках и других населенных пунктах в сельских районах).

В тоже время в нашем обществе важно преодолеть уравниловку. Равное распределение ресурсов независимо от трудового вклада и квалификации людей в современных условиях неизбежно оборачивается препятствием для роста производительности труда, ведет не к накоплению общественного богатства и, следовательно, не к росту благосостояния масс, а к его оскудению. Поэтому в стране провозглашается принцип равенства стартовых возможностей для всех граждан, чтобы каждый человек имел реальный шанс для развития своих способностей и рационального их применения. Равноправие не исключает проявления государством особой заботы о лицах, которые (в силу определенных, независящих от них обстоятельств) не в состоянии наравне конкурировать сдругими (как уже отмечалось, это в первую очередь отношения к инвалидам, пенсионерам, сиротам и др.).

Основополагающее значение в социальной сфере отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию здорового образа жизни, обеспечению доступности и высокого качества образования, основная цель которого — формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности. Другие направления социальной политики — жилищная сфера, транспортное, коммунальное и бытовое обслуживание, услуги связи, физическая культура и спорт — также динамично развиваются. Однако при этом учитываются возможности государства в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Наряду с внешними, существуют и внутренние источники угроз национальной безопасности Республики Беларусь (см. §8 УМК), осложняющие государственное строительство, нарушающие конституционные права и свободы человека, принципы верховенства закона. В этой связи среди важнейших задач, которые будет решать государство, — развитие гражданского общества, реформа политической системы, дебюрократизация госуправления и др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: