Разъяснения комитета государственных доходов мф рк к некоторым статьям налогового кодекса рк

Обновлено: 28.03.2024

С 2020 года согласно статьи 48 НК РК срок исковой давности будет составлять три года. Подскажите, пожалуйста, с какого периода будет считаться переход на новый срок исковой давности с 2020 года или ретроспективно, например: за 2016 год закончится в 2019 году?

Ответ:

Согласно статье 48 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет три года.

При этом в соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» статья 48 Налогового кодекса приостановлена до 1 января 2020, при этом установлено, что в период приостановления вышеуказанной нормы срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет 5 лет.

Из изложенного следует, что срок исковой давности 3 года будет применяться по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим с 1 января 2020 года.

Министерство национальной экономики РК не согласно с мнением Комитета государственных доходов МФ РК по вопросу применения нового срока исковой давности в отношении обязательств возникших до 01.01.2020 года. (скачать письмо в адрес НПП)

исковая давность, срок действия, 3 года

Статьи по теме:

Статьи PRO по этой же теме:

2 комментариев

София Елемесова

Просим разъяснить ситуацию насчет изменения срока исковой давности в 2020 году. В декабре 2020 года Компанией были аннулированы доходы за период 2015-2020 гг. Согласно п.2 статьи 48 НК РК срок исковой давности составляет – три года. На основании ответа Председателя КГД МФ РК Султангазиева М.Е ., из источника блога-платформы государственных органов Республики Казахстан, на обращение от 14.01.2020 №589676 налогоплательщики вправе по налоговым периодам до 1 января 2020 года сдать дополнительную налоговую отчетность в пределах пятилетнего срока .
Из того же источника ответ Султангазиева М.Е. на обращение от 15.09.2020 №641679: внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность за периоды 2015 и 2016 годы в 2020 году не представляется возможным в виду истечения срока исковой давности, то есть трёх лет. Исходя из этого, можно увидеть что данные разъяснения противоречат. Учитывая вышеизложенное, имеет ли всё-таки право Компания сдавать дополнительные формы налоговой отчетности за 2016-2017-2018 годы в 2021 году?

Ольга Мурзинцева

Добрый день! По данному вопросу рекомендуем Вам дополнительно обратиться в уполномоченные органы для предоставления однозначного ответа.

1. Резидентами Республики Казахстан в целях настоящего Кодекса признаются физические лица, постоянно пребывающие в Республике Казахстан или непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан.

2. Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

3. Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);

2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.

Комментарий к статье 189 Налогового кодекса

1. Положения статьи 189 Налогового кодекса устанавливают критерии определения резидентства физических лиц.

Для физических лиц законодатель устанавливает два основных критерия определения резидентства:

- постоянное пребывание в Республике Казахстан в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде;

- наличие центра жизненных интересов в Республике Казахстан.

При этом физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Гражданин Германии постоянно проживает в Казахстане с 1 декабря 2012 года по 31 октября 2013 года. Является ли он резидентом Республики Казахстан для налоговых периодов 2012-2013г.г.?

Ответ : Согласно пункту 1 статьи 4 Конвенции между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германии термин «резидент Договаривающегося Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению по причине своего местожительства, резидентства, места управления, места учреждения или любого другого критерия аналогичного характера. Гражданин Германии в соответствии со статьей 189 Налогового кодекса является постоянно пребывающим, так как пребывает в Республике Казахстан более 183 дней в период с 1 декабря 2012 года по 3 октября 2013 года. Однако он признается резидентом Республики Казахстан только для налогового периода 2013 года, при этом в 2012 году гражданин Германии являлся нерезидентом в Республике Казахстан.

Физическое лицо-резидент России с 1 февраля 2012 года по 20 июня 2013 года работает на территории Республики Казахстан. В период с 21 июля по 20 августа 2013 года он был командирован в Россию. С 21 августа по 31 декабря 2013 года он работал в Казахстане. Является ли физическое лицо в период с 1 февраля 2012 года по 31 декабря 2013 года резидентом Республики Казахстан?

Ответ : Данное физическое лицо пребывает в Республике Казахстан более 183 дней в двенадцатимесячном периоде с 1 февраля 2012 года до 1 февраля 2013 года, соответственно, приобретает статус резидента Республики Казахстан на основании постоянного пребывания за указанный период. При этом является резидентом Республики Казахстан для налоговых периодов 2012-2013г.г., так как превышение 183 дней пребывания в Республике Казахстан произошло в 2012г.

Если физическое лицо не является постоянно пребывающим в Казахстане, однако имеет центр жизненных интересов в Казахстане, то он также признается резидентом Республики Казахстан. Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство). При этом гражданство физического лица подтверждается наличием паспорта гражданина Республики Казахстан, а вид на жительство наличием разрешения на проживание в Республике Казахстан;

2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан. Для определения круга лиц, входящих в состав семьи и близких родственников физического лица, необходимо учитывать положения Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье». Так согласно положениям Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» признаются:

близкими родственниками - родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки;

семьей - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу и (или) членам его семьи на праве собственности или на иных основаниях.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что понятие «место жительства» включает место жительства любого вида, основанное на любых правоотношениях (арендованные или принадлежащие на праве собственности дом, квартира, комната). При этом существенное значение имеет постоянный характер места жительства, то есть физическое лицо должно использовать это жилище для постоянного проживания, а не для целей временного пребывания, например во время туристической поездки, деловой поездки, обучения в учебном заведении и т. д.

Граждан России вместе с супругой приехал в Казахстан по трудовому договору. Семья не имеет на праве собственности квартиру, поэтому арендует жилье в г. Астана. Через 5 месяцев он получил вид на жительство в Казахстане. Его несовершеннолетние дети проживают в г. Москве у близких родственников. Является ли данное лицо резидентом Казахстана?

Ответ : Да, является, так как соблюдаются все три условия, установленные пунктом 4 статьи 189 Налогового кодекса - гражданин России имеет вид на жительство, супруга проживает с ним, у него есть постоянное место жительства в Республике Казахстан.

Разъяснения Комитета государственных доходов МФ РК к некоторым статьям Налогового кодекса РК. Комментарий к подпунктам 1) и 2) пункта 6 статьи 428 (по состоянию на 16 февраля 2015 года)

Разъяснения Комитета государственных доходов МФ РК к некоторым статьям Налогового кодекса РК

Статья 428. Условия применения специального налогового режима

6. Для целей статьи 433 настоящего Кодекса предельный доход юридического лица состоит из:

1) объекта налогообложения, определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 427 настоящего Кодекса;

2) совокупного годового дохода с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса, определяемого в общеустановленном порядке.

Комментарий к подпунктам 1) и 2) пункта 6 статьи 428 Налогового кодекса
(по состоянию на 16 февраля 2015 года)

1. Данная норма введена с 1 января 2013 года.

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса предусматривает применение упрощенного режима налогообложения по налогам, предусмотренным в рамках режима, в целях уменьшения налоговой нагрузки и установления порядка, отличного от стандартных процедур исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности по ним. Принимая во внимание это, законодатель в качестве одного из ограничения для применения режима устанавливает предельный доход, при превышении которого налогоплательщики не вправе применять специальный налоговый режим и обязаны перейти на общеустановленный порядок налогообложения.

3. Базовой статьёй для комментируемой нормы является подпункт 2) статьи 433 Налогового кодекса, где законодателем для юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, установлен предельный доход за налоговый период.

До 1 января 2014 года налоговым периодом являлся квартал, предельный доход был установлен не более 25,0 млн. тенге за квартал.

С 1 января 2014 года налоговым периодом определено полугодие, при этом предельный доход за полугодие не должен превышать 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

4. При определении предельного дохода учитываются следующие размеры минимальной заработной платы:

размер МЗП в тенге

5. С 1 января 2014 года для юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, предельный доход за полугодие рассчитывается следующим образом:

2800 * 19966-установленный размер МЗП в 2015 году

2800 * 21364-установленный размер МЗП в 2015 году

6. С 01.01.2009 до 01.01.2013 года в предельный доход включались доходы, полученные только от деятельности, на которую распространялся специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, соответственно, доходы, полученные от прироста стоимости и выбытия фиксированных активов, юридическими лицами при определении предельного дохода до 1 января 2013 года, не учитывались.

ТОО «Оркендеу» за отчетный период в 2012 году получил доход 19,5 млн. тенге от оказания рекламных услуг, кроме того данное предприятие получило доход от выбытия фиксированных активов в размере 8,8 млн. тенге, облагаемый в общеустановленном порядке.

Общий доход предприятия за налоговый период составил 28,3 млн. тенге. Доход, полученный от деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, составил 19,5 млн. тенге. Поскольку, доход от выбытия фиксированных активов в размере 8,8 млн. тенге, облагаемый в общеустановленном порядке, в 2012 году не включался в предельный доход, у ТОО «Оркендеу» превышение установленного предельного дохода за налоговый период -25,0 млн. тенге не допущено. Следовательно, данное предприятие вправе далее применять специальный налоговый режим.

7. С 1 января 2013 года законодатель включает в предельный доход налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим для субъекта малого бизнеса, все доходы, полученные им от предпринимательской деятельности: как доходы, полученные от деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, так и доходы, облагаемые в общеустановленном порядке. Такой механизм позволяет определить соответствие налогоплательщика установленному условию по предельному доходу и правильно определить отнесение его к категорий субъекта малого бизнеса в целях налогообложения.

ТОО «Оркендеу» в 1 полугодии 2014 года получил доход от оказания рекламных услуг в размере 35,3 млн. тенге, кроме того данное предприятие получило доход 25,8 млн. тенге от выбытия фиксированных активов, облагаемый в общеустановленном порядке.

Доход ТОО за отчетный налоговый период составил 61,1 млн. тенге.

Учитывая, что предельный доход за налоговый период не должен быть больше 2800-кратного размера МЗП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего года, т. е. 55,9 млн. тенге (2800 х 19966-установленный размер МЗП в 2014 году), данное ТОО не вправе применять СНР на основе упрощенной декларации, соответственно, должно перейти на общеустановленный порядок налогообложения.

6. Для целей статьи 433 настоящего Кодекса предельный доход юридического лица состоит из:

1) объекта налогообложения, определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 427 настоящего Кодекса;

2) совокупного годового дохода с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса, определяемого в общеустановленном порядке.

Комментарий к подпунктам 1) и 2) пункта 6 статьи 428 Налогового кодекса
(по состоянию на 16 февраля 2015 года)

1. Данная норма введена с 1 января 2013 года.

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса предусматривает применение упрощенного режима налогообложения по налогам, предусмотренным в рамках режима, в целях уменьшения налоговой нагрузки и установления порядка, отличного от стандартных процедур исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности по ним. Принимая во внимание это, законодатель в качестве одного из ограничения для применения режима устанавливает предельный доход, при превышении которого налогоплательщики не вправе применять специальный налоговый режим и обязаны перейти на общеустановленный порядок налогообложения.

3. Базовой статьёй для комментируемой нормы является подпункт 2) статьи 433 Налогового кодекса, где законодателем для юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, установлен предельный доход за налоговый период.

До 1 января 2014 года налоговым периодом являлся квартал, предельный доход был установлен не более 25,0 млн. тенге за квартал.

С 1 января 2014 года налоговым периодом определено полугодие, при этом предельный доход за полугодие не должен превышать 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

4. При определении предельного дохода учитываются следующие размеры минимальной заработной платы:

размер МЗП в тенге

5. С 1 января 2014 года для юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, предельный доход за полугодие рассчитывается следующим образом:

2800 * 19966-установленный размер МЗП в 2015 году

2800 * 21364-установленный размер МЗП в 2015 году

6. С 01.01.2009 до 01.01.2013 года в предельный доход включались доходы, полученные только от деятельности, на которую распространялся специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, соответственно, доходы, полученные от прироста стоимости и выбытия фиксированных активов, юридическими лицами при определении предельного дохода до 1 января 2013 года, не учитывались.

ТОО «Оркендеу» за отчетный период в 2012 году получил доход 19,5 млн. тенге от оказания рекламных услуг, кроме того данное предприятие получило доход от выбытия фиксированных активов в размере 8,8 млн. тенге, облагаемый в общеустановленном порядке.

Общий доход предприятия за налоговый период составил 28,3 млн. тенге. Доход, полученный от деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, составил 19,5 млн. тенге. Поскольку, доход от выбытия фиксированных активов в размере 8,8 млн. тенге, облагаемый в общеустановленном порядке, в 2012 году не включался в предельный доход, у ТОО «Оркендеу» превышение установленного предельного дохода за налоговый период -25,0 млн. тенге не допущено. Следовательно, данное предприятие вправе далее применять специальный налоговый режим.

7. С 1 января 2013 года законодатель включает в предельный доход налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим для субъекта малого бизнеса, все доходы, полученные им от предпринимательской деятельности: как доходы, полученные от деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, так и доходы, облагаемые в общеустановленном порядке. Такой механизм позволяет определить соответствие налогоплательщика установленному условию по предельному доходу и правильно определить отнесение его к категорий субъекта малого бизнеса в целях налогообложения.

ТОО «Оркендеу» в 1 полугодии 2014 года получил доход от оказания рекламных услуг в размере 35,3 млн. тенге, кроме того данное предприятие получило доход 25,8 млн. тенге от выбытия фиксированных активов, облагаемый в общеустановленном порядке.

Доход ТОО за отчетный налоговый период составил 61,1 млн. тенге.

Учитывая, что предельный доход за налоговый период не должен быть больше 2800-кратного размера МЗП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего года, т. е. 55,9 млн. тенге (2800 х 19966-установленный размер МЗП в 2014 году), данное ТОО не вправе применять СНР на основе упрощенной декларации, соответственно, должно перейти на общеустановленный порядок налогообложения.

5. Резидентами Республики Казахстан в целях настоящего Кодекса также признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в Республике Казахстан.

Местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица.

Комментарий к пункту 5 статьи 189 Налогового кодекса

1. Пунктом 5 статьи 189 Налогового кодекса законодатель установил, что основанием для определения резидентства юридических лиц является государственная регистрация юридического лица в органах юстиции или место нахождения эффективного управления юридического лица.

Порядок государственной регистрации юридического лица в органах юстиции установлен Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». В целях подтверждения факта регистрации органом юстиции выдается юридическому лицу справка, которая содержит в себе сведения о дате ее выдачи, регистрирующем органе, бизнес-идентификационном номере, дате государственной регистрации (перерегистрации), наименовании и месте нахождения юридического лица.

При определении термина «место эффективного управления» необходимо руководствоваться положениями Налогового кодекса. Законодатель пунктом 5 статьи 189 Налогового кодекса устанавливает, что «местом эффективного управления» (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица. Документами, подтверждающими место проведения собрания, могут быть протоколы собраний, приказы и иная документация. В случае, если управление юридическим лицом-нерезидентом осуществляется из Казахстана, то в соответствии с Налоговым кодексом такое юридическое лицо признается резидентом Республики Казахстан, соответственно, такое юридическое лицо должно пройти налоговую регистрацию в налоговых органах Республики Казахстан, где ему будет присвоен статус юридического лица, созданного в соответствии с законодательством иностранного государства, место эффективного управления которого находится в Республике Казахстан. При этом, организационно-правовая форма такого юридического лица остается прежней.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: